Идеологическая и политическая борьба (1)

Политические движения делятся на две части: 1 – идеологическая борьба, 2 – политическая борьба. Из чего состоит идеологическая борьба? Что такое политическая борьба?

«Идеологическая борьба это борьба против доктрины неверия, ее системы и идей, порочных понятий и ошибочных мнений, раскрывающая их лживость, ошибочность и безосновательность, и противоречие с нормами Ислама. Эта борьба ведется с целью освобождения народов от ее неблагоприятного влияния».

Политическая борьба же проявляется в следующем:

а)«Борьба против влиятельных и авторитетных в Исламских странах империалистических неверных стран, освобождение народов от доминирования империалистических идей и освобождение от любого ее влияния, осуществляемая путем противостояния идеологическим, политическим, экономическим и военным проискам, и раскрытия подлых планов и враждебных заговоров.

б)Раскрытие преступлений и борьба против правителей Исламских и арабских стран, когда они нарушают права человека, не выполняют взятые перед народом обязательства, действуют вразрез с нормами Ислама, направленные на то, чтобы исправить положение и для применения этих норм избавиться от такого правления, основанного на неверии.

в)Принятие интересов мусульманских народов и управление их делами на основе постановлений шариата».

Поистине, Священный Коран дал нам всестороннее и точное описание такого движения. Потому что мысль приходит к следующему выводу, утверждающему: «Общество это группа людей, связанных между собой своими связями. Правильность общества упирается в правильность этих отношений, и кризис общества определяется кризисом этих отношений. Наличие отношений и связей между людьми – это вещь неоспоримая. Потому что они неизбежно вовлекаются в мир взаимоотношений для удовлетворения своих потребностей и запросов, для обнаружения своих желаний и талантов во всех стадиях своей жизни. А индикатором правильности или порочности этих отношений является мотив удовлетворения потребностей и запросов. Так как эти отношения и связи являются основой формирования общества, для идеологической борьбы становится необходимым исправление этих отношений и обнаружение, и изложение ошибок внутри этих связей. С одной лишь целью стимулирования создания правильных отношений вместо порочных, изменение формы и среды жизни на основе здоровых побудительных факторов».

Об этом приведена целая череда аятов в Коране. «Они открыто и громогласно произнесли слова, упорядочивающие религиозные, социальные и экономические сферы жизни человека, озвучивающие противодействие недостойным обычаям, плохим традициям и порочным отношениям, и, уделяя внимание всем этим сферам, раскрыли и указали на некоторые её неприемлемые аспекты яркими и убедительными словами».

Например, Великий Аллах так говорит о вере:

وَجَعَلُوا لِلَّهِ شُرَكَاءَ الْجِنَّ وَخَلَقَهُمْ وَخَرَقُوا لَهُ بَنِينَ وَبَنَاتٍ بِغَيْرِ عِلْمٍ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يَصِفُونَ

„И устроили они Аллаху сотоварищей из джиннов, в то время, как Он их создал, и бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей без всякого знания. Хвала Ему, и превыше Он того, что они Ему приписывают!“. [6:100]

Еще Он говорит:

قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ قُلِ اللَّهُ قُلْ أَفَاتَّخَذْتُم مِّن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ لَا يَمْلِكُونَ لِأَنفُسِهِمْ نَفْعًا وَلَا ضَرًّا قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الْأَعْمَى وَالْبَصِيرُ أَمْ هَلْ تَسْتَوِي الظُّلُمَاتُ وَالنُّورُ أَمْ جَعَلُوا لِلَّهِ شُرَكَاءَ خَلَقُوا كَخَلْقِهِ فَتَشَابَهَ الْخَلْقُ عَلَيْهِمْ قُلِ اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ

„Скажи: «Кто Господь небес и земли?» Скажи: «Аллах». Скажи: «Тогда неужели вы взяли себе помимо Него заступников, которые не владеют для самих себя ни пользой, ни вредом?» Скажи: «Разве сравниться слепой и зрячий, или сравнятся разве мрак и свет?» Или пристроили они Аллаху сотоварищей, которые творили, как Он творит, и сходным показалось пред ними творение? Скажи: «Аллах – творец всякой вещи, Он – единый, мощный!»“. [13:16]

О социальной же сфере Обладатель Величия Аллах говорит:

