Терпение — часть веры

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Слово «ас-сабр» (терпение) в арабском языке означает «заточение, заключение». В Коране Аллах говорит:

فَصَبۡرٞ جَمِيلٞ

«прекрасное терпение» (12:18).

Ибн Таймия (да будет Аллах милостив к нему) в отношении этого аята сказал: «Прекрасное терпение (сабрун джамилюн) — это терпение без капли сетования». Муджахид (да будет Аллах милостив к нему) сказал: «Это терпение без чувства тревоги».

Терпение (сабр) бывает трёх видов:

1) Сабр в послушании и повиновении, во что следует направить свой нафс при исполнении всех повелений Аллаха. Данное терпение необходимо проявлять постоянно и на протяжении всего времени исполнения повеления Аллаха. Примером служат следующие аяты Корана:

وَأۡمُرۡ أَهۡلَكَ بِٱلصَّلَوٰةِ وَٱصۡطَبِرۡ عَلَيۡهَا

«Вели своей семье совершать намаз, и сам терпеливо совершай его» (20:132),

فَٱعۡبُدۡهُ وَٱصۡطَبِرۡ لِعِبَٰدَتِهِۦۚ

«Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему» (19:65).


2) Сабр во время воздержания от запретного (харама). Данное терпение означает стремление обуздать свой нафс от совершения харама. Например, Аллах говорит:

وَأَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَلَا تَنَٰزَعُواْ فَتَفۡشَلُواْ وَتَذۡهَبَ رِيحُكُمۡۖ وَٱصۡبِرُوٓاْۚ إِنَّ ٱللَّهَ مَعَ ٱلصَّٰبِرِينَ

«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падёте духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — вместе с терпеливыми» (8:46).

3) Сабр при испытаниях. Данное же терпение означает стремление обуздать себя при перенесении различных бед в надежде на вознаграждение от Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

يَٰبُنَيَّ أَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَ وَأۡمُرۡ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَٱنۡهَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَٱصۡبِرۡ عَلَىٰ مَآ أَصَابَكَۖ إِنَّ ذَٰلِكَ مِنۡ عَزۡمِ ٱلۡأُمُورِ

«О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси всё, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость» (31:17).

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать терминологическое определение слова сабр в Шариате:

Сабр — это стойкость в соблюдении положений Корана и Сунны и сохранение нафса от тревог и негодований.

Приводится огромное количество хадисов от Посланника Аллаха (с.а.с.), где отмечается необходимость, достоинство и важность терпения, а также где говорится о месте в Исламе, отведённом для тех, кто проявляет терпение. Вот некоторые из них:

Сабр в качестве искупления грехов

От Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры передаётся (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

مَا يُصِيبُ الْمُؤْمِنَ مِنْ وَصَبٍ وَلَا سَقَمٍ وَلَا حَزَنٍ حَتَّى الْهَمَّ يُهِمُّهُ إِلَّا كَفَّرَ اللَّهُ بِهِ مِنْ سَيِّئَاتِهِ

«Каждый раз, когда верующего настигает недуг, болезнь, печаль и даже тревога — ему прощаются грехи» (Муслим).

От Аиши (р.а.) передаётся, что Пророк (с.а.с.) сказал:

مَا مِنْ مُصِيبَةٍ تُصِيبُ الْمُسْلِمَ إِلَّا كَفَّرَ اللَّهُ بِهَا عَنْهُ، حَتَّى الشَّوْكَةِ يُشَاكُهَا

«Что бы ни постигло мусульманина — Аллах прощает ему грехи, даже если это — укол колючки» (Бухари).

Испытания как признак довольства Аллаха

Передаётся от Аиши (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

مَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْراً يُصِبْ مِنْهُ

«Кому Аллах желает блага, тому Он даёт испытания» (Бухари).

