Носитель исламского призыва

بِسْـــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيــــــــمِ

Познание носителем призыва самого себя, означает познание других людей, так как природа человека у всех одна.

Для того чтобы достигнуть умения изложить свой призыв и достигнуть глубины сердец, от нас требуется изучить реальность человеческой природы. И если рассмотреть человека, то мы найдем, что он имеет разум, размышляет, соотносит и выводит свои решения, а также сердцем он переживает, заботится, чувствует и подвергается влиянию. Однако чтобы узнать, как возникают мысли и чувства, и каким образом мысли сочетаются с чувствами, как соединяется работа разума с работой сердца, для этого необходимо  изучить реальность всего этого. Знание об этом, позволяет носителю призыва понять важность наличия этого в себе, в мусульманах и в каждом человеке, чтобы поступать в соответствии с данными требованиями и чтобы его призыв в своем обращении полностью согласовывался с методом Корана, а также с методом призыва Посланника Аллаха (благословение и мир Аллаха ему).

Мы утверждаем, что человек имеет природу (фитра), которую сотворил в нем Всевышний Аллах, которую невозможно удалить из него, она постоянно находится вместе с ним и является неотъемлемой частицей его сущности.
Всевышний Аллах сказал:

فَأَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفًا فِطْرَتَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا لَا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ

“Обрати же свой лик к религии истинно, по природе созданной Аллахом в людях, нет изменений в творении Аллаха, это - вера прямая, однако большинство людей не знают”. (30:30)

Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) сказал: “Каждый рождающийся, рождается по определенной природе, и только его родители обращают его в иудаизм, или в христианство, или в огнепоклонство”.

Природа человека – это ощущение нужды в Создателе, возникающее в результате естественной слабости человека, и она относится к структурной сфере, а не к сфере желаний. Человек чувствует ее наличие в себе и ощущает ее реальность, следовательно, он может осознать ее и понять каким образом она функционирует. Понимание всего этого, способствует в верном осмыслении того, как следует обращаться с ней.

Наличие данной природы в человеке, толкает его к ее удовлетворению. Человек нуждается в вещах непроизвольно, и не требует знаний по их сущности, а также не совершает свои действия бесцельно, напротив, все совершаемые действия направлены на удовлетворение своей природы, т.е. его интересы связанны с этим удовлетворением. И посредством удовлетворения своей природы он находит успокоение, а в случае отсутствия удовлетворения он испытывает тревогу, беспокойство и переживания. Всевышний Аллах сотворил человека требующим знаний, которые связаны с его природой, и следующим тому, что связанно с ее удовлетворением.

Человек находит в себе природное побуждение, толкающее его верить в Аллаха Творца, и находит в себе твердую основу в том, что Бог-Творец должен характеризоваться абсолютными качествами. Человек находит в себе природное побуждение, толкающее его поклониться этому Богу, поэтому он находит в себе много природных чувств, при каждом их возбуждении, которые находятся в гармонии с этим побуждением, такие как духовность, покорность, освящение, возвеличивание, уважение, страх и т.д. Это природное побуждение и эти природные чувства, нуждаются в верном удовлетворении, дабы человек смог найти успокоение. Если они не будут удовлетворены верным путем или вообще не будут удовлетворены, то в таком случае, человек будет находиться в обеспокоенном, встревоженном состоянии. Следовательно, человек нуждается в правильном познании своего Творца, а также в правильной системе, которая определит правильную связь между человеком и его Творцом, для того, чтобы он смог насладиться этой связью и жить ею, для того, чтобы его сердце наполнилось успокоением и блаженством.

Человек находит в себе природное побуждение, толкающее его на сохранение себя, под воздействием которого он совершает различные действия, направленные на то, чтобы остаться в живых, в спокойствии и в безопасности. Поэтому, он находит в себе природные чувства из такого рода побуждений, как чувства боязни за жизнь, любовь к владению, к сплочению, к главенству, стремление к защите своей чести, смелость, трусость, скупость, щедрость и т.д. В ответ на эти чувства человек прибегает к поиску законов, которые сохранили бы его жизнь и удовлетворили бы эти проявления правильным путем, и когда он находит эти законы, он предпринимает действия для их претворения. Следовательно, основа существования этих законов – это наличие в человеке этих чувств, которые он ощущает в себе, а также  осуществление цели установления этих законов.

