Услуги и объекты общественной значимости 1 ч. Понятие «общественная собственность» и ответственность государства за неё

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Общественная собственность

Общественная собственность — это разрешение, данное Законодателем обществу на совместное использование объектов, которые согласно шариатскому тексту являются общим достоянием и не могут быть ни частным, ни государственным владением.

Этот вид собственности принадлежит и закреплён за обществом людей. Этой собственностью имеет право пользоваться всё общество, все живые люди вплоть до Судного дня. В случае, если люди не получат в своё распоряжение эти вещи, они расходятся в их поисках. Это такие вещи, как вода, электричество, а также нескончаемые полезные ископаемые.

Общественная собственность включает в себя те объекты, которые по своей природе не могут находиться во владении частных лиц, равным образом являются ли эти объекты минералами, которыми можно пользоваться без всяких больших расходов, как соль, или полезными ископаемыми, как золото, серебро, железо, медь, как и нет разницы между тем, являются ли эти минералы твёрдыми, как хрусталь, или жидкими, как нефть.

Понятие общественной собственности

В Исламе собственность бывает трёх видов:

1. Частная.

2. Общественная.

3. Государственная.

Одной из причин того, что общественная собственность переплетается с государственным управлением, является тот факт, что первая (общественная собственность) имеет связь с финансовой политикой с точки зрения расходования и получения доходов посредством её использования со стороны государства в пользу Уммы. Общественная собственность характеризуется следующими качествами:

Первое — она имеет общественную значимость

Общественная собственность — это объекты общественной значимости, в которых нуждаются все люди; в случае отсутствия этих объектов люди разойдутся по разным странам в их поисках с тем, чтобы получить и пользоваться ими. Посланник Аллаха ﷺ говорил:

اَلْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ في ثَلَاثٍ: في الْمَاءِ وَ الْكَلأِّ وَ النَّارِ

«Мусульмане — совладельцы в трёх вещах: воде, пастбище и в огне» («Сунан» Абу Давуда). Упомянутые в хадисе объекты приводятся в качестве примера, а не ограничивают количество объектов общественной значимости. Закон относительно этих трёх вещей распространяется так же и на вещи, которые используются для подачи вышеупомянутых трёх вещей. Более того, существуют другие активы, относительно которых применяется данный закон «воды, пастбища и огня», как, например, нефть, газ, металлы, минералы, соль, сера, битум, реки, моря, озёра, деревья в лесах, уголь, рыба в море, дикие птицы, луга и солнечная энергия.

Второе — это созданные Аллахом и изготовленные человеком объекты

Примеры созданных Аллахом объектов общественной собственности мы привели в первом подпункте. Что касается изготовленных человеком объектов общественной собственности, то ими являются вспомогательные предметы, которые позволяют воспользоваться созданными Аллахом объектами, как, например, средства, предназначенные для перекачки воды, опреснительные машины для воды, транспортировочные трубы, генераторы, столбы (опоры) для линий электропередач, кабеля для передачи и распределения электрического тока, машины для добычи нефти, нефтепромысловые трубы, порты для загрузки и выгрузки нефти, нефтеочистительные заводы, угольные шахты и угледобывающие машины и технологии, карьеры, каменоломни, ядерная энергетика, атомные печи, солнечные электростанции, плотины, мосты, туннели, искусственные каналы, искусственные озёра, улицы, международные магистрали, общественные площади, парки, детские площадки, школы, мечети, больницы, железные дороги, морские порты, аэропорты и приюты. Все эти и им подобные объекты являются делом рук человека и служат достоянием всех людей в силу того, что являются общественной собственностью.

Третье — характеризующиеся изобилием

Вода, трава и огонь — это нередкие вещи, которые отличаются изобилием, а значит, у всех людей есть возможность пользоваться ими. Более того, они являются жизненно необходимыми вещами. В связи с этим на государстве лежит обязанность регулирования процесса использования людьми этих вещей, чтобы никто не был обижен, а также чтобы сильные не властвовали над слабыми в пользовании этой общественной собственностью.

