Природа идейного конфликта в Шаме

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Абд аль-Лятиф Шами

Тот, кто внимательно наблюдает за идейным конфликтом, происходящим сейчас на благословенной земле Шама, понимает, что этот конфликт — конфликт двух проектов, рядом с которыми нет места третьему. Первый — это проект Ислама, а второй — проект светскости. Когда мы говорим об этих проектах, то имеем в виду ясные и чёткие предложения, поступающие с обеих сторон, которые спутать между собой невозможно. Сторонники исламского проекта говорят, что «Шам — это центр земли Ислама», и они надеются, что именно в Шаме взойдёт солнце Второго Праведного Халифата по методу пророчества. Они надеются, что наступило время сбыться обещанию Аллаха Всевышнего, который сказал:

وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ كَمَا ٱسۡتَخۡلَفَ ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمۡ دِينَهُمُ ٱلَّذِي ٱرۡتَضَىٰ لَهُمۡ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّنۢ بَعۡدِ خَوۡفِهِمۡ أَمۡنٗاۚ يَعۡبُدُونَنِي لَا يُشۡرِكُونَ بِي شَيۡ‍ٔٗاۚ وَمَن كَفَرَ بَعۡدَ ذَٰلِكَ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ ٥٥

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).

Они с нетерпением ждут, что сбудется благая весть Посланника Аллаха (с.а.с.), которая стала совсем близка, и её признаки уже видны на горизонте. Тогда Пророк (с.а.с.) говорил, что его Умма будет переживать различные этапы правления. Этот хадис вывел Имам Ахмад от Хузейфы ибн Ямана (р.а.), сказавшего: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

تَكُونُ النُّبُوَّةُ فِيكُمْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا عَاضًّا، فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ الله أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا جَبْرِيّاً، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ، ثُمَّ سَكَتَ

«Вы живете во время пророчества, столько, сколько пожелает Аллах, а затем Он заберёт его, и будет Халифат по методу пророчества, и он продлится столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах заберёт его. Затем будет несправедливое царство, и продлится оно столько, сколько пожелает Аллах, а затем Он заберёт его. Затем будет тирания, и продлится она столько, сколько пожелает Аллах, а затем Он заберёт её. А затем снова будет Халифат по методу пророчества». И затем он замолчал». Также этот хадис вывели Таялиси, Байхакы и Табари. Достоверным этот хадис признал Альбани согласно доставленной цепочке передатчиков, а имам Арнаут назвал этот хадис хорошим.

Так же тот, кто наблюдает за событиями в Шаме, видит, что в этой стране есть те, кто прилагает усилия в призыве к установлению этого проекта, дабы мысль о нём стала общественной мыслью внутри Уммы, дабы эта мысль исходила из осознания Уммой сути своей религии и того, каким должно быть её будущее государство Праведного Халифата. Эти люди днём и ночью прилагают все возможные силы, они устремлены к осуществлению этой цели, отдавая на своём пути всё ценное и дорогое ради того, чтобы вернуть полуторамиллиардной Умме её величие и славу, чтобы возобновить государство Второго Праведного Халифата по методу пророчества в центре исламского мира, которое бы возобновило джихад как метод донесения исламского призыва в остальной мир и которое стало бы править людьми по Шариату Аллаха так же, как это делал Первый Праведный Халифат в своё время.

Все мы знаем, что сторонники этого проекта прошли целый ряд этапов для его успешного донесения, следуя примеру Посланника Аллаха (с.а.с.), не отклоняясь от него ни на йоту и прилагая всё необходимое для реализации своего проекта, для чего им нужно получить бразды правления в свои руки с последующим проведением коренных изменений в жизни общества, как об этом сказал Посланник Аллаха (с.а.с.) выше в хадисе. Носители этого проекта подготовили все виды систем в Исламе, описав их ясным способом, расписав их детально, начиная от Конституции для будущего государства Праведного Халифата и вплоть до системы исламского правления, до системы государственных аппаратов, экономической и социальной систем, системы наказаний, международных отношений, военной промышленности и образования. Остался лишь последний шаг, необходимый для проведения незамедлительных изменений на реальной земле.

