Годовщина Хиджры Посланника (с.а.с.). Необходимость её оживления, а не празднования из года в год

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Всевышний сказал:

وَلَقَدۡ أَرۡسَلۡنَا مُوسَىٰ بِ‍َٔايَٰتِنَآ أَنۡ أَخۡرِجۡ قَوۡمَكَ مِنَ ٱلظُّلُمَٰتِ إِلَى ٱلنُّورِ وَذَكِّرۡهُم بِأَيَّىٰمِ ٱللَّهِۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَأٓيَٰتٖ لِّكُلِّ صَبَّارٖ شَكُورٖ ٥

«Мы отправили Мусу с Нашими знамениями и повелели: «Выведи свой народ из мраков к свету и напомни им дни Аллаха». Воистину, в этом — знамения для каждого терпеливого и благодарного» (14:5).

Данный аят указывает на то, что напоминание о днях Аллаха имеет место в Шариате. Также напоминание связано с укреплением имана человека. Одна из тонкостей этого аята заключается в том, что Аллах сообщает Посланнику (с.а.с.) о днях, в которых другие посланники призывали людей, дабы вывести их из мрака к свету. Так Посланник (с.а.с.) узнал из Откровения, что постигшее посланников до него постигнет и его самого. Более того, в конце аята Аллах подчёркивает, что бремя призыва и его обязательств сможет вынести лишь терпеливый и благодарный.

Мусульмане должны вспоминать дни призыва своего Посланника (с.а.с.), дабы затем повести людей из мрака к свету. Одним из таких дней является Хиджра в Медину. Поэтому значение Хиджры и того, к чему она обязывает, необходимо знать, чтобы в несении призыва идти по пути Посланника (с.а.с.), а также проявлять должное терпение и благодарить Аллаха за Его помощь. Посланник Аллаха (с.а.с.) является для нас лидером и наилучшим примером во всём этом.

Обращение Аллаха к Посланнику (с.а.с.) — это обращение к Умме, если нет доказательства, ограничивающего данное обращение сугубо Посланником (с.а.с.). Поэтому действия, которые совершал Посланник (с.а.с.), лежат в основе призыва на пути к установлению религии. Тем более, он (с.а.с.) совершил Хиджру не в одиночку; это сделали те, кто уверовал в Ислам вместе с ним. Но была и малая часть тех, кто скрывал свой Ислам, поэтому они не совершили Хиджру как остальные.

Однако болезнь, которая поразила умы учёных и простых мусульман сегодня, стала выражаться в том, что они вспоминают годовщину Хиджры, не обращая никакого внимания на то, к чему она обязывает. Поэтому мы можем видеть упоминание событий хиджры исключительно в историческом ключе; происходит акцентирование внимания на второстепенных деталях, отмечается дата как некое торжественное мероприятие и случившееся некогда радостное событие. Они смотрят на Хиджру как на прекрасное прошлое, но никак не на маяк будущего. Они не задумываются, к чему обязует нас Хиджра. Проводя одни лишь торжества в честь наступления даты Хиджры, они полагают, что исполнили свой долг перед Аллахом. И так из года в год.

Дата годовщины Хиджры тесно связана с утверждением Ислама на земле, ведь именно это событие стало ключевым и переломным моментом в призыве, когда Ислам обрёл государственность и вышел совершенно на другой уровень. Хиджра Посланника (с.а.с.) и его сподвижников из Мекки в Медину была известна среди учёных как переезд из Дар уль-куфр в Дар уль-Ислям. Ведь жить мусульманину в Дар уль-Ислям является ваджибом, поэтому совершение шагов, ставших следствием Хиджры, является ваджибом. Следовательно, необходимо уяснить из действий Посланника должные законы, которые выведут людей из мрака к свету. Однако понести бремя этих законов сможет лишь терпеливый и благодарный.

Ограниченность проведения такого мероприятия форматом торжественного праздника многими мусульманами и учёными, без его должного оживления, означает проявить беспечность в отношении приказа Всевышнего об установлении Исламского Государства, в выполнении этой великой миссии. Такое поведение является прямым отклонением от цели, ради которой и пришёл Ислам. Этой целью является поклонение Аллаху. А поклоняться Аллаху возможно лишь с установлением власти Ислама, как это сделал Посланник (с.а.с.), начиная с призыва в Мекке и вплоть до установления государства в Медине.

