Рамадан — это месяц повиновения и приближения, который переполнен добром и благодатью. Это месяц поклонения, мольбы и чтения Корана. Это месяц покаяния, прощения, нисхождения милостей и освобождения от Ада. Это месяц терпения, борьбы и открытий. Это месяц, в котором увеличиваются благие дела. Добро пожаловать благословенному месяцу от Щедрого Господа, характеризовавшего этот месяц вознаграждением, о котором никто не ведает помимо Него. Передается в къудсий хадисе: «Все деяния сына Адама для него, кроме поста, ибо поистине он для Меня и Я воздам за него».
И из самых важных благодеяний этого месяца следующие:
Первое: Пост.
Пост — важнейшая основа этого месяца. И не смотря на то, что все мусульмане участвуют в его исполнении, они отличаются у Всевышнего Аллаха по степени вознаграждения, согласно тому, как они усердствовали в этом месяце. Они отличаются по отношению к исполнению приказов Аллаха, избеганию Его запретов, таким образом, как Всевышний Аллах повелевал этому в своей книге и Сунне Его Посланника ﷺ. То же самое и в отношении воздержания от того что нарушает пост, как пища, вода, совокупление, так же избегание от оскорбительного, например: как хула, брань, ложь и злонравие. И, естественно, со стороны исполнения законов поста и всех законов шариата во всех плоскостях жизни. В связи с тем, что пост является частью шариата, он является полезным светом для верующего.
Второе: аль-Къыям.
Аль-Къыям или таравих или тахаджуд, все эти терминологии применяются в названии ночной молитвы, которая совершается после предписанного ночного намаза до наступления утреннего намаза. У аль-къыяма особое преимущество в этом месяце. Передается что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто выстаивал ночные молитвы в месяце Рамадан, с верой и довольством, тому будут прощены все прошлые грехи» (передали Бухари Муслим).
Кто выстаивает молитвы в месяц Рамадан, то есть все ночи, то поистине Всевышний Аллах простит все прошлые грехи. Дополнительная ночная молитва будет полноценной, если совершить ее вместе с имамом до самого витра (завершающей молитвы), то есть для того, чтобы засчиталось тебе сполна.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто встал вместе с имамом до завершения намаза, то ночная молитва (дополнительная) запишется ему» (хадис проверил Албаний в книге «Сахих аль-джами»).
Третье: Прочтение всего Корана.
Месяц Рамадан — это месяц Корана, и достаточно того, что Всевышний Аллах упомянул его в ходе аята о Рамадане, чтобы указать на важность его чтения и обучения в этот священный месяц. Всевышний Аллах говорит:
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَىٰ وَالْفُرْقَانِ ۚ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ۖ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ۗ يُرِيدُ اللَّـهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّـهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ﴿١٨٥﴾
«В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение» (2:185). Посланник Аллаха ﷺ вместе с Джибрилем повторял Коран каждый год в месяц Рамадан. В сборнике Бухарий передается: «Джибрииль (мир ему) повторял Коран вместе с Посланником Аллаха ﷺ каждый год, один раз, и повторил дважды в год, когда он ﷺ покинул этот мир».Праведные предшественники, соперничали между собой в количестве прочтений Корана. И текстов по этому поводу очень много.
Что же касается по поводу предпочтительности между многократным прочтением Корана, и между одним разом с размышлением, то имам ан-Нававий, да помилует его Аллах, говорит: «Ответ различен, согласно различию личностей. Например, для того, кто может обнаружить мудрости, тонкости, то он ограничивается тем количеством, которым достигается полное понимание прочтенного. А тот, кто занят, например распространением знаний и прочих религиозных дел и дел для общего блага мусульман, то он ограничивается тем количеством, которое не повлияет на выполнении той задачи, которая поставлена перед ним. Кто же не является из числа приведенных категорий, то пусть обильно читает, по мере возможности, избегая чрезмерно-быстрого непонятного и скучного чтения» (Книга имама ан-Нававий «ат-табйин фи адаби хамляти-ль-Куран»).
