Противостояние идейной борьбе

Это изучение о Хизб-ут-Тахрир, которое составила Зину Баран, глава отдела международной безопасности и энергетики в центре Никсона, Вашингтон.

Это изучение показывает, что Запад начал интересоваться Хизб-ут-Тахрир, понимая степень его серьезности в процессе исламского пробуждения, которое стало сильно беспокоить Запад. Это изучение представляет собой серьезную попытку ознакомления с Хизб-ут-Тахрир, чтобы положить конец его деятельности. Однако оно показывает одну сложность, которую считает проблемой для западных правительств. Эта проблема состоит в том, что Хизб-ут-Тахрир является идейной, а не насильственной партией, и поэтому запрет и борьба с ней противоречат свободе слова и убеждений в капиталистической идеологии и представляет собой отказ от основных принципов этой идеологии. При этом нельзя позволять ему вести свою деятельность, поскольку его идея очень опасна, так как призывает к Халифату и объединению мусульман на одной основе. Как говорится в этом изучении: «Эту проблему нельзя оставлять без внимания».

Партия авангарда.

До сих пор Ислам и Запад не вошли в идеологическую борьбу. Однако Запад начал ввязываться в борьбу двух соперничающих в исламском мире идеологий. Сторонники первой идеологии верят в то, что Ислам находится в соответствии со светской демократией и основными гражданскими свободами. Сторонники второй идеологии стремятся заменить нынешнюю мировую систему новой системой Халифата, т.е. Исламским государством, которое охватит весь мир. Они стремятся поднять настоящую борьбу мировоззрений, и часть этой борьбы сводится к тому, что они заставляют наиболее умеренных мусульман принять их объяснение Ислама.

Экстремистские исламские организации, как аль-Каида, стали известными на протяжении прошлых лет, потому что пытались осуществить свои цели путем политического террора и насилия. Что касается менее известных организаций, то это те, что дополняют действия экстремистских организаций, отдавая свои усилия не для прямой деятельности, а для идеологической борьбы. Самой важной из таких партий является Хизб-ут-Тахрир. Эта партия представляет собой трансграничное движение, которое сыграло роль авангарда в образовании радикальной суннитской исламской идеологии.

Хизб-ут-Тахрир не считается террористической организацией, но его очень легко рассмотреть в качестве соединительного пояса для террористов. Также трудно и опасно, чтобы ему противодействовали либеральные общества.

Идеология и теология Хизб-ут-Тахрир, которые были взяты у других экстремистских исламских партий, популярно изложены, чтобы простые люди могли с легкостью воспринимать их. В то время как многие другие исламские движения настаивают на абсолютной правильности своих религиозных комментариев или того, что касается одной частичной проблемы, то Хизб-ут-Тахрир концентрирует внимание на высшей цели, а именно на объединении всех мусульман под знаменем Ислама и, следовательно, сосредотачивает внимание на проблемах, которые заботят всех, как борьба мировоззрений или различных формах гнета, от которого страдают мусульмане в мире. Поэтому многие исламские экстремисты, смотрят на эту партию не как на соперника, а как на союзника, и часто пользуются понятиями Хизб-ут-Тахрир и его литературой (в полном объеме она имеется в Интернете) для упорядочивания своих сторонников.

Величайшим достижением Хизб-ут-Тахрир является его способность изменять тему обсуждения в исламском мире. Еще несколько лет назад большинство исламских движений воспринимали идею построения нового Халифата как неосуществимую цель. Однако сегодня уже всевозрастающая численность людей считает построение Халифата серьезной целью. И после упорных десятилетних усилий, направленных на обязательность объединения исламской уммы, Хизб-ут-Тахрир может сегодня гордиться усиливающимися чувствами мусульман в отношении того, что самое главное для них – это не их национальная, этническая и территориальная принадлежность, а их религия, которой они полностью преданы.

