Хиджра Посланника (с.а.с.)

Хиджра Посланника (с.а.с.)

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

В последнюю годовщину Хиджры Посланника (с.а.с.) я услышал странные вещи, и знаете от кого?

От тех, кто ведёт проповеди на минбаре Посланника Аллаха (с.а.с.), от многих мусульман, от секуляристов — все они изощрялись в сокрытии истины, которая очевидна как солнечный свет в ясную погоду. И я задался вопросами: почему они так поступили? Что подтолкнуло их к этому?

На пятничной проповеди, которая прошлась в период годовщины Хиджры, один из проповедников пришёл к выводам, что самым важным уроком для Уммы в Хиджре является: переселение от грехов и возвращение к Аллаху. Таким образом, проповедник видит в Хиджре лишь оставление грехов из числа распутства и распития спиртного — и об этом он рассказывает присутствующим мусульманам. Также он упомянул о чуде Посланника (с.а.с.), когда ноги скакуна Сураки ибн Малика стали утопать в скалистой почве. Было сказано о том, как Аллах ослепил врагов, и они не смогли увидеть передвижения Посланника (с.а.с.) во время переселения в Медину. Об этом упомянуто в словах Всевышнего:

وَجَعَلۡنَا مِنۢ بَيۡنِ أَيۡدِيهِمۡ سَدّٗا وَمِنۡ خَلۡفِهِمۡ سَدّٗا فَأَغۡشَيۡنَٰهُمۡ فَهُمۡ لَا يُبۡصِرُونَ ٩

«Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят» (36:9).

Упомянул он также о пауке и его паутине, о голубе, снёсшем яйца... Далее, в стиле певца Рами, он напомнил о нашиде «Талааль-Бадру аляйна». Также нашлись некоторые невежды, которые сказали, что Пророк (с.а.с.) сбежал со своей религией из Мекки в Медину. Разговор об этом, конечно, можно продолжать долго.

К сожалению, не все из нас видят истинные назидания в Хиджре, поэтому в этом вопросе мы имеем большие пробелы. Складывается ощущение, что это было сделано умышленно. Сказал Всевышний:

إِنَّآ أَنزَلۡنَآ إِلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ بِٱلۡحَقِّ لِتَحۡكُمَ بَيۡنَ ٱلنَّاسِ بِمَآ أَرَىٰكَ ٱللَّهُۚ وَلَا تَكُن لِّلۡخَآئِنِينَ خَصِيمٗا ١٠٥

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах. Посему не препирайся за изменников» (4:105).

Здесь Аллах раскрывает нам истинную причину ниспослания Корана Своему Посланнику (с.а.с.), которая заключается в словах: «Чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах». Ведь конечная цель состоит в том, чтобы правление среди людей происходило на основе законов Ислама. Именно это является сутью религии и её вершиной; так же необходимо наличие у Ислама своего государства, в котором над его гражданами будут претворяться все законы Всевышнего, и не важно, мусульмане они или нет.

Именно в этом заключается цель Ислама. Только в таком случае осуществится желанная и возвышенная цель — поклонение Одному лишь Аллаху. Именно к этому стремился сам Посланник (с.а.с.) до переселения в Медину. Из его (с.а.с.) жизнеописания мы видим, чего он (с.а.с.) достиг после самого переселения, которое было вменено ему (с.а.с.) как обязательство от Всевышнего. В книге «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар аль-Аскаляни приводит, что Али ибн Абу Талиб рассказывал следующее: «Когда Аллах приказал Своему Пророку (с.а.с.) предложить своё дело арабским племенам, я, Абу Бакр и он (с.а.с.) отправились в Мину; так мы попали на одно из собраний арабского племени. Абу Бакр, как знаток генеалогии арабов, вышел вперёд и спросил: «Из какого народа вы будите?». На что ни ответили…» и т.д. В этом хадисе чётко прослеживается, что на это действие был приказ Аллаха, а не иджтихад Посланника (с.а.с.). Необходимо сразу оговориться, что Пророк (с.а.с.) как пророк не может быть муджтахидом.

Также мы не можем сказать, что эти действия требовались обстоятельствами призыва того времени. Именно Аллах приказал ему (с.а.с.) предстать перед арабскими племенами, просить у них защиты и помощи в установлении Исламского Государства. Как только Пророк (с.а.с.) получил приказ, то незамедлительно отправился его выполнять. Обращение за помощью (таляб ан-нусра) он (с.а.с.) обычно совершал в сезон торговли или хаджа, т.е. когда происходило скопление арабских племён в Мекке. Говоря современным языком, он следовал определённому политическому плану в достижении своих целей. В этом ему помогали Али ибн Абу Талиб и Абу Бакр — человек, который разбирался в генеалогии арабов и в их истории. Именно Абу Бакр брал на себя задачу узнать, несут ли люди опасность, кто является главой племени и т.п. Сначала Абу Бакр выходил вперёд и спрашивал: «Сколько вас? Насколько хороша ваша защита? Как у вас с военным делом?». И это происходило до того, как Пророк (с.а.с.) начинал свой разговор с ними об Исламе.

