Палестина в сезон «Арабской весны»

Эта статья после краткого упоминания предыстории данной проблемы проливает свет на Палестинскую проблему в контексте происходящих революций, а также освещает нынешнее положение и разъясняет необходимую деятельность в отношении неё.

Основа проблемы

Известно, что палестинская проблема началась с заговора Британии, когда она издала декларацию Бальфур, а также начала поощрять и содействовать эмиграции евреев в Палестину, чтобы реализовать свое видение светского демократического государства в Палестине для арабов и евреев, которое Каддафи называл «Isratine». Затем в середине прошлого века в проблему вмешалась Америка, которая после встречи со своими дипломатами на Ближнем Востоке в Стамбуле в 1950 году объявила о своем видении проблемы, предусматривающем создание арабского и еврейского государства, решив самостоятельно урегулировать все актуальные вопросы. Америка начала подталкивать Организацию Объединенных Наций к реализации проекта раздела Палестины на два государства. Затем Абдель Насер в Египте учредил Организацию Освобождения Палестины для достижения этой цели.

Так решение, которое старались вывести американские президенты, предусматривающее установление двух государств, стало устойчивым американским виденьем, и это в том положении, когда мусульмане отказывались признавать Израиль. Это сопровождалось атмосферой геополитической схватки между Америкой и Англией (в период сильного влияния последней на международную арену), до утверждения Америкой полного господства на международной арене после Второй войны в Персидском заливе в период правления Буша-отца. Это в свою очередь утвердило её виденье урегулирования данной проблемы.

Затем был сформирован международный квартет на основе этого решения. Вслед за этим палестинские фракции пересмотрели и проредактировали свою программу и концепцию на основе нового решения. Как исламские движения сопротивления, так и светские движения вошли в игру международных отношений, складывающихся под американский ритм. Начались разговоры о процессе мирного урегулирования и о палестинском государстве в границах 67 года рядом с израильским. В арабских и палестинских средствах массовой информации это явление стало нормой. Об этом без угрызения совести начали говорить в своих речах как сторонники светскости, так и сторонники «умеренного Ислама».

Нынешнее международное положение

Палестинская проблема не стала приоритетом в американской политике в свете насущных кризисов, с которыми приходится иметь дело нынешней американской администрации (глобальный экономический кризис, Афганистан и Ирак, активность Европы, Китая и России в конкуренции с Америкой в различных вопросах, арабские революции и др.). Тем не менее, Америка обращается с ней, делая вид политической активности, чтобы добиться следующих результатов. Первое: чтобы удерживать в своих руках карты игры и пресечь дорогу перед любым другим геополитическим конкурентом, желающим побороться с ней в этом единоличном урегулирования проблемы. Поэтому Московская конференция, которую пыталась организовать Россия, оказалась безуспешной и обреченной на провал. Европейский союз со своей стороны согласился лишь с финансированием палестинской проблемы в ожидании американской активности. Второе: чтобы улучшить падающий имидж Америки в глазах и подсознании исламской Уммы. Этот изможденный образ вдобавок к постоянной поддержке и содействию израильскому оккупационному государству со стороны США стал источником вдохновения прорыва исламской Уммы в сторону кардинального изменения и полного освобождения от американского господства.

Поэтому ряд стратегических исследований дали рекомендации о необходимости незамедлительного осуществления проекта двух государств, надеясь, что Америке удастся восстановить хоть какие-то элементы морального присутствия в роли справедливой силы, балансирующей между сторонами палестинского конфликта.  Как, например, исследование Зину Баран из Центра Никсона в Вашингтоне в 2004 году под названием: «Hizb ut Tahrir- Islam›s Political Insurgency» (Хизб ут-Тахрир – исламский политический мятеж). Поэтому бывший посол США в израильском оккупационном государстве Мартин Индик в своих выступлениях обратился к еврейскому образованию (существу) со словами: «Если вы нуждаетесь в Соединенных Штатах, в этом случае вы должны учитывать интересы США». (Газета «аль-Кудс» за 21/4/2010)

