Ведёт ли многочисленность исламских организаций к расколу Уммы?!

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Хамд Табиб — Байт уль-Макдис

В разгар свирепой войны против Ислама и его носителей, призывающих к возобновлению исламского образа жизни путём политической деятельности... В разгар дезинформационной и дискредитирующей кампании против Ислама и преподнесения его как террористической, экстремистской и отсталой религии... В самый разгар бушующей мировой преступной войны, проводимой Америкой и её союзниками из числа неверующих государств совместно с их агентами из числа мусульманских правителей, которую эти мировые преступники назвали войной против терроризма, хотя на самом деле это — война против искреннего и сознательного политического Ислама, который работает над устранением агентов и политического влияния Америки, сионистского образования и всех видов политического, идейного и военного колониализма из мусульманских стран, а также над возобновлением исламской жизни, свет которой перестал светить почти сто лет назад...

В разгар всего этого Америка и её агенты из числа правителей мусульман пытаются очернить образ исламских организаций, ведущих свою деятельность для изменения порочной действительности на основе Ислама и его безупречных законов. В этом Америки и её агенты используют наёмных (продажных) учёных и проповедников-попугаев, повторяющих то, что хотят услышать правители и их слуги, а точнее — что требуют господствующие над мусульманскими странами сверхдержавы от агентов своего колониализма. Так, они заявляют: «В Исламе нет партий. Мусульманам запрещено иметь несколько организаций, работающих во благо Ислама, напротив, они должны иметь только одну организацию». По их мнению, мусульманам запрещается разбиваться на множество партий, поскольку организованная деятельность ведёт к расколу, разобщённости, обособлению, предвзятости и фанатичной приверженности к своей группе подобно тому, как это произошло у иудеев и христиан. Затем в качестве доказательства этих слов они приводят ошибочное понимание священных аятов Книги Аллаха, Свят Он и Велик, и неправильно толкуют их. Например, они приводят слова Всевышнего Аллаха:

إِنَّ ٱلَّذِينَ فَرَّقُواْ دِينَهُمۡ وَكَانُواْ شِيَعٗا لَّسۡتَ مِنۡهُمۡ فِي شَيۡءٍۚ

«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на группы» (06:159),

وَلَا تَكُونُواْ كَٱلَّذِينَ تَفَرَّقُواْ وَٱخۡتَلَفُواْ مِنۢ بَعۡدِ مَا جَآءَهُمُ ٱلۡبَيِّنَٰتُۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ لَهُمۡ عَذَابٌ عَظِيمٞ ١٠٥

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (03:105)... И множество других аятов, а также следующие слова Посланника Аллаха ﷺ: «Разделились иудеи на семьдесят одну группу, христиане — на семьдесят две группы, и эта Умма разделится на семьдесят три группы, и все они — в Аду, кроме одной». Его спросили: «Кто же она, эта спасшаяся группа, о Посланник Аллаха?». Он ﷺ сказал: «Та, что на моём пути и пути моих сподвижников (сахабов)» (вывел имам ат-Тирмизи в сборнике своих достоверных хадисов).

Приведём здесь вашему вниманию несколько религиозных заключений (фетв) о запретности партийной деятельности. Фетва шейха Салиха аль-Фавзана: «Необходимо пояснять опасность партийности и опасность разделения и раскола, чтобы люди были сознательными, поскольку сегодня много простых людей обманываются некоторыми группировками, считая их приверженцами истины». В религиозном заключении (фетве) шейха Ибн База говорится: «Нет сомнений в том, что многочисленные группировки и партии в исламском обществе — это дело рук шайтана, во-первых, и врагов Ислама из числа людей — во-вторых». В религиозном заключении (фетве) шейха Ибн Усаймина говорится: «Ни в Коране, ни в Сунне нет того, что дозволяло бы многочисленность групп и партий. Напротив, в Коране и Сунне можно встретить то, что порицает это, например, Всевышний Аллах говорит:

إِنَّ ٱلَّذِينَ فَرَّقُواْ دِينَهُمۡ وَكَانُواْ شِيَعٗا لَّسۡتَ مِنۡهُمۡ فِي شَيۡءٍۚ

«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на группы» (06:159)».

Можно ли считать исламские партии, работающие над возобновлением исламской жизни, теми группами, которые порицаются Шариатом? Можно ли соотнести их к тем, кого Всевышний Аллах порицает в своей Книге? Можно ли говорить, что они следуют пути иудеев и христиан в разделении и разногласиях? Каково постановление Ислама относительно организаций, работающих во благо Ислама, в целом, и над возобновлением исламской жизни, в частности?