Четвёртое — запрет частным лицам на владение неограниченными объектами общественной значимости

Запрещается индивидуумам брать в частное владение объекты и вещи общественной значимости. Это приводится в благородном хадисе:

اَلْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ في ثَلَاثٍ: في الْمَاءِ وَ الْكَلأِّ وَ النَّارِ

«Мусульмане — совладельцы в трёх вещах: воде, пастбище и в огне» («Сунан» Абу Давуда). Подтверждением тому служит хадис, приводимый имамом ат-Тирмизи от Абъяда ибн Хаммаля:

عَنْ أَبْيَضَ بْنِ حَمَّالٍ، أنه وَفَدَ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَاسْتَقْطَعَهُ الْمِلْحَ فَقَطَعَ لَهُ، فَلَمَّا أَنْ وَلَّى قَالَ رَجُلٌ مِنْ الْمَجْلِسِ: أَتَدْرِي مَا قَطَعْتَ لَهُ؟ إِنَّمَا قَطَعْتَ لَهُ الْمَاءَ الْعِدَّ. قال: فَانْتَزَعَهُ مِنْهُ

«Однажды он пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и попросил выделить ему участок, где было много соли. Посланник Аллаха ﷺ выделил ему его. Когда (этот человек) отошёл, один из сидящих вместе с Пророком ﷺ сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, ведаешь ли ты о том, что выделил ему? Ведь ты выделил ему нескончаемую воду». Тогда Посланник Аллаха ﷺ вернул назад то, что дал ему». В хадисе видно, как соль сравнивается с нескончаемой водой в силу одного общего знаменателя — нескончаемости. И когда Посланник Аллаха ﷺ узнал, что речь идёт о нескончаемом активе (ископаемом), а точнее — о солевых горах, то сразу же пересмотрел своё решение и вернул назад выделенное, а также запретил индивидуумам брать такой объект в частную собственность, поскольку аналогичные объекты служат общественной собственностью и на них распространяется данное решение, не ограничиваясь лишь месторождением соли.

С развитием освоения земли в новейшей эпохе человечество открыло новые полезные ископаемые, такие как природный газ, золото, серебро, медь, железо, олово, древесный уголь, свинец и уран. Эти и им подобные ископаемые имеют стратегическое значение, пользоваться ими имеет право каждый субъект общества, т.к. они являются богатством, которое Всевышний Аллах сотворил и заложил в недрах земли во благо всего человечества. Эти полезные ископаемые дополняют мощь государства и помогают последнему осуществлять своё господство над стратегическими ресурсами, которые оказывают влияние на экономику, гражданскую промышленность, военную индустрию, освоение космоса и накопление богатства.

Поэтому Ислам отвёл для этих ресурсов специальные законы, определяющие сторону, которая имеет право применять их и предоставлять каждому субъекту общества возможность извлекать из них пользу всеми формами использования, определёнными государством для общества. И это одна из тем, которые досконально описываются в книгах исламского права (фикх).

Пятое — запрет частным лицам на владение ограниченными объектами общественной значимости

Существуют месторождения ограниченных размеров, которые могут находиться в частной собственности у индивидуумов. С этой категорией месторождений необходимо обращаться в соответствии с законом относительно риказа, с отчислением 1⁄5 части в виде налога в пользу Байт уль-Маль. Передаёт Умар ибн Шуъайб от своего отца, а тот — от деда, что однажды Посланника Аллаха ﷺ спросили о находке, на что он ответил:

مَا كَانَ مِنْهَا فِي طَرِيقِ الْمِيتَاءِ (أَيِ الْمَسْلُوكَةِ) أَوِ الْقَرْيَةِ الْجَامِعَةِ، فَعَرِّفْهَا سَنَةً فَإِنْ جَاءَ طَالِبُهَا فَادْفَعْهَا إِلَيْهِ، وَ إِنْ لَمْ يَأْتِ فَهِيَ لَكَ، وَ مَا كَانَ فِي الْخَرَابِ، يَعْنِي فَفِيهَا وَ فِي الرِكَّازِ الْخُمْسُ

«Если она была найдена на проходимой дороге или в населённом пункте, то давай знать о ней на протяжении года. Если появится её владелец, то отдай ему, а если никто не востребует её, то она твоя. Но если она не была найдена на проходимой дороге и не в населённом пункте, то на неё и на риказ налагается одна пятая часть налога» («Сунан» ан-Насаи и «Сунан» Ибн Маджи).