Что касается роли Хиджры, то она была связывающим звеном между Меккой и Мединой. Поэтому ограниченность праздниками в этот день, без ведения деятельности для установления государства, станет доводом в Судный день против самих мусульман. Следовательно, годовщина Хиджры должна быть воспринята как одно из величайших событий среди мусульман, которое должно пробуждать ото сна и беспечности в сторону исполнения великого фарда (установления Халифата).

Воспоминание о Хиджре должно также коснуться периода пророчества, когда происходил процесс установления власти религии и её распространения, чтобы понять, какие для этого предпринял действия Посланник (с.а.с.) в Мекке, а затем и в Медине, а также чего он (с.а.с.) хотел добиться в мировом масштабе. Это позволит мусульманам должным образом отнестись к велению Аллаха:

وَمَا خَلَقۡتُ ٱلۡجِنَّ وَٱلۡإِنسَ إِلَّا لِيَعۡبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Человеку необходимо понять, что он должен сделать и к чему должен готовиться. Эта годовщина напоминает мусульманам об ответственности за установление религии и за упущение в этом деле. Годовщина должна побудить мусульман вспомнить, что большая часть законов Ислама отсутствует в жизни из-за отсутствия одного из важных аспектов: Исламского Государства. Например,

джихад ведётся для распространения Ислама, но он напрямую зависит от существования государства;

править законами Аллаха — ваджиб, но это напрямую зависит от существования государства.

худуды (предписанные Шариатом виды наказаний), укубаты (виды наказаний, связанные с причинением вреда телу человека), виды собственности, земельный кодекс, деньги, валюты и т.д., даже законы, связанные с намазом, закятом, постом, хаджем, наследством не будут исполняться должным образом, т.к. связаны с государством.

Следовательно, избрание халифа и объединение мусульманских стран в одно государство — фард для всех мусульман. Мы удивлены и задаёмся вопросом: какое оправдание находят для себя учёные, ведь отсутствует Исламское Государство в жизни мусульман? А ведь наличие Исламского Государства вытекает из основ Ислама и действий Посланника (с.а.с.), который оставался в качестве правителя и лидера мусульман Медины. Данный образ Посланника (с.а.с.) невозможно игнорировать и не замечать, не видеть эту сторону Посланника (с.а.с.). Но неужели кто-то посмел это сделать?!

Что касается мусульман, то как они могут соглашаться с тем, что религия стала олицетворяться лишь рядом законов, касающихся индивида в частном порядке (обряды поклонения, нравственность, брак, развод, наследство и т.д.). Ведь эти законы остались в жизни мусульман лишь с дозволения Запада, при этом Запад пресёк остальные законы, которые формируют системы для жизни общества, регулируют отношения между индивидами и с другими нациями. Молчание учёных означает принятие и подчинение тому, что утвердил Запад. Так, Запад исключил из жизни мусульман законы правления на основе Ислама. Разве такое молчание учёных нельзя понимать как одобрительное признание? Ответ: естественно! Поэтому когда современные учёные в наши дни проводят годовщину Хиджры в виде праздника, на самом деле они создают аргумент против себя в Судный день.

Как напоминание учёным, хотим сказать, что Запад оккупировал и разделил наши земли на искусственные образования, где основой для конституций были приняты светские принципы, а в качестве системы власти была установлена западная модель, которая основана на идее «отделения религии от жизни общества». Разве так понимается религия Ислам? Разве вы не будете первыми спрошены за это понимание в Судный день? Разве вы не ответственны за отсутствие должного понимания в среде мусульман?

Давайте теперь затронем сам образ проведения таких торжественных мероприятий в мусульманских странах. Видно ведь, как речи большинства учёных в честь годовщины представляют собой лишь проповеди из одной и той же книжки. Некоторые говорят, что Хиджра — это оставление грехов, другие, что это переселение из порочной местности в менее порочное место. Третьи призывают мусульман учиться терпению во время трудностей и страданий, как это делал Посланник (с.а.с.) в мекканском периоде. Четвёртые говорят, что Хиджра объединила Умму, и мы должны сохранить это единство, боле того, усилить и возвеличить его.

Учёные говорят мусульманам о необходимости преодолеть свои разногласия, чтобы другие нации не нападали на нас как голодные на еду. Они говорят, что Хиджра выступает в роли исторического урока, поэтому Умар ибн аль-Хаттаб установил её началом отчёта исламского календаря. Более того, Умар потребовал сохранить этот вид летоисчисления в жизни мусульман и не ограничиваться лишь григорианским календарём. Другие сказали, что летоисчисление по хиджре сформировало историческую основу для Уммы и сблизило её с Аллахом и Его Посланником (с.а.с.).

