Мать правоверных – Рамля бинт Аби Суфьян (Умм Хабиба). (Да будет доволен ею Аллах)

Абу Суфьяну ибн Харбу и в голову не приходило, что кто-то из курайшитов может его ослушаться или перечить ему в каком-нибудь важном деле. Он был правителем Мекки и её вождем, которому все подчинялись и покорно следовали.

Однако его дочь Рамля, прозванная Умм Хабиба, развеяла это заблуждение. Это произошло, когда, прекратив поклоняться божеству своего отца, она вместе со своим мужем Убайдуллахом ибн Джахшем уверовала в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища, а также в миссию Его Пророка Мухаммада ибн Абдуллаха, да благословит его Аллах и приветствует!

Используя всю свою силу и авторитет, Абу Суфьян попытался вернуть свою дочь и её мужа в лоно религии своих предков, но все его усилия оказались тщетными. Вера, укрепилась в сердце Рамли настолько глубоко, что её не смогли вырвать никакие старания Абу Суфьяна, а его гнев был не в состоянии поколебать её.

Из-за перехода в исламскую веру Рамли глубокая тревога овладела Абу Суфьяном. Он не представлял себе, как он будет смотреть в глаза курайшитам, встретившись с ними после того, как не смог добиться подчинения собственной дочери и заставить её отказаться от следования Мухаммаду.

Когда курайшиты узнали, что Абу Суфьян разгневался на Рамлю и её мужа, то это придало им смелости в нападках на них. Курайшиты начали всячески притеснять Рамлю и её мужа, и их травля достигла того, что жизнь в Мекке для обоих супругов стала почти невыносимой.

Когда Посланник Аллаха ﷺ разрешил мусульманам переселиться в Эфиопию, Рамля Бинт Абу Суфьян, её маленькая дочь Хабиба и муж Убайдуллах ибн Джахш были среди первых мухаджиров, кто решил спасти свою веру и уберечь религию Аллаха под защитой и покровительством эфиопского негуса.

Однако Абу Суфьян ибн Харб и другие вожди курайшитов никак не могли смириться с тем, что из их рук ускользнули эти мусульмане, нашедшие приют в Эфиопии.

Они направили к негусу своих посланцев, чтобы настроить эфиопского властителя против беглецов и попросить у него выдать их. Посланцы курайшитов сказали также негусу, что мухаджиры распускают гнусные измышления о Христе и его матери Марьям.

Негус послал к вождям мухаджиров, чтобы узнать, что они говорят об Исе ибн Марьям и его матери. Он попросил также, чтобы ему прочитали некоторые аяты Корана, ниспосланные в сердце их Пророка.

Когда негусу сообщили истину об Исламе и прочитали некоторые аяты из Корана, он заплакал и сказал: «Поистине, то, что ниспослано вашему Пророку Мухаммаду, и то, с чем пришёл Иса ибн Марьям, проистекает из одного источника света». Затем он объявил, что верует в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища, и пророчество Мухаммада...

Негус объявил также, что любой мусульманин, переселившийся на территорию Эфиопии, находится под его защитой, несмотря на то, что его епископы отказались принять исламскую веру и остались христианами.

После всего этого Умм Хабиба решила, что после тягостей настали светлые дни, и что её долгие хождения по мукам закончились, и она, наконец, в оазисе безопасности... Однако она и не подозревала, что ей уготовано судьбой...

Аллаху, да будет благословенна Его мудрость, было угодно подвергнуть Умм Хабибу суровому экзамену, в ответах, на вопросы которого запутались самые умные и обладающие глубокими знаниями мужчины. Ей также было суждено с блеском и триумфом выйти победительницей из этого тяжёлого испытания...

В одну из ночей Умм Хабиба увидела во сне, что муж её Убайдуллах ибн Джахш барахтается в морской пучине, а морские волны захлёстывают его, и он, находясь в безвыходном положении, всё глубже погружается во мрак бездны...

Обеспокоенная и напуганная, Умм Хабиба очнулась ото сна. Ей не хотелось рассказывать мужу или кому-нибудь ещё о том, что ей привиделось.

Однако очень скоро её сон стал реальностью, так как не прошло и одного дня после той злополучной ночи, как Убайдуллах ибн Джахш отказался от своей религии и перешёл в христианство...

После этого он зачастил в винные лавки, пристрастился к «зелёному змию» и попал в алкогольную зависимость.

Перед Умм Хабибой встала дилемма, причём каждое из двух возможных решений было хуже другого: ей предстояло либо развестись, либо самой перейти в христианскую веру...

Умм Хабиба обнаружила, что есть ещё третий вариант выхода из сложившейся ситуации. Таким образом, она могла, во-первых, пойти навстречу своему мужу, который всё более настойчиво призывал её принять христианство и отказаться от своей религии, что стало бы страшным позором в этом мире и повлекло бы за собой тяжкую кару в ином. Такое решение было абсолютно неприемлемым для Умм Хабибы, даже если бы с неё живой срывали плоть с костей ножами...

Во-вторых, она могла вернуться в дом своего отца в Мекке, который продолжал быть оплотом язычества, где бы влачила жалкое существование, униженная в своей религии...

В-третьих, она могла остаться одинокой и бездомной в Эфиопии, не имея родных, потеряв родину и все средства к существованию.

Однако Умм Хабиба выбрала то, что угодно Всемогущему и Всевышнему Аллаху. Она твёрдо решила остаться в Эфиопии, пока Аллах Сам ниспошлёт ей облегчение.

