Понятие толерантности между Исламом и Западом (2)

Охвативший весь мир и установивший над ним свое господство капитализм является мировоззрением, которое увлечено фальсификацией истин и скрытием реальных фактов. Его не интересует поиск правды, его не заботит установление истины и уничтожение лжи, так как его заботит порабощение людей, объем разграбленных богатств и полученной выгоды.

Как приятно капиталистам, когда восхваляют их мировоззрение и характеризуют его всеми благими качествами. Как ненавидят они, когда критикуют их культуру, осуждают их мировоззрение и сторонятся их образа жизни. Это поведение надменного гордеца и тирана.

Поборники западного мировоззрения упрекают Ислам в антитолерантности и несогласии с другими, хотя на самом деле все обстоит иначе, нежели они утверждают. Именно это мы докажем здесь и объясним, чтобы восторжествовала истина и исчезла ложь.

Согласие с противоположным полом.

То, что называется проблемой женщины, относится к проблемам, на которые Запад опирается в распространении своего мировоззрения и опровержении мировоззрения других народов и в частности исламского мировоззрения. Запад утверждает о том, что уважает женщину. Он принял идею о ее освобождении, призвал к ее правам в жизни и обществе и потребовал ее равенства с мужчиной. Для Запада оказалось скрытым то, что призыв к освобождению женщины является признанием того, что он порабощает ее, а призыв к предоставлению ее прав является признанием того, что он попирает ее права, и требование ее равенства с мужчиной служит признанием того, что женщина на Западе является обделенной.

Да, когда Запад принял такие идеи, он тем самым косвенно заявил о том, что попирает права женщины. Когда западные конституции гласят об обладании мужчинами и женщинами равными правами, они изобличают реальное положение женщины в западных обществах, поскольку установление равенства в правах, упоминая каждый пол в отдельности, свидетельствует о разделении между ними. Если бы на Западе имело место настоящее равенство между мужчиной и женщиной, то западное законодательство удовлетворилось бы в конституции словами «Все люди равны перед законом и пользуются равными правами». Однако унижающий взгляд на женщину побудил западное законодательство говорить о равенстве с упоминанием обоих полов.

Кроме этого, слова о равенстве между двумя вещами означают изначальное разделение между ними, т.е. означают взгляд на две вещи, как на отдельные друг от друга, которые не имеют связи друг с другом, а потом, после детального их рассмотрения, говорится об их равенстве в силу наличия того, что объединяет их. Поэтому равенство, как дополнительно установленный закон, указывает на наличие основного закона, который разделяет мужчину и женщину и дискриминирует женщину. Это свидетельствует о том, что основным и первоначальным решением у людей на Западе является дискриминация между мужчиной и женщиной.

Кроме этого, равенство требует примера, с которым делается сравнение. Поэтому равенство женщины с мужчиной означает определение мужчины исходной основой и примером для сравнения. Это естественно означает, что западный законодатель изначально принял во внимание мужчину, а потом добавил к нему женщину. Поэтому в своей основе западное законодательство направлено на мужчину, а не на человека, как мужчину и женщину.

Некоторые люди думают, что Запад осуществил утверждаемое им равенство между мужчиной и женщиной. Но такое мнение неуместно. Запад уже десятилетия продолжает попытки решить этот самый вопрос. Вот, например, немецкий парламент вносит 30 июня 1994 года поправку в третью статью конституции страны, где говорится: «Государство должно поощрять и поддерживать фактическое претворение в жизнь равенства между женщинами и мужчинами, а также работать над устранением существующих недостатков» (немецкий журнал DEUTSCHLAND № 5, октябрь 1995 год, стр. 14).

Эта конституционная поправка гласит об отсутствии равенства между женщинами и мужчинами. Если конституция 1994 года гласила о деятельности для фактической реализации равенства, то она также косвенно гласит об отсутствии этого равенства.