Эти и подобные речи не несут в себе требования по коренному преобразованию, они лишь призывают к теоретическим реформам в некоторых аспектах Ислама. Подобные проведи не могут быть лекарством, несмотря на то, что они взяты из Ислама и имеют прямую связь с Хиджрой. Причина этого заключается в том, что такие речи учёных не влекут за собой действий, ведущих к цели, они остаются всего лишь проповедями. Более того, в них нет акцента на базовый посыл — ваджиб установить Халифат. Всё, о чём они говорят, имеет место в Исламе, но оно нуждается в упорядочивании. Если уподобить примеру данное явление, то картина схожа с бусинами от чёток, для которых нужна нить, чтобы всё выстроить в порядок. Тут в качестве нити выступает Исламское Государство.

Саму Хиджру Посланник (с.а.с.) совершил через лишь 13 лет от начала пророчества. На протяжении 13 лет ему (с.а.с.) удалось сформировать сплочение из числа сподвижников. В течение 13 лет он (с.а.с.) зачитывал им аяты Корана, очищал их и обучал Писанию и мудрости. В дальнейшем эти сподвижники приобрели известность как «мухаджиры». После того, как молва об Исламе разошлась по Аравийскому полуострову, появились такие арабские племена, как Аус и Хазрадж, которые захотели оказать помощь призыву Посланника (с.а.с.).

Более того, они были согласны с тем, чтобы в Медине будет установлено правление на основе Ислама. Поэтому они присягнули ему при Акабе. Присяги было две, вторая стала называться «присягой войны», т.к. во время неё племена Аус и Хазрадж поклялись установить правление Аллаха и вести деятельность ради главенства Ислама над остальными религиями. После этой присяги произошла Хиджра, которая и стала плодом присяги, ведь если не было бы присяги, то и не произошла бы Хиджра. Послушайте слова Джабира ибн Абдуллаха аль-Ансари, он был из числа тех, кто присутствовал во время второй присяги при Акабе: «Посланник (с.а.с.) оставался в Мекке 10 лет, посещая людей в местах их проживания на рынках Указ и Маджанна, а также в сезон хаджа в Мине. Он говорил людям:

مَنْ يُؤْوِينِي، مَنْ يَنْصُرُنِي حَتَّى أُبَلِّغَ رِسَالَاتِ رَبِّي وَلَهُ الْجَنَّةُ ؟

«Тому, кто даст мне убежище и поддержит меня, дабы я довёл Послание моего Господа, будет дарован Рай». Но он не находил никого, кто бы помог ему и предоставил убежище. Вместо этого всякого, кто приезжал к своим родственникам из Йемена или Мудара, предостерегали, говоря: «Опасайся этого юноши из курайшитов, чтобы он не совратил тебя». Когда он (с.а.с.) приходил в места, где останавливались путники, и призывал их к Исламу, они показывали на него пальцами. Так продолжалось, пока Аллах не послал нас из Ясриба; мы поддержали его и поверили ему. Как-то к нему пришёл один из нас и уверовал в него, ему был зачитан Коран, после он вернулся к своим соплеменникам, и те тоже приняли Ислам. В результате не осталось ни одного дома у ансаров, где бы не жили мусульмане, открыто соблюдающие свой Ислам. Затем Аллах снова послал нас к нему; мы посовещались, собрались 70 мужчин, и мы сказали: «До каких пор Посланник Аллаха (с.а.с.) будет скитаться в горах Мекки и испытывать страх?». И мы отправились в путь, пока не встретились с ним в сезон хаджа, и в ущелье при Акабе поклялись ему. Его дядя Аббас сказал ему: «Племянник, я не узнаю этих людей, которые пришли к тебе, а ведь я знаю жителей Ясриба». Мы стекались на встречу с Пророком (с.а.с.) по один-два человека, и когда Аббас посмотрел в наши лица, то сказал: «Мы не знаем этих людей, они новые». Мы сказали: «О Посланник Аллаха! На что мы тебе присягаем?». Он (с.а.с.) сказал:

تُبَايِعُونِي عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي النَّشَاطِ وَالْكَسَلِ، وَعَلَى النَّفَقَةِ فِي الْعُسْرِ وَالْيُسْرِ، وَعَلَى الْأَمْرِ بِالْمَعْرُوفِ، وَالنَّهْيِ عَنِ الْمُنْكَرِ، وَعَلَى أَنْ تَقُولُوا فِي اللَّهِ لَا تَأْخُذُكُمْ فِيهِ لَوْمَةُ لَائِمٍ، وَعَلَى أَنْ تَنْصُرُونِي إِذَا قَدِمْتُ يَثْرِبَ، فَتَمْنَعُونِي مِمَّا تَمْنَعُونَ مِنْهُ أَنْفُسَكُمْ وَأَزْوَاجَكُمْ وَأَبْنَاءَكُمْ وَلَكُمُ الْجَنَّةُ