Верно, человеку разрешается владеть родником воды, за исключением положения, когда общество не может обойтись без этого родника. Тем не менее, ему не разрешается владеть магистралью, тротуаром, пляжем и другими подобными объектами общественной значимости, имеющие связь с общей пользой. При этом ему разрешается пользоваться этими объектами, не беря их в частное владение, например, для прогулки, отдыха, совершения молитвы, рыбалки в море или в реке, либо для времяпровождения в парке. Он приходит и уходит с этого места и пользуется этим местом на непостоянной основе. Любой другой человек имеет право воспользоваться этими местами, а за организацию наилучшего использования этими местами отвечают власти.

Ответственность государства за общественную собственность

Государство Халифат несёт прямую ответственность за заботу о людях, которая включает в себя сохранение личного имущества и всеобщего достояния. Сохранение этого имущества и достояния предусматривает собой защиту общественной собственности от посягательств, а забота предусматривает принятие выведенных из исламского законодательства правил, которые регулируют использование общественной собственности и оберегают её во благо общества. Ниже приводится описание ответственности государства Халифат за средства общественной собственности:

Первое — ответственность за предотвращение нарушений и ущерба

Государство не должно позволять происходить посягательствам на объекты общественной собственности, независимо от того, с какой стороны имело место данное посягательство. Согласно Шариату, государство несёт ответственность за сохранение этой собственности и защиты её от алчных людей, а также от повреждений любого имущества, машины, магистрали, площади, набережной и других аналогичных объектов общественной значимости. Не дозволяется власть имущему владеть некоторыми частями общественной собственности или дарить их своим родственникам. В случае проявления подобного нарушения Маджлис уль-Умма, Махкамат уль-Мазалим и обычные мусульмане обязаны отчитывать его за это. Исламская Умма должна разработать правила отчёта для власть имущих.

В этой связи известный исламский учёный аль-Маварди говорит: «Тот, кто занимается рассмотрением жалоб, тот рассматривает десять разделов: 1) рассмотрение посягательств власть имущих на своих подданных… 5) возвращение краденого (взятие оценённого имущества без разрешения его владельца), которое делится на две категории: а) краденое со стороны несправедливых власть имущих, отнятое у законных владельцев имущество путём обмана; б) краденое со стороны несправедливых власть имущих, отнятое у законных владельцев имущество путём посягательства. Если служители правосудия, а точнее, судья Махкамат-уль-Мазалим, узнает об этом при рассмотрении жалоб, необходимо издать указ о возвращении отнятого не по праву имущества законным владельцам до того, как подали жалобу против него самого. В случае, если жалоба не будет рассмотрена, то имущество подлежит аресту за нарушение прав владельцев».

Второе — вмешательство в регулирование использования объектов общественной значимости

Под вмешательством в регулирование использования объектов общественной значимости подразумевается определение мест на улицах или площадях для парковки, пешеходных проходов, рыночных точек, или отведения специальных мест для ловли рыб в морях, для плавания или добычи соли... Это считается вмешательством в целях обеспечения соответствующей доли для каждого субъекта общества в той мере, в какой это необходимо, чтобы сильные не стали доминировать над слабыми в использовании этих объектов и чтобы предотвращать ссоры или конфликты во время их использования.

Третье — налаживание отношений между конфликтующими сторонами относительно использования общественной собственности

Одним из характерных качеств сущности людей выступает конкуренция в поиске земных благ и использовании общественного имущества, поскольку последнее принадлежит всем и не выглядит в виде специальных распределённых квот, где каждый знает свою долю. Такая реальность приводит к ссоре и разногласиям в обществе, что делает необходимым вмешательство государства для утверждения истины и устранения конфликта. И поэтому это является не только правом государства, а скорее, его обязанностью. Имам Ахмад говорил относительно того, кто пользуется общественной собственностью: «Если человек занял место (сел в общественной собственности) настолько долго, что другие не могут воспользоваться им, то он ведёт себя как собственник. И если два человека одновременно подойдут к нему и встанет вопрос того, как разрешить спор, бросать жребий между ними или обратиться к имаму (судье) для определения, кто из них будет первый, и при этом тот сидевший человек продолжает занимать место на проходе, то в таком случае ему запрещается сидеть на проходе, как и запрещается имаму (власть имущему) давать ему или другому это место за некую плату».