Прежде, чем приступить к ответу на эти вопросы, необходимо уточнить некоторые важные аспекты этой темы:

1. Как следует нам правильно толковать Коран — Книгу Аллаха, Свят Он и Велик?

2. Как следует нам понимать аяты Корана и вытекающие из них законы, особенно в случае с вышеупомянутыми аятами?!

Во-первых, Благородный Коран — это речь Всевышнего Аллаха, которую Он ниспослал на понятном арабском языке. Он отправил своего Посланника ﷺ, который пояснил нам сокрытые значения этих аятов и вытекающие из них правовые законы. Категорически нельзя толковать Коран по своим домыслам или по своей прихоти, а также интерпретировать его по методу философии, логическому построению или по чему-то иному. Как и нельзя приводить в качестве аргументации толкования неподтверждённые придания иудеев (исраилият), поскольку эти придания приписаны к неизвестным людям без всякого разумного или передаваемого обоснования, что эти придания являются речью Бога. Ничто в этих приданиях не подтверждается достоверным доказательством, за исключением того, что подтверждается источниками нашей чистой религией — Кораном и Сунной. Всевышний Аллах порицает утверждения и искажения иудеев. Всевышний Аллах говорит:

وَقَالَتِ ٱلۡيَهُودُ لَيۡسَتِ ٱلنَّصَٰرَىٰ عَلَىٰ شَيۡءٖ وَقَالَتِ ٱلنَّصَٰرَىٰ لَيۡسَتِ ٱلۡيَهُودُ عَلَىٰ شَيۡءٖ وَهُمۡ يَتۡلُونَ ٱلۡكِتَٰبَۗ كَذَٰلِكَ قَالَ ٱلَّذِينَ لَا يَعۡلَمُونَ مِثۡلَ قَوۡلِهِمۡۚ فَٱللَّهُ يَحۡكُمُ بَيۡنَهُمۡ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ فِيمَا كَانُواْ فِيهِ يَخۡتَلِفُونَ ١١٣

«Иудеи сказали: «Христиане не следуют прямым путём». А христиане сказали: «Иудеи не следуют прямым путём». Все они читают Писание, но слова невежественных людей похожи на их слова. В День воскресения Аллах рассудит их в том, в чём они расходились во мнениях» (02:113),

إِنَّ ٱلَّذِينَ يَشۡتَرُونَ بِعَهۡدِ ٱللَّهِ وَأَيۡمَٰنِهِمۡ ثَمَنٗا قَلِيلًا أُوْلَٰٓئِكَ لَا خَلَٰقَ لَهُمۡ فِي ٱلۡأٓخِرَةِ وَلَا يُكَلِّمُهُمُ ٱللَّهُ وَلَا يَنظُرُ إِلَيۡهِمۡ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ وَلَا يُزَكِّيهِمۡ وَلَهُمۡ عَذَابٌ أَلِيمٞ ٧٧ وَإِنَّ مِنۡهُمۡ لَفَرِيقٗا يَلۡوُۥنَ أَلۡسِنَتَهُم بِٱلۡكِتَٰبِ لِتَحۡسَبُوهُ مِنَ ٱلۡكِتَٰبِ وَمَا هُوَ مِنَ ٱلۡكِتَٰبِ وَيَقُولُونَ هُوَ مِنۡ عِندِ ٱللَّهِ وَمَا هُوَ مِنۡ عِندِ ٱللَّهِ وَيَقُولُونَ عَلَى ٱللَّهِ ٱلۡكَذِبَ وَهُمۡ يَعۡلَمُونَ ٧٨

«Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания. Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к нему. Они говорят: «Это — от Аллаха». А ведь это вовсе не от Аллаха! Они сознательно возводят навет на Аллаха» (03:77,78).

Для понимания законов, содержащихся в аятах, необходимо также изучать подтверждённые достоверным путём сообщения, повествующие о причинах ниспослания этих аятов, игнорируя недостоверные сообщения и неясные субъективные мнения.

Во-вторых, необходимо уяснить правильный смысл вышеупомянутых доказательств, которые некоторые привели в качестве аргументации для своего корыстного слабого мнения, как, например, слова Всевышнего Аллаха:

إِنَّ ٱلَّذِينَ فَرَّقُواْ دِينَهُمۡ وَكَانُواْ شِيَعٗا لَّسۡتَ مِنۡهُمۡ فِي شَيۡءٍۚ

«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на группы» (06:159).

