Проблема мусульманской эмиграции на Запад: причины, серьёзность и последствия. Часть II

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Салих Абуррахман — Алжир

Правильный взгляд на проблему: решение кроется в том, чтобы привести себя в соответствие с Шариатом

Нет сомнений в том, что проблема миграций имеет своё решение в Шариате; соответственно, недопустимы умозаключения вокруг вопроса переселений в страны Запада и другие, основываясь на разуме и балансируя между «плюсами» и «минусами», пользой и вредом, или же между преимуществами и недостатками. Вопрос миграций — шариатский вопрос, и его решение должно быть только в рамках, установленных им. Помимо этого, мусульмане должны знать этот закон Исламского Шариата и донести его своим сыновьям, большинство из которых желает примкнуть к некоторым западным странам и обществам, чтобы осуществить свою мечту и реализовать себя в условиях «равенства, свободы, человеческого братства, научных достижений, процветания, прогресса и богатства». Последние опросы, проведённые в Алжире, указывают на то, что 50% молодёжи желает покинуть свою страну вопреки разнообразию и масштабам её богатства. Нельзя сказать, что в других странах мнение молодёжи сильно отличается.

Между тем, мнения исследователей феномена переселений (хиджры), как мы говорили раннее, разнятся. Среди них есть те, кто на определённых условиях позволяют переселение, и те, кто восхищён перспективами, которые открывает миграция мусульман на Запад, кто говорит, что этот процесс оставит глубокий след на Западе, считая, что «мир сегодня стал одной большой деревней» и что «терминология фикха старых времён» (примером тому служат термины Дар уль-куфр и Дар уль-Ислям) пережита временем и неприменима сегодня. Подобные люди в оправдание своего взгляда так же говорят о существовании двух миров на Западе: «Запад народный, с кем мы пытаемся жить в согласии, и Запад официальный, с кем мы изворотливо боремся». Мы же в своих выводах, подойдя к рассмотрению вопроса переселения (хиджры) мусульман и нахождения их в среде неверных, пришли к заключению о том, что данное положение противоречит принципу приверженности религии. Он представляет собой опасность для исламской идентичности мусульман в разных уголках земного шара, самая меньшая из которых — это индивидуальная и коллективная ассимиляция в безбожных системах на уровне идеи и акъыды, не говоря уже о поведении! Ведь религия — это не только ритуальные обряды поклонения, которые исполняются на индивидуальном уровне в собственных домах или специально отведённых для этого помещениях (чаще в подвальных) на территории неверных государств. Наоборот, религия — это прежде всего такой взгляд на жизнь, который требует от мусульман занять главенствующее место в мире, быть единой Уммой, отличной от других людей, иметь свою государственность — могущественный Халифат, который претворяет Шариат и несёт Ислам ко всему человечеству посредством призыва и джихада. А поэтому мы заявляем: сегодня неотъемлемой стороной в вопросе соблюдения религии мусульманином считается посвящение себя работе по восстановлению Исламского Халифата на территориях мусульманских стран. С другой стороны, возникает вопрос, какие решения может предложить данный идеологический взгляд (радикальный по своему содержанию, согласно мнению умеренных исламистов) мусульманам, уже проживающим, как случившийся факт, миллионами в странах Запада, который, в свою очередь, используя данный факт, ведёт борьбу против Ислама? Днём и ночью он повсеместно продолжает убивать мусульман, чтобы не допустить появления их государственности, как и западные политики не смыкая глаз строят свои козни, чтобы воспрепятствовать мусульманам проснуться от долгого сна. Мы ответим на этот вопрос ниже.

Наше мнение, о чём мы говорили выше, основывается на доказательствах Шариата (на выведенных из них решениях), на что опиралось большинство улемов прошлых поколений, таких как Абу Ханифа, имам аш-Шафии, Ахмад, Абдуррахман аль-Аузаи, Аляуддин аль-Касани, аль-Маварди, Ибн Кудама, Ибн Таймийя, Ибн аль-Каййим, Ибн Касир и другие:

1. Хадис сахих от Джарира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَنَا بَرِيءٌ مِنْ كُلِّ مُسْلِمٍ يُقِيمُ بَيْنَ أَظْهُرِ الْمُشْرِكِينَ

«Я непричастен ни к кому из мусульман, живущих среди многобожников» (Абу Дауд). Смысл данного хадиса, со всеми его формулировками в передачах очевиден.

