Основные принципы современного исламского призыва

Сегодня тематика современного исламского призыва вызвала большой интерес у интеллигентов, политиков, мыслителей и учителей. Периодические конференции, инновационные исследования и разнообразные дискуссии стали иметь место под предлогом развития и трансформации современного исламского призыва для соответствия новейшим жизненным требованиям и духу нынешней эпохе, а также профилактики отрицательных явлений, ставших преградами на пути к первенству и успеху во всех аспектах жизни.

Если внимательно рассмотреть публикуемые исследования и материалы, и проанализировать издаваемые на упомянутых конференциях директивы, а также учесть участников и организаторов конференций, можно прийти к убедительному выводу о существовании двух сторон, работающих в этой сфере. Первая сторона – искренняя, чистая и ревностная сторона, желающая подъема современного исламского призыва в целях противодействия жестокой идейной атаке, проводимой Западом против идей и законов Ислама, сохраняя при этом исламскую идентичность и избегая всякого снисхождения в отношении какой-либо обоснованной части Ислама. Сторонники такого соображения стремятся продемонстрировать величие исламских законов и истинность исламского мировоззрения (святость акъиды). Однако в своей деятельности они подвергаются большим давлениям, не позволяющим им проявить и распространить себя в сообщениях масс-медиа (СМИ) или на других агитационных трибунах.

Говоря о другой стороне, то она абсолютно противоположна первой. Ее сторонники стремятся к введению новшеств в современный исламский призыв, чтобы ответить желаниям правителей и их взглядам, а также избежать идейного и политического столкновения с западной гегемонией, вследствие чего они были вынуждены прибегнуть к новому интерпретированию шариатских текстов (нусус) и извращению шариатских доказательств (далил), а также выработке новых правил, которые они назвали правовыми (усулия), хотя они лишены всякого основания. Все виды масс-медиа (СМИ) были поданы в распоряжение этой стороне, дабы привести ее к победе за счет привязанности с правящими режимами и с четвертой властью (так сегодня называют СМИ). 

«Обновление религиозной проповеди», «Развитие современного религиозного призыва», «Побочные явления современного исламского призыва» и множество аналогичных названий единогласны в том, что исламский призыв нуждается в предложении идей и жизненных решений, чтобы занять свое лидирующее место и направить умы людей в то политическое, экономическое, социальное и идеологическое русло, которое хочет каждая из сторон, проводящий этот призыв.

Если понаблюдать за организуемыми второй стороной встречами, диалогами, конференциями и другими мероприятиями, можно смело сказать, что усилия, прилагаются для осуществления трех основных принципов, на которых строятся цели, изобличить которые возможно только путем рассекречивания этих принципов. Согласно их исследовательскому плану, современный исламский призыв включает в себя исполнителя призыва – ученого или агитатора, форму и предмет призыва, а в завершении слушателя призыва.

В силу того, что исполнитель призыва выступает важным звеном религиозного призыва, они обуславливают его наличием диплома об изучении шариатских наук в признанных ВУЗах, не говоря о необходимости проведения подготовительных и инструктированных семинаров по воспитанию этих проповедников. Этим самым проповедники набираются из числа послушных и подчиняемых им работников. Несмотря на абсурдность их метода, в этом им способствует то, что одаренные и успевающие учащиеся, окончившие школы с отличием, во многих исламских странах предпочитают факультеты точных наук, как медицина, инженерия, информатика, физика и т.д., нежели факультет шариатских наук.

Что касается опасности и плачевности данной программы, приодетой подобной политикой, то их можно изложить в следующих подпунктах:

Первое: Это мешает искренним носителям призыва публично обратиться к людям со своим призывом. Также это лишает доступа к общественным трибунам и масс-медиа (СМИ).

Второе: Это ограничивает работу призыва теми, кто зависим от них из-за нахождения на оплачиваемой должности, а также заставляет их говорить только то, что им велели сказать и не больше.

Третье: Это ограничивает исламский призыв только дипломированными деятелями, получившими шариатское образование, как теоретическую информацию, а отнюдь не идейным образом в качестве концепции, оказывающей влияние на поведение и вызывающую энергию устремленности в жизни.

Четвертое: Это законный повод для задержания и осуждения каждого ревностного мусульманина, желающего выступить с истиной перед общественностью, призывая к добру (одобряемому) и запрещая зло (предосудительное).

