Здравоохранение в Исламском государстве

Здоровье человека:

1 – Профилактика


В арабском языке профилактика переводится словом «аль-викъ’ая» и означает: защита и предохранение. Арабы говорят «Ва’къаху Аллаху вак’янвавика’ятан» (предохранил его) или «вакъайт-уш-шайа» (сохранил эту вещь, т.е. предохранил и защитил её от порчи). В Коране Всевышний Аллах, употребляя это выражение, говорит:

فَوَقَاهُمُ اللَّهُ شَرَّ ذَلِكَ الْيَوْمِ وَلَقَّاهُمْ نَضْرَةً وَسُرُوراً

«Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью» (76:11).

Таким образом, слова викъ’я, вакъа’я, викъа’яту, вакъа’яту, вукъа’яту и викъая обозначают все то, чем оберегают какую-либо вещь.

Таким образом, оздоровительная профилактика – это комплекс различного рода мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости и их воздействия. Профилактика делится на три уровня:

1)    Первичная профилактика: система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний. Большинство врачебных мер являются из рода первичной профилактики.

2)    Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация, как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

3)    Третичная профилактика – это комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Предупреждения рисков заболеваний лучше, чем лечение этих заболеваний, как и сохранение здоровья лучше, чем восстановление его после его повреждения. Поэтому исламское государство концентрирует свою политику на оздоровительной профилактике и предпочитает проекты по сохранению здоровья над лечебными проектами.

Ислам предписал профилактику и наставил на некоторые её стороны, и нет необходимости упоминать их всех. Он оставил за обладателем власти право делать собственные заключения (итджихад) и стремиться к использованию адекватных способов и средств для сохранения здоровья населения и предотвращения заболеваний. Поскольку он ответственен за управление делами граждан, а здравоохранение входит в это. Как и ответственен за устранения вреда от них, а болезнь - это вред.

Приведем некоторые стороны профилактики в Сунне Посланника Аллаха ﷺ. В сборниках достоверных хадисов Муслима сообщается, что Пророк ﷺ говорил: «Если вы хотите сделать ночлег в пути, то избегайте дорог, ибо они – тропинки живых существ и убежище для вредных насекомых в ночи». В сборниках Бухари сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет её внутренней стороной своего изара, так как он не знает, что могло оказаться (на его постели) после него». Сообщается, что однажды ночью в Медине сгорел дом вместе с жившими в нём людьми. Услышав об этом, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, этот огонь – ваш враг. Поэтому, когда ложитесь спать, гасите его (чтобы уберечь себя)». Передал Ибн Маджа и удостоверил Аль-Албани.

Передают Бухари и Муслим, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Накрывайте свою посуду, затворяйте двери и гасите светильники. Ибо может случиться такое, что кошка заденет огонь (и начнется пожар), а те, кто в доме, погибнут от (этого) пожара». Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто лег спать на крыше неогороженного дома, тот лишился покровительства (тот в небезопасности)». Передал Абу Дауд и проверил Аль-Албани. В хадисе речь идет об угрозе того, что человек может упасть с крыши. И Посланник Аллаха ﷺ выразил это словами о лишении покровительства, что указывает на совершении греха тем, кто не предохраняет себя от вреда и недугов. Другими словами на обязательность предохранения (профилактики).

В этой связи также относительно приказа по предохранению мы упомянем согласованный хадис, в котором Пророк ﷺ говорит: «Кто ходит в наших мечетях и рынках со стрелами, пусть спрячет их острие, не причиняя боль какому-нибудь мусульманину своей рукой». Другим подтверждением служит запрет Посланника Аллаха ﷺ в отношении инфекции. В действительности это является прямым указанием на предупреждения рисков заболевания. Поскольку инфекция – это то, что обычно приводит к болезни. Передает Бухари от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: «Пусть не ходит больной к здоровому (или не находятся вместе)».

