Арабские революции в исторической перспективе...

Арабские революции в исторической перспективе

Вновь, от Алжира до Ирака, народы арабского мира находятся в открытом восстании. Какие камни преткновения лежат на пути к их стремлениям? Как история проливает свет на нынешнюю ситуацию?

Такими словами начинается совместная статья двух французских журналистов и экспертов по Ближнему Востоку Алена Греша и Жан-Пьера Серени, опубликованная на страницах французского издания «Orient XXI».

«Мы являемся свидетелями второй волны протестов и восстаний в арабском мире. Первая волна началась в декабре 2010 года в Тунисе ‹...› затем произошла контрреволюция, особенно эффектно произошёл обратный переворот в июле 2013 года в Египте, финансируемый Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами», — обращают внимание авторы. «В ходу были смесь репрессий с вливанием нового капитала и некоторыми более или менее формальными уступками, это, казалось, подтверждает устойчивость старого порядка, в то время как «пугало» гражданской войны действовало в качестве фактора сдерживания протестующих любого оттенка», — отмечают в статье.

Так показалось, что революции были поглощены и подавлены. «И всё же тем, кто, особенно на Западе, питал иллюзию того, что снова «стабильность» вернулась, пришлось изменить свой тон. В 2019 году вспыхнуло революционное пламя: народное восстание в Судане свергло диктатуру тридцатилетней давности; в Алжире огромная волна протестов сорвала президентскую заявку на пятый срок, ‹...› иракский народ поднимается против системы, навязанной Соединёнными Штатами в 2003 году, ‹...› ливанцы вышли на улицы ‹...› и даже египтяне, контролируемые и подавляемые репрессивным аппаратом, не имеющим аналогов в истории страны, тем не менее, проводили уличные акции протеста», — обращают внимание авторы, при этом отметив, что «вторая волна подпитывается теми же мотивами, что и первая: авторитарными властными структурами, невыносимыми экономическими и социальными условиями жизни, с массовой безработицей, особенно среди молодёжи».

«Хотя эти движения сегодня извлекли некоторые уроки из прошлого, отвергают вооружённую борьбу, несмотря на жестокость репрессий, срывают попытки разделить протестующих на конфессиональной основе и разоблачают призрак «иностранных заговоров», они всё же сталкиваются с одной серьёзной трудностью, препятствием, которое они стремились обойти в 2011–2012 годах, а именно — возможностью представить новый экономический и социальный порядок», — отмечают эксперты, подчеркнув, что критической точкой, приведшей к возникновению революций, выступает внешний международный фактор, вызванный «экономической глобализацией», «триумфом неолиберализма» и навязыванием «программ МВФ в качестве единственного пути к развитию ‹...› без учёта социальных последствий».

Согласно авторам, всему этому сопутствовал фактор внутренний — «государственный сектор был законсервирован, иногда просто распродавался частным интересам ‹...› Частный сектор не взял на себя задачи государственного, но вложил всё награбленное в налоговые убежища ‹...› Эта неолиберальная модель, основанная на свободной торговле, оказалась катастрофической для простых людей, миллионы лучших подготовленных молодых людей не нашли хорошую работу и многие эмигрировали». Однако на данный момент, когда зарождается вторая волна арабских революций, действующие силы ещё более ослаблены, чем ранее, отмечают эксперты, обвал цен на нефть в 2014 году лишил режимы безопасности — займов по низким ставкам и возможности предпринять некоторые социальные меры. «Недоверие поражает весь правящий класс, который держится вместе, и мы видели в Ливане или Ираке консенсус политических сторон, которые обогатились все, несмотря на свои внешние различия», — пишут авторы, по мнению которых «стабильность здесь не может быть восстановлена без глубоких политических преобразований».

«Поддерживать нынешние элиты во власти означает усугубить хаос, который играет прямо на руку радикальным организациям, таким как «Аль-Каида», «ИГИЛ» или какое-либо другое движение, которое ещё не появилось. Есть другой путь, узкий, трудный и чреватый препятствиями. Он связан с новой формирующейся плюралистической культурой и развитием национальной экономики, основанной на удовлетворении реальных потребностей людей. Это же требует покончить с неолиберальной логикой и прекратить безудержную свободную торговлю», — в заключение предлагают эксперты.

«Аль-Ваъй»: авторы здесь признают, что причиной возникновения этих революций является политика крупных держав, принявших неолиберальную модель, основанную на свободной торговле, обременившей непосильными долгами страны под залог их богатств, ставшей причиной обнищания народов, препятствовавшей их развитию, износившей их инфраструктуру и опустившей их уровень жизни. Авторы также молчаливо признают то, что революции по сути направлены против колониальной политики Запада и его артефактов в виде правителей, которые выступают его грязными инструментами для грабежа, дальнейшего обнищания и обмана.