Книги по жизнеописанию Пророка (с.а.с.) рассказывают нам о племенах, к которым был направлен призыв и обращение за помощью (таляб ан-нусра) в установлении государства Ислама. Этими племенами были: Кинда, Бану Амир, Гассан, Бану Фазара, Бану Мурра, Бану Ханифа, Бану Салим, Бану Абс, Бану Наср, Бану Шайбан, Кальб, Бану Харис, Бану Узра, Бану Бакр ибн Ваиль, Бану Кайс ибн Хатым, Хазрадж.

Обращение к такому немалому количеству племён указывает на то, что такое действие относится к шариатскому методу, воздержаться от которого мы не можем, ведь это — приказ Аллаха. И это действие никак не относится к способам, иначе Пророк (с.а.с.) ограничился бы пятью или шестью встречами, а не прилагал бы столько усилий. Он (с.а.с.) прибегнул бы к другому способу в установлении своего государства. Однако, несмотря на постоянные отказы, он (с.а.с.) продолжал методично совершать одно и то же действие, пока Аллах не направил к нему помощников (ансаров) в лице племён Аус и Хазрадж.

Посланник Аллаха (с.а.с.) интересовался вопросами безопасности, стратегическим и географическим расположением тех или иных племён, их связями, их реальностью. Вначале он (с.а.с.) предлагал им принять Ислам, далее узнавал об их защите, военной силе, договорах, и только в случае хорошей защиты и военной силы обращался к ним за помощью (таляб ан-нусра), ведь сила, должная защита и племенные связи являются тем, что поможет защитить ещё молодое, неокрепшее государство. Всё это является важным аспектом, и его необходимо узнавать, т.к. племени предстоит столкнуться со всеми силами зла и лжи на этой земле. Поэтому племя должно быть пригодным для этой роли как в моральном, так и материальном плане, что позволит вселить ужас в сердца врагов и защитить государство и призыв. Также это позволит племени взвалить на свои плечи:

ответственность за распространение и расширение государства,

устранение с пути призыва любых препятствий.

Об этом нам свидетельствует сам метод переговоров с племенами, которого придерживался Посланник (с.а.с.), например, с Бану Шайбан. Мы упомянем некоторые важные аспекты с целью их соблюдения в то время, когда мы придерживаемся метода Посланника Аллаха (с.а.с.), дабы вернуть былое величие Умме. В упомянутом хадисе Али ибн Абу Талиба говорится: «... Затем мы подошли к другому собранию, на котором царило спокойствие и серьёзность. Абу Бакр вышел вперёд и, поприветствовав их, спросил: «Из какого народа будите?». На что они ответили: «Из Бану Шайбан». Абу Бакр обернулся к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «Пусть мой отец и мать станут выкупом за тебя! Это самые благородные люди своего рода».

Среди этих людей находились Мафрук ибн Амр; он был самым искусным и красноречивым оратором среди остальных, на его груди свисали две косы. Из-за того, что он ближе всех сидел к Абу Бакру, он спросил: «Какова ваша численность?». Мафрук ответил: «Мы не превышаем тысячу, но тысяча не будет побеждена меньшим числом». Абу Бакр продолжил: «Насколько хороша ваша защита?». Мафрук ответил: «Мы — самые суровые, когда в гневе встречаем (врага), и самые суровые во встрече, когда гневаемся. Мы предпочитаем скакунов своим детям, а оружие — спокойной жизни (дойным верблюдицам). Что касается победы, то она — от Аллаха: иногда удача на нашей стороне, а иногда — на стороне врага. Похоже, что именно ты — брат курайшитов?». Абу Бакр ответил: «Если до вас дошла весть о том, что он Посланник Аллаха (с.а.с.), то вот он сам». Мафрук спросил Посланника (с.а.с.): «К чему ты нас призываешь, о брат курайшитов?». На что он (с.а.с.) ответил:

أَدْعُوكُمْ إِلَى شَهَادَةِ أَنَّ لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ وأَنِّي عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وَإِلَى أَنْ تُؤْوُونِي وَتَنْصُرُونِي فَإِنَّ قُرَيْشًا قَدْ تَظَاهَرَتْ عَلَى اللَّهِ وَكَذَّبْتَ رُسُلَهُ وَاسْتَغْنَتْ بِالْبَاطِلِ عَنِ الْحَقِّ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ

«Я призываю вас к свидетельству, что нет бога кроме единого Аллаха и нет у Него сотоварищей, а я — Его раб и Посланник. Призываю вас дать мне прибежище, оказать мне помощь; курайшиты противятся Аллаху, они сочли лжецом Его Посланника, посчитали достаточным довольствоваться ложью, нежели истиной. Однако Аллах — Самодостаточный и Достохвальный». Мафрук продолжил: «К чему ещё призываешь, о брат курайшитов?». Али сказал: «Клянусь Аллахом, прежде я никогда не слышал лучше этих слов, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) процитировал:

قُلۡ تَعَالَوۡاْ أَتۡلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمۡ عَلَيۡكُمۡۖ أَلَّا تُشۡرِكُواْ بِهِۦ شَيۡ‍ٔٗاۖ وَبِٱلۡوَٰلِدَيۡنِ إِحۡسَٰنٗاۖ وَلَا تَقۡتُلُوٓاْ أَوۡلَٰدَكُم مِّنۡ إِمۡلَٰقٖ نَّحۡنُ نَرۡزُقُكُمۡ وَإِيَّاهُمۡۖ وَلَا تَقۡرَبُواْ ٱلۡفَوَٰحِشَ مَا ظَهَرَ مِنۡهَا وَمَا بَطَنَۖ وَلَا تَقۡتُلُواْ ٱلنَّفۡسَ ٱلَّتِي حَرَّمَ ٱللَّهُ إِلَّا بِٱلۡحَقِّۚ ذَٰلِكُمۡ وَصَّىٰكُم بِهِۦ لَعَلَّكُمۡ تَعۡقِلُونَ ١٥١

«Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям. И не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. И не приближайтесь к мерзким поступкам, явным или сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы уразумеете» (6:151).

Мафрук сказал: «Клянусь Аллахом, ты призываешь к благородному нраву, благим делам, а народ, который посчитал тебя лжецом и вышел против тебя, сами лжецы». Затем Мафрук перенаправил разговор на Хани ибн Кабиса, сказав: «Это Хани, наш шейх и религиозный предводитель». Далее продолжил уже Хани: «Я послушал твою речь, о брат курайшитов. Я считаю, что оставление нами нашей религии и следование твоей религии только из-за одной встречи, при этом не оценив должным образом вытекающие последствия, будет неправильным с нашей стороны. Ведь ошибка часто совершается в спешке. Мы порицаем заключение договоров, не согласовав их с теми, кто за нами. Мы вернёмся, и ты возвращайся». Затем Хани, как бы желая, чтобы Мусанна ибн Хариса присоединился к его словам, сказал следующее: «Это Мусанна, наш шейх и военный предводитель». Далее продолжил уже Мусанна (впоследствии он примет Ислам): «Я послушал твою речь, о брат курайшитов. Мой ответ такой же, как ответ Хани: это касательно оставления нами своей религии и следованию за твоей. Однако мы живём между двумя источниками воды, один из них — в аль-Ямаме, другой — в ас-Саммаве». Посланник спросил:

مَا هَذَانِ الصُّرَيَّانِ؟

«Что это за два источника?». Мусанна ответил: «Первый из них — это реки Хосроя, а второй — это воды арабов. Что касается рек Хосроя, то там не прощают грехи и извинений не принимают. Мы поселились там по договору с Хосроем, в котором сказано, что мы не должны быть зачинщиками событий и не давать прибежища зачинщикам. Я считаю, что дело, к которому ты призываешь, о брат курайшитов, ненавистно царям. Если ты пожелаешь, чтобы мы дали тебе прибежище и оказали помощь на землях арабских вод, то мы это сделаем». Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

مَا أَسَأْتُمْ فِي الرَّدِّ إِذْ أَفْصَحْتُمْ بِالصِّدْقِ، وَإِنَّ دِينَ اللَّهِ لَنْ يَنْصُرَهُ إِلا مَنْ حَاطَهُ مِنْ جَمِيعِ جَوَانِبِهِ، أَرَأَيْتُمْ إِنْ لَمْ تَلْبَثُوا إِلا قَلِيلا حَتَّى يُورِثَكُمُ اللَّهُ أَرْضَهُمْ وَدِيَارَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ وَيُفْرِشَكُمْ نِسَاءَهُمْ أَتُسَبِّحُونَ اللَّهَ وَتُقَدِّسُونَهُ؟

«Ваш ответ не был плохим, если вы говорили правду! Оказать помощь религии Аллаха сможет лишь тот, кто будет защищать её со всех сторон. Понимаете ли вы, что если не будете затягивать (с ответом), то Аллах дарует вам их земли, их дома, а их женщины разделят с вами ложа? Так вы будите восхвалять Аллаха и освещать Его?», — на что Нуман ибн Шарик сказал: «О Аллах! Если бы это случилось, тогда да!».

