Государство Халифат и вопрос меньшинств (Часть третья)

Отношение государства Халифат со своими гражданами. Немусульмане в Исламском государстве (ахл-юз-зимма)

Наличие немусульман в Дар-уль-Ислам является естественным и неизбежным явлением, поскольку это сочетается с установленными Аллахом закономерностями вселенной, предусматривающими многообразие людей и различие вероисповеданий, а также включается в шариатские законы, которые запрещают людей совращать от их религий. Всевышний Аллах говорит:

وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لآمَنَ مَنْ فِي الأرْضِ كُلُّهُمْ جَمِيعًا أَفَأَنْتَ تُكْرِهُ النَّاسَ حَتَّى يَكُونُوا مُؤْمِنِينَ ٩٩

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (10:99).

وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لَجَعَلَ النَّاسَ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلا يَزَالُونَ مُخْتَلِفِينَ ١١٨

«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия» (11:118).

لا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ

«Нет принуждения в религии» (02:256).

И это, согласно Исламу, является обязательным, поскольку данное положение принятия Ислама происходит путем наставления людей на истинную религию, когда они живут по законам Ислам, ощущают справедливость Ислама и правильность его законов, а затем покорно принимают его по доброй воле с убеждением.

Исламское государство выступает государством, претворяющим законы Ислама на своей территории и распространяющим его путем призыва и джихада за его пределами. Оно управляет делами граждан и стоит на страже рубежей. Согласно своей вере и религии мусульмане обязаны претворять Ислам и нести его путем призыва и джихада, а также защищать свои территории, как и обязаны хорошо относиться к подданным, которые, в свою очередь, обязаны соблюдать законы Ислама. Всевышний Аллах говорит:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَنْ يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (33:36).

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الأمْرِ مِنْكُمْ فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلا (٥٩)

«О, те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (04:59).

Поэтому мусульманин, обладающий гражданством Исламского государства, не нуждается в дополнительных удостоверениях, чтобы пользоваться правами и обязанностями, предусматриваемыми этим гражданством. Поскольку его религия считается самым сильным удостоверением. Что касается немусульманина, который хочет получить гражданство Исламского государства, то он не верует ни в Ислам, ни в его законы, а также не обязан согласно своей религии защищать мусульманские земли, т.е. Дар-уль-Ислам (Исламское государство). Поэтому для получения им гражданства Исламского государства необходимо принятие обязательства с его стороны в отношении государства и принятие обязательства со стороны государства в отношении него. Правовой формой этого обязательства является договор. Поэтому Ислам построил нахождение немусульман в Дар-уль-Ислам (Исламском государстве), будь оно временное или постоянное, на основе договоренности, а именно взаимное согласие и завет между двумя сторонам о соблюдении прав и обязательств, которые обе стороны обязаны принимать во внимание и хранить. Всевышний Аллах говорит:

وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلامَ اللَّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لا يَعْلَمُونَ ٦

«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они — невежественные люди» (09:06).

Смысл заключается в том, что если кто-нибудь из жителей неисламского государства попросит у тебя убежища от смерти, где будет у него возможность слышать слова Аллаха, то дай ему, т.е. обеспечь ему безопасность или предоставь ему договор на это. Поскольку соседство — это предоставление человеком покровительства, т.е. уговор и гарантия, что подразумевает смысл договора. Вывел ат-Тирмизи от Абу Хурайры, что Пророк (с.а.с.) говорил: «Кто убьет заключившую договор душу (муахида), которая обладает правом покровительства (зиммат) Аллаха и Его Посланника, тот посягнул на покровительство Аллаха и он не почует даже запаха Рая, который чуется на расстоянии, равном сорока годам пешего пути».

Вывел Абу Давуд от Амр Ибн Шуайб от его отца от его деда, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мусульмане — равноценна кровь их, стремится под их покровительство самый приближенный из них и находит защиту у них самый отдаленный из них. Они — одна рука против тех, кто помимо них, сильные из них делятся со слабыми, вышедшие с оставшимися. Мусульманин не может быть убит из-за неверующего, также имеющий с нами соглашение не может быть убит, пока действует его соглашение» (Абу Дауд, аль-Байхаки). Вывел Ибн Хишам в «Жизнеописании Пророка Мухаммада (с.а.с.)» от Умара Мавля Гафра, что Посланник Аллах (с.а.с.) говорил: «Благословение Аллаха в хорошем отношении с теми, кто находятся под нашим покровительством (зиммат), с темнокожими и курчавыми жителями мрачного селения. Ибо они имеют происхождение и родство». В этих трех хадисах употребляются слова «соглашение» (аль-ахд) и «договор» (зиммат), которые подразумевают взаимное согласие, т.е. договор. Поскольку лексическая реальность этих выражений указывает на их близость в значении.

