Легитимность вали аль-амр 3 ч.

Легитимность вали аль-амр 3 ч.

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Во второй части Абу Низар остановился на хадисе Муслима от Хузайфы ибн аль-Ямана, а именно — на предложении «Слушайся и повинуйся своему правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твоё имущество!

Слушайся и подчиняйся!». Кажется, он боится того, что некоторые шейхи используют этот хадис в пользу подчинения нынешним правителям, которые не правят по Исламу. Пытаясь защититься, он приступил к глубокому изучению этой темы и пришёл к тому, что это предложение из хадиса — слабое по цепочке и противоречивое по тексту. Мы же хотим рассмотреть вопрос с другой стороны. Хадис приводится в книге Муслима «Сахих» и касается правителя, который правит по Исламу и который занял власть посредством правильной присяги, т.е. хадис про халифа.

Если халиф поступает несправедливо с человеком, то тот терпит и, не выходя из подчинения, отчитывает его. Но исключением является тот случай, когда правитель проявил явное неверие; тогда с ним нужно сражаться, а не ограничиваться словесным отчётом. Этот вывод не противоречит хадису «нет подчинения созданному в ослушании Создателя», потому что терпение в отношении несправедливого правителя-мусульманина — это другой вопрос, нежели подчинение тирану в ослушании Аллаха. Если тиран приказывает ослушаться Аллаха, тогда нет подчинения ему. Поэтому мы сочли уместным написать это предисловие.

Теперь приступим к рассмотрению некоторых хадисов об оспаривании власти у вали аль-амр.

Хадисы про очевидное неверие

Сообщается от Убады ибн ас-Самита (р.а.):

دَعانا النبيُّ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ فَبايَعْناهُ، فقالَ فِيما أخَذَ عَلَيْنا: أنْ بايَعَنا علَى السَّمْعِ والطَّاعَةِ، في مَنْشَطِنا ومَكْرَهِنا، وعُسْرِنا ويُسْرِنا وأَثَرَةً عَلَيْنا، وأَنْ لا نُنازِعَ الأمْرَ أهْلَهُ، إلَّا أنْ تَرَوْا كُفْرًا بَواحًا، عِنْدَكُمْ مِنَ اللَّهِ فيه بُرْهانٌ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) призвал нас, и он взял с нас присягу, что мы будем слушаться и повиноваться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только не увидим проявлений очевидного неверия и не будем располагать доказательствами от Аллаха». Хадис приводится в книге Муслима «Сахих» и у других.

Если рассмотреть все риваяты хадиса, то среди них мы найдём следующее:

• В некоторых хадисах говорится:

إلَّا أنْ تَرَوْا كُفْرًا بَواحًا

«если только не увидим проявлений очевидного неверия», — или говорится:

كُفْرًا صَرَاحًا

«ясного неверия».

• В других говорится:

إِلاَّ أَنْ يَكُونَ مَعْصِيَةً للهِ بَوَاحًا

«Если только это не будет очевидным ослушанием Аллаха». Сообщается от Убады ибн ас-Самита, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О Убада!», — и я ответил: «Вот я перед тобой!». Он (с.а.с.) сказал:

اسْمَعْ وَأَطِعْ فِي عُسْرِكَ وَيُسْرِكَ وَمَنْشَطِكَ وَمَكْرَهِكَ وَأَثَرَةٍ عَلَيْكَ، وَإِنْ أَكَلُوا مَالَكَ وَضَرَبُوا ظَهْرَكَ إِلا أَنْ تَكُونَ مَعْصِيَةً لِلَّهِ بَوَاحًا

«Слушайся обладателей власти и повинуйся в лёгком и тяжёлом, приятном и неприятном, когда тебя обделяют и ущемляют твои права, даже если они пожирают твоё имущество и бьют тебя по спине, если только это не будет очевидным ослушанием Аллаха». Шейх Шуайб аль-Арнаут сказал, что иснад хадиса хасан.

• В некоторых риваятах говорится:

مَا لَمْ يَأْمُرُوكَ بِإِثْمٍ بَوَاحًا

«Если только они не приказывают тебе совершить очевидный грех». Эта версия приводится у Ахмада.