Трудно в точности определить численность Хизб-ут-Тахрир из-за того, что он состоит из секретных ячеек, но предположительно в европейских странах, как, например, в Дании, количество его членов достигает нескольких сотен, а в мусульманских странах, как, например, в Узбекистане, их численность достигает десятков тысяч. Многие мусульманские страны, а также Россия и Германия, запретили деятельность Хизб-ут-Тахрир, после того как поняли опасность, которую он представляет для них. Тем не менее, вплоть до недавнего времени ему разрешалось свободно вести свою деятельность в других странах и, особенно в Англии, где он сыграл основную роль в изменении мышления недовольной мусульманской молодежи.

Но, с момента взрывов в Лондоне в июле прошлого года, отношение Англии изменилось. В августе премьер-министр Англии, Тони Блэр, заявил о принятии его правительством серии новых мер для борьбы с угрозой исламского экстремизма. К числу этих мер относится сбор списка сайтов в Интернете, литературы и подозрительных организаций с возможностью депортации представителей диаспор, которые связаны со всем этим. Блэр также добавил, что запрещение Хизб-ут-Тахрир в Англии будет частью из этих мер. Но при этом некоторые советники Блэра в мусульманской диаспоре возражают по поводу идеи запрещения, акцентируя внимание на том, что сама эта партия несклонна к насилию.

На самом деле, Хизб-ут-Тахрир способствует росту вооруженных конфликтов, но его деятельность, переходящая рамки свободы слова и не доходящая до степени терроризма, делает процесс контроля над ним большим вызовом для либеральных демократических обществ. Для нас остается непонятным, как западные правительства и их общества будут реагировать на этот вызов, который ставит перед ними Хизб-ут-Тахрир, не пожертвовав при этом своими дорогими ценностями. В любом случае стало ясным, что не может идти речи об оставлении этой проблемы без внимания.

В 1953 году, в восточной части Иерусалима, которая на то время находилась под властью Иордании, палестинский судья шейх Такыйюддин Набхани образовал партию Хизб-ут-Тахрир В соответствии с действиями Кутба и других исламистов, Набхани отверг капитализм, считая его эксплуатационной системой, и демократию, из-за того что она не является божественной. Согласно его оценкам единственный метод для возрождения исламского общества по пути Посланника ﷺ начнется с освобождения мусульман от неверных идей, законов и систем, и замены системы государства, над которой господствуют евреи и христиане, на систему исламской уммы, у которой нет границ и во главе нее будет стоять новый халиф.

Набхани рассмотрел западное мировоззрение и Ислам как две взаимоисключающие системы, которые стремятся к идеологическому господству в мусульманских обществах. Он говорит, что капитализм и социализм отвергнуты, поскольку не признали превосходства Ислама. Хизб-ут-Тахрир, который следует убеждениям своего основателя, стал свидетелем краха коммунизма, не приложив для этого каких-то особых усилий, и теперь демократическая капиталистическая система Запада осталась главным препятствием перед установлением настоящего исламского общества. Несмотря на большую ненависть, которую несет в себе Хизб-ут-Тахрир в отношении к нынешним правительствам в исламском мире, тем не менее, он не приветствует усилия Соединенных Штатов, направленных на «развитие демократии», считая их частью нового колонизаторского заговора и последней формой постоянной западной ненависти к Исламу. Для Хизб-ут-Тахрир и его последователей «война против терроризма» является синонимом «войны против Ислама».

В 1977 году умер Набхани и его преемником стал палестинский шейх Абд аль-Кадим Заллюм, а в 2003 году во главе Хизб-ут-Тахрир встал Ата Абу Рашта, который был пресс-секретарем Хизб-ут-Тахрир в Иордании. Под руководством Рашта Хизб-ут-Тахрир стал более агрессивным. Источники в западных разведках убеждены в том, что Хизб-ут-Тахрир отдал своим членам распоряжения о том, чтобы они направляли свою активность против союзников Соединенных Штатов и, особенно против стран, которые поддержали войну против Ирака. Часто идеология Хизб-ут-Тахрир отличается открытой враждебностью к семитизму, цитируя аяты из Корана, которые, по их словам, гласят о том, что для мусульман является обязанностью «разрушение зверского еврейского государства».