От Анаса ибн Малика по достоверной цепочке передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إنَّ عِظَمَ الجَزَاءِ مَعَ عِظَمِ البَلاَءِ، وَإنَّ اللهَ تَعَالَى إِذَا أَحَبَّ قَوْماً ابْتَلاَهُمْ، فَمَنْ رَضِيَ فَلَهُ الرِّضَا، وَمَنْ سَخِطَ فَلَهُ السُّخْطُ

«Великое воздаяние (полагается за) великое испытание. И если Аллах Всевышний полюбит народ, то Он подвергнет его испытаниям, после чего смирившемуся — довольство Аллаха, а проявившему негодование — гнев (Его)» (аль-Мунзири в книге «Ат-Таргиб ва-т-Тархиб»).

От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَا يَزَالُ البَلاَءُ بالمُؤمِنِ وَالمُؤْمِنَةِ في نفسِهِ ووَلَدِهِ وَمَالِهِ حَتَّى يَلْقَى الله تَعَالَى وَمَا عَلَيهِ خَطِيئَةٌ

«Верующий и верующая будут подвергаться испытаниям, которые затронут самого человека, его детей и его имущество, до тех пор, пока он не встретится с Аллахом Всевышним, будучи безгрешным» (аль-Мунзири в книге «Ат-Таргиб ва-т-Тархиб»).

Сабр приближает мусульманина к Аллаху

От аль-Ляджляджа ибн Хакима ас-Сальми передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا سَبَقَتْ لَهُ مِنْ اللهِ مَنْزِلَةٌ لَمْ يَبْلُغْهَا بِعَمَلِهِ ابْتَلَاهُ اللهُ فِي جَسَدِهِ أَوْ فِي مَالِهِ أَوْ فِي وَلَدِهِ ثُمَّ صَبَّرَهُ عَلَى ذَلِكَ حَتَّى يُبْلِغَهُ الْمَنْزِلَةَ الَّتِي سَبَقَتْ لَهُ مِنَ اللهِ تَعَالَى

«Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, ребёнке или в его имуществе. После чего Он дарует ему терпение до тех пор, пока тот не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах» (Абу Дауд в «Сунане»).

Саад ибн Абу Ваккас (р.а.) рассказывает, что он спросил Пророка (с.а.с.):

يَا رَسُولَ اللهِ أَىُّ النَّاسِ أَشَدُّ بَلاَءً؟ قَالَ: الأَنْبِيَاءُ ثُمَّ الأَمْثَلُ فَالأَمْثَلُ فَيُبْتَلَى الرَّجُلُ عَلَى حَسَبِ دِينِهِ فَإِنْ كَانَ دِينُهُ صُلْبًا اشْتَدَّ بَلاَؤُهُ وَإِنْ كَانَ فِي دِينِهِ رِقَّةٌ ابْتُلِيَ عَلَى حَسَبِ دِينِهِ فَمَا يَبْرَحُ الْبَلاَءُ بِالْعَبْدِ حَتَّى يَتْرُكَهُ يَمْشِي عَلَى الأَرْضِ مَا عَلَيْهِ خَطِيئَةٌ

«Кто из людей подвергается самым тяжёлым испытаниям?». Он (с.а.с.) ответил: «Пророки, затем — праведники, затем — другие люди по степени праведности. Человек подвергается испытаниям по мере своей религиозности. Если его приверженность религии будет крепкой, то ему добавляется испытание, если же в его религии будет слабость, то облегчаются его испытания. Бедствия не перестанут постигать верующего до тех пор, пока он не будет идти по земле, будучи свободным от всех грехов» (Тирмизи).

Терпение в качестве доказательства сильной и искренней веры

От Сухайба ибн Синана передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

عَجَباً لأمْرِ المُؤمنِ إنَّ أمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خيرٌ ولَيسَ ذلِكَ لأَحَدٍ إلاَّ للمُؤْمِن: إنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكَانَ خَيراً لَهُ، وإنْ أصَابَتْهُ ضَرَاءُ صَبَرَ فَكَانَ خَيْراً لَهُ

«Сколь удивительно положение верующего! Всё в его положении является для него благом, и никому не дано такого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).