Причиной появления идеи равенства на Западе является позорное положение, в котором находилась женщина в западном обществе. Там попирались ее права, она была изолирована от общественной жизни, с ней не считались и ей не придавали значения. Когда она стала требовать свои права, была принята идея равенства, как путь для осуществления ее требований, и появился призыв к толерантному отношению к ней.

Презрительный взгляд на женщину на Западе не является только христианским, основываясь на утверждении церкви о том, что женщина является существом средним между человеком и животным. Это также взгляд многих западных философов с давних времен. Например, у Аристотеля есть представление о женщине, где он говорит: «Женщина по отношению к мужчине, как раб по отношению к своему господину, как ручная работа по отношению к умственной работе, и как бербер по отношению к греку. Женщина – это неполноценный человек, которая оставлена на низшей ступени эволюционного развития…» (рассказ о философии, Вол Дюрант, стр. 97).

В Европе – это показывает подлинный взгляд европейских мужчин на женщину. Бытует такое высказывание о женщине: «У нее длинные волосы и короткий ум». Например, на французском языке они говорят это так: «Long cheveux, courte cervelle». На немецком говорят: «Lange haare, kurzer verstand». На английском говорят: «Women have long hair and short brains».

Это представление продолжает господствовать в западном обществе, где мужчины держат его при себе и не говорят о нем открыто, но при этом оно имеет многочисленные проявления в реальности. Из них: жалованье рабочей женщины на 30% меньше, чем жалованье рабочего мужчины; 72% рабочих женщин подвергаются сексуальным домогательствам во время своей работы; около 70% замужних женщин подвергаются избиениям со стороны своих мужей, а случаи изнасилования не поддаются счету. Так, например, в Америке каждые 3 или 5 минут насилуется одна женщина.

Запад ошибся, когда определил женщину проблемой и определил идею равенства как путь для ее решения. Дело в том, что женщина – как говорится – является половиной общества и ровней мужчине. Невозможно представить существование общества без женщин и существование самой жизни без их участия в ней. Было ошибочным появление иного взгляда на женщин, чем на мужчин. Было неверным искать в их существовании, в их месте в жизни и в их роли в обществе особую для них проблему.

Всевышний Аллах создал человека женщиной и мужчиной в определенной природе, которая отличается от природы животного. Женщина – человек, как и мужчина – человек. Они ни в чем не отличаются друг от друга как человек. Аллах подготовил их, для того чтобы они как люди погружались в пучину жизни. Он создал их обоих, для того чтобы они, несомненно, жили в одном обществе. Сохранение человеческого рода Аллах поставил в зависимость от существования мужчины и женщины и их обоюдного пребывания в каждом обществе. На них обоих нужно смотреть одинаково, как на человека, который обладает всеми особенностями человека.

В каждом из них Аллах создал одинаковую жизненную энергию. В каждом из них Он создал органические потребности, как голод, жажда, исправление нужды. В каждом из них Он создал инстинкт самосохранения, инстинкт сохранения рода и инстинкт поклонения. Как у женщины, так и мужчины это одни и те же органические потребности и инстинкты. Он создал одинаковую для них обоих способность мышления. Существующий у мужчины разум – это тот же самый разум, который имеется у женщины, поскольку Аллах создал его разумом для человека, а не разумом для мужчины или для женщины. Всевышний Аллах сказал:

 وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي ءَادَمَ 

«Мы почтили сынов Адама» (17:70)

Когда Ислам принес шариатские поручения, которые он возложил на женщину и мужчину, и когда он разъяснил шариатские законы, которые решают поступки каждого из них, он не обращал никакого внимания на вопрос равенства или предпочтения между ними. Ислам обратил внимание на то, что существует определенная проблема, которая нуждается в решении, и решил ее как определенную проблему, невзирая на то, является ли она проблемой женщины или проблемой мужчины. Решение дано поступку человека, т.е. реально существующей проблеме, и это не решение для мужчины или для женщины. Поэтому предметом обсуждения не был вопрос равенства или неравенства. Этого слова нет в исламском законодательстве. Есть шариатский закон для проблемы, которая произошла от определенного человека, будь то мужчины или женщины.