Придворные учёные и защитники нынешних правителей, встретив слова «если только не увидим проявлений очевидного неверия», тут же забрасывают вопросами: «Наши правители совершают неверие? Видел ли ты, как они совершили неверие? Как ты можешь обвинять их в неверии?». Затем ведут свою атаку, основываясь на том, что смысл текста касается исключительно неверия правителя. Когда им приводят аят:

وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡكَٰفِرُونَ

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44),

— они спешат привести в ответ слова Ибн Аббаса, что в аяте имеется в виду «неверие меньше неверия» (куфр дуна куфр), как об этом передают некоторые имамы. Слыша эти доводы, мусульманин столбенеет, а оппоненты обвиняют его в том, что он злословит о «добрых правителях». Они начинают призывать к покаянию, а затем к подчинению вали аль-амру, терпению в отношении его несправедливости и к обдумыванию своих поспешных выводов.

Но у нас крепкая основа — слова Посланника Аллаха (с.а.с.), которые ставят точку в этом вопросе. Пророк (с.а.с.) завещал не оспаривать власть у вали аль-амр, «если только не увидим проявлений очевидного неверия и не будем располагать доказательствами от Аллаха», или «если только это не будет очевидным ослушанием Аллаха», или «если только они не приказывают тебе совершить очевидный грех». Это и есть краеугольный камень нашей темы. Ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) не сказал «если только он не совершит неверие» или «если только вы не увидите у него неверие», как и не сказал «если только он не отступит от религии». Нам не нужно рассматривать реальность самого правителя. Совершил ли он неверие? Отступил ли от своей религии или нет? Всё это не касается нас и не влияет на практические выводы из хадиса, особенно о падении правления и последующей борьбе за власть. Это то, что заботит придворных учёных.

В нашем же хадисе речь идёт о неверии в общественной жизни, невзирая на личное неверие правителя и невзирая ни на какие его оправдания. Всё это связано с самим правителем и его исходом в Следующей жизни. Это не отменяет реальность проявления очевидного неверия и вытекающей из этого законности ослушания, восстания, революции, оспаривания власти и сражения.

Посланник Аллаха (с.а.с.) обязал нас лишать власти вали аль-амра, когда в этом есть необходимость и когда мы располагаем шариатскими доказательствами, т.е. «если только не увидим проявлений очевидного неверия и не будем располагать доказательствами от Аллаха», или «если только это не будет очевидным ослушанием Аллаха», или «если только они не приказывают тебе совершить очевидный грех».

Если рассмотреть хадис в свете правил фикха, то мы получим полный ответ на наши вопросы.

1. «Если только не увидим» означает «если будем убеждены, что это происходит на самом деле», потому что неверие, грех и ослушание — это не предметы, которые можно увидеть своими глазами. Поэтому смысл выражения сводится к следующему — если мы будем убеждены до такой степени, как будто видели это собственными глазами, как и в аяте Корана:

أَلَمۡ تَرَ كَيۡفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصۡحَٰبِ ٱلۡفِيلِ١

«Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона?» (105:1).

Посланник Аллаха (с.а.с.) родился после этих событий и не мог видеть их, поэтому это должно быть передано с категоричными доводами, или услышано, или увидено непосредственно. Без сомнения, сегодня из официальных источников можно прочитать программы, законы, распоряжения и новости от правителей; можно также ознакомиться с международными соглашениями. Всё это публикуется в официальных источниках, и, ознакомившись с этим, ты как будто видишь это своими глазами. Таким же образом — все разрешения в стране, даже если они устные, особенно разрешение того, что запрещено Исламом. Всё это выполняется в реальности, как ростовщические банки, публичные дома, концерты и всякий разврат — мы видим это своими глазами. Услышать, с точки зрения убеждённости, — то же самое, что и увидеть. Поэтому, если мы убеждены в распространении всего этого, тогда можно сказать, что мы видели «проявление очевидного неверия».

2. Проявление должно быть «очевидным». Другими словами, не предполагаться, а быть явным. Это можно увидеть в общественной жизни или действиях, распоряжениях и положениях правителя в сфере общественной жизни. В качестве примера можно привести противоречащие Исламу объявленные в официальных источниках системы законов; официальные заявления в СМИ, которые не могут лгать по этому поводу; работающие на процентах банки; места разврата и танцев; публичные дома; пляжи; членство в международных и региональных организациях; принятие уставов неверных, как устав ООН, ЛАГ, ССАГПЗ, Всемирного банка, МВФ и других; участие в военных союзах с неверными для убийства мусульман; сдача военных баз в аренду неверным, которые используют их в убийстве мусульман, и др. Всё это происходит публично и открыто. Об этом все знают и сообщают, так что не остаётся никакого сомнения.