Хизб-ут-Тахрир называет себя политической партией и отказывается от любой преступной или террористической деятельности.

По пути пророчества?

Стремясь заново установить Халифат, Хизб-ут-Тахрир стремится следовать по пути Посланника Мухаммада ﷺ в установлении им Исламского государства. Согласно объяснениям этого движения Посланник ﷺ совершил это путем распространения идей с великим терпением, потом упорядочил своих сторонников и в итоге проявил активность для взятия власти. Следовательно, Хизб-ут-Тахрир планирует свой процесс, состоящий из трех этапов.

В первом этапе Хизб-ут-Тахрир сосредотачивает свои усилия на построении партии и осуществляет эту цель путем набора членов и пропаганды. В разных странах способы этого набора отличаются друг от друга, но обычно члены Хизб-ут-Тахрир ищут людей, которые задаются вопросами о бытие, жизни и побуждают их к членству в хизбе. Потенциальные кандидаты официально предлагаются хизбу путем взаимодействия с просветительской группой, когда большинство присоединяется к группе для изучения Ислама. По истечении процесса обучения, который может длиться от 6 месяцев до 3 лет, члены Хизб-ут-Тахрир становятся готовыми с идеологической и духовной стороны для противостояния любым трудностям на пути их борьбы.

Во втором этапе программы хизба – он достиг этого этапа во многих странах своей деятельности – члены новых ячеек стремятся образовывать атмосферу напряженности между правительствами и народами. От членов Хизб-ут-Тахрир требуется приводить свое поведение в соответствие с их слиянием в обществе и проникновением в правительство.

По завершению второго этапа положение переходит в этап, который позволяет возникновению исламской революции и установлению государства с шариатским правлением. Хизб убежден в том, что переход к третьему этапу происходит тогда, когда умма принимает объяснения Хизб-ут-Тахрир Ислама и все то, что связано с этим. В отличие от большинства мировых движений джихада Хизб-ут-Тахрир верит в свою способность погрузиться в политическую революцию, не прибегая к насилию, а опираясь на проникновение в правительственные учреждения и вербовку крупных офицеров армии.

Несмотря на то, что Хизб-ут-Тахрир ведет идеологическую войну на протяжении более полувека, тем не менее, недавно он достиг большого прогресса, пользуясь самым современным средством, а именно Интернетом (всемирной компьютерной сетью). Несомненно, доступ к Интернету в любом месте мира является самым лучшим методом для группы, которая не признает законность политических границ. Мусульмане в любой части мира с легкостью могут иметь доступ к сайтам Хизб-ут-Тахрир в Интернете.

Сайты Хизб-ут-Тахрир составлены так, что привлекают к себе мусульман, которые пользуются Интернетом и ощущают себя чужими в своих обществах. Эти сайты в полной мере предоставляют им новости, анализы, обмен мнениями, и вследствие этого они ощущают себя частью мирового исламского общества. Кроме того, в отличие от других программ, данный метод не знает никакого национального различия, позволяя женщине участвовать в политической деятельности через Интернет и спутниковые телеканалы, чего она не может сделать с помощью других средств.

В то же время сайты Хизб-ут-Тахрир предлагают второму мусульманскому поколению на Западе литературу на нескольких языках. Обычно эти мусульмане жалуются на то, что их информация об Исламе поступает к ним от западных «востоковедов». Хизб-ут-Тахрир заполняет этот вакуум своим личным наблюдением за религией, событиями и миром.

Мировая идея, но деятельность местного масштаба.

Хизб-ут-Тахрир проводит свою деятельность в более чем сорока странах. Для каждой страны им четко определена своя стратегия. Структура Хизб-ут-Тахрир является децентрализованной, мировой и местной, где все его части посвящают свои усилия одной цели, т.е. возникновению мировой революции. При этом в различных местах применяется разная тактика.

Хизб-ут-Тахрир сосредотачивает свои усилия в трех регионах: Турции, Средней Азии и Западной Европе. Турция считается ареной сражения идеологий с нескольких сторон. Если страна, разрушившая Халифат, будет принята в Евросоюз (христианский клуб), то результатом станет обоснование ошибочности «борьбы мировоззрений», которую предлагает Хизб-ут-Тахрир.