Тут нужно сказать, что первопроходцем в этом деле является Хизб ут-Тахрир. Он — первопроходец по данному вопросу не только в Сирии, но и в каждой стране мусульман, в каждом месте, где вообще есть мусульмане. Это — проект Уммы, Уммы полутора миллиардов человек. Такой масштабный призыв лишь прибавляет ему силы, увеличивает вероятность его успешной реализации, а его носителям придаёт повсеместную поддержку и распространение. Со временем проект установления Халифата уже сам говорит за таких людей, он становится надеждой Уммы и первым вступает в борьбу против западного светского проекта, надвигающегося на неё. Именно этот проект принял для себя Хизб ут-Тахрир.

Многие не придают должного значения этой великой обязанности, считая, что данный проект не реализуется по приходу Ислама к правлению. У некоторых иных понимание этого проекта спуталось до такой степени, что они посчитали, будто бы если вооружённая группировка объявит себя «Исламским Государством», то этого достаточно, после чего часть из них начинает говорить общими фразами, как, например, «Ислам — это решение», не поясняя своего лозунга в детальном проекте, а другие говорят, что Ислам вообще не предоставляет систем, которые нужно реализовать. В конце концов, такие лозунги лишь вредят этому проекту и не приносят ему пользы... Со временем пропасть между такими людьми и самим претворением Ислама в реальности стала лишь увеличиваться...

Что же касается светского проекта, то память о нём всё ещё свежа в умах мусульман, и они прекрасно понимают, в чём суть этого проекта и тех, кто к нему призывает, как бы те ни старались приукрасить себя и его красивыми словами.

Их проект базируется на отделении религии от жизни, что ведёт к отделению религии от государства. Согласно этому проекту, правление принадлежит народу, а не Шариату... Демократия у них является одним из самых ярких элементов призыва, потому как, согласно ей, народ сам издаёт от своего имени законы, которые пожелает в соответствии со своими страстями, отстраняясь от законов, ниспосланных Аллахом Всевышним.

Исламская Умма осознаёт степень злых намерений носителей этого проекта, как они играют словами и терминами, как они скачут от «светского государства» к «гражданскому государству», хотя все понимают, что смысл этих двух терминов сводится к одному: к отделению религии от жизни, а затем — и от государства, после чего они будут вести себя так, словно Аллах Всевышний не имеет отношения ни к жизни людей, ни к их государству.

Некоторые носители светского проекта говорят: «Мы хотим в Сирии светское государство, заинтересованное в науке и учёных». Вторые говорят: «Мы хотим в Сирии гражданское государство, которым будут править гражданские, а не военные». Третьи говорят: «Мы хотим в Сирии гражданское государство, каким было государство, объявленное Посланником Аллаха (с.а.с.) в Медине («Медина» — город, «мадания» — гражданство, т.е. игра слов), потому как он не объявил его мекканским государством в Мекке». Четвёртые говорят: «Мы хотим в Сирии гражданское государство со ссылкой на Ислам»... Всё это — попытки прикрыть то, что ниспослал Аллах в качестве законов о власти.

Их проект пытается замаскироваться под Ислам перед силой Ислама, имеющейся у жителей Сирии. Это — старый проект, в котором на самом деле нет ничего нового. Он уже украл у Уммы почти сто лет её жизни, прилагая все усилия для того, чтобы отдалить мусульман от понимания их религии, навязывая Умме западные понятия так, чтобы они стали её идеями и просвещением. Они настолько осмелели против Аллаха и Его Посланника (с.а.с.), что стали заявлять, будто бы демократия исходит из Ислама, что она на самом деле призывает к совету мусульман, что демократия — это продукт Ислама, который вернулся к нам же. Так они пытались обмануть мусульман и подменить понятия, дабы мусульмане стали признавать правдой их слова и не видеть разницы между советом (шура), предоставляющим Халифу совещательное мнение в качестве рекомендации к действию, если он попросит, и советом депутатов (парламент) в светском государстве, издающим законы...Но как бы не так!

Если хозяином этого проекта является неверный светский Запад, то проталкивают его в наших странах выходцы из нашего же числа, разговаривающие на нашем языке, стоящие у врат Ада и швыряющие в него тех, кто откликается на их призыв, как об этом сказал Посланник Аллаха (с.а.с.) в своём хадисе. Они настойчиво искажают Ислам и борются против возвращения Праведного Халифата по методу пророчества всеми путями. Примером тому опять-таки служат события, происходящие в Сирии, где сторонники светскости и те, кто к ней призывает во всём мире, прикрываясь Исламом всячески пытаются его отравить. Их борьба с вывешиванием чёрного флага и белого знамени Ислама, их желание поднимать грязный флаг Сайкс–Пико и попытки убедить народ, что это — флаг благословенной революции — всё это не что иное, как их козни и лукавство, которые они питают уже очень давно в адрес Ислама и его государства, которое мы ждём по сей день.