Конечно, еврейское образование не сочло необходимым вступать в перемирие с арабскими режимами, которые полностью распростерлись перед ним, и неспособны ничего делать, кроме выдвижения инициатив, переговоров и нормализации отношений. Особенно после того, как удалось задействовать отряды сопротивления во властных структурах, озадачив их обеспечением услуг населению путем привлечения западного финансирования взамен на удовлетворение требований данного финансирования. Израильское оккупационное государство продолжало проявлять свое упрямство, что даже министр иностранных дел Либерман продемонстрировал свое высокомерие, сказав, что перемирие является всего лишь «иллюзией». Таким образом, администрация Обамы воздерживалась от оказания такого давление на израильское оккупационное государство, которое было бы достаточным для окончательного урегулирования проблемы. Напротив, она прибегла к балансированию между вызовами, с которыми столкнулись стратегические интересы, требуемые неотложной реализации. Она приняла в основу своей политики методологию управления кризисом в свете сегодняшних реалий. Поэтому не продвинулась в реализации своей стратегии в силу нового расклада приоритетов.

Положение в Палестине

После разделения власти на две части и попадание ХАМАС в «трясину» власти и обязательств, палестинские средства массовой информации пережили состояние привлечения внимания к себе, которое отразилось на образе жизни людей, в том числе и на механизмах организации паломничества Хаджа в 2008 году. Некоторые посчитали, что это привлечение внимания произошло из за положения джихада с одной стороны, а с другой переговорных процессов, или другими словами между проектом сопротивления и проектом взаимного соглашения. В то время как обе властные силы, в действительности, остаются в плену международных резолюций, а свое виденье они строят на основе проекта двух государств, автором которого выступают Соединенные Штаты. Прекратились акты сопротивления на Западном берегу, а в Газе ситуация сошла до уровня ответных реакций в крайне ограниченных рамках.

Помимо кровопролития от рук палестинских группировок, в их рядах прослеживается раскол и утрата ясности революционного виденья, как об этом высказался ряд палестинских информационных агентств. Большие муки выдались на долю палестинцев в результате кровопролитного противостояния между ФАТХ и ХАМАС, что ввергло страну в положение насилия со стороны обеих властных структур. Конечно, власть ФАТХ была более жесткой, поскольку его службами безопасности управлял американский генерал Дейтон, который в Вашингтоне 7/5/2009 выступил с речью, объясняя свой новый проект безопасности и его успешную роль координатора служб безопасности и воспитателя нового поколения палестинских служащих безопасности. Он сказал: «Наше достижение – это то, что мы воспитали новых людей». Эти слова он позаимствовал из речи высокопоставленного палестинского генерала перед новыми служащими правоохранительных органов на торжественной церемонии вручения дипломов. Он сказал: «Вы не пришли сюда, чтобы научиться воевать с израильтянами». Далее генерал Дейтон продолжил «Вы изменились! Поверьте, это не хвастовство. После этих изменений генералы израильской армии начали часто спрашивать меня: «Сколько таких новых деятелей ты можешь воспитать?»

К концу 2008 года обострились разногласия между национальными группировками в Палестине относительно непогрешимости Организации Освобождения Палестины в контексте того, кто должен представлять палестинский народ. Некоторые из них предложили организовать альтернативную ООП инстанцию. Другие настояли на том, что организация является сплачивающей оправой палестинской проблемы. Эти междоусобные споры по этой теме продолжались в попытке привести в движение так называемый процесс примирения. Также продолжался конфликт между сектором Газа и Западным берегом за «законное правительство» и за пост его главы. Хуже того, подобные конфликты возникали даже внутри одной политической силы на Западном берегу за кусок пирога в правительстве муниципалитета Рамаллы.

Пока без всякого толка гремел «шум» палестинского национального диалога, еврейское правительство развернуло насыщенную враждебность и мощное противостояние. Более того лидеры израильского государства в провокационном виде провозгласили свои планы по нанесению ударов по Ирану с целью недопущения приобретения иранцами атомной силы. Что же касается мечтаний и иллюзий палестинских руководителей, то, как всегда, они столкнулись с целым перечнем враждебных процедур со стороны израильских оккупационных сил, которые никогда не придавали значения даже тем руководителям, которые помогали им обеспечить интересы безопасности еврейского образования.

