Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.): государственный деятель, первый халиф в Исламе

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Абу аль-Му’таз Биллях аль-Ашкур

Родословная Абу Бакра

Его полное имя — Абу Бакр ас-Сиддик Абдуллах ибн Усман ибн Амир ибн Амр ибн Ка’б ибн Са’д ибн Тайм ибн Мурра ибн Ка’б ибн Лу’айй ибн Галиб ибн Фахр. В роду он пересекается с родом Посланника (с.а.с.) через Мурру ибн Ка’ба ибн Лу’аййа и через свою мать Умм аль-Хайр Сальму бинт Сахр ат-Таймия.

Жёны Абу Бакра

Кутайля бинт Абд аль-Узза из рода Бану Амир. От неё родились Абдуллах и Асма.
Умм Руман бинт Амир. От неё родились Абдуррахман и Аиша.
Асма бинт Уммайс. От неё родился Мухаммад ибн Абу Бакр.
Хабиба бинт Хариджа. От неё родилась Гульсум.

Происхождение прозвища Абу Бакра «ас-Сиддик» (Правдивейший)

Происхождение прозвища Абу Бакра «ас-Сиддик» имеет множество доказательств. «Ас-Сиддик» происходит от глагола صَدَّقَ (считать правдивым) в форме السِّكِّيت (ас-Сиккит), которая добавляет глаголу смысл постоянства, а также указывает на подтверждение слов поступками. В русском языке используется значение «Правдивейший».

Пророк (с.а.с) в следующем хадисе, который приводится в сборниках Бухари и Муслима, назвал Абу Бакра ас-Сиддиком: «Передают со слов Анаса ибн Малика, что (однажды) Пророк (с.а.с.), поднялся на Ухуд вместе с Абу Бакром, Умаром и Усманом, и (гора) под ними затряслась, Пророк же (с.а.с.) сказал: «Не двигайся, Ухуд, ибо стоят на тебе пророк, сиддик (правдивейший) и два шахида».

От матери правоверных Аиши (р.а.) передаётся: «Я спросила Посланника Аллаха (с.а.с.) об аяте:

وَٱلَّذِينَ يُؤۡتُونَ مَآ ءَاتَواْ وَّقُلُوبُهُمۡ وَجِلَةٌ أَنَّهُمۡ إِلَىٰ رَبِّهِمۡ رَٰجِعُونَ ٦٠

«Которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу» (23:60). Я спросила: «Это — те, которые пьют хамр и воруют?». Он (с.а.с.) ответил: «Нет, о дочь ас-Сиддика, это — те, кто постится, выстаивает молитвы, даёт милостыню и страшится того, что это не будет принято от них. Они пытаются опередить друг друга в благах».

Благая весть Пророка (с.а.с.) о Рае

Ат-Тирмизи вывел со слов Са’ида ибн Зейда: «Пророк будет в Раю, Абу Бакр будет в Раю, Умар будет в Раю».

Передаёт Муслим от Абу Хурайры: «Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «Кто из вас сегодня постится?». Абу Бакр (р.а.) сказал: «Я». Пророк (с.а.с.) спросил: «А кто из вас сегодня принимал участие в похоронной процессии?». Абу Бакр (р.а.) сказал: «Я». Пророк (с.а.с.) спросил: «А кто из вас сегодня накормил неимущего?». Абу Бакр (р.а.) сказал: «Я». Пророк (с.а.с.) спросил: «А кто из вас сегодня навестил больного?». Абу Бакр (р.а.) сказал: «Я». Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Любой человек (который сделает всё это) непременно войдёт в Рай».

Передают со слов Абу Хурайры (р.а.) что (однажды) посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Расходовавшего две вещи (закят и садакъа) на пути Аллаха призовут из врат Рая: «О раб Аллаха! Это − благо!». Совершавших молитвы призовут из врат молитвы, принимавших участие в джихаде призовут из врат джихада, постившихся призовут из врат «Ар-Раййан», а дававших садакъа призовут из врат садакъа». (Услышав это) Абу Бакр (р.а.) сказал: «Да станут мои родители выкупом за тебя, о Посланник Аллаха! Ни в чём не будут нуждаться те, кого призовут из этих врат, но найдутся ли такие, кого станут призывать изо всех этих врат?». Пророк (с.а.с.) сказал: «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них».