Пятое: Попытка лишение правомочности шариатских законов и внесения ложных слухов в их достоверность и силу доказательств, в случае если они не издаются со стороны исламского правового (фикхий) общества и иных схожих организаций, которые озабочены лишь частичными вопросами, как завадж-уль-Мисьяр (брак на взаимовыгодном отказе от некоторых супружеских обязанностей) и курение. При этом они не затрагивают глобальные проблемы всей уммы и не решают судьбоносные проблемы мусульман. В случае, если даже проблеснет обсуждение жизни уммы с определенными наставлениями, то в них прослеживается признаки лояльности к правителям, которая лишь раскрывает безобразность души и осуждает ее пристрастия.

Нынешние режимы, правящие мусульманами не тем, что низвел Аллах, были эксплуатированы наихудшим образом. Также были страшно использованы наивность некоторых проповедников и корыстолюбие других, вплоть до того, что некоторые выработали политику, предусматривающую то, чтобы хатиб-уль-Джума (имам, зачитывающий проповедь пятничного намаза с трибуны) брал заранее приготовленную ему хутбу (проповедь), исполняя роль студента, зачитывающего с трибуны лекцию перед другими учащимися. И не дай Бог, чтобы он сменил слово или добавил предложение, даже если аят или хадис.

Мы видим, на экранах телевизоров и слышим по радио, как воздают хвалу правителям и молятся за них, несмотря на написанные ими черные страницы истории уммы. Это лишь капля в море очертаний желаемого ими исламского призыва и черты выражений «заливающих» проповедников и ученых, после которых просто невозможно отличить - боятся ли сегодняшние правители или предают.

Говоря о втором принципе современного исламского призыва, связанного с формой и предметом призыва, следует сказать, что сторонники этого соображения разработали такие основы, которые слабее, чем паутина, к примеру, фикх-уль-Вакъиа (юриспруденция, исходящая из реальности) или фикх-уль-Мувазанат (нормы балансирования). Так они привели рассказ убийства ребенка и проделывание отверстия на лодке (из истории пророка Мусы) в качестве подтверждения своих домыслов. Они взяли их в основу, а затем принялись строить на ней свои выводы, хотя в основе действия лежит харам (запретное). Как он может строить что-либо на хараме или выносить на основании него како-либо решение.

Также стали использовать фикх-уль-Масалих (юриспруденция, исходящая из интересов) в сопряжении с измышлением того, будто бы это труды аш-Шатибий (выдающего ученого предшественника). В итоге они вывели такие фетвы, которые находятся в противоречии с очевидными истинами религии (ма‘люм фид-Дин бид-Дарура). Так они разрешили компаниям, владельцы которых являются из числа мусульман, взаимодействовать с процентными ссудами, чтобы «рулевыми» экономики оставались богобоязненные мусульмане, вместо неверующих и грешников. Также разрешили студентке мусульманке снять платок с головы при входе в университет, который запрещает ношение его, как это обстоит в Тунисе, чтобы избежать невежества, которое может постичь ее в случае неполучения университетских знаний. Это живые примеры, свидетельствующие о дерзости этих псевдоученых по отношению к законам Аллаха.

Но, самое худшее и весьма трагическое в этой программе можно вкратце изложить следующим образом:

Первое: Они издают фетвы, находящиеся в противоречии с очевидными истинами религии (ма‘люм фид-Дин бид-Дарура), и придают им исламский оттенок. Таким образом, они способствуют обращению этих фетв среди простых людей, которые оказываются в такой же ситуации, как обладатели писания, о которых Всевышний Аллах сказал:

اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ

«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (9:31).

Второе: Они внушают умме правомочие доверия к несправедливым правителям и обязательность послушания обладателей власти из их числа со слов придворных ученых, несмотря на проявление явного неверия. Этим самым, режимы обеспечивают себе безопасность и защиту от свержения и ликвидации. Так, например шейх Али аль-Джафри в одной из программ «аль-Мизан» на телеканале «Икъра» 17/07/2006 сказал: «Правящие лица имеют право удостоверяться в том, содержат ли выступления и речи ученого побочные элементы, которые могут вызвать беспорядок в обществе».

