Из плодов исламской доктрины — хорошее правление и повиновение

В словаре аль-Муъджам аль-Васыт приводится الطاعـــة — повиновение и согласие. И есть мнение, что оно бывает только по приказу. Говорится: اللّهم لا تطيعنّ بي شامتاً т.е. не делай того, чего хочет он и желает. Говорится: طاعه — подчинился ему. Или الطوع. Говорится: هو طوع يَدِكَ — подчинен тебе. المُطاوعُ — подчиняющийся и соглашающийся. المطواع — это тот, кто торопится повиноваться. المُطَّوَّعُ — подчиняющийся.

Говорится в Коране:

الَّذِينَ يَلْمِزُونَ الْمُطَّوِّعِينَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ فِي الصَّدَقَاتِ وَالَّذِينَ لَا يَجِدُونَ إِلَّا جُهْدَهُمْ فَيَسْخَرُونَ مِنْهُمْ ۙ سَخِرَ اللَّـهُ مِنْهُمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ ﴿٧٩﴾

«Они поносят тех, кто раздает добровольные пожертвования» (9:79).

То есть добровольно жертвуют для джихада. الطَيِّعُ — подчиняющийся. Все эти словообразования глагола طاع يطيع طاعة в словаре означают: согласие, утверждение, повиновение, подчинение, преданность, уважение, следование и искренность. Его основой является повиновение приказам правителя. А это случается тогда, когда есть объект для повиновения, как повиновение сына своему отцу в исполнении какого-либо приказа. Амир — это тот, кто дает определенный приказ. А المطيع — это исполняющий приказ амира. Но исполнение здесь связано с пониманием подчинения и согласия с руководителем. В то время когда исполняющий исполняет приказ амира, он является подчиняющимся и всегда спокойным. Напротив, он даже желает исполнения. Смысл весь заключается в согласии, довольстве, подчинении и выражении спокойствия в отношении приказа амира. Суть в слиянии поведения подчиненного с понятиями о повиновении. Следовательно, каждый подчиняющийся имеет приказ, но не каждый имеющий приказ подчиняющийся.

Повиновение бывает в отношении определенного субъекта. Поэтому нет повиновения субъекту без наличия характеристики правления, и нет повиновения приказу без наличия приказывающей стороны. Приказ и приказывающая сторона — необходимые условия. Поэтому она была названа повелевающей стороной, потому что повиновение приказу бывает изначально. И поскольку приказ исходит только от определенной стороны, поэтому повиновение является подразумеваемым с точки зрения того, что основа повиновения подтверждается с подтверждением выносимого приказа. Слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Нет повиновения созданному в ослушании Творца», — указывают на то, что основа повиновения должна быть к Творцу, и что повиновение амиру, который подчиняется Творцу — есть подчинение Творцу. И даже ослушание амира, который ослушивается Творца — есть повиновение Творцу. Суть повиновения — приказ Творца.

Передается от Абдуллы ибн Амра ибн аль-Аса, что он слышал как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто дал байат какому-либо имаму (халифу) рукой и сердцем, то пусть подчиняется ему, насколько это в его силах. Если появится другой халиф и начнёт оспаривать власть у первого халифа, то отрубите ему голову». Слово «рукой» в этом хадисе указывает на довольство и согласие.

Также в хадисе приводится слово «сердцем», что указывает на то, что повиновение, в основе, должно исходить от любви. И повиновение не должно быть в виде принуждения. И как сказал поэт:

Ослушаешься ли ты Господа, в то время как утверждаешь о своей любви к Нему?

 

Клянусь жизнью своей, это позорно в сравнении.

 

Если ты был бы правдивым в своей любви к Нему, то не ослушался бы Его,

 

Ибо любящий проявляет покорность любимому.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщает, что повиновение должно быть согласно возможности, ибо оно не имеет места вместе с слабостью выполнения приказа. Передали Бухари и Муслим от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен ими Аллах), что он сказал: «Когда мы давали присягу Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на послушание и повиновение, он говорил нам: «Говорите в том, в чем смогу». Передал Бухари от Джарира ибн Абдуллы, что он сказал: «Я дал присягу Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на послушание и повиновение, но он приказал мне сказать: в том, в чем смогу и давать совет каждому мусульманину».

