Здравоохранение в исламском государстве. Защита окружающей среды


Общее здравоохранение

Общее здравоохранение связано с факторами, которые влияют на здоровье группы в целом. Это такие как пригодность питьевой воды, продуктов питания, а также чистота воздуха и окружающей среды, иммунизация и другие. Цель общественного здравоохранения - укрепление здоровья с помощью политики на уровне государства. Эти меры включают процедуры и проекты со стороны государства, как проведение канализационных сетей, создание природных заповедников, а также включают законы, принятые халифом, который обязывает ими граждан, как правила дорожного движения, предотвращение шума и загрязнения окружающей среды.

Общественное здравоохранение в основном концентрируется на профилактике заболеваний, а не их лечении. Поэтому профилактика является наиболее важным, наиболее полезным и продуктивным разделом здравоохранения. Например, небольшое добавление йода в пищевую соль во многих странах мира снизило уровень заболеваний щитовидной железы и умственной отсталости, связанных со значительным дефицитом йода. Ожидалось сегодня, что более 91 миллиона детей ежегодно могли иметь проблемы в образовании и в умственных способностях, если бы не эта процедура, так как в соли нуждается как бедный, так и богатый, и польза от таких действий была общей. Также обстоит дело с добавлением витамина D в коровье молоко в Соединенных Штатах. Эта общая процедура в начале тридцатых годов прошлого века привела к тому, что заболевание рахитом стало редким заболеванием в США.

Некоторыми из направлений общественного здравоохранения в исламском государстве являются: 1 - Охрана окружающей среды. 2 - Ветеринария. 3 - Наблюдения за состоянием здоровья. 4 - Карантин. 5 - Банк крови.


Охрана окружающей среды

Всевышний Аллах создал человека из земли, и поселил его на ней, подчиняя ему все в этом бытии, дабы он мог получать пользу от этого. Всевышний Аллах сказал:

وَإِلَى ثَمُودَ أَخَاهُمْ صَالِحاً قَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُواْ اللّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَـهٍ غَيْرُهُ هُوَ أَنشَأَكُم مِّنَ الأَرْضِ وَاسْتَعْمَرَكُمْ فِيهَا فَاسْتَغْفِرُوهُ ثُمَّ تُوبُواْ إِلَيْهِ إِنَّ رَبِّي قَرِيبٌ مُّجِيبٌ

«Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь Близкий, Отзывчивый» (11:61). И сказал Аллах:

وَلَقَدْ مَكَّنَّاكُمْ فِي الأَرْضِ وَجَعَلْنَا لَكُمْ فِيهَا مَعَايِشَ قَلِيلاً مَّا تَشْكُرُونَ

«Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность!» (7:10) И сказал Аллах:

وَسَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعاً مِّنْهُ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لَّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле (45:13). А также сказал Всевышний:

وَهُوَ الَّذِي سَخَّرَ الْبَحْرَ لِتَأْكُلُواْ مِنْهُ لَحْماً طَرِيّاً وَتَسْتَخْرِجُواْ مِنْهُ حِلْيَةً تَلْبَسُونَهَا وَتَرَى الْفُلْكَ مَوَاخِرَ فِيهِ وَلِتَبْتَغُواْ مِن فَضْلِهِ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«Он Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите. Ты видишь корабли, которые бороздят его для того, чтобы вы могли снискать Его милость, быть может, вы будете благодарны» (16:14).

Человеку остается только заботиться об окружающей среде, в которой он родился и которая подчинена ему. Благополучие человека и его здоровье зависят от состояния окружающей среды и ее сохранения в первозданном природном виде. Сказал Всевышний Аллах:

قُلْ أَرَأَيْتُمْ إِنْ أَصْبَحَ مَاؤُكُمْ غَوْراً فَمَن يَأْتِيكُم بِمَاء مَّعِينٍ

Скажи: «Как вы думаете, если ваша вода уйдет под землю, то кто дарует вам родниковую воду?» (67:30). И сказал Аллах:

قُلْ أَرَأَيْتُمْ إِن جَعَلَ اللَّهُ عَلَيْكُمُ اللَّيْلَ سَرْمَداً إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ مَنْ إِلَهٌ غَيْرُ اللَّهِ يَأْتِيكُم بِضِيَاء أَفَلَا تَسْمَعُونَ

قُلْ أَرَأَيْتُمْ إِن جَعَلَ اللَّهُ عَلَيْكُمُ النَّهَارَ سَرْمَداً إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ مَنْ إِلَهٌ غَيْرُ اللَّهِ يَأْتِيكُم بِلَيْلٍ تَسْكُنُونَ فِيهِ أَفَلَا تُبْصِرُونَ

Скажи: «Как вы думаете, если Аллах продлит вам ночь до Дня воскресения, то какой бог, кроме Аллаха, сможет принести вам свет? Неужели вы не слышите?» Скажи: «Как вы думаете, если Аллах продлит вам день до Дня воскресения, то какой бог, кроме Аллаха, сможет принести вам ночь, чтобы вы могли отдохнуть во время нее? Неужели вы не видите?» (28:71-72)

Окружающая среда имеет физические, химические и биологические факторы, которые непосредственно влияют на здоровье. Их воздействие на здоровье занимает второе место по важности после образа жизни и поведения личности. В 2002 году треть заболеваний детей в мире в возрасте до пяти лет была связана с экологическими факторами, такими как загрязнение воды и воздуха. Эти факторы привели к прямой смерти и заболеваниям одной трети, которые произошли в наименее развитых странах. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) можно сохранить жизни четырех миллионов детей в возрасте до пяти лет каждый год в развивающихся странах. И это, в первую очередь, предотвращая экологические риски, такие как непригодность воды для питья и загрязнение воздуха.

Ислам запретил наносить вред окружающей среде, ибо в ней кроется сила человека. Аллах обещает наказание наносящему вред природе и окружающей среде человеку. Всевышний Аллах сказал:

وَإِذَا تَوَلَّى سَعَى فِي الأَرْضِ لِيُفْسِدَ فِيِهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ وَاللّهُ لاَ يُحِبُّ الفَسَادَ

«Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия» (2:205). В аяте упоминается нечестие на земле и уничтожение посева. Земля является местом произрастания посева, плодов и потомства. И это место для животных, без которых человек не может обойтись. Уничтожение посева и потомства как бы подразумевает нарушение того, в чем кроется сила людей. В прошлом они занимались земледелием и животноводством. Здесь вовсе не подразумеваются только эти две вещи, а имеется в виду гибель того, в чем кроется сила человека. И это подобно мотиву (иллят), согласно которому проводится аналогия в нанесении вреда окружающей среде. Передают Ат-Табарий и Ас-Суютий, что в этом аяте подразумевается Аль-Ахнас ибн Шарикъ ас-Сакафий, когда он сжег посев и убил ослов. Он подошел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) в Медине и сказал: «Я хочу принять Ислам, и Аллах ведает о том, что я правдив». И Посланнику Аллаха (с.а.с) понравилось это. Затем он вышел от него (с.а.с.) и, пойдя к мусульманам, сжег их посев и убил ослов. Однако выражение в аяте общее. А правило гласит, что смысл из всеобщности выражения, а не из частности причины. Поэтому аят является общим и касается всех людей. Кто совершит поступок подобно поступку Аль-Ахнаса, то он заслуживает проклятия и наказания. Аят указывает на то, что тот, кто сделает так, заслужит наказание в последующей жизни. Поэтому завершение аята было таким: «…Но ведь Аллах не любит нечестия», т.е. как порицание и предостережение. Это является къариной на то, что запрет является категоричным.