Четвертое: Предоставление пищи постящемуся. Передается в сборниках с правильной цепочкой о достоинстве угощения постящегося. Посланник ﷺ сказал: «Накормивший постящегося получит такую же награду, как и сам он, но при этом награда постящегося не уменьшается».
Это великая награда тому, кто накормит постящегося. Быть может кто-то спросит: что можно предоставить постящемуся, чтобы обрести награду, подобную его награде? Манавий в толковании этого хадиса в книге «Файд ат-такъдир» сказал: «Тот, кто предоставил постящемуся ужин, или финик, и при отсутствии такой возможности, воду». Ибн Усаймин говорит: «Явный текст хадиса, говорит, что если человек покормил постящегося, даже одним фиником, то получит награду, подобную награде постящегося» (толкование «Рияд ас-салихин»).
Пятое: Мольба. Всевышний Аллах в ходе аятов о посте в суре «аль-Бакъара» упомянул превосходный аят, наполняющий сердце верующего надеждой. Это слова Всевышнего:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ ۖ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ ﴿١٨٦﴾
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путем» (2:186). Из этого понимается, что мольба в этом месяце не подобна другим месяцам, Всевышний Аллах характеризовал его тем, что Он непременно ответит постящимся на их мольбу, об этом говорится в ясных текстах. Посланник ﷺ сказал: «Мольба троих не будет отвергнута: мольба родителя, постящегося и путника» (хадис проверил Албаний). В сунане ибн Мааджа передается: «Поистине для постящегося, при разговении есть мольба, которая принимается».
Шестое: Затягивание сухура. «Сухур» — производное от «сахр», время его наступает в последнюю часть ночи до наступления рассвета. Зайд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Мы принимали пищу сухура перед рассветом, после чего Посланник ﷺ встал на молитву». Анас ибн Малик спросил у Зейда: «Сколько было времени между зовом на молитву и сухуром? Зайд ответил: «Было время равное пятидесяти аятам» (передал Бухари). Принятие пищи сухура, в это благословенное время, это великое приближение к Аллаху, Посланник ﷺ сказал:«Ешьте во время сухура, ибо в нем благодать» (передал Бухари и Муслим).
Принятие пищи во время сухура — особенность исламской Уммы. Посланник ﷺ сказал: «Разница между нашим постом и постом обладателей Писания — прием пищи во время сухура» (передал Муслим). Необходимо стремиться застать это благословенное время сухура и принять, хотя бы глоток воды. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Принятие сухура благодать, не оставляйте его, даже если один из вас, выпьет глоток воды, ибо поистине Аллах и его ангелы благословляют принимающих пищу во время сухура» («Сахих аль-джами»).
Необходимо знать, что воздерживаться от пищи за десять или пятнадцать минут до азана это грубая ошибка и неверное ограничение, не имеющее под собой ни каких оснований. Напротив, дозволено принимать пищу и пить до самого азана утренней молитвы.
Седьмое: Поспешность во время разговения. Поспешность в разговении подтверждается Сунной, т.е. необходимо принимать пищу сразу же после захода солнца. Посланник ﷺ сказал: «Люди будут в благополучии, пока торопятся с разговением» (передали Бухарий и Муслим). Благополучие осуществляется, если принять пищу сразу после захода солнца без всяких опозданий. И из того, чего нужно придерживаться в принятии пищи, то, что принимал в пищу Посланник ﷺ. От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается: «Посланник ﷺ до совершения молитвы разговлялся свежими сочными финиками, если этого не было, то сухими финиками если их не было то пил воду» (хадис проверил Албаний в «Сильсилят-ис-сахиха»).
Восьмое: Умра во время Рамадана. Награда Умры во время Рамадана перед Всевышним Аллахом равна награде хаджа. Более того, передается в некоторых риваятах, что награда равна хаджу, совершенному вместе с Посланником ﷺ. В сборниках Бухарий и Муслим от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, от Посланника ﷺ передается: «Умра в Рамадане равна хаджу», в другом риваяте у Бухарий: «Умра в Рамадане, как хадж совершенный вместе со мной», то есть, награда равна награде хаджа совершенного с Посланником ﷺ. Это великое воздаяние и большая честь, обрести награду хаджа вместе с Посланником ﷺ совершением Умры в любой день этого благословенного месяца.