Повиновение должно быть одному человеку. А если придет другой, оспаривая первого, то нужно его уничтожить. Правильный взгляд на амира показывает, что это необходимость, и будет ошибкой смешивать это с пониманием диктаторства и тирании. В основе, амир должен приказывать только то, что пригодно подопечным и его приказ является милостью и благом для подопечных. Как мы говорим, что женщина — это, в основе, мать и домохозяйка. Если основа в правлении — это хорошее управление делами, то каким образом восстает этот подданный против правителя (ошибка в понимании здесь кроется в основной мысли)? Посильный приказ характеризуется принятием и согласием, и из этого вытекает удовлетворенность, счастье и спокойствие. Приводится от ансаров, что когда они встречали Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине, они говорили: «Ясная луна взошла над нами… Пришедший с повиновением повиноваться». Это указывает на то, что они с нетерпением ждали это дело, в котором крылось полное и всеохватывающее решение.

Амир, которому повинуются, приказывает то, что могут выполнить. Повинующиеся подчиняются и хвалят амира, потому что он дал такой приказ, который признан подданными. Основа в амире — это когда он приказывает и управляет подданными по их просьбе. Подданный сам назначает себе амира, поэтому тот не может управлять подданными, узурпируя и захватывая власть. Иначе нет реальности назначения амира, если амир силой захватил власть. Тогда это не называется назначением амира с точки зрения уполномочивания управлением делами людей.

Взгляд Ислама на амира отличается от капиталистического и социалистического взгляда. Мусульманин подчиняется своему амиру, оправдывает его и просит у Аллаха для него блага. А капиталист и социалист упрекает своего правителя, стремится избавиться от его тирании и таит в себе чувства гнева и ненависти. Например, выплата закята. Мусульманин выплачивает закят из-за боязни Аллаха, несмотря на отсутствие исламского государства, которое собирает его. В то время как люди избегают выплаты налогов различными способами, не имея никаких чувств о необходимости его выплаты.

Они даже отказываются от его выплаты. Понятие о повиновении является убеждением, построенным на определенной идейной основе. Оно является плодом интеллектуального руководства, подчеркивающего твердость понятия, вытекающего из убежденности опыта и зрелости. Над группой людей должен быть один амир, иначе жизнь остановится. И неправильно назначать двух амиров, ибо между ними возникнут разногласия в понимании, мнении и решении. Поэтому погибнет система, и разногласие, разрозненность и анархия станут всеохватывающими. И будет господствовать закон джунглей, где сильный будет поедать слабого. Сущность повиновения является понятием, олицетворенным в уме и результатом мыслительного ощущения. Вера в это является категоричной и сопровождается идейным ощущением, ведущим к высокому поступку.

Это указывает на то, что это понятие является твердым убеждением подобно дереву, корни которого находятся в умах. Это убеждение, у которого есть убедившие разум рациональные предпосылки. Основа идеи повиновения — это основная идея. Она несет в себе повиновение со всеми вытекающими следствиями, как соблюдение и подчинение. Идея отделения религии от жизни навязывает своим последователям понятие неподчинения религии, так как она, по их убеждению, не имеет никакого отношения к жизни. Идея материализма навязывает своим последователям понятие отрицания наличия творца, считая материю вечной и основой мысли. А мысль о том, что человек, жизнь, Вселенная созданы Творцом повелевает своим последователям в этой жизни придерживаться приказов и запретов Аллаха. Их величие в том, что они являются рабами Творца. Их поклонение является убеждением в необходимости повиноваться Создателю во всех делах. Следовательно, основная мысль несет в себе повиновение и покорность, а иначе она не была бы интеллектуальной основой.

Опорой основной мысли служит то, что из неё вытекает метод, содержащий приказы амира. И реальность веры в Творца означает повиновение Творцу во всем, чтобы жить настоящей жизнью, и благодаря повиновению надеяться на Его довольство и спасение от Его гнева. Подчинение Всевышнему включает в себя подчинение Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), подчинение посланнику Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и подчинение правителю, правящему по законам Аллаха. Необходимость подчиняться амиру подтверждается Кораном и Сунной. Сказал Аллах:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّـهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ ۖ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّـهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّـهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ۚ ذَٰلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا ﴿٥٩﴾

 «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59).