Когда Ислам определил для женщины права и обязанности, а также определил права и обязанности для мужчины, он сделал их правами и обязанностями, которые касаются интересов обоих, и решениями для поступков как определенного поступка определенного человека. Он сделал эти права и обязанности едиными для них, когда такое единство требуется их человеческой природой, и сделал их различными, когда природа каждого из них требует такого различия.

Отсюда мы находим, что Ислам не различает между мужчиной и женщиной в призыве человека к вере. Поручения, касающиеся поклонения, как намаз, пост, хадж, закят, являются едиными. Нравственность и ее приобретение определена одинаково, как для мужчины, так и для женщины. Законы взаимоотношений, как торговля, наем, представительство и другие, определены Исламом едиными для мужчин и женщин. Ислам обязал учебу и обучение без различия между мужчинами и женщинами. Так Аллах установил законы, которые касаются человека как такового, и определил их едиными для мужчин и женщин. Всевышний Аллах сказал:

 مَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِنْ ذَكَرٍ أَوْ أُنْثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُمْ بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ 

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97)

Но когда эти права и обязанности, т.е. шариатские поручения, касаются природы женщины или природы мужчины, то эти права и обязанности бывают различными между мужчиной и женщиной, потому что в этом случае они не являются решением для человека в абсолютном значении этого слова. Они служат решением именно для определенного пола человека, природа которого отличается от природы другого пола. Следовательно, необходимо, чтобы решение было именно для этого пола человека, а не для человека в абсолютном значении. Поэтому Ислам наделил женщину законами, связанными с ее женской природой, как законы о менструациях, послеродовых очищений. Он определил для нее, не для мужчины, право воспитания детей. Определил для нее работу для поиска средств к существованию дозволенной, а для мужчины обязательной. Он не обязал для нее сражение на войне, а обязал это для мужчины.

Согласие с тем, чье мышление противоположно твоему мышлению.

Разногласие среди людей является естественным положением. У каждого есть своя акыда, система, религия, образ и стиль жизни, своя точка зрения, свой критерий поступков, свои политические, экономические и социальные мысли и так далее. Трудно, если не сказать невозможно, чтобы у всех людей было единое мнение, единая акыда и одна единая религия. Всевышний Аллах сказал:

 وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لَجَعَلَ النَّاسَ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَا يَزَالُونَ مُخْتَلِفِينَ ، إِلَّا مَنْ رَحِمَ رَبُّكَ وَلِذَلِكَ خَلَقَهُمْ وَتَمَّتْ كَلِمَةُ رَبِّكَ 

«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого. Исполнится Слово твоего Господа» (11:118-119)

Поэтому Ислам признает это различие среди людей в их убеждениях, мыслях и религиях, и не видит возможности объединения людей на одной мысли.

 وَمَا أَكْثَرُ النَّاسِ وَلَوْ حَرَصْتَ بِمُؤْمِنِينَ 

«Большая часть людей не уверует, даже если ты страстно будешь желать этого» (12:103)

 المر تِلْكَ ءَايَاتُ الْكِتَابِ وَالَّذِي أُنْزِلَ إِلَيْكَ مِنْ رَبِّكَ الْحَقُّ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يُؤْمِنُونَ 

«Алиф. Лам. Мим. Ра. Это – аяты Писания. Ниспосланное тебе от твоего Господа является истиной, однако большинство людей не верует» (13:1)

Такова реальность людей, реальность их различия в мышлении, которую нельзя отрицать. Вопрос в следующем: «Каковы законы, касающиеся этой реальности? И как относится к ней Ислам?» Ответ на это состоит в следующих пунктах:

