Порядок Аллаха в изменении состояния народов и людей

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمْ

«Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не изменят то, что в них» (13:11).

Фейсал Каъку — Алеппо

I. Важность размышлений над политическими переменами:

Размышления над политическими переменами в среде народов и общин являются одним из самых важных видов размышлений, можно сказать — самым значимым, над чем может думать человеческий разум, потому что это касается всего человечества, а также из-за того, что Ислам обязал человека размышлять над переменами. Всевышний Аллах говорит:

الٓرۚ كِتَٰبٌ أَنزَلۡنَٰهُ إِلَيۡكَ لِتُخۡرِجَ ٱلنَّاسَ مِنَ ٱلظُّلُمَٰتِ إِلَى ٱلنُّورِ بِإِذۡنِ رَبِّهِمۡ إِلَىٰ صِرَٰطِ ٱلۡعَزِيزِ ٱلۡحَمِيدِ ١

«Алиф. Лям. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету — на путь Могущественного, Достохвального» (14:01). Кроме того, Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَصْبَحَ وَهَمُّهُ غَيْرُ اللهِ فَلَيْسَ مِنَ اللهِ، وَمَنْ أَصْبَحَ لَا يَهْتَمُّ بِأَمْرِ الْمُسْلِمِينَ فَلَيْسَ مِنْهُمْ

«Кто, проснувшись, не беспокоится о делах Аллаха, тот не имеет к Нему никакого отношения, а кто не заботится о делах мусульман, тот не из них» (Абд ар-Рауф аль-Мунави в книге «Файд аль-Кадир»). Всевышний также говорит:

قُلۡ يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ إِنِّي رَسُولُ ٱللَّهِ إِلَيۡكُمۡ جَمِيعًا

«Скажи: «О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам» (07:158).

Политика — это управление внутренними и внешними делами людей на основе Ислама, а также спасение их от неверия и тирании, от поклонения тагутам, от невежества и законодательства людей. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كَانَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ تَسُوسُهُمْ الْأَنْبِيَاءُ وَلَا نَبِيَّ بَعْدِي، وَلَكِنْ أُمَرَاءُ وَخُلَفَاءُ، فَفُوا بِبَيْعَةِ الْأَوَّلِ فَالْأَوَّلِ

«Правителями сынов Израиля были пророки. Однако после меня пророков не будет, но будут халифы. Будьте верными присяге первого, затем снова первого» (Муслим). Политика — это забота о делах людей, поэтому вести политическую деятельность в Умме является обязанностью мусульман, а размышления над политическими переменами являются самой высокой степенью мысли. Также размышления над политическими изменениями являются большой ответственностью и тяжёлым грузом, что требует наличия у политика упорства, серьёзности и решительности. Всевышний Аллах говорит:

إِنَّا سَنُلۡقِي عَلَيۡكَ قَوۡلٗا ثَقِيلًا

«Мы непременно ниспошлём тебе тягостные слова» (73:5). Когда Аллах поручил своему Посланнику ﷺ обратиться к людям с призывом, тот сказал:

لَقَدْ مَضَى عَهْدُ النَّوْمِ يَا خَدِيجَةُ

«Завершилось время сна, о Хадиджа!» (приводит Сайид Кутб в книге «В сени Корана»). Поэтому:

— Это дело не для ленивых, а для усердных и оживлённых людей, которые не ведают лени и уныния, которые днём и ночью размышляют о делах Уммы и ведут деятельность для того, чтобы поднять её с колен и освободить от всех видов колонизации и зависимости — мыслительной, политической, экономической и военной. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَيْسَ شَيْءٌ خَيْرًا مِنْ أَلْفٍ مِثْلِهِ إِلاَّ الْإِنْسَانُ

«Только человек может обладать тысячекратным превосходством над себе подобными» (Абд ар-Рауф аль-Мунави в книге «Файд аль-Кадир»).

Вставший на путь призыва осознаёт возложенный на него груз и искренне выполняет своё дело. Он в тысячу раз превосходит других людей, которые не знают, чего они хотят и как этого достичь (т. е. не знают идею и метод), не понимают цель, к которой надо стремиться. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّمَا النَّاسُ كَإِبِلٍ مِائَةٍ لَا تَكَادُ تَجِدُ فِيهَا رَاحِلَةً

«Люди подобны сотне верблюдов, из которых найдётся едва ли один, пригодный для верховой езды» (в книге «Файд аль-Кадир»).

Призывающие — это люди, на которых возлагаются большие надежды. Они взяли на себя всё бремя формирования общественного мнения и политической сознательности, чтобы Умма была готова к жертвованию жизнями и имуществом ради осуществления изменений, чтобы Ислам стал её основной заботой и самой ценной вещью.

— Нынешние тираны и беззаконники никогда не согласятся с мыслью о политических переменах, потому что это несёт угрозу их положению, интересам и желаниям. Поэтому они будут бороться с каждым, в ком проявилось политическое мышление, чтобы уберечь ту реальность, в которой они живут. Приводится в «Сире» Ибн Хишама, что однажды один из правителей арабов услышал, что Посланник Аллаха ﷺ призывает людей к свидетельству, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад — Посланник Аллаха, и сказал: «Это ненавистно правителям». Другой же сказал: «С тобой будут воевать арабы и неарабы». Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَاللهِ يَا عَمِّ، كَلِمَةٌ وَاحِدَةٌ تُعْطُونِيهَا تَمْلِكُونَ بِهَا الْعَرَبَ، وَتَدِينُ لَكُمْ بِهَا الْعَجَمُ

«Клянусь Аллахом! О дядя! Поистине, я хочу от них добиться одного слова, из-за которого они завладеют арабами и будут подчиняться им неарабы». Абу Джахль сказал: «Что же это за слово? Мы произнесём и десять таких!». Посланник Аллаха ﷺ ответил:

تَقُولُونَ لَا إِلَهَ إِلاَّ اللهُ، وَتَخْلَعُونَ مَا تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِهِ

«Скажите: «Нет бога кроме Аллаха», — и откажитесь от всего, чему вы поклонялись помимо Него».