Передали Бухари и Муслим от Абу Хурайры, что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто повинуется мне, тот повинуется Аллаху. Кто ослушается меня, тот ослушается Аллаха. Кто повинуется своему предводителю, тот повинуется мне. Кто ослушается предводителя, тот ослушается меня». В другом риваяте: «Кто подчинился моему предводителю, тот подчинился мне. Кто ослушался моего предводителя, тот ослушался меня» (Бухари и Муслим).

Слово предводитель охватывает в хадисе правителя и не правителя. Приводится очень много аятов и хадисов, приказывающих повиноваться и побуждающих к этому, дабы повиновение у мусульман стало неотъемлемым качеством, потому что повиновение является основным делом для сохранения государственной целостности и Уммы. А без повиновения распространится анархия и разрушится государственный строй. Передал Бухари от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто увидит в своем амире что-то ненавистное ему, пусть проявляет терпение. Воистину, тот, кто отойдет на пядь от группы и умрет — умрет смертью времен невежества».

От Хузайфы ибн аль-Йамана передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Слушайся и повинуйся своему амиру. Даже если тебя отхлестают по спине и заберут твое имущество, слушайся и повинуйся» (Муслим). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркнул необходимость повиноваться амирам и даже посчитал того, кто выйдет на пядь из группы, вышедшим из лона Ислама пока не вернется. И сказал, что тот, кто выйдет из повиновения, встретит Аллаха в Судный день без какого-либо оправдания (согласно тому, что передает Муслим и аль-Хаким от Ибн Умара).

И поскольку основа в повиновении это приказ Аллаха, поэтому правитель, управляющий делами, тоже подчиняется приказам Аллаха. Следовательно, правитель подчиняется Аллаху и подданный тоже подчиняется Аллаху. Поэтому мы прольем свет на реальность амира (правителя).

Основой имара (правления) является наставление на благо и праведность. Даже если, в сущности, приказ (амр) содержит в себе возвышенность, это не означает высокомерие. Напротив, возвышенность здесь означает серьезность и важность дела. Строгость повелителя и возложение на него правления, которое, по сути, означает лидерство и управление, обязывает следовать и подчиняться ему. Если же оно несет в себе высокомерие, гордость и возвышенность, то это означает, что повелитель отошел от управления. Подданный может отойти от приказа и восстать, и может проявиться эгоизм правителя. Поэтому идея должна изначально воплотиться в самом правителе. Он должен понимать, что на него возложено дело, которое он должен выполнить, ибо он будет спрошен. Поэтому пусть страшится, если он проявит упущение. Аллах сказал:

 وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ فَلَا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئًا ۖ وَإِن كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ أَتَيْنَا بِهَا ۗ وَكَفَىٰ بِنَا حَاسِبِينَ ﴿٤٧﴾

«В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет!» (21:47)

Приказ отличается от запрета с точки зрения требования выполнения действия. Запрет несет в себе порицание, угрозу и устрашение. Согласно реальности выражается метод Корана в угрозе и устрашении того, кто отрицает истину и не верит в неё. Например, слова Аллаха:

 ثُمَّ أَنتُمْ هَـٰؤُلَاءِ تَقْتُلُونَ أَنفُسَكُمْ وَتُخْرِجُونَ فَرِيقًا مِّنكُم مِّن دِيَارِهِمْ تَظَاهَرُونَ عَلَيْهِم بِالْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَإِن يَأْتُوكُمْ أُسَارَىٰ تُفَادُوهُمْ وَهُوَ مُحَرَّمٌ عَلَيْكُمْ إِخْرَاجُهُمْ ۚ أَفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْضٍ ۚ فَمَا جَزَاءُ مَن يَفْعَلُ ذَٰلِكَ مِنكُمْ إِلَّا خِزْيٌ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا ۖ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يُرَدُّونَ إِلَىٰ أَشَدِّ الْعَذَابِ ۗ وَمَا اللَّـهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ ﴿٨٥﴾  

«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете» (2:85).