Отсюда забота об окружающей среде, ее защита от загрязнения и бедствий считается одной из самых важных основ здравоохранения. Это осуществляется посредством ведения государством следующих дел:

1- Уменьшение промышленного загрязнения окружающей среды:

Промышленность является важной основой из основ экономической жизни любого народа или общества. Более того, сущность того, что исламское государство несет послание Ислама к остальным народам посредством призыва и джихада требует, чтобы промышленность в исламском государстве строилась на военной основе и была на самой высокой ступени прогресса и развития. Всемогущий Аллах сказал:



وَأَعِدُّواْ لَهُم مَّا اسْتَطَعْتُم مِّن قُوَّةٍ وَمِن رِّبَاطِ الْخَيْلِ تُرْهِبُونَ بِهِ عَدْوَّ اللّهِ وَعَدُوَّكُمْ وَآخَرِينَ مِن دُونِهِمْ لاَ تَعْلَمُونَهُمُ اللّهُ يَعْلَمُهُمْ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيْءٍ فِي سَبِيلِ اللّهِ يُوَفَّ إِلَيْكُمْ وَأَنتُمْ لاَ تُظْلَمُونَ

«Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо» (8:60).

Тем не менее, современная промышленность делает различные выбросы в воздух и выпускает жидкости и твердые отходы в реки, моря, грунтовые воды. Также существуют радиоактивные отходы, образующиеся от ядерной промышленности. Все эти выбросы и отходы, так или иначе, влияют на здоровье человека и приводят к загрязнению окружающей среды и портят ее. Таким образом, в обязанности государства входит уменьшение или устранение этих промышленных отходов для сохранения окружающей среды и здоровья населения. Передает имам Аль-Бухари, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Имам – пастырь и он ответственен за свою паству». Передает Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Остерегайтесь трех заслуживающих проклятия поступков: испражнения в водоемы (ресурсы), в тени и посреди дороги». Передал Ибн Маджа в "Сунан" с цепочкой, проверенной Аль-Албани. Хадис хоть и не касается промышленных отходов, все же запрет приводится относительно нанесения вреда мусульманам и является мотивом, согласно которому можно сравнивать с ним все, что несет вред мусульманам в их общих ресурсах, окружающей среде и дорогах. Посланник Аллаха (с.а.с.) посчитал устранение препятствия с дороги одним из ветвей веры. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Вера – это шестьдесят или семьдесят ветвей, самая высшая из которых это слова «нет бога кроме Аллаха» и самая низшая это устранение препятствия с дороги». Передал Муслим. Кроме того, шариатское правило: «не вреди себе и не вреди другому» требует устранения вреда от промышленных отходов.

Эту проблему в исламском государстве можно решить посредством возведения промышленных зон вдали от жилых районов, а также контроля промышленных, сельскохозяйственных и других источников. И обязать такие объекты и ресурсы – и те, которые находятся в частной и те, которые находятся в общественной собственности – следовать чистым методам и способам производства в качестве решения проблемы промышленных отходов, избегать выброса загрязняющих веществ выходящих за допустимые пределы в окружающую среду. И эти пределы устанавливаются компетентными учеными, так что дозволяются лишь минимальные выбросы и отходы, которые не влияют на экологическое равновесие.

Также государство заинтересовано в открытии заводов по переработке промышленных отходов и их эксплуатации в качестве новых форм материи и энергии. Это то, что называется утилизацией для снижения количества промышленных отходов. А оставшиеся неиспользованные отходы закапываются в отдаленных районах. И создаются группы ученых для изучения и разработки новых способов, чтобы избавиться от этих отходов, опасных и вредных веществ для граждан.

Так как загрязнение окружающей среды отходами вредит людям, то мухтасиб в исламском государстве ведет контроль над заводами и фабриками, дабы они делали меньше выброса вредных веществ в окружающую среду. В этом деле он может прибегнуть к помощи специалистов в этой области. Даже должен воспользоваться их помощью, ибо то, без чего не осуществляется обязательное, тоже является обязательным. Могут налагаться удерживающие наказания (таъзир) в отношении владельцев заводов в случае нанесения ущерба промышленными выбросами больше допустимых норм. Завод может быть закрыт, если наказания не остановили владельца и он продолжает загрязнять окружающую среду.

Окружающая среда не ограничивается государственными границами. Загрязняющие отходы той или иной страны могут повлиять на окружающую среду в соседних странах, особенно, если загрязняющие вещества перемещаются через воздух или водные пути. Поэтому исламское государство должно запрещать соседним странам загрязнять окружающую среду и закапывать свои промышленные отходы на территории исламского государства. Любое нарушение этих условий со стороны соседних государств расценивается как покушение на исламское государство и его граждан, что требует объявления джихада и войны или же прекращения этими странами загрязнения окружающей среды.