Обращение за помощью в установлении государства, с которым обратился Пророк (с.а.с.) к арабам, будет неправильным, если ранее были заключены международные договоры, которые противоречат интересам призыва, поскольку поддержка государства со стороны таких племён и такое положение (наличие договоров) ставят под угрозу существование нового государства, ведь государства, с которыми они заключили договоры, могут напасть в любой момент. Поэтому данные договоры несут угрозу как государству, так и его интересам. Нужно ещё понимать, что обусловленное или частичное оказание помощи так же не приведёт к осуществлению поставленной цели. Бану Шайбан никогда бы не начали войну против Хосроя, если бы последний напал на Исламское Государство. Это очевидно из их ответа.

Я также приведу некоторые моменты из переговоров с Бану Амир, где имеются поучительные назидания. Сами переговоры были изучены и спланированы, ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакр знали, что Бану Амир было могущественным, боевым племенем, их число было большим, они не служили королям и никому не платили дань — этим они были похожи на курайшитов и Бану Хузаа. Сначала Посланник Аллаха (с.а.с.) призвал их к Аллаху, а затем предложил своё дело. На что один из них, человек по имени Бахайра ибн Фирас, сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я взял этого юношу, то при его помощи «съел» бы всех арабов». Затем он сказал: «Что ты скажешь, если мы присягнём твоему делу, а потом Аллах поможет тебе победить врагов. Будет ли нам после тебя власть?». На что он (с.а.с.) сказал:

اَلْأَمْرُ لِلَّهِ يَضَعُهُ حَيْثُ يَشَاءُ

«Власть принадлежит Аллаху, и Он доверяет её, кому пожелает». На что Бахайра ибн Фирас сказал: «Мы будем подставлять наши шеи (под мечи) арабов из-за тебя, а когда Аллах даст тебе победу, власти нам не достанется?! Тогда нам нет нужды в твоём деле!».

Как мы видим, Посланник (с.а.с.) отказался предоставлять тем, кто окажет ему помощь, какую-либо ответственность в дальнейшем, как, например, предоставление им правления, власти или вознаграждение за оказание помощи, потому что само государство Ислама является государством для всех мусульман в равной степени. Основным условием для тех, кто оказывает помощь, является следующее: быть искренними перед Аллахом, не следовать личным амбициям заполучить власть и влияние среди остальных, быть над ними.

Если мы перейдём к рассмотрению переговоров с теми, кто согласился оказать помощь Посланнику (с.а.с.), то увидим, что бремя установления Исламского Государства легло на их плечи. В последующем они так же понесли бремя в расширении его границ и распространении Ислама. Что касается процесса становления государства, то он занял три года. В первом году произошла первая встреча с жителями Медины, во втором — первая присяга при Акабе (присяга верующих женщин), в третьем — вторая присяга при Акабе (присяга войны).

Первая встреча между Посланником (с.а.с.) и ансарами произошла после его поездки к пятнадцати племенам (о них мы упомянули выше). Ибн Исхак подробно рассказал о деталях этой первой встречи: «Когда Аллах захотел оказать победу Своей религии, возвеличить Пророка (с.а.с.) и исполнить Своё обещание, данное ему (с.а.с.), (Он сделал так, что) на ярмарке Посланник Аллаха (с.а.с.) повстречал группу людей из числа будущих ансаров. (До того, как встретить ансаров) сначала он (с.а.с) предложил своё дело арабским племенам, как это он делал во время каждой ярмарки. Когда же он (с.а.с.) был в горном проходе, то повстречал группу людей из племени Хазрадж, ведь последним Аллах желал добра».

Рассказал Ибн Исхак: «Рассказал мне Асым ибн Умар ибн Катада со слов шейхов своего народа, которые рассказали, что когда Пророк (с.а.с.) встретил их, то спросил: «Кто вы?». На что они ему ответили: «Мы люди из племени Хазрадж». Он (с.а.с.) спросил: «Вы союзники евреев?». Ответили: «Да». Пророк (с.а.с.) сказал: «Может, присядете, я поговорю с вами?». Они ответили: «Хорошо». Затем они сели вместе с ним. Пророк (с.а.с.) призвал их к Аллаху, предложил им принять Ислам и прочитал им Коран.