Относительно легкого упрека можно привести слова Аллаха:

عَبَسَ وَتَوَلَّىٰ ﴿١﴾ أَن جَاءَهُ الْأَعْمَىٰ ﴿٢﴾ وَمَا يُدْرِيكَ لَعَلَّهُ يَزَّكَّىٰ ﴿٣﴾ أَوْ يَذَّكَّرُ فَتَنفَعَهُ الذِّكْرَىٰ ﴿٤﴾

«Он нахмурился и отвернулся, потому что к нему подошел слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он бы очистился или помянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу» (80:1-4).

Поэтому, исходя из благого нрава и хорошего отношения, мусульманин должен повелевать своему брату в виде наставления, как этому учит нас Коран в своих аятах, где Аллах говорит:

 يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَوْمٌ مِّن قَوْمٍ عَسَىٰ أَن يَكُونُوا خَيْرًا مِّنْهُمْ وَلَا نِسَاءٌ مِّن نِّسَاءٍ عَسَىٰ أَن يَكُنَّ خَيْرًا مِّنْهُنَّ ۖ وَلَا تَلْمِزُوا أَنفُسَكُمْ وَلَا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ ۖ بِئْسَ الِاسْمُ الْفُسُوقُ بَعْدَ الْإِيمَانِ ۚ وَمَن لَّمْ يَتُبْ فَأُولَـٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ ﴿١١﴾  

 «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (49:11).

И сказал Аллах:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَن تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَىٰ مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ ﴿٦﴾

 «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (49:6).

Передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшие из ваших имамов те, которых вы любите, и которые любят вас, которых благословляете вы, и которые благословляют вас. А худшие из ваших имамов те, которых ненавидите вы, и которые ненавидят вас, которых проклинаете вы, и которые проклинают вас» (Муслим). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) начал с упоминания любви подданного в отношении амира, потому что он назначил его амиром над собой. И бросил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклятого амира, охарактеризовав его как зло.

В основе, амир не должен посягать на подданных и основа повиновения это приказ Аллаха, и оно (повиновение) должно строиться на любви и милосердии между амиром и подданным, которые любят друг друга ради Аллаха. Поэтому приказ амира не должен быть принуждением. И он не должен заставлять повиноваться палкой или мечом, которыми он бьет подданного. Правление это следование по добру, и оно не означает проявление высокомерия над подданным. Сказал Аллах:

 فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللَّـهِ لِنتَ لَهُمْ ۖ وَلَوْ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ ۖ فَاعْفُ عَنْهُمْ وَاسْتَغْفِرْ لَهُمْ وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ ۖ فَإِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّـهِ ۚ إِنَّ اللَّـهَ يُحِبُّ الْمُتَوَكِّلِينَ ﴿١٥٩﴾

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (3:159).

Это указывает на то, что приказ, в основе, является милостью от Аллаха. По сути, амир должен быть милосердным и мягким. В сущности, доктрина является источником и судьей.

Аллах сказал:

مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّـهَ ۖ وَمَن تَوَلَّىٰ فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا ﴿٨٠﴾

«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80).

 И сказал Аллах:

 وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ ﴿١٠٧﴾

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).

Повиновение увеличивает близость и усиливает любовь между амиром и подданным, и устраняет ненависть между ними. А также устраняет такое понимание, как победитель и побежденный, как стадо овец и эгоизм, где каждый сам должен одержать победу. Сказал Аллах:

 الَّذِينَ آمَنُوا وَلَمْ يَلْبِسُوا إِيمَانَهُم بِظُلْمٍ أُولَـٰئِكَ لَهُمُ الْأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ ﴿٨٢﴾

«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем» (6:82).

То есть, они уверовали в Аллаха и Его Посланника, и поступали в соответствии с Его Шариатом, не обрекая свою веру в несправедливость. Таковым гарантировано спокойствие и благополучие, и достижение правильного пути.