Также человек находит в себе природное побуждение, толкающее его сохранить человечество от вымирания и исчезновения. Подтверждением тому служит множество чувств, существующих в человеке и направленных на удовлетворение этого побуждения, как например, чувство влечения к другому полу, родительские чувства у отца и у матери, братские чувства у братьев, родственные чувства и так далее, и эти чувства особенно проявляются при потере матери, или отца, или кого-нибудь другого, когда их постигает смерть. Стремление спасти утопающего или того, кто находится в опасности, чувство жалости к нищему, даже если он незнакомец. Все эти чувства направлены на сохранение человеческого рода, и они нуждаются в правильной системе для осуществления этой цели, поскольку отсутствие правильной системы угрожает человечеству вымиранием.

Следовательно, озабоченность и заинтересованность человека находится в зависимости от собственных чувств, которые он находит в себе, и которые выражают наличие нужд, требующих удовлетворения. А то, что не находится внутри человека, не в состоянии вызвать в нем какой-либо интерес или озабоченность. Поэтому, интерес человека тесно связан с удовлетворением своих нужд правильным удовлетворением, а вовсе не каким-либо удовлетворением.

Это и представляет собой природу человека. Однако каким образом он способен достигнуть правильной системы удовлетворения и успокоения своей природы? Здесь необходимо участие разума, т.е. без применения разума невозможно познать это. И равным образом, достиг ли разум верного решения самостоятельно, или посредством чего-либо, разум остается единственным средством, при помощи которого человек способен принимать решения, изучать, сопоставлять, различать, предпочитать одного над другим и понимать.

Природа человека оказывает давление на разум, чтобы разум нашел метод ее удовлетворения, разум отвечает на это давление и под этим воздействием, принимается во внимание все, что связано с нею. Поскольку природа человека представляет собой совокупность чувств потребности в чем-либо, без всякого определения направления, которое является составной частью удовлетворения, а также без всякого определения метода удовлетворения. Так, например, она представляет собой совокупность чувств, проявляющихся в необходимости поклонения тому, кто заслуживает поклонения, без всякого определения того, кто заслуживает поклонения, а также без всякого определения метода, в соответствии с которым происходит  удовлетворение этой нужды. И  здесь приходит ответ от разума, после изучения.

Также она представляет собой совокупность чувств, проявляющихся в необходимости владеть чем-либо, дабы существовать, без всякого определения чем и как. А что касается объектов владения, и какие виды собственности  бывают, и каким методом осуществляется владение, то ответ на это предоставляет разум. И также она представляет собой совокупность чувств необходимости сохранения человеческого рода, без всякого направления и метода удовлетворения, ответ этому дает разум, он рассматривает это, с тем, чтобы удовлетворение было осуществлено правильным образом.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что природа слепа и разум является ее зрением, она нема и разум является ее языком, и это указывает на то, что разум не действует независимо от природных нужд и не представляет собой, в своей работе, отдельное от нее бытие. Напротив, они работают, взаимодействуя друг с другом. Сначала начинает работать природа, а затем подключается разум, и в основе лежит природа, а разум это средство нахождения ответа на запросы, выдвинутые ею. Из этого следует, что мышление и мысли существуют для познания правильной системы, которая упорядочивает удовлетворение потребностей природы таким образом, что человек при этом приобретает спокойствие и счастье.

Таким путем соединяется разум с природой. И носителю призыва следует ясно осознавать эту реальность, находящуюся в каждом человеке, чтобы, согласно этому, выполнять свои действия в призыве. Ему следует обращать внимание на наличие природных нужд, в человеке которого он призывает, и на наличие в его разуме заинтересованности в познании правильного ответа на запросы, возникающие под давлением его природы (фитры). Такая осмотрительность в этом, требует от носителя призыва концентрировать свое внимание на двух вещах, т.е. его обращение должно охватывать как природу человека, так и его разум.

Это и поможет максимально воздействовать на призываемого, чтобы он смог полностью проникнуться призывом. Поскольку носитель призыва совершил свой призыв в гармонии с сущностью человека. Поэтому эта тема очень важна для призывающего, так как знание всего этого обеспечивает ему хорошие результаты в его деятельности. И для подтверждения этого, достаточно сказать, что это тот самый метод Корана в своем обращении и метод призыва благородного Посланника Аллаха (благословение и мир Аллаха ему).

