Значение свидетельства «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад — Посланник Аллаха» 2 ч.

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Связь поклонения с верой

(Часть II)

Слабость в поклонении и подчинении Аллаху связана со слабостью веры в Него

Вера (иман) — согласно формуле единобожия «Нет божества кроме Аллаха» — приводит к признанию того, что только Аллах достоин поклонения и что человек обязан поклоняться только Ему. Таким образом, лишь засвидетельствовав, что нет божества кроме Аллаха, человек обязывается признать Его истинным и единым Господом, кроме Которого нет других божеств; так же он обязуется подчиняться и поклоняться Ему одному. Согласно вышесказанному, поклонение является результатом веры в Аллаха, и от степени веры и искренности зависит степень поклонения. Поэтому излечение любого изъяна в поклонении кроется в излечении веры. Если вера будет совершенной, то и поклонение будет совершенным. Если вера будет искренней, то и поклонение будет искренним. Но если вера заболеет, то и поклонение заболеет. Эта связь между верой и поклонением установлена Исламом, о чём говорится в аятах Корана. Кто из мусульман не будет подчиняться приказам Аллаха, вера того будет ослабевать.

Всевышний Аллах говорит:

أَلَمۡ تَرَ إِلَى ٱلَّذِينَ يَزۡعُمُونَ أَنَّهُمۡ ءَامَنُواْ بِمَآ أُنزِلَ إِلَيۡكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبۡلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوٓاْ إِلَى ٱلطَّٰغُوتِ وَقَدۡ أُمِرُوٓاْ أَن يَكۡفُرُواْ بِهِۦۖ وَيُرِيدُ ٱلشَّيۡطَٰنُ أَن يُضِلَّهُمۡ ضَلَٰلَۢا بَعِيدٗا ٦٠

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60),

لَّا تَجِدُ قَوۡمٗا يُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ يُوَآدُّونَ مَنۡ حَآدَّ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَلَوۡ كَانُوٓاْ ءَابَآءَهُمۡ أَوۡ أَبۡنَآءَهُمۡ أَوۡ إِخۡوَٰنَهُمۡ أَوۡ عَشِيرَتَهُمۡۚ

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдёшь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники» (58:22),

إِنَّمَا يَعۡمُرُ مَسَٰجِدَ ٱللَّهِ مَنۡ ءَامَنَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ وَأَقَامَ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتَى ٱلزَّكَوٰةَ وَلَمۡ يَخۡشَ إِلَّا ٱللَّهَۖ فَعَسَىٰٓ أُوْلَٰٓئِكَ أَن يَكُونُواْ مِنَ ٱلۡمُهۡتَدِينَ ١٨

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» (9:18),

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِۚ ذَٰلِكَ خَيۡرٞ وَأَحۡسَنُ تَأۡوِيلًا ٥٩

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по вознаграждению!» (4:59).

Так же есть много других аятов, где разъясняется, что подчинение, поклонение и вынесение решений согласно Шариату — всё это связано с верой. Поэтому будет ошибкой полагать, что исправление порочности, греха, разврата, ослушания и унижения будет происходить вдали от исправления веры. Эти упущения и отклонения от Ислама, которые случаются у мусульман, являются следствием проникновения неясности в веру и её ослабевания. Таким образом, грешник должен вылечить причину своих грехов, отыскав её в вере. Если он найдёт какой-либо изъян в вере, то должен исправить это и всегда придерживаться веры. Если мусульманин неправильно придерживается веры, тогда ему нужно показать то, где вера, а где — ослушание. Например, если мусульманин пренебрегает обязанностью вести деятельность по возобновлению правления Исламом, тогда ему нужно указать на аяты, которые связывают правление Исламом с поклонением. В качестве примера послужат следующие аяты:

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا ٦٥

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65),

إِنِ ٱلۡحُكۡمُ إِلَّا لِلَّهِ أَمَرَ أَلَّا تَعۡبُدُوٓاْ إِلَّآ إِيَّاهُۚ ذَٰلِكَ ٱلدِّينُ ٱلۡقَيِّمُ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ

«Власть принадлежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (12:40).