Ненадолго затянулось ожидание Умм Хабибы.

Облегчение и радость пришли к ней сразу же после окончания положенного срока выжидания (идда) после смерти её мужа, прожившего очень недолго после перехода в христианство.

Наконец-то удача распростёрла свои изумрудно-зелёные крылья над домом Умм Хабибы, где царила необычная тоска.

Как-то светлым утром в дверь её дома постучали. Открыв её, Умм Хабиба обнаружила, что к ней пришла Абраха – личная служанка царя Эфиопии.

Вежливо и с достоинством поприветствовав её, Умм Хабиба позволила ей войти.

Служанка сказала: «Царь Эфиопии приветствует тебя и просит передать, что Посланник Аллаха Мухаммад посватался к тебе... Он прислал царю послание, в котором попросил его быть доверенным при заключении с тобой брачного контракта. Своим доверенным лицом ты можешь сделать кого угодно тебе».

Умм Хабиба пришла в восторг и радостно воскликнула: «Аллах прислал тебя с доброй вестью! Аллах прислал тебя с добром!».

Она начала срывать с себя драгоценности, чтобы одарить ими Абраху. В первую очередь она сняла два браслета и вручила их ей. За ними последовали ножные кольца, серьги и перстни...

Если бы Умм Хабибе принадлежали даже все сокровища этого мира, то в этот момент она бы с лёгкостью отдала бы их все.

Затем она сказала Абрахе: «Моим доверенным человеком будет Халид ибн Сайд ибн аль-Ас, поскольку он – один из моих родственников».

Дворец негуса располагался на высаженном зеленью холме, возвышавшемся среди одного из прекрасных парков Эфиопии. В одном из просторных залов дворца, украшенного замысловатой резьбой и орнаментами с блестящими и ярко горящими светильниками, обставленном богатой мебелью, собрались самые именитые из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, проживавшие в Эфиопии... Среди них были такие известные личности, как Джа'фар ибн Абу Талиб, Халид ибн Сайд ибн аль-Ас, Абдулла ибн Хузайфа ас-Сахми и другие, чтобы быть свидетелями заключения брачного договора между Умм Хабибой Бинт Суфьян и Посланником Аллаха ﷺ.

Когда все собрались, собрание возглавил негус, обратившись к присутствующим со следующими словами: «Я воздаю хвалу Всемогущему Аллаху, Свят Он и Велик. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его раб и Его Посланник. Именно о нём принёс благую весть Иса ибн Марьям. Итак, Посланник Аллаха попросил меня, чтобы я выдал за него замуж Умм Хабибу Бинт Абу Суфьян. Я положительно ответил на эту просьбу, и в соответствии с законом Аллаха и Его Посланника от имени Пророка предоставил Умм Хабибе четыреста динаров золотом».

После этого он отсыпал динары Халиду ибн Сайду ибн аль-Асу.

Поднявшись, Халид сказал: «Хвала Аллаху, я восхваляю Его, и испрашиваю Его помощи, отпущения грехов и каюсь пред Ним. Я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник, принёсший от Него религию прямого пути и Истины, чтобы она превзошла все религии, даже если и ненавистно это неверным. Итак, я ответил положительно на просьбу Посланника Аллаха и отдаю ему в жёны свою доверенную Умм Хабибу Бинт Абу Суфьян. Да благословит Аллах Посланника Его и жену его. Пусть же счастлива будет Умм Хабиба тем добром, которым наградил её Аллах...».

Затем он поднялся с деньгами и направился к Умм Хабибе, чтобы вручить их ей. Вслед за тем поднялись его товарищи, собираясь разойтись.

Но тут негус сказал: «Прошу вас оставаться на местах, так как по закону пророков при такой церемонии следует подавать угощение».

Негус попотчевал гостей, которые после этого удалились.

Умм Хабиба рассказывала: «Когда мне принесли деньги, я отправила пятьдесят мискалей золота Абрахе, принесшей мне добрую весть, и сказала: «Я бы обязательно вознаградила тебя в тот день, когда ты принесла мне добрую весть, но у меня тогда не было денег...».

Однако очень скоро ко мне пришла Абраха и вернула мне золото, а затем, достав сосуд для благовоний, где находились подаренные ей мною драгоценности, также вернула мне их со словами: «Царь строго повелел мне, чтобы я ничего у тебя не брала, а всем своим женщинам повелел одарить тебя всеми благовониями, которые у них есть».

На следующий день мне привезли благовонное жёлтое дерево, палочки для воскурения и амбру. Обратившись ко мне, Абраха сказала: «У меня к тебе есть одна просьба». «Какая же?» – поинтересовалась я. «Я приняла исламскую веру и следую религии Мухаммада, поэтому обязательно не забудь передать ему, что я уверовала в Аллаха и Его Посланника». После этого она приготовила всё моё приданое».

Далее Умм Хабиба рассказала: «Меня отвезли к Посланнику Аллаха, и когда я встретилась с ним, то рассказала ему всё о том, как прошла церемония, как я поступила с Абрахой, и передала ему от неё большой привет. Пророка это очень обрадовало, и он сказал: «И ей мир, милость Аллаха и Его благословение».

Это одно из благ Всевышнего Аллаха, дарованное матери правоверных и частица её добра в Исламе. В её запасе еще много и много добра, чтобы мусульманки могли извлечь для себя познания. Поистине, она – идеал и прекрасный пример для всех мусульманских женщин.