Проблема глобального потепления — естественный результат претворения капиталистической системы, и исламский взгляд на эту проблему

Алчное использование человеком богатств и природных ресурсов, которые Всевышний Аллах подчинил человеку на этой земле, привело к огромному ущербу для окружающей природной среды. Природная среда — это термин, подразумевающий совокупность всей живой и неживой природы, которые существуют или происходят естественным образом на земле или на ее отдельной части. Западные страны и компании, непосредственно или косвенно, погубили леса и реки, уничтожили многих животных, некоторые из которых оказались под угрозой полного исчезновения, что явилось причиной возникновения различных организаций по защите животных.

То же самое касается среды обитания человека. Миллионы тонн токсичных отходов, отправленных из западных промышленных стран, в так называемые «страны третьего мира», привели там к загрязнению земель, рек и морей. Большую часть этих токсичных отходов составляют батареи и тяжелый свинец, которые оказывают непосредственное влияние на нервную систему человека. Как следствие у населения в этих странах появилось множество серьезных заболеваний.

Таково состояние с окружающей средой в целом. Но в последние десятилетия стал обращать на себя огромное внимание один вопрос, связанный с окружающей средой, и это явление изменения климата в результате глобального потепления. Огромное внимание к этому вопросу объясняется тем, что последствия данного явления затрагивают весь мир, и ни одно государство или регион не смогут сохраниться от этого. Возник общемировой интерес к этому вопросу, стали проходить научные конференции, международные форумы и встречи на высшем уровне, чтобы обсуждать причины данной проблемы, пути ее решения и вклад стран мира в противодействии изменению климата. Организаторы таких встреч стремились разработать международные соглашения, содержащие в себе обязательства согласно тому, что они видят в качестве решения проблемы климата и противодействия ее причинам.

Глобальным потеплением называют явление повышения температуры земли выше ее естественной нормы. Данное повышение температуры является результатом выброса способствующих этому парниковых газов. К этим газам относятся газ CO2 (углекислый газ) (39%), водяной пар (55%) и тепловые газы (6%): фтористые газы (HFC: Hydrofluocarbures, PFC: Perfluocarbures, SF6: Hexafluorure de soufre), метан (CH4), азот (N2O) и озон (O3). Степень влияния на повышение температуры варьирует от одного газа к другому. Влияние газа измеряется по технологии, которая называется радиационным форсингом (Forçage Radiatif). Существуют газы, сила воздействия которых в тысячи раз превышает силу воздействия CO2, как например фтористые газы (в 24000 раз). Есть газы, сила воздействия которых длится на протяжении очень больших периодов, доходя до десятков тысяч лет в сравнении с газом CO2. Здесь используется так называемый потенциал глобального потепления (ПГП) (англ. Global warming potential, GWP).

Это коэффициент, определяющий степень воздействия различных парниковых газов на глобальное потепление. Эффект от выброса оценивается за определенный промежуток времени. В качестве эталонного газа, т.е. исходной величины, взят диоксид углерода (CO2), чей ПГП равен 1 единице. Эта величина определяется в 25 (ПГП) единиц для метана и в 22800 (ПГП) единиц для фтористых газов (Гексафторид серы SF6).

Последствиями такого повышения температуры климата станет таяние льдов, что приведет к повышению уровня воды в мировом океане. Это в свою очередь приведет к потоплению низменных островов и прибрежных городов, а также засухе и опустыниванию больших участков земли и вымиранию многих живых организмов.

Мы здесь не собираемся дискутировать касательно этого явления с научной точки зрения, хотя и существует потребность в такой дискуссии, ведь имеются разные мнения вокруг данного явления. Предполагая правильность самого понятия глобального потепления, разберем вопрос в четырех основных аспектах:Кто несет ответственность за это явление и за ухудшение состояния климата, в общем?

Капитализм и предлагаемые им для этого явления решения, а также степень исхода этих решений из капиталистической идеологии.

Точка зрения Ислама на отношение с природным климатом и касающиеся этого исламские законы.