В толковом словаре арабского языка «Лисан-уль-араб» приводится: «والعَقْد: العهد، والجمع عُقود، وهي أَوكد العُهود» — [аль-Акъд — аль-Ахд, ва аль-джамъу — укъуд, ва хия авкаду аль-ухуд] — (аль-Акъд — это соглашение, во множественном числе — договора, и это самый закрепленный вид согласия).

В толковом словаре арабского языка «ат-Таъриифат» за автором аль-Джарджаний приводится: «العهد حفظ الشيء ومراعاته حالاً بعد حال، ثم استعمل في الموثق الذي تلزم مراعاته» — [аль-Ахд — хифз-уш-шай ва мураатуху хаалян баъда хааль, сумма устуъмиля фи аль-мавсикъ аллязи тульзаму мураатуху] — (аль-Ахд — это защита кого-либо или чего-либо и уход за ним время от времени. В дальнейшем, это выражение применяется для обозначения договора, которого нужно соблюдать).

В толковом словаре арабского языка «Мухтар-ус-Сиххах» приводится: «الذِّمامُ الحرمة، وأهل الذِّمَةِ أهل العقد» — [аз-Зимам аль-Хурма ва Ахл-юз-Зимма — Ахл-юль-Акъд] — (Обязательства неприкосновенности и люди покровительства — это те, которые имеют договор). Абу Убаид говорил, под словом «аз-зимма» (покровительство) — подразумевается безопасность в словах Посланника Аллаха (с.а.с.): «стремится под их покровительство самый приближенный…».

Согласно шариату договор — это соединение предложения с согласием в узаконенном виде, где в оговоренном месте прослеживается его действие. Выражения «аз-зимма», «аль-аман» и «аль-ахд» означают договора. В каждом из них между двумя сторонами, а именно, между предложением и согласием, имеет место соединение, которое происходит между двумя лицами, мусульманами и немусульманами. В соответствии с договором «аз-зиммат», который заключается между немусульманином и Исламским государством, немусульманин получает подданство Исламского государства и становится одним из его граждан. Он обладает всеми правами, предусматриваемыми гражданством, а также получает безопасность и защиту. Государство же имеет право на то, чтобы он подчинялся исламским законам и предоставлял имущественный налог взамен на предоставление защиты и безопасности ему, оскольку на немусульманина не ложится ответственность за джихад.

Такова реальность договора «аз-зиммат», который служит договором на получение подданства, защиты и безопасности. Те, кто заключают данный договор, в исламской терминологии именуются, как люди покровительства, т.е. «ахл-юз-зимма». Теория договора «аз-зиммат» выступает самой деликатной канонической формулировкой за всю историю человечества в сфере регулирования отношения государства с проживающими субъектами, не верующими в основы, на которых зиждется это государство, или с новыми прибывающими людьми, желающими получить там местожительство и подданство этого государства. Человек удивляется отвращению, которое испытывают некоторые мусульманские интеллигенты и немусульмане к термину «ахл-юз-зимма», несмотря на положительные и этические значения, которые вбирают в себя договор, безопасность и ответственность Исламского государства в защите зиммия и обеспечении его прав. В то время как они приняли в основу выражение «меньшинства», которое несет в себе негативный оттенок и неэтические намеки. Поскольку это выражение исходит из слова «малость», которое указывает на слабость и незначительность, а также внушает некое отклонение части субъектов общества от общества в целом.

Вхождение немусульманина под покровительство (аз-зиммат) мусульман вменяет в обязанность государству и мусульманам соблюдение договора, заключенного с ним, и хорошее отношение к нему, поскольку он, подобно мусульманским подданным государства, получает все те права, которые они имеют, а также те обязанности, которые возлагаются на них, в рамках законов шариата. Дабы остановиться на некоторых правах, предоставляемых в Исламе людям покровительства «ахл-юз-зимма», и на тех положительных значениях, которые вбирают в себя этот термин, мы приведем несколько шариатских текстов:

– Всевышний Аллах говорит:

لا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُمْ مِنْ دِيَارِكُمْ أَنْ تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ ٨

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60:08).