Он (с.а.с) сказал: «Кого бы я ни призывал к Исламу, они высказывали сомнения, рассуждали и колебались, за исключением Абу Бакра, который не отверг Ислам, когда я рассказал ему о нём, и не сомневался в нём».

Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «Если бы я избрал возлюбленного из числа обитателей Земли, то им был бы Абу Бакр. Посему не оставьте открытым ни один проход в мечеть, кроме прохода Абу Бакра» (комната Абу Бакра (р.а.), как и комнаты жён Пророка (с.а.с.), примыкала непосредственно к мечети).

Абу Бакр не разлучался с Пророком (с.а.с.) с момента своего принятия Ислама и до его (с.а.с.) смерти. Он не покидал его (с.а.с.) как в пути, так и в селении, кроме как с дозволения Пророка (с.а.с) выйти без него (с.а.с.) за город, в паломничество или на джихад. Абу Бакр стал свидетелем всех событий, которые переживал Посланник (с.а.с.). Абу Бакр совершил вместе с ним (с.а.с.) хиджру, оставив всё имущество и семью ради Аллаха и Его Посланника (с.а.с.). Он был с ним (с.а.с) в пещере, как на это указывают слова Аллаха:

إِلَّا تَنصُرُوهُ فَقَدۡ نَصَرَهُ ٱللَّهُ إِذۡ أَخۡرَجَهُ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ ثَانِيَ ٱثۡنَيۡنِ إِذۡ هُمَا فِي ٱلۡغَارِ إِذۡ يَقُولُ لِصَٰحِبِهِۦ لَا تَحۡزَنۡ إِنَّ ٱللَّهَ مَعَنَاۖ

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах — с нами» (09:40).

Абу Бакр был стойким возле Посланника Аллаха (с.а.с) в битвах при Хунейне и Ухуде, когда остальные бежали. Аль-Лайс ибн Сад сказал: «Ни у кого из пророков не было такого сподвижника, как Абу Бакр». Суфьян ибн Уяйна сказал: «Этот аят уберёг Абу Бакра от порицаний».

Когда между Умаром и Абу Бакром произошёл спор, Посланник (с.а.с) сказал: «Разве вы не оставите моего сподвижника?! Разве вы не оставите моего сподвижника?! Когда я говорил: «О люди, поистине, я — посланник Аллаха ко всем вам!», — вы говорили: «Ты — лжец!». А Абу Бакр говорил: «Ты говоришь истину!».

Нрав Абу Бакра

Аиша, описывая своего отца, сказала, что во времена джахилии он был известен нравом, достойным похвалы, хорошо относился к людям, воздерживался от хамра, хорошо владел генеалогией курайшитов, был успешным торговцем. Когда начался призыв Посланника (с.а.с.), Абу Бакр был одним из первых, кто принял Ислам, и он больше всех был верен призыву, не жалея ни себя, ни имущество на этом пути. Он был очень скромен, богобоязнен и милосерден. Посланник Аллаха (с.а.с.) сравнил веру Абу Бакра с верой всей Уммы.

Посланник (с.а.с) сказал: «Все, кто оказывали помощь Исламу, увидели за то вознаграждение, кроме Абу Бакра. Он оказал нам настолько огромную помощь, вознаграждение за которую воздаст сам Всевышний Аллах в День суда. Ничьё имущество более не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга (Халиля) из числа членов моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра. Однако Халилем для вас может быть только Всевышний Аллах».

Со слов Умара ибн аль-Хатаба передаётся: «Абу Бакр — наш господин, лучший из нас и наиболее любимый Пророком (с.а.с.)».

Имам Ахмад от Масрука сообщает: «Любить Абу Бакра и Умара и их достоинства — из Сунны Посланника (с.а.с.)».

Как сообщает Ибн аль-Дажузи, праведные предшественники учили своих детей любить Абу Бакра и Умара так же, как и обучали их сурам из Корана.