Что касается конвенций, а также региональных и международных договоров о промышленном загрязнении как «Киотский протокол глобального потепления», «Конвенция об изменении климата 2003г.», «Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2004г.» и другие конвенции, если эти договора и соглашения были под эгидой организаций, не основанных на Исламе или применяющих неисламские законы, как Организация Объединенных Наций, Международный Суд, Международный валютный фонд, Всемирный банк, и такие региональные организации как Лига арабских государств и другие, то недопустимо, чтобы исламское государство принимало участие в них в качестве члена этих организаций. Даже если не будет такого условия, чтобы исламское государство присоединилось к этим организациям, то все равно заключение подобных конвенций и договоров с этими организациями способствует их моральному укреплению.

Это потому что фундамент, на котором основаны местные и международные организации запрещен шариатом. ООН зиждется на основе капиталистической системы, которая является системой неверия. Она является инструментом в руках великих держав, особенно Америки, который она использует, чтобы установить контроль над маленькими государствами, в том числе и государствами в исламском мире. Поэтому мы считаем, что крупные державы подписывают соглашения, которые гарантируют только их собственные интересы за счет других государств. Например, США отказались подписать Киотский протокол, который включает сокращение выбросов токсичных газов в промышленно развитых странах на 5,2 процента, опасаясь, что от этого пострадает их производство. К сведению, Соединенные Штаты несут ответственность за четверть промышленных газов, выбрасываемых в атмосферу.

Поэтому нужно работать над разрушением этих организаций, вместо их укрепления посредством заключения договоров и соглашений с ними, чтобы сменить их на новую мировую организацию, где у супердержав не будет никакой власти и они не будут рассматриваться как мировая организация. Напротив, эта новая организация должна уважать правила, признанные всеми людьми и одобренные Исламом, как помощь угнетенному, устранение несправедливости и так называемая неприкосновенность послов. Она будет распространять справедливость, пользуясь мировой силой общественного мнения, которая дает ей поддержку, уважение и доверие из-за того, что она является организацией, не работающей для блага какого-то государства, но работающей для блага всего человечества. И это будет подобно договору до пророчества, когда къурайшиты договорились устранять несправедливость и помогать угнетенному. В этом договоре присутствовал Посланник Аллаха (с.а.с.) и сказал о нем после того, как стал пророком: «Я присутствовал во время союза в поселении Абдуллы ибн Джудъана, и он дороже для меня, чем красные верблюды. Если бы меня призвали к нему во время Ислама, то я ответил бы». Передал ибн Хишам в жизнеописании. Передал Ахмад в своем «Муснаде» от Абдуррахмана ибн Ауфа (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Я присутствовал вместе со своими дядями во время заключения союза, и я был тогда маленьким. Я не хотел бы его нарушить, даже если бы мне за это дали красных верблюдов». Хадис – сахих, проверен Аль-Албани.

Что касается договоров и соглашений, предотвращающих загрязнение окружающей среды, и которые заключаются исламским государством с другими государствами, не находящими под эгидой международных организаций, то это дозволено, если предмет договора является дозволенным шариатом. И если эти договора не сказываются на структуре этого государства, не умаляют его внутреннюю и внешнюю силу и не дают власти неверным над ним как, например, вывоз сырья из страны или же закрытие заводов и т.д. Соглашения ограничиваются строго вредом, и запрещается любой договор, в котором есть вред согласно правилу: «каждая часть из частичек мубаха несущая в себе вред запрещается, а остальные остаются мубахом». Это правило выведено из запрета Посланником (с.а.с.) солдатам армии выходить в одиночку ночью, когда он был в пути на Табук. Затем выяснилось, что он запрещал солдатам выходить в одиночку из-за того, что в этом был вред. И этот вред именно в этом вопросе был причиной запрета, и как будто это является мотивом. Наличие вреда в выходе в одиночку в ту ночь и в том месте запрещают выход человека в одиночку в том месте и в ту ночь. Однако выход человека в одиночку остается дозволенным в других местах и в другую ночь. Следовательно, наличие вреда не запрещает то, что дозволено шариатом. Наличие вреда в какой-либо части запрещает только ту часть, а все остальное остается дозволенным.