Для того, чтобы правильно понять следующий коранический аят, мы говорим:

1. В данном аяте приводится порицание иудеев, христиан и им подобных вероотступников, отошедших от истинной общины покорности — Ислама. В этом аяте прослеживается предостережение от следования их пути в раскольнической деятельности и отстранение от них. Аллах говорит: «Ты не имеешь никакого отношения ... Их дело находится у Аллаха», — другими словами: «О Мухаммад! Ни ты, ни твоя Умма не имеете ничего общего с причинами их раскола», — т.е. не следуй по их стопам, приведшим их к разногласиям и расколу. Другие прокомментировали это словами: «Ты не имеешь к их наказанию никакого отношения, их дело находится у Аллаха, и Он накажет их за содеянное». Исламский учёный, толкователь Корана, имам аш-Шавканий в своём толковании «Фатх-уль-Кадир» пишет: «Слова Всевышнего «Ты не имеешь никакого отношения» означают, что «Ты, о Мухаммад, не являешься причиной их разобщения. Ты не имеешь ничего общего ни с ответственностью за раскол между ними, ни с поиском возможностей сплотить их в одну единую общину. Ты не нуждаешься ни в чём из этого, а поэтому не обращайся к ним. На тебе лежит лишь обязанность ясного доведения Писания Аллаха». Исламский учёный Ибн Ашур в своём толковании Корана «Ат-Тахрир ва ат-Танвир» пишет: «Эти слова Всевышнего Аллаха «Ты не имеешь никакого отношения» несут в себе жёсткое предостережение, а под словами «Их дело находится у Аллаха» имеется в виду «заслуженные ими воздаяние и наказание за содеянные дела».

2. Причиной тому, что Всевышний Аллах осудил иудеев, христиан и последовавших их методу многобожников, является их расхождения в основах религии. Каждая сторона посчитала себя верной, а другую — неверной. В результате этого появилось множество групп, каждая из которых разработала свою религию, которая расходится с основой истиной религии и тем самым расходится с религиями других групп раскольников.

Имам аль-Куртуби в своём толковании слов Всевышнего Аллаха «которые раскололи свою религию» пишет: «Согласно чтению Корана по методике Али ибн Абу Талиба (р.а.), в данном аяте имеется в виду «покинули и разлучились» в том смысле, что они оставили свою религию и отреклись от неё». Передаётся, что Али ибн Абу Талиб (р.а.) говорил: «Клянусь Аллахом, они не раскалывали религию, а разлучились с ней». И по причине этого расхождения в основе и ответвлениях религии, т.е. в отношении всей религии, в целом, они стали разделёнными группами и партиями, которых ничто не объединяет. Именно это запретил Всевышний Аллах, поскольку порицания здесь приводится в качестве предостережения от совершения таких действий, которые совершили иудеи и христиане. Исламский учёный Ибн Хайян аль-Андалусий в книге «Аль-Бахр уль-Мухит» пишет: «Смысл слов «раскололи свою религию» означает, что они уверовали в одну часть писания и не уверовали в остальную часть. Другие говорят, что они оставили свою религию и расстались с ней. И кто разделил свою религию, уверовав в одну часть писания и отвергнув остальную, тот покинул требуемую от него религию». Чтецы Корана Ибрахим и Абу Салих прочли букву «р» в слове «фарака» в мягком виде. В пояснении слов «разделились на группы» они сказали: «...т.е. на партии, каждая из которой следует исключительно за личностью». В пояснении слов «Ты не имеешь никакого отношения» они сказали: «Ты не должен иметь ничего общего с тем, что они разделили свою религию, чем подвергли себя заслуженному наказанию, и что затеяли войну между собой. Это — сообщение о полном отличии и противоречии с ними».