3. Все эти действия должны быть запретными (харам) или неверием (куфр), на что имеются категоричные доказательства из Корана и Сунны, которые нельзя понять двузначно и которые не подлежат иджтихаду. В хадисе говорится «располагать доказательствами от Аллаха», и это означает, что шариатское доказательство должно исходить из Корана и Сунны, быть категоричным и ясным (бурхан). Для этого доказательство должно быть категоричным в происхождении и указании, чтобы оно не нуждалось в толковании. Другими словами, это должно быть общеизвестно из религии. Таково значение выражения «располагать доказательствами от Аллаха». Или, как говорится в хадисе ат-Табарани в книге «Муснад аш-шамиин»:

عِنْدَكَ تَأْوِيلُهُ مِنَ الْكِتَابِ

«у тебя есть разъяснение этого из Книги». Другими словами, у нас должно быть ясное, общеизвестное доказательство. В этом очень важном вопросе недостаточно просто давать ссылки на слова шейхов или следовать за чьим-либо мнением.

4. Неверие. В хадисах это слово упоминается без артикля и подразумевает все виды неверия. Поэтому мы можем говорить о трёх видах неверия:

Очевидное неверие самого правителя. Например, если он открыто откажется от Ислама, приняв акъыду неверия словами или действиями.

Очевидное неверие мусульман. Если они отступят от Ислама с одобрения правителя.

Очевидное неверие в системе правления. Если правление осуществляется согласно акъыде неверия, даже если сам правитель не совершал неверие.

Что касается неверия правителя, то с этим всё понятно, поскольку факихи единогласны в том, что в таком случае необходимо выступить против него.

Что касается оспаривания власти в случае очевидного неверия мусульман, которые отрекаются от Ислама, основывают организации, движения, информационные агентства, призывающие к атеизму или секуляризму с одобрения правителя, то хадис подходит и к ним, потому что мы видим в них очевидное неверие. Хадис не говорит о наличии неверия только в правителе или в ком-либо другом. Единственное условие — чтобы неверие было очевидным, т.е. ясным, распространённым, которое не порицается. Очевидно, что речь не идёт о неверии зиммиев и мустаминов, потому что они находятся под защитой мусульман.

В любом случае, если кто-то предпочитает считать, что в хадисе имеется в виду «если только не увидим проявлений очевидного неверия правителей», тогда всё равно нет проблем. В случае проявления очевидного неверия мусульман и молчания правителей — это очевидное ослушание Аллаха, о чём также говорится в некоторых версиях этого хадиса. Имам ан-Навави считает, что слово «неверие», которое упоминается в этом хадисе, означает «ослушание».

Что касается оспаривания власти в положении, когда система построена на акъыде неверия, то шариатский текст касается и этого случая, потому что хадис не ограничивается выступлением против правителей, когда те проявляют неверие. В хадисе говорится «если вы увидите очевидное неверие». Увидеть неверие — означает увидеть неверие как правителя, так и других, и даже неверие самой системы правления, когда она построена на акъыде неверия, и люди вынуждены подчиняться ей. Например, когда система правления построена на акъыде «нет никакого божества, а есть только материя» или «отделение религии от политики и общественной жизни», и когда эта акъыда является основой государственного устройства, внешней и внутренней политики, а также общества и так далее.

Если кто-то настаивает на обязательности подчинения правителям в ослушании Аллаха, тогда им ответит сам Убада ибн ас-Самит. Приводит ат-Табарани в книге «Муснад аш-шамиин» важное примечание от самого Убады ибн ас-Самита, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

عَلَيْكَ السَّمْعَ وَالطَّاعَةَ فِي عُسْرِكَ وَيُسْرِكَ، وَمَنْشَطِكَ وَمَكْرَهِكَ وَأَثَرَةٍ عَلَيْكَ، وَلَا تُنَازِعِ الْأَمْرَ أَهْلَهُ وَإِنْ رَأَيْتَ أَنَّهُ لَكَ

«Слушайся и повинуйся в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если тебя будут обделять, и не пытайся лишить власти тех, кому она будет принадлежать, даже если кажется, что ты прав». Умайр сказал, что слышал этот хадис от Худайра ас-Сулями, который передал от Убады ибн ас-Самита, а он слышал от Посланника Аллаха (с.а.с.) с предложением:

إِلا أَنْ يَأْمُرَكَ بِإِثْمٍ بَوَاحًا عِنْدَكَ تَأْوِيلُهُ مِنَ الْكِتَابِ

«Если только они не приказывают тебе совершить очевидный грех, и у тебя есть разъяснение этого из Книги». Худайр сказал Убаде:

فَإِنْ أَنَا أَطَعْتُهُ

«Что будет, если я стану повиноваться ему во всём?». Убада ответил:

يُؤْخَذُ بِقَوَائِمِكَ فَتُلْقَى فِي النَّارِ وَلْيَجِئْ هُوَ فَلْيُنْقِذْكَ

«Тебя схватят за ноги и бросят в (адский) Огонь, и пусть придёт этот человек и спасёт тебя!». Этот хадис — хасан, и он приводится у Бухари, Муслима, Ахмада, Ибн Хиббана и других.

Наш хадис касается всех положений проявления неверия, а другие риваяты хадиса говорят не только о неверии. Во всех этих положениях дозволяется прибегнуть к вооружённому сопротивлению против правящей власти. Приведём эти положения:

1. Когда в обществе проявилось «очевидное ослушание», т.е. когда общество открыто ослушается Аллаха, не встречая на своём пути препятствий и порицаний.

Есть разница между греховностью правителя, против которого нельзя совершать революцию, и между очевидным ослушанием, в случае которого революция будет дозволена. Для полной ясности приведём пример: во дворце правителя распространилась греховность, и информация об этом просочилась среди населения, но это не происходит открыто у всех на виду. В таком случае революция запрещена.

Но если эта греховность происходит в обществе, не говоря уже о том, что её распространяют государственные аппараты без какого-либо стыда и стеснения, тогда речь идёт об очевидном ослушании Аллаха. Даже если правитель не находится в этом обществе, но он позволяет распространять нечестие и не борется с этим. В таком случае происходит открытое ослушание Аллаха, с чем нужно бороться методами, указанными в шариатских текстах после того, как провалятся попытки мирного изменения.

На такой вывод указывает риваят, переданный Хафизом ибн Хаджаром в книге «Фатх аль-Бари»:

وَأَلَّا نُنَازِعَ الْأَمْرَ أَهْلَهُ إِلَّا أَنْ تَكُونَ مَعْصِيَة الله بَوَاحًا

«Не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только это не будет очевидным ослушанием Аллаха». Другими словами, необходимо выступать против правителя, если распространяется очевидное ослушание Аллаха и когда ничто не мешает этому.

Также хадис не ограничивается тем, кто совершает очевидное ослушание, но и касается других, поскольку в хадисе говорится в общем и включает все положения, в которых происходит очевидное ослушание Аллаха. Лучшие примеры тому:

а) отсутствие наказания тех, кто высмеивает Пророка (с.а.с.) в шутках и карикатурах;

б) отсутствие шариатского наказания тех, кто заслуживает этого, например, за открытое прелюбодеяние, педерастию и разврат;

в) вступление в международные организации и соблюдение международных пактов, вступление в военные союзы и соблюдение их уставов, которые явно противоречат Исламу. Например, ООН, ЛАГ, все западные соглашения и коалиции под руководством США, Британии, Франции, поскольку их уставы явно противоречат Исламу. И это не говоря о грехе и преступлении из-за служения и помощи неверным, а также сражения под их знамёнами;

г) свободная торговля запрещёнными по Исламу предметами и запрещённые торговые сделки в государстве, свободное ростовщичество, как среди людей, так и среди коммерсантов, или со стороны инвестиционных организаций и банков, которые обычно работают по официальным лицензиям. Проблема — не в дискредитации правителя по причине запретности ростовщичества.

2. «Если только они не приказывают тебе совершить очевидный грех». Это означает, что запрещено выступать против правителя силой до тех пор, пока он открыто не приказывает совершить грех. Даже если он приказывает совершить грех скрытым образом или так, что на это не скажешь «приказ очевидного ослушания», запрещено лишать его власти до тех пор, пока он не прикажет людям то, что можно оценить как «приказ совершить очевидный грех или ослушание». В таком случае становится дозволенным вступать в вооружённое сопротивление.

В общем, происходит так: правители стран Персидского залива или другие издают указы о поддержке американцев в войне против мусульман, предоставляя им свои военные базы, снабжая их необходимыми разведданными, как это делали арабские страны и страны Персидского залива против Ирака или Пакистан против Афганистана.

Все эти положения подразумеваются в хадисе об очевидном неверии или очевидном ослушании, что является условием того, чтобы Умма выступила против своих правителей. Есть ещё одно положение, в котором запрещается выступать против вали аль-амр, «пока они совершают среди нас намаз». Мы подробно рассмотрим и эти хадисы.