Девятое: Выискивание ночи предопределения. Ночь предопределения, одна из десяти ночей Рамадана. Точнее, что эта ночь не определена с уверенностью и, что она меняется каждый год. Имам ан-Нававий сказал: «Исследователи сказали: эта ночь перемещается, один год попадает на двадцать седьмую ночь, другой год на двадцать третью ночь, на третий год двадцать первую ночь, и это верно, и в этом объяснении согласование между различными хадисами», («Шарх ан-Нававий книги Муслима»). Достоинство этой ночи велико, и кто упустил ее, упустил много благого. Достаточно того, что Всевышний Аллах оповестил о ней, что она лучше, чем тысяча месяцев, Всевышний Аллах говорит:
لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ ﴿٣﴾ تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْرٍ ﴿٤﴾ سَلَامٌ هِيَ حَتَّىٰ مَطْلَعِ الْفَجْرِ ﴿٥﴾
«Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (97: 3-5). Поэтому Посланник ﷺ проводил эти десять дней в обильном поклонении, не так как в другие дни. В сборниках Бухарий и Муслим передаётся от Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Когда наступали десять последних ночей Рамадана, Посланник ﷺ потуже затягивал свой пояс, оживлял ночи (т.е. проводил их в поклонении) и будил свою семью». Поэтому необходимо эти десять дней проводить в поклонении: в намазе, в дуа, в чтении Корана, в поминании Аллаха, в прошении о прощении грехов, приказывать одобряемое и запрещать порицаемое…
Десятое: Итикаф. Итикаф — это проживание в мечети для поклонения Всевышнему Аллаху. Итикаф в месяце Рамадан подтвержден Посланником ﷺ. Передается в сборниках Бухари и у Муслима от Айши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник ﷺ совершал итикаф в последние десять дней Рамадана, пока Аллах не забрал его ﷺ, потом после его смерти итикаф совершали его жены. И тот, кто нашёл возможность и свободное от обязательств время — нет для него ничего лучшего, чем итикаф в мечети последние десять дней, последовав за Сунной Посланника ﷺ, уединившись от мирских дел и мирской суеты.
Одиннадцатое: Освобождение от Ада. Освобождение от Ада, то есть прощение человека от наказания. Человек, оказавшийся среди освобождённых по милости и щедрости Аллаха, никогда не войдёт в Ад. Передается от Посланника ﷺ, что он сказал: «Поистине у Аллаха каждый день и каждую ночь есть освобождённые от огня (имеется в виду в Рамадане) и воистину для каждого из них в эти дни есть мольба, которая принимается» (хадис проверил Албаний в «Сахих аль-джами»).
Удостойтесь же вместе с нами в этом благородном месяце усердно поклоняться Всевышнему Аллаху, молиться Ему, чтобы Он освободил нас от огня, особенно в положениях, в которых принимаются дуа.
Двенадцатое: Закят-уль-Фитр. Закят-уль-Фитр входит в обязательство в последний день Рамадана с заходом солнца. Мудрость Закят-уль-Фитр заключается в том, как об этом гласят тексты хадисов, что это очищение постящегося от вздора и сквернословия. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ обязал Закят-уль-Фитр как очищение для постящегося от болтовни и сквернословия и как подарок для бедных. Кто выплатил Закят-уль-Фитр до праздничной молитвы, она принимается, а кто выплатил после, то это обычная милостыня» (передал Абу Дауд).
Полноценным благочестием будет, если ты проводишь этот месяц выплатой Закят-уль-Фитр который является ваджибом, выплатив его за себя и всех, кого ты содержишь, к примеру, жена и дети.
Этим твои деяния будут достойными принятию Всевышним Аллахом.