В сборниках достоверных хадисов Бухари приводится, что Пророк ﷺ сказал: «Если вы услышали о чуме на какой-то земле, то не входите в эту землю. А если она появилась на той земле, на которой вы находитесь, то не выходите вы оттуда». Также там приводится, что Пророк ﷺ сказал: «Убегай от прокаженного, как убегаешь ото льва». Передал Муслим от Амра Ибн Аш-Шарида, далее от его отца, что среди делегатов из Сакъифа был один прокаженный мужчина. Пророк ﷺ отправил ему послание: «Мы заключили с вами торговую сделку, можете возвращаться».

Что же касается того, что Пророк отрицал инфекцию (т.е. заразу), как это приводится в хадисе, переданном Бухари, что Пророк ﷺ сказал: «Нет заразы и нет дурного предзнаменования», то это не означает отрицание самой инфекции. Напротив, это отрицание независимости инфекции от управления Аллаха и утверждения Им определенных причин. Доказательством этого служит то, что хадис в полной версии приводится в сборниках достоверных хадисов Бухари следующим образом: «Нет инфекции, нет желтухи и нет паразитов». Тогда один из присутствующих при этом арабов спросил: «О Посланник Аллаха ﷺ! Что делать с верблюдами, которые пасутся в песке, словно газели, и среди них есть больной коростой верблюд, который заражает их?»

Пророк ответил: «А кто заразил первого?» Вышеупомянутый араб посчитал, что отрицание Пророка ﷺ является отрицанием самой инфекции, и поэтому задал ему вопрос, удивляясь. Ведь он видел в реальности, как инфекция переходит от больного к здоровому. И Пророк обратил его внимание на то, что заразы может не быть, а болезнь может возникнуть. То есть на то, что причиной болезни является только предначертание Всевышнего Аллаха, в равной степени, возникло ли заболевание путем заражения, которое Аллах установил одним из положений, или в другом положении.

Следовательно, темой хадиса является акъида, и он направлен на опровержении того понимания, которое было во времена невежества (джахилии), что болезни переносятся по своей природе без всякого соотношения их к Всевышнему Аллаху. Пророк ﷺ опроверг это их понимание и пояснил им, что болезни ниспосылает и исцеляет от них только Всевышний Аллах. Он указал на то, что инфекция не является существующей сама по себе, т.е. независимой от предначертания Всевышнего Аллаха.

Таким образом, хадис не указывает на отрицание самой инфекции, а значит и не указывает на отрицание предохранения для предупреждения рисков заболевания. Благородные сподвижники именно это понимали из реальности инфекции и её связи с заболеванием и предначертанием. Передали Бухари и Муслим от Ибн Аббаса (р.а.), что Омар Ибн аль-Хаттаб вышел в Шам, и когда он приблизился к местности Саргъ, неподалеку от Табука, его встретили командиры войск: Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Язид ибн Абу Суфьян и Шурхабиль ибн Хасан. Они рассказали Омару о том, что в землях Шама очень сильно распространилась чума. Он позвал к себе мухаджиров и спросил их совета.

Одна часть мухаджиров сказала: «Ты отправился в этот путь, желая довольства Аллаха и Его награды. Мы не считаем, что препятствия, которые возникнут на этом пути, должны остановить тебя». Другие сказали: «С тобой оставшаяся часть людей и сподвижники Посланника Аллаха ﷺ. И мы считаем, что тебе не надо идти навстречу бедствию и гибели». Затем Омар посоветовался с ансарами. Они так же, как и мухаджиры, разошлись во мнениях, и, словно услышав слова мухаджиров, повторили их. Тогда Омар собрал тех къурайшитов, которые переселились при открытии Мекки, и также посоветовался с ними. Они не разделились во мнениях, и все сказали ему: «Возвращайся с людьми. Поистине, эта болезнь – бедствие и гибель».

Омар позвал Ибн Аббаса и приказал оповестить людей о том, чтобы они приготовились утром к отъезду. После совершения утреннего намаза Омар обратился к мусульманам и сказал: «Я возвращаюсь. Возвращайтесь и вы». Абу Убайда не знал о том, что Омар советовался и принял решение, и когда услышал слова Омара, сказал: «Убегаешь от предначертания (къадар) Аллаха?» Омар, услышав это возражение, очень удивился. И пристально посмотрев на Абу Убайду, сказал: «Ах, если бы это сказал кто-нибудь другой. Да, Абу Убайда, я убегаю от къадар Аллаха опять к Его къадару».