Так, Абу Бакр (р.а.) категорически не поклонялся идолам. Однажды он рассказал об этом сподвижникам Пророка (с.а.с.): «Я никогда не совершал земной поклон идолам. Однажды, когда я уже был близок к совершеннолетию, Абу Кухафа взял меня за руку и отвёл в комнату, где стояли идолы. Он сказал мне: «Это — твои боги». Сказав это, он оставил меня, а сам ушёл. Тогда я подошёл к идолу и сказал: «Я хочу есть, накорми же меня!». Ответа не последовало. Тогда я сказал: «Поистине, я без одежды, одень же меня!». Ответа снова не последовало. Тогда я сбросил на него большой камень, и он упал лицом вниз».

Набожность ас-Сиддика (р.а.)

Рассказывает Аиша о последних часах жизни своего отца. Абу Бакр, обратившись к членам своей семьи, сказал: «С тех пор, как мне поручили распоряжаться делами мусульман, мы не взяли у них ни одного динара и ни одного дирхема. Мы ели ту же еду, что и они, и носили такую же простую одежду, какую носят они, и нет у нас из имущества мусульман ничего, кроме этого раба-эфиопа, этого верблюда для работ по орошению и этого куска ткани. Когда я умру, отправьте все это Умару — избавьтесь от этого».

После смерти халифа его дочь Айша так и поступила. Когда гонец пришёл к Умару и сообщил о пожелании Абу Бакра, тот заплакал и сказал: «Да помилует Аллах Абу Бакра! Не достигнут его высот те, кто будет жить после него! Утомил он тех, кто будет жить после него!». Тогда Абдуррахман ибн Ауф сказал:

– Пречист Аллах, ты отбираешь у семьи Абу Бакра раба-эфиопа, верблюда для работ по орошению и этот кусок ткани стоимостью пять дирхемов?
– А что ты скажешь?
– Верни всё это его семье.
– Нет, клянусь Тем, Кто послал Мухаммада с истиной. Этого не произойдёт, пока я нахожусь у власти. В том, что я верну семье Абу Бакра эти вещи, когда к нему подошёл момент смерти, нет ничего полезного для самого Абу Бакра. Смерть ближе, чем всё это.

Война против вероотступников и уклоняющихся от выплаты закята

Как только на Аравийском полуострове стало известно о смерти Посланника (с.а.с.), практически весь полуостров отказался от Ислама, кроме Медины, Мекки, Тайфа и селения Джувата в Бахрейне. Однако Аллах даровал этой Умме ас-Сиддика, который смог подавить фитну многобожников и вероотступников. Вероотступничество на Аравийском полуострове проявилось в разных формах: был отказ от выплаты закята, был полный отказ от Ислама, были и те, кто не ограничился только выходом из Ислама, а стали воевать против тех, кто отказался это сделать, и они совершили против мусульман худшие злодеяния. Помимо этого, появились и лжепророки, самые известные из них: Мусайлима аль-Каззаб, аль-Асвад аль-Анси, Тулайха ибн Хувайлид и Саджах. Причиной вероотступничества арабов послужило их невежество в истине Посланника (с.а.с.) и в истине Пророчества: большое количество арабов вошло в Ислам в течение последних двух лет жизни Пророка (с.а.с), будучи ослеплёнными властью мусульман над всем полуостровом. Среди них были те, кто преследовал цель обогатиться имуществом и трофеями, те, кто устрашился силы мусульман, и те, кто принял Ислам не из-за богатства или страха, а из-за своих вождей.

Наконец, среди арабов бытовало мнение, которое подстрекалось врагами Ислама, о том, что Исламскому Государству придёт конец в связи с кончиной его основателя.

Несмотря на сложную обстановку, ас-Сиддик настоял на том, чтобы снарядить армию под командованием Усамы ибн Зейда на джихад против византийцев, т.к. это было завещанием Посланника (с.а.с.). Войско под командованием Усамы ибн Зейда выдвинулось в сторону Шама, где вынудило византийцев бежать. Далее армия мусульман нанесла сокрушительный удар вероотступникам, которых встретила на своём пути, и поспешила вернуться к Абу Бакру в Медину с огромным количеством трофеев. Повторный выход войска на север полуострова навёл на арабские племена страх перед мусульманами и заставил говорить о силе Исламского Государства.