Далее Асим ибн Умар продолжил: «Аллах помог им стать теми, кем они стали после принятия Ислама, т.к. в их местности вместе с ними жили евреи, которые были приверженцами Писания и Знаний. И если между ними возникала вражда, то евреи говорили: «Настало время прихода Пророка. Когда он придёт, мы последуем за ним и убьём вас подобно тому, как были убиты люди племени Ад и Ирам!». После того, как Посланник Аллаха (с.а.с), поговорив с ними, призвал их к Исламу, одни из них сказали другим: «О мой народ, клянусь Аллахом, вы знаете, что он — Пророк, которым пугали вас евреи. Пусть же они не опередят вас». И они приняли то, к чему он призвал, признали истиной его слова, приняли Ислам. Затем сказали ему (с.а.с.): «Мы оставили свой народ, и нет другого народа, в котором было бы столько вражды и зла. Возможно, Аллах объединит их с твоей помощью. Мы придём к ним и будем призывать их к твоему делу, предложим им ту религию, которую мы приняли от тебя. Если Аллах объединит их в этой религии, то не будет человека более дорогого, чем ты». Затем они удалились; к себе в Медину они возвращались уже верующими, признавшими и пообещавшими вернуться для встречи в следующем году. Они покидали его воодушевлёнными этой идей, а потом понесли её остальным».

Рассказал Ибн Исхак: «Когда они вернулись в Медину к своему народу, то рассказали им о Посланнике Аллаха (с.а.с.) и призвали их к Исламу. В результате молва о нём распространилась среди остальных. И не было ни одного дома ансаров, где бы ни говорили о Посланнике Аллаха (с.а.с.).

Когда на следующий год наступило время исполнить обещанное Посланнику Аллаха (с.а.с.), двенадцать человек из числа ансаров (десять из племени Хазрадж и двое из племени Аус) отправились в сезон хаджа в Мекку. В местности при Акабе они встретились с Посланником (с.а.с.), где присягнули ему, и это стало первой присягой. Данную присягу назвали «присягой верующих женщин», потому что по содержанию она соответствовала присяге верующих женщин в год Худайбии, которую они давали при переселении из Мекки в Медину.

Они шли навстречу к нему с большим нетерпением, с широким сердцем, с великим нравом, сердца их были связаны с их Господом. На встрече Пророк (с.а.с.) прочитал им 14 суру, начиная с 35 аята:

وَإِذۡ قَالَ إِبۡرَٰهِيمُ رَبِّ ٱجۡعَلۡ هَٰذَا ٱلۡبَلَدَ ءَامِنٗا

«Вот Ибрахим сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным». И до конца суры. После этого завершились все действия первой присяги при Акабе».

Рассказал Ибн Исхак: «Мне рассказал Язид ибн Абу Хабиб со слов Марсада ибн Абдуллаха аль-Язаний, а он — со слов Абдуррахмана ибн Усайля ас-Суннабихи, а он — со слов Убады ибн ас-Самита, который сказал: «Я был в числе тех, кто присутствовал во время первой присяги при Акабе. Нас было двенадцать человек. Мы присягнули Посланнику Аллаха (с.а.с.) «клятвой верующих женщин» (а было это до предписания сражаться) в том, что мы не будем ничего приобщать к Аллаху, не будем воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей, лгать, клеветать и совершать грехи. Также Пророк (с.а.с.) сказал:

فَإِنْ وَفَّيْتُمْ فَلَكُمُ الْجَنَّةُ وَإِنْ غَشِيتُمْ مِنْ ذَلِكَ شَيْئًا فَأَمْرُكُمْ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ إِنْ شَاءَ عَذَّبَ وَإِنْ شَاءَ غَفَرَ

«Кто сохранит верность этой клятве, тому обещан Рай. Кто же нарушит её в чём-то, то его дело остаётся на усмотрение Аллаха — либо Он его помилует, либо накажет».

Пророк (с.а.с.) договорился с ними, что они снова встретятся на следующий год, и он (с.а.с.) не торопился, а ждал, ведь как не ждать, если они только ознакомились с Исламом! Ведь они знали только لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللهُ مُحَمَّدٌ رَسُولُ الله и малость из религии. Поэтому возникла необходимость послать с ними того, кто научит их религии и укрепит их мировоззрение с учётом того, что они уже не находятся в положении войны между двумя племенами, как это было во времена битв «Дахис и Габра» и «Буас» (наиболее длительные войны времён невежества среди арабов, длящиеся, порой, десятки лет). Эти конфликты были совершенно необоснованными и не имеющими никакого отношения к чувствам справедливости и праведности. Во время этих конфликтов погибло огромное количество главарей многобожия и лицемерия с обоих сторон, ведь именно они толкали народ на кровопролитие, и теперь оставалась лишь молодёжь. Складывается ощущение, что Аллах пожелал подготовить для Посланника (с.а.с.) эту местность, где и установится в дальнейшем молодое государство. Об этом нам рассказала мать правоверных Аиша (р.а.):

كَانَ يَوْمُ بُعَاثَ يَوْمًا قَدَّمَهُ اللَّهُ لِرَسُولِهِ

«День битвы при Буас Аллах (обратил во благо) Своему Посланнику (с.а.с.)» (Бухари).