Вера — это то, что заставляет мусульманина любить Аллаха и стремиться к Раю, подчиняясь Ему и боясь Его наказаний в случае совершения грехов и оставления деятельности по восстановлению Халифата. Если же кто-либо из мусульман скажет, что правление Аллаха восстановится как естественное следствие поклонения, подчинения, намаза, поста, закята, хаджа, благодеяния родителям и других обязательств, тогда нужно обратить его внимание на обязанность следования действиям Посланника Аллаха (с.а.с.). Это же связано с верой в Посланника Аллаха (с.а.с.) с точки зрения обязанности подчинения ему. Именно об этом идёт речь во второй части формулы единобожия «и Мухаммад — Посланник Аллаха». Обязанность следования пути Посланника Аллаха (с.а.с.) означает совершение тех действий, которые совершал он, в том виде, в котором совершал он, и по той причине, по которой совершал он. Что касается совершения самих действий, то нужно совершать те действия, которые совершал Посланник Аллаха (с.а.с.) ради установления Исламского Государства, которое осуществит правление Исламом.

Что касается вида совершения действий, то это — совершение действий в том виде, в котором их совершал Посланник Аллаха (с.а.с.). Те действия, которые были ваджибом (обязательными), нужно совершать в обязательном порядке, например, те действия, посредством которых Посланник Аллаха (с.а.с.) установил Исламское Государство. Они известны как законы метода (тарикъат) и обязательны в следовании. Те же действия, которые были мубах (дозволенными), должны восприниматься как дозволенные. Сюда относятся средства и способы (услюбы), которыми пользовался Посланник Аллаха (с.а.с.) при выполнении действий, относящихся к методу; например, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) концентрировано просвещал мусульман Мекки, что относится к методу, то выбрал для этого место — дом аль-Аркъама ибн аль-Аркъама, что относится к способам. Так же для этого были выбраны другие дома, как это произошло с сестрой Умара ибн аль-Хаттаба и её супругом, к которым неожиданно пришёл Умар (р.а.), и это стало причиной принятия им Ислама. Или как это дело обстояло с другими мусульманами, которые изучали религию Аллаха, прячась вдали от глаз курайшитов, боясь вреда от них. Что касается того, из-за чего совершаются эти действия, то речь пойдёт о строгом следовании действиям Посланника (с.а.с.), поскольку его послал Аллах, приказав мусульманам полностью подчиняться ему, а также указал, что подчинение Посланнику (с.а.с.) — это подчинение Аллаху. Всевышний говорит:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ ٱلۡهَوَىٰٓ ٣ إِنۡ هُوَ إِلَّا وَحۡيٞ يُوحَىٰ ٤

«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь откровение, которое внушается» (53:3,4),

وَمَآ أَرۡسَلۡنَا مِن رَّسُولٍ إِلَّا لِيُطَاعَ بِإِذۡنِ ٱللَّهِۚ

«Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» (4:64).

Таким является следование Посланнику Аллаха (с.а.с.), которое приказано Аллахом в следующем аяте:

لَّقَدۡ كَانَ لَكُمۡ فِي رَسُولِ ٱللَّهِ أُسۡوَةٌ حَسَنَةٞ لِّمَن كَانَ يَرۡجُواْ ٱللَّهَ وَٱلۡيَوۡمَ ٱلۡأٓخِرَ وَذَكَرَ ٱللَّهَ كَثِيرٗا ٢١

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).

Однако это не означает, что у грешника пропадает вера, наоборот, вера присутствует, но ослабевает, и тогда она нуждается в укреплении. Исламская акъыда присутствует у каждого мусульманина, который уверовал в Аллаха, Его ангелов, Писания, посланников, в Судный день, Ад и Рай. Однако насколько присутствие веры в сердце мусульманина отражается на его поступках? Поэтому немусульмане в первую очередь призываются к принятию исламской акъыды, а мусульмане-грешники — к возвращению в область веры. Таким образом, немусульманина сначала призывают к вере. Когда он примет веру, тогда он обязывается к тому, чтобы придерживаться её, поскольку вера требует, чтобы он признал Аллаха единственным Творцом и подчинялся Ему во всех своих жизненных делах. Так поступал Посланник Аллаха (с.а.с.) в Мекке, как об этом сообщила Аиша (р.а.):