2. Аллах Тааля говорит:

إِنَّ ٱلَّذِينَ تَوَفَّىٰهُمُ ٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ ظَالِمِيٓ أَنفُسِهِمۡ قَالُواْ فِيمَ كُنتُمۡۖ قَالُواْ كُنَّا مُسۡتَضۡعَفِينَ فِي ٱلۡأَرۡضِۚ قَالُوٓاْ أَلَمۡ تَكُنۡ أَرۡضُ ٱللَّهِ وَٰسِعَةٗ فَتُهَاجِرُواْ فِيهَاۚ فَأُوْلَٰٓئِكَ مَأۡوَىٰهُمۡ جَهَنَّمُۖ وَسَآءَتۡ مَصِيرًا ٩٧

«Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (04:97). В толковании данного аята приводится следующее: В данном благородном аяте Аллах обязывает мусульман, проживающих среди многобожников, в среде, где невозможно претворять религию, переселиться (совершить хиджру), если они способны на это. Данный аят — общий, и он распространяется на каждого мусульманина, а слова Аллаха: «...чинящими несправедливость по отношению к самим себе», — означают «те, кто, будучи способным совершить хиджру, отказались от неё, избрали проживание среди многобожников без возможности исполнять свои шариатские обязанности, совершили тем самым грех и поступили с собой несправедливо». Под словом «хиджра» имеется в виду обязательство мусульманина вернуться на земли Ислама. Из этого исходит, что мусульманину не позволяется находиться в странах неверных или отправляться туда с целью постоянного проживания.

Согласно имаму Ибн Касиру: «Данный аят был ниспослан с общим содержанием смысла и касается каждого мусульманина, кто проживает среди многобожников и, несмотря на возможность совершить хиджру, продолжает там оставаться, не придерживаясь религии. Такой человек поступает с собой несправедливо и совершает грех, по поводу чего существует Иджма».

Самым слабым по жёсткости предупреждением в данном контексте мы находим мнение имама аль-Куртуби в его труде «Аль-Джами ли-ахкам аль-Куран», где он, комментируя аят «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе...» говорит: «Человек не должен жить в странах неверных, если не способен там претворять свою религию. А если он может её исполнять и эта страна — его единственное убежище, то ничего плохого в проживании там нет, с позволения Аллаха». Всё же, что означают слова «претворять и исполнять свою религию»?

Из вышеприведённых шариатских текстов и их значений становится очевидным, что все комментарии факихов прошлых поколений были сделаны на момент существования Дар уль-Ислям, наличия государства и силы у мусульман. Иными словами, когда Умма имела вес и могущество среди других народов. Однако сегодня, когда Умма слаба в силу отсутствия такого образования, как Дар уль-Ислям, а мусульмане лишены власти и безопасности в своих странах, не говоря уже об остальных, насколько правомерно заявлять о равнозначности всех государств мира с точки зрения пребывания в них и, следовательно, о дозволенности мусульманам проживать там, где они хотят, будь то в мусульманских или неверных странах, не проводя никаких различий между ними?

Бесспорно, правда заключается в том, что сегодня, когда нет Исламского Государства, мусульманам находиться в своих странах и действовать для того, чтобы преобразовать их из Дар уль-куфр в Дар уль-Ислям, намного важней, и это — их первостепенное обязательство. Следовательно, тему переселений необходимо рассматривать именно под этим углом: обязательство действовать или содействовать тем, кто работает на этом пути и испытывает нужду в человеческом ресурсе, ради изменения положения мусульман путём установления Халифата. Ведь то, что изменилось, так это — Дар уль-Ислям, который после падения Халифата, правившего Исламом, превратился в Дар уль-куфр, хотя и остался мусульманской территорией. А те государства, которые первоначально были Дар уль-куфр (например, как Германия, Британия), — они таковыми и остались. Таким образом (согласно Шариату), необходимо работать над тем, чтобы изменить прежде всего мусульманские территории на Дар уль-Ислям, как они были раньше, а это произойдёт через восстановление Исламского Государства и возрождение исламского образа жизни на них, и никак иначе. Это — ключевой элемент вопроса, т. к. мусульманам запрещено находиться без халифа, т. е. без Халифата, более трёх дней. Исходя из этого, самыми подходящими странами для работы по изменению и установлению Исламского Государства являются мусульманские страны, в частности — арабские государства, исключительно с языковой точки зрения, из-за того, что на арабском языке ниспослан Коран, Сунна, что он — неотделимая часть Ислама. Тем временем, могут ли сегодня мусульмане в странах Запада исполнять свою религию должным образом, как это требуется Шариатом, а это, как минимум, — исполнять обряды, применять хукмы и вести призыв?