– Всевышний Аллах говорит:

لا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَدْ تَبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِنْ بِاللَّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَى لا انْفِصَامَ لَهَا وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ ٢٥٦

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (2:256).

Аль-Вахидий в своей книге «Асбаб-ун-Нузуль» (Обстоятельства ниспослания аятов) передает от Саида Ибн Джубайр от Ибн Аббаса относительно слов Всевышнего Аллаха: «Нет принуждения в религии» следующее: «У одной из женщин ансар (до прихода Ислама) не выживали родившиеся дети, и она дала обет, что, если останется её ребенок (в живых), она непременно сделает из него иудея. И когда племя бану Надир покидало Медину, то в их (бану Надир) рядах были люди из числа детей ансаров. Обратившись к Посланнику Аллаха (с.а.с.) ансары спросили: «Что же нам делать с нашими сыновьями?». И был ниспослан этот аят: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения». Затем продолжил: «Кто пожелал уйти — пошел за ними, а кто пожелал Ислама — принял Его».

– Вывел аль-Бухари от Абдуллах ибн Амр от Пророка (с.а.с.): «Кто убил муахида (немусульманина, заключившего с нами договор о безопасности), тот не почует запаха Рая. Воистину, запах Рая распространяется на расстоянии, равном сорока годам пешего пути».

– Вывел Абу Давуд от Идды от сынов сподвижников Посланника Аллаха от их отцов, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «В Судный день я буду противником (врагом) того, кто несправедливо поступит с муахидом (немусульманин, заключивший с нами договор о безопасности), или ущемит его, или возложит на него поверх его сил, или возьмёт с него что-то, пренебрегая его достоинством».

– Вывел Муслим от Ибн Абу Лайла, что «однажды возле Къайса ибн Саад и Сахль ибн Ханифа проходила погребальная процессия, они встали и присоединились к ней. Им сказали, что покойник был из числа людей покровительства, т.е. «ахл-юз-зиммат», которые проживали на своих землях взамен на выплату подушного налога «аль-джизья». В ответ на это они рассказали, что однажды возле Посланника Аллаха (с.а.с.) проходила погребальная процессия, он присоединился к ней. Ему сказали, что покойник является иудеем, на что он ответил: «А разве это не человеческая душа?»

– Вывел Муслим от Урва ибн аз-Зубайр, что Хишам ибн Хаким заметил, как «некий человек жарит под солнцем людей из жителей Набатея в качестве выплаты подушного налога «аль-джизья». Он сказал ему: «Что это?! Воистину, я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Аллах накажет тех, кто наказывает людей на этом свете (ад-Дунья)».

– Абу Юсуф в своей книге «аль-Харадж» приводит письмо Пророка Мухаммада (с.а.с.) жителям Наджрана: «Наджрану и подчиненной ему области — покровительство Аллаха и защита Пророка Мухаммада — Посланника Аллаха, относительно их имущества, их жизней, их земли, их веры, их отсутствующего, их присутствующего, их родственников, их церквей и всего, что в их руках из малого и великого. Епископ не изменит епископства своего, монах — своего монашества, священник — своего священства. Жители Наджрана не ответственны за совершенные до настоящего времени проступки и за кровь, пролитую ими во времена джахилии. Им не будут причинять убытки, и чинить препятствия, войска не будут топтать их землю. Всякого, кто будет просить (о защите) своего права (против другого), рассудят по справедливости, не будет ни обижающего, ни обиженного…».

– аль-Байхакъи в своей книге «ад-Даляиль» привел письмо Амра Ибн Хазм: « … кто исповедуют христианство или иудейство, не будут принуждаться к отречению от своей религии…». Ибн Хишам в своей книге «Жизнеописание Пророка Махаммада (с.а.с.)» приводит письмо Посланника Аллаха (с.а.с.) людям Хамир: «Кто придерживается иудаизма или христианства, то он не будет отрешен от него — он должен уплатить подушный налог (джизью)...».

Это лишь одна капля в океане шариатских текстов, декларирующих права людей покровительства (ахл-юз-зиммат) в Исламском государстве. В них ярко прослеживается стремление к хорошему отношению с ними и предоставлению того, что они заслуживают согласно шариатским законам.