وَإِذَا بُشِّرَ أَحَدُهُم بِالْأُنثَىٰ ظَلَّ وَجْهُهُ مُسْوَدًّا وَهُوَ كَظِيمٌ ٥٨ يَتَوَارَىٰ مِنَ الْقَوْمِ مِن سُوءِ مَا بُشِّرَ بِهِ ۚ أَيُمْسِكُهُ عَلَىٰ هُونٍ أَمْ يَدُسُّهُ فِي التُّرَابِ ۗ أَلَا سَاءَ مَا يَحْكُمُونَ ٥٩

„И когда одного из них обрадуют девочкой, лицо его делается черным, и он удручен, скрываясь от народа от горечи того, чем обрадован: удержать ли это на унижение или сокрыть его в прахе? Плохо они рассуждают!“. [16:58-59]

Также Великий Аллах говорит:

وَلَا تُكْرِهُوا فَتَيَاتِكُمْ عَلَى الْبِغَاءِ إِنْ أَرَدْنَ تَحَصُّنًا لِّتَبْتَغُوا عَرَضَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا

„И не принуждайте ваших девушек к распутству, если они хотят целомудрия, стремясь к случайностям жизни ближней“. [24:33]

Еще Он говорит:

وَلَا تَقْتُلُوا أَوْلَادَكُم مِّنْ إِمْلَاقٍ نَّحْنُ نَرْزُقُكُمْ وَإِيَّاهُمْ وَلَا تَقْرَبُوا الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَلَا تَقْتُلُوا النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ ذَلِكُمْ وَصَّاكُم بِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ

„Не убивайте ваших детей от бедности – Мы прокормим их и вас; не приближайтесь к мерзостям, к явным из них и тайным; не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. Это завещал Он вам, - может быть, вы уразумеете!“. [6.151]

Что же касается порочности в сфере экономических отношений, Великий Аллах говорит в Коране следующее:

وَمَا آتَيْتُم مِّن رِّبًا لِّيَرْبُوَ فِي أَمْوَالِ النَّاسِ فَلَا يَرْبُو عِندَ اللَّهِ وَمَا آتَيْتُم مِّن زَكَاةٍ تُرِيدُونَ وَجْهَ اللَّهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الْمُضْعِفُونَ

„То, что вы даете с прибылью, чтобы оно прибавлялось в имуществе людей, - не прибавится оно у Аллаха. А то, что вы даете из очищения, желая лика Аллаха, - это те, которые удваивают“. [30:39]

Еще Он говорит так:

وَيْلٌ لِّلْمُطَفِّفِينَ ١ الَّذِينَ إِذَا اكْتَالُوا عَلَى النَّاسِ يَسْتَوْفُونَ ٢ وَإِذَا كَالُوهُمْ أَو وَّزَنُوهُمْ يُخْسِرُونَ ٣ أَلَا يَظُنُّ أُولَـٰئِكَ أَنَّهُم مَّبْعُوثُونَ ٤ لِيَوْمٍ عَظِيمٍ ٥

„Горе обвешивающим, которые, когда отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или вешают, сбавляют! Разве не думают эти, что они будут воскрешены для великого дня?!“ [83:1-5]

В другом аяте:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّ كَثِيرًا مِّنَ الْأَحْبَارِ وَالرُّهْبَانِ لَيَأْكُلُونَ أَمْوَالَ النَّاسِ بِالْبَاطِلِ وَيَصُدُّونَ عَن سَبِيلِ اللَّـهِ ۗ وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّـهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ ٣٤ يَوْمَ يُحْمَىٰ عَلَيْهَا فِي نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكْوَىٰ بِهَا جِبَاهُهُمْ وَجُنُوبُهُمْ وَظُهُورُهُمْ ۖ هَـٰذَا مَا كَنَزْتُمْ لِأَنفُسِكُمْ فَذُوقُوا مَا كُنتُمْ تَكْنِزُونَ ٣٥

„А те, которые собирают золото и серебро, и не расходуют его на пути Аллаха, - обрадуй их мучительным наказанием в тот день, когда в огне геенны будет это разожжено и будут заклеймены этим их лбы, и бока, и хребты! Это – то, что вы сберегли для самих себя. Вкусите же то, что вы сберегали!“. [9:34-35]

Коран наносит по порочным отношениям неотразимый удар. Лучший из говорящих – Аллах – говорит так:

وَقَالُوا هَـٰذِهِ أَنْعَامٌ وَحَرْثٌ حِجْرٌ لَّا يَطْعَمُهَا إِلَّا مَن نَّشَاءُ بِزَعْمِهِمْ وَأَنْعَامٌ حُرِّمَتْ ظُهُورُهَا وَأَنْعَامٌ لَّا يَذْكُرُونَ اسْمَ اللَّـهِ عَلَيْهَا افْتِرَاءً عَلَيْهِ ۚ سَيَجْزِيهِم بِمَا كَانُوا يَفْتَرُونَ ١٣٨ وَقَالُوا مَا فِي بُطُونِ هَـٰذِهِ الْأَنْعَامِ خَالِصَةٌ لِّذُكُورِنَا وَمُحَرَّمٌ عَلَىٰ أَزْوَاجِنَا ۖ وَإِن يَكُن مَّيْتَةً فَهُمْ فِيهِ شُرَكَاءُ ۚ سَيَجْزِيهِمْ وَصْفَهُمْ ۚ إِنَّهُ حَكِيمٌ عَلِيمٌ ١٣٩

„И говорят они: «Это – скот и посев запретный, ими питается только тот, кого мы пожелаем», - по их утверждению. И скот, спины которого запретны, и скот, над которым они не призывают имени Аллаха, измышляя на него. Воздаст Он им за то, что они измышляют. И говорят они: «То, что в утробах этих животных, то – чисто для наших мужчин и запрещено нашим женам». А если оно будет мертвым, то они – в этом участники. Воздаст Он им за их описания: ведь Он – мудрый, знающий“. [6:138-139]

Также Великий Аллах говорит так:

وَمِنَ الْإِبِلِ اثْنَيْنِ وَمِنَ الْبَقَرِ اثْنَيْنِ ۗ قُلْ آلذَّكَرَيْنِ حَرَّمَ أَمِ الْأُنثَيَيْنِ أَمَّا اشْتَمَلَتْ عَلَيْهِ أَرْحَامُ الْأُنثَيَيْنِ ۖ أَمْ كُنتُمْ شُهَدَاءَ إِذْ وَصَّاكُمُ اللَّـهُ بِهَـٰذَا ۚ فَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَىٰ عَلَى اللَّـهِ كَذِبًا لِّيُضِلَّ النَّاسَ بِغَيْرِ عِلْمٍ ۗ إِنَّ اللَّـهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ ١٤٤

„И из верблюдов – двое, и из коров – двое. Скажи: «Самцов обоих Он запретил или самок? Или то, что заключают в себе утробы самок? Или вы были свидетелями, когда Аллах завещал это?» Кто же более несправедлив, чем тот, кто измышляет на Аллаха ложь, чтобы сбить людей без всякого знания? Поистине, Аллах не ведет народ неправедный“. [6:144]

Многие похожие на вышеприведенные аяты и суры осветили все сферы общественной жизни и выявили ее неприемлемые и порочные аспекты. Это же является непреложной задачей для каждого общества и любой политической партии. Потому что необходимо показать, что развращенность и духовная пустота либо низменные ценности, заполонившие наше общество, а также наихудшее зло – доктрина отделения религии от жизни – являются продуктом демократических (в политике) и капиталистических и социалистических (в экономике) систем неверия, применяемых по отношению к нашему мусульманскому народу. Так же, как показать то, что они сеют семена порочных представлений и неприемлемых обычаев среди Исламской общины. Следовательно, необходимо будет бороться против этих обычаев и традиций путем раскрытия их порочной сути. Только после изменения представления людей можно будет поменять представления общества. Великий Аллах говорит:

إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنفُسِهِمْ

„Поистине, Аллах не меняет того, что людьми, пока они сами не переменят того, что с ними“. [13:11]

Это общество или политическая партия должны бороться и искоренять безбожие и его источники, противоречащие основам и правилам Ислама, так же как против несостоятельных доктрин и идеологий, низменных систем и понятий. Потому что идея, имеющая своих последователей, распространенная этими последователями и приобретшая массовое распространение, постепенно становится влиятельной и авторитетной. Далее, эта идея превращается в жизненные принципы своих последователей, потом в их обычай. При этом идея, положившая начало тому или иному обычаю может быть забыта. Например, гостеприимство является красивым обычаем людей. У мусульман этот обычай появился в ответ на следующее изречение Пророка: «Кто уверовал в Аллаха и Судный день, пусть окажет уважение и почет своему гостю». В начале мусульмане приняли саму идею, потом она превратилась в общественное понятие, определяющее образ жизни и отношение к гостю.

