Некоторые аспекты пути возрождения (нахда)

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Возрождение — это то, к чему устремляются взоры и сердца людей — особенно в наше время — после того, как были испробованы для этого разные способы, но результат был плачевным.

Люди не смогли найти то, что удовлетворило бы разум и соответствовало человеческому естеству, дало бы человеку безопасность и спокойствие. Всё это стало больше похоже на бег за миражом после пережитых страданий и опустошений. В этой статье я не смею останавливаться на рассмотрении определений и вариантов слова «возрождение», а лишь ограничусь привидением следующих слов: «Возрождение человека происходит вследствие его размышлений о жизни, Вселенной и человеке, а также размышлений об их связи с тем, что предшествовало этой жизни, и с тем, что ожидает после этой жизни. Следовательно, для того, чтобы человек действительно встал на путь возрождения, необходимо изменить его нынешнее мышление коренным и всесторонним образом и образовать у него другое, поскольку именно мысль создаёт у человека понятия о вещах и сосредоточивает их в нём».

Каждый человек имеет своё видение того, как достичь возрождения, и причина этого заключается в том, что каждый по-своему воспринимает жизнь. Восприятие жизни не выходит за рамки трёх идеологий: социализма, капитализма и Ислама. Несмотря на то, что все эти три идеологии говорят о возрождении, всё же, не следует забывать, что имеется огромная разница между правильным и неправильным возрождением. Другими словами, имеется разница между возрождением, которое заботится о ценностях, идеалах, праведности общества, и возрождением, которое несёт за собой несчастье, страдание, эгоизм, нечеловеческое существование. Так, социализм и капитализм идут по пути неправильного возрождения, поэтому в распространении и претворении своих идей они вынуждены применять силу и насилие, обман, хитрость и колониализм. Подтверждением этому служит история человечества, особенно пример мусульманского мира.

Изучающий капитализм и социализм находит, что обе эти идеологии не удовлетворяют разум и не соответствуют человеческому естеству (фитре). Следовательно, народы, над которыми претворяются эти идеологии, не находят успокоения.

Что касается Ислама, то во времена его претворения на уровне государства наблюдалось возрождение во всех сферах жизни общества. И это происходило, несмотря на пробелы (после эпохи праведных халифов) в понимании и претворении Ислама вплоть до самого падения Османского государства. Да, Османское государство пыталось возродиться, но для этого оно использовало реформы Запада, плюс оно было занято противостоянием западному колониализму и его агентам. Так продолжалось, пока Османское государство не ослабло и не было уничтожено Западом и его агентами из числа арабов и турок. Но всё это не означает, что причина кроется в закостенелости и отсталости Ислама, напротив, причина — в плохом понимании Ислама и закрытии дверей иджтихада.

Когда Ислам претворялся в государстве — это способствовало принятию людьми Ислама толпами с полной убеждённостью в его правильности. Те же, кто остался придерживаться своих религий, жили под влиянием Ислама и подчинялись его законам, т.к. он защищал их, не возлагая на них непосильное, и заботился о них на основе справедливости. Поэтому нет ничего удивительного в том, что христиане Шама во времена Салах ад-Дина были на стороне мусульман в борьбе с крестоносцами. Сегодня мы видим, как люди в Европе, Америке и других странах принимают Ислам тысячами, и это происходит, несмотря на развёрнутую кампанию против Ислама и мусульман. Сегодня Ислам не имеет своего государства и военной защиты, однако вопреки желаниям Запада и тем, кто обманулся его культурой, Ислам распространяется. А ведь они говорили, что Ислам распространяется только мечом и принуждением!

Тем, кто путают между самой идеей и существующими проблемами, утверждая, что причина отсталости мусульман кроется в их религии и что необходимо отделить её от жизни общества, я скажу следующее: «Разве со времён падения Османского Халифата власть строилась на принципах Ислама? Или же ваш капитализм и социализм были навязаны силой в странах мусульман? Именно для их сохранения на землях мусульман и были взращены тираны и многие, обманувшиеся красивой обёрткой западной культуры деятели.