Проблема окружающей среды в ее широком смысле, ​​по сути, сводится к идейным причинам и глубокому идеологическому кризису, следствием которого явилась регулярная практика, приведшая к экологическому кризису и его обострению. Мы можем утверждать, что промышленная революция, на которой лежит наибольшая доля вины за экологический дисбаланс, началась и развивалась на Западе, за которым по-прежнему сохраняется промышленное лидерство, а остальной мир следует за ним в этом. Капиталистическая идеология имеет материально-корыстную природу, а ее философия требует отделения Всевышнего Создателя от дел жизни на земле. Она провозглашает свободы, включая свободу собственности и свободу личности; определяет выгоду критерием поступков; считает, что счастье для человека состоит в получении максимально возможного личного удовольствия.

Здесь нас непосредственно интересует то, что капиталистическая идеология рассматривает экономическую проблему как относительный дефицит товаров и услуг. Исходя из такой идейной основы, предложенным решением со стороны капитализма стало увеличение производства, определив показателем экономического успеха объем национального дохода и темпы роста, не обращая внимания на воздействие всего этого на окружающую среду. Так, крупные компании стали вычерпывать природные ресурсы и заполнять рынки огромным количеством товаров. Для сбыта этих товаров и достижения прибыли компании стали продвигать концепцию потребления в обществе. Замена людьми товаров на другие новые товары без реальной необходимости в этом стало в жизни обществ приемлемым и даже требуемым делом. Это в дополнение к тому, что существование понятия относительного дефицита в капитализме привело к существованию у них другого, не менее опасного для окружающей среды, понятия.

Это понятие заключается в необходимости постоянного предпочтения между прогрессом и экологическими вопросами, словно прогресс требует агрессии против людей, животных и окружающей нас природы. Понятие относительного дефицита означает, что потребности человека бесконечны, в то время как природные ресурсы конечны. Соответственно удовлетворение бесконечных потребностей возможно только за счет ограниченных ресурсов, без всякого внимания к распределению богатства среди членов общества, что привело к росту числа бедных людей во всем мире. Статистика из доклада Организации Объединенных Наций гласит: «На планете проживает 6 миллиардов людей, из них население развивающихся стран составляет 4,3 миллиарда, из которых около 3 миллиардов находятся за чертой бедности... Более 80% от общей прибыли прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах уходит в 20 богатых государств». При этом капитал трех самых богатых людей в мире эквивалентен ВВП (внутренний валовой продукт) 48 беднейших стран мира, а капитал 200 богатейших людей мира превышает в процентном отношении доходы 41% жителей земли вместе взятых. Исследования показывают, что, если бы эти люди выделили 1% из этого капитала, то этого хватило бы для покрытия расходов на начальное образование всех детей в развивающихся странах. В то время как 35 тысяч детей ежедневно умирают от голода и болезней, помощь, выделяемая бедным странам через ООН, меньше, чем расходы 9 развитых стран на питание для кошек и собак в течение шести дней.

Согласно сказанному прямая ответственность ложится на капиталистическую систему и ее ошибочную философию, которая навлекла беды на весь мир. И ни в коем случае нельзя соглашаться с тем, чтобы эта ответственность переходила в ответственность индивидуальную, вроде слов: не используй освежитель воздуха или не используй электричество, и так далее, поскольку сэкономленный людьми этот излишек, продается компаниями. Для разъяснения этого пункта мы должны рассмотреть решения, которые капитализм образовал для проблемы такого масштаба. Говоря такого масштаба, я хотел бы процитировать слова главы суданской делегации на конференции в Копенгагене в ответ на предлагаемую помощь развивающимся странам, где он сказал: «Десять миллиардов не будет достаточно, чтобы купить гробы для граждан развивающихся стран», а также слова главы делегации Кабо-Верде на конференции в Копенгагене Антонио Ламара: «То, о чем мы ведем переговоры — это сохранение наших жизней. Некоторые из нас уже сейчас наблюдают миграцию своего народа со своих территорий».Капиталистическое решение, начиная с Киотского соглашения и заканчивая Копенгагенской конференцией, состоит из двух частей:

Первая часть. Установлена система квот для СО2, называемая «Cap and trade system», которая является неотъемлемой частью Киотского протокола и всех последующих соглашений. Согласно этой системе, государства-участники, которые сообщают об объеме выбросов CO2 в своей промышленности, обязуются сокращать сообщаемый объем выбросов в оговоренных размерах, а именно в пределах 20%. Механизм этого состоит в следующем: для существующих в этих странах компаний устанавливается лимит выбросов СО2 из общей предоставленной стране нормы. С сокращением этими компаниями выбросов СО2 за определенное время сокращаются выбросы этого газа до соблюдаемого страной объема. Компании стран, подписавших соответствующие соглашения, вправе использовать всю выделенную им квоту на выброс СО2, как и могут ограничиться меньшим количеством.