أَوَّلَ مَا نَزَلَ مِنَ الْقُرْآنِ سُورِةٌ مِنَ الْمُفَصَّلِ، فِيهَا ذِكْرُ الْجَنَّةِ وَالنَّارِ، حَتَّى إِذَا ثَابَ النَّاسُ إِلَى الإِسْلاَمِ نَزَلَ الْحَلاَلُ وَالْحَرَامُ، وَلَوْ نَزَلَ أَوَّلَ الْأَمْرِ: لَا تَزْنُوا، لَقَالُوا: لَا نَدَعُ الزِّنَا أَبَدًا، وَلَوْ نَزَلَ أَوَّلَ الْأَمْرِ: لَا تَشْرَبُوا الْخَمْرَ، لَقَالُوا: لَا نَتْرُكُ الْخَمْرَ أَبَدًا. أُنْزِلَ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَنَا جَارِيَةٌ أَلْعَبُ: (بَلِ ٱلسَّاعَةُ مَوۡعِدُهُمۡ وَٱلسَّاعَةُ أَدۡهَىٰ وَأَمَرُّ) وَهِيَ مِنْ سُورَةِ الْقَمَرِ، وَمَا نَزَلَتْ الْبَقَرَةُ وَالنِّسَاءُ إِلَّا وَأَنَا عِنْدَهُ فِي الْمَدِينَةِ

«Первое, что было ниспослано из Корана — это суры с упоминанием Рая и Ада до тех пор, пока люди не укрепились в Исламе, и тогда были ниспосланы суры о халяле и хараме. Если бы сначала было ниспослано: «Не прелюбодействуйте», — то люди сказали бы: «Мы никогда не оставим прелюбодеяние». А если бы сначала было ниспослано: «Не распивайте вино», — то люди сказали бы: «Мы никогда не оставим распитие вина». Когда я была совсем ещё маленькой, Пророку (с.а.с.) было ниспослано: «Час является назначенным для них сроком, и Час этот — самый тяжкий, самый горький». Этот аят — из суры «Месяц». Суры «Корова» и «Женщины» были ниспосланы тогда, когда я была рядом с ним в Медине» (Бухари). Сообщается, что Джундуб ибн Абдуллах сказал:

كُنَّا غِلْمَانًا حَزَاوِرَةً (الْحَزَوَّرُ: وَهُوَ الْغُلَامُ إِذَا اشْتَدَّ وَقَوِيَ وَخَدَمَ، وَقَارَبَ الْبُلُوغَ) مَعَ رَسُولِ اللهِ – صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – فَتَعَلَّمْنَا الْإِيمَانَ قَبْلَ الْقُرْآنِ، ثُمَّ تَعَلَّمْنَا الْقُرْآنَ فَازْدَدْنَا بِهِ إِيمَانًا، وَإِنَّكُمْ الْيَوْمَ تَعَلَّمُونَ الْقُرْآنَ قَبْلَ الْإِيمَانِ

«Мы были молодыми и резвыми мальчиками, находясь с Посланником Аллаха (с.а.с.), и мы изучали веру (иман), затем, изучая Коран, мы увеличивали им свою веру, а вы сегодня изучаете Коран прежде, чем изучать веру» (Ибн Маджа).

Это и есть закономерность Корана. Любым действием мусульманин выражает своё подчинение Аллаху, а подчинение исходит из веры. Если же мусульманин внешне подчиняется Аллаху, однако не на основе веры, тогда это не считается подчинением Аллаху и его действие будет напрасным. Об этом ясно говорится в хадисе Абу Мусы аль-Ашари:

سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الرَّجُلِ يُقَاتِلُ شَجَاعَةً، وَيُقَاتِلُ حَمِيَّةً، وَيُقَاتِلُ رِيَاءً أَيُّ ذَلِكَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ؟ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ قَاتَلَ لِتَكُونَ كَلِمَةُ اللَّهِ هِيَ الْعُلْيَا فَهُوَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ

«Однажды Посланника Аллаха (с.а.с.) спросили о том, кто следует путём Аллаха: сражающийся ради того, чтобы другие говорили о его храбрости, сражающийся под воздействием ярости или сражающийся напоказ? Посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: «На пути Аллаха находится сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха» (Бухари, Муслим).