Ислам не враждовал с наукой, как это происходило с церковной властью в Европе. Напротив, Ислам побуждает к знаниям и науке, использованию средств и причин в достижении возрождения. Под наукой я подразумеваю то, что стало следствием исследований и наблюдений в отношении материальных объектов. Эти науки и их практика являются общечеловеческими достижениями, не принадлежащими какому-либо народу или какой-либо религии. Поэтому мы обязаны их принимать, продвигать и открывать, если они необходимы индивиду, обществу и государству, тем более, когда наука способствует наилучшему проявлению заботы об обществе и повышает авторитет самого государства. Если же Шариат запрещает что-то из этого, то нам следует оставить его без внимания. Ислам обладает своей культурой, которая не приемлет заимствований из других культур. Поэтому ни одна из попыток навязать свои взгляды на жизнь со стороны Запада и обманувшихся его культурой деятелей не увенчались успехом. А для этого как только они не изощрялись: запугивали, соблазняли, называли своё фальшивое мнение наукой.

Ведь на самом деле демократия, республика, светское государство, социализм и т.п. понятия взяты из других просвещений, не из просвещений мусульман. Что касается теорий об обществе и образе жизни, изложенных в социологии и психологии, то эти два предмета не заслуживают названия быть «наукой», ведь по своей природе науке не свойственно входить в противоречивость. Изучение человека с целью определить то, по каким правилам он должен жить, не ведёт к прогрессу в науке. Причина этого заключается в том, что это не медицина и анатомия, которые излечивают больные органы человека; они не специализируются на излечении образа жизни человека, как это делают социология и психология. Учитывая это, нельзя назвать социологию и психологию науками, напротив, они являются просвещением, которое свойственно каждой религии и народу.

Есть те, кто призывает к научному возрождению, используя для этого науку в целом. Да, Умма должна использовать науку и её достижения, чтобы снизить зависимость от других и самостоятельно обеспечить себя в жизненных делах. Однако мы призываем задаться следующими вопросами: кто стоит на этом пути, разве не колониальные страны Запада делают из нас рынок для своей продукции, для своих опытов, делают из нас рабов своей политики? Разве не страны Запада навязали нам силой своё просвещение? Разве не они силой препятствуют нам воспользоваться всеобщими науками? Кто нанёс удар по Ираку, когда последний решил воспользоваться достижениями науки, ведь режим партии «Баас» никак не был связан с Исламом? Кто запрещает мусульманским странам использовать науку, военные достижения, разве не страны Запада? Разве не колониальные страны Запада создали никчёмных правителей, чтобы Умма осталась под гнётом колониализма, чтобы была возможность разграблять ресурсы мусульманского мира? Более того, они борются с учёными в области науки, которые вынуждены бежать из страны, поэтому сегодня учёный-мусульманин, как мы видим, работает во благо Запада, хотя Умма нуждается в нём.

Учёные в области прикладных или других наук нуждаются в государстве, которое проявит о них должную заботу, создаст для них все необходимые условия, будет выплачивать достойную заработную плату, выделять необходимые финансы на исследования и разработки, которые позволят Умме быть независимой, самодостаточной, не искать куска хлеба у врага. Такое государство должно быть заботящимся, а не заниматься поборами с населения. Такое государство было даровано нам в лице Халифата, правление в котором осуществляется по методу пророчества. Халифат берёт во внимание потенциал Уммы, он проявляет о нём должную заботу. Учёные из сыновей Уммы верят в исламское мировоззрение, но сегодня они уезжают в страны Запада, где им навязывается другое мировоззрение, а Ислам сводится лишь к обрядам поклонения и нравственности. Сколько учёных на Западе уверовали в Ислам после того, как познали его суть, однако их подвергли преследованиям, пыткам, а кого-то и убили, и всё это делается руками светских государств.