Третье: Они стремятся предотвратить любую серьезную деятельность по возобновлению исламского образа жизни и отчуждать носителей призыва и работников на возращение правления тем, что низвел Аллах. Этим самым, они хотят придать законность службам государственной безопасности, ведущим политику запрещения гласности, ареста, наказания невиновных граждан. Например, шейх Али аль-Джафри в этой же программе говорит: «Государственные органы имеют право вести контроль над тем, чтобы ученый не использовал доверие людей в совершении зловредных действий…».

Четвертое: Агитация политики толерантности и уважения других конфессий, т.е. уважение неверия, а также бездействия по отношению к деятельности и мероприятиям христианских миссионерских организаций и различных аморальных обществ, не вступая с ними в идеологическую борьбу, чтобы позволить им образовать благоприятную почву для обоснования и подъема.

Таковы некоторые угрозы, исходящие из действий агитаторов реформирования (обновления) современного исламского призыва. Тем не менее, это лишь капля в море по сравнению со всеми бедами, которые они привнесли и причинили вследствие того, что стали на страже невежественных (неверных) правящих режимов и правительств.

Что касается третьего принципа современного исламского призыва – слушателя призыва, то они решают, если призыв направлен к мусульманам в странах, жители которых исповедуют Ислам, он приобретает реальность процесса одурманивания, чтобы народы продолжали охотно допускать унижение и позор. Если призыв направлен к мусульманам Запада, то здесь политика призыва строится на лозунгах интеграции исламских диаспор в западное сообщество, посредством ряда фетв, которые выведены из реальности и в противоречии с очевидными истинами религии (ма‘люм фид-Дин бид-Дарура).

К примеру, дозволенность пребывания новообращенной мусульманки в супружеской связи с мужем, который предпочел остаться в своем неверии, под предлогом оберегании семьи от раскола и беспризорности детей. Если призыв направлен к неверующим, то вместо призыва их к принятию Ислама, по их соображениям, защита чувств неверия считается благим умыслом, а поиск общих знаменателей – желаемой целью. В этом они дошли до того, что отказались называть неверующих неверными, заменив это слово на немусульмане. 

Говоря вкратце, чистота этой стороны, ведущей исламский призыв, опорочена. Проводимая ими извилистая политика – есть клевета на Аллаха и противодействие Его пути.

Возвращаясь к первой стороне, ведущей исламской призыв, мы находим ее чистой. В ее понимании усовершенствование современного исламского призыва должно осуществляться путем возвращения призыва к своим корням и отречения всего иного. Это требует принятия Посланника Аллаха ﷺ в качестве идеального примера в призыве к пути Аллаха, а также подражания сподвижникам (да будет доволен ими Аллах) в этом деле. Таким образом, проясняется подлинная суть обновления в своем свете и в своих наилучших формах. В свою очередь, для этого, по меньшей мере, необходимо наличие одной политической партии, идеология которой была бы Ислам, и которая строго руководствовалась бы и возвышалась бы принципами исламского призыва.

Если мы ощутим степень кристальной чистоты призыва и уровень основанного на ней осмысления и осознания, а также степень непредвзятости и искренности носителей призыва в момент принятия искренней и чистой политической партией на себя обязанности исламского призыва с ее тремя принципами, мы заметим уровень возвышенности и новую модель усовершенствования, которыми характеризуется исполнитель призыва, представляющий собой первостепенную основу. Это можно выразить в следующем:

Первое: Деятельность по просвещению носителей призыва концентрированным исламским просвещением посредством предоставления идей идейным методом, стимулирующим его к работе и дающем ему нескончаемую энергию и живительность, уподобляя сподвижникам (да будет доволен ими Аллах), которые принимались к заучиванию десяти аятов лишь после их практического воплощения. Для этого необходимо избегать академического метода преподавания Ислама в качестве теоретической информации, а не в качестве практической концепции.

Второе: Стимулом, побуждающим носителя призыва к призыву, должна быть боязнь Всевышнего Аллаха, а цель – получение Его довольствия. Поскольку, зачастую, атмосфера стимулов и целей отравляется и загрязняется из-за связывания исламского призыва с должностью, ставя призыв в зависимости от высокой зарплаты. Али ал-Джафрий в программе «аль-Мизан» говорит: «Мы чувствуем разочарование, когда слышим, что есть такие, которые продают речь Аллаха за предоставление займа или должностного поста».