Существовала нужда помирить Аус и Хазрадж, побратать их на основе одного мировоззрения, чтобы те, кто оказывает помощь Посланнику (с.а.с.), стали одной реальной силой, способной в дальнейшем оказывать помощь Исламскому Государству. В обществе этого государства идеи неверия будут заменены на идеи Ислама, в нём будут руководствоваться новыми законами, которые чужды обществам неверия. Эти законы называются шариатскими, именно они были ниспосланы Всевышним Аллахом Пророку Мухаммаду (с.а.с.), чтобы он разрешал тяжбы между людьми так, как ему (с.а.с.) показал Аллах. Нужно понимать, что Аус и Хазрадж хоть и стремились к одной цели, однако каждый в отдельности не мог предоставить необходимую помощь Посланнику (с.а.с.). Поэтому было крайне необходимо объединить их силы в одно целое.

Это всего лишь один из уроков пути Пророка (с.а.с.). Этот урок мы должны понять и претворить в жизнь. Именно с учётом всего сказанного и был послан в Медину в качестве учителя Мусъаб ибн Умайр, о задачах которого мы упомянули выше.

Через год нахождения Мусъаба ибн Умайра в Медине, где он призывал население к Исламу, стремился побратать Аус и Хазрадж, объединить их силы в одно целое, разъясняя им их роль и миссию в будущем, совершая с ними намаз джума, Посланник Аллаха (с.а.с.) позвал его к себе. Он (с.а.с.) хотел узнать мнение Мусъаба о том, насколько Ислам популярен в обществе Медины, о возможности установления своего государства. Мусъаб прибыл к Посланнику (с.а.с.) с радостной вестью о том, что Ислам вошёл в большинство домов Медины, а её жители жаждут встречи с ним (с.а.с.), что они рады, что Аллах выбрал именно их в качестве ансаров (помощников) в этом деле. Пророк (с.а.с.) очень обрадовался этому; он (с.а.с.) стал ждать встречи, чтобы исполнить процедуры второй присяги при Акабе. Эту присягу назвали «Присягой войны».

Рассказал Ибн Исхак: «Каъб ибн Малик сказал: «Потом мы отправились в паломничество, т.к. договорились встретиться с Пророком (с.а.с.) в Акабе в середине дней ат-Ташрик. Когда мы закончили своё паломничество, настала ночь, в которую мы договорились встретиться с Посланником Аллаха (с.а.с.). Вместе с нами был Абдуллах ибн Амр ибн Харам (Абу Джабир), один из наших господ и знатных людей. Однако мы скрывали наше дело от тех соплеменников, которые оставались ещё многобожниками. Мы поговорили с Абдуллахом ибн Амром, а затем сказали: «О Абу Джабир! Ты один из наших лидеров и знатных людей. Мы хотим, чтобы ты отказался от своей религии, иначе ты станешь растопкой для Ада». Потом мы призвали его к Исламу и сообщили о предстоящей встрече с Посланником Аллаха (с.а.с.) при Акабе. Абдуллах ибн Амр принял Ислам, и поэтому он присутствовал вместе с нами при Акабе и был избран нашим старейшиной».

Далее Ибн Исхак передаёт от Каъба ибн Малика: «Эту ночь мы легли вместе со своими родичами в нашей стоянке. Когда прошла треть ночи, мы отправились на встречу с Посланником Аллаха (с.а.с.). Мы пробирались тайно как куропатки, пока не собрались в ущелье у Акабы. Нас было семьдесят три человека. Вместе с нами были две женщины: Насиба, дочь Каъба (Умму Умара) из Бану Мазин ибн ан-Наджар, и Асма, дочь Амра ибн Адий ибн Наби из Бану Салима (Умму Маниъ)».