Доказательством на дозволенность заключения договоров по защите окружающей среды с другими государствами является общая дозволенность их заключения. Всевышний Аллах говорит:

وَاللَّذَانَ يَأْتِيَانِهَا مِنكُمْ فَآذُوهُمَا فَإِن تَابَا وَأَصْلَحَا فَأَعْرِضُواْ عَنْهُمَا إِنَّ اللّهَ كَانَ تَوَّاباً رَّحِيماً

«Исключением являются те, которые присоединились к народу, с которым у вас есть договор» (4:16). Или Он говорит:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ أَن يَقْتُلَ مُؤْمِناً إِلاَّ خَطَئاً وَمَن قَتَلَ مُؤْمِناً خَطَئاً فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةٍ وَدِيَةٌ مُّسَلَّمَةٌ إِلَى أَهْلِهِ إِلاَّ أَن يَصَّدَّقُواْ فَإِن كَانَ مِن قَوْمٍ عَدُوٍّ لَّكُمْ وَهُوَ مْؤْمِنٌ فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةٍ وَإِن كَانَ مِن قَوْمٍ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُمْ مِّيثَاقٌ فَدِيَةٌ مُّسَلَّمَةٌ إِلَى أَهْلِهِ وَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةً فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ تَوْبَةً مِّنَ اللّهِ وَكَانَ اللّهُ عَلِيماً حَكِيماً

«Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор» (4:92). Или слова Аллаха:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَالَّذِينَ آوَواْ وَّنَصَرُواْ أُوْلَـئِكَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ وَالَّذِينَ آمَنُواْ وَلَمْ يُهَاجِرُواْ مَا لَكُم مِّن وَلاَيَتِهِم مِّن شَيْءٍ حَتَّى يُهَاجِرُواْ وَإِنِ اسْتَنصَرُوكُمْ فِي الدِّينِ فَعَلَيْكُمُ النَّصْرُ إِلاَّ عَلَى قَوْمٍ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُم مِّيثَاقٌ وَاللّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор» (8:72). Также Посланник Аллаха (с.а.с.) заключил соглашения с Юханной ибн Рувба и с племенем Бану Дамра.

В этих договорах соблюдаются условия, которые в них содержались, и мусульмане обязаны соблюдать эти условия, так как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мусульмане соблюдают свои условия». Хадис проверил Аль-Албани. Однако это условие не должно противоречить Исламу, а если оно противоречит, то отвергается из-за слов Посланника Аллаха (с.а.с.): «Любое условие не соответствующее Книге Аллаха является недействительным, даже если было сто условий». Передал Ибн Маджа и проверил Аль-Албани. Мусульмане соблюдают эти условия такими, какими они приводятся в договорах, разумеется, если они не будут противоречить Исламу.

2 – Экологически чистые источники воды и качества питьевой воды:

Вода является необходимой материей для жизни и без нее не может существовать любое живое существо. Всемогущий Аллах сказал:

أَوَلَمْ يَرَ الَّذِينَ كَفَرُوا أَنَّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ كَانَتَا رَتْقاً فَفَتَقْنَاهُمَا وَجَعَلْنَا مِنَ الْمَاء كُلَّ شَيْءٍ حَيٍّ أَفَلَا يُؤْمِنُونَ

«И что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?» (21:30).

И сказал Аллах:

هُوَ الَّذِي أَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً لَّكُم مِّنْهُ شَرَابٌ وَمِنْهُ شَجَرٌ فِيهِ تُسِيمُونَ

يُنبِتُ لَكُم بِهِ الزَّرْعَ وَالزَّيْتُونَ وَالنَّخِيلَ وَالأَعْنَابَ وَمِن كُلِّ الثَّمَرَاتِ إِنَّ فِي ذَلِكَ لآيَةً لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

«Он Тот, Кто ниспосылает с неба воду. Она служит для вас питьем, и благодаря ей произрастают растения, среди которых вы пасете скот. Он взращивает для вас злаки, маслины, финики, виноград и всевозможные плоды. Воистину, в этом знамение для людей размышляющих» (16:10-11).