Правительство Салама Файяда продолжало двигаться сообразно своему виденью по осуществлению проекта палестинского государства, который по своей сущности больше похож на проект масштабного муниципалитета для обеспечения услуг. Также оно принялось предпринимать попытки «институционального строительства», которое увязло в безудержной коррупции и в сборах налогов, дабы обеспечить финансовую устойчивость в случае прекращения финансовых дотаций в будущем. Все это сопровождалось усовершенствованием и укреплением служб безопасности в исполнении своей задачи.

Западный берег охватили разнообразные поверхностные информационные мероприятия. Как, например, акция по объявлению Иерусалима в качестве культурной столицы в марте 2009 года, которая была насыщена активными элементами нормализации палестино-израильских отношений. Затем власти и лояльные к ней группы, а также политические и общественные деятели провели целый ряд мероприятий, направленных на оказание влияния на подсознание, культурные взгляды и убеждения людей, как, например, конкурсы Мисс Палестина и матчи женского футбола.

Файяд, а точнее его проект, представляющий собой проект большого муниципального государства, получил широкую информационную международную поддержку. Американский журнал «Таймс» определил его одним из самых влиятельных лиц в мире, как об этом пишет газета «аль-Хайят» за 01/05/2010. Американский журнал опубликовало интервью Тони Блэра, заявившего о том, что Файяд «в течение последних трех лет работал над укреплением государственных институтов и палестинских служб безопасности, несмотря на трудности и политические препятствия. И что общественность с приветствием и признательностью оценила его заслуги».

Арабские революции и изменение баланса

Палестинские группировки с проектом двух государств, прекращение активного сопротивления, произвола служб безопасности, в частности в Рамалла, а также застоя политической арены наряду с озабоченностью Америки, заносчивостью израильских лидеров и неспособностью арабских правящих режимов, несмотря на неоднократные попытки возобновить процесс переговоров под названием примирения и урегулирования проблем, связанных с ООП, правительственных выборов и сферы безопасности.

На фоне такой действительности исламская Умма ошеломила всех последовательными революциями, которые изменили условия, подготовленные для принятия новой американской инициативы. Америка заморозила процесс урегулирования на достигнутом положении, ожидая того, к чему приведут региональные события в целом. Аналогичное положение с палестинскими властными группировками. ФАТХ и его власть в Рамалле потеряли одного из своих помощников после падения режима Мубарака и ухода с политической арены Амра Сулеймана. Что касается ХАМАС, то с одной стороны он ощущает преподнятое настроение после выборов в Тунисе и Египте, где победу одержали его единомышленники по организации «Ихван», а именно движение «ан-Нахда» в Тунисе и «Партия свободы и справедливости» в Египте. С другой стороны ХАМАС переживает определенный кризис из-за своей неоднозначной и шаткой позиции в отношении сирийской революции.

По всей видимости, такая атмосфера заставила различные палестинские стороны закрыть глаза на причины, вызвавшие боль и страдания этого народа и саму эту проблему. Они принялись вносить поправки и объединяться вокруг структуры ООП. Как иначе, ведь стратегический политический вектор этих групп не переступал границы американского проекта, предусматривающего установление двух государств для израильтян и палестинцев на палестинской земле. Поэтому сегодня ведутся разговоры об объединении различных группировок и течений, в том числе ХАМАС и Исламского джихада в рамках ООП для оказания искусственного дыхания мертвому телу организации. Сегодня спустя год после начала революций можно заметить, что политическая позиция относительно Палестинской проблемы приобрела следующие особенности:

На международном уровне:

Карты Палестинской проблемы по-прежнему лежат на столе у Америки под стопкой многочисленных международных дел. Все попытки привести дело в движение через инсценированную битву, которую развернул глава палестинской администрации в ООН, -  не что иное, как спектакль. Более того Америка в этом году переживает предвыборную атмосферу, что делает её хромой уткой, а это, конечно, приведет к замораживанию ситуации на палестинской арене без всяких существенных изменений на международной арене. В частности, если учесть, что все сложные вопросы, которые беспокоят Америку, находятся в подвешенном состоянии. Также не наблюдаются предпосылки того, что Европе удастся пересмотреть некоторые вопросы, самыми актуальными из которых являются вопросы, связанные с Арабской весной. Поскольку арабские страны служат наиважнейшей ареной американо-европейской геополитической схватки.