Четвёртое — защита объекта, отведённого для общего блага

Халиф, т.е. государство, имеет право взять под личную опеку часть общественной собственности и некоторые объекты частной собственности для определённых общественных интересов, как это имеет место сегодня. От Ибн Аббаса, от Абу Давуда, от ас-Саъба ибн Джусама сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا حِمَى إِلاَّ لِلَّهِ وَ لِرَسُولِهِ

«Хима (объекты, находящиеся под защитой государства) принадлежит только Аллаху и Его Посланнику».

Абу Абид-уль-Касим ибн Салям сказал: «В хадисе, сообщаемом ас-Саъбом ибн Джусамой от Пророка Мухаммада ﷺ, говорится, что верховный имам (правитель) имеет право взять в своё распоряжение то, что принадлежит Аллаху, подобно тому, как Пророк Мухаммад ﷺ и халиф Умар Ибн аль-Хаттаб взяли под своё распоряжение ряд объектов общественной значимости. Всё это относится к разряду «аль-Хима» (взятия общественного достояния под государственное распоряжение)». Исламский учёный Абу Абид-уль-Касим ибн Салям считает, что Хима, принадлежащая Аллаху и Его Посланнику ﷺ, т.е. взятые под особое распоряжение объекты общественной значимости, бывают двух видов:

1. Находящиеся под охраной земли, предназначенные для выпаса боевых коней, участвующих в битвах на пути Аллаха. Так поступал Посланник Аллаха ﷺ.

2. Находящиеся под защитой земли, предназначенные для оказания милостыни для малоимущих граждан государства. Так поступал Умар Ибн аль-Хаттаб (р.а.).

Эти истории из жизни Посланника Аллаха ﷺ и праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба объясняют хадис, переданный Имамом Бухари и Абу Даудом, о том, что «Пророк Мухаммад ﷺ определил земли местности Накиъа пастбищем для выпаса лошадей мусульман».

Хима — взятие под особый контроль — это отведение дозволенной земли для общего интереса. В своём роде, это считается исключением в отношении объектов общественной значимости. Тем не менее, Хима не делает тот или иной объект частной или государственной собственностью, напротив, объект продолжает оставаться общественной собственностью, которая включается в себя дозволенные места и закреплённые во благо общества объекты (вакф).

В эпоху Посланника Аллаха ﷺ и праведных халифам после него отведённое место — Хима — предназначалось для выпаса специального скота, а точнее, для боевых коней, используемых в сражении на пути Аллаха, и верблюдов, выращиваемых для передачи малоимущим гражданам Халифата в качестве милостыни. Что касается настоящего времени, то Хима может распространяться на земли, предназначенные для размещения военного гарнизона или для военных учений, в том числе казармы, военные установки, тренировочные лагеря, тиры и т.п.

Пятое — регулирование процесса освоения земель

Ислам побудил к оживлению мёртвой земли, т.е. к освоению целины. Передаёт Бухари от Умара, что Посланник ﷺ сказал:

مَنْ أَحْيَا أَرْضًا مَيْتَةً فَهِيَ لَهُ

«Кто оживит мёртвую землю, то она его». Передаёт Абу Давуд от Сумрату ибн Джундуба, что Посланник ﷺ сказал следующее:

مَنْ أَحَاطَ حَائِطًا عَلَى أَرْضٍ فَهُوَ لَهُ

«Кто огородит стеной целину, то она — его».