Вопреки всем ожиданиям Хизб-ут-Тахрир смог обосноваться в Турции. Сегодня повестка дня Хизб-ут-Тахрир направлена на то, чтобы убедить турков в том, чтобы они не стремились присоединиться к Евросоюзу из-за того, что их членство в нем лишит их исламской сущности. Наоборот Хизб-ут-Тахрир говорит, что Турция должна поднять знамя Ислама, чтобы стать руководящим оппозиционером христанско-еврейскому мировоззрению.

В Средней Азии Узбекистан стал как бы наградой для Хизб-ут-Тахрир. Наибольшим подарком, который был преподнесен Хизб-ут-Тахрир в Узбекистане, явился диктаторский режим Каримова, когда Хизб-ут-Тахрир в подходящее время воспользовался опасным положением страны, где изобилует испорченность, бедность, наркомания и репрессии. Вдобавок к этому Хизб-ут-Тахрир ответил на неотложные потребности людей и заполнил присутствующий в жизни многих из них глубокий духовный вакуум.

Третий регион сосредоточения Хизб-ут-Тахрир кроется в Европе, где у Хизб-ут-Тахрир имеется прочное присутствие в нескольких странах с большой численностью мусульманского населения. Многие европейские члены Хизб-ут-Тахрир являются эмигрантами, бежавшими из своих стран, в которых проводятся в последние десятилетия политические репрессии. Неспособность Западной Европы ассимилировать этих эмигрантов привела к появлению у многих из них чувства того, что они живут на чужбине и теряют свою исламскую сущность. Здесь Хизб-ут-Тахрир и сыграл свою роль, для того чтобы воспользоваться этими чувствами в свою пользу. В этом плане Хизб-ут-Тахрир достиг успеха и особенно в отношении разочарованных молодых людей, потерявших веру в системы государств, в которые приехали они или их семьи.

Что необходимо делать?

Хизб-ут-Тахрир дал мусульманам убедительное объяснение причины того, почему на протяжении последних столетий исламский мир отстал от Запада, а также предоставил им простое решение этой проблемы – преодоление отсталости путем разрушения существующей системы. Результативную роль в этом взгляде продолжает играть история. Пресс-секретарь Хизб-ут-Тахрир в Англии, Имран Вахид, делая комментарий, сказал: «Фукаяма (Френсис) говорит, что мы пришли к концу истории, потому что нет действенной системы, которая могла бы стать заменой для идеологии социализма и западного мировоззрения». Продолжая, он говорит: «Мы же считаем свою деятельность прямым вызовом этому высказыванию. Мы должны доказать ошибочность его высказывания».

Соединенные Штаты (и Запад, в общем) смогли одержать победу и главенство на протяжении последней идеологической борьбы (холодной войны).

Необходимо осознать возникновение другой борьбы такого же рода, и необходимости принимать постоянную соответствующую стратегию. Разница сегодня состоит в том, что эта группа полностью осознает западную идеологию (предлагаемую в качестве замены для Ислама) и решительно отвергает ее. Также возрастающее количество мусульман, и это не только террористы, верят в то, что западная идеология будет смотреть на них как на второй сорт до тех пор, пока они живут в мире, которым правят Соединенные Штаты.

Они убеждены в том, что план Джорджа Буша, направленный на развитие «свободы и демократии», является не более чем обманом, чтобы Соединенные Штаты смогли установить свое лидерство над миром. Хизб-ут-Тахрир говорит, что мусульмане должны объединиться и ярко проявить себя, чтобы вернуть свою былую славу, вместо того чтобы подчиняться нынешней системе. Таким образом, международная политика «холодной войны» полностью изменилась. Подобно тому, что Соединенные Штаты сделали для тех, кто освободился от железного занавеса, также сегодня Хизб-ут-Тахрир и его братья поднимают надежду страдающих мусульман на существование чистой замены для репрессий, в которых они живут.