«Вы присягаете повиноваться мне, не быть себялюбивыми, расходовать из своих средств как в лёгкости, так и в трудности, что будете приказывать одобряемое и запрещать предосудительное и будете говорить ради Аллаха истину, не опасаясь упрёков людей, будете оказывать мне помощь, если я приду к вам в Ясриб, и будете защищать меня от того, от чего защищаете себя, своих жён и детей. За всё это вам будет Рай». Мы встали, чтобы присягать ему, и тогда Асъад ибн Зурара, который был самым младшим из семидесяти, взял его (с.а.с.) за руку, после чего сказал: «Погодите, жители Ясриба! Мы гнали наших верховых животных, зная, что он — Посланник Аллаха и что его отъезд сегодня отсюда будет означать разрыв со всеми арабами, и гибель лучших из вас, и то, что будут вас рубить мечами. Если вы готовы стерпеть всё перечисленное, то примите его у себя, а ваша награда — у Аллаха. Но если вы боитесь за себя, то оставьте его, это будет более достойным перед Аллахом». На что они ему сказали: «Асад, убери от нас свою руку. Клянёмся Аллахом, что мы не нарушим эту присягу и не станем добиваться её расторжения». Затем мы стали подходить к нему один за другим, и он брал с нас присягу на условиях Аббаса, взамен обещая нам Рай» (Ахмад ибн Ханбаль).

Нам рассказал Каъб ибн Малик аль Ансари, который присутствовал во время этой исторической встречи, которая изменила весь ход борьбы между Исламом и неверием: «Мы отправились в хадж и пообещали Посланнику Аллаха (с.а.с.) встретиться с ним около Акабы в середине дней ташрика. В эту ночь мы легли спать с нашими соплеменниками в наших стоянках, а когда истекла треть ночи, мы отправились в место, назначенное Посланником Аллаха (с.а.с.), пробираясь незаметно, как куропатки, и собрались в ущелье у Акабы. Всего нас было 73 мужчины и 2 женщины. Собравшись в этом ущелье, мы ожидали Посланника Аллаха (с.а.с.), пока он не пришёл к нам вместе со своим дядей аль-Аббасом ибн Абд аль-Мутталибом, который в то время ещё исповедовал религию своих соплеменников, однако аль-Аббас захотел поддержать дело племянника. Решив ещё раз удостовериться в серьёзности намерений собравшихся, он заговорил первым: «О хазраджиты, вам хорошо известно, какое положение занимает среди нас Мухаммад. Мы защищали его от наших соплеменников, которые придерживаются о нём того же мнения, что и мы (т.е. не уверовали в него, как и мы). Он пользуется уважением своих соплеменников и неприкосновенностью в своём городе. Поистине, он отказался присоединяться к кому бы то ни было, кроме вас, и если вы считаете, что сможете выполнить то, ради чего зовёте его, и защитить его от врагов, делайте то, на что вы вызвались. Если же вы задумали оставить его без помощи после того, как он уедет к вам, то оставьте его сейчас, ибо в своём городе он пользуется уважением и защитой». Каъб сказал: «Тогда мы сказали ему: «Мы слышали то, что ты сказал, а теперь говори ты, о Посланник Аллаха, и бери с нас для себя и для твоего Господа любые договоры, какие захочешь». Далее Каъб говорит: «И Посланник Аллаха (с.а.с.), стал говорить, читать Коран, призывать людей к Аллаху и побуждать их к Исламу, а потом сказал:

أُبَايِعُكُمْ عَلَى أَنْ تَمْنَعُونِي مِمَّا تَمْنَعُونَ مِنْهُ نِسَاءَكُمْ وَأَبْنَاءَكُمْ

«Я хочу договориться с вами о том, чтобы вы защищали меня от того же, от чего защищаете ваших жён и детей». Тогда аль-Бара ибн Маърур взял его за руку и сказал: «Да, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной как Пророка, мы непременно будем защищать тебя так же, как защищаем самое дорогое для нас (наших женщин и семьи), прими же от нас клятву, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, мы — прирождённые воины и надёжные люди, и это передаётся у нас из поколения в поколение!». Тут Абу аль-Хайсам ибн ат-Тайхан перебил аль-Бару в тот момент, когда он говорил с Посланником Аллаха (с.а.с.), и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, нас связывают с этими людьми (евреями) определённые узы, которые нам придётся разорвать, но не получится ли так, что, если мы сделаем это, а потом Аллах поможет тебе, ты вернёшься к своим соплеменникам, а нас покинешь?». Тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) улыбнулся и сказал:

بَلْ الدَّمَ الدَّمَ وَالْهَدْمَ الْهَدْمَ (ذِمَّتِي ذِمَّتُكُمْ وَحُرْمَتِي حُرْمَتُكُمْ) أَنَا مِنْكُمْ وَأَنْتُمْ مِنِّي أُحَارِبُ مَنْ حَارَبْتُمْ وَأُسَالِمُ مَنْ سَالَمْتُمْ

«(Ваша) кровь — (это моя) кровь, убийство (кого-то из вас) — (это всё равно, что) убийство (меня самого), (мой договор — рядом с вашим договором, моя неприкосновенность — рядом с вашей неприкосновенностью) я — с вами, а вы — со мной, и я стану сражаться с теми, с кем станете сражаться вы, и жить в мире с теми, с кем заключите мир вы». Затем он (с.а.с.) сказал:

أَخْرِجُوا إلَيَّ مِنْكُمْ اثْنَيْ عَيْ عَشَرَ نَقِيبًا لِيَكُونُوا عَلَى قَوْمِهِمْ بِمَا فِيهِمْ

«Выберите среди себя для меня двенадцать старшин, чтобы они смотрели за тем, что происходит среди своих соплеменников», —  и их сразу же выбрали. Девять этих старшин были из племени Хазрадж, а трое — из племени Аус. Затем он (с.а.с.) потребовал от них вернуться к своим стоянкам. Один из мужчин обратился: «Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, если ты захочешь, то завтра же мы непременно нападём на обитателей Мины с мечами!». На это Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَمْ نُؤْمَرْ بِذَلِكَ وَلَكِنِ ارْجِعُعُوا إِلَى رِحَالِكُمْ

«Нам не было это велено! Возвращайтесь в свои стоянки». После чего они вернулись и оставались там до утра» (Ахмад).

Именно об этом должны говорить учёные, когда отмечают годовщину Хиждры. Они должны напомнить об ответственности мусульманам, направить их так, чтобы Умма понесла эту ответственность, ведь Аллах спросит за это. Пусть устрашатся учёные, ведь то, как они поступают сегодня, ведёт к оставлению фарда. Мы бы хотели обратиться к учёным и Умме с наставлением о нашем долге вести призыв так же, как это делал Посланник Аллаха (с.а.с.) в Мекке. Ведь именно там он (с.а.с.) и его сподвижники несли бремя призыва до тех пор, пока не была дана присяга, а затем совершена Хиджра с целью установления Первого Исламского Государства в Медине. Аллах сказал:

وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَٰهَدُواْ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ وَٱلَّذِينَ ءَاوَواْ وَّنَصَرُوٓاْ أُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ حَقّٗاۚ لَّهُم مَّغۡفِرَةٞ وَرِزۡقٞ كَرِيمٞ ٧٤

«Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище и оказали им помощь, являются истинно верующими. Им уготованы прощение и щедрый удел» (8:74).

Первое, на что указывает Хиджра — это установление Дар уль-Ислям. Однако сегодня учёные говорят обо всём, но не об этом. Заклинаю вас Аллахом, зачем вы так поступаете?

Проблема отсутствия Халифата — это, в первую очередь, проблема учёных, т.к. обычные мусульмане всего лишь следуют за ними. И если учёные напомнят им о правильности, то и те опомнятся, но если они продолжат скрывать, молчать и не говорить правильные вещи, то те так же примут подобную позицию. Поэтому, в первую очередь, призыв обращён к учёным, чтобы затем они обратились с наставлением к остальным мусульманам.

Ведь учёные осведомлены и признают, что в Исламе есть закон о государстве, закон о правлении на основе Шариата. Однако молчание о важности государства, возможно, вызвано страхом перед спецслужбами, или перед муфтиятами, или перед министерством по делам религии. В связи с чем мы хотим обратиться к этим учёным со словами:

أَتَخۡشَوۡنَهُمۡۚ فَٱللَّهُ أَحَقُّ أَن تَخۡشَوۡهُ إِن كُنتُم مُّؤۡمِنِينَ

«Неужели вы боитесь их? Вам надлежит больше бояться Аллаха, если вы являетесь верующими» (9:13).