Они могут продавать неиспользованные квоты на мировом рынке другим компаниям, желающим увеличить квоты на выброс углекислого газа вследствие увеличения своего производства. Это привело к появлению СО2 на рынке как товара, цены на который определяются по принципу спроса и предложения. Механизмы системы «Кэп энд трэйд системс» выделяют права на загрязнение для наиболее загрязняющих компаний и их стран, и в этой связи бывший главный экономист Всемирного банка Николас Стерн, комментируя эту систему, говорит: «Главной опорой для торговли выбросами углекислого газа служит предоставление прав собственности тем, кто загрязняет окружающую среду, а затем разрешение им вести торговлю». Отсюда CO2 стал товаром со своим собственным рынком, известным как «рынок CO2».

Вторая часть решения заключается в механизме чистого развития (CDM), который позволяет промышленно развитым странам увеличивать свои квоты CO2 путем приобретения кредитов сокращения выбросов CO2 у развивающихся стран. Основываясь на таком понимании механизма чистого развития, компаниям и предприятиям не нужно будет уменьшать загрязнение, даже если они исчерпали свою предусмотренную долю загрязнения. Эта система применяется путем принуждения западных компаний или развивающихся стран, подписавших международное соглашение, к реализации проектов, способствующих борьбе с выбросами CO2. В соответствии с Киотским протоколом эти проекты дают дополнительные квоты кредитов CO2, где компании, получившие данные квоты в результате своей реализации таких проектов, продают эти дополнительные квоты на мировом рынке. Таким образом, вместо сокращения объема выбросов это ведет к их увеличению.

Это краткое пояснение решения, которое предлагается капитализмом для проблемы такого масштаба. Мы можем видеть, как это решение приводит к усилению монополии, к дальнейшему накоплению прибыли крупных компаний в мире. При этом надо отметить, что с самого начала этих соглашений и до сегодняшнего дня не произошло никакого снижения температуры Земли или сокращение выбросов парниковых газов, вызывающих глобальное потепление. Это однозначный признак того, что данные соглашения являются либо сами по себе неудачными либо неудачной была их реализация. Однако в обоих случаях ответственность лежит непосредственно на капиталистических странах, а не на ком-то другом.Что касается Ислама, то он не признает концепцию относительного дефицита товаров и услуг. Он требует от нас веры в то, что Всемогущий Аллах подчинил нам все, что есть на земле и обеспечил нас жизненным уделом. Он сказал:

وَفِي السَّمَاءِ رِزْقُكُمْ وَمَا تُوعَدُونَ

«На небе находится ваш удел и то, что вам обещано» (51:22),

وَالأرْضَ مَدَدْنَاهَا وَأَلْقَيْنَا فِيهَا رَوَاسِيَ وَأَنْبَتْنَا فِيهَا مِنْ كُلِّ شَيْءٍ مَوْزُونٍ

«Мы простерли землю, поместили на ней незыблемые горы и взрастили на ней в меру всякие вещи» (15:19),

إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (54:49),

هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُمْ مَا فِي الأرْضِ جَمِيعًا

«Он Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (2:29).

Поэтому Ислам считает, что экономическая проблема заключается не в относительном дефиците, а в распределении богатств. Ислам направляет свою заботу не на увеличение производства, а на борьбу с бедностью отдельных людей, на удовлетворение потребностей людей, а не на скопление богатства в руках немногих, в то время как остальные люди страдают от бедности и нищеты.