Затем, немного помолчав, он добавил: «Если человек спустился в долину, у которой одна сторона сухая, а другая плодородная, и видит людей, пасущих стадо на сухой стороне, и других, пасущих стадо на плодородной, разве и то и другое не происходит по къадар Аллаха?» Тут пришел Абдурахман ибн Ауф (р.а.), который ушел на некоторое время по своей нужде, и сказал: «У меня есть знание относительно этого. Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если вы услышали о чуме на какой-то земле, то не входите в эту землю. А если она появилась на той земле, на которой вы находитесь, то не выходите вы оттуда». Омар восхвалил Аллаха и ушел.

Что касается хадиса, переданного от Джабира (р.а.), что Пророк ﷺ взял руку прокаженного и положил её в свою чашку, а затем сказал: «Ешь именем Аллаха уверенно и уповай на Него», – то в цепочке передатчиков этого хадиса стоит Аль-Муфаддал ибн Фадала, которого ученые хадисологии считают слабым передатчиком. Поэтому этот хадис является слабым по этой причине. Но даже если допустить, что он является достоверным, то можно совместить между словами Пророка ﷺ: «убегай от прокаженного, как убегаешь ото льва», которые указывают на необходимость принятия мер предохранения, и его действием, что он взял руку прокаженного и положил в свою чашку.

Его слова: «убегай от прокаженного» являются обособленным обращением к Умме, а вовсе не общим, даже если пророческое обращение к его Умме является также обращением для него, т.к. он входит в общий смысл его речи. Однако в случае, если появляется предпосылка (къарина), указывающая на то, что в отношении него имеется особое решение, то последнее является обособленным качеством Пророка ﷺ.

В данном хадисе сообщается, что он взял руку прокаженного и положил её в свою чашку. Если это сравнить с его словами: «убегай от прокаженного», то данный случай является предпосылкой того, что действие Пророка ﷺ является частным в отношении него, а его слова – частными в отношении Уммы. Таким образом, устраняется противоречие между принятием мер предохранения и тем случаем, когда он взял руку прокаженного и положил в чашку, что ведет к пониманию о непринятии предохранительных мер. Поскольку последнее является частным решением в отношении Пророка ﷺ, а первое является частным решением в отношении Уммы на основании предпосылки о его действии.

Оно исключается из доказательств, обязывающих следование Пророку в его словах и действиях. Общее превалирует над частным, и не следует подражать ему в том деле, которое противоречит тому, что он приказал Умме делать. Таким образом, даже если допустить, что хадис о принятии еды вместе с прокаженным является достоверным, то он указывает на частное решение в отношении Пророка ﷺ. А профилактика продолжает быть обязательным решением в отношении его Уммы. Все это является правом индивидуума. Что касается предводителя, то его задачей выступает обеспечение здравоохранения для населения и предупреждение рисков заболевания. И это является обязательным делом. Потому что это, как было сказано, является покровительством дел граждан и устранением вреда, что служит обязательным предписанием Аллаха в отношении него, за пренебрежение которым Аллах обещает наказание.

Некоторые виды профилактики и ухода за здоровьем, предписанные Исламом:

I.    Уход за здоровьем беременных женщин и детей

Ислам установил положение никяха и побудил к нему. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О молодые люди! Кто из вас способен жениться, пусть сделает это. Без сомнения, это лучше для глаз и чище для органов ваших, а кто не может вступить в брак, пусть держит пост. Поистине, это гасит страсть» (Бухари).