3. На основании понимания этих и других аятов становится ясно, что порицаемое по Шариату расхождение — это вовсе не разногласия в вопросах исламского права и не расхождение в понимании шариатских законов или в понимании метода изменения на основе допустимого понимания шариатского решения. Как и не значит это разногласие в понимании ответвлённых вопросов акъыды, а не в самой акъыде. Подобные разногласия и расхождения во мнениях являются дозволенным по Шариату явлением и похвальным среди учёных делом. Никто не говорил о запретности разногласия во мнениях в этих вопросах. Напротив, это стало очевидным знанием в религии, которое передалось многочисленными путями из одного поколения другому. Никто из учёных четырёх правовых школ в Исламе, а также никто из учёных Уммы не отверг этого. Исламский учёный Ибн Ашур в своём толковании Корана под названием «Ат-Тахрир ва ат-Танвир» пишет: «Разделение исламской религии означает разделение её основ после того, как они были собраны, как это сделали некоторые арабы после смерти Посланника Аллаха ﷺ, когда отказались выплачивать закят. Ведь тогда Абу Бакр (р.а.) сказал: «Я непременно буду сражаться с тем, кто разделил между намазом и закятом». Что касается расхождения во мнениях при анализе и разъяснении, то в этом нет ничего зазорного, поскольку это является допустимой по религии точкой зрения, как, например, разногласие в доказательствах, связанных с сыфатами (атрибутами) и с уточнением их значений, несмотря на единогласное мнение в достоверности этих доказательств. Сюда же относится расхождение в ответвлениях, как, например, разногласие в ответвлениях исламского права среди учёных, несмотря на единогласное мнение относительно качества действия, а также действительности и испорченности поступков, как, например, расхождения в отношении того, есть ли разница между фардом и ваджибом. Следовательно, каждое расхождение, которое не приводит группы к обвинению друг друга в неверии и не ведёт к братоубийственному конфликту и смуте — такое расхождение является взглядом, аргументацией и стремлением постичь истину по мере своих сил. И каждое расхождение, которое ведёт своих приверженцев к обвинению друг друга в неверии и к братоубийственному конфликту за некий ответвлённый вопрос по религии — такое расхождение является порицаемым в Исламе, от которого Всевышний Аллах предостерегает верующих. Что же касается появляющихся среди мусульман конфликтов за власть и мирские дела, то это не является расхождением в вопросах религии. Скорее, это такие случаи, которые встречаются во всех обществах». Это краткое изложение понимания смысла этого благословенного аята и выводимых из него законов.

4. Сподвижники Посланника Аллаха ﷺ разногласили в понимании одного вопроса. Каждая из сторон разногласия последовала своему пониманию и мнению. Передано, что Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Когда Пророк ﷺ вернулся в Медину после битвы у Рва, он сказал нам: «Пусть никто не совершает предвечернюю молитву, кроме как у поселения бану Курайза». Некоторых людей время молитвы аср застало в пути, и тогда одни сказали: «Мы не будем молиться, пока не придём туда». Другие же сказали: «Нет, помолимся сейчас, поскольку он хотел от нас не этого!». А потом об этом рассказали Пророку ﷺ, и он не высказал порицания никому из них» (Бухари). Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Нельзя обвинять ни того, кто принял очевидное значение хадиса или аята, и ни того, кто выводит значение из текстового смысла» («Фатху-ль-Бари», 7/473).

Учёные исламского права — факихи — четырёх правовых школ придерживались разных методик понимания шариатских законов в вопросах намаза, поста, хаджа и в тому подобных вопросах исламского права. Существует множество примеров тому. Книги исламского права вобрали в себя бесчисленное количество подобных трудов четырёх правовых школ в Исламе.

5. Исламские организации, ведущие деятельность на исламской арене, опираются на веление Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ, т.е. на приказ Шариата, которым является «призыв к одобряемому и удержание от порицаемого». Всевышний Аллах говорит:

وَٱلۡمُؤۡمِنُونَ وَٱلۡمُؤۡمِنَٰتُ بَعۡضُهُمۡ أَوۡلِيَآءُ بَعۡضٖۚ يَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ ٱلصَّلَوٰةَ وَيُؤۡتُونَ ٱلزَّكَوٰةَ وَيُطِيعُونَ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥٓۚ أُوْلَٰٓئِكَ سَيَرۡحَمُهُمُ ٱللَّهُۗ إِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٞ ٧١

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71),

يَٰبُنَيَّ أَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَ وَأۡمُرۡ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَٱنۡهَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَٱصۡبِرۡ عَلَىٰ مَآ أَصَابَكَۖ إِنَّ ذَٰلِكَ مِنۡ عَزۡمِ ٱلۡأُمُورِ ١٧

«О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси всё, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость» (31:17).

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры» (Муслим). «Вы непременно будете призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, или же Аллах ниспошлёт на вас наказание, после которого вы будете взывать к Нему, а Он не будет вам отвечать» (ат-Тирмизи). Приказ к одобряемому — это утверждение правильного в реальности, а запрещение порицаемого — это устранение неправильного в реальности.