На арабском и региональном уровне:

По сей день эти революции не привели к фундаментальному изменению в балансе сил и в отношениях ближневосточных государств с израильской оккупацией. Напротив, все позорные соглашения с этим захватническим образованием были утверждены. Как и не изменили египтяне штурм израильского посольства в Каире, протесты перед израильским посольством в Аммане и подрыв египетско-израильского газопровода. Высший военный совет Египта продолжает молчать в отношении преступлений израильской оккупации. Король Иордании вновь проявил активность, дабы вдохновить переговорный процесс. Он собрал палестинские и израильские стороны с представителями международного квартета в Аммане в безуспешной попытке изменить ход событий.

Злая шутка воплотилась в позициях исламских движений, которые приняли курс угождения Западу и его спокойствию относительно его интересов и признания этого незаконного образования (так или иначе) посредством соблюдения соглашений, подписанных с ним. Эти движения не воспользовались революциями и своей победой на выборах, чтобы пересмотреть отношение с израильтянами с позиции состояния войны с оккупантом, присутствие которого не приемлет Умма, особенно, если учесть то, что Умма не признает территорию их образования. Напротив, лидеры этих исламских движений в Египте сделали неоднократные заверения относительно соблюдения ими Кэмп-Дэвидского соглашения. Это в свою очередь успокоило лидеров израильской оккупации по поводу обозримого будущего новой политической системы в Египте. Что касается Сирии, то ситуация критическая, что может изменить расклад сил. Поэтому лидеры израильтян  выразили свои опасения относительно ситуации в Сирии, как об этом заявил Эхуд Барак. Это, конечно, изобличает логику правительственного «противостояния» в Сирии.

На уровне палестинских группировок:

Вместо того, чтобы искры арабских революций разожгли настроение для джихада, вместо того, чтобы призвать лидеров повстанческих отрядов к возложению ответственности за освобождение Палестины на новые режимы, образовавшиеся в результате революции, ФАТХ и ХАМАС и другие движения принялись к мирному народному сопротивлению, о котором все чаще начали говорить после встречи Аббаса с Машаалем в Каире. Так палестинские группировки продолжили свою бесполезную деятельность под старым пресловутым названием «примирение», отвлекая людей урегулированием внутренней ситуации и вопросами выборов в правительство и организацию от новых реалий на международной арене и от осознания сегодняшнего пост-революционного состояния Уммы.
 
Таким образом, Палестинская проблема на уровне палестинских группировок застряла в туннелях палестинского диалога и в стопке старых дел, связанных с формированием комитетов и разговорами об «организации», «правительстве», «службах безопасности» и «выборах». Кризис формирования нового правительства не решается по причине соперничества и столкновения личных и партийных интересов, наряду с оспариванием квот и присваиванием успехов борьбы, подсчитывая количество мучеников, погибших при сопротивлении с еврейской оккупации.

В заключение стоит отметить, что сегодня от каждого мусульманина требуется поддерживать революции, которые свергают правящие арабские режимы (стоящие на защите еврейского образования). Затем следует необходимо связать палестинскую проблему со всей Уммой и с её государством, установление которого ожидается на руинах нынешних режимов. Именно это государство устранит господство правителей, чтобы Умма преступила к исполнению своего долга джихада и ликвидации израильского государства при помощи военной силы, а не блокадой его посредством политических игр, направленных на возвращение менее 18 процентов палестинских земель. Именно такая деятельность будет результативной и шариатской, за которую Аллах вознаградит. Хватит идти на поводу у империалистических сверхдержав! Довольно кощунства и неправильности!

Д-р Махир аль-Джаабари