Несмотря на то, что мужчина и женщина имеют право выбирать себе супруга по своему сердцу, т.е. того, кто нравится, в соответствии с шариатскими законами, тем не менее, Ислам установил предпочтительные положения для супружества. Ислам побудил к рождению детей и увеличению потомства. Всевышний Аллах говорит:

حِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَى نِسَآئِكُمْ هُنَّ لِبَاسٌ لَّكُمْ وَأَنتُمْ لِبَاسٌ لَّهُنَّ عَلِمَ اللّهُ أَنَّكُمْ كُنتُمْ تَخْتانُونَ أَنفُسَكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ وَعَفَا عَنكُمْ فَالآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُواْ مَا كَتَبَ اللّهُ لَكُمْ وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّواْ الصِّيَامَ إِلَى الَّليْلِ وَلاَ تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ تِلْكَ حُدُودُ اللّهِ فَلاَ تَقْرَبُوهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ

«Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах (т.е. к рождению детей)» (02:187).

Передал Ахмад по пути Анаса ибн Малика: «Женитесь на девушках любящих и многорожающих! Поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед уммами». Таким образом, Ислам побуждает к рождению и многодетности посредством женитьбы на многорожающей женщине, у которой можно усмотреть это качество через знание её матери и теток.

Поэтому уход за здоровьем матерей и детей базируется на основе побуждения супругов к рождению и заботе о здоровье матери до и после беременности и в период самой беременности, а также заботе о здоровье детей и слежении за их физическим развитием до совершеннолетнего возраста.

В целях обеспечения ухода за здоровьем матерей и детей необходимо содержать в каждом районе центр по защите матерей и детей, где будет работать коллектив врачей, медсестер, экспертов по питанию и социальные работники. Все они должны иметь квалифицированный уровень в области общественного здравоохранения. Этот центр будет в административном ведомстве департамента здравоохранения. Каждый из этих центров будет вести запись обо всех женщинах и детях в этом районе, и нести прямую ответственность за них.

Цели центров защиты матери и ребенка:

1 – Профилактика инфекционных заболеваний путем вакцинации.

2 - Раннее выявление рисков заболеваний через проведение периодических осмотров.

3 – Слежение за проблемами со здоровьем людей и принятие соответствующих мер по необходимости.

4 – Врачебная консультация для улучшения состояния здоровья, предупреждения рисков заболеваний и побуждения к многодетности.

Что же касается замужних женщин до периода беременности, то департамент здравоохранения должен вести санитарно-медицинское просвещение в вопросах, связанных с женщинами и подготовкой их к беременности и рождению ребенка посредством общественных лекций, брошюр и фильмов, которые следует периодически раздавать центрам защиты матери и ребенка. Над этими материалами должна работать специальная группа врачей из департамента здравоохранения, которая должна будет заботиться о том, чтобы информация была доступной, несложной и полезной с учетом различий обычаев и традиций, сложившихся в каждом из регионов исламского государства, и согласования указаний и просветительного процесса с этими обычаями и традициями.

Также центры защиты матери и ребенка проводят осмотры на предмет выявления инфекционных заболеваний, которые могут повлиять на мать или плод во время беременности, и предоставляют лечение или консультацию по всем вопросам. Также в задачу этих центров входит оказание консультативной помощи по оздоровительному питанию, витаминам и питательным добавкам, в которых нуждается женщина до беременности.

Что же касается беременных женщин, то центры ведут периодическое наблюдение за ними, чтобы быть уверенными в безопасности их здоровья и здоровья плода, устанавливают расписание необходимых осмотров в течение беременности для оказания безопасной медико-санитарной помощи на протяжении всей беременности.

Важно отметить, что аборт запрещается не только после того, как в плод вдувается дух, а это после ста двадцати дней с момента зачатия, как это сообщается в достоверном хадисе Пророка ﷺ. Передает Муслим от Абдуллаха ибн Масъуда, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух». Напротив, запрещено делать это с начала творения.

Существуют хадисы, указывающие на то, что творение появляется до вдувания духа за несколько месяцев вперед. Передает Муслим, что Ибн Масъуд говорил: «Я слышал, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «По истечении сорока двух ночей (со времени утверждения) семени (в чреве матери) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и костями». В другой версии: «сорока ночей».