Поскольку вода имеет большое значение для всего живого, она также имеет большое значение для существования жизни общества и его продолжительности, потому что она относится к общественной отрасли. Если ее не будет, то люди разойдутся в ее поисках. Поэтому в шариате есть множество касающихся этого жизненно-важного ресурса законов, направленных на его сохранение и обеспечения им всех подопечных. Ислам относит воду к общественной собственности для того, чтобы обеспечить всем подопечным возможность пользоваться ею. Передается от Аби Хидаша, а тот сообщил от некоторых сподвижников Посланника Аллаха (с.а.с.) следующее: «Я выступил в сражении с Посланником Аллаха (с.а.с.) трижды и слышал, как он говорил: «Мусульмане партнеры в трех вещах: воде, пастбище и огне». Передал Абу Дауд в «Сунан» и Аль-Албани сказал, что хадис сахих. В другом риваяте: «Люди совладельцы в трех вещах…». Передал Ибн Маджа и проверил Аль-Албани от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «С троими Аллах не будет говорить, не посмотрит на них, не простит их и для них уготовано мучительное наказание… и человек, имевший излишек воды и не давший путнику». Передал Ахмад в своем «Муснаде», что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нельзя отказывать в воде из колодца». Хадис является сахих у Ахмада аз-Зайна и его вывел Аль-Хаким. Он сказал: «С сахих иснадом». Передает Аш-Шавканий в «Найль аль-Автар» с цепочкой сахих от Убада ибн ас-Самита, что Посланник Аллаха (с.а.с.) судил между жителями Медины в вопросе, связанном с пальмами и вынес решение, что нельзя отказывать в воде из колодца. Он также вынес решение бедуинам, что нельзя запрещать излишек воды для полива пастбищ.

Мы видим, что мусульмане осознали важность воды с момента возникновения исламского государства в Медине. Передал имам Ахмад по цепочке сахих у Ахмада Шакира от Османа ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), что когда Посланник Аллаха (с.а.с.) прибыл в Медину, то в ней не было пресного колодца за исключением Рума. И Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «Кто выкупит его за свои деньги, чтобы между его ведром и ведром мусульман не было разницы, а ему будет благо из этого в Раю?» Его купил Осман (да будет доволен им Аллах) за свои деньги. Посланник Аллаха (с.а.с.) принял мнение Аль-Хубаба ибн аль-Мунзира, дабы как можно ближе расположиться лагерем у воды при Бадре и воспрепятствовать вражеской силе доступ к ней. Они сделали бассейн и заполнили его водой, дабы армия мусульман могла пить, а многобожники – нет.

Вода необходима как для питья, приготовления пищи, очистки, также необходима для орошения сельскохозяйственных культур, животноводства и создания производств, и для разных целей, которые различаются в зависимости от ее использования.

Вода может загрязняться из-за действий человека в результате материалов, используемых в промышленности и сельском хозяйстве, таких как свинец, ртуть, химические вещества, и опасных соединений, таких как пестициды и удобрения. Вода также может загрязняться материалами природного происхождения, таких как мышьяк или микроорганизмы, патогенные бактерии, вирусы, паразиты, одноклеточные организмы и черви. Эти загрязняющие вещества делают воду непригодной для использования. Некоторые загрязняющие вещества могут быть легко диагностированы, при оценке на вкус, запах и мутность воды. Однако некоторые из них требуют специальных тестов для выявления: загрязнена ли вода или нет. Если оставить эти загрязнители без лечения, то они могут вызвать спектр болезней связанных с водой, которые наносят огромный ущерб здоровью человека. По данным Всемирной организации здравоохранения более миллиарда людей в мире лишены чистой питьевой воды, и каждый год умирает не менее четырех миллионов человек, в основном детей, от болезней, вызванных загрязненной питьевой водой. Это такие болезни как брюшной тиф, холера, дизентерия и другие желудочно-кишечные заболевания.