1. Хотя Ислам и признает существование различия мыслей среди людей как саму по себе существующую реальность, которую невозможно отрицать, тем не менее, он не согласен с этим различием. Каждая идея, кроме идеи Ислама и кроме идеи, которая построена на его акыде, и исходит из нее, считается ложной, в которой нет истины. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الدِّينَ عِنْدَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ 

«Воистину, религией у Аллаха является Ислам» (3:19)

وَمَنْ يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ 

«От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85)

فَذَلِكُمُ اللَّهُ رَبُّكُمُ الْحَقُّ فَمَاذَا بَعْدَ الْحَقِّ إِلَّا الضَّلَالُ فَأَنَّى تُصْرَفُونَ 

«Таков Аллах, ваш Истинный Господь! Что может быть за истиной, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены от истины» (10:32)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Отвергнуто действие, которое совершено без обращения к шариату» (передал Муслим).

Хотя Ислам и одобряет разногласия среди людей, тем не менее, он не соглашается с тем, в чем они разногласят. Другими словами Ислам соглашается с самим разногласием людей в мышлении, но не соглашается с мыслью, с которой какой-либо человек противоречит Исламу. Он не согласен с ним и с его мыслью. Это естественно, потому что человек, который принял Ислам и стал мусульманином, принял Ислам из-за того, что это истина для него, и отверг другие идеи и убеждения из-за того, что для него они являются ложью. И хотя Запад много говорит об относительности, тем не менее, капиталист остается капиталистом, и не согласен с Исламом, потому что для него Ислам является ложью. Вся относительность состоит в том, что он считает капитализм относительной истиной, а Ислам относительной ложью. Это означает, что капитализм для него истина, а Ислам – ложь. Поэтому он уверовал в капитализм и отверг Ислам, и в результате не согласен с исламской мыслью.

Кто-нибудь здесь может сказать: «Да, верно, что капиталист не принимает твою мысль, как мысль мусульманина, но он согласен с этим». Ответ на это следующий: «Если под словами капиталиста «согласен с этим» имеется в виду согласен с моим разногласием с ним в мышлении, то его согласие или несогласие абсолютно не меняет самой сути существования этого разногласия. Разногласие в мыслях – это естественный вопрос и неизбежная реальность. То, что капиталист соглашается с тем, что мусульманин расходится с ним в мыслях, или то, что мусульманин соглашается с тем, что капиталист расходится с ним в мыслях, это вопрос, который не имеет никакого влияния на их претворение в жизнь мыслей, принятых ими обоими.

Но если под их словами «согласен с этим» имеется в виду согласен для меня с моей мыслью, с которой я противоречу ему, то это не что иное, как обман. Как он может соглашаться для меня с тем, с чем он не согласен для себя. Согласен ли он для себя с капитализмом, а для меня с Исламом? Согласен ли он для себя с истиной, а для меня с ложью? Как такому быть? Ислам научил нас, мусульман, желать для других добро, которое мы желаем для себя, и не желать для других зла, которого мы не желаем для себя. Какая большая разница между одним и другим!»

Также могут сказать: «Но капиталист соглашается с тобой как с человеком, у которого есть своя отличная мысль, которая противоречит его мысли». Ответ: «Если это так, то здесь нет никакой проблемы».

2. Хотя Ислам и признает разногласие в мыслях среди людей, что является милостью для них и желанием для них добра, он обязывает призывать их к вере в Ислам, как акыде и системе, не требуя от них отказываться от своих верований и поклонений. В этом есть большая милость и великая награда. Пророк ﷺ сказал: «Клянусь Аллахом, если посредством тебя Аллах направит на истинный путь одного человека, это лучше для тебя, чем, если у тебя будут красные верблюды».