Но здесь необходимо учесть некоторые подробности относительно роли разума в обращении и принятии идей, для несения призыва в полном виде. Разум в своем соединении с природой, имеет следующие роли:

1) Роль третейского судьи, который предоставляет свое собственное мнение в определенном рассматриваемом вопросе. Здесь разум работает самостоятельно, основываясь на разумных постулатах и очевидных аксиомах, одинаково существующих в каждом разумном человеке, которым не противоречит сознание людей. Разум, посредством этого, приходит к подтверждению основной мыслительной базы, которая способна определить мировоззрение и ответить на все вопросы жизни, а также быть основой для идеи, согласно которой оцениваются поступки и вещи. При определении разумом такой мыслительной базы, природа человека получает спокойствие, следуя в соответствии с этим, а его желания и страсти согласовываются с ней, с ее принципами и со всеми решениями, исходящими из нее.

Здесь работа разума заключается в удовлетворении природы (фитры) путем достижения веры в Аллаха, Создателя и Упорядителя. Частое размышление в этой сфере, укрепляет в человеке силу его веры и удовлетворяет его, тем самым, существующую в нем нужду в поклонении. Эта сфера охватывает осознание существования, величия, могущества и единства Аллаха, путем размышления над сотворенными Им объектами, а также охватывает осознание пророчества Мухаммада (благословение и мир Аллаха ему) и того, что Коран является речью Наимудрейшего Аллаха. Здесь разум работает путем озаряющего метода мышления, и самостоятельно приходит к ответу, который он искал, и поэтому он выступает как третейский судья.

2) Роль понимающего, в том, что необходимо понять. Поскольку после убеждения разумом в существование Создателя и в пророчестве Мухаммада и в то, что Коран это речь Аллаха, он переходит на роль понимающего, что предписано Аллахом человеку в поклонении Ему и в решении различных вопросов. Другими словами понять требования Аллаха в текстах Его послания (нусус), дабы познать правильное послушание Ему во всех сферах жизни. Здесь разум не работает самостоятельно в изучении текстов и в предоставлении своего мнения, напротив, он ограничивается этими текстами и строго следует согласно указаниям смыслов и их значений. Поэтому он не может достичь правильной системы самостоятельно, напротив, он нуждается в откровении (аль-вахий) и только посредством него он способен сделать это.

Здесь работа разума ограничивается пониманием реальной действительности, которую следует оценить, и текстов относительно нее, а затем вынесением решения на нее, с помощью арабского языка, правил, и норм усуль-аль-фикх (методология права). Поэтому здесь разум работает путем глубокого мышления, и несмотря на важность использование разума в этой сфере, как единственное средство в понимании вещей, он все-таки продолжает оставаться только лишь средством, а вовсе не целью. Поскольку целью является жизнь мусульманина в просторе шариатского решения. И здесь роль разума заключается только в подтверждении какого-либо вопроса. И после вынесения разумом шариатского решения, основной целью в дальнейшем становится исполнение данного решения и строгое соблюдение его. Поэтому, носителю призыва к Исламу, следует позаботиться об исполнении определенного шариатского решения, в требуемых доказательствами рамках.

Здесь следует учесть тот факт, что после того, как носитель призыва уверовал в свою доктрину и принял ее как основную мыслительную базу, на которой строятся все его понятия и из которой исходят решения для него, в нем складывается определенный метод понимания вещей и поступков, что называется интеллектуальностью (акълия), а также определенные, согласованные с выведенными из этой базы понятиями, склонности к вещам и поступкам. Другими словами, его побуждения к удовлетворению, будут связаны с его убеждениями, что называется психикой (нафсия). При рассмотрение работы разума, можно заметить ее сходство с работой вычислительной машины, которая выполняет свою работу в зависимости от введенной в нее прежде информации, для базирования на ней при нахождения ответа.

Таким образом, человеческий разум выполняет две важные роли, которые отличаются друг от друга. Что касается первой роли, то ее наличие в человеке является необходимым в своем бытие, и каждый раз, когда верующий использует свой разум, он все глубже проникает в эту сферу, его вера укрепляется в нем, и он становится ближе к Аллаху, и его любовь к Нему увеличивается. Эти явления, возникающие у носителя призыва при размышлении, также возникают и у других людей, это и заставляет людей убежденно принимать его призыв, а также дает ему возможность донести Ислам в полном виде.