В дополнение к этому, собственность в Исламе делится на три вида:

Частная собственность: это шариатский закон, который определяется объектом или пользой. Он дает возможность владельцу объекта пользоваться им или получать за него возмещение. Право в собственности не исходит от самого объекта и не от его природы, т.е. не от его полезности или бесполезности. Оно исходит от разрешения Законодателя.

Государственная собственность: это все имущество и средства, право в которых принадлежит всем мусульман, а управление ими осуществляется в соответствии с решениями халифа и его ижтихадом. Таковыми являются доходы от налогов, поземельный налог (хараж), подушный налог (джизья) и так далее.

Общественная собственность: это разрешение Законодателя для совокупности людей участвовать в пользовании ею. Объекты общественной собственности — это те объекты, о которых Законодатель гласит, что они принадлежат обществу всех людей для их совместного пользования ими. Законодателем запрещено владение отдельными людьми объектами общественной собственности. К общественной собственности относится инфраструктура, без которой не представляется возможной жизнь общества, как вода, пастбища, источники энергии. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пастбища, вода и огонь — общие для всех мусульман» (передал Абу Дауд).

Нескончаемые месторождения полезных ископаемых: они являются общественной собственностью, а не частной или государственной собственностью. К ним относятся близкие месторождения полезных ископаемых, таких как соль, сурьма, яхонт и так далее, а также глубокие месторождения полезных ископаемых, для добычи которых необходим труд и затраты, как золото, серебро, железо, медь, свинец и так далее. Это могут быть твердые ископаемые, как кристаллы или жидкие, как нефть, ртуть.

Здесь же объекты, которые по своей природе не могут являться индивидуальной собственностью и отличаются от первой части объектов общественной собственности, как например дороги, леса, реки, моря, озера, заливы, проливы и так далее. Сюда же относятся мечети, государственные школы и больницы, игровые площадки, приюты, воздушное пространство и так далее.

Как видно окружающая среда входит в рамки общественной собственности, являясь достоянием всех мусульманам, где недопустима собственность компаний и частных лиц или их пагубное воздействие на нее, поскольку Ислам определил зло и беды на земле преступлением. Всевышний Аллах сказал:

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يُعْجِبُكَ قَوْلُهُ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيُشْهِدُ اللَّهَ عَلَى مَا فِي قَلْبِهِ وَهُوَ أَلَدُّ الْخِصَامِ. وَإِذَا تَوَلَّى سَعَى فِي الأرْضِ لِيُفْسِدَ فِيهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ وَاللَّهُ لا يُحِبُّ الْفَسَادَ.

«Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестие» (2:204–205).

Вполне ясно, что загрязнение окружающей среды является вопросом уничтожения продуктов земледелия и потомства. Ислам установил обязательность устранения вреда, и шариатские правила в этом гласят «Недопустим вред по отношению к себе и по отношению к другим», «Вред должен устраняться», «Каждая составная дозволенной вещи, который становится вредным или наносит вред, становится запрещенным, а сама вещь остается дозволенной».

Таким образом, запрещается вред в отношении общественной собственности с одной стороны, а с другой необходимо устранение вреда в силу упомянутых правил. Ислам определил механизмы применения этих решений, к которым относятся: судья мухтасиб, в сферу обязанностей которого входит устранение вреда исходящего от компаний и отдельных людей для общественной собственности. Также это судья мазалим, который занимается устранением ущерба, исходящего от государства для общественной собственности. Несомненно, окружающая среда входит именно в сферу общественной собственности. Этим механизмом Ислам сохраняет окружающую среду и устраняет вред, который потенциально могут наносить ей компании или государство. Вновь обращаю внимание на устранение вреда, а не на санкциях против виновников ущерба, ведь шариатское правило гласит «Вред должен устраняться». Возможно также и наказание виновных, если это усматривается судьей. Однако здесь положение не такое как в капиталистической системе, которая заменяет устранение вреда материальной санкцией, что в большинстве случаев приводит к сохранению вреда таким, как и прежде.