Доказательством этому также служит тот факт, что мусульмане, проживающие за пределами Исламского Государства, в определённых случаях лишены его защиты и поддержки, как об этом говорят слова Аллаха:

إِنَّ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَٰهَدُواْ بِأَمۡوَٰلِهِمۡ وَأَنفُسِهِمۡ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ وَٱلَّذِينَ ءَاوَواْ وَّنَصَرُوٓاْ أُوْلَٰٓئِكَ بَعۡضُهُمۡ أَوۡلِيَآءُ بَعۡضٖۚ وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَلَمۡ يُهَاجِرُواْ مَا لَكُم مِّن وَلَٰيَتِهِم مِّن شَيۡءٍ حَتَّىٰ يُهَاجِرُواْۚ وَإِنِ ٱسۡتَنصَرُوكُمۡ فِي ٱلدِّينِ فَعَلَيۡكُمُ ٱلنَّصۡرُ إِلَّا عَلَىٰ قَوۡمِۢ بَيۡنَكُمۡ وَبَيۡنَهُم مِّيثَٰقٞۗ وَٱللَّهُ بِمَا تَعۡمَلُونَ بَصِيرٞ ٧٢

«Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу. Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете» (08:72). «Защищать (وَلاَيَة)» означает помогать, проявлять заботу и опеку. В толковании данного аята приводится следующее: «Те, кто уверовали в Аллаха, Его Посланника ﷺ, поступили согласно Его Шариату, переселились в Дар уль-Ислям или туда, где могут поклоняться своему Господу, сражались на пути Аллаха своим имуществом и жизнями и те, кто предоставили переселившимся убежище в своих домах, утешили их своим имуществом и оказали помощь религии Аллаха — эти люди являются помощниками и друзьями друг к другу. Что же касается тех, которые уверовали и не переселились из Дар уль-куфр в Дар уль-Ислям, то вы не обязаны защищать их, пока они не переселятся. А если их постигнет гнёт со стороны неверных и они попросят у вас помощи, то ответьте их просьбам, за исключением того случая, если с народом, среди которого проживают мусульмане, просящие у вас помощь, не заключён договор. Аллах ведает о том, что вы совершаете, и воздаст каждому по его намерениям и делам». Однако ряд муфассиров (толкователей) понимают слова Аллаха «вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения» как «между вами нет наследственных обязательств, и они не имеют права на долю из трофеев», но это понимание является неправильным, исходя из текста того же аята: «Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор». Во всех случаях, большинство муфассиров говорит о том, что мусульманам как государству приказано не оказывать помощь и заботу не переселившимся на территорию безопасности, т. е. в Дар уль-Ислям, мусульманам, если их постигла беда от рук неверных и если между Исламским Государством и неверным образованием, откуда просится помощь, существует договор.

Мы говорим: несомненно, сегодня, когда положение мусульман в своих странах такое, что слабее и беспомощнее не может уже и быть из-за отсутствия своего государства, получается так, что мусульмане, как в одиночку, так и группами проживающие (являющиеся гражданами) в одной из стран Запада, как никогда подвержены всем видам нападок: убийствам, пыткам, идейным и политическим атакам, даже если они имеют паспорта государств, в которых живут. И пусть никто из них не говорит: «Я — американец, канадец, француз, британец, финляндец, бельгиец, датчанин или австралиец», — они в любой момент конфликта между Западом и мусульманами по причине их приверженности к религии могут лишиться всех своих паспортов и гражданства. И даже несмотря на все лишения, которые переживают мусульмане из-за проживания в странах неверных, их политики в тот момент столкновения назовут это противостояние «террором» и выдворят их в страну, откуда они приехали, или даже не они, а их родители или деды. Это мы уже видим, на самом деле так и происходит.