В своей книге «Сахих» Бухарий передал рассказ, который объясняет, что целью призыва является желание добра людям и проявление к ним милости. Передается от Анаса (р.а.), который сказал: «У Пророка ﷺ служил один юноша еврей. Однажды он заболел и Пророк ﷺ пришел навестить его. Сев возле его головы Пророк ﷺ сказал ему: «Прими Ислам». Тот посмотрел на стоявшего рядом своего отца, и отец сказал ему: «Послушайся Абу аль-Касыма», и юноша принял Ислам. После этого Пророк ﷺ вышел из дома, говоря: «Хвала Аллаху, Который спас его от огня». В другом рассказе у Мухаммада Ибн аль-Хасана в книге «Китаб аль-Асар» говорится, что Посланник ﷺ сказал: «Хвала Аллаху, Который спас через меня человека от огня».

Ислам пожелал того, чтобы немусульмане принимали Ислам с полным убеждением и согласием в том, что Ислам – есть истина, ниспосланная Великим Господом людей. Всевышний Аллах сказал:

لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَدْ تَبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِنْ بِاللَّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَى لَا انْفِصَامَ لَهَا وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ 

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» (2:256)

وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لَآمَنَ مَنْ فِي الْأَرْضِ كُلُّهُمْ جَمِيعًا أَفَأَنْتَ تُكْرِهُ النَّاسَ حَتَّى يَكُونُوا مُؤْمِنِينَ 

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих» (10:99)

Поэтому Ислам не допускает того, чтобы неверующий в Ислам принуждался к принятию его, будь то принуждение силовое или моральное.

Ислам определил способ призыва людей к принятию Ислама с категоричным и ясным доказательством, с красноречивой речью, которая вежливо оказывает влияние на сердца людей без всякой грубости. Всевышний Аллах сказал:

وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لَآمَنَ مَنْ فِي الْأَرْضِ كُلُّهُمْ جَمِيعًا أَفَأَنْتَ تُكْرِهُ النَّاسَ حَتَّى يَكُونُوا مُؤْمِنِينَ 

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих» (10:99)

Из наиболее ярких законов, которые установлены Исламом в подтверждение его милости и желания добра всему человечеству, является то, что Ислам предоставляет защиту неверным, которые хотят узнать об Исламе. Всевышний Аллах сказал:

وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلَامَ اللَّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لَا يَعْلَمُونَ 

«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они – невежественные люди» (9:6)

Если кто-то из людей неверующих в Ислам желает познакомиться с Исламом, послушать Коран и Сунну, их толкования и объяснения, их науки и правила их понимания, а также увидеть практическую реализацию этого в государстве и обществе, тот получает защиту Аллаха и Его Посланника ﷺ и мусульман и их безопасность, чтобы мог добиться желанного. Если после этого он уверует и принимает Ислам, то хорошо, а если отказывается от веры и принятия Ислама, то благополучно остается в безопасности. Как возвышено и прекрасно это законодательство!

Исходя из этого, будущее государство Халифата будет предоставлять защиту и безопасность тем, кто пожелает узнать об Исламе. Дело в том, что Ислам желает спасти человечество от невежества, в котором оно блуждает, и от несправедливости, от которого оно страдает. Ислам желает вывести людей из тьмы неверия и безбожия к свету веры и Ислама. Всевышний Аллах сказал:

يَاأَهْلَ الْكِتَابِ قَدْ جَاءَكُمْ رَسُولُنَا يُبَيِّنُ لَكُمْ كَثِيرًا مِمَّا كُنْتُمْ تُخْفُونَ مِنَ الْكِتَابِ وَيَعْفُو عَنْ كَثِيرٍ قَدْ جَاءَكُمْ مِنَ اللَّهِ نُورٌ وَكِتَابٌ مُبِينٌ ، يَهْدِي بِهِ اللَّهُ مَنِ اتَّبَعَ رِضْوَانَهُ سُبُلَ السَّلَامِ وَيُخْرِجُهُمْ مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ بِإِذْنِهِ وَيَهْدِيهِمْ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ 

«О люди Писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (5:15-16)

3. Исходя из того, что Ислам соглашается с самим разногласием в мышлении среди людей и не принуждает их отказываться от своей акыды и религии, Ислам принимает просьбу других людей, которые не исповедуют его акыду и религию, жить в его обществе и его государстве среди мусульман под их защитой и покровительством, имея с мусульманами равные права и обязанности.

