Интеллектуальная собственность и законы, связанные с ней

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

В журнале «Аль-Ваъй» рассматривался вопрос интеллектуальной собственности с разных сторон. В № 171 была опубликована статья: «Интеллектуальная собственность — один из инструментариев капитализма и колониализма». Статья представляла собой текст лекции, зачитанной одним из членов Хизб ут-Тахрир на съезде арабской интеллигенции весной 2001 года.

Вопрос интеллектуальной собственности состоит из двух частей:

Первая часть: право автора на свою идею и на использование её при продаже в виде фактической или цифровой продукции (как, например, книги, кассеты, диски и содержащиеся на них программы) или пользы в прокате или найме (как, например, в обучении).

Вторая часть: законы интеллектуальной собственности в отношении прав индивидуумов, как, например, использование книг в личных интересах (например, в учёбе) или использование интеллектуальной собственности для продажи (например, использование компьютерной программы и копирование её для продажи).

Сегодня мы рассмотрим вторую часть темы: «Копирование книг и дисков, отмеченных знаком интеллектуальной собственности, а также использование их для личных или коммерческих целей».

Прежде чем приступить к подробному разбору данной темы, хотелось бы отметить, что в сегодняшнее время западному влиянию удалось вмешаться во многие сферы жизнедеятельности мусульман. Ситуация дошла до того, что это влияние сказалось и на исламской идее, в результате чего появился так называемый «современный фикх». И поэтому множество современных религиозных деятелей, которые рассмотрели эту тему, опирались на идеи, в основе которых лежит принцип мотивации шариатских законов материальной выгодой, а также они опирались на некоторые шариатские тексты, имеющие общие указания, как, например, слова Посланника Аллаха ﷺ:

الْمُسْلِمُونَ عَلَى شُرُوطِهِمْ

«Мусульмане — на своих условиях» (передал Абу Давуд). Позже мы поясним данный хадис.

Для начала хотелось бы привести пример того, как выдающий исламский учёный имам аш-Шафии выстраивал шариатское постановление, дабы пояснить, каким должен быть правильный подход в мышлении. Согласно выводам имама аш-Шафии, разрешается покупать одежду у швеи до пошива, оговорив описание будущей одежды. Такая купля-продажа называется покупкой с оговорённым описанием. Теперь представьте себе, что вы пошли к швее и увидели, что она пошила только половину заказанной одежды. И вы одобрили её работу и утвердили покупку этой половины. Многие люди в нынешнее время скажут, что такая покупка дозволяется, поскольку последний договор подобен первому, а точнее — предпочтительней, чем первый. Ведь во втором примере вы увидели половину одежды (и приняли её), а значит, оставшаяся часть одежды будет аналогичной. Тем не менее, имам аш-Шафии не разрешил такой договор купли-продажи, как об этом пишет шафиитский учёный аль-Маварди в своих трудах: «Если покупатель увидит и одобрит часть одежды, которая уже пошита, то в этом случае сходятся два противоположных решения, поскольку в отношении увиденной (т.е. принятой) части одежды покупатель не имеет права выбора, т.е. не может вернуть её назад, а в отношении другой неувиденной (ещё непринятой) части он имеет право выбора: согласиться на покупку или вернуть одежду назад. Таким образом, два противоположных решения сошлись в одном договоре, что сделало договор недействительным. Это положение отличается от того, если бы покупатель не видел всю одежду». В выражении «имеет право выбора» подразумевается то, что при покупке с оговорённым описанием, в случае, если товар не будет отвечать оговорённому описанию, покупатель имеет право вернуть товар, а продавец обязан вернуть первому стоимость товара. Что касается покупки фактического (существующего) товара, то покупатель не имеет такого права.

Возвращаясь к теме продукции, содержащей знак интеллектуальной собственности и защиты авторских прав на печатание и копирование, хотелось бы начать с того, кто купил один экземпляр продукции у компании, которая издала эту продукцию (равно является ли она книгой, диском и тому подобным), или купил содержание этой продукции в электронной форме через интернет. Обычно такая продукция содержит в себе условия соглашения, говорящие о том, что в случае нажатия кнопки «соглашаюсь» человек соглашается с условиями компании, которая произвела эту электронную продукцию. С вышеописанной точки зрения, данное действие является недействительным, т.е. не принимается во внимание, поскольку при нажатии этой кнопки покупатель не говорил и не выражал своё намерение на принятие. Возможно, кто-то скажет, что нажатие кнопки равносильно принятию. Ответом ему будет то, что данное действие не имеет никакой значимости в исламском законодательстве. Ведь разница между запрещённым прелюбодеянием и законным бракосочетанием (никях) заключается в выражениях, имеющих конкретные и определённые значения. Даже если бы сотни свидетелей засвидетельствовали о существовании отношений между мужчиной и женщиной, эти свидетельства не сделают их отношения законным бракосочетанием (никяхом), пока они — мужчина и женщина — не скажут своим языком те выражения, которые требуются Шариатом при заключении бракосочетания (никяха). Имам аш-Шафии считает обязательным говорить слова принятия и предложения во всех договорах купли-продажи. Исключением являются очень дешёвые товары. Покупатель выплачивает их стоимость при молчаливом согласии и уходит по своим делам.

Даже если представить, что при покупке было сказаны слова предложения и принятия этих условий, то данная купля-продажа имеет три стороны. Вкратце изложим их тем, что передаёт исламский учёный ат-Табарани от Абдульвариса ибн Саада: «Я прибыл в Мекку и встретил там Абу Ханифу, Ибн Абу Лайлу и Ибн Шабраму. Я спросил Абу Ханифу: «Что ты скажешь относительно человека, который продал товар и наложил на проданный товар свои условия?». Он ответил: «Как продажа, так и условия являются недействительными». Затем я отправился к Ибн Абу Лайле и задал ему тот же вопрос, на что он сказал мне: «Продажа является дозволенной, а условия не являются действительными». Затем я отправился к Ибн Шабраме и задал ему тот-же вопрос, на что он сказал мне: «Как продажа, так и условия являются дозволенными». Субханаллах, три учёных Ирака разошлись во мнениях по одному вопросу. Я пошёл к Абу Ханифе и сообщил ему об этом, на что он сказал: «Я не знаю, что они сказали. Мне рассказал Амр ибн Шуайб от своего отца, который слышал от его дедушки, что Пророк Мухаммад ﷺ запретил продавать и ставить условия на проданный товар. Если не придерживаться этого, то купля-продажа и условия будут недействительными». Затем я отправился к Ибн Абу Лейле и рассказал ему это, на что он сказал мне: «Я не знаю, что они сказали. Мне рассказал Хишами Урва от своего отца, от Аиши, что Посланник Аллаха ﷺ приказал ей купить невольницу Бариру и отпустить её на свободу, отметив, что купля-продажа является дозволенной, а условия — недействительными». Затем пошёл я к Ибн Шабраме и рассказал ему о случившемся, на что он сказал мне: «Я не знаю, что они сказали. Мне рассказал Мисар ибн Кудама от Мухариба ибн Дисара, от Джабира ибн Абдуллаха, что Посланник Аллаха ﷺ отдал верблюдиц и поставил условие, чтобы они повезли нас в Медину. Т.е. купля-продажа и условия являются дозволенными».

Известный исламский учёный имам ан-Навави так же поведал о расхождении во мнениях по этому вопросу в своей книге «Аль-Маджмуа Шарх аль-Мухаззаб» в разделе «Выводы учёных относительно того, кто продал товар и поставил условие, противоречащее договору о купле-продаже». Имам ан-Навави пишет: «Такая купля-продажа является недействительной, независимо от того, наложил ли продавец на проданный товар одно или несколько условий. Такого мнения придерживаются Ибн Умар, Акрама, аль-Авзаый, Малик, Абу Ханифа и большинство учёных (таков мазхаб ан-Навави, да смилуется над ним Аллах). Другие учёные, такие как Хасан аль-Басри, ан-Нахый, Ибн Абу Лейла, Абу Сур, Ибн Мунзир и другие, считают, что купля-продажа действительна, а вот условие — порочное, и его не следует соблюдать. Но есть третья группа учёных, такие как Ибн Сирин и Абдуллах ибн Шабрама, которые являются табиинами (из числа поколения, видевшего сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ), а также Хамад ибн Абу Сулейман, которые считают, что купля-продажа и условия являются действительными».

Затем имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, приводит доказательства каждой группы и поясняет свой мазхаб, аргументируя его словами аль-Маварди в книге «Аль-Мухаззаб» о недействительности вышеупомянутой купли-продажи на основании того сообщения, что Пророк Мухаммад ﷺ «запретил продавать и ставить условия на проданный товар». Далее, комментируя сторонников второй группы учёных, имам ан-Навави пишет: «Те, кто посчитал действительным куплю-продажу и недействительным поставленные условия, аргументируют своё мнение историей выкупа и освобождения невольницы по имени Барира, а именно — словами Пророка Мухаммада ﷺ: «Пойди и согласись с их условиями о закреплении опекунства за ними» (передали Бухари и Муслим). Как видно в данном хадисе, Посланник Аллаха ﷺ утвердил действительность купли-продажи и сделал недействительным поставленное на куплю-продажу условие. Что касается третьей группы учёных, которые посчитали действительным как куплю-продажу, так и поставленные условия, то в качестве доказательства своего мнения они привели хадис Джабира (р.а.): «Я был вместе с Пророком ﷺ в поездке. Он купил у меня верблюда и поставил одно условие, что я доеду на этом верблюде до своего дома и лишь затем отдам его» (передали Бухари и Муслим), — а также хадис Абу Хурайры (р.а.), что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

الْمُسْلِمُونَ عَلَى شُرُوطِهِمْ

«Мусульмане — на своих условиях» (передал Абу Давуд)».

После ознакомления с доказательствами каждой из сторон можно заметить, что хадис «запретил продавать и ставить условие на продаваемый товар» является самым слабым доказательством в сравнении с остальными доказательствами. Об этом говорит известный исламский учёный Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Булюг аль-Марам» и Ибн Таймия в книге «Маджмуа аль-Фатава».

Следовательно, у нас остаётся всего два мнения. Говоря о том мнении, которое считает действительным как куплю-продажу, так и поставленные условия, то в истории Джабира Посланник Аллаха ﷺ не имел в виду торговлю. Об этом Посланник Аллаха ﷺ ясно сказал, как это приводится в хадисе от Абу Давуда: «Ты считаешь, что я торговался с тобой, чтобы увести твоего верблюда? Возьми своего верблюда и (пусть) у тебя (остаётся) его стоимость». В другой версии этого хадиса имам аль-Хитаби говорит в конце: «Я продал Пророку ﷺ верблюда и одолжил его, чтобы добраться на нём до Медины». Как видно, Джабир не ставил никаких условий на куплю-продажу. Скорее, это было обещанием ему со стороны Пророка ﷺ, что Пророк одолжит своего верблюда, чтобы Джабир добрался до Медины. И если договор не был обусловлен какими-либо условиями, то все последующие действия, как обещание или одолжение, не влияют на договор. При внимательном разборе истории Джабира можно заметить, что в данном случае Пророк ﷺ не выполнил все положения купли-продажи, такие как передача и принятие товара. Он хотел помочь Джабиру и сделать ему подарок, а покупку верблюда он использовал в качестве предлога для этого. По этой причине Пророк ﷺ проявил снисхождение в отношении него. Разве не видно, что Пророк ﷺ выплатил ту стоимость, которую назвал ему Джабир, и вернул назад верблюда?! И дозволенность этого подтверждается его словами: «Ты считаешь, что я торговался с тобой, чтобы увести твоего верблюда?».
Что касается хадиса:

الْمُسْلِمُونَ عَلَى شُرُوطِهِمْ

«Мусульмане — на своих условиях» (передал Абу Давуд), — то этот хадис касается исключительно дозволенных Шариатом условий. Имам ан-Навави подробно изложил условия, которые являются дозволенными в Исламе, сказав: «Условия, которые предусматриваются самим договором (как, например, условия выбора при покупке, передача проданного товара, возвращение его при обнаружении дефекта, соблюдение платежа или пользование покупателем купленного товара по собственному усмотрению, как ему захочется), не портят договор, а скорее, подтверждают, поясняют и закрепляют предмет договора. И в этом нет разногласий среди учёных. А также если будут выдвинуты условия, которые не предусматриваются договором, но в них есть польза какой-либо стороне договора (как, например, тройной выбор, отсрочка, залог, гарантия, накладная, свидетельство о купле-продаже и тому подобное, или условие того, чтобы продаваемый раб умел шить и писать), то такие условия не аннулируют действительность договора. Напротив, они подтверждают куплю-продажу».

По всей вероятности, и Аллах лучше знает, второе мнение является верным и правильным решением, т.е. купля-продажа является действительной, а условия — нет, что понимается на основании хадиса, передаваемого имамами Бухари, Муслимом, Маликом и аш-Шафии в своей книге «Аль-Умму» следующими словами: «От Аиши, да будет доволен ею Аллах, жены Пророка Мухаммада ﷺ, передаётся: «Однажды рабыня Барира пришла к ней, будучи в договоре со своими хозяевами об освобождении её из рабства за сумму в 9 окий. Она (Аиша) сказала ей: «Если твои хозяева согласны, я выплачу им эту сумму за раз, но твоё опекунство перейдёт ко мне». Барира пошла к своим хозяевам и рассказала об этом, но они отказались. Барира вернулась к Аише от своих хозяев, а в это время у неё сидел Посланник Аллаха ﷺ. Она рассказала, что сделала предложение своим хозяевам, но они отказались и готовы согласиться на это лишь при условии, если её опекунство останется за ними. Посланник Аллаха ﷺ услышал об этом и спросил у Аиши о случившемся. Аиша рассказала всё, на что Посланник Аллаха ﷺ сказал Аише: «Купи (её) и согласись с их условием о покровительстве. Поистине, покровителем может быть только тот, кто освободил (раба)». Затем Пророк Мухаммад ﷺ вышел к людям, восхвалил Аллаха и сказал: «О чём думают люди, которые ставят такие условия, которых нет в Книге Аллаха?!». Затем он продолжил: «Каждое условие, которого нет в Книге Аллаха, является недействительным. Книга Аллаха — самая истинная книга, и Его условие — самое надёжное условие, а покровительство над рабом принадлежит тому, кто отпустит его».

Вывод:

1. Отметка галочкой в отведённой графе или нажатие кнопки «соглашаюсь» и тому подобные действия не считаются ни предложением, ни принятием.
2. Если условия противоречат основе купли-продажи, то они являются недействительными и не обязывающими, даже если купля-продажа действительна. Исламский учёный аль-Хитаби говорит: «Договор требует передачу права на владение и свободное распоряжение как самой купленной вещью, так и её пользой».

Следовательно, покупка товара, содержащего знаки «авторских прав на печатание и копирование» и «интеллектуальной собственности», является разрешённой, и при этом поставленные на этот товар условия не являются обязательным. И поэтому разрешается копировать, раздавать и использовать их. Аллах лучше знает!