То, что светский проект ясен в своей порочности, ясен в своих целях, придаёт нам спокойствие и уверенность в его провале, как и в провале его униженных носителей. Мы уверены в этом, исходя из слов Всевышнего:

يُرِيدُونَ أَن يُطۡفِ‍ُٔواْ نُورَ ٱللَّهِ بِأَفۡوَٰهِهِمۡ وَيَأۡبَى ٱللَّهُ إِلَّآ أَن يُتِمَّ نُورَهُۥ وَلَوۡ كَرِهَ ٱلۡكَٰفِرُونَ ٣٢

«Они хотят потушить свет Аллаха своими устами. Но Аллах не допустит этого и завершит распространение Своего света, даже если это ненавистно неверующим» (9:32),

إِنَّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ يُنفِقُونَ أَمۡوَٰلَهُمۡ لِيَصُدُّواْ عَن سَبِيلِ ٱللَّهِۚ فَسَيُنفِقُونَهَا ثُمَّ تَكُونُ عَلَيۡهِمۡ حَسۡرَةٗ ثُمَّ يُغۡلَبُونَۗ وَٱلَّذِينَ كَفَرُوٓاْ إِلَىٰ جَهَنَّمَ يُحۡشَرُونَ ٣٦

«Воистину, неверующие расходуют своё имущество для того, чтобы сбить других с пути Аллаха. Они будут расходовать его, а затем будут сожалеть об этом, а вслед за тем они будут повержены. Неверующие будут собраны в Геенне» (8:36). Мы однозначно уверены в том, что исполнится обещание Аллаха и радостная весть Его Посланника (с.а.с.).

Нас не печалят заявления таких людей, но огорчают заявления мусульман, колеблющихся между этими двумя проектами, потому как они живут под влиянием сложившейся действительности, не имея Исламского Государства за своими спинами. Они хотят возвращение Ислама и его государства, но по пути, в конце которого — тупик, а не по пути, которому обязал Шариат. Мы по сей день слышим от них слова, из которых явно понимается Ислам — как они признают, что Ислам пригоден быть решением грядущих проблем, что в нём спасение для Уммы от её страданий и шанс снова встать на ноги.

Но в их понятиях Умма не достигнет желаемого, пока не реформирует Ислам и не обновит его лозунги, отдалив от них тексты Шариата, поставив вместо них иные шариатские тексты, чтобы можно было идти с ними в ногу со временем. Такие люди говорят: «Разве по прошествии четырнадцати веков после начала пророческой миссии Мухаммада (с.а.с.) мы должны принимать решения точно с таким же образом мышления, как и тогда? Однозначно, нужно реформировать исламские понятия до такой степени, чтобы можно было идти в ногу с развитием человечества, а сам Ислам сделать первым, кто будет соглашаться с понятиями, принимаемыми человечеством. Для этого необходимо одеть Ислам в современные одежды и добавить в него современные идеи, дабы он вышел из своей тусклой оболочки и стал приемлем для общества, свободным от обвинений в отсталости и реакционизме. Одежды Ислама стары и неприемлемы. Христианский мир так бы и не пришёл к ренессансу и процветанию, если бы не пошёл на точно такой же шаг».

Опираясь на такую точку зрения, некоторые из них открыто объявили о необходимости идейного обновления, угрожающего будущему тех, кто так говорит, потому как эти мусульмане считают, что подстраивание под современность и попытки извлечь пользу из западных развитых идей является исламской необходимостью, дабы Ислам остался на уровне современности. Многие из них выражают больные слова и мысли, насаждённые им Западом специально, чтобы отдалить Ислам и его систему правления от умов мусульман и вообще от реальности, дабы в конечном счёте и дальше продолжать контролировать страны мусульман. К числу таких слов и идей относится: «Религия Ислам — религия, приемлющая преобразования», «Принятие того, что существует, потом — требование большего», «Согласие с претворением того, что соответствует Исламскому Шариату», «Согласие с претворением того, что не противоречит Исламу», «Дозволенность выбрать легчайшее из двух видов вреда или меньшее из двух зол», «То, что не берётся полностью, может приняться частично», «Постепенность в претворении Ислама под предлогом неготовности Уммы к его полному претворению», «Демократия — из Ислама, а её сущность — это совет (шура)», «Не порицается изменение законов с изменением времени или места», «Где бы ты ни был, сначала — польза, а потом — Шариат».