Ислам согласен с тем, чтобы другой жил среди мусульман, не отказываясь от своей религии. Этим самым Ислам дает возможность этому человеку оставаться другим, каким он пожелал быть. В Мединском договоре говорится: «…Евреи Бану Ауф являются одним народом вместе с мусульманами (Пророк ﷺ имеет в виду, что с мирным договором, который был заключен между евреями и мусульманами, евреи стали частью единого общества). Для евреев своя вера и свое имущество, а для мусульман свое. А кто совершит несправедливость и грех, тот навредит лишь себе и своей семье…» (Ибн Хишам, «Жизнеописание Пророка»).

В своей истории наибольшего великодушия человечество увидело лишь со стороны мусульман, которые соблюдали договор, всегда были надежными, хорошо относились к тем, кто предпочитал жить вместе с ними. Леди Луси Дуфф-Гордон была женщиной, которая приехала лечиться в Египет и жила в этой стране, особенно в городе ас-Саид, на протяжении семи лет, с ноября 1862 года по июль 1869 года. Она периодически отправляла из Египта письма своему мужу. После нескольких лет эти письма были опубликованы под названием «Letters from Egypt». В своем письме матери, датированном 3 декабрем 1862 года, она пишет: «Наибольшее, что здесь привлекает внимание – это дух терпимости, который я всюду ощущаю. В отношении меня люди здесь ограничиваются лишь тем, что говорят: «Эта женщина ваша гость», и после этого не придают мне никакого внимания, как и то, что мусульмане и христиане на самом деле связаны узами дружбы. Я все ждала того, чтобы увидеть ту нетерпимость, о которой часто говорят иностранцы, но до сих пор не увидела какого-либо его проявления…».

Говорит Бернард Луис: «… Эта проблема не возникла в мусульманских странах, потому что относящиеся к различным религиям люди в мусульманских странах нашли возможность жить там в дружбе и братстве без борьбы и конфликта…».

Согласие с тем, кто не соответствует тебе по социальному положению.

Классовость – это социальное устройство, которое строится на разделении людей на классы. Класс – это группа людей, которых объединяет определенное положение, как класс богатых, класс рабочих.

Классовость существует в западных обществах. Влиятельные и богатые люди там представляют собой иной от простого народа класс. Иногда этот класс называют «буржуазией» иногда «высшим обществом».

Этот «высший» класс в западном обществе имеет свои традиции, манеры и нравственность, которые отличают его от остальных людей в обществе. Как и все они едят, ходят, смеются, одеваются и живут, но делают это в соответствии с определенными порядками, называемыми «этикетом», к которому не имеют отношения другие люди.

Существование классовости в западном обществе – это неизбежный вопрос, возникший из-за существования капиталистической системы, которая сосредотачивает богатство в руках небольшого количества людей, вследствие чего происходит его объединение с политикой и влиянием. Ф. Вильям в своей книге «Век войн» пишет: «До того как Карл Маркс выдвинул свою теорию о классовой борьбе, английский либерализм развил идею общества, разделенного между так называемыми «высшими и низшими классами». Вальтер Либман дал современное определение этому разделению, которое подходит его американским читателям. Он поделил общество на большинство – это невежественные массы людей, которые руководимы «особым классом» избранных людей.

Эти люди, как их называет Либман, являются ответственными мужами и именно они определяют общественный интерес для всех. Эти избранные люди становятся чистой бюрократией, которая служит личным интересам крупных капиталистов. Однако эта суть связи между ними не должна становится известной для невежественных масс, потому что сами они не поймут суть дела. Массы должны воображать себе, что они реализовывают свою демократическую силу, и именно избранные люди должны быть теми, кто формируют для них это воображение». (Цитаты из «Новой империи зла», Абд аль-Хай Заллюм стр. 210).