Приводится в «Сахихе» Муслима от Ауфа ибн Малика, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

خِيَارُ أَئِمَّتِكُمُ الَّذينَ تُحِبُّونهُم ويُحبُّونكُم، وتُصَلُّونَ علَيْهِم ويُصَلُّونَ علَيْكُمْ، وشِرَارُ أَئمَّتِكُم الَّذينَ تُبْغِضُونَهُم ويُبْغِضُونَكُمْ، وتَلْعَنُونَهُمْ وَيَلْعَنُونَكُمْ، قِيلَ: يَا رسُول اللَّهِ، أَفَلا نُنابِذُهُمْ بِالسَّيْفِ؟ قالَ: لَا، مَا أَقَامُوا فِيكُمُ الصَّلاةَ، وَإِذَا رَأَيْتُمْ مِنْ وُلَاتِكُمْ شَيْئًا تَكْرَهُونَهُ فَاكْرَهُوا عَمَلَهُ وَلَا تَنْزِعُوا يَدًا مِنْ طَاعَةٍ

«Лучшие из Имамов — те, которых вы любите и которые любят вас. Вы благословляете их, а они благословляют вас. А худшие из Имамов — те, которых вы ненавидите и которые ненавидят вас. Вы проклинаете их, а они проклинают вас». Его спросили: «О Посланник Аллаха, не следует ли нам сражаться с ними с мечом в руках?». Он ответил: «Нет, пока они совершают среди вас намаз. Если же вы увидите в своём правителе нечто, что вам не нравится, то вам надлежит испытывать к этому неприязнь, но не отказываться от повиновения».

В некоторых версиях повторяется предложение «Нет, пока они совершают среди вас намаз» дважды или трижды.

В книге «Сунан» Абу Дауда сообщается от Умм Салямы, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

سَتَكُونُ عَلَيْكُمْ أَئِمَّةٌ تَعْرِفُونَ مِنْهُمْ وَتُنْكِرُونَ فَمَنْ أَنْكَرَ. قَالَ أَبُو دَاوُدَ قَالَ هِشَامٌ: بِلِسَانِهِ فَقَدْ بَرِئَ، وَمَنْ كَرِهَ بِقَلْبِهِ فَقَدْ سَلِمَ وَلَكِنْ مَنْ رَضِىَ وَتَابَعَ. فَقِيلَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ أَفَلاَ نَقْتُلُهُمْ قَالَ ابْنُ دَاوُدَ: أَفَلاَ نُقَاتِلُهُمْ. قَالَ: لاَ مَا صَلَّوْا

«У вас будут правители, одни действия которых вы одобрите, а другие — нет. Кто осудит их своим языком, тот не будет причастен, а кто будет питать к этому отвращение в своём сердце, тот спасётся. А тот, кто удовольствуется и последует за ними, (будет их соучастником в ослушании Аллаха)». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! Не будем ли мы сражаться с ними?». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нет — до тех пор, пока они совершают намаз».

В другой версии с хорошим иснадом говорится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

أَلَا أُخْبِرُكُمْ بِخِيَارِ عُمَّالِكُمْ وَشِرَارِهِمْ؟ قاَلُوا: بَلَى يَا رَسُولَ اللهِ. قَالَ خِيَارُهُمْ لَكُمْ مَنْ تُحِبُّونَهُ وَيُحِبُّكُمْ، وَتَدْعُونَ اللهَ لَهَمْ وَيَدْعُونَ اللهَ لَكُمْ. وَشِرَارَهُمْ لَكُمْ مَنْ تُبْغِضُونَهُ وَيُبْغِضُونَكُمْ، وَتَدْعُونَ اللهَ عَلَيْهِمْ وَيَدْعُونَ اللهَ عَلَيْكُمْ. فَقَالُوا: أَلَا نُقَاتِلُهُمْ يَا رَسُولَ اللهِ؟ قَالَ: لَا، دَعُوهُمْ مَا صَامُوا وَصَلُّوا

«Не сообщить ли вам о худших и лучших правителях?». Люди ответили: «Конечно, о Посланник Аллаха!». Он сказал: «Лучшие из них — те, которых вы любите и которые любят вас, просите Аллаха за них, а они просят Аллаха за вас. Худшие из них — те, которых вы ненавидите и которые ненавидят вас, вы призываете Аллаха против них, а они призывают Аллаха против вас». Тогда люди сказали: «О Посланник Аллаха! Не выступим ли мы против них?». Он ответил: «Нет, призывайте их, пока они держат пост и совершают намаз». Придворные учёные и защитники нынешних правителей используют этот хадис в свою пользу, понимая слова «пока совершают намаз» так, как будто речь идёт о совершении правителем пятикратного намаза, а слова «пока они совершают среди вас намаз» — как будто они совершают намаз среди людей. Как выясняется, их ошибка заключается в некомпетентном изучении и анализе шариатских текстов.