Абу Бакр отказался выполнить просьбу некоторых племён принимать от них намаз, но снять с них закят. Он настоял на джихаде против всех, кто отделяет намаз от закята, а также против вероотступников. После этого Абу Бакр стал в числе первых на защиту лучезарной Медины и мечети Пророка (с.а.с.). Он призвал на помощь все племена, не вышедшие из Ислама, а также отправил вероотступникам письма, где в жёсткой форме потребовал вернуться к Исламу и пригрозил им, что вызвало страх в их сердцах.

Ас-Сиддик снарядил одновременно 11 отрядов для войны против вероотступников. Несмотря на малочисленность мусульманских отрядов, они были организованы и полны желанием биться на пути Аллаха. Халиф определил для каждого войска направление так тщательно, что они охватили весь Аравийский полуостров и не оставили ни один его уголок без контроля. С позволения Аллаха мусульмане одержали победу, и на полуострове не осталось ни одного вероотступника.

Возможно, эта великая фитна привела бы к пагубным последствиям, если бы не огромная милость Аллаха к этой Умме — ас-Сиддик. Аллах укрепил им Умму, сохранил религию и Коран, подавил мушриков и вероотступников.

Абу Хурайра рассказывает об тех критических временах: «Клянусь Тем, кроме Которого нет другого божества, если бы Абу Бакр не стал халифом, люди не поклонялись бы Аллаху!». Не стоит забывать о том, что бедствию с вероотступниками предшествовало ещё большее бедствие — за несколько дней до этого умер Посланник Аллаха (с.а.с.).

Нет сомнений в том, что беда, свалившаяся на Абу Бакра, была огромна, ведь он — самый близкий человек к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и больше всех страдал из-за разлуки с ним. Однако Аллах одарил его стойкостью, а это — огромный дар, который может заслужить только истинный верующий.

Вероотступничество на Аравийском полуострове проявилось в разных формах: был отказ от выплаты закята, был полный отказ от Ислама, были и те, кто не ограничился только выходом из Ислама, а стали воевать против тех, кто отказался это сделать, и совершили против мусульман худшие злодеяния. Помимо этого, появились и лжепророки, самые известные из них: Мусайлима аль-Каззаб, аль-Асвад аль-Анси, Тулайха ибн Хувайлид и Саджах.

Территории, открытые при жизни Абу Бакра (р.а.)

Мусульмане взяли под своё правление регионы Иордания и Палестины после полного разгрома византийцев при Бисане. Каждое селение, отказавшееся воевать с мусульманами, приняло Ислам, и весь регион перешёл под опеку Ислама, за исключением трёх городов: аль-Кудс, Акка и Хайфа, которые на тот момент ещё не приняли Ислам. Аль-Кудс имел огромные стены, мешающие взять город. Мусульмане утвердили своё господство в Иордании в течении трёх месяцев после одержанной победы в месяц Зуль-каъда до середины месяца Рабиъ уль-авваль в 14 г. хиджры.

После перехода Иордании под исламское правление мусульмане задумались над следующим этапом. Единственным городом на этом пути был Дамаск — на тот момент выполнявший роль главного укрепления византийцев. Мусульманская армия взяла путь на Дамаск и оставила аль-Кудс (называвшийся тогда «Аэлия» или «Илия»), несмотря на то, что он был местом Исра (ночного путешествия) Пророка (с.а.с.), и то, что в нём находилась мечеть аль-Акса. Необходимо обратить внимание — мусульман больше заботило дело распространения религии Аллаха на земле, несмотря на величие аль-Аксы в их сердцах. Хотя аль-Кудс на тот момент не был густонаселён, мусульмане оставили его и направились на густонаселённый и укреплённый город Дамаск — главный лагерь византийцев на тот момент — для того, чтобы сломить могущество византийцев и распространить Ислам во всём регионе.