Каъб продолжил: «Мы собрались в ущелье и стали ждать Посланника Аллаха (с.а.с.). Он (с.а.с.) пришёл к нам не один, а с Аббасом ибн Абдуль-Мутталибом, который на тот момент ещё придерживался религии своего народа. Однако Аббас захотел принять участие в деле своего племянника и быть уверенным за его (с.а.с.) безопасность. Когда Пророк (с.а.с.) сел, первым заговорил Аббас ибн Абдуль-Мутталиб: «О хазраджиты (арабы называли всех ансаров хазраджитами, не деля их на хазраджитов и ауситов)! Мухаммад, как вы знаете, из нашего числа. Мы защитили его от нашего народа — от тех, которые тоже знали о его статусе среди нас. В своём городе он в безопасности. Однако он очень захотел присоединиться к вам. Если вы уверены, что сдержите данное ему слово в том, что сумеете защитить его от тех, кто будет выступать против него, то ответственность за это ляжет на вас. А если вы считаете, что вы откажетесь от него и оставите его без поддержки после того, как он отправится вместе с вами, то оставьте его сейчас, ведь на данный момент он находится под мощью и защитой своего народа и своей местности». Каъб продолжил: «Мы сказали: «Мы услышали тебя. Теперь говори ты, о Посланник Аллаха (с.а.с.)! Выбери для себя и своего Господа то, что пожелаешь!». После этого разговор начал Посланник Аллаха (с.а.с.); для начала он (с.а.с.) зачитал Коран, призвал к Аллаху и к Исламу, а потом сказал: «Я заключаю с вами договор о том, что вы будете защищать меня так же, как вы защищаете своих женщин и детей!». Тогда аль-Бара ибн Маърур взял Пророка (с.а.с.) за руку и сказал: «Да! Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, мы будем защищать тебя от того, от чего защищаем дорогое для нас. Прими же от нас клятву, о Посланник Аллаха (с.а.с.). Клянусь Аллахом, мы — прирождённые воины, и это передаётся от поколения к поколению». Тут Абу Хайсям ибн ат-Тихан перебил аль-Бару, сказав: «О Посланник Аллах (с.а.с.), у нас есть с евреями определённые договоры, которые нам придётся разорвать. Не получится ли так, что когда мы сделаем это, а Аллах дарует тебе победу, ты вернёшься к своему племени, а нас покинешь?», — на что Пророк (с.а.с.) улыбнулся и сказал:

بَلِ الدَّمُ الدَّمُ وَالْهَدْمُ الْهَدْمُ أَنَا مِنْكُمْ وَأَنْتُمْ مِنِّي أُحَارِبُ مَنْ حَارَبْتُمْ وَأُسَالِمُ مَنْ سَالَمْتُمْ

«Кровь за кровь, битва за битву. Я буду воевать с теми, кто станет воевать с вами, и буду в мире с теми, кто будет в мире с вами». Каъб сказал: «Далее Посланник (с.а.с.) сказал:

أَخْرِجُوا إِلَىَّ مِنْكُمُ اثْنَيْ عَشَرَ نَقِيبًا يَكُونُونَ عَلَى قَوْمِهِمْ بِمَا فِيهِمْ

«Выберите мне двенадцать старейшин из вашего числа, которые могли бы отвечать за своё племя». Они выбрали девять человек из племени Хазрадж и троих из племени Аус».

«Рассказал мне один шейх из ансаров, что ангел Джибраиль указал Посланнику (с.а.с.) на тех, кого он сделает старейшинами в ночь у Акабы. Так в эту ночь одним из старейшин был избран Усайд ибн Худайр» (Байхакы).

Рассказал Ибн Исхак: «Рассказал мне Абдуллах ибн Абу Бакр, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал старейшинам:

أَنْتُمْ عَلَى قَوْمِكُمْ بِمَا فِيهِمْ كُفَلَاءُ كَكَفَالَةِ الْحَوَارِيِّينَ لِعِيسَى بْنِ مَرْيَمَ وَأَنَا كَفِيلٌ عَلَى قَوْمِي

«Вы являетесь поручителями за то, что происходит в вашем народе, и это подобно поручительству апостолов перед Исой, сыном Марьям. Я же являюсь поручителем за свой народ». Они ответили: «Мы согласны».

Рассказал Ибн Исхак: «Рассказал мне Асым ибн Умар ибн Катада, что когда люди собрались дать присягу Посланнику Аллаха (с.а.с.), то Аббас ибн Убада ибн Надля аль-Ансари из рода Бану Салим ибн Ауф сказал следующее: «О хазраджиты! Знаете ли вы, в чём хотите присягнуть этому человеку?». Они сказали: «Да». Он продолжил: «Вы даёте ему присягу воевать с красными и чёрными людьми. Если вы не уверены в том, что не откажетесь от Пророка (с.а.с.) в случае утраты своего имущества или гибели представителей вашей знати, то откажитесь от присяги лучше сейчас. Клянусь Аллахом, если вы предадите его, то это будет позором в обоих мирах. Если вы сдержите слово, несмотря на утрату имущества или гибель знатных людей, то возьмитесь за это. Клянусь Аллахом, для вас это станет благом в обоих мирах». Они сказали: «Мы сделаем это, если даже лишимся имущество, а наших благородных людей убьют. Но что нам за это будет, о Посланник Аллаха (с.а.с.), если мы будем верны своему обещанию?». Он (с.а.с.) ответил: «Рай!». Они сказали: «Протяни свою руку!». Тогда он (с.а.с.) сделал это, и они присягнули ему».