Более того, аборт считается запретным греховным действием не только в Ахирате (последующей жизни). Он также является тяжким преступлением, за которое совершитель его должен понести наказание в Дунья (мирской жизни), независимо от того, кем он является: матерью ребенка, мужем, врачом или кем-то другим. Это расценивается как посягательство на неприкосновенную человеческую душу, обязывающее виру (откуп) в виде освобождения раба или наложницы, десятую часть виры одного полноценного человека. Всевышний Аллах говорит:

وَلاَ تَقْتُلُواْ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللّهُ إِلاَّ بِالحَقِّ وَمَن قُتِلَ مَظْلُوماً فَقَدْ جَعَلْنَا لِوَلِيِّهِ سُلْطَاناً فَلاَ يُسْرِف فِّي الْقَتْلِ إِنَّهُ كَانَ مَنْصُوراً

«Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, иначе как по праву» (17:33).

В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ назначил виру в виде освобождения одного раба или невольницы некой женщине из рода Бану Лахян за убийство зародыша.

Также эти центры проводят санитарно-медицинское просвещение беременных женщин через наставление их к правильному питанию и необходимым биологическим добавкам. Кроме этого необходимо давать указания чего им следует остерегаться и избегать во время беременности, чтобы не оказать негативного влияния на плод. Как и необходимо заблаговременно учить и готовить беременную женщину к родовому процессу и к правильному кормлению грудью. Обучение способу правильного кормления грудью должны вести специализированные медсестры на дому у молодых матерей. Кроме того, в центре должна оказываться психологическая поддержка беременной женщине под руководством специалиста-женщины в этой области.

Для ухода за детьми центр определяет специального врача, который посещает новорожденного на дому по мере необходимости. Центр следит за развитием и изменением всех детей путем проведения систематических обследований в определенные промежутки времени. В этих обследованиях также проверяются слух, зрение и коммуникация у ребенка, и проводится диагноз проблем в здоровье ребенка для предоставления своевременного лечения и слежения за ним. Через данное слежение и систематические обследования назначаются соответствующие прививки для детей в определенные временные периоды в соответствии с решением департамента здравоохранения. Кроме того, центр должен беспокоиться за то, чтобы в каждом районе были отведены специальные места для детских игр, которые будут оснащены побуждающими и стимулирующими к размышлению объектами.

II.    Медработники в среднеобразовательных учебных заведениях

В каждой школе должен работать один или более медработников в зависимости от необходимости. Они должны следить за состоянием здоровья учащихся и предоставлять первичное лечение в случае получения травмы. В ходе данного слежения необходимо удостовериться, чтобы все дети получили установленные департаментом здравоохранения прививки, и встречаться с учителями для сбора замечаний о странном поведении некоторых учащихся, которое может вызвать у них социальные проблемы или проблемы со здоровьем. Также следует провести обследование этих учащихся и обеспечить лечение этих проблем правильными путями. Кроме того центр должен давать медицинские рекомендации для учащихся, членов их семей и работников школы посредством периодических лекций, медицинских публикаций и так далее.

III.    Вакцинация

Вакцинация – это способ выработки иммунитета против болезнетворных (патогенных) микроорганизмов из числа вирусов и бактерий путем введения неопасных (ослабленных или убитых) болезнетворных микроорганизмов для того, чтобы стимулировать естественную иммунную систему к выработке антител против наиболее опасных болезнетворных микроорганизмов (т.е. возбудителей заболеваний).

Вакцинация является частью первичной профилактики здоровья и проводится для того, чтобы укрепить у здоровых людей иммунную систему и повысить ее эффективность против болезнетворных микроорганизмов. Иногда польза вакцинации распространяется более чем на человека, получившего вакцинацию. Поскольку, если он не заболевает этой болезнью, это помогает избежать инфекций, которые могут быть переданы от него другим людям, которые не получили вакцинации. Если 90% людей получат вакцинацию от определенного возбудителя заболевания, то люди, которые не получали прямой вакцинации, будут защищены от болезней, поскольку возбудитель заболеваний оказывается редким в таком обществе, что уменьшает возможность заражения им. Именно это и называется коллективным иммунитетом.