Нарциссизм (исключительная самовлюбленность) заставляет амира бахвалиться между правителями, и его правление не будет ради лика Аллаха. Оно будет смешано с самовлюбленностью, и амир впадет в болото высокомерия вместо того, чтобы направлять и давать советы. Тирания порицается в нашем Шариате, а совет восхваляется нашим Создателем. Я вспоминаю аль-Хаджаджа, которому не помогло множество его завоеваний во время правления, и они не оправдали его плохое отношение к подданным. Аль-Хаджадж ибн Юсуф преступил, несмотря на ясность исламской идеи у него. Он был знатоком шариатских законов, ораторского искусства и поэзии, что даже сказал в конце своей жизни:

О Аллах, враги поклялись и усердствовали в том,

 

Что я человек из числа обитателей огня.

 

Неужели они клянутся вслепую? Горе им.

 

Что им известно о щедрости в прощении Прощающего.

Аль-Хаджадж открыл все двери джихада. Большая часть завоеваний была в период его правления. Но расширение им исламских территорий не оправдало его преступлений против людей и плохое претворение идеологии. Основой управления является хорошее отношение, управление делами людей и любовь правителя к подданным. Исламские завоевания сближают завоевателя и людей на завоеванных территориях. Что касается колониализма, то он отдаляет победителя и побежденного, в то время как мусульманин-завоеватель управляет делами, завоевывает сердца и распространяет благо, дабы охватить им весь мир.

Любовь выделяется тем, что является проявлением инстинкта самосохранения. Если она не будет связана с правильными понятиями, то это заставит амира проявлять тиранию. И вместо того, чтобы возвышать идеологию, он будет прикрываться ею, чтобы стать хозяином подданных, заставляя их повиноваться ему. Отец не должен возвышаться над детьми, также правитель над подданными. Возвышенность и высокомерие истребляют любовь, пусть даже частично. Это считается недостатком мусульманина в личностных качествах в управлении делами людей. Изначально повиновение повинующегося происходит из-за приказа Аллаха.

Если говорить о погрешностях в личности и пороках в доктрине, то это вовсе не означает, что доктрина мусульманина порочна. Напротив, это разъяснение слабых сторон человека, который может ошибаться потому, что он не ангел. Он должен торопиться покаяться и стремиться приблизиться к Аллаху.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отказал Абу Зарру аль-Гаффари (да будет доволен им Аллах), когда тот попросил назначить его правителем. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Поистине, ты слабый раб». И он (да будет доволен им Аллах) осознал эту мысль, ибо он не справился бы с этой обязанностью; она ослабила бы его, и он был бы спрошен за это в Судный день. Он не опечалился из-за решения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он осознал, что его решение — это милость. А в милости кроется любовь и спокойствие. Это не остановило Абу Зарра от того, чтобы нести идеологию как идею и метод. Он понес доктрину и то, что вытекает из неё, что даже Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) радовался этому. Он не просил у него этого обязательства из-за любви к господству или для удовлетворения эго своей души. Напротив, он хотел приблизиться к Аллаху.

Приводит аль-Хаким в «аль-Мустадрак» и сказал, что хадис сахих.

А также Ибн Абдуль Бирр в «ат-Тамхид» от Джабира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Предводитель шахидов — Хамза ибн Абдульмуталлиб и мужчина, который встал пред преступным имамом, запрещал ему и повелевал, а тот убил его». Приводит ат-Табарани в «аль-Авсат» от Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Господин шахидов в Судный день — Хамза ибн Абдульмуталлиб, и мужчина, который встал пред преступным имамом, запрещал ему и повелевал, а тот убил его».

Непринятие им совета это и есть одно из проявлений несправедливости. Мы просим Аллаха, чтобы Он причислил нас к тем, кто прислушивается к словам и следует наилучшим из них. Совет — это слово истины и подчинение. Кто отходит от этого, тот утрачивает право правления и должность.

Первые мусульмане знали свое право относительно совета и выражения мнения. Сподвижник аль-Хабаб ибн аль-Мунзир (да будет доволен им Аллах) в сражении при Бадре выразил свое мнение, которое в корне противоречило мнению Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И он выразил его, не боясь того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) может запретить ему оспаривать его мнение: «О Посланник Аллаха! Эта позиция, которую ты занял, является откровением от Аллаха и мы не должны ослушаться или же это мнение, война и хитрость?». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел на него заботливым взглядом, а тот побуждал его выразить свое мнение публично перед всеми мусульманами: «Нет, это война, мнение и хитрость».