Эти и им подобные мысли стали лидирующими идеями на пути к современному исламскому развитию у таких людей. Они стремятся привить эти идеи мусульманам Сирии, чтобы те приняли их и отправились вслед за тем в преисподнюю. Вне зависимости от того, призывают ли они к этим идеям с искренним намерением или же с дурным умыслом, итог будет один. В этих идеях заключена опасность искажения Ислама или даже его замены на нечто иное, не лучшее, чем он.

Для них и им подобных мы хотим прояснить ситуацию и сказать, что Ислам накладывает на своих приверженцев определённый путь его принятия и претворения в реальности. Аллах Всевышний ниспослал его для того, чтобы посредством него мы исправили все свои жизненные дела. Все мы знаем, что эти процедуры идут в составе шариатских законов, на которые есть соответственные шариатские тексты с твёрдыми или предположительными доказательствами, и мусульманину не остаётся ничего иного, кроме как приложить все усилия для выведения закона из текстов, обладающих предположительными доказательствами. Правила мышления мусульманина должны исходить из его исламской акъыды и основных принципов религии. Путь иджтихада утверждён в Исламе, и не дозволено менять его ни в какой ситуации. Именно этот путь является источником силы и многообразия Шариата.

Установив над Уммой халифа, дав ему шариатскую присягу в том, что он станет претворять над нами законы Шариата, выведенные из текстов, имеющих твёрдые доказательства, и что он станет принимать к исполнению шариатские законы, выведенные муджтхидами в соответствии с правилами иджтихада, мы достигнем шариатской цели по установлению Праведного Халифата по методу пророчества. Так над людьми будет реализован Шариат. Исламская жизнь будет восстановлена, как того и желает Законодатель, а далее послание Ислама будет направлено всему человечеству путём джихада с целью вывести людей из тьмы к свету. Вот для чего стоит работать в Сирии, дабы она на самом деле стала центром Праведного Халифата, как об этом сказал Посланник Аллаха (с.а.с.).

Такова вообще причина ниспослания Корана, о чём ясно сказал Всевышний:

إِنَّآ أَنزَلۡنَآ إِلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ بِٱلۡحَقِّ لِتَحۡكُمَ بَيۡنَ ٱلنَّاسِ بِمَآ أَرَىٰكَ ٱللَّهُۚ وَلَا تَكُن لِّلۡخَآئِنِينَ خَصِيمٗا ١٠٥

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах. Посему не препирайся за изменников» (4:105). Особое внимание в этом аяте стоит уделить словам Всевышнего:

لِتَحۡكُمَ بَيۡنَ ٱلنَّاسِ

«...чтобы ты разбирал тяжбы между людьми...» (4:105), т.е. имеется в виду не только между мусульманами.

Мы хотим напомнить всем мусульманам в мире (и мусульманам в Сирии — в частности) о хадисах, говорящих про них, об аятах, о шариатских правилах и мыслях, которые должны главенствовать в их умах, дабы они направили свои усилия в русло, соответствующее Шариату.

К числу аятов относятся слова Всевышнего:

وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا

«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:124),

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِۚ ذَٰلِكَ خَيۡرٞ وَأَحۡسَنُ تَأۡوِيلًا ٥٩

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!» (4:59),

لَا تُقَدِّمُواْ بَيۡنَ يَدَيِ ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۚ

«Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха» (49:1).

Хотим также напомнить им некоторые шариатские правила и идеи: «Там, где есть Шариат, там есть и польза», «Основа в поступках — ограниченность законами Шариата», «Основа в вещах — дозволенность, если нет доказательства на запретность», «Хорошее — то, что признал хорошим Шариат, и плохое — то, что признал плохим Шариат», «Исламская Умма — это единая Умма, отличительная от других людей», «Ислам не утверждает ни национализм, ни социализм, ни демократию, ни республику», «Ислам имеет определённый образ жизни, полностью отличающийся от других».