Например, таким методом удалось избавиться в мировом масштабе от такого заболевания, как оспа (Smallpox) в 1977 году после целостной прививочной программы, проведенной Всемирной Организацией Здравоохранения в большинстве стран мира. Теперь возбудителя этой болезни можно встретить только в лабораториях.

В силу важности и эффективности вакцинации в профилактике заболеваний исламское государство должно бесплатно обеспечивать данное медицинское обслуживание для своих граждан в соответствии со специальной программой, разделенной по возрастным категориям. Заниматься этим должны специалисты в области определения степени распространения возбудителей заболеваний, против которых необходимо провести вакцинацию, а также специалисты в области определения злокачественности заболевания, возникшей от них, с учетом побочных эффектов самой вакцинации. Прививки новорожденным следует проводить в больницах и родильных домах, детям – в центрах по уходу за матерями и детьми, учащимся – в школах, более взрослым – в армии или амбулаториях (медпунктах).

Вакцинация будет обязательной или добровольной в зависимости от её связи с устранением вреда от общества. Если болезнь, против которой следует сделать вакцинацию, является опасной и заразной, то индивидуума принуждают к вакцинации, чтобы не подвергать других индивидуумов общества риску заражения этой болезнью, и чтобы создать так называемый коллективный иммунитет. Исключением являются лица, которые чувствительны к вакцине или страдают от слабости иммунной системы, и сама по себе вакцинация крайне опасна в отношении них. Защита таких лиц обеспечивается посредством коллективного иммунитета. Что касается болезней, которые не причиняют вреда обществу, как, например, если болезнь не заразная или неопасная для общества, то индивидуум имеет право получить вакцинацию против неё.

Могут быть международные прививочные программы, которые проводят международные организации, как Всемирная Организация Здравоохранения, или другие страны, чтобы ликвидировать определенное заболевание в мире, как в случае с оспой. И, возможно, поступит предложение исламскому государству принять участие в них. В такой ситуации, исламскому государству следует потребовать ознакомления со всей информацией, относящейся к вакцинации, ее побочным симптомам. А также запустить производство вакцины, желаемой для граждан исламского государства, на собственных государственных заводах и под руководством своих управляющих и специалистов. Кроме того, следует отпускать её гражданам под управлением департаментов здравоохранения исламского государства. Нельзя, чтобы этими делами управляли представители Всемирной Организации Здравоохранения или других стран кроме, как только в качестве наблюдателей. В таких случаях вакцинация является обязательной в зависимости от связи её с устранением вреда от общества согласно вышеописанной форме.

IV.    Гигиена полости рта и зубов

Заболевания полости рта, десен и зубов выступают одной из широко распространенных проблем здоровья. Одним лишь кариесом страдают от 60 до 90% школьников и подавляющее большинство взрослого населения во многих промышленно-развитых странах. Такая же ситуация обстоит и с болезнями десен.

Болезни зубов причиняют страдания и боли, как и нарушают правильное произношение и речь, изменяют запах во рту и красоту человека, не говоря уже о проблемах жевания и питания.

Ислам позаботился о гигиене ротовой полости и побудил к уходу за ней, соединив это с довольствием Всевышнего Аллаха. Передали Ахмад, Ан-Насаи, Ибн Хаббан, Ибн Хузайма и Ан-Навави, что Пророк ﷺ сказал: «Ас-Сивак очищает рот и приятен для Господа». Также сказал: «Если бы мне не было велено не усложнять своей общине (Умме), я бы приказал им (мусульманам) ас-сивак перед каждым намазом». Передали имам Ахмад, Бухари, Муслим, Тирмизи и Ибн Маджа.

Ас-Сивак – это использование древесной палочки и тому подобного в чистке зубов для устранения отходов пищи и зубного налета. Также это слово используется по отношению ко всему, чем можно чистить зубы. Ас-Сивак (чистка зубов) является рекомендуемым делом во всех положениях и во все времена, тем не менее, он крайне желателен в пяти временах из-за наличия доказательств на это. Когда просыпаетесь от сна, при омовении, перед чтением Корана и совершением намаза, и при изменении запаха во рту.