Отношение государства с гражданами, в том числе и с людьми покровительства (ахл-юз-зиммат)

Отношение Исламского государства со своими гражданами выражается в двух аспектах:

1 — Власть и управление делами

Что касается власти и управления делами своих граждан, то государству нельзя ставить различие между своими гражданами. Напротив, оно должно одинаково относиться ко всем гражданам без всякой дискриминации на основе этнической, расовой, половой и религиозной принадлежности. В пятой и шестой статье проекта конституции, выведенной из Книги Аллаха, Сунны Его Посланника (с.а.с.) а также из единогласия его сподвижников — «иджма» (р.а.) и шариатской аналогии — «аль-Къыяс», который был предоставлен Хизб ут-Тахрир, чтобы заложить в основу Второго Праведного Халифата, говорится:

Статья 5: Все граждане исламского государства имеют шариатские права и обязанности.

Статья 6: Все граждане государства имеют равные права, независимо от религии, расы, цвета кожи и тому подобное. Запрещается любая дискриминация граждан государства, независимо от того, связано ли это с вопросами правления, касается ли это правосудия или управления других дел общества.

Доказательства этих двух статей подробно изложены в книге «Проект конституции». Достаточным будет упомянуть здесь, что шариатские тексты, адресованные мусульманам в вопросах правления, судопроизводства и управления делами, приводятся в обобщенном виде, не устанавливая различие между мусульманином и немусульманином, между арабом и неарабом, между краснокожим и чернокожим. Напротив, они приказывают относиться со всеми в равноправии и по справедливости. Всевышний Аллах говорит:

إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تُؤَدُّوا الأمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُمْ بَيْنَ النَّاسِ أَنْ تَحْكُمُوا بِالْعَدْلِ إِنَّ اللَّهَ نِعِمَّا يَعِظُكُمْ بِهِ إِنَّ اللَّهَ كَانَ سَمِيعًا بَصِيرًا ٥٨

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий» (04:58).

В аяте употребляется выражение «люди», что указывает на обобщенность.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ لِلَّهِ شُهَدَاءَ بِالْقِسْطِ وَلا يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَى أَلا تَعْدِلُوا اعْدِلُوا هُوَ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَى وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ ٨

«О, те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (05:08).

В этом аяте требуется «справедливое отношение» в момент отвращения, ибо справедливость ближе к богобоязненности.

Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Имам — это пастырь и он несет ответственность за свою паству» (Вывел аль-Бухари). В хадисе видно, что Ислам возлагает на имама (главу государства) ответственность за всех граждан без всякого различия. Также Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «В Судный день я буду противником (врагом) того, кто несправедливо поступит с муахидом (немусульманином, заключившим с нами договор о безопасности), или ущемит его, или возложит на него поверх его сил, или возьмёт с него что-то, пренебрегая его достоинством» (Вывел Абу Давуд). В данном хадисе речь идет об обязательности справедливого отношения к людям договора «ахл-юль-ахд».

Пророк (с.а.с.) заявил, что будет выступать против того, кто проявит к ним несправедливость, что указывает на тяжесть греха за подобное несправедливое обращение с ними. Шариатских текстов по этой теме много. Поэтому среди мусульман не было никаких разногласий с самых ранних периодов Ислама. Ибн Абиддин в своей книге «аль-Хашия», объясняя смысл обязательности защиты зиммия от неприятностей и неприкосновенности его чести, подобно мусульманину, говорит: «Согласно договору о покровительстве «аз-зиммат» он в обязательном порядке получает те же права и обязательства, что и мы. И если честь мусульманина неприкосновенна, то и его честь неприкосновенна. Напротив, несправедливость в отношении зиммия рассматривается, как более тяжкий грех». Аль-Къаррафи в своей книге «аль-Фарукъ» пишет: «Договор о покровительстве «аз-зиммат» обязывает нас предоставить им права, ибо они наши соседи и платят за свою защиту, а также находятся под покровительством Аллаха, Его Посланника и религии Ислам. Кто посягнет на них, хотя бы словом, или станет злословить о них, или причинять какой-то вред, или будет помогать кому-то в этом, тот погубит покровительство Всевышнего Аллаха, Его Посланника и религии Ислам». Об этом также упомянул Ибн Хазм в своей книге «Маратиб аль-Иджма», говоря: «Если кто-то находится под нашим покровительством «аз-зиммат», и вдруг нагрянули в нашу страну жители Дар-уль-Харб (неисламского государства), преследуя его, то мы обязаны вступить в вооруженную войну с ними вплоть до гибели с целью защиты того, кто находится под покровительством «аз-зиммат» Аллаха и Его Посланника. Предательское отношение к нему расценивается как пренебрежение договором о покровительстве «аз-зиммат».