Мёртвая земля, т.е. целина, в понимании Имама Шафии — это «любая бесхозная земля, которую можно возделать человеку. Сюда же можно отнести заброшенные невозделанные земли, которые не являются объектами общественной значимости, ибо последние запрещено брать в частное владение». Согласно пониманию Имама Абу Ханифы: «Мёртвые земли — это далёкие от цивилизации земли, до которых не дошла ещё вода». Ханафитский учёный Абу Юсуф говорил: «Целина — это мёртвая земля, которая отдалена от земледельцев на таком расстоянии, что если желающий возделать её человек закричал бы во весь голос, то его не услышали бы соседние земледельцы». И по мнению самого аль-Маварди, заборы и ферменные ограждения так же служат одним из способов освоения целины. Тем не менее, Имам Малик считает, что ограждение бесхозной земли забором является более приоритетным, чем другие способы возделывания земли.

Сегодня оживление мёртвой земли принято называть освоением целины и мелиорацией. В этом государство берёт на себя большую часть бремени этого процесса. Иногда государства стимулируют освоение земель и мелиорацию через принятия государственных программ, поощряющих граждан к сельскому хозяйству путём освобождения от налогов и пошлин, оказания поддержки путём создания соответствующей инфраструктуры и подачи электричества по низким тарифам.

Халифу разрешается выделять эти неосвоенные земли гражданам своего государства. Относительно этого известный ханафитский учёный Абу Юсуф говорит: «Я спросил амира уль-муминин Харуна ар-Рашида о двух землях, которые были завоёваны путём сражения или заключения перемирия с её жителями, которые ещё не находятся во владении кого-либо. Они являются целиной. И кто освоит эту мёртвую землю или оживит часть этой земли, тот станет владельцем этой земли. И ты, как амир уль-муминин, имеешь право выделить её тому, кому пожелаешь, по своему усмотрению, или отдать в аренду, или выращивать на ней всё, что желаешь благоприятным. Ведь каждый, кто оживит мёртвую землю, становится владельцем её. Имам Абу Ханифа говорил: «Кто оживит мёртвую землю, тот станет владельцем её, если Имам (халиф) даст разрешение на это. Кто оживит мёртвую землю без разрешения Имама (халифа), тот не считается законным владельцем этой земли. Имам (халиф) имеет право конфисковать эту землю у незаконного владельца, который оживил её, и поступить с ней по своему усмотрению, например, сдать в аренду, выделить кому-нибудь из своих граждан и тому подобное».

В качестве доказательства тому, что Абу Ханифа обусловил освоение земли разрешением Имама (халифа), Абу Юсуф привёл правовое правило: «Имам разрешает споры и устраняет разногласия между людьми с целью предотвращения ущерба». По всей видимости, мнение Имама Абу Ханифы было принято и получило согласие в силу того, что в большей части людьми движут эгоистичные и алчные вожделения. При устойчивом развитии и малой площади мёртвых земель в период процветания строительства и возведения очень велика вероятность возникновения ссор и конфликтов, особенно в моменты демографического взрыва. В таком положении невозможно решить ситуацию без государственного вмешательства, направленного на регулирование процесса освоения земли, во избежание хаоса.

Кто освоит землю, а затем забросит её на длительное время — более трёх лет, — то государство является стороной, имеющей правой взять эту землю и передать другому. Доказательством тому служат слова Посланника Аллаха ﷺ:

مَنْ أَحْيَا أَرْضًا مَيْتَةً فَهِيَ لَهُ، وَلَيْسَ لِمُحْتَجِرٍ حَقٌّ بَعْدَ ثَلاثِ سِنِينَ

«Кто оживит мёртвую землю, то она принадлежит ему. И не имеет на неё права оградивший землю человек после трёх лет (бездействия)».

В «Муснаде» Имама Шафии приводится, что Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) говорил: «Оживление земли происходит путём её возделывания (посева), ограждения канавой или строительством стены. И каждый, кто оставил эту землю без всякого возделывания на три года, лишается права на неё, независимо от того, как он оживил её — путём возделывания или ограждения стеной». Именно здесь раскрывается важность государственного контроля и регулирования, а также государственной информированности о том, кто возделывает землю, а кто забросил её, принимая в отношении каждого соответствующие меры.