— Размышляющий о политическом изменении постоянно находиться под угрозой. На своём пути он встретит немало тягот и бед: ему грозит тюрьма и вынужденное переселение из своей родной земли, ему грозят страх, голод и смерть, поскольку то, что он несёт — не просто слова на языке, а это — жизнь, борьба с режимами и тиранами, со всеми испорченными идеями и нормами. Также это — политическая борьба со всеми врагами Ислама из числа правителей-тиранов и колониальных держав, разрывающих Умму на части. Эта деятельность направлена на идейное и политическое искоренение врагов Уммы и их ставленников — предателей мусульман. Всевышний Аллах говорит:

الٓمٓ ١ أَحَسِبَ ٱلنَّاسُ أَن يُتۡرَكُوٓاْ أَن يَقُولُوٓاْ ءَامَنَّا وَهُمۡ لَا يُفۡتَنُونَ ٢

«Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?» (29:1,2),

وَلَنَبۡلُوَنَّكُم بِشَيۡءٖ مِّنَ ٱلۡخَوۡفِ وَٱلۡجُوعِ وَنَقۡصٖ مِّنَ ٱلۡأَمۡوَٰلِ وَٱلۡأَنفُسِ وَٱلثَّمَرَٰتِۗ وَبَشِّرِ ٱلصَّٰبِرِينَ ١٥٥

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (2:155),

أَمۡ حَسِبۡتُمۡ أَن تَدۡخُلُواْ ٱلۡجَنَّةَ وَلَمَّا يَأۡتِكُم مَّثَلُ ٱلَّذِينَ خَلَوۡاْ مِن قَبۡلِكُمۖ مَّسَّتۡهُمُ ٱلۡبَأۡسَآءُ وَٱلضَّرَّآءُ وَزُلۡزِلُواْ حَتَّىٰ يَقُولَ ٱلرَّسُولُ وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مَعَهُۥ مَتَىٰ نَصۡرُ ٱللَّهِۗ أَلَآ إِنَّ نَصۡرَ ٱللَّهِ قَرِيبٞ ٢١٤

«Или вы полагали, что войдёте в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придёт помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214),

وَقَالَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ لِرُسُلِهِمۡ لَنُخۡرِجَنَّكُم مِّنۡ أَرۡضِنَآ أَوۡ لَتَعُودُنَّ فِي مِلَّتِنَاۖ

«Неверующие говорили своим посланникам: «Мы изгоним вас с нашей земли, или же вы вернётесь в нашу религию» (14:13),

وَقَالَ فِرۡعَوۡنُ ذَرُونِيٓ أَقۡتُلۡ مُوسَىٰ وَلۡيَدۡعُ رَبَّهُۥٓۖ إِنِّيٓ أَخَافُ أَن يُبَدِّلَ دِينَكُمۡ أَوۡ أَن يُظۡهِرَ فِي ٱلۡأَرۡضِ ٱلۡفَسَادَ

«Фараон сказал: «Не мешайте мне убить Мусу. Пусть он призовёт своего Господа. Я опасаюсь, что он заменит вашу религию или распространит на земле нечестие» (40:26),

قَالَ لَئِنِ ٱتَّخَذۡتَ إِلَٰهًا غَيۡرِي لَأَجۡعَلَنَّكَ مِنَ ٱلۡمَسۡجُونِينَ

«Он (Фараон) сказал: «Если ты будешь поклоняться иному богу кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключёнными» (26:29),

وَلِيُمَحِّصَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَيَمۡحَقَ ٱلۡكَٰفِرِينَ

«И чтобы Аллах очистил уверовавших и уничтожил неверующих» (3:141).

Это — то, что касается важности размышлений о политическом изменении и угроз, которые ожидают вставших на этот путь людей. Теперь перейдём к размышлениям о политических переменах в Умме. Чтобы найти лекарство, необходимо осознать ту реальность, в которой живёт наша Умма, и болезни, которые поразили её. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّكُمْ عَلَى بَيِّنَةٍ مِنْ رَبِّكُمْ مَا لَمْ تَظْهَرْ فِيكُمْ سَكْرَتَانِ، سَكْرَةُ الْجَهْلِ، وَسَكْرَةُ حُبِّ الْعَيْشِ، فَإِذَا ظَهَرَ فِيكُمْ حُبُّ الدُّنْيَا فَلا تَأْمُرُونَ بمَعْرُوفٍ، وَلا تَنْهَوْنَ عَنْ مُنْكَرٍ ، وَلا تُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ، وَالْقَائِلُونَ يَوْمَئِذٍ بِالْكِتَابِ، وَالسُّنَّةِ كَالسَّابِقِينَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنْصَارِ

«Вы идёте по истинному пути от своего Господа до тех пор, пока среди вас не появятся две пьянящие страсти — невежество и любовь к мирской жизни. Если среди вас проявится любовь к этому миру, вы перестанете повелевать одобряемое, и не будете препятствовать злу, и перестанете сражаться на пути Аллаха. В то время говорящие по Книге и Сунне будут подобны опередившим из числа мухаджиров и ансаров» (аль-Баззар). Также Пророк ﷺ сказал:

إِذَا رَأَيْتَ أَمَّتِي تَهَابُ الظَّالِمَ أَنْ تَقُولَ لَهُ (إِنَّكَ ظَالِمٌ) فَقَدْ تُوُدِّعَ مِنْهُمْ

«Если ты увидишь, что члены моей общины боятся сказать несправедливому тирану: «Ты несправедлив!», — это значит, что благо покинуло их!» (аль-Хаким). Также он ﷺ сказал:

لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ، وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ أَوْ لَيُسَلِّطَنَّ اللَّهُ عَلَيْكُمْ شِرَارَكُمْ فَيَدْعُو خِيَارُكُمْ فَلَا يُسْتَجَابُ لَهُمْ

«Вы станете побуждать к добру и предостерегать от зла, или Аллах поставит над вами худших из вас. Тогда молитвы даже самых праведных из вас не помогут вам» (в книге «Файд аль-Кадир»). Реальность нашей Уммы такова, что она живёт одурманенной этими двумя страстями — невежеством и любовью к мирскому:

1) Что касается невежества, то из-за него Умма перестала различать между истиной и ложью, Исламом и неисламом, халялом и харамом, между правильной и испорченной связями, как то: национализм, патриотизм, выгода, социализм, интересы. Умма перестала различать между Исламом и отделением религии от жизни, а также демократией, которая гласит, что власть и законодательство принадлежат народу, в то время как Ислам базируется на принципе того, что господство принадлежит исключительно Шариату.

2) А что касается любви к мирской жизни, то из-за этого Умма бросилась в погоню за мирскими благами и за временными наслаждениями, предав забвению критерии халял и харам. Умма стала следовать правилу «где выгода, там и Шариат Аллаха», в то время как шариатское правило гласит «где Шариат Аллаха, там и выгода». Мусульмане подчинили себя этой мирской жизни, следуя своим страстям, стали ленивы, стали любить покой, а их счастье стало заключаться в плотских наслаждениях.

Помимо невежества и любви к этой временной жизни, на отсталость Уммы повлияло ещё два фактора:

1) Идейно-просветительская атака. Эта атака довела Умму до такого состояния, что она перестала размышлять, а вместо неё продолжил думать колониальный Запад. Она выполняет планы, начерченные врагами, и даже полностью подчиняется им, восхищаясь экономическим развитием западного мира. Умма забыла, что Ислам — это то, что спасёт её от невежества, распрей и идейных атак, которые опустили её на уровень самых отсталых народов. И поэтому необходимо изучить реальность Уммы, найти причины её отсталости и приступить к её излечению. Другими словами, необходимо установить реальность в качестве объекта для размышлений, а не их источника. Умма же должна основательно и соответствующе подготовиться к этому.

2) Узурпация власти в мусульманских странах агентами и предателями. Они стали защитниками западной идеи, объявив войну идеям Ислама, чтобы усилить в Умме невежество и любовь к мирской жизни. Таким образом, мусульман поразила отсталость, а метод их мышления испортился так, что это не приводит к развитию и не лечит от болезней. Умма стала зависящей от других народов. Всевышний Аллах говорит:

فَخَلَفَ مِنۢ بَعۡدِهِمۡ خَلۡفٌ أَضَاعُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَٱتَّبَعُواْ ٱلشَّهَوَٰتِۖ فَسَوۡفَ يَلۡقَوۡنَ غَيًّا ٥٩

«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло)» (19:59).

Что касается болезней Уммы, то необходимо найти для них излечение. Для этого нужно сосредоточиться на следующем:

1) Изменение метода мышления Уммы. Избавление от неправильного метода мышления, основанного на отделении религии от жизни и государства, основанного на утилитаризме, корыстной заинтересованности и слепой приверженности, основанного на неправильном понимании счастья, а именно — достижении плотских наслаждений. И образование правильного метода мышления, основанного на полной мысли о Вселенной, человеке и жизни, о том, что было до них и что будет после них, и об их связи с тем, что было до и что будет после. Это и есть акъыда, которая является идейным фундаментом для размышлений и правильных перемен. Эта акъыда образует приобретение:

а) понятия о Создателе, установившем порядок. Именно на этом должно основываться мышление человека и решаться проблемы Уммы, как об этом говорится в Коране и Сунне. Всевышний Аллах говорит:

وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах» (5:49). Это соответствует концепции: «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад — Посланник Аллаха».

б) точки зрения на жизнь и правильные критерии поступков, а именно: халял и харам. Всевышний Аллах говорит:

وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْۚ

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7). Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْحَلَالُ بَيِّنٌ وَالْحَرَامُ بَيِّنٌ

«Дозволенное очевидно и запретное очевидно» (Бухари, Муслим). Также использование этих критериев в жизни формирует определённый образ поведения. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

قَدْ تَرَكْتُكُمْ عَلَى الْبَيْضَاءِ لَيْلُهَا كَنَهَارِهَا، لَا يَزِيغُ عَنْهَا بَعْدِي إِلَّا هَالِكٌ، مَنْ يَعِشْ مِنْكُمْ فَسَيَرَى اخْتِلَافًا كَثِيرًا، فَعَلَيْكُمْ بِمَا عَرَفْتُمْ مِنْ سُنَّتِي، وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ الْمَهْدِيِّينَ، عَضُّوا عَلَيْهَا بِالنَّوَاجِذِ، وَعَلَيْكُمْ بِالطَّاعَةِ، وَإِنْ عَبْدًا حَبَشِيًّا، فَإِنَّمَا الْمُؤْمِنُ كَالْجَمَلِ الْأَنِفِ، حَيْثُمَا قِيدَ انْقَادَ

«Я оставил вас на ясном пути, ночь на котором ясна как день, и не отклонится от этого пути после меня никто, кроме погибшего. Поистине, тот из вас, кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, так держитесь же за неё коренными зубами и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб. Поистине, верующий подобен верблюду, на которого надели недоуздок, и он пойдёт туда, куда его поведут» (в книге «Файд аль-Кадир»).