Сам Запад возродился на бездушной основе, придя к современной форме управления в виде светскости только беря во внимание материальные формы; на Западе возникли науки, промышленность всех видов и отраслей, но, с другой стороны, пришлось пожертвовать человечностью, религией, ценностями и нравственностью. Люди словно стали поклоняться механизмам. А на Западе так вообще они сами превратились словно в роботов, которые заслуживают на пропитание только в том случае, когда от них исходит польза, в противном же случае человек не заслуживает и куска хлеба. Он оказался способным заработать свой кусок хлеба, только если вовлечён в производственную сферу.

Поэтому не осталось места нравственности, ценностям, состраданию, солидарности, семейным связям и т.д., напротив, ценность теперь стала измеряться в материальной выгоде. И в этом нет разницы между капитализмом или социализмом. Обе эти идеологии непригодны привести в порядок жизнь даже животных, что уж говорить о человеке! Необходимо вернуться к сущности человека, а точнее — к его прародителю Адаму (а.с.), которого сотворил Аллах, вдохнул в него дух, однако западный человек отвернулся от этой истины; он пожелал считать своими прародителями обезьян, ведь это соответствует теориям зарождения жизни Запада.

Таким образом, возрождённый Запад после того, как убивал людей, грабил их богатства, эксплуатировал их труд, вёл борьбу с нравственностью и с нематериальной ценностью, сегодня красноречиво заявляет, что желает человечеству добра, да и только. Помимо этого, Запад узаконил гомосексуализм, однополые браки, и он заявляет об этом без всякого стыда. Даже слепой видит, что наступил крах человечества, и причина тому — светские законы и ядовитое западное просвещение. Давайте взглянем на животный мир: хоть он и живёт, руководствуясь инстинктами и потребностями, но подобных аморальных склонностей в нём не наблюдается.

Что это за возрождение, о котором заявляют некоторые? Его основой выступает социализм или капитализм? Или же они говорят о правильном возрождении на основе Ислама? Мы ведь знаем, что Ислам сохраняет человеку его человечность, достоинство, безопасность, жизнь, побуждает в нём тягу к совершенству, созидательности, размышлению, производству, чтобы человек мог служить Умме и добиться довольства своего Творца и Управителя.

Мы как мусульмане говорим о возрождении, которое касается всего человечества, и оно должно осуществиться только на основе религии, которая удовлетворяет разум и гармонирует с человеческим естеством. Такой религией является Ислам, ниспосланный Пророку Мухаммаду ﷺ. Ислам осуществляет возрождение индивида, общества и государства. Индивид придерживается Ислама исходя из своей полной убеждённости в правильности и из наличия духовного мотива. Однако этого недостаточно для возрождения государства и общества, для этого необходимо претворение Ислама во всех сферах жизни в качестве мировоззрения и системы. Мусульмане должны знать, что и они не смогут возродиться, используя лишь неисламскую систему.

В своё время некоторые правители попытались навязать мусульманам систему неверия, но потерпели неудачу. Так, Кемаль Ататюрк не смог возродить Турцию, Гамаль Абдель Насер не смог возродить Египет, и другие предатели Уммы так же не смогли этого сделать, хотя они множество раз рвали на груди рубаху, заявляя, что возродят свои народы. Они посчитали, что возрождение должно пойти по стопам Запада и его образу жизни, но им оказался лишь обманчивый мираж.

Сегодня Хизб ут-Тахрир имеет проект возрождения, основой которого является Ислам. Кто желает возрождения на основе своей религии, пусть присоединяется к Хизбу. Те же, кто красноречиво заявляет о своём индивидуальном проекте, пусть подробно расскажут о его основе и деталях, однако это не должен быть западный проект. Сказал Всевышний:

وَقُلِ ٱعۡمَلُواْ فَسَيَرَى ٱللَّهُ عَمَلَكُمۡ وَرَسُولُهُۥ وَٱلۡمُؤۡمِنُونَ

«Скажи: «Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие» (9:105).

 

Абдуль-Мумин аль-Зайляи