По истечении времени эта идея превратилась в обычай, которым в повседневной жизни руководствуются люди. Кто следует этому обычаю, заслуживает одобрения, а кто нет – вызывает гнев других людей. Большинство же мусульман забыли, как и почему этот обычай появился в их жизни. Поэтому нужно всегда знать источник возникновения обычаев. Если источник имеет законное подтверждение, то ссылки на него будут приняты. В противном случае этот обычай нужно будет ликвидировать , его принятие или руководство им не разрешаются. Поэтому правило, гласящее «Обычай определяет законы» противоречит Исламу и неправильно. Следовательно, этот обычай следует стереть с сознания общества.

Однако безбожные идеи, превращенные в обычаи со стороны некоторыми деятелями и мыслителями светских движений, отвлекают от правильного понимания Исламской доктрины. Как, например, их слова: «Религия принадлежит Аллаху, а родина всем». Этими словами они хотят предвосхитить и предупредить обвинения неверующих в необъективности, и готовы для этого заискивать перед ними. Вначале они противятся стремлению неверных управлять их делами. Они отбрасывают нижеприведенные в суре «Женщины» слова Великого Аллаха, и приходят к выводу, к которому пришли. Великий Аллах сказал:

وَلَن يَجْعَلَ اللَّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلًا

„И никогда Аллах не устроит неверным дороги против верующих“. [4:141]

Таким же ложным способом были выдуманы общие правила. А потом на основе этих общих правил были разработаны частные (вторичные) правила. Как, например: «Обычай определяет законы; не отрицается изменение законов с течением времени; все, что не противоречит Исламу, происходит от него; где выгода – там и благоволение Аллаха; главное в договорах и соглашениях не слова и основы, а смысл и цели; законы предшествующих народов, если не отменены шариатом, являются законами также и для нас». Эти люди, заигрывающие с законами и положениями шариата, опошлили Исламские идеи и понятия, опорочив эти чистые понятия в глазах общины. В итоге все смешалось, и Исламская община перестала различать Исламское от неисламского. Что бы вы подумали, услышав такие их ложные утверждения, как: «Ислам – это религия свободы и социальной справедливости, социализм является основой Ислама»?

Такие отвлекающие ложные понятия возникли вследствие поверхностного понимания мусульманами своей религии и их подверженности влиянию овладевшего их сознанием западного мировоззрения, которое отвратило мусульман от понимания Исламской доктрины и проистекающего из нее духа созерцания и претворения законов в жизнь. Такие люди, ища благоволения запада и одновременно навлекая на себя гнев Аллаха и негодование мусульман, начали подражать западу. Они, будучи частью мусульманской общины, начинают свои заигрывания с шариатом, объявляя о необходимости пересмотра положений шариата, в частности касающихся метода, положений о воровстве и вероотступничестве, других приказов и запретов Аллаха, изменяя то, что Аллах запретил менять.

Среди них такие люди, как Хасан Ханафий, Хасан ат-Тураби, Рошид ал-Гануший, Фахмий Хувайдий и Мухаммад Аммор. Согласно их взглядам, Исламские метод и законы якобы стали непригодны к нынешним временам, современному мировоззрению и духовному возрождению. Эти люди также утверждают, что женщина может управлять, то есть имеет право руководить делами мусульман в качестве главы правительства или руководителя страны. Что еще хуже, они открыто клевещут, утверждая, что Ислам не указал форму правления и государственного устройства...

Самое опасное их притязание – это их желание показать себя западным хозяевам как умеренных (желающих компромисса), прогрессивных, призывающих к свободе и равенству первых ласточек идеологической реформы, освободителей мышления от узкого понимания шариата. Мы можем лишь подытожить, то все вышесказанное – это чуждые для Исламской общины идеи безбожия, проталкиваемые западом. Безбожный запад, в точном соответствии с хадисом Посланника, сумел найти людей, которые говорят на нашем языке и выглядят как мы, и при этом озвучивают эти мерзкие идеи. Для мусульман, призывающих к Исламу, становится жизненно необходимо противостоять таким идеям и бороться против них. Также, общества и политические партии, борющиеся на пути возврата Ислама в жизнь, должны, в первую очередь раскрыть людям порочность и ошибочность таких мыслей, их полное противоречие с основами и законами Ислама. Тогда они смогут выполнить следующий приказ Великого Аллаха:

وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللَّـهُ وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَن يَفْتِنُوكَ عَن بَعْضِ مَا أَنزَلَ اللَّـهُ إِلَيْكَ ۖ فَإِن تَوَلَّوْا فَاعْلَمْ أَنَّمَا يُرِيدُ اللَّـهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعْضِ ذُنُوبِهِمْ ۗ وَإِنَّ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ لَفَاسِقُونَ ٤٩ أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ ۚ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّـهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ ٥٠

„И суди между ними по тому, что низвел Аллах, и не следуй за их страстями, и берегись их, чтобы они не соблазнили тебя от части того, что низвел тебе Аллах. Если они отвратятся, то знай, что Аллах хочет поразить их за некоторые их грехи. Ведь, поистине, многие из людей – распутники. Неужели суда времен неведения они хотят? Кто же лучше Аллаха по суду для народа, обладающего уверенностью?!“ [5:49-50]

Это что касается идеологической борьбы. А что же относится к политической схватке, она отличается от идеологической борьбы. Потому что такая схватка относится к разоблачению тайных заговоров, осуществляемых против Исламской общины. «Известно, что общество людей в своей жизни добровольно, подражая своим лидерам или принудительно, подчиняется правителям. В любом случае это выливается в подчинение, потому что эти правители управляют их делами, претворяют в жизнь их интересы. Они также направляют мысли людей в определенное русло». Поэтому мы видим добровольное подчинение народов своим руководителям. Такое положение вещей отражается в следующем аяте:

وَقَالُوا رَبَّنَا إِنَّا أَطَعْنَا سَادَتَنَا وَكُبَرَاءَنَا فَأَضَلُّونَا السَّبِيلَا ٦٧

„Они сказали: «Господи наш, мы повиновались нашим сейидам и нашим вельможам, а они сбили нас с пути!»“. [33:67]

«Правители являются лидерами народов. Власть и сила находятся у них в руках. Несмотря на то, что, по сути, источник силы находится в руках людей, они отказываются от права властвовать в силу своего подчинения и доверия правителям. То есть люди полностью передают бразды правления в руки правителя для того, чтобы он работал в их интересах, обеспечил и защищал их безопасность. Сегодня такое положение получило название социального договора», то есть договора между народом и отдельными личностями для претворения народных интересов в жизнь. «Так как эти правители и лидеры являются предводителями каравана людского общества и находятся вместе с ним в степях и бездорожье жизни, и если люди упорствуют в своих заблуждениях, тогда будет необходимо поставить под сомнение доверие людей своим правителям, убрать опоры их правления и строить отношения с такой группой с учетом их положения и деяний.

Поистине, Ислам учит людей нести ответственность за свои поступки, потому что в Судный день никто не захочет нести ответственность за других, даже за своих родителей. Следовательно, Ислам также указывает на необоснованность утверждения о том, что кто-то сбил кого-то с пути».

Наш Владыка Мухаммад очень просто и емко объяснил это своими следующими словами: «Знайте, что колесо Ислама вертится. Двигайтесь в том направлении, в какое вертится это колесо. Знайте, что ваш султан (правитель) и Коран, вне всякого сомнения, разделятся. Тогда вам следует крепко держаться за Книгу. Потому что в будущем вами будут править заблудшие и вводящие в заблуждение правители. Если вы последуете за ними, они собьют вас с правого пути, если же воспротивитесь, то будут вас убивать. Тогда сподвижники спросили: Что нам тогда делать, о Пророк Аллаха? Пророк ответил: Поступайте, как поступали апостолы Ийсы (Иисуса). Их привязывали веревками и пилили пилами. Клянусь Господом Богом, держащим мою жизнь в Своих руках, что смерть на пути Аллаха лучше грешной жизни». Этот хадис приводится в книге Абу Наима «Далоилун Нубува (Доказательства Пророчества)».

Вот то, что необходимо делать мусульманам. Следовательно, Ислам приказал выступать против заблудших и вводящих в заблуждение правителей и руководителей, а также тиранов, правящих при помощи насилия и принуждения, а люди, которые молча отсиживаются и не следуют этим правилам грешники. Великий Аллах, лучший из говорящих, говорит следующее:

وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ اللَّـهِ مِنْ أَوْلِيَاءَ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ ١١٣

„И не опирайтесь на тех, которые несправедливы, чтобы вас не коснулся огонь. И нет у вас, Аллаха, помощников, и потом не будете вы защищены!“. [11:113]

В другом месте Аллах говорит так:

وَإِن نَّكَثُوا أَيْمَانَهُم مِّن بَعْدِ عَهْدِهِمْ وَطَعَنُوا فِي دِينِكُمْ فَقَاتِلُوا أَئِمَّةَ الْكُفْرِ ۙ إِنَّهُمْ لَا أَيْمَانَ لَهُمْ لَعَلَّهُمْ يَنتَهُونَ ١٢ أَلَا تُقَاتِلُونَ قَوْمًا نَّكَثُوا أَيْمَانَهُمْ وَهَمُّوا بِإِخْرَاجِ الرَّسُولِ وَهُم بَدَءُوكُمْ أَوَّلَ مَرَّةٍ ۚ أَتَخْشَوْنَهُمْ ۚ فَاللَّـهُ أَحَقُّ أَن تَخْشَوْهُ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ ١٣

„А если они нарушили свои клятвы после договора и поносили вашу религию, то сражайтесь с имамами неверия, - ведь нет клятв для них, - может быть, они удержатся! Разве вы не станете сражаться с людьми, которые нарушили свои клятвы и думали об изгнании посланника? Они начали с вами первый раз. Разве вы боитесь их? Ведь Аллаха следует больше бояться, если вы верующие“ [9:12-13]

А про тех, которые не противятся плохим правителям и молча следуют за ними, Аллах говорит так:

إِنَّ الَّذِينَ تَوَفَّاهُمُ الْمَلَائِكَةُ ظَالِمِي أَنفُسِهِمْ قَالُوا فِيمَ كُنتُمْ ۖ قَالُوا كُنَّا مُسْتَضْعَفِينَ فِي الْأَرْضِ ۚ قَالُوا أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ اللَّـهِ وَاسِعَةً فَتُهَاجِرُوا فِيهَا ۚ فَأُولَـٰئِكَ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ ۖ وَسَاءَتْ مَصِيرًا ٩٧

„Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, они скажут: «В каком положении вы были?» И скажут они: «Мы были слабыми на земле». Они скажут: «Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?» У этих убежище – геенна, и скверно это пристанище!“ [4:97]

В следующем аяте Великий Аллах приводит притчу, в которой наглядно показывает перебранку между правителями и подчинившимся им людьми в аду:

وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لَن نُّؤْمِنَ بِهَـٰذَا الْقُرْآنِ وَلَا بِالَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ ۗ وَلَوْ تَرَىٰ إِذِ الظَّالِمُونَ مَوْقُوفُونَ عِندَ رَبِّهِمْ يَرْجِعُ بَعْضُهُمْ إِلَىٰ بَعْضٍ الْقَوْلَ يَقُولُ الَّذِينَ اسْتُضْعِفُوا لِلَّذِينَ اسْتَكْبَرُوا لَوْلَا أَنتُمْ لَكُنَّا مُؤْمِنِينَ ٣١ قَالَ الَّذِينَ اسْتَكْبَرُوا لِلَّذِينَ اسْتُضْعِفُوا أَنَحْنُ صَدَدْنَاكُمْ عَنِ الْهُدَىٰ بَعْدَ إِذْ جَاءَكُم ۖ بَلْ كُنتُم مُّجْرِمِينَ ٣٢ وَقَالَ الَّذِينَ اسْتُضْعِفُوا لِلَّذِينَ اسْتَكْبَرُوا بَلْ مَكْرُ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ إِذْ تَأْمُرُونَنَا أَن نَّكْفُرَ بِاللَّـهِ وَنَجْعَلَ لَهُ أَندَادًا ۚ وَأَسَرُّوا النَّدَامَةَ لَمَّا رَأَوُا الْعَذَابَ وَجَعَلْنَا الْأَغْلَالَ فِي أَعْنَاقِ الَّذِينَ كَفَرُوا ۚ هَلْ يُجْزَوْنَ إِلَّا مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ ٣٣

„А если бы ты увидел неправедных поставленными пред их Господом! Одни из них обращают к другим речь. Те, которые были слабыми, говорят превозносившимся: «Если бы не вы, то мы были бы верующими!» Говорят те, которые превозносились, тем, которые были слабы: «Разве мы отклонили вас от прямого пути, после того, как он пришел к вам? Нет, вы были грешниками!» И сказали те, которые были слабыми, тем, которые превозносились: «Да! Хитростью ночи и дня было то, когда вы приказывали нам не верить в Аллаха и делать Ему подобных!» И утаили они раскаяние, когда увидели наказание. И наложили Мы узы на шеи тех, которые не веровали. Будет ли им воздано, кроме как за то, что они делали?“ [34:31-33]

(продолжение следует)