в) понятия счастья в Исламе. А оно заключается в достижении довольства Всевышнего Аллаха и Рая, а не в следовании за своими страстями и плотскими наслаждениями. Всевышний Аллах сказал:

وَأَمَّا ٱلَّذِينَ سُعِدُواْ فَفِي ٱلۡجَنَّةِ خَٰلِدِينَ فِيهَا مَا دَامَتِ ٱلسَّمَٰوَٰتُ وَٱلۡأَرۡضُ إِلَّا مَا شَآءَ رَبُّكَۖ عَطَآءً غَيۡرَ مَجۡذُوذٖ ١٠٨

«Счастливые же пребудут в Раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Это будет неиссякаемый дар» (11:108). Так же акъыда Ислама концентрирует поведение каждого мусульманина на достижении этого счастья.

г) стремления к знаниям, освобождению от невежества и озаряющему мышлению в поиске правильной доктрины, чтобы человек следовал ясному доказательству. Всевышний Аллах говорит:

وَلَا تَقۡفُ مَا لَيۡسَ لَكَ بِهِۦ عِلۡمٌۚ إِنَّ ٱلسَّمۡعَ وَٱلۡبَصَرَ وَٱلۡفُؤَادَ كُلُّ أُوْلَٰٓئِكَ كَانَ عَنۡهُ مَسۡ‍ُٔولٗا ٣٦

«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (17:36). Также это необходимо для того, чтобы человек имел практические знания в качестве решений для нынешнего положения, чтобы Умма жила в соответствии с ними и ради них, а также призывала к ним. Всевышний Аллах говорит:

أَفَمَن كَانَ عَلَىٰ بَيِّنَةٖ مِّن رَّبِّهِۦ كَمَن زُيِّنَ لَهُۥ سُوٓءُ عَمَلِهِۦ وَٱتَّبَعُوٓاْ أَهۡوَآءَهُم ١٤

«Разве тот, кто следует ясному доказательству от своего Господа, подобен тем, которым представилось прекрасным зло их деяний и которые потакали своим желаниям?» (47:14),

أَوَ مَن كَانَ مَيۡتٗا فَأَحۡيَيۡنَٰهُ وَجَعَلۡنَا لَهُۥ نُورٗا يَمۡشِي بِهِۦ فِي ٱلنَّاسِ كَمَن مَّثَلُهُۥ فِي ٱلظُّلُمَٰتِ لَيۡسَ بِخَارِجٖ مِّنۡهَاۚ كَذَٰلِكَ زُيِّنَ لِلۡكَٰفِرِينَ مَا كَانُواْ يَعۡمَلُونَ ١٢٢

«Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них? Так неверующим представляется прекрасным то, что они совершают» (6:122). Другими словами, мусульманин несёт свет и призывает к нему людей, чтобы освободить их от тиранов и колонизаторов, от невежества, неверия и всех прогнивших идей и вывести их к свету Ислама.

2) Определение идеи и метода, а также их шариатского источника: Коран, Сунна, иджма ус-сахаба, кыяс, а не разум и желания. Всевышний Аллах говорит:

وَنَزَّلۡنَا عَلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ تِبۡيَٰنٗا لِّكُلِّ شَيۡءٖ

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (16:89).

3) Различие между культурой и общей цивилизацией. Исламская культура — единственно правильная, потому что она вытекает из правильной исламской акъыды. Не дозволено принимать что-либо из других испорченных культур, таких как культуры капитализма или коммунизма, даже если они схожи с Исламом в некоторых вещах. Метод воплощения в жизнь Ислама ниспослан как руководство для уверовавших в него мусульман, а исламская культура — полноценна, поэтому нельзя принимать что-либо из других культур, поскольку власть принадлежит Аллаху и Шариату. А что касается демократии и секуляризма, то они подразумевают власть народа. Это — неверие, поскольку люди сами для себя устанавливают законы. И поэтому нельзя принимать от них ничего, даже если они в чём-то и схожи с Исламом, вплоть до того, что нельзя использовать эти прогнившие термины. Что касается общей цивилизации, то сюда относятся объекты, являющиеся следствием достижений науки, промышленности и прогресса. Они — общемировые и не принадлежат каким-либо отдельным народам, не являются их особенностями, поэтому дозволяется принимать и использовать объекты общей цивилизации. И это — то, о чём говорил Посланник Аллаха ﷺ:

أَنْتُمْ أَدْرَى بِأُمُورِ دُنْيَاكُمْ

«Вы более сведущи в своих мирских делах» (Муслим).