А что касается наличия второй роли, то мы видим, что это необходимо для другого, т.е. для знания решений шариата. И деятельность в этой сфере способствует развитию его интеллектуальности и возможности глубоко рассуждать, мудро вести дебаты и дискуссии, а также выносить решения шариата из источников Ислама. И каждый раз, когда носитель призыва укрепляет свое соблюдение тех решений, которые он достиг путем собственного иждихада, то его психика укрепляется и развивается, а его сердце наполняется довольствием и спокойствием.

Исходя из этого, призывающему следует установить равновесие между своей интеллектуальностью и психикой. Будет неправильным озадачивать себя подтверждениями, относительно каких-либо решений, без всякой заботы о соблюдении их. Напротив, ему следует уделять внимание и попечительствовать тем и этим одновременно. Интеллектуальность следует укреплять путем просвещения самого себя исламским просвещением, а психику путем неуклонного соблюдения ахкам-уш-шариа (законов шариата), богобоязненностью и поклонением. Таким образом, он будет справедливым в отношении себя и того к чему призывает.

Отсюда следует, что носитель призыва, осознанно принявший Ислам, применив разум в роли третейского судьи, верно понимающий законы Ислама, применяя разум в понимании его текстов согласно определенным правилам, а также притворяющий на себе эти законы, путем сочетания своих поступков с решениями шариата, является обладателем влиятельной исламской личности, выделяющейся своими качествами среди людей, как ясный свет. Призывающий к Исламу, который характеризуется качествами исламской личности, способен быть одновременно рядовым и главнокомандующим, совмещающим между милосердием и строгостью.

Именно он является тем, кто понимает эту жизнь правильно и имеет упорядоченную приверженность. Однако у понимания и приверженности есть минимальные и максимальные приделы. Призывающий к Исламу должен развивать свою интеллектуальность и психику так, чтобы его личность стала подобна личностям сподвижников (сахаба) и последователей сподвижников (табиин), с тем, чтобы в нем воплотилось высказывание, утверждающее, что он из числа искренне последовавших им, и чтобы в нем блистала покорность к Аллаху в самом прекрасном виде, достижения которой желает каждый призывающий, а увидеть это наяву хотят все принявшие Ислам.

Трудные обстоятельства, слабость защиты и помощи в нелегком пути призыва, учат носителя призыва быть покорным только своему Создателю, прибегать за помощью только к Нему, совершать молитвы со страхом, обращаться с мольбами, публично и в тайне, только к Аллаху, размышлять над Его благами. Быть постящимся в знойно палящие и холодные дни, боясь дней более суровых, чем эти, дающим закят, отводящим взоры, исполняющим свои обещания, моджахедом на пути Аллаха, если в состоянии того, а если нет, то побуждающим себя к Джихаду, взывающим к Аллаху, общающимся с Ним через чтение Корана и стоя и сидя.

Всевышний Аллах описал любимые для Него качества в верующих, которые приближают их к Его помощи, милости, и к получению Его одобрения и Его джанната.
Всевышний говорит:

مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ تَرَاهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانًا سِيمَاهُمْ فِي وُجُوهِهِم مِّنْ أَثَرِ السُّجُودِ

“Мухаммад Посланник Аллаха, и те, кто с ним, - яростны против неверных и милостивы между собой. Ты видишь их, преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их - на их лицах от следов падения ниц”. (48:29)

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ

“А опередившие, первые из мухаджиров и ансаров и те, кто искренно последовал за ними, доволен ими Аллах, и они довольны Им”. (9:100)

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ ١ الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ ٢ وَالَّذِينَ هُمْ عَنِ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ ٣ وَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَاةِ فَاعِلُونَ ٤

“Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняются от пустословия, которые дают закят”. (23:1-4)


وَعِبَادُ الرَّحْمَـٰنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ الْجَاهِلُونَ قَالُوا سَلَامًا ٦٣ وَالَّذِينَ يَبِيتُونَ لِرَبِّهِمْ سُجَّدًا وَقِيَامًا ٦٤

“А рабы Милосердного – те, которые ходят по земле смиренно, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: “Мир”. И те, которые проводят ночи пред своим Господом, стоя и падая ниц”. (25:63-64)
 

لَـٰكِنِ الرَّسُولُ وَالَّذِينَ آمَنُوا مَعَهُ جَاهَدُوا بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ ۚ وَأُولَـٰئِكَ لَهُمُ الْخَيْرَاتُ ۖ وَأُولَـٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ٨٨ أَعَدَّ اللَّـهُ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ ٨٩