Утверждение одобряемого и устранение порицаемого происходит в зависимости от масштаба и реальности каждого из них. Существуют такие порицаемые явления, изменение которых требует объединения и сплочения людей вокруг учёных. Такие порицаемые явления невозможно изменить просто словами или индивидуальными усилиями, в то время как устранение их является обязательным для Уммы. Абсолютно недопустимо, чтобы они продолжали существовать, поскольку, в противном случае, вся Умма окажется в грехе.

Разве можно устранить несправедливого правителя только словами, произносимыми то там, то здесь?! Разве исламское правлением можно вернуть только путём приказа одобряемого, проводимого на индивидуальном уровне то там, то здесь?! Подобное одобряемое дело или вышеприведённое порицаемое явление можно утвердить и устранить исключительно путём организованной деятельности в виде партий и групп, объединившихся вокруг учёных, преданных Аллаху. Эти партии и группы вместе с Уммой должны работать над изменением порочной реальности и над построением правильной. Разве может объединение людей вокруг достойных учёных Уммы с целью изменения мункара (порицаемого явления), как говорят некоторые придворные учёные, считаться запретным по Шариату делом? Разве может сплочение людей вокруг искренних учёных с целью восстановления исламского правления считаться запретным по Шариату делом? Кто считает так, тот отменяет шариатские тексты, приказывающие выполнение одобряемых дел и удержание от порицаемых дел, как, например, вышеупомянутые аяты и хадисы. Более того, считающий подобные утверждения правильными перечёркивает любое движение искренних учёных в исламской истории, направленное на осуждение несправедливых правителей. Другими словами, он вычёркивает усилия и жертвования таких учёных, как Саид ибн Мусайб, аль-Иззу ибн Абдуссалам, имам Ахмад ибн Ханбаль, Саид Кутб, Изз ад-Дин аль-Кассам и множество других искренних предводителей и учёных Исламской Уммы.

6. Постановлением Шариата относительно образования исламских партий и деятельности вместе с ними для установления обязательного (фард) и изменения отрицательного (мункар) явления является то же самое постановление, которое связано с установлением обязательного (фард) и изменением отрицательного (мункар). Упущение в этом влечёт такой же грех, как грех за упущение в установлении обязательного (фард) и изменении отрицательного (мункар). Кто проявил небрежность в деле присоединения к исламской партии или организации, работающей над установлением обязательного (фард) в реальности, тот не сможет исполнить этот свой долг установления этой обязанности, пока не присоединиться к ним, а значит, он будет находиться по Шариату в грехе, поскольку он проявил небрежность в деле установления обязательного (фард) и устранения отрицательного (мункар). Шариатское правило, выеденное исламскими учёными, гласит: «То, без чего невыполнимо обязательное, является обязательным». Следовательно, всё необходимое для выполнения обязательного (фард), если это под силу совершеннолетнему (мукалляф), является обязательным. Так, джихад является обязательным для Исламской Уммы, а значит, подготовка и снаряжение тоже являются обязательными, поскольку невозможно осуществить обязанность джихада без них. Исламский учёный Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, пишет в своих трудах: «Следует знать, что управление делами людей является одним из самых больших обязанностей, предписанных религией Ислам. Более того, невозможно воплотить религию в жизнь без установления этой обязанности. Интересы людей возможно осуществить исключительно путём сосуществования из-за их потребности друг в друге». Далее, объясняя законодательную причину всего этого, он говорит: «...поскольку Аллах предписал приказ к одобряемому и запрет порицаемого, а это возможно только посредством силы и управления. И это аналогично другим предписанным Аллахом законам, как, например, джихад, правосудие, хадж, джума, праздники, оказание помощи угнетённым, претворение шариатских уголовных наказаний (худуд). Всё это можно воплотить в жизнь исключительно посредством силы и управления». Это — с одной стороны, а с другой стороны, работа внутри группы является методом установления Исламского Государства, поскольку Посланник Аллаха ﷺ следовал этому методу и научил нас ему, придерживаясь его, пока Аллах не укрепил его установлением Исламского Государства в Медине. Данный метод исполнения этой обязанности предусматривает приобщение к исламской группе, у которой есть амир, аналогично тому, как делал Посланник Аллаха ﷺ. И не существует иного метода, пояснённого Исламом.