Из сказанного для нас становится понятной запретность нанесения ущерба окружающей среде в Исламе как оберегаемого права мусульман, и в случае факта возникновения вреда он должен быть устранен. Ислам не только запретил нанесение ущерба окружающей среде, но и побуждает бережно относиться к ней, установив награду для такого отношения. От Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передается хадис, в котором он говорит: «Вера состоит из более семидесяти ответвлений, высшим из которых являются слова «нет божества, кроме Аллаха», а низшим — удаление с дороги того, что причиняет вред». В книге «Сахих аль-Бухари» передаются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Один человек, шедший по дороге, увидел [на ней] ветку, покрытую колючками, и убрал ее, [за что] Аллах отблагодарил его, простив ему [его грехи]». Также Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто бы из мусульман не посеял что-то или не посадил какое-нибудь дерево, и [этот посев или плоды дерева] вкусит птица, человек, домашнее животное, зверь или любое иное животное, ему [посеявшему, посадившему] это засчитается как садака (милостыня)». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный День». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, а каково его право?». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить!».

Также Ислам дал решение понятию, которое сопутствует понятию относительного дефицита товаров и услуг, а именно — понятию потребления. Ислам запретил роскошь и рассматривает это грехом. Роскошь означает надменность и высокомерие в наслаждениях, и нет сомнений в том, что потребление в его капиталистическом понимании доходит до этого уровня.

Таким образом, мы видим, что Ислам обратился к решению проблемы окружающей среды с нескольких сторон:

Он разъяснил ошибочность понятия относительного дефицита и показал, что проблема состоит в распределении богатства, а не в его производстве;

Он обратился к проблеме нанесения ущерба окружающей среде (как общественной собственности) с позиции необходимости устранения вреда и его предотвращения;

Он ценит понятие бережного отношения к окружающей среде.

Это не говоря уже об исламском понимании потребления, где установлен особый для мусульман образ жизни. Этот образ жизни строится на том, чтобы не допускать расходов на запретное и во всем, в малом и большом, соблюдать законы Аллаха, всегда отдавать предпочтение вечному блаженству Будущей жизни перед временными благами этого мира, помня как сподвижники, да будет доволен ими Аллах, отчитывали самих себя даже в дозволенных вещах.

Таким образом, мы рассмотрели и капиталистический и исламский взгляд на экологическую проблему. Однако вопрос в том, каким будет решение? В настоящее время наблюдается высокий уровень загрязнения, и он постоянно растет, и если доверять экологическим исследованиям, весь мир стоит на краю пропасти. Необходимо быстрое и эффективное решение для этого кризиса. Со всей уверенностью могу сказать, что капитализм неспособен дать человечеству какое-то полезное решение, учитывая, что он со своим идеологическим понятием является главной причиной этого кризиса. Какое бы решение он не предложил, оно будет исходить из его доктрины и, соответственно, будет бесполезным. До сегодняшнего дня все решения по этой проблеме предлагаются именно капитализмом, и они лишь усилили безуспешность и беды.

И если мы хотим устранить проблему, мы должны устранить ее основную причину, а именно — капитализм. Без этого не будет никакого решения человеческим проблемам, в том числе и проблеме окружающей среды. Всевышний Аллах сказал:

ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُمْ بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ

«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (30:41).

Возможно также, что эта проблема слишком преувеличена наподобие свиного вируса гриппа, который, как, оказалось, был изобретением фармацевтических лабораторий с целью мошенничества со средствами людей, потому что основной момент в капиталистической системе — это свобода приобретения собственности, будь то посредством колонизации в отношении государств или мошенничества в отношении компаний.

Призывы бойкотировать товары больше воображаемы, нежели реальны. С одной стороны это просто невозможно, а с одной стороны не приведет к решению проблемы. Дело в том, что проблема не состоит в предприятиях. Она лежит в идеологической плоскости капитализма, который показал свою несостоятельность и принес беды миру, начиная с проблемы экологии и заканчивая постоянными финансовыми кризисами, и мы не знаем, какие кризисы ждут мир в дальнейшем. Достаточно лишь сказать о бедности и нищете населения мира. Известно, что для исчезновения одной системы необходима альтернативная система, которая займет ее место, а иной правильной системы, кроме исламской, в мире не существует.

Мы просим Всевышнего Аллаха даровать нам радость скорого применения этой системы, оказав милость людям, животным и растениям. Воистину Он — Творец Милостивейший, Всемогущий.

 


Профессор Абд ан-Насер Муваффак