Если исследовать выражение «пока они совершают среди вас намаз», то выяснится, что речь не идёт только о том, что правитель позволяет совершать намаз, но и том, что он следит за выполнением этого обязательства. Слово «икамату ас-салят» используется в разных значениях. Если речь идёт об имаме мечети, тогда это означает, что имам совершает с людьми намаз. Но если мы говорим о правителе, то он обязан выполнять все законы, связанные с намазом, в том числе — наказание за оставление намаза. Смысл хадиса заключается в следующем: «Сражайтесь с ними, если они не совершают с вами намаз».

Обязанностью правителя в отношении Уммы является то, что он должен призывать мусульман к намазу и привлекать к ответственности за оставление намаза, потому что если не отчитывать за оставление намаза, то призыв будет бесполезным делом. В наше время «привлечение к ответственности за оставление намаза» означает наличие соответствующей статьи в уголовном кодексе страны. Кади Ийяд считал, что если имам перестал призывать к намазу, то это подобно проявлению неверия и является причиной его отстранения от имамата.

Это если говорить только о значении хадиса, но если мы совместим всё, что касается этой темы, тогда не останется сомнений в том, что «совершение намаза» — это намёк на «выполнение всей религии». Намаз всегда использовался как указание на религию, потому что является её самой важной частью. Таким же образом правителя можно назвать амиром намаза.

Больше всего на то, что «совершение намаза» в хадисе означает «совершение религии», указывает риваят Имама Бухари от Анаса ибн Малика, что Пророк (с.а.с.) сказал:

اسْمَعُوا وَأَطِيعُوا وَإِنِ اسْتُعْمِلَ عَلَيْكُمْ عَبْدٌ حَبَشِيٌّ كَأَنَّ رَأْسَهُ زَبِيبَةٌ مَا أَقَامَ فِيكُمْ كِتَابَ اللهِ

«Слушайтесь и повинуйтесь, даже если вашим повелителем станет эфиопский раб, голова которого подобна изюму, пока он выполняет среди вас Книгу Аллаха». В версии Умм аль-Хусайны говорится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал в прощальном хадже:

إِنْ أُمِّرَ عَلَيْكُمْ عَبْدٌ مُجَدَّعٌ، يَقُودُكُمْ بِكِتَابِ اللهِ، فَاسْمَعُوا لَهُ وَأَطِيعُوا

«Даже если вашим правителем станет раб с отрезанным носом, который руководит по Книге Аллаха. Слушай и повинуйся!». Этот хадис — сахих. Его вывели Муслим, ан-Насаи, Ахмад по нескольким достоверным цепочкам, а также Ибн Маджа.

Подчинения заслуживает лишь тот, кто правит по Книге Аллаха. Посланник Аллаха (с.а.с.) ясно сказал, что условием подчинения является выполнение религии Аллаха:

إِنَّ هَذَا الْأَمْرَ فِي قُرَيْشٍ لَا يُعَادِيهِمْ أَحَدٌ إِلَّا كَبَّهُ اللَّهُ فِي النَّارِ عَلَى وَجْهِهِ مَا أَقَامُوا الدِّينَ

«Это дело поручено курайшитам, и кто бы ни начал враждовать с ними, Аллах непременно бросит его лицом в Огонь, и так будет до тех пор, пока они будут выполнять религию». Вывел Бухари, сказав, что правление по Книге Аллаха или «выполнение религии» является условием легитимности вали аль-амра, которому необходимо подчиняться. Но кто правит по закону Запада и выполняет среди нас секуляризм, тот не заслуживает подчинения и следования.

Следует сказать, что всё вышеприведённое исследование относительно «очевидного неверия» и «выполнения намаза среди нас» касается проявления неверия у легитимных халифов, которые пришли к власти посредством присяги (байата) от Уммы и которым ранее было необходимо подчиняться. Но эти тексты не касаются тагутов, которые вообще далеки от Шариата Аллаха. Такие не заслуживают подчинения и не могут диктовать харам и халяль. Единственное, что необходимо делать в их отношении, это призывать против них, чтобы устранить от власти.