Ислам приказал беречь качество и чистоту воды. Он предостерег от загрязнения вод. Передается что Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Остерегайтесь трех заслуживающих проклятия поступков: испражнения в водоемы (ресурсы), в тени и посреди дороги». Передал Ибн Маджа в «Сунан» с цепочкой, проверенной Аль-Албани. Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пусть никто из вас не мочится в стоячую воду и не купается в ней». Передал Муслим. Передал Ибн Маджа по цепочке проверенной Аль-Албани от Джабира ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) приказывал нам завязывать бурдюки и покрывать посуды из-за того, что они содержали в себе воду».

Поэтому исламское государство, исходя из шариатского правила: «не вреди себе и не вреди другому», и, претворяя вышеприведенные хадисы, которые запрещают загрязнять общественную воду, ибо она является собственностью мусульман, обязано заботиться о чистоте водных источников и следить за качеством питьевой воды, чтобы они не загрязнялись. Все это путем создания лабораторий, предназначенных для этой цели, открытия центров для переработки воды и ее очищению, ибо имам ответственен за свою паству. Аппарат хисба в исламском государстве следит за качеством воды и определяет наказание людям, компаниям, заводам, которые загрязняют источники воды. И это наказание должно удерживать их и останавливать загрязнение.

3- Сохранение лесов и лесных массивов:

Леса и природные лесные массивы образуют естественные легкие, которые дополняют цикл жизни на земле. Растения поглощают двуокись углерода из воздуха и высасывают воду и основные материалы из почвы, и путем преобразования хлорофилла в кислород выбрасывают в атмосферу. Поэтому наличие лесов и лесных массивов имеет важнейшее значение для сохранения жизни и природы в балансе, ибо люди и животные нуждаются в этом кислороде и питательных веществах. И некоторые животные нуждаются в этих лесах как в среде для обитания. Таким образом, сохранение лесов и лесных массивов необходимо для поддержания жизненного цикла, и исламское государство обязано охранять леса и лесные массивы от вырубки и уничтожения. Оно также должно сохранять живые организмы от охоты на них или от исчезновения столько, сколько необходимо для продолжения естественного и правильного цикла жизни.

Леса и лесные массивы по своей специфике не могут быть частной собственностью, поэтому они относятся к общественной собственности. И кроме государства никому не позволяется владеть ими согласно словам Посланника Аллаха (с.а.с.), которые передает Абу Дауд в «Сунан» и это считается сахих у Аль-Албани: «Не бывает заповедника, кроме как у Аллаха и Его Посланника», т.е. заповедники могут быть только у государства. Государство может распоряжаться общественной собственностью в интересах мусульман. Доказательством этому является то, что Посланник Аллаха (с.а.с.) взял ан-Накыъ, местность в Медине, для лошадей мусульман. Также передал Абу Убайд от Ибн Омара (да будет доволен им Аллах), что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) взял ар-Рабаза для верблюдов, предназначенных для милостыни. Также Омар (да будет доволен им Аллах) взял аш-Шараф и ар-Рабаза.

Сохранение жизненного цикла и равновесия в природе посредством создания заповедников и лесов – в интересах мусульман. Поэтому государство должно защищать эти ресурсы для этой цели и предотвращать вырубку лесов или охоту в них. Решение о защите определенных земель связано с усмотрением халифа, согласно тому, что он считает в интересах мусульман. И не обращается внимания на международное давление, аргументированное защитой окружающей среды для определения того, что может принадлежать исламскому государству. Также в защите земельных и лесных проблем учитывается проблема опустынивания, и государство побуждает своих подопечных засаживать те местности, в которых есть эта угроза с целью ее предотвращения.

4- Санитарная гигиена:

Санитария - безопасное управление отходами, как с точки зрения экологии, так и здоровья. Она включает в себя использование сточных вод и дождя. И устранение промышленных и сельскохозяйственных отходов таким образом, чтобы была охрана окружающей среды и здоровья от последствий этих отходов.