2 — Претворение шариатских законов и канонов

Что касается второго аспекта, а именно, претворение шариатских законов и канонов, то Ислам пришел с всеобъемлющей системой, охватывающей все сферы жизни, включая в себя обряды поклонения, правление, экономику, образование, внешнюю политику, судопроизводство и так далее. Эта система, даже если и вытекает из исламского вероучения, тем не менее, она не ограничивается духовной стороной. Напротив, она вбирает в себя также законы и каноны, пригодные к претворению в государстве. Когда Ислам предписывает претворить эту систему, он смотрит на законотворческую и каноническую сторону в ней, а не на духовно-религиозную сторону. Ислам предписывает претворять шариатские законы на всех граждан государства независимо от разногласий в их религии, за исключением тех законов, которые по своему естеству и теме требует обособления приверженцев Ислама. Другими словами, это те законы, в которых преобладает религиозный аспект, как, например, законы поклонения, поста, закята, хаджа и так далее.

Они являются шариатскими законами, аналогично остальным шариатским законам. Однако выполнение их требует веры в Ислам, а значит, претворение их в отношении немусульман не должно иметь место, поскольку это будет принуждением их к Исламу, в то время как Ислам запретил принуждать в религии. Поэтому немусульмане исключаются из претворения этих законов поклонения, которые должны претворяться только в отношении мусульман. Ведь вера мусульман в исламскую доктрину обязывает это, и в отношении них, и это не считается принуждением. Исходя из шариатских текстов, действий Пророка Мухаммада (с.а.с.) и практики праведных халифов (р.а.), становится ясно, что Ислам обязал претворение всех исламских законов в отношении мусульман без исключения. Что касается граждан Исламского государства из числа немусульман, то над ними изначально основе должны претворяться законы шариата, как над мусульманами, даже если не верят в основу, из которой вышли эти законы, т.е. в исламскую доктрину (акъыду). Не является условием претворения шариатских законов, за исключением отдельных вопросов из-за многочисленных оснований, требующих их исключения. О них можно вкратце рассказать, как это приводится в седьмой статье проекта конституции, предложенного Хизб-ут-Тахриром:

Статья 7: Государство распространяет действие законов шариата на всех граждан, которые имеют гражданство Исламского государства, мусульман и немусульман, следующим образом:

а) Действие всех законов Ислама распространяется без каких-либо исключений на всех мусульман;

б) Немусульманам разрешается следовать своим убеждениям и соответственно совершать свои религиозные обряды в соответствии с общим порядком;

в) Отступившие от Ислама несут наказание в соответствии с законом об отступничестве, если они сами являются вероотступниками. Если же они являются детьми отступников, являясь немусульманами, то с ними имеют место взаимоотношения как с немусульманами в соответствии с их реальным положением, то есть как с язычниками или как с людьми писания (евреи, христиане);

г) В отношении пищи и одежды к немусульманам имеет отношение в соответствии с их религиями в рамках того, что дозволяют законы шариата;

д) Брачные отношения и развод, регулируются в среде немусульман по их религиям, и эти же отношения между мусульманами и немусульманами регулируются в соответствии с законами Ислама;

е) Все же остальные шариатские законы и положения исламского шариата, такие как взаимоотношения, наказания, свидетельские показания в суде, система правления, экономика и другие претворяются в жизнь государством, имея одинаковое распространение, как на мусульман, так и на немусульман. Эти законы и положения исполняются также государством над муахидами (граждане неисламского государства, находящиеся на территории Ислама, между странами которых и Исламским государством, имеются определенные договора), мустамининами (люди, которым дано разрешение на временное пребывание на территории Исламского государства, не более чем на один год) и всех, кто находятся под властью Ислама, а также исполняются над всеми отдельными гражданами государства, за исключением послов, консулов, членов дипломатических миссий и им подобным, которые имеют дипломатический иммунитет.Подпункты «б», «г» и «д» на основании детальных доказательств, поясненных в книге «Проект конституции», предусматривают обособление основного канона Дар-уль-Ислам в интересах немусульман.

Данные исключения делают жизнь немусульман в Исламском государстве спокойной и легкой, потому что они обеспечивают им жизнь в соответствии со своей религии и претворение её законов без всякого противоречия между ней и общим законодательством в государстве. Они не впадают в безвыходное положение и не испытывают принуждение в религии. Что касается других законов, которые они должны блюсти, то они не затрагивают их религию. Они не требуют от отречения от своей