Рассказывает Юнус от Мухаммада ибн Исхака, от Абдуллаха ибн Абу Бакра, который сказал: «Однажды Билял ибн аль-Харис аль-Музаний пришёл к Посланнику ﷺ и попросил выделить ему землю. Посланник Аллаха ﷺ выделил ему обширную длинную землю. Когда Умар пришёл к власти, он сказал Билялу: «Ты попросил Посланника Аллаха ﷺ выделить тебе обширную землю, и он выделил тебе. Ибо Посланник Аллаха ﷺ не отказывал, если у него что-то просили. Но ты не в силах возделать то, чем владеешь». Билял ответил: «Да». Затем Умар продолжил: «В таком случае, возьми столько, сколько под силу тебе, а то, что не под силу, отдай нам, и мы поделим её между мусульманами». Билял ответил: «Я не сделаю так. Клянусь Аллахом, я не отдам ничего из той земли, которую дал мне Посланник Аллаха ﷺ». Умар ответил: «Клянусь Аллахом, ты отдашь эту землю». И он забрал у Биляла ту землю, которую тот не мог возделывать, и распределил её между мусульманами». Данное вмешательство со стороны Умара в качестве главы государства — халифа — является государственным вмешательством, основанным на том, что обладатель власти имеет право на такие меры. И это вовсе не расценивается посягательством на имущество других.

Что касается возможности государства брать в свою собственность новые земли, то это дозволяется, если того требует общественный интерес. Тем не менее, государство должно предоставлять материальное возмещение владельцам этих земель, если они являлись частной собственностью.

Помимо этого, государство Халифат само должно осваивать и улучшать земли и стимулировать своих граждан к этому. Так, государство может выделить некоторым людям определённые участки земли для их улучшения и эксплуатации, проводить водные каналы и трубы, обеспечивать их электричеством, строить медицинские пункты и прокладывать транспортные пути к земельным участкам, подлежащими мелиорации, что ускорит работу в этих опустевших районах. Это поможет решить кризис опустынивания, который тревожит сегодня экономистов всего мира.

Шестое — управление и регулирование вакуфными предприятиями

Вакуф в переводе с арабского языка означает «удерживание». В хадисе, сообщаемом от Абдуллаха Ибн Умара, говорится: «Получив землю после завоевания и раздела Хайбара, Умар пришёл к Пророку Мухаммаду ﷺ, чтобы посоветоваться с ним об этом, и сказал: «О Посланник Аллаха! Я заполучил землю в Хайбаре, и у меня никогда не было имущества, более ценного, чем (эта земля). Что ты велишь мне делать с ней?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если хочешь, завещай в качестве вакфа её основу и давай милостыню (за счёт того, что она будет тебе приносить)». И Умар стал распределять милостыню, (заявив) что (эту землю нельзя будет) ни продавать, ни покупать, ни завещать, ни дарить. Что касается доходов, которые она приносила, то Умар направлял их на оказание помощи бедным, близким родственникам и путникам, а также для приёма гостей. Если же управляющий этим имуществом будет питаться тем, что оно приносит, или накормит своего друга, не получая никакой финансовой прибыли, в этом не будет ничего дурного».

В исламской терминологии вакуф — это удерживание основ и распределение пользы. Человек, который удерживает что-либо, называется вакифом, а удерживаемое имущество — вакуфным предметом. Вакуфное имущество называют по-разному; есть гражданский вакуф и благотворительный, вакуф для путника и так далее. Удерживающий вакуфное имущество человек распоряжается им на основании того, что это имущество является его собственностью или владением Всевышнего Аллаха.

В книге «Аль-Мугни», автором которой является исламский учёный Ибн Кудама, говорится: «Большинство обладателей знаний из первого поколения мусульман (праведных предшественников) и тех, кто жил после них, придерживаются дозволенности вакуфного имущества. Сообщается, что Джабира говорил: «Никто из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ не обладал большим имуществом, и они в большей части пользовались вакуфным имуществом».