Болезнь Абу Бакра

Мать правоверных Аиша (р.а.) рассказала о болезни Абу Бакра (р.а.): «Болезнь началась с того, когда Абу Бакр искупался. Было холодно. Его охватила горячка, и он 15 дней не выходил на молитву. Он приказал Умару проводить молитву. Мусульмане навещали Абу Бакра и назначили Усмана ухаживать за Абу Бакром. Когда болезнь усилилась, его спросили: «Не позвать ли тебе лекаря?». Абу Бакр (р.а.) ответил: «Он уже видел меня и сказал: «Я делаю все необходимое».

Передаёт Аиша (р.а.): «Абу Бакр сказал: «Посмотрите, что из имущества у меня накопилось с тех пор, как я стал амиром, и отправьте его халифу после меня». Когда мы посмотрели, то увидели одного эфиопского раба с детьми и животное, при помощи которого он орошал свой сад. Всё это мы отправили к Умару. Увидев это, Умар заплакал и сказал: «Пусть Аллах смилостивится над Абу Бакром. Утомил он даже тех, кто остался после него».

Когда Абу Бакр умирал, его дочь Аиша прочла следующие стихи:

Клянусь, богатство не вернёт молодости,
Когда сожмётся грудь и ты издашь предсмертный хрип.

Услышав это, Абу Бакр снял со своего лица покрывало и сказал: «Это — не то. Читай-ка лучше: «Наступит истинно предсмертное беспамятство, (и будет сказано человеку:) Настала смерть, которой ты пытался избежать» (50:19). Вот две мои рубахи. Постирай их, и пусть они будут моим саваном, ибо живые нуждаются в обновке больше, чем мёртвые».

Смерть и похороны Абу Бакра ас-Сиддика

Болезнь Абу Бакра длилась 15 дней до понедельника (ночи на вторник) 22-го дня месяца Джумада аль-ахира 13-го года хиджры. Аиша (р.а.) сказала: «Абу Бакр спросил: «В какой день умер Посланник Аллаха (с.а.с.)?». «В понедельник», — ответила Аиша. Абу Бакр сказал: «Я прошу Аллаха о сроке между мной и этой ночью (о смерти сегодня). Во что он (с.а.с.) был завёрнут?». Аиша ответила: «Посланник Аллаха был завёрнут в три белых хлопковых сухулийских полотна. Среди его одеяний не было ни рубахи, ни чалмы». Абу Бакр сказал: «Постирайте мою рубашку, которая на мне, добавьте к ней ещё два покрывала и заверните меня в них». Аиша ответила: «Но ведь эта рубашка истрёпана. Аллах даровал лучшим, мы завернём тебя в новое». Абу Бакр сказал: «Живые нуждаются в новой одежде больше мёртвых. Мёртвого ожидает гниение и тлен».

Абу Бакр завещал жене Асме бинт Уммайс омыть его тело и положить рядом с Посланником Аллаха (с.а.с.). Последними словами ас-Сиддика при жизни были слова Аллаха:

تَوَفَّنِي مُسۡلِمٗا وَأَلۡحِقۡنِي بِٱلصَّٰلِحِينَ

«Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам» (12:101).

Мадина содрогнулась известием о кончине Абу Бакра ас-Сиддика. Со времён смерти Посланника Аллаха (с.а.с) весь город ещё никогда не горевал так, как в эту скорбную ночь.
Али ибн Абу Талиб, плача и произнося: «Мы принадлежим Аллаху и к нему мы возвратимся», — в спешке подошёл к дому Абу Бакра и сказал: «Да помилует тебя Аллах, о Абу Бакр! Ты был лучшим другом Посланника Аллаха (с.а.с.). Ты был его (с.а.с) любимцем, отдушиной, он (с.а.с.) полагался на тебя, делился секретами и советовался с тобой. Ты был первым из людей в Исламе, самым искренним из них и самым глубоко убеждённым в Аллахе, страшась его больше, чем все.
Ты был самым богатым знаниями религии Аллаха, Азза ва Джаль, больше всех оберегал Посланника Аллаха (с.а.с.). Ты был ближе всех к Исламу, лучшим сподвижником в почёте, в достоинстве, величии и уважении. Аллах наделил тебя лучшим от Посланника Аллаха (с.а.с.) и Ислама. Ты поверил Посланнику Аллаха (с.а.с.), когда другие его назвали лжецом. Ты был его (с.а.с.) слухом и зрением.

Аллах назвал тебя «Сиддик» в Коране:

وَٱلَّذِي جَآءَ بِٱلصِّدۡقِ وَصَدَّقَ بِهِۦٓ أُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُتَّقُونَ ٣٣

«Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал её истинность, действительно являются богобоязненными» (39:33).

Ты утешал его (с.а.с.), когда ему причиняли обиды. Ты вставал против козней, когда другие сидели. Ты был его (с.а.с.) лучшим другом в трудностях. Ты был одним из тех двоих, которые находились в пещере. Тот, кому тогда Аллах ниспослал спокойствие. Ты был его (с.а.с.) спутником в хиджре. Ты был его (с.а.с.) преемником в религии Аллаха и Умме. Ты уберёг Халифат, когда люди отошли от веры. Ты совершил то, что никто из соратников пророков ранее не совершал. Ты проявил силу, когда другие сподвижники проявили слабость. Ты выступал вперёд, когда другие таились. Ты был сильным, когда остальные были слабыми. Ты непоколебимо следовал методу Посланника Аллаха (с.а.с.), когда другие проявили мягкость. Ты был таким, как описал тебя Посланник Аллаха (с.а.с.):

Слабым телом, но сильным в выполнении приказов Аллаха Тааля.
Скромным в душе, но великим перед Аллахом Тааля.
Великим в глазах и любимым в сердцах людей.
Никто из них не увидел в тебе недостатка.
Никто из них не говорил о тебе плохого.
Ты не унижал никого из людей.
Слабый и униженный возле тебя становился сильным и большим, пока не заберёт своё право.
И близкий, и далёкий для тебя были равны в правах.
Ближе всех к тебе были самые покорные и богобоязненные люди перед Аллахом.
Твоё дело — справедливость, правда и доброта.
Твоё слово — мудрость и непоколебимость.
Твой приказ — мягкость и решительность.
Твоё мнение — знание и решимость.
Религия выровнялась тобой.
Иман окреп тобой.
И дело Аллаха одержало верх.
Клянусь Аллахом, Ты был намного впереди всех.
Ты очень сильно утомил тех, кто последовал за тобой.
Ты добился явного блага.
Мы принадлежим Аллаху, и к нему мы возвратимся.
Мы довольны решением Аллаха, Азза ва Джаль, и вручили Ему наши дела.
Клянусь Аллахом, мусульмане никогда не будут удостоены таким человеком, как ты, после Посланника Аллаха (с.а.с.).
Ты был для религии тем, кто возвеличил её, надёжной крепостью. И Всевышний Аллах воссоединил тебя с твоим Пророком Мухаммадом (с.а.с.). Пусть вознаградит нас Аллах за совершённую над тобой погребальную молитву и не введёт после тебя в заблуждение». Люди молчали, пока Али Абу Талиб закончил свою речь, а потом громко заплакали и сказали: «Ты сказал правду».

В другом риваяте сообщается: «Когда Али зашёл к Абу Бакру и накрыл его покрывалом, то сказал: «Нет более любимого для меня человека, чем тот, который завёрнут в эту материю и книга деяний которого завершена».

Так ушёл из жизни ас-Сиддик да помилует его Аллах, в возрасте шестидесяти трёх лет (что подтверждают большинство риваятов) — в возрасте смерти Посланника Аллаха (с.а.с.). Как завещал Абу Бакр, его жена Асма бинт Уммайс омыла его тело. Умар ибн аль-Хаттаб, Усман, Тальха и сын Абу Бакра Абдуррахман положили его в могилу рядом с могилой Посланника Аллаха (с.а.с.) так, чтобы его голова лежала на уровне плеч Посланника (с.а.с.).