Из числа хадисов мы хотим напомнить ряд высказываний Посланника Аллаха (с.а.с.), которые напоминают о необходимости придерживаться того, чего придерживались первые праведные мусульмане, и не совершать новшества в религии:

تَرَكْتُ فِيكُمْ مَا إِنِ اعْتَصَمْتُمْ بِهِ فَلَنْ تَضِلُّوا أَبَدًا كِتَابَ اللَّهِ وَسُنَّةَ نَبِيِّهِ

«Я оставил среди вас то, что не позволит вам впасть в заблуждение, если вы станете его придерживаться: Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка»,

وَتَفَتَّرَق أُمَّتِي عَلَى ثَلَاث وَسَبعِينَ فِرقَة كُلُّهَا فِي النَارِ مَا عَدَا وَاحِدَة. قَالوا وَمَن هِيَ يا رَسُولَ اللَّهِ؟ قال: ما أَنا عَلَيهِ وَأَصحَابِي اليَوم

«И разделиться вся моя Умма на 73 группы, все они — в Огне, кроме одной». Люди спросили: «Какая она, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «(Которая придерживается того) на чём я и мои сподвижники сегодня»,

تَرَكتُكُم عَلَى المَحجّة البَيضَاءِ لا يَزِيغُ عَنهَا بَعدِي إِلَّا كُل ضَالٍّ

«Я оставил вам ясный путь, с которого не сойдёт никто, кроме заблудшего»,

خَيرُ النَاس قَرنِي ثُمَّ الذِينَ يَلونَهُم، ثُمَّ الذِينَ يَلونَهُم

«Лучшие люди — в моем столетии (или поколении), потом — те, которые последуют за ними, потом — те, которые последуют за ними»,

إِنَّ مَن يَعِشُ مِنكُم فَسَيَرَى اِختِلافًا كَثِيرًا. وَإِيَّاكُم وَمحَدَثات الأُمُور فَإن كُل محدثة بِدعَة، وَكُل بِدعَة فِي النَار... عَلَيكُم بِسُنَّتِي وَسُنَّة الخُلَفَاءِ الرَاشِدِينَ المَهدِيينَ، عضّوا عَلَيهَا بِالنَوَاجِذ

«Кто из вас будет жить, увидит множество разногласий. Ни в коем случае не измышляйте новых дел (в религии), потому каждое новшество — это бидаа, а каждое бидаа — в Огне... Вы должны придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путём. Держитесь за неё коренными зубами»,

كُلّ عَمَل لَيسَ عَلَيهِ أَمرنَا فَهُوَ رَد

«Всякий поступок, который мы не приказывали, будет отвергнут».

Таким образом, Посланник Аллаха (с.а.с.) призывает следовать ему и предостерегает от новшеств в религии. Прекрасный порядок изложения этой мысли с его стороны указывает нам на то, что данная приверженность его приказам с каждым новым поколением будет ослабевать, а это требует от нас ещё больших усилий в том, чтобы придерживаться истины. Для этой цели от нас требуется полностью вернуться к Сунне Пророка (с.а.с.) и его праведных халифов, правивших после него, и ни в коем случае не создавать новшеств в религии, потому как все они будут отвергнуты.

Мы сможем достигнуть этого только если станем оберегать свою исламскую акъыду чистой в своих душах, если сделаем её руководителем наших идей, мерилом для каждой мысли, если мы сделаем её основой построения своего развития. Также мы должны остерегаться изменчивых методов выведения решений, потому как, в противном случае, мы пойдём на поводу у своих страстей, которые вмешаются в выведение шариатских законов. Мы должны считать Ислам более важным, чем мы сами, наши дети, наши семьи, более важным, чем наши интересы и пристрастия, дабы слово Аллаха стало высшим в наших душах. Давайте вырвем из нашей жизни идеи неверных, дабы потом мы смогли вырвать их из жизни нашего общества!

В Сирии мы должны встать единым строем за проект Ислама и его носителей и против проекта Запада и его мерзких носителей. Мы должны вместе установить закон Аллаха на земле и возвести государство Праведного Халифата по методу пророчества. Эта возможность есть у нас сегодня. Это — историческая возможность, которую мы не должны упускать, дабы не попасть под гнев Аллаха.

Аллах указывает путь.


На арабском