Носители призыва должны обращать на это внимание в своём призыве. Мусульманин по Шариату обязан верить и придерживаться приказов Аллаха. Т.е. сначала вера, затем — соблюдение. Вера является основой, а соблюдение — требованием веры. Аллах не примет соблюдение того, чьё соблюдение не основывается на вере. Мусульманин должен быть искренним из-за того, что Аллах приказал искренность, а не из-за другой причины. Так эта искренность станет крепкой. Таким же образом джихад, милостыня, намаз, пост и женитьба — совершение каждого действия должно основываться на подчинении Аллаху. Точно так же призывающий к восстановлению Исламского Государства: его призыв в первую очередь должен опираться на веру в Аллаха, и этим призывом он должен добиваться довольства Аллаха, распространения Его религии и победы над другими религиями и идеологиями:

هُوَ ٱلَّذِيٓ أَرۡسَلَ رَسُولَهُۥ بِٱلۡهُدَىٰ وَدِينِ ٱلۡحَقِّ لِيُظۡهِرَهُۥ عَلَى ٱلدِّينِ كُلِّهِۦ وَلَوۡ كَرِهَ ٱلۡمُشۡرِكُونَ ٩

«Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (61:9).

Также он должен желать того, чтобы посредством призыва Аллах ввёл его в Сады Рая и отдалил от Огня Ада, так как призыв — это фард, за выполнение которого будет награда, а за невыполнение — наказание.

Кроме этого, призыв к восстановлению Халифата приведёт к поклонению Аллаху во всех жизненных делах, потому что Ислам — это религия для всей жизни, и поклонение охватывает все стороны жизнедеятельности человека. Таким образом, полное поклонение Аллаху осуществимо только через установление Исламского Государства.

Необходимо изучить реальность поклонения, которое требуется Исламом. Поклонение (ибадат) — это покорность и подчинение. Подчинение, которое требуется от мусульманина — это соблюдение всего, в чём проявляется покорность Аллаху. Что касается покорности Аллаху, то она достигается только соблюдением всех приказов и запретов Аллаха. Следовательно, ибадат — это соблюдение всей религии Аллаха.

Религия (дин) также имеет значение «покорность» и «подчинение». Отсюда следует, что соблюдение всей религии — это и есть поклонение. Поэтому необходимо соблюдать всю религию, чтобы полностью выполнить поклонение и осуществить подчинение и покорность Аллаху.

Таким образом, поклонение (ибадат) включает все слова и действия, которыми доволен Аллах. Намаз, закят, пост, хадж, омовение, правдивость в речах, хранение вверенного на сохранность (аманат), почтение родителей, сохранение связей с родственниками, выполнение обещаний, джихад, хорошее отношение к соседям, сиротам, бедным и путникам, дуа (мольба), зикр (поминание Аллаха), приказ одобряемого и запрет порицаемого, призыв к благому и справедливости, избегание распутства, порицаемого и несправедливости, любовь к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.), страх перед Аллахом и мольба о прощении, искренность в религии, терпение в делах, благодарность Аллаху, довольство судьбой, упование на Аллаха, надежда на милость Аллаха, страх перед наказанием Аллаха, экономические, социальные и политические законы, законы джаназа (погребения), жертвоприношения, посредничества, аренды, торговли, бракосочетания и развода и законы залога — соблюдение всего этого является поклонением Аллаху. Тот, с кого требуется выполнение этих действий, называется рабом Аллаха (абд). Раб Аллаха — это подчинённый, покорный и послушный Аллаху человек. Одно лишь название «раб Аллаха» означает подчинение во всём. Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Поэтому раб Аллаха обязан выполнять все приказы и запреты Аллаха. Каждый фард-айн, будь то в убеждениях или делах, и каждый фард-кифая должен выполняться мусульманином как поклонение Аллаху.

Следовательно, поклонение включает все слова и действия, которыми доволен Аллах, в то время как религия означает всё, посредством чего выполняется поклонение Аллаху. Покорный раб Аллаха для выполнения поклонения должен знать все фарды-айн, установленные Шариатом, затем должен знать все фарды в вопросах нравственности и в поступках, а также знать все фарды-кифая, в которых обязательно его участие.

Это и есть реальность поклонения, которое требуется от мусульманина после провозглашения им формулы единобожия «Нет божества кроме Аллаха». Если мусульманин будет покорным в поклонении, но не нравственности; в еде и одежде, но не в отношениях; или же в поклонении, но не в убеждениях; или только в некоторых убеждениях, или в некоторых видах поклонения — это будет считаться упущением, которое противоречит полному поклонению. В таком случае мусульманин не обретёт успех в День расчёта из-за того, что Ислам у него не будет считаться идеологией, обладающей идеями и системами во всех делах человека.