Передаёт Юнус от Ибн Исхака: «Рассказал нам Убада ибн аль-Валид ибн ас-Самит от своего отца, а он — от своего, т.е. от Убады ибн ас-Самита, который сказал: «Мы дали Посланнику Аллаха (с.а.с.) присягу войны, присягу на подчинение и послушание в беде и радости, в том, что нам нравится, и в том, что нам ненавистно, мы поклялись, что не будем оспаривать власть у её обладателей, мы будем говорить истину, где бы ни находились, и не бояться ради Аллаха порицания порицающих». Затем слово взял Посланник Аллаха (с.а.с.): «Возвращайтесь в свои стоянки». На что Аббас ибн Убада сказал: «Клянусь Аллахом, который послал тебя с истиной, если хочешь, мы завтра же объявим об этом людям, собравшимся в Мине, держа в руках свои мечи!». Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил:

لَمْ نُؤْمَرْ بِذَلِكَ وَلَكِنِ ارْجِعُوا إِلَى رِحَالِكُمْ

«Мы такого приказа ещё не получали. Но пока вернитесь в свои стоянки!». Мы вернулись к своим местам ночлега и проспали там до утра».

Рассказал Ибн Исхак: «Когда ансары, давшие вторую присягу при Акабе, вернулись в Медину, то провозгласили Ислам, но среди их народа остались шейхи, придерживающиеся религии многобожия».

Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) приказывает мусульман переселиться из Мекки в Медину. Сам же он (с.а.с.) переселился с Абу Бакром. Из этого переселения люди помнят о том, как Али ибн Абу Талиб спал в его постели. Сказал Аллах:

وَجَعَلۡنَا مِنۢ بَيۡنِ أَيۡدِيهِمۡ سَدّٗا وَمِنۡ خَلۡفِهِمۡ سَدّٗا فَأَغۡشَيۡنَٰهُمۡ فَهُمۡ لَا يُبۡصِرُونَ ٩

«Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят» (36:9).

Затем был Сурака, паук, его паутина, яйца голубя, пещера, нашид «Талааль-Бадру аляйна». Вот такие моменты встречаются в жизнеописании Посланника (с.а.с.), и разве можно после всего этого понять, что Посланник (с.а.с.) бежал со своей религией в Медину? Или же необходимо понять, что Хиджра — это одно из богоугодных деяний, посредством которого было установлено государство Ислама? Ведь он (с.а.с.) после переселения начал сразу претворять законы Шариата среди мединцев, например, законы, касающиеся руководящего органа власти, чтобы могли претворяться все законы Ислама, или формирование армии, чтобы она понесла людям правление Ислама, ведь претворение и распространение Ислама напрямую зависит от наличия Исламского Государства.

Учитывая упомянутые выше события, мы видим, как ансары, вне всякого сомнения, поняли, что Пророк (с.а.с.) будет тем, кто приказывает и запрещает в государстве, которое будет установлено в Медине. Также они прекрасно поняли, что новая система правления Ислама имеет свои требования и обязательства, которые напрямую противоречат обычаям, устоям и заключённым ранее договорам. Да, ансары понимали, что эта присяга требует передать все их возможности и потенциал в руки Пророка (с.а.с.) и что все племенные режимы поменяются на систему Ислама. Поэтому ансары, прежде чем дать присягу, хорошо обдумали это. Во всём этом имеется явное указание на то, что они были готовы к приходу новой системы правления, которая отменит предыдущие соглашения с Абдуллахом ибн Убаййем ибн Салюлем. А ведь последнего собирались выбрать предводителем Медины! Так же и отношения с евреями, живущими вокруг Медины, приняли новую форму.

Как только Посланник Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакр приблизились к воротам Медины, их вышли встречать сотни вооружённых ансаров со словами: «Входите, для вас безопасность и подчинение».

Вот такова картина Хиджры, а не только нашид «Талааль-Бадру аляйна»! Именно эти моменты мы должны знать. Вот таким был путь Посланника (с.а.с.), которому мы должны следовать, если хотим вернуть нашу былую славу.

Абдуллатиф аш-Шами