Более того, если существует Дар уль-Ислям, то переселение мусульманина в Дар уль-куфр, в случае, когда ему хиджра становится обязательной, по Шариату является категорически запретным действием. Поселившись в Дар уль-куфр, мусульманин становится жителем данной территории, и на него распространяются хукмы Дар-уль куфр как на уровне взаимоотношения Исламского Государства с различными государствами, так и на уровне индивидуумов, и это известно в Шариате. Например, к нему не применяются законы шариатских наказаний, с него не взимается закят, он не может оставить наследство гражданину Дар уль-Ислям, на него не возлагается обязательство содержать тех, кого он обязан содержать по Исламу, если бы он был гражданином Исламского Государства, и другие шариатские законы. Таким же образом, если он (житель Дар уль-куфр) посетит Дар уль-Ислям для торговли, лечения, обучения, посещения родных, путешествия или по какой-либо другой причине и пробудет там день, месяц, год или больше, не имея гражданства Исламского Государства, а продолжая являться гражданином Дар уль-куфр, то к нему будут применяться законы мустамина (подзащитного иностранца), и он не сможет заезжать в Исламское Государство без предоставления гарантий безопасности, т. е. без разрешения государства. Суть вопроса — не в обстоятельствах и времени пребывания, а именно в гражданстве мусульманина. Аналогично гражданин Исламского Государства, который посещает Дар уль-куфр с какой-либо временной целью, сколько бы он там ни оставался, считается жителем Дар уль-Ислям и обладает теми же правами и обязанностями, как и остальные граждане. Любая страна, не являющаяся Дар уль-Ислям, считается Дар уль-харб, и по отношению к ней и к её жителям (гражданам), будь они мусульманами или неверными, одинаково применяются соответствующие хукмы, за исключением того, что в случае силового присоединения данной территории мусульманин априори не может быть убит или лишён своего имущества в качестве трофеев, а к гражданину Исламского Государства, оказавшегося на присоединённой территории, независимо, мусульманин он или немусульманин, применяются законы Дар уль-Ислям.

Для того, чтобы внести ясность в вопрос переселений и пояснить важность наличия Исламского Государства и недопустимости отвлекаться на другие вопросы до тех пор, пока оно не образуется, необходимо добавить следующее:

Как только неверный капиталистический и ненавистный Запад осознал то, в чём секрет мусульманского могущества, и убедился в том, что он исходит из силы исламской акъыды и исламских идей, то принялся разрушать и искажать исламские понятия в умах мусульман. Эта крайне опасная для мусульман затея, можно сказать, оказалась самой успешной кампанией Запада в её борьбе против Исламской Уммы, что в итоге позволило окончательно покорить её политически путём устранения её государства и расчленения её земель с помощью военной экономической интервенции и разграбления богатств. Но самое опасное кроется в том, что Запад создал среди мусульман носителей странной чуждой культуры, полагающих, что она — из Ислама, и навязывающих её остальным.

Итогом этого идейного ералаша и последовавшей за ним политической деградации стало то, что вопрос о необходимости восстановления Халифата окончательно исчез из речей большинства проповедников, призывающих с минбаров Умму вернуться к своей религии, а также из статей реформаторов, проповедников, религиозных деятелей, писателей и мыслителей! А ведь именно это государство соберёт всех мусульман воедино (согласно предписанию Ислама, как это и положено) в одном политическом образовании, которое покажет мусульманское общество в истинном свете, покажет подлинный смысл мусульманского единства, как это было во все времена, не забывая о том, что это единство (очевидно и бесспорно) является самым главным обязательством в Шариате. Ведь правление тем, что ниспослал Аллах, означает возможность охватить Шариатом абсолютно все аспекты жизни, соответственно, значение слов «соблюдение религии» и «возвращение к Исламу» не может оставаться на уровне общества без правления тем, что ниспослано Аллахом, т. е. речь идёт о приведении людей в состояние, когда они обязуются соблюдением сути акъыды, единобожия, сути слов «человек — раб Аллаха», а это означает практику шариатских законов во всех сферах жизни.