Мусульманин — это тот, кто подчинил своё сердце Аллаху во всём, чего требует вера, и подчинил свои органы Аллаху в словах, делах и поступках. Если же мусульманин считает, что его неполного представления формулы единобожия «Нет божества кроме Аллаха» достаточно, ограничивается этим, призывает и обучает в таком виде, то этот недостаток не будет принят от него, и он будет нести ответственность по мере своего упущения. Это так потому, что он проявил упущение к посланию Ислама, что приведёт к утрате религии и позволит законам неверия заполнить пробелы, оставленные неполным представлением Ислама, после чего мусульманин станет ограничиваться соблюдением обрядов поклонения, таких как намаз, пост, хадж, закят, чтение Корана, зикр, истигъфар или соблюдением законов нравственности, считая, что это и есть метод пророчества, полное подчинение и пример для подражания. Таким образом, у него формируется неправильное представление полного подчинения, которое требуется Исламом, и неправильное представление об истинном мусульманине, в то время как полным подчинением и поклонением является то, что даёт полное представление о Вселенной, человеке и жизни и включает приказы и запреты, регулирующие все дела человека, такие как обряды поклонения, нравственность, еда, одежда, отношения с другими людьми и законы Исламского Государства, поскольку государство — это закон Шариата. Наличие Исламского Государства обязательно и только через него Ислам полностью притворится в жизнь.

Если же это государство отсутствует, то и большая часть шариатских законов тоже отсутствует, т.е. отсутствует большая часть Ислама. Государство отвечает за распространение Ислама и победу над другими религиями. Оно противостоит другим государствам посредством джихада ради распространения религии. Верно, что каждый мусульманин ответственен за распространение Ислама, и так же верно, что каждый мусульманин может вести оборонительный джихад даже при отсутствии государства, однако Ислам установил законы распространения Ислама, которые можно притворить только с наличием Исламского Государства. Также имеются законы джихада, в которых ни один мусульманин не в силах заменить государство. Поэтому то, во что уверовал мусульманин, как вера в Аллаха, в ангелов и посланников, и то, что он выполняет, как индивидуальные законы или коллективные — всё это лежит на его ответственности и является обязательным для него. Выполняя эти обязательства, он претворяет остальную часть Ислама. Если же учитывать, что закон Шариата относительно установления Исламского Государства является частью фардов-кифая, тогда мы должны соблюдать этот закон. В таком случае у нас появится правильное понимание и полное соблюдение. Также стоит напомнить, что фады-кифая, с точки зрения их обязательности, являются такими же, как фарды-айн, и в случае невыполнения фардов-кифая будет такой же грех.

Следовательно, поклонение в Исламе не ограничивается одной стороной без другой, а охватывает все сферы жизни. Это означает, что жизнь мусульманина во всех аспектах наполнена подчинением, которое входит во все сферы жизни и касается всего Шариата и его частностей.

В свете этого каждый мусульманин должен проверять себя и заполнять свои недостатки прежде, чем он встретит своего Господа. Он должен призывать к религии Аллаха, и это должно стать отправной точкой для выполнения призыва, особенно — призыва к созданию Исламского Государства, поскольку мусульмане не начинают призывать к созданию Исламского Государства прежде, чем призывать к основе — вере в Аллаха, Творца всего сущего, и прежде, чем призывать к обязательности поклонения Ему во всех делах. Таким образом, подчинение мусульманина Аллаху не будет полным без существования Исламского Государства, которое воплотит в жизнь все законы Шариата. Это единственный путь достижения полного поклонения Аллаху, и странно, что сегодня это понимание отсутствует в умах мусульман. Без этого понимания не произойдёт правильного призыва к Исламу. Разве таким был призыв Посланника (с.а.с.) и праведных халифов после него?! Разве Исламское Государство не было частью их религии и жизни на протяжении долгих лет?!

Разве так не продолжалось до тех пор, пока это государство не было разрушено Западом, который по сегодняшний день пытается исказить правильное понимание поклонения?! Сегодня Запад добивается этого путём введения новых учебных программ, которые искажают правильное понимание полного поклонения. Сегодня на основе этих программ появились учёные. Мы видим, что они первыми подверглись воздействию неправильного понимания значения поклонения. Даже их шариатские дипломы получены на основе этих программ. Следовательно, все учёные, получившие образование в этих учебных заведениях, должны пересмотреть свои знания, найти все недостатки и преобразоваться в настоящих учёных, призывающих к Аллаху по методу Посланника Аллаха (с.а.с.), а не по методу, навязанному Западом, который вырастил учёных из нашего числа, но понимающих Ислам западным способом.