В достоверном сборнике Муслима от Аль-Микъдада ибн Шурайха, от его отца сообщается, что как-то спросили Аишу (р.а.): «Что было первым, к чему Пророк ﷺ приступал, когда входил в свой дом?» Она сказала: «Чистка зубов (ас-Сивак)». Передал Ахмад, Абу Дауд и Тирмизи, что Амир ибн Рабиа (р.а.) говорил: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ бесчисленное множество раз чистил зубы, будучи постящимся».

Более того, Ислам запретил есть чеснок и лук перед тем, как отправиться на коллективный намаз, чтобы не испускать неприятный запах и не беспокоить посторонних. Передал Бухари о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-то поест лук или чеснок, пусть сторонится нас и не приближается к нашей мечети». Пренебрежение гигиеной полости рта и зубов вызывает неприятный запах во рту, который причиняет неудобство для мусульман.

Поэтому исламское государство должно следить за гигиеной полости рта и зубами среди граждан путем массовых информационных кампаний, направленных на просвещение населения о важности и способе поддержания гигиены полости рта и зубов или путем принятия государственной политики по защите зубов от кариеса и снижения уровня его возникновения. Как, например, добавление фтора в питьевую воду, зубные пасты и настойки для полоскания рта. Некоторые неофициальные исследования показали, что добавление фтора в питьевую воду в Соединенных Штатах после 1945 года снизило уровень кариеса от 40% до 70% у детей и от 40% до 60% снизило потерю зубов взрослых. Ученые, эксперты и специалисты государства должны изучать полезные аспекты добавления фтора в питьевую воду и возможный вред, а затем принять соответствующие меры на основании результатов, полученных от этого исследования.

Также исламское государство должно обеспечить бесплатные периодические осмотры полости рта и зубов для всех граждан, в частности у детей в разные образовательные этапы, чтобы проследить рост зубов и выявить заболевания на ранней стадии и дать соответствующее лечение.

V.    Трудовая безопасность

Эта область охраны здоровья предусматривает защиту здоровья и безопасности рабочего или служащего в государстве путем обеспечения защиты труда рабочих. А также минимизацию угрозы используемых оборудований, техники, материалов, уменьшение опасности рабочего места для работников и предотвращение несчастных случаев и заболеваемости или минимизацию рисков их возникновения путем обеспечения надлежащей профессиональной атмосферы, которая помогает работникам вести безопасный труд.

Пророк ﷺ запретил возлагать на рабочего то, что сверх его сил. Нельзя требовать от него то, что не под силу ему или то, что чрезмерно утомляет его. В сборнике достоверных хадисов Муслима приводится, что Пророк ﷺ сказал: «Невольник имеет право на питание и одеяние. При этом нельзя возлагать на него ту работу, которая ему не под силу». Более того, Пророк ﷺ запретил перегружать животных и скот тем, что они не смогут понести. Передает Абу Дауд от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: «Будьте осторожны! Не используйте горбы своих животных в качестве амбаров (или трибун). Ибо Аллах подчинил их вам, чтобы вы могли достигать тех стран, которых вы не достигли бы, если только изнурительно. И утвердил для вас землю и что на ней, чтобы вы могли удовлетворять свои нужды».

Аль-Албани сказал, что это достоверный хадис. Аль-Къари в своем толковании хадиса сказал: «Смысл хадиса заключается в том, чтобы вы не сидели постоянно на их горбах и не вели торговые сделки, куплю-продажу и т.д., а, напротив, слезайте с них, решайте свои дела, а затем седлайте их». Не секрет, что аналогичное поведение утомляет и мучает животное без надобности.