Важность санитарии кроется в серьезном ущербе, который может быть причинен в результате неправильного управления экологическим равновесием и здоровьем людей в этой области. По оценкам, 88% болезней вызваны небезопасной водой и отсутствием санитарии и гигиены. И 2,6 миллиарда человек в мире (в том числе приблизительно миллиард детей) живут в отсутствии основных правил санитарии. Западные исследования указывают на то, что каждые 20 секунд умирает один ребенок из-за плохих санитарных условий, т.е. около 1,5 миллиона случаев смерти происходит в год. Британский медицинский журнал провел опрос с группой специалистов и считает, что самым важным достижением с 1840г. была санитария. Она, по своему значению, стояла выше открытия антибиотиков и всех медицинских достижений двадцатого века.

Таким образом, в обязанности государства входит создание сетей канализации в жилых массивах по удалению сточных вод и отходов. А также создание центров для переработки этих отходов, закапыванию или сжиганию или использованию тех из них, которые не являются нечистотами. Это с точки зрения управления делами подопечных и предотвращения ущерба. Отсюда же места для мусора и отходов должны быть вдали от жилых районов и водных ресурсов.

Что касается переработки нечистот, таких как кал, моча и др. и превращения их в чистые вещества для вторичного использования, то это недозволенно шариатом, потому что не дозволяется пользоваться нечистотами: ни использовать, ни продавать, ни дарить и ни оставлять в наследство. Они не представляют ценности с точки зрения шариата за исключением кожи мертвечины после дубления из-за наличия исключающего текста. Приводится в «Сунан аль-Кубра» у Аль-Байхакъый, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Очищение любой кожи – это ее дубление». Аль-Байхакъый сказал, что все передатчики заслуживают доверия.

Соответственно то, что делают некоторые государства, как перегонка мочи для извлечения дистиллированной воды из нее и использования, то это запретно и не допускается мусульманам делать подобное. Но разрешается избавиться от этих нечистот или сжечь или закопать. Если исламское государство захочет избавиться от них путем превращения их в основные вещества, то это лучше для окружающей среды и устранения вреда от подопечных. Например, превращение их в дистиллированную воду, а затем возвращение их в моря или закапывание, если посчитает это нужным. Это действие дозволено для государства, если оно захочет избавиться от них и не будет их использовать, ибо запрет касается использования нечистот. А что касается переработки, дабы избавиться от них и даже для устранения вытекающего вреда, то в этом нет запрета.

5- Архитектура жилых массивов:

Архитектура городов и жилых массивов в исламском государстве должна учитывать здоровье подопечных и их комфорт посредством уменьшения загрязнения и шума. И чтобы дома были расположены вдали от фабрик и различных мастерских. А также чтобы магистрали, аэропорты и железнодорожные станции были изолированы от населения звуковыми преградами.

Государство не должно позволять людям поднимать шум во время отдыха или ночью. Лукъман наставлял своего сына:

وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ وَاغْضُضْ مِن صَوْتِكَ إِنَّ أَنكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ

«Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос это рев осла» (31:19).

Государство запрещает это, устраняя вред, постигающий подопечных из-за шума. Мухтасиб берет на себя обязанность следить за этой сферой и нарушениями, которые несут вред людям.

Передает Аль-Хафиз ибн Хаджар в «Аль-Фатх» от Омара ибн Шаббата в «Ахбар аль-Мадина» по цепочке, возводимой к Абу Мавдуду, что он сказал: «Омар ибн аль-Хаттаб увидел на рынке кузнечный мех на кузнеце и ударил его ногой так, что свалил его». Известно, что кузнечный мех причиняет вред, загрязняет воздух и поднимает шум. Поэтому повелитель правоверных выгнал его с рынка, потому что это общественное место.

Государство проектирует города и жилые массивы так, чтобы была надлежащая вентиляция, и не было чрезмерного заселения. И так чтобы содействовать санитарии, уборке улиц и вывозу мусора.

Государство должно заботиться о парализованных, слепых и людях с ограниченными возможностями, облегчая связи и пути, приводя их в пригодность для их особых потребностей. Особенно государственные учреждения, такие как школы и здания. Это забота о делах, лежащих на правителе. Также государство должно быть заинтересовано в создании парков и безопасных детских площадок для детей и остальной части населения так, чтобы дети не подвергались опасности, играя в небезопасных местах.


Продолжение следует.