Аль-Хабаб сказал свое слово после того, как понял, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждает его сказать свое мнение. Какие смелые слова в присутствии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Аль-Хабаб мог это сказать в более мягкой форме или сказать на ухо Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но он сказал во всеуслышание свои острые слова: «Это неправильная позиция». Затем он сказал, продолжая выражать свое мнение: «Вставай вместе с людьми и нужно приблизиться к воде, а затем нужно закопать другие колодцы. А затем мы построим бассейн, который заполним водой, и только потом мы будем сражаться с ними, причем будем пить только мы, а они нет». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мог оставить мнение аль-Хабаба, но он сразу встал и занял то место, на которое указал аль-Хабаб.

 А вот речь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), халифа Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда стал правителем: «Помогите мне, если буду делать что-то правильно. И исправьте меня, если буду ошибаться. И подчиняйтесь мне, пока я буду подчиняться Аллаху и Его Посланнику».

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто увидит во мне кривизну, пусть выровняет её». Некий мужчина сказал Умару: «Бойся Аллаха, о Умар». Один из присутствующих ответил: «Ты говоришь такое повелителю правоверных?». Однако Умар осудил его за эти слова, сказав: «Нет блага в вас, если вы не будете говорить это, и нет блага в нас, если мы не будем слышать это».

Подданный может увидеть кривизну в приказе правителя, которую может тот не углядеть. И подданный сделает ему наставление и выразит свое мнение. Но если правитель возгордится и станет отрицать свою ошибку, то, тем самым, он отклонится от истины. В основе, он человек и не безгрешен. А если он станет оправдывать себя, то, тем самым, впадет в несправедливость. Признание правителем того, что он может ошибаться обязывает его принимать советы и исправления. Проявление высокомерия в вопросе совета указывает на погрешности в доктрине. Самооправдание, лесть и откладывание дел являются дверьми проникновения для шайтана. Да упаси нас Аллах!

Я возвращаюсь к словам Абу Бакра: «Помогите мне», — что указывает на сотрудничество в благе. А непринятие совета и побуждения к благому является инстинктивным проявлением любви к господству.

Передается что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) однажды позвал людей, взошел на минбар и сказал им: «Вы помните Умара, когда он пас верблюдов такого-то человека в тех-то ущельях?». Люди удивленно спросили: «Почему ты говоришь это, о повелитель правоверных?». Он ответил: «Я почувствовал в себе немного восхищенности собой и хотел наказать себя». Затем он спросил: «Что вы сделаете со мной, если я склонюсь головой вот так?». Один из мусульман сказал: «Мы сделаем тебе острием меча вот так». На его прекрасное правление и скромность указывают и эти его прекрасные слова: «Права женщина и ошибся Умар». И его слова (да будет доволен им Аллах): «Да смилуется Аллах над человеком, указавшим на мои ошибки». Он осознавал хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Религия — это совет».

Передается, что Умар ибн аль-Хаттаб поднялся на минбар на ту ступень, на которой стоял Абу Бакр, воздал хвалу Аллаху, произнес благословение Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), упомянул Абу Бакра и его достоинства, а затем сказал: «О люди, я только один из вас». Затем он поднял взор на небеса и стал произносить: «О Аллах, я грубый, сделай же меня мягким! О Аллах, я слабый, сделай меня сильным! О Аллах, я скупой, сделай меня щедрым!». Затем, сделав паузу, сказал: «Аллах испытал вас мною, а меня вами».