Ислам не признает никакой вид классовости и борется с ним в обществе. Все люди равны и их преимущество друг перед другом лишь в степени их богобоязненности. Поэтому в Исламе нет нравственности «высшего класса» и нравственности «простого народа», нет различия и дискриминации между богатым и бедным, правителем и сторожем. Все они равны перед Всевышним Аллахом и перед законом. От Аишы (р.а.) передается, что курайшиты задумались над положением женщины из племени Бану Махзум, которая совершила воровство. Они сказали друг другу: «Кто сможет поговорить с Посланником Аллаха ﷺ и отважиться на это, кроме Усамы Ибн Зайда, его любимца?» Усама поговорил с Посланником Аллаха ﷺ, и он сказал: «Ты заступаешься против наказания Аллаха?» Затем он встал перед людьми и сказал: «Поистине погибли те, кто были до вас из-за того, что, когда воровал знатный среди них человек, они отпускали его, а когда воровал слабый, они наказывали его. Клянусь Аллахом, если Фатима, дочь Мухаммада, сворует, я отсеку ей руку». (Термезий).

От Анаса передается, что один египтянин подошел к Умару Ибн аль-Хаттабу (р.а.) и сказал: «Амир правоверных, прошу у тебя защиты от несправедливости». Умар сказал: «Что случилось с тобой?» Он сказал: «Я соревновался с сыном Амра Ибн аль-Аса и опередил его, и за это он стал бить меня кнутом и говорить: «Я сын благороднейших людей». Умар отправил письмо Амру, в котором велел ему прибыть к нему вместе со своим сыном. Когда он прибыл, Умар спросил: «Где египтянин, возьми кнут и бей?» Тот стал бить его кнутом, а Умар говорил: «Бей сына благороднейших». Анас говорит: «Он бил его, и, клянусь Аллахом, мы желали того же. Но он не переставал бить его, и тогда мы хотели, чтобы он перестал. После Умар сказал египтянину: «Бей кнутом по лысине Амра». Египтянин сказал: «Амир правоверных, меня бил его сын, и я возместил свое». Тогда Умар сказал Амру: «С каких пор вы считаете людей рабами, тогда как их матери родили их свободными людьми?» Амр ответил: «Амир правоверных, я не знал об этом и этот человек не пришел ко мне».

Пророк ﷺ научил своих сподвижников правильному критерию оценивания людей. Он объяснил им и мусульманам после них, что основой превосходства является подчинение Всевышнему Аллаху и богобоязненность, и что человек считается достойным, если считается таковым перед Всевышним Аллахом. Что же касается людских критериев, основанных на том, что люди смотрят на социальное положение человека, то такие критерии Ислам не считает основой для превосходства людей друг перед другом. От Абу Зара аль-Гифари (р.а.) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Абу Зар, покажи самого знатного человека в мечети». Абу Зар говорит: «Я посмотрел и увидел человека, на котором была красивая одежда, и сказал: «Вот он». Потом Пророк ﷺ сказал: «Покажи самого незнатного человека в мечети». Абу Зар говорит: «Я посмотрел и увидел человека в ветхой одежде и сказал: «Вот он». И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Судный день этот человек будет лучше перед Аллахом, чем вся земля с такими, как тот». (Ахмад).

От Абу Хурайры (р.а.) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Часто бывает, что неопрятный и нежеланный людьми человек если клянется Аллахом сделать что-то, то выполняет». (Муслим).

Передается, что Абу Масъуд сказал: «Один человек, придя к Пророку ﷺ, стал говорить с ним и при этом от волнения у него тряслись поджилки. Пророк ﷺ сказал ему: «Успокойся, я ведь не король, я сын женщины, которая ест черный хлеб». (Ибн Маджа). Это из скромности Посланника Аллаха ﷺ, его милости и жалости к людям.

(Продолжение следует)

Сайид Ахмад Идрис аль-Машхадани