Терпение — лучший удел раба

От Абу Саида аль-Худри (р.а.) передаётся:

إِنَّ نَاسًا مِنْ الْأَنْصَارِ سَأَلُوا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَعْطَاهُمْ ثُمَّ سَأَلُوهُ فَأَعْطَاهُمْ ثُمَّ سَأَلُوهُ فَأَعْطَاهُمْ حَتَّى نَفِدَ مَا عِنْدَهُ فَقَالَ مَا يَكُونُ عِنْدِي مِنْ خَيْرٍ فَلَنْ أَدَّخِرَهُ عَنْكُمْ وَمَنْ يَسْتَعْفِفْ يُعِفَّهُ اللهُ وَمَنْ يَسْتَغْنِ يُغْنِهِ اللهُ وَمَنْ يَتَصَبَّرْ يُصَبِّرْهُ اللهُ وَمَا أُعْطِيَ أَحَدٌ عَطَاءً خَيْرًا وَأَوْسَعَ مِنْ الصَّبْرِ

«Однажды ансары попросили кое-какое имущество у Посланника Аллаха (с.а.с.), и тот дал им. Потом они ещё раз попросили, и он снова дал. Потом они ещё раз попросили, и это продолжалось до тех пор, пока не иссякло то, что у него было. Тогда он (с.а.с.) сказал: «Я не буду утаивать от вас то, что у меня имеется. Кто воздержался (от испрашивания милостыни и запретного), того Аллах сделает добродетельным и скромным; кто показывал своё имущество (чтобы показать людям, что он не нуждается в чужом имуществе, несмотря на бедность), того обогатит Аллах (либо сердце, либо имуществом); кто проявил терпение и не спрашивал у людей, того Аллах сделает терпеливым. И самое лучшее, что дано каждому — это терпение» (Бухари).

Терпение — ключ к радости

Пророк (с.а.с.) сказал:

وَاعْلَمْ أَنَّ فِى الصَّبْرِ عَلَى مَا تَكْرَهُ خَيْراً كَثِيراً وَأَنَّ النَّصْرَ مَعَ الصَّبْرِ وَأَنَّ الْفَرَجَ مَعَ الْكَرْبِ وَأَنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْراً

«Знай, что в терпении, которое тебе ненавистно — много блага. Терпение приводит к победе, радость приходит на смену скорби, а облегчение — на смену затруднению» (Ахмад).

Терпение в момент прихода горя

От Анаса передаётся, что:

مَرَّ النَّبيُّ بِاِمْرَأَةٍ تَبْكِي عِنْدَ قَبْرٍ، فَقَالَ اِتَّقِي اللهَ وَاصْبِرِي فَقَالَتْ: إِلَيْكَ عَنِّي؛ فإِنَّكَ لَمْ تُصَبْ بِمُصِيبَتِي وَلَمْ تَعْرِفْهُ، فَقِيلَ لَهَا: إنَّه النَّبيُّ فَأَتَتْ بَابَ النَّبيِّ فَلَمْ تَجِدْ عِنْدَهُ بَوَّابينَ، فَقَالَتْ: لَمْ أعْرِفْكَ، فَقَالَ: إنَّمَا الصَّبْرُ عِنْدَ الصَّدْمَةِ الأُولَى

«Однажды Пророк (с.а.с.) проходил мимо женщины, которая плакала возле могилы своего сына, и сказал ей: «Бойся Аллаха и прояви терпение». Женщина сказала: «Оставь меня, тебя не постигло горе, подобное моему». Женщина не узнала Посланника Аллаха (с.а.с.). Тогда ей сказали: «Это был Пророк (с.а.с.)». Тогда женщина бросилась к дверям Пророка и не нашла там даже охраны. Она сказала: «Я не узнала тебя, о Посланник Аллаха». Пророк (с.а.с.) ответил: «Терпение бывает истинным, когда проявляется в момент прихода горя» (Бухари, Муслим).