7. Многочисленность партий и групп, а также отсутствие их нахождения в составе одной организации является узаконенным Шариатом делом. Основанием тому служит многочисленность понимания в шариатском решении относительно изменения отрицательного (мункар) и установления обязательного (фард). Метод изменения отрицательного (мункар) и установления обязательного (фард), а точнее — восстановления исламской жизни, допускает разные понимания в силу того, что данный вопрос подпадает под понимание шариатского решения. Это вопрос не является вопросом основ вероучения (акъыды) и не служит категорическим по своей передаче и по своему значению законом, относительно которых недопустимо и порицаемо разногласие. Партия, которая придерживается метода возобновления исламской жизни посредством установления государства путём политической деятельности (идеологической борьбы и политического противоборства) и принятия власти путём обращения к обладателям силы (талаб ан-нусра), является исламской партией, которая пришла к такому пониманию метода исполнения данного шариатского постановления. Подобные явления считаются дозволенным и входят в раздел одобряемого Шариатом понимания. Это аналогично пониманию таких великих исламских учёных, как Шафии, Ахмад, Абу Ханифа и Малик, выраженных в их правовых школах (мазхабах). И партия, которая посчитала, что методом установления исламского правления выступает физическая борьба и применение силы, так же имеет шариатский взгляд и шариатское обоснование. И такое понимание является шариатским пониманием, а значит — и деятельность в соответствии с этим шариатским пониманием снимает с участника этой деятельности грех за бездействие, поскольку этот участник последовал методу, который (по его предположению) ведёт к выполнению шариатского постановления. Исламский учёный имам Аснави в своей книге «Нихаят ус-Суль» пишет: «Законодатель (Всевышний Аллах) дозволил предположение исключительно в практических вопросах, а точнее — в ответвлениях, и запретил это в вопросах убеждения, которые являются основами религии».

8. Что касается образований партий и групп на основе неверного понимания в вопросах вероучения (акъыды), то Шариат это порицает и называет уподоблением иудеям и христианам. Например, Шариат порицает образование группы, партии, организации, общины, движения или течения на основе того, что «Пророк Мухаммад ﷺ не является последним Посланником Аллаха». Это запрещается и осуждается Шариатом. Именно такое объединения на неверной основе подразумевается в словах Всевышнего о разделении и расхождении. И все подобные группы попадут в Ад, как говорится в вышеупомянутом хадисе: «Разделились иудеи на семьдесят одну группу, христиане — на семьдесят две группы, и эта Умма разделится на семьдесят три группы, и все они — в Аду...». В аяте и хадисе абсолютно не говорится об исламских организациях, которые стремятся и призывают к одобряемому и запрещают порицаемое.

На самом деле, подобная мысль, а именно — запрещённость общественной организованной деятельности, и другие мысли являются умышленным введением мусульман в заблуждение со стороны правителей и придворных учёных. Это — один из способов войны с «терроризмом» в наши дни. Эта мысль аналогична мысли о запрещённости политической деятельности и утверждению о том, что в Исламе нет политики, а также утверждению о том, что в Исламе нет партийности, и искажённой интерпретации слов Всевышнего Аллаха:

فَإِنَّ حِزۡبَ ٱللَّهِ هُمُ ٱلۡغَٰلِبُونَ

«То ведь приверженцы партии Аллаха непременно окажутся победителями» (5:56).

Причина этой интенсивной работы над умышленным введением мусульман в обман по этому вопросу заключается в том, что исламские партии, работающие над изменением реальности, сотрясли престолы правителей и зоны влияния колонизаторов, которые абсолютно против таких перемен. Ведь эти безбожные колонизаторы и их приспешники с давних пор ведут борьбу с этими партиями, используя все физические меры, такие как арест, тюремное заключение, покушение, убийство, увольнение с работы и лишение элементарных гражданских прав. Тем не менее, когда им не удалось покончить с этими исламскими партиями и когда они заметили рост популярности и количества их сторонников во всех частях земли, эти безбожники и их приспешники, подобно неверующим Мекки в борьбе с Посланником Аллаха ﷺ, прибегли к дезинформации, обману и навету на религию Аллаха, используя злосчастных учёных и некоторых попугаев в человеческом облике, называющих себя «проповедниками», несмотря на то, что они ничего не смыслят в понимании шариатского постановления.