Если мусульманин выделил что-либо для других мусульман, т.е. сделал это вакуфным имуществом, это не лишает его права пользоваться им на том основании, что он сам является одним из мусульман. Например, он построил мечеть и имеет право молиться в ней, или он вырыл колодец и имеет право пить из него, несмотря на то, что оба этих объекта выступают общественной собственностью. Если же он закрепил вакуф за определёнными людьми, как, например, дети и своё потомство, то вакуфное имущество принадлежит этим людям.

Что же касается стороны, которая несёт ответственность за вакуф, то изначально им является тот, кто передал свою собственность в вакуфное имущество лично, или кого первый назначил ответственным за этот вакуф. Если вакуф был передан в оговорённом виде, то ответственность за вакуф переходит к детям, родственникам и последующему поколению. Сторона, которая смотрит за вакуфным имуществом, определяет возможность перехода владения после смерти того, кто передал свою собственность на вакуфное имущество. Другими словами, сторона, несущая ответственность за вакуф, может определять принадлежность вакуфа, т.е. принадлежит ли этот вакуф детям того, кто учредил этот вакуф, или впредь он станет общественным достоянием, подаренным во имя Всевышнего Аллаха. Если вакуф был подарен во имя Всевышнего Аллаха, то за ним (вакуфом) управляет, ухаживает и содержит сам правитель, поскольку вакуф принадлежит Аллаху и является общественным достоянием мусульман, а значит, за ним обязан смотреть правитель мусульман подобно тому, как он несёт ответственность за малоимущих в своём государстве. Что касается вакуфного имущества малоимущих слоёв населения, мечетей и тому подобного, а также объектов, которыми пользуются все люди и без которых им не обойтись, то ответственность за них несёт правитель всех мусульман или тот, кого правитель назначил ответственным за них».

Как и видно из вышеприведённого, Ибн Кудама считал, что правитель (халиф) является тем, кто несёт ответственность и управляет вакуфным имуществом малоимущих слоёв населения и мечетями, а также теми объектами, которыми пользуются и в которых нуждаются все люди, поскольку у этих объектов нет конкретного владельца, а значит, государство несёт ответственность за права общества и всеобщее достояние (имущество). Общественная собственность подпадает под эту категорию имущества. Сообщается от Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.): «Кто нуждается в имуществе, пусть придёт ко мне. Аллах, Свят Он и Велик, сделал меня сберегающим и распределяющим (достояния Уммы)».

Государство Халифат представляет и замещает общину мусульман, неся ответственность за хранение, содержание и покровительство. Государство Халифат стоит на страже всех видов собственности, чтобы ни одна из них не взяла верх над другой. Государство Халифат не разрешает индивидууму брать во владение то, что принадлежит всей общине, как и государству владеть тем, что принадлежит частным лицам, за исключением прописанных условий и после предоставления эквивалентной стоимости, как в случае необходимости проведения магистрали или строительства объекта общественной значимости для всех граждан страны. Одним словом, уважение к частной, общественной и государственной собственности является обязательным для государства Халифата, за исключением чрезвычайных обстоятельств после возмещения денежной компенсаций в случае перехода одной собственности в другую.

Посредством полученных из общественной собственности доходов государство реализует масштабные проекты, которые не под силу индивидуумам. Нет сомнений в том, что некоторые проекты требуют колоссальных финансовых вложений. И в таком положении только государство может взяться за реализацию этих проектов или взять на себя их финансирование и управление на основании того, что оно несёт ответственность за общее покровительство и обеспечение жизненно важных объектов общественной значимости. Государство Халифат обязано проводить политику развития и оптимизации экономической активности, а также делать лёгким и удобным пользование объектами общественной значимости. Государство должно улучшать качества и уровень жизнь своих граждан, подавать очищенную воду и натуральные продукты, обеспечивать чистоту улиц, водоёмов, парков и других общественных мест, а также защищать воздух от загрязнения. Одними из самых ярких дел, которые зачастую оказываются не под силу для индивидуумов, являются тяжёлая промышленность, железные дороги, проведение автомагистралей, строительство аэропортов, мостов и другие дела, требующие очень больших финансовых вложений. Для восполнения этого пробела приходит роль государства Халифат, который принимает на себя ответственность за это, являясь наиболее подходящим для этого институтом.

Аид Фадль аш-Шааравий