Остался последний вопрос, который необходимо рассмотреть — узурпатор (мутагаллиб), занявший власть силой

В ответе на вопрос амира Хизб ут-Тахрир от 12 июля 2014 года пишется: «Что касается вопроса узурпаторской власти, который приводится в некоторых книгах исламской юриспруденции (фикх), то необходимо правильно понимать смысл этого выражения. Нельзя употреблять его без учёта того, при каких положениях и когда он имеет значимость в Шариате, и того, когда и при каких положениях он не имеет никакой значимости в Шариате, более того — является пагубным для сторонников узурпации власти. Узурпатор власти несёт тяжкий грех за пролитие крови мусульман и утверждение своей власти путём принуждения, насилия и гнёта. Его приход к власти не считается установлением Халифата по Шариату из-за противоречия с шариатским методом. Тем не менее, существуют некоторые исламские учёные (факихи), которые считают, что власть узурпатора может стать законной при наличии ряда условий, самыми видными из которых являются:

а) Если узурпация имела место в стране, которая имеет все элементы государства на уровне региона, где узурпатор располагает устойчивой властью, позволяющей ему обеспечить безопасность государства как внутри страны, так и за её пределами в окружении своего региона.

б) Если он будет справедливо и подобру претворять Ислам в данной стране, а также выстраивать добропорядочные отношения между людьми: он будет любить их, а они — его, и люди будут согласны с его правлением.

в) Если жители этой страны дадут ему присягу на добровольной и выборочной основе без всякого принуждения и при наличии условий шариатской присяги, в частности — получения присяги от жителей данной страны, а не от сторонников узурпатора власти. Ведь шариатская присяга предусматривает полное следование Посланнику Аллаха (с.а.с.). Известно, что Посланник Аллаха (с.а.с.) в основе стремился получить присягу ансаров, т.е. жителей Медины, на добровольной и выборочной основе, а отнюдь не присягу своих сподвижников мухаджиров. Описание присяги «аль-Акаба ас-Сания» — явное подтверждение тому.

Таким образом, узурпатор власти будет считаться грешником и не будет легитимным, т.е. законным правителем, пока он не осуществит три вышеперечисленных условия. Только после получения им присяги на добровольной и выборочной основе его власть будет признана законной. Такова реальность узурпатора власти. Дай Аллах, чтобы поняли это здравомыслящие люди. Как видно, данные условия не осуществились в отношении авторов «провозглашения Халифата». Напротив, они навязали себя и провозгласили «Халифат», не соблюдая всех законных по Шариату условий».

Ибн Батталь в книге «Шарх Сахих аль-Бухари» пишет: «Учёные единогласны в том, что подчинение узурпатору обязательно, если он совершает с людьми пятничные и праздничные молитвы, а также ведёт джихад и соблюдает справедливость по отношению к угнетённым». Пусть же наши оппоненты посмотрят, в каком случае нужно подчиняться узурпатору?! «Совершает с людьми пятничные и праздничные молитвы, а также ведёт джихад и соблюдает справедливость по отношению к угнетённым» — это означает выполнение религии, воплощение Книги Аллаха, руководство по ней, возглавление джихада для освобождения мусульманских народов и стран. Об этом всём нам становится ясно из хадисов. Поэтому их представление о подчинении узурпаторам неправильно.

Также они ошиблись в применении текста на реальность

Они допустили грубую ошибку в определении объекта хадисов (тахкик аль-манат). Но ещё хуже то, что они осмелились эти хадисы применить к тиранам, которые правят Уммой сегодня.

Внимательно рассмотрев Сунну, можно заметить, что все хадисы по этой теме делятся на два вида:

• Хадисы про законных халифов, которым присягнула Умма, и они правили Исламом, но потом сошли с пути справедливости и стали грешниками. Аллах приказывает терпеть их правление до тех пор, пока они не переступили красные линии, такие как проявление очевидного неверия или очевидного ослушания. Если это произойдёт, тогда Умма должна свергнуть их.