Приводятся в истории слова Абу Убайды, когда он горевал из-за отстранения Халида. Он сказал: «Я не хочу власти в этой жизни, и не для неё я работаю. То, что ты видишь, исчезнет. А мы с тобой братья и выполняющие приказ Аллаха. Нет вреда человеку от того, что над ним будет назначен руководителем его брат в религии и жизни. Напротив, правитель знает, что он ближе к смуте и ошибке, если только Аллах не убережет его от этого». Когда Абу Убайда потребовал от Халида исполнить военную задачу под его командованием, Халид сказал ему: «Я сделаю это по воле Аллаха, я только ожидал твоего приказа». Абу Убайда сказал: «Я постеснялся тебя, о отец Сулеймана». Халид ответил: «Клянусь Аллахом, если бы моим амиром назначили бы ребенка, то я бы подчинился ему».

Этот ответ указывает на богобоязненность, зрелость и искренность к Всевышнему Аллаху. Они примеры для всех мужчин и звезды, которые осветились светом Ислама и которые освещают путь. Они примеры для мусульман этого времени. Мы просим Аллаха, чтобы Он сделал нас подобными им и даровал нам искренность как у них. Их управление делами не было звонким словом. Но оно было непоколебимым убеждением в умах. Если Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) описал людей, уверовавших в него перед концом света, что они его любимцы, то душа ликует от того, что это весть от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и мусульмане должны прекратить стремиться к скоротечным усладам этой жизни.

Любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и стремление быть его любимцем требует следования ему. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Слушайтесь и повинуйтесь, если даже над вами будет назначен правителем эфиопский раб, голова которого как изюмина». Передал Бухари.

Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) поднялся на минбар и сказал: «О люди, слушайтесь и повинуйтесь!». Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Нет послушания на нас тебе сегодня и нет повиновения, о Умар!». Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: «Почему?!». Сальман ответил: «Пока ты не скажешь нам, откуда у тебя это покрывало, которым ты завернулся. Ты высокий человек и тебе недостаточно одного того материала, который получили остальные мусульмане!». Когда Умар (да будет доволен им Аллах) разъяснил, что покрывало, которым он покрылся, принадлежит ему и его сыну Абдуллаху, Сальман тогда сказал: «Теперь слушаемся и повинуемся».

Совет является правом подданных над правителем. И безразличие Исламского государства к аппарату Маджлис уль-Умма после праведного Халифата было одной из причин ослабевания и плохого претворения Ислама. Отнятие права отчета у Уммы и совета считается определенным высокомерием. И в этом кроется ослабевание и унижение подданного, и возвеличивание реальности плохого правления. Отказ правителя от совета подданного и есть умаление и презрение мнения подданного. В вышеприведенном хадисе было предостережение от правителей, ненавидящих своих подданных. И они характеризовались как зло. Исламское государство претворяет Шариат на основе сотрудничества между государством и Уммой и на основе того, что несет это сотрудничество в виде совета.

Даже если совет является рекомендуемым, все же этому нужно следовать, а не отказываться. Мусульманин нуждается в вознаграждении за это, а правитель будет спрошен за правление. Приказ Аллаха является ответственностью всех: как правителя, так и подданного. Ответственность правителя перед Аллахом намного больше, чем ответственность подданного. Подобает ли правителю, повинующемуся своему Господу, угнетать подданного, раба его Творца?

Мы не собираемся здесь проливать свет на закон совета с точки зрения того, что он является обязательным в определенных случаях и рекомендуемым в других случаях. Вопрос был изучен с точки зрения доктрины, а не закона. Если мы посмотрим на период монархии, то увидим, что Ислам был претворен практически и что мусульмане не претворяли другие законы с эпохи Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вплоть до распада Османского Халифата. И не было такого, чтобы какой-то народ, который исповедовал Ислам, отошел от него. Напротив, плохое претворение было в период монархии, то есть после праведного Халифата.

Среди причин плохого претворения Ислама было пренебрежение аппаратом Маджлис уль-Умма, то есть пренебрежение правителями учета мнения исходя из плоскости отрицания правителем права подданных над ним. Приводится в хадисе, переданном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Семерых Аллах накроет своей тенью в тот день, когда не будет тени иной, кроме Его тени. Среди них — справедливый правитель». Я прошу Аллаха, чтобы Он накрыл нас своей тенью в тот день, когда не будет тени иной, кроме Его тени. В завершении хочу сказать, что повиновение — один из самых важных плодов исламской доктрины.

Осман ибн Разакъ — Тунис