Также передали Абу Дауд и Ахмад, что Абдуллах ибн Джаффар (р.а.) рассказал: «В один из дней Посланник Аллаха ﷺ посадил меня позади себя и сообщил мне по секрету хадис, о котором я никому еще не рассказывал. В случае необходимости Посланник Аллаха ﷺ больше всего любил использовать пальму. Однажды, проходя мимо забора одного из коренных жителей (ансаров) Медины, он заметил верблюда, у которого глаза печально слезились. Пророк ﷺ подошел к нему, вытер его слезы, помолчал и спросил: «Кто хозяин этого верблюда? Чей этот верблюд?» Тут подошел юноша из ансаров и сказал: «Мой, о Посланник Аллаха!» Пророк продолжил: «Не боишься ли ты Аллаха за это животное, которое Аллах даровал тебе в пользование. Поистине, оно пожаловалось мне, что ты держишь его в голоде и изнуряешь работой». Аль-Хаким сказал, что данный хадис является достоверным по своей цепочке. С этим согласился Аз-Захаби.

Если изнурение животных и возложение на них сверх их возможностей является запретным делом, то возложение на человека сверх его возможностей тем более является запретным, исходя из правила «мин баби авля» (тем более). Поэтому государственный мухтасиб (надзиратель) должен запрещать работодателям и нанимателям посягать на работников или наемников путем изморения или возложения на них того, что может нанести вред их здоровью. Также мухтасиб обязан принуждать работодателей и нанимателей к соблюдению стандартов безопасности и снижению рисков угроз на рабочих местах в порядке профилактики и предотвращения ущерба.

Ибн Рушд аль-Къуртуби в книге «Аль-Баян и ат-Тахсил» упоминал о том, как Омар ибн аль-Хаттаб (р.а.) осматривал положения своих подданных: «Из преданий Малика известно, что Омар ибн аль-Хаттаб (р.а.) проходил возле осла, который был нагружен молоком, и, увидев это, он снял с него два тюка. Тут к нему подошла хозяйка осла и сказала: «О Омар! Какое тебе дело до моего осла? Неужели ты имеешь власть над ним?» Омар сказал: «Что меня держит в этом месте?»

Затем Малика спросили о том, правда ли то, что Омар ибн Хаттаб выходил навстречу торговцам тканей и уменьшал их грузы с ослов, верблюдов и коней, а также увеличивал зарплату тем рабочим, которые несли ткани. «Да, – ответил Малик, – он следил и за обычными (свободными) людьми, которые выполняли невыносимую работу». Ибн Рушд сказал Малику: «Наши валии (губернаторы) ставят условием снижение груза на проходящих мимо нас караванов, нагруженным тяжелыми грузами». Суть в этом деле ясна, поскольку Пророк ﷺ сказал: «Каждый из вас пастырь и ответственный за свою паству. Имам – пастырь и ответственный за своих подданных». Передал Бухари. Поэтому Омар ибн аль-Хаттаб (р.а.) говорил по этому поводу: «Если верблюд умрет на берегах Евфрата вследствие потери, я боюсь того, что Аллах спросит меня за него».

Здесь мы видим, как Омар (р.а.) снижал бремя рабочих и увеличивал зарплату тем, кто брался за тяжелый груз и очень тяжкий труд.

VI.    Тестированное обследование

Тестированное обследование – это обследование совокупности граждан страны для выявления заболеваемости у индивидуумов, на которых не выступают симптомы или признаки болезни. В отличие от привычных медицинских обследований, тестированное обследование проводится над индивидуумами, которые работают в условиях с большим риском заболевания, но при этом в них не прослеживаются никакие признаки болезни.

Целью тестированных обследований является заблаговременное обнаружение заболевания в определенной группе людей для того, чтобы заблаговременно приступить к лечению для уменьшения болезненной боли и повышения уровня успешного лечения.

Комиссия из врачей-специалистов определяет те болезни, по которым государство должно провести тестированное обследование среди граждан страны. Необходимо обеспечить данное тестированное обследование, которое проводится для выявления болезни, всеми надлежащими средствами. Как, например, необходимо удостовериться в том, что определенное заболевание представляет собой серьезную опасность для здоровья, выработать рецепт лечения этого заболевания и провести данное обследование на высоком уровне диагностических возможностей. Граждане исламского государства не принуждаются к прохождению тестированного обследования, за исключением положения, когда их воздержание от обследования наносит вред остальным согражданам. И это для предотвращения ущерба на основании шариатского правила, исходящего из хадиса: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!».

Продолжение следует.