الْحِكْمَةُ ضَالَّةُ الْمُؤْمِنِ يَأْخُذُهَا أَنَّى وَجَدَهَا

«Знание и мудрость — это находка верующего! Он приобретёт его там, где найдёт» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан). Это происходит потому, что они — общечеловеческие и не выражают определённого мировоззрения. Помимо этого, ещё существует частная цивилизация, к которой относятся объекты, выражающие определённое мировоззрение, такие как христианский крест, религиозный головной убор и одежда, скульптуры и картины обнажённых женщин. Всё это выражает неисламское мировоззрение. Следовательно, их нельзя принимать во внимание и использовать в своей жизни. Всевышний Аллах сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱدۡخُلُواْ فِي ٱلسِّلۡمِ كَآفَّةٗ وَلَا تَتَّبِعُواْ خُطُوَٰتِ ٱلشَّيۡطَٰنِۚ إِنَّهُۥ لَكُمۡ عَدُوّٞ مُّبِينٞ ٢٠٨

«О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас — явный враг» (2:208). Приятие демократии и секуляризма под предлогом того, что это не противоречит Исламу и даже как термина, который является общеупотребляемым, — всё это расценивается как следование по стопам сатаны, потому что термины, выражающие мировоззрение неверных, противоречат Исламу, и их нельзя принимать. Всевышний Аллах говорит:

إِنَّ ٱلدِّينَ عِندَ ٱللَّهِ ٱلۡإِسۡلَٰمُۗ

«Воистину, религией перед Аллахом является Ислам» (3:19),

وَمَن يَبۡتَغِ غَيۡرَ ٱلۡإِسۡلَٰمِ دِينٗا فَلَن يُقۡبَلَ مِنۡهُ وَهُوَ فِي ٱلۡأٓخِرَةِ مِنَ ٱلۡخَٰسِرِينَ ٨٥

«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85),

لَوۡ كَانَ فِيهِمَآ ءَالِهَةٌ إِلَّا ٱللَّهُ لَفَسَدَتَاۚ

«Если бы на небесах и земле были иные божества наряду с Аллахом, то они разрушились бы» (21:22). Нет достойного поклонения, нет устанавливающего порядок, нет законодателя, кроме Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

يَاأَيُّهَا النَّاسُ ادْخُلُوا الصِّرَاطَ جَمِيعًا وَلَا تَتَعَوَّجُوا

«О, люди идите все прямым путём (путём Ислама) и не сворачивайте с него!» (Бухари, Муслим). Это и есть основа правильного метода мышления, который должен быть ясным и кристаллизованным среди Уммы. Партия, которая будет вести деятельность по изменению, должна обладать просвещением, основанным на этом методе. Такое просвещение должно стать программой этой партии, и она должна заниматься призывом, вступив в идейную и политическую борьбу. Также она должна осознавать важность изменений и то, что общество приходит в движение в процессе мыслительного и понятийного изменения путём ясного и кристаллизованного метода, а не импровизированного. Что касается политического изменения общества, то оно избавит Умму от таких болезней, как невежество и любовь к мирской жизни, освободит мыслительно и сформирует осознанное общественное мнение, вытекающее из Ислама, как и сделает его главной заботой Уммы, для которой все трудности станут незначительными. Аллах об этом уже сказал в Коране.

Условие политического изменения — одно. Аллах сказал о нём:

وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ كَمَا ٱسۡتَخۡلَفَ ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمۡ دِينَهُمُ ٱلَّذِي ٱرۡتَضَىٰ لَهُمۡ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّنۢ بَعۡدِ خَوۡفِهِمۡ أَمۡنٗاۚ يَعۡبُدُونَنِي لَا يُشۡرِكُونَ بِي شَيۡ‍ٔٗاۚ وَمَن كَفَرَ بَعۡدَ ذَٰلِكَ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ ٥٥

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55),

وَلَقَدۡ كَتَبۡنَا فِي ٱلزَّبُورِ مِنۢ بَعۡدِ ٱلذِّكۡرِ أَنَّ ٱلۡأَرۡضَ يَرِثُهَا عِبَادِيَ ٱلصَّٰلِحُونَ ١٠٥

«Мы уже записали в Писаниях после того, как это было записано в Напоминании (Хранимой скрижали), что землю унаследуют Мои праведные рабы» (21:105),

مَنۡ عَمِلَ صَٰلِحٗا مِّن ذَكَرٍ أَوۡ أُنثَىٰ وَهُوَ مُؤۡمِنٞ فَلَنُحۡيِيَنَّهُۥ حَيَوٰةٗ طَيِّبَةٗۖ وَلَنَجۡزِيَنَّهُمۡ أَجۡرَهُم بِأَحۡسَنِ مَا كَانُواْ يَعۡمَلُونَ ٩٧

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97),

وَٱذۡكُرُوٓاْ إِذۡ أَنتُمۡ قَلِيلٞ مُّسۡتَضۡعَفُونَ فِي ٱلۡأَرۡضِ تَخَافُونَ أَن يَتَخَطَّفَكُمُ ٱلنَّاسُ فَ‍َٔاوَىٰكُمۡ وَأَيَّدَكُم بِنَصۡرِهِۦ وَرَزَقَكُم مِّنَ ٱلطَّيِّبَٰتِ لَعَلَّكُمۡ تَشۡكُرُونَ ٢٦

«Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле. Вы опасались, что люди схватят вас, но Он дал вам убежище, подкрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны» (8:26).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

بَشِّرْ هَذِهِ الْأُمَّةَ بِالسَّنَا وَالرِّفْعَةِ وَالنَّصْرِ وَالتَّمْكِينِ فِي الْأَرْضِ، فَمَنْ عَمِلَ مِنْهُمْ عَمَلَ الْآخِرَةِ لِلدُّنْيَا لَمْ يَكُنْ لَهُ فِي الْآخِرَةِ مِنْ نَصِيبٍ