“Но Посланник и те, которые уверовали вместе с ним, усердствовали своими имуществами и душами. Для них - лучшее, и они достигшие успеха! Аллах уготовал для них сады (джанат), где внизу текут реки, - для вечного пребывания там. Это - великий успех!” (9:88-89)
 

التَّائِبُونَ الْعَابِدُونَ الْحَامِدُونَ السَّائِحُونَ الرَّاكِعُونَ السَّاجِدُونَ الْآمِرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّاهُونَ عَنِ الْمُنكَرِ وَالْحَافِظُونَ لِحُدُودِ اللَّهِ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ

“Кающиеся, поклоняющиеся, прославляющие, странствующие, кланяющиеся, падающие ниц, приказывающие добро, удерживающие от зла, охраняющие установления Аллаха… и обрадуй же верующих!” (9:112)

Это и есть метод Посланника Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) в формировании и развитии личности. Он  призывал людей к Исламу, сначала путем призыва к исламской доктрине, пока они не уверовали, а затем, после принятия ими Ислама, усердствовал для укрепления этой доктрины в них и наблюдал за построением их интеллектуальности (акьлия) и психики (нафсия) на основе этой доктрины. Затем начал разъяснять аяты Корана ниспосланные ему от Аллаха, объяснять законы (ахкам) и учить людей Исламу.

Всевышний говорит:

كَمَا أَرْسَلْنَا فِيكُمْ رَسُولًا مِّنكُمْ يَتْلُو عَلَيْكُمْ آيَاتِنَا وَيُزَكِّيكُمْ وَيُعَلِّمُكُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُعَلِّمُكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ

“Мы послали среди вас посланника из вашей среды; он читает вам Наши знамения, и очищает вас, и обучает вас писанию и мудрости и обучает вас тому, чего вы не знали раньше”. (2:151)

Результатом усердия Посланника (благословение и мир Аллаха ему) и тех, кто последовал ему, стало огромное количество превосходных исламских личностей, которые были наилучшими на этой земле после личностей пророков (мир им всем). Следовательно, это и есть путь развития, по которому должен продвигаться призывающий, где с каждым продвижением он становится все ближе к Всевышнему Аллаху.

Поистине мусульмане предпочитают принимать призыв правдивого призывающего, поступки которого соответствуют его словам. Нет сомнения в том, что когда проявятся в нем отблески такъвы (богобоязненность) и набожности, чистоты души, и выявится в нем величие и блеск Ислама, тогда Всевышний Аллах откроет пред ним сознания людей и успокоит их сердца и сделает их внемлющими его призыв. Таким образом, призыв будет совершен в полном виде и доведен до совершенства, и достигнет своих целей, тем самым призывающий спасает себя и других. И если получение одобрения Аллаха является обязанностью для всех мусульман, то у призывающего эта обязанность занимает первую ступень, и если от мусульман требуется отдать в призыве должное Аллаху, то призывающий  является их руководителем, и если от мусульман требуется устроить свою связь с их Господом, то призывающий устраивает ее в самом прекрасном виде.

Если носитель призыва обратит свой взор и подумает над тем, к чему он призывает, безусловно, он найдет, что это призыв к вере в Могущественного Аллаха, Создателя, которому человеческая душа готова покориться. Этот призыв заключается в достижении согласия Аллаха и отстранении от всего, что вызывает Его гнев. И вера призывающего в его призыве, несомненно, должна быть сильней, чем у остальных людей. Поскольку к этому он пришел через убеждение, имея множество доказательств, подтверждающих правоту и истинность его призыва. И каждый раз, когда он призывает людей к Аллаху, его вера становится все прочнее, его сердце наполняется успокоением, а разум убежденностью.

Он живет с верой в Аллаха, его душа наполняется любовью к Нему, стремлением покорится Ему и стать пред ним на колени. Поэтому мы видим, что действия носителя призыва, направленные на осознание идей призыва, должны сопровождаться работой его сердца, и в дополнение к этому всему, признанием своих изъянов.

Цель этой беседы, касающейся работы разума и природы (аль-фитра), а также их соединения друг с другом, их формирования и развития, заключается в том, чтобы призывающий четко понимал, каким образом создается у мусульманина определенное мнение и позиция в чем-либо. И с тем, чтобы он выполнял свои действия в соответствии с этим, и чтобы убежденно придерживался того, что следует соблюдать. Так он станет наглядным примером для остальных.