Первое, что нужно сделать для противодействия этому вызову – это лишить Хизб-ут-Тахрир способности портить репутацию Соединенных Штатов и тех, с кем сотрудничают США. Однако в результате того, что произошло в войне против Ирака и в результате известного обращения с заключенными в тюрьме «Абу Грейб» и в Гуантанамо США потеряли доверие в исламском мире.

Также Вашингтону следует сократить общие причины бедствий, которыми могут пользоваться борющиеся с Америкой экстремисты, такие как высокомерие, с которым Америка показывает свою власть, и предвзятость в своих отношениях к израильско-палестинской борьбе. Несмотря на то, что эти политические рекомендации кажутся обычными, все же они чрезвычайно важны.

Вторая задача заключается в образовании пути подавления деятельности Хизб-ут-Тахрир и ей подобных организаций, не нарушая многих гражданских свобод. Эта задача наиболее современна и возможно является самой трудной. Следовательно, западным правительствам и обществам следует защищать себя не только от угрозы терроризма, но и также от косвенного подстрекательства, которое относится к специфике Хизб-ут-Тахрир

Поэтому политические лидеры должны разъяснить своим народам, что необходима очень осторожная политизация ограничений в области гражданских прав. В ином случае, любой провал в принятии соответствующих мер предосторожности может привести впоследствии к большим трудностям. Если Запад не остановит распространение экстремизма, то общества будут склонны к расколу, между тем как после новых атак будет усиливаться напряженность и трагические последствия.

Эти проблемы достигли своего предела в Англии, где правительство Блэра заявило о своем намерении издать законы, запрещающие Хизб-ут-Тахрир. Цели Блэра сосредоточены вокруг борьбы с терроризмом и активистами, которые поддерживают его. Кажется, ради этого Блэр готов изменить законы о правах человека так, чтобы это облегчило ему выселение иностранных граждан, которых он подозревает в связях с терроризмом. Возможно, эти меры кажутся жесткими, но они необходимы и их время уже настало.

Несмотря на то, что некоторые европейские страны, такие как Дания и Голландия, провели обсуждения о запрете Хизб-ут-Тахрир, тем не менее, только Германия запретила его в 2003 году. Германия сделала это путем реализации своих законов об антисемитизме.

Третья задача кроется в поддержке умеренных исламистов для победы в религиозной гражданской идеологической борьбе, которая проходит сегодня в исламском мире. Это можно начать с того, чтобы западные журналисты и организации по правам человека стали изобличать лживый образ, который образовал о себе Хизб-ут-Тахрир, т.е. образ «мирной» организации. Также Запад может оказывать содействие, побуждая правительства в мусульманских странах к легализации религиозных мирных организаций, пропагандируя терпимость и диалог между религиями. И, наконец, эти правительства могут помогать им путем развития образовательных программ, которые акцентируют внимание на критическом мышлении, патриотизме, нравственности и всех исламских ценностях, которые находятся в соответствии с демократией и светскостью.

Поэтому выдвижение Турции в кандидаты для присоединения к Евросоюзу станет важным экзаменом для западной политики. Если Евросоюз согласится с турецкими мусульманскими обычаями, которые настаивают на сближении мировоззрений, то Хизб-ут-Тахрир потеряет свой аргумент о борьбе мировоззрений. Но если будет полностью отклонено присоединение Турции к Евросоюзу, то это будет подтверждать правильность взгляда Хизб-ут-Тахрир о расколе мира.

Бесспорно, эти задачи не являются легкими и их невозможно выполнить быстро. Но если не выполнять их, то это означает не препятствовать свободному распространению рака. Для прекращения идеологических войн требуется больше времени, чем для прекращения прямых вооруженных войн. И даже после ликвидации этих войн успешность задачи остается сомнительной или непостоянной. Поэтому составные части любой стратегии должны включать в себе терпение и упорство. По случаю четвертой годовщины атак 11 сентября некоторые возразили, что поражение постигло коалицию после такого же срока, как после события Перл-Харбора. Для них лучше всего было бы понять, что «холодная война» продолжалась на протяжении более полувека.