«Обрадуй эту Умму величием, религией, высоким положением, победой и укреплением на земле. А тот, кто станет совершать дела последующей жизни ради мирской, у того не будет награды в Последующей жизни» (Ахмад). Также он сказал:

مَا غُلِبَ قَوْمٌ يَبْلُغُونَ اثْنَيْ عَشَرَ أَلْفًا إِذَا اجْتَمَعَتْ كَلِمَتُهُمْ

«Народ численностью в двенадцать тысяч человек никогда не будет побеждён, если их слово будет единым» (Абу Дауд, ат-Тирмизи). Через аяты и хадисы мы узнаём, что для достижения изменений есть одно условие — это непоколебимая вера и праведные дела, посредством которых Ислам полостью воплощается в жизни. Всевышний Аллах говорит:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱدۡخُلُواْ فِي ٱلسِّلۡمِ كَآفَّةٗ

«О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком» (2:208). Если воплотится в жизнь это условие, тогда и Аллах исполнит своё обещание, потому что Он не нарушает своих обещаний. Из числа Его обещаний:

Наместничество на земле. Аллах сделает наместниками на земле верующих, искренних попечителей исламского призыва, претворяющих его в Исламском Государстве, объединивших Умму на свидетельстве, что нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад — Посланник Аллаха, и распространивших Ислам во всём мире.

Укрепление религии, торжество справедливости во всём мире, как среди мусульман, так и среди немусульман.

Безопасность, как внутренняя, так и внешняя, замена страха на безопасность, счастливая и спокойная жизнь в этом мире, а в следующей жизни — Рай, ширина которого равна ширине небес и земли. Всевышний Аллах говорит:

يَغۡفِرۡ لَكُمۡ ذُنُوبَكُمۡ وَيُدۡخِلۡكُمۡ جَنَّٰتٖ تَجۡرِي مِن تَحۡتِهَا ٱلۡأَنۡهَٰرُ وَمَسَٰكِنَ طَيِّبَةٗ فِي جَنَّٰتِ عَدۡنٖۚ ذَٰلِكَ ٱلۡفَوۡزُ ٱلۡعَظِيمُ ١٢ وَأُخۡرَىٰ تُحِبُّونَهَاۖ نَصۡرٞ مِّنَ ٱللَّهِ وَفَتۡحٞ قَرِيبٞۗ وَبَشِّرِ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ ١٣

«Он простит вам ваши грехи, введёт вас в Райские сады, в которых текут реки, и в прекрасные жилища в садах Эдема. Это — великое преуспеяние. Будет ещё то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!» (61:12,13).

В связи с этим возникает один вопрос: осуществлялись ли подобные обещания для мусульман ранее в истории? Несомненно! Пророк ﷺ получил то, что ему было обещано, спустя тринадцать лет, а именно — установление Исламского Государства в Медине. А ещё через десять лет Аллах укрепил это государство и расширил его границы на весь Аравийский полуостров. Оно стало сильнейшим государством, которое помышляло о походе на Рим и Персию. После Пророка ﷺ подобные обещания осуществлялись для сподвижников и праведных халифов, которые распространили Ислам на весь мир. Мусульмане одерживали победы во всех битвах, пока придерживались Ислама. Они проигрывали битву только в тех случаях, когда теряли связь с Исламом, как битва при Ухуде или при Хунейне.

Для установления и укрепления государства 13 лет или 23 года не является большим сроком в жизни Уммы, однако Аллах не поставил никаких временных рамок, а поставил одно условие, и это — вера и праведные деяния.

В этом и заключаются условия Аллаха. В аятах о наместничестве на земле и о помощи от Аллаха не упоминается о каком-либо временном промежутке, нет разницы, касается ли это прихода Махди или Исы (а.с.). Всевышний Аллах говорит:

وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле» (24:55),

وَكَانَ حَقًّا عَلَيۡنَا نَصۡرُ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ

«Нашим долгом является помогать верующим» (30:47),

أَلَآ إِنَّ نَصۡرَ ٱللَّهِ قَرِيبٞ

«Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214). Выполняет ли Умма это условие, как того желает Аллах, чтобы надеяться на Его помощь? Каждое движение и партия, более того, каждый мусульманин должен поразмыслить: правильно ли он выполняет предписания Ислама, чтобы получить право на наместничество и укрепление религии, или он выполняет это только на словах и в громких заявлениях, или в ибадате и лозунгах, далёких от реальности? Приводится в «Сире» Ибн Хишама, что аль-Микдад ибн Амр сказал Посланнику Аллаха ﷺ: «Продолжай делать то, на что указал тебе Аллах, а мы будем с тобой. И, клянёмся Аллахом, мы не скажем тебе того, что израильтяне сказали Мусе:

فَٱذۡهَبۡ أَنتَ وَرَبُّكَ فَقَٰتِلَآ إِنَّا هَٰهُنَا قَٰعِدُونَ

«Ступай и сражайся вместе со своим Господом, мы же посидим здесь» (5:24), — но мы говорим: «Ступай ты вместе с твоим Господом и сражайтесь, мы же, поистине, будем сражаться вместе с вами!» И, клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, если бы ты повёл нас на Барк аль-Гимад (название местности в Йемене), мы и тогда сражались бы вместе с тобой». Саад ибн Муаз сказал: «Если ты приведёшь нас к морю и сам войдёшь в него, мы войдём в него вместе с тобой, и никто из нас не останется позади! Мы стойки в войне и надёжны в бою, и, может быть, Аллах даст тебе увидеть от нас то, что порадует тебя».