9. Относительно понимания благородного аята:

فَإِنَّ حِزۡبَ ٱللَّهِ هُمُ ٱلۡغَٰلِبُونَ ٥٦

«То ведь приверженцы партии Аллаха непременно окажутся победителями» (5:56). В данном аяте словосочетание «партии Аллаха» подразумевает качество любой организации, которая по-настоящему работает на пути Всевышнего. Выражение «партии Аллаха» не употребляется здесь как название, а напротив, как качество того, кто придерживается прочерченного Всевышним Аллахом пути и соблюдает Его законы. Кто пытается интерпретировать это выражение как название, тот пытается умышленно ввести в обман и подменить понятия. Не говоря уже о том, что подобная интерпретация противоречит пониманию арабского языка и перечит трудам великих толкователей Священного Корана. Всевышний Аллах не имеет партии с таким названием, которое хотят приписать Ему псевдоучёные сегодняшнего времени. Аллах превыше всего этого. Напротив, как упоминалось выше, данное выражение описывает качество того, кто придерживается прочерченного Всевышним Аллахом пути. Ведь под выражением «партия Шайтана» все понимают, что здесь речь идёт о том, кто следует за Сатаной в его заблуждениях.

Великий исламский толкователь Корана Ибн Касир говорит: «Каждый, кто довольствуется верховенством Аллаха и преданностью Его Посланнику ﷺ и верующим, тот является преуспевшим в этой жизни и в мире Вечном, а также удостоившимся победы от Аллаха в обеих мирах. И поэтому Всевышний Аллах говорит:

وَمَن يَتَوَلَّ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ فَإِنَّ حِزۡبَ ٱللَّهِ هُمُ ٱلۡغَٰلِبُونَ ٥٦

«Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь приверженцы партии Аллаха непременно окажутся победителями» (5:56). Партия — это сплотившиеся помощники, и под словами Всевышнего Аллаха «То ведь партия Аллаха» подразумеваются помощники религии Аллаха. Подтверждением тому служат слова исламского учёного ар-Раджиза: «وَكَيْفَ أُضْوَى وَبِلَال حِزْبِي» (Кто меня обидит, когда Билял — из моей партии?!). Под словами «أُضْوَى» (меня обидит) имеется в виду «поступит несправедливо», а под выражением «وَبِلَال حِزْبِي» (Билял — из моей партии) подразумевается, что Билял — мой помощник».

Прежде, чем закончить тему, хотелось бы остановиться на вопросе враждебных отношений, ссор и ненависти по причине расхождения во мнениях между организациями или приверженцами правовых школ (мазхабов по фикху): подобное явление — даже если и возникает среди мусульман — является греховным поступком, но не выводит мусульманина из веры и Уммы. Безусловно, такое поведение является запретным по Шариату, однако эта запретность не отменяет тему обязательности приказа к одобряемому и запрета порицаемого посредством партийной деятельности, как и не отменяет расхождения во мнениях в ответвлённых правовых вопросах, поскольку все вышеупомянутые отрицательные явления стали результатом неправильного подхода, а это не делает изначальный принцип, т.е. основу, недействительным. Изначальный принцип — основа — остаётся без всяких изменений, а другое явление, приобщённое к нему, является запрещённым.

Разница во мнениях и в ведении прений по ним являются общеизвестной дозволенностью со времён появления исламского права (фикха). Умар Ибн аль-Хаттаб не осуждал и не оскорблял Абу Бакра за его понимание в каком-то спорном вопросе, которое отличалось от понимания Умара. Как и не порицали сподвижников других сподвижников за их понимание вопроса откладывания намаза на более позднее время.

Известные учёные исламского права говорили: «Моё мнение — правильное, но вероятность ошибки не исключена, а мнение другого — ошибочное, но вероятность его правильности допустима». Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Любое мнение принимается и отвергается, за исключением мнения того, кто покоится в этой могиле», — и указал своей рукой на могилу Пророка Мухаммада ﷺ. Имам Шафии, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если подтвердится достоверность некоего хадиса, то принимайте его, ибо таково моё учение. В противном случае игнорируйте его».