А это означает обращение за решениями проблем во всех сферах жизни человека только к шариатским законам, к числу которых так же относятся и хукмы, касающиеся поклонения и нрава. Ведь то, как это обстоит сегодня, происходит так потому, что отдаление от Ислама на уровне общества и Уммы в целом происходит из-за отсутствия претворения исламского законодательства, другими словами — из-за отсутствия Исламского Государства.

Следовательно, существует необходимость чётко указать на опасность забвения понятия о государственности в жизни мусульман, на опасность, которую несут за собой отсутствие государства и потеря идей о правлении и Халифате из понимания принципа строения общества в умах мусульман. Это можно сделать, сосредоточив их взгляд на тех вызовах, с которыми сталкивается Умма сегодня и какие грядут завтра, как, например, опасность пренебрежения вопросом мусульманской эмиграции в страны Запада, в частности — в капиталистические страны, и проживания мусульман среди неверных, хотя эти вызовы, несмотря на масштабы последствий, которые они влекут за собой, всего лишь капля в море из бед, требующих скорейшего решения с точки зрения их прямой связи с тем плачевным положением, до которого мусульмане скатились сегодня после того, как западным неверным деспотическим силам удалось, покончив после Первой мировой войны с Исламским Халифатом, обрести полную гегемонию на идейной, культурной и медийной арене и полный политический, экономический и военный контроль над жизнью наших государств.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, абсолютно не стоит вести разговор о том, что переселенцы, решившиеся отправиться в западные страны (или в другие) на постоянное место жительства, будут там «придерживаться религии и нести исламский призыв ради установления Исламского Государства и изменения положения мусульман в странах мусульман»!. Им никоим образом не удастся нести исламский призыв, ни индивидуально, ни семейно, ни общественно, ни партийно в этих странах так, каким он должен быть, в особенности на фоне того, что мотивы и причины переселения в большинстве случаев не выходят за нижеследующие четыре пункта:

1. Стремление к мирским благам по причине приверженности к капитализму и страсти к западному образу жизни — и это происходит в большинстве случаев.

2. Эгоизм из-за слабой принадлежности и вклада в общество исламской страны и абстрагирование от ответственности по отношению к Исламу и к Исламской Умме.

3. Бегство от проблем мусульман своей страны по причине политического и экономического гнёта и произвола правителей.

4. Бегство от преследований, пыток и смерти, и, в итоге, лишение гражданства своей страны со стороны правителей, продавшихся Западу, куда переселенцы и бегут!

Масштабные переселения в большинстве случаев вызваны бедами, постигшими мусульманские страны по причине конфликтов и вмешательства самого неверного Запада, как это, например, произошло с нашими палестинскими братьями в 1948 г., или с иракскими после оккупации в 2003 г., или как это происходит сегодня с нашими братьями в Шаме — все они изгнаны и рассеяны во все стороны Европы и другие края. В общей сложности, эмиграция на Запад происходит на фоне поисков политического убежища, стремления спастись, обрести безопасность или, как минимум, достойную жизнь. Тем не менее, мусульмане, которые переселяются, чаще всего находятся в очень слабом положении, сломлены (душевно и в какой-то степени — материально) и, как очевидно из изложенного выше, крайне подвержены как индивидуально, так и семейно потере идентичности, мыслительному и политическому переломлению против своей Уммы на сторону государства, которое их принимает, и всё это — уже ощутимый феномен. Наряду с этим, Исламский Шариат не предполагает несение в западные страны исламского призыва, за исключением частичного давата в результате складывающихся взаимоотношений отдельных мусульман или же организаций, и не более, а определил форму несения Ислама к немусульманским общинам, народам и государствам исключительно в виде джихада на пути Аллаха, который возлагает на себя исключительно Исламское Государство. Вывод заключается в том, что мусульманам не обрести величие без Халифата, т. к. без государства, которое применяет Ислам и Шариат в жизни, не существует ни общины, ни Ислама в формате Уммы. Так в чём тогда заключается смысл слов «соблюдения мусульманами своей религии», когда они проживают на Западе и остались наедине с западным обществом под властью неверия и господством неверных западных политиков?!