• Хадисы про тагутов, которые не правят по Закону Аллаха, захватив власть над людьми. Такие не заслуживают подчинения ни в хорошем, ни в плохом. Наоборот, Умма становится грешной, если молчит. Мы прибегаем к Аллаху от всего, во что втянули Умму служители дворцов так, что мусульмане терпят бедствия, запутавшись в своей религии, а самые терпеливые стали растерянными. Здесь мы приведём хадис, который наполнит сердца верующих успокоением, а служителей тирании — тревогой. Сообщается от Абу Утбы аль-Хауляни, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَا تَحْرِجُوا أُمَّتِي ثَلاثَ مَرَّاتٍ، اللَّهُمَّ مَنْ أَمَرَ أُمَّتِي بِمَا لَمْ تَأْمُرْهُمْ بِهِ فَإِنَّهُمْ مِنْهُ فِي حِلٍّ

«О Аллах! Не затрудняй положение моей общины теми, кто будет повелевать то, что Ты не повелевал, а она станет считать это правильным». Хадис — хасан сахих по условиям Ибн Хиббана.

И последнее: они должны знать, что повиновение тагутам — это всё равно что и поклонение. Сообщается от Ади ибн Хатима, что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) читал этот аят:

ٱتَّخَذُوٓاْ أَحۡبَارَهُمۡ وَرُهۡبَٰنَهُمۡ أَرۡبَابٗا مِّن دُونِ ٱللَّهِ وَٱلۡمَسِيحَ ٱبۡنَ مَرۡيَمَ وَمَآ أُمِرُوٓاْ إِلَّا لِيَعۡبُدُوٓاْ إِلَٰهٗا وَٰحِدٗاۖ لَّآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَۚ سُبۡحَٰنَهُۥ عَمَّا يُشۡرِكُونَ٣١

«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (9:31). Услышав это, я сказал ему: «Мы не поклонялись им». Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил:

أَلَيْسَ يُحَرِّمُونَ مَا أَحَلَّ اللهُ فَتُحَرِّمُونَهُ، وَيُحِلُّونَ مَا حَرَّمَ اللهُ فَتُحِلُّونَهُ؟

«Разве они не запрещали то, что разрешено Аллахом, и вы считали это так же запрещённым, а если они разрешали запрещённое Аллахом, то и вы разрешали себе это?». Я сказал: «Да, это так». Тогда Посланник Аллаха сказал:

فَتِلْكَ عِبَادَتُهُمْ

«Это и есть ваше поклонение им».

Мы не поклоняемся правителям, мы поклоняемся Аллаху! Возможно, кто-то из них скажет, что это не так. Тогда мы ответим им: если одно лишь следование считается поклонением, то вы проявляете лояльность, враждуете, любите, ненавидите, оправдываете, призываете, возвещаете и соперничаете на основе их законодательства!

Идолом является не только то, что делается руками из камня, но иногда идолом является написанная конституция, личности, протягивающие руки, и шейхи, целующие эти руки. Этот зов — от чистого сердца, переживающего за Умму и судьбу своих братьев. Зов в лицо тех, кто всё ещё видит очевидное нарушение законов Аллаха со стороны правителей, но молчит и не порицает, а вместо этого настаивает на своём, не желая слышать крики своей совести.

Всем тем, кто до сих пор обманывается правителями, монахами и лжеучёными, мы скажем: только Аллах заслуживает подчинения. Мы же являемся Уммой доводов, а не монахов. Мы — Умма законов, а не Умма правителей. Мы должны следовать пути Аллаха, располагая доказательствами. Путь Аллаха не смывается ложными слезами, не искажается сомнительными фетвами, не продаётся за личные интересы. Следовало бы очистить свои сердца от громких титулов, ставших для людей идолами. Малик, султан, вали аль-амр, раис, хаким — всё это из велений Аллаха, Единственного, Кто достоин величайших титулов и званий. Он превыше всех людей. Повелевает лишь Аллах, а не владельцы белого одеяния и чалмы. Только Аллах даёт и лишает легитимности учёных. Повелевает лишь Аллах, а не обладатели силы, славы, последователей и имущества. Только Аллах может придавать и отнимать законность систем.

О Аллах! Тот, Кто вершит нашими судьбами! Тот, Кто ведает обо всех наших недостатках! Очисть сердца тех, кто следует тиранам и тагутам. О Аллах! Наши правители и старейшины сбивают народ с правильного пути… Сделай нас теми, через которых Ты наставишь их на этот путь. О Аллах! Направь повиновение мусульман к пророкам, а не к обладателям силы. Разоблачи тех из людей и джиннов, кто сбивает нас. Положи конец смуте правителей. Разрушь их троны, которые стали идолами людей.