Из-за такого нрава верующие получали помощь от Аллаха и укрепление религии. Это обещание адресовано всем исламским движениям и партиям, всем народам, которые засвидетельствовали, что нет божества кроме Аллаха и Мухаммад — Посланник Аллаха, Аллах же для этого не установил никаких временных рамок. Чтобы осуществилось обещание о наместничестве и укреплении религии, необходимо, чтобы Ислам воплотился в людях, несущих призыв и занимающихся деятельностью по его претворению в жизнь, а также формированию общественного мнения среди Уммы в пользу Ислама. Посланник Аллаха ﷺ на своей практике показал законы, касающиеся деятельности по политическому изменению, и не оставил это на усмотрение людей, как это видно из его сиры, чтобы не было разногласий среди мусульман. Приведём несколько примеров:

1) Партийная деятельность. Всевышний Аллах говорит:

وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ١٠٤

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

Чтобы велась партийная деятельность, необходимо наличие сознательного руководства, как это было при Посланнике Аллаха ﷺ, который сам возглавлял руководство своими сподвижниками и занимался их воспитанием в духе Ислама.

2) Идейная и политическая борьба с невежественными обществами, разъяснение испорченности их идей и систем, раскрытие агентов и предателей, борьба со странами неверных, которые колонизировали Умму политическим, экономическим и военным путями, а также раскрытие их планов и заговоров против Уммы.

3) Талаб ан-Нусра (прошение помощи) в деле получения власти, как это делал Посланник Аллаха ﷺ, когда просил помощи у жителей Медины, после чего произошла вторая клятва у Акабы и установилось Исламское Государство.

Это и есть метод Посланника Аллаха ﷺ в деле осуществления правильных перемен в обществе. Всевышний Аллах говорит:

لَّقَدۡ كَانَ لَكُمۡ فِي رَسُولِ ٱللَّهِ أُسۡوَةٌ حَسَنَةٞ لِّمَن كَانَ يَرۡجُواْ ٱللَّهَ وَٱلۡيَوۡمَ ٱلۡأٓخِرَ وَذَكَرَ ٱللَّهَ كَثِيرٗا ٢١

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21),

فَلۡيَحۡذَرِ ٱلَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنۡ أَمۡرِهِۦٓ أَن تُصِيبَهُمۡ فِتۡنَةٌ أَوۡ يُصِيبَهُمۡ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24:63).

Второе: это — неправильный метод достижения изменений. Это — отклонение от пути Аллаха и Его приказов. Всевышний Аллах говорит:

وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا وَنَحۡشُرُهُۥ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ أَعۡمَىٰ ١٢٤ قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرۡتَنِيٓ أَعۡمَىٰ وَقَدۡ كُنتُ بَصِيرٗا ١٢٥ قَالَ كَذَٰلِكَ أَتَتۡكَ ءَايَٰتُنَا فَنَسِيتَهَاۖ وَكَذَٰلِكَ ٱلۡيَوۡمَ تُنسَىٰ ١٢٦

«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». Он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?». Он скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению» (20:124–126). Это — участь каждого, кто отклонится от пути Аллаха: тяжкая жизнь, в которой нет спокойствия, а также тяжёлая участь в последней жизни, когда он будет воскрешён слепым и подвергнется мучительным наказаниям.

Всевышний Аллах говорит:

وَضَرَبَ ٱللَّهُ مَثَلٗا قَرۡيَةٗ كَانَتۡ ءَامِنَةٗ مُّطۡمَئِنَّةٗ يَأۡتِيهَا رِزۡقُهَا رَغَدٗا مِّن كُلِّ مَكَانٖ فَكَفَرَتۡ بِأَنۡعُمِ ٱللَّهِ فَأَذَٰقَهَا ٱللَّهُ لِبَاسَ ٱلۡجُوعِ وَٱلۡخَوۡفِ بِمَا كَانُواْ يَصۡنَعُونَ ١١٢

«Аллах привёл в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое (Мекку). Они обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облёк их в одеяние голода и страха за то, что они творили» (16:112),

وَلَقَدۡ أَرۡسَلۡنَآ إِلَىٰٓ أُمَمٖ مِّن قَبۡلِكَ فَأَخَذۡنَٰهُم بِٱلۡبَأۡسَآءِ وَٱلضَّرَّآءِ لَعَلَّهُمۡ يَتَضَرَّعُونَ ٤٢ فَلَوۡلَآ إِذۡ جَآءَهُم بَأۡسُنَا تَضَرَّعُواْ وَلَٰكِن قَسَتۡ قُلُوبُهُمۡ وَزَيَّنَ لَهُمُ ٱلشَّيۡطَٰنُ مَا كَانُواْ يَعۡمَلُونَ ٤٣ فَلَمَّا نَسُواْ مَا ذُكِّرُواْ بِهِۦ فَتَحۡنَا عَلَيۡهِمۡ أَبۡوَٰبَ كُلِّ شَيۡءٍ حَتَّىٰٓ إِذَا فَرِحُواْ بِمَآ أُوتُوٓاْ أَخَذۡنَٰهُم بَغۡتَةٗ فَإِذَا هُم مُّبۡلِسُونَ ٤٤ فَقُطِعَ دَابِرُ ٱلۡقَوۡمِ ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْۚ وَٱلۡحَمۡدُ لِلَّهِ رَبِّ ٱلۡعَٰلَمِينَ ٤٥

«Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали смиренными. Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не становились смиренными? Их сердца ожесточались, а сатана приукрашивал для них то, что они совершали. Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние! Беззаконники были уничтожены до основания. Хвала Аллаху, Господу миров!» (6:42–45).