Этим самым, носитель призыва, который посвятил себя достижению довольствия Аллаха, сможет отразить блистательную картину этой величественной деятельности и этой благородной цели, если он начнет работать внутри политической партии, а не в рамках должностного поста.

Третье: Стараться не привязывать носителя призыва с каким-нибудь материальным возмещением или мирской должностью, поскольку это зачастую нарушает восприятие и вызывает трусливость при принятии смелых позиций, а также мешает быть справедливым в должный момент призыва.

Али ал-Джафрий говорит: «Некоторые ответственные лица в религиозных учреждениях берут взятки…». Рассказывая о некоторых дипломированных ученых, он говорит: «…чуть ли не перекрикивая усилители мечети, он рассказывает о высоких ценностях и мечтаниях. Затем смотришь, злоупотребляет служебным положением и берет деньги поверх зарплаты…».

Таким образом, использование соблазнительных вещей на пути носителя призыва со стороны некоторых движений, ведущих призыв, служат губительным фактором. Поскольку они воспитывают носителей призыва в духе предпочтения выгоды над силой доказательства, делая зависимыми их позиции от интересов.

Четвертое: Работа над очищением внутреннего мира носителей призыва через искренность в делах во имя Аллаха. Нет лучшего для человека, чем то, когда он отдает себя и свое имущество делу призыва и усовершенствованию исламского воззвания, чтобы возвеличить Ислам и отразить кристальность акъиды (доктрины) через преданность и искренность носителей призыва. Этим самым, такие распространители Ислама становятся образцовыми личностями среди людей.

Пятое: Осознание запретности ограничения носителя призыва искусственными границами, навязанными безбожным империалистом, а также проявления со стороны носителей призыва всяких форм патриотизма, национализма и этноса. Поскольку это ведет к укреплению разобщенности уммы, ослабеванию ее единства и упрочнению вражеских планов.

Шестое: Работа над должной политической сознательностью носителей призыва, чтобы это способствовало им стать лучшими управителями мирских дел и лидерами всего мира. Это также почти невозможно и весьма тягостно в одиночестве без сплочения, основанного на приказах Аллаха и не поддающегося обману правителей, а также не желающего быть обменной монетой в руках у правящих политиков.

Седьмое: Просвещение ученых, инженеров, врачей и преподавателей, а также каждого ревностного мусульманина, чтобы все могли стать носителями призыва. Данное просветительское формирование должно проводиться вдали от ветвей правящих режимов, заманчивых ловушек чиновников. Это возможно исключительно в добросовестной политической партии, исповедующей идеологию Ислам. В особенности, если учесть, что каждый мусульманин стоит на страже какого-нибудь рубежа Ислама, а также то, что приказ к одобряемым делам и запрет предосудительных поступков (аль-амр биль-мааруф ва ан-нахьи ан-иль-мункар) не является монополией только обладателей дипломов и лиц, приодетых в джуббе (религиозный халат) и чалме.

Восьмое: Стремление к усовершенствованию и возвышению личностей носителей призыва посредством очищения их внутреннего мира (душевного состояния) и вызывания в них желания к довольствию Аллаха и Его награды через безукоризненное послушание и беспрестанное соблюдение фардов (обязательных предписаний) и мандубов (рекомендуемых действий). Они должны быть такими, что при поминании Аллаха сердца их переполнялись богобоязненностью, а глаза – слезами.

Жизнь со всеми своими соблазнами не должна оказывать на них доминирующее влияние. Ихлас (абсолютная искренность) ради Аллаха должна стать их отличительным атрибутом. Они не должны ждать благодарности или похвалы от людей. Их положение подобно положению сахабов (сподвижников (да будет доволен ими Аллах)). Они должны по-настоящему читать Коран и Сунну, а также стремиться претворить все их содержимое. Все это невозможно осуществить подобающим идеальным образом вне политической партии, исповедующей идеологию Ислама, и работающей над развитием склада ума своих членов и воспитанием их душевного мира, т.е. психики.

