Бойтесь мольбы угнетённого

Бойтесь мольбы угнетённого

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Передаётся от Джабира ибн Абдуллаха, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

اِتَّقُوا الظُّلْمَ فَإِنَّ الظُّلْمَ ظُلُمَاتٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Бойтесь несправедливости, поистине, несправедливость (обернётся) несправедливостью в Судный день» (Муслим).

Передаётся от Анаса ибн Малика: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

اُنْصُرْ أَخَاكَ ظَالِمًا أَوْ مَظْلُومًا

«Помоги своему брату, притеснителю или угнетённому». Ему сказали: «О Посланник Аллаха! Мы можем помочь угнетённому. А как помочь притеснителю»? На что он (с.а.с.) ответил:

تَحْجُزُهُ أَوْ تَمْنَعُهُ مِنَ الظُّلْمِ فَإِنَّ ذَلِكَ نَصْرُهُ

«Остановите его, не позволяйте ему совершать притеснение — это и есть помощь» (Бухари).

Передаётся от Абу Зарра, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Сказал Всевышний Аллах:

يَا عِبَادِي إِنِّي حَرَّمْتُ الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي وَجَعَلْتُهُ بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا فَلَا تَظَالَمُوا

«О рабы Мои, Я запретил несправедливость Самому Себе и сделал её запретной для вас, посему не будьте несправедливыми друг к другу» (Муслим).

Приводит Бухари: «Нам сообщил Маъмар от Катады или от Хасана (а возможно — и от обоих):

اَلظُّلْمُ ثَلاثَةٌ ظُلْمٌ لَا يُغْفَرُ وَظُلْمٌ لَا يُتْرَكُ وَظُلْمٌ يُغْفَرُ فَأَمَّا الظُّلْمُ الَّذِي لَا يُغْفَرُ فَالشِّرْكُ بِاللَّهِ وَأَمَّا الظُّلْمُ الَّذِي لَا يُتْرَكُ فَظُلْمُ النَّاسِ بَعْضِهِمْ بَعْضًا وَأَمَّا الظُّلْمُ الَّذِي يُغْفَرُ فَظُلْمُ الْعَبْدِ نَفْسَهُ فِيمَا بَيْنَهُ وَبَيْنَ رَبِّهِ. اِتَّقِ دَعْوَةَ الْمَظْلُومِ فَإِنَّهُ لَيْسَ بَيْنَهُ وَبَيْنَ اللَّهِ حِجَابٌ

«Притеснение бывает трёх видов:

1. притеснение, которое не прощается (без покаяния),

2. притеснение, которое не оставляется,

3. притеснение, которое прощается.

Притеснение, которое не прощается (без покаяния), это придание Аллаху сотоварища. Притеснение, которое не оставляется, это угнетение людей друг друга. Что касается притеснения, которое прощается, то это притеснение рабом самого себя в том, что между ним и его Господом». «Бойся мольбы угнетённого, потому что между ним и Аллахом нет преграды».

Передаётся от Абу Хурайры, что Пророк (с.а.с.) сказал:

ثَلَاثُ دَعَوَاتٍ مُسْتَجَابَاتٍ لَا شَكَّ فِيهِنَّ دَعْوَةُ الْوَالِدِ وَدَعْوَةُ الْمُسَافِرِ وَدَعْوَةُ الْمَظْلُومِ

«Трём мольбам будет дан ответ: мольбе родителя, мольбе путника, мольбе угнетённого» (Абу Дауд).

Передаётся от Абу Хурайры: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

ثَلَاثَةٌ لَا تُرَدُّ دَعْوَتُهُمُ الصَّائِمُ حَتَّى يُفْطِرَ وَالْإِمَامُ الْعَادِلُ وَدَعْوَةُ الْمَظْلُومِ يَرْفَعُهَا اللَّهُ فَوْقَ الْغَمَامِ وَيَفْتَحُ لَهَا أَبْوَابَ السَّمَاءِ وَيَقُولُ الرَّبُّ وَعِزَّتِي لَأَنْصُرَنَّكِ وَلَوْ بَعْدَ حِينٍ

«Мольба троих не будет отвергнута: постящегося, пока он не разговится, справедливого правителя, угнетённого. Аллах поднимет эти мольбы до облаков и откроет перед ними врата неба, говоря: «Клянусь Своим величием, Я непременно помогу тебе (мольбе), даже если через некоторое время» (ат-Тирмизи).

Передаётся от Абу Хурайры: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

دَعْوَةُ الْمَظْلُومِ مُسْتَجَابَةٌ وَإِنْ كَانَ فَاجِرًا فَفُجُورُهُ عَلَى نَفْسِهِ

«Мольба угнетённого принимается, даже если он грешник, ведь его грехи — против него же» (Ахмад).

Передаётся от Абу Хурайры: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

اِتَّقُوا دَعْوَةَ الْمَظْلُومِ وَإِنْ كَانَ كَافِرًا فَإِنَّهُ لَيْسَ دُونَهَا حِجَابٌ

«Бойтесь мольбы угнетённого, даже если он является неверным, ибо перед ней нет преграды!» (Ахмад).

Передаётся от Абу Хурайры, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Аллах сказал:

ثَلَاثَةٌ أَنَا خَصْمُهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ رَجُلٌ أَعْطَى بِي ثُمَّ غَدَرَ وَرَجُلٌ بَاعَ حُرًّا فَأَكَلَ ثَمَنَهُ وَرَجُلٌ اسْتَأْجَرَ أَجِيرًا فَاسْتَوْفَى مِنْهُ وَلَمْ يُعْطِ أَجْرَهُ

«В Судный день Я буду противником трёх категорий людей:

1. того, кто заключил договор, поклявшись Мной, а потом отступил от него,

4. того, кто продал в рабство свободного человека и проел эти деньги,

5. того, кто нанял работника и не расплатился с ним» (Бухари).

Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

أَتَدْرُونَ مَنِ الْمُفْلِسُ قَالُوا الْمُفْلِسُ فِينَا مَنْ لَا دِرْهَمَ لَهُ وَلَا مَتَاعَ فَقَالَ إِنَّ الْمُفْلِسَ مِنْ أُمَّتِي مَنْ يَأْتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِصَلَاةٍ وَصِيَامٍ وَزَكَاةٍ وَيَأْتِي وَقَدْ شَتَمَ هَذَا وَقَذَفَ هَذَا وَأَكَلَ مَالَ هَذَا وَسَفَكَ دَمَ هَذَا وَضَرَبَ هَذَا فَيُعْطَى هَذَا مِنْ حَسَنَاتِهِ وَهَذَا مِنْ حَسَنَاتِهِ فَإِنْ فَنِيَتْ حَسَنَاتُهُ قَبْلَ أَنْ يُقْضَى مَا عَلَيْهِ أُخِذَ مِنْ خَطَايَاهُمْ فَطُرِحَتْ عَلَيْهِ ثُمَّ طُرِحَ فِي النَّارِ

«Знаете ли вы, кто такой банкрот (аль-муфлис)?». Ему ответили: «Банкрот среди нас — это тот, у кого нет ни дирхама, ни имущества». На что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Банкрот — это тот, кому, наряду с его вознаграждением за намаз, пост и закят, в Судный день представят Книгу деяний, где записано, что он ругал того, оклеветал этого, взял имущество одного, пролил кровь другого, избил третьего. И тогда из его вознаграждения раздадут людям, обиженным им. Если его благодеяния иссякнут, не покрыв долгов, тогда на него возложат их грехи, а затем он будет брошен в Ад со всеми их грехами» (Муслим).