Так Аллах наказывает беззаконников после того, как предупредит их, после того, как даст им вкусить усладу этой жизни, чтобы они радовались недолго. Таково наказание Аллаха в Последней жизни. Это происходит потому, что они не покаялись и не вернулись к подчинению Аллаху и Его Шариату. Это — участь беззаконников и ослушающихся.

Всевышний Аллах говорит:

فَكُلًّا أَخَذۡنَا بِذَنۢبِهِۦۖ فَمِنۡهُم مَّنۡ أَرۡسَلۡنَا عَلَيۡهِ حَاصِبٗا وَمِنۡهُم مَّنۡ أَخَذَتۡهُ ٱلصَّيۡحَةُ وَمِنۡهُم مَّنۡ خَسَفۡنَا بِهِ ٱلۡأَرۡضَ وَمِنۡهُم مَّنۡ أَغۡرَقۡنَاۚ وَمَا كَانَ ٱللَّهُ لِيَظۡلِمَهُمۡ وَلَٰكِن كَانُوٓاْ أَنفُسَهُمۡ يَظۡلِمُونَ ٤٠

«Каждого Мы схватили за его грех. На некоторых из них Мы наслали ураган с камнями, некоторых из низ поразил чудовищный вопль, некоторых из них по Нашему велению поглотила земля, а некоторых из них Мы потопили. Аллах не был несправедлив к ним — они сами поступали несправедливо по отношению к себе» (29:40).

Аллах не меняет своего отношения к беззаконникам и тиранам. Каждый грех, каждое неверие, каждое отклонение от пути Ислама и от приказа Аллаха будет записано.

Всевышний Аллах говорит:

لَقَدۡ كَانَ لِسَبَإٖ فِي مَسۡكَنِهِمۡ ءَايَةٞۖ جَنَّتَانِ عَن يَمِينٖ وَشِمَالٖۖ كُلُواْ مِن رِّزۡقِ رَبِّكُمۡ وَٱشۡكُرُواْ لَهُۥۚ بَلۡدَةٞ طَيِّبَةٞ وَرَبٌّ غَفُورٞ ١٥ فَأَعۡرَضُواْ فَأَرۡسَلۡنَا عَلَيۡهِمۡ سَيۡلَ ٱلۡعَرِمِ وَبَدَّلۡنَٰهُم بِجَنَّتَيۡهِمۡ جَنَّتَيۡنِ ذَوَاتَيۡ أُكُلٍ خَمۡطٖ وَأَثۡلٖ وَشَيۡءٖ مِّن سِدۡرٖ قَلِيلٖ ١٦ ذَٰلِكَ جَزَيۡنَٰهُم بِمَا كَفَرُواْۖ وَهَلۡ نُجَٰزِيٓ إِلَّا ٱلۡكَفُورَ ١٧

«В поселении сабейцев было знамение — два сада справа и слева. Вкушайте из удела вашего Господа и благодарите Его. Прекрасная страна и Прощающий Господь! Но они отвернулись, и Мы наслали на них поток, прорвавший плотину, и заменили их два сада двумя садами с горькими плодами, тамариском и несколькими лотосами. Так Мы воздали им за то, что они не уверовали. Разве Мы караем так кого-либо, кроме неблагодарных?» (34:15–17).

Аллах исполнит свои обещания в отношении тех, кто не верует, и никто не будет забыт. Они получат своё наказание как в этом, так и в Следующем мирах. Всевышний Аллах говорит:

ذَٰلِكَ بِأَنَّ ٱللَّهَ لَمۡ يَكُ مُغَيِّرٗا نِّعۡمَةً أَنۡعَمَهَا عَلَىٰ قَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡ وَأَنَّ ٱللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٞ ٥٣

«Это произошло потому, что Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (8:53).

Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах, не признавая Его милость и не благодаря Его. Когда это происходит, Аллах отменяет свою милость и заменяет её гневом. Но причиной тому является только отклонение людей с пути истины и неблагодарность Аллаху. Всевышний Аллах говорит:

سُنَّةَ مَن قَدۡ أَرۡسَلۡنَا قَبۡلَكَ مِن رُّسُلِنَاۖ وَلَا تَجِدُ لِسُنَّتِنَا تَحۡوِيلًا ٧٧

«Так поступали с Нашими посланниками, отправленными до тебя. Ты не найдёшь изменений в Наших установлениях» (17:77),

وَإِذَآ أَرَدۡنَآ أَن نُّهۡلِكَ قَرۡيَةً أَمَرۡنَا مُتۡرَفِيهَا فَفَسَقُواْ فِيهَا فَحَقَّ عَلَيۡهَا ٱلۡقَوۡلُ فَدَمَّرۡنَٰهَا تَدۡمِيرٗا ١٦

«Когда же они предавались нечестию, то относительно него сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (17:16),

وَٱلۡعَصۡرِ ١ إِنَّ ٱلۡإِنسَٰنَ لَفِي خُسۡرٍ ٢ إِلَّا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ وَتَوَاصَوۡاْ بِٱلۡحَقِّ وَتَوَاصَوۡاْ بِٱلصَّبۡرِ ٣

«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (103:1–3).

На арабском.