Девятое: Носителям призыва следует избегать всех проявлений аморальности и бесстыдства и несуразных слов во время общения, а также быть серьезным, не высокомерным. Необходимо им оставить частый смех и шутки, и избегать сомнительных и расплывчатых положений, а также сторониться всего, что отталкивает слушателей и образует препятствие между носителями призыва и людьми. Как, например, привычка курение, которая стала восприниматься людьми, как дурная привычка, не подобающая носителю призыва. Это в лучшем случае, не говоря уже о том, что прение может превратиться в защиту своего принятого мнения перед людьми. В то время, как ему следовало бы воспользоваться собранием для пояснения более актуальных вопросов.

Это требует от партии покровительствовать своим членам наставлениями, побуждениями, напоминаниями и наблюдениями, в чем так сильно нуждаются многие из тех, кто проводит исламский призыв по причине своего должностного поста.

Что касается второго принципа исламского призыва относительно формулировки призыва на основании слов всевышнего Аллаха:

فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ

«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (4:59).

لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (33:21).

Исходя из этого обновление призыва без внесения неправильных интерпретаций и новшеств и лицемерия, также требует присутствия политической партии, стремящейся положить свою идею в основу идейного и чувствительного восприятия общества, согласно словам Аллаха:

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

Если осветить степень развития, достигаемого на этом пути, а также степень отражения этого на форме и предмете призыва, то перед нами вырисовываются следующие истины, которые в отрыве от политической партии, работающей над осуществлением их, превращаются просто в теоретическую информацию.

1 - Первостепенная проблема мусульман – возобновление исламской жизни. Данное дело выступает венцом всех обязанностей, с осуществлением которого объединяется умма, исполняются законы Аллаха, и появляется имам, за которым сражаются и защищаются, как за щитом. Ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Имам – это щит, за которым сражаются и защищаются» (Муслим). 

2 - Демонстрирование величия исламской акъиды посредством призыва с подтверждением того, что она является единственным мировоззрением, основанным на разуме (разумных постулатах) и отвечающей природе человека, а также закрепление этого понимания в сознаниях мусульман.

3 - Акцентирование на том, что мусульмане представляют собой одну общину (умму), и что только эту благородную общину Всевышний Аллах удостоил честью быть свидетелем относительно человечества в Судный День, поскольку именно ее религия служит истинной религией, отменяющей все другие законотворчества. Всевышний Аллах говорит:

وَكَذَلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِّتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143).

وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ

«Кто же ищет не Ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток» (3:85).

4 - Сторониться лояльности в призыве или зависимости от несправедливых чиновников, управляющих людьми не тем, что низвел Аллах, а также полное отделение между истиной и ложью, мерзостью и благим. Всевышний Аллах говорит:

وَدُّوا لَوْ تُدْهِنُ فَيُدْهِنُونَ

«Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы» (68:9).

Также Всевышний Аллах, обращаясь к любимому Посланнику Аллаха ﷺ, сказал:

وَلَوْلَا أَن ثَبَّتْنَاكَ لَقَدْ كِدتَّ تَرْكَنُ إِلَيْهِمْ شَيْئًا قَلِيلًا إِذًا لَّأَذَقْنَاكَ ضِعْفَ الْحَيَاةِ وَضِعْفَ الْمَمَاتِ ثُمَّ لَا تَجِدُ لَكَ عَلَيْنَا نَصِيرًا

«Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» (17:74-75).

5 - Противодействие всякой идее и каждому понятию, противоречащему исламским идеям и понятиям, которые неверный Запад пытается пропагандировать среди сынов уммы, а также адекватное выявление их порочностей и фальшивости с предостережением уммы от них и тех, кто старается приукрасить и представить их в ином облике. Именно так поступал Посланник Аллаха ﷺ, который боролся с язычеством, неверием и лицемерием, вступив в идейную борьбу, намертво поразившую идеи неверия перед истинными идеями и понятиями Ислама.

6 - Недопущение попадания современного исламского призыва под покровительство и защиту несправедливых правителей во избежание того, чтобы он не стал заложником их прихотей и политики. Поскольку любое угождение им и стремление к согласованности с ними служит признаком лицемерия и фальши. Всевышний Аллах говорит:

وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ

«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь» (11:113).

وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

«А кто судит не потому, что низвел Аллах, те - несправедливы» (5:45).

7 - Недопущение представления Ислама в положение обвиняемого, которого, впоследствии, стесняясь, защищают с утаиванием очевидных истин и извращением аргументов. Поскольку, только законы, предписанные Аллахом, служат абсолютной истиной. Всевышний говорит:

فَمَاذَا بَعْدَ الْحَقِّ إِلَّا الضَّلَالُ

«Что же после истины, кроме заблуждения?» (10:32).

Этим самым, можно предотвратить ту ошибку, которую допустили ученые в начале минувшего столетия, когда принялись приносить свои извинения и по-новому истолковывать законы, чтобы угодить нападающим оппонентам. Так факт пересмотра законов джихада и трактования его исключительно в виде оборонительной борьбы является лишь одним звеном в цепи борьбы неверных против Ислама под предлогом антитеррора.

8 - Беспристрастный подход к призыву со стороны носителей призыва, требующий отчуждения метода придворных ученых в поношении некоторых исламских движений, находящихся в конфликте с правящими по неверию режимами, с последующими попытками изобличения их ошибочных иджтихадов (правовых выводов), называя их экстремистами или радикальными или жесткими и т.д. В то время как правитель продолжает оставаться «чистеньким» и «святым», несмотря на массу совершенных им преступлений, пороков и отклонений. Ведь, в данном случае, первая сторона, согласно шариату, заслуживает поощрение, даже если ошиблась, вторая же – порицание, даже если старались оправдать ее. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пребудут после меня такие предводители, кто поверит его обману и поможет им в причиняемой несправедливости, то у меня с ним нет ничего общего, ему не быть в моем окружении (бассейне Рая)» (ан-Насаи).

9 - Прислушивание к советам и избегание от поиска оправданий. Необходимо сторониться всех проявлений горделивости, стоящих преградой между лицом, которой советует, и лицом, которому адресован совет. Мнимые соображения, возникающие у некоторых проповедников в том, что он более проницателен и более точен в выведении из-за высшего образования в шариатских науках, не что иное, как западня шайтана. Ведь Омар Ибн аль-Хаттаб не обольщался своей дружбой с Посланником Аллаха ﷺ или его высказыванием: «…Мои помощники на земле – Абу Бакр и Омар», чтобы не внимать словам женщины, которая возразила ему в вопросе ограничения махра (брачного подарка), оправдываясь тем, что обучался шариатским наукам непосредственно от самого Посланника Аллаха ﷺ в отличие от нее.

Это некоторые светочи истинного пути, которые сверкают светом Ислама, отожествляемым в форме и предмете призыва тогда, когда за свершение этого великого дела берется политическая партия. По милости Аллаха сегодня она существует и действует. По воле Аллаха, стремление к соучастию в этом деле является добросовестным делом. Мы просим Всевышнего Аллаха одарить ее победой над теми, кто враждует с ней, и поразить тех, кто воюет с ней.

Что касается третьего принципа исламского призыва - слушателя призыва, то изначально следовало бы ограничить призыв, обращенный к немусульманам, рамками исламской акъиды (мировоззрения), не переходя к законам. Поскольку эти законы исходят из акъиды. И пока человек не верит в нее, то напрасно вступать с ним в полемику относительно них и пытаться убедить его путем показа некоторых позитивных сторон законов. Также необходимо изобличить фальшивость идей неверия, которые он несет, а также опровергнуть те мнимые убеждения, в которые верует. Всевышний Аллаха сказал:

إِنَّكُمْ وَمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ أَنتُمْ لَهَا وَارِدُونَ

«Поистине, вы и то, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, это - дрова для геенны, вы в нее войдете!» (21:98).

Также недопустимо внушать неверующим, что они на истинной стороне или частично правы. Поскольку это означает измышление лжи и клеветы на Аллаха, а также неверие словам Всевышнего Аллаха:

إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ

«Поистине, религия пред Аллахом - Ислам» (3:19).

Любое внушение неверующему о существовании общих знаменателей между нами и ими вместо призыва к отказу от их вероучения и принятию Ислама, считается побуждением их к неверию.

Что касается призыва мусульман, то призыв должен быть направлен на укрепление доверия уммы к законам своей религии и вдохновение чувства гордости за принадлежность к своей акъиде. Также следует развивать умму, чтобы она могла на основе Ислама осмысливать все свои проблемы и работать с теми, которых Всевышний Аллах описал следующими словами:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из мусульман»» (41:33).

Абу Мухнид аль-Хамури