10. В данном случае неуместно говорить о том, что пояснение действий и утверждений заблудших группировок портит дружбу между группами и разжигает злобу между приверженцами группировок, поскольку пояснение правильного мнения является обязательным, как и пояснение порочности (ошибочного мнения) является так же обязательным. Например, необходимо пояснить людям, что заявление Ганнуши о дозволенности спиртных напитков является неправильным мнением, что его отказ от политического Ислама так же является неправильным действием, даже если кто-то разгневается на это. Как и следует пояснить, что согласие некоторых движений с демократией считается неправильным и недозволительным действием по Шариату. Так же признание мирного соглашения с иудеями является недозволительным и неправильным по Шариату действием, как и попадание в зависимость от продажных правителей. Пояснение всего этого народу является шариатским предписанием, а точнее — шариатской обязанностью, независимо от того, принимает ли вторая сторона это пояснение или нет. Так, исламский учёный Иззуддин ибн Абдуссалам не краснел от стыда при пояснении вопроса правления Мамлюка (нахождения государственного управления в руках невольника) в Исламском Эмирате. Как и не робел Абдуллах ибн аз-Зубайр, когда непоколебимо держался своего мнения против Омейядов. Как и не испытывал стыда Саид ибн аль-Мусайиб, когда потребовал от правителей Омейядов соблюдать одобряемое и воздержаться от запретного. Как и не заставил гнев Аббасидов отречься имама Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах, от собственного мнения относительно того, что Коран не сотворён.

Все это является обязательным по Шариату. И в основе другие группы с радостью должны принимать советы братьев из других групп, более того, благодарить их за внимание и заботу. Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Религия — это наставление». «Кого?» — спросили его. «Аллаха, Его писания, Его Посланника, имамов и простых мусульман» (имам Муслим), — и «Мусульманин — зеркало для своего брата» (аль-Байхакый). Так, халиф Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) говорил: «Да смилуется Аллах над тем, кто обратил моё внимание на мои ошибки и посоветовал мне исправить их».

И в заключение хотелось бы сказать, что попытки дезинформация и искажения не остановятся у этой грани. Они начались с началом пророческой миссии Пророка Мухаммада ﷺ. Тогда неверующие Мекки развернули против него антипропаганду. Они обвинили его в колдовстве, во лжи и сумасшествии. Они попытались приписать Священный Коран к некому римлянину по имени Джабра, который не знал арабского языка и разговаривал на другом языке. Затем к подобным приёмам прибегли иудеи и христиане, которые попытались отвратить людей от Посланника Аллаха ﷺ различными обманными уловками. Однако все их попытки увенчались провалом и полным поражением. Аналогичный исход, а точнее — поражение, ожидает каждого, кто выступит против носителей исламского призыва. Ведь уже проигрывают в этой борьбе руководители из числа продажных правителей и заокеанских империалистов. Все используемые ими приёмы умышленного введения в обман (дезинформация) подобны проявляющимся на поверхности воды пузырькам, внешностью которых обманываются люди. Но очень скоро эти пузырьки лопаются, разлетаясь по сторонам, а истина становится явной. Всевышний Аллах говорит:

كَذَٰلِكَ يَضۡرِبُ ٱللَّهُ ٱلۡحَقَّ وَٱلۡبَٰطِلَۚ فَأَمَّا ٱلزَّبَدُ فَيَذۡهَبُ جُفَآءٗۖ وَأَمَّا مَا يَنفَعُ ٱلنَّاسَ فَيَمۡكُثُ فِي ٱلۡأَرۡضِۚ كَذَٰلِكَ يَضۡرِبُ ٱللَّهُ ٱلۡأَمۡثَالَ ١٧

«Такими притчами Аллах разъясняет истину и ложь. Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле. Такие притчи приводит Аллах» (13:17). И нет сомнений в том, что партии, работающие на исламской арене, в частности — те, которые были преданы Аллаху и придерживались верного пути, непременно удостоятся славой победы от Всевышнего Аллаха.

إِنَّا لَنَنصُرُ رُسُلَنَا وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ فِي ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا وَيَوۡمَ يَقُومُ ٱلۡأَشۡهَٰدُ ٥١

«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (40:51),

وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ كَمَا ٱسۡتَخۡلَفَ ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمۡ دِينَهُمُ ٱلَّذِي ٱرۡتَضَىٰ لَهُمۡ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّنۢ بَعۡدِ خَوۡفِهِمۡ أَمۡنٗاۚ يَعۡبُدُونَنِي لَا يُشۡرِكُونَ بِي شَيۡ‍ٔٗاۚ وَمَن كَفَرَ بَعۡدَ ذَٰلِكَ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ ٥٥

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55). А кто встанет против Ислама, тот подобен крошечному камушку на пути устремляющейся огромной волны или тому, кто пытается скрыть солнце броском песка в глаза.

Мы просим Всевышнего Аллаха удостоить работающих на пути восстановления исламского правления Своею помощью и победой. Амин!!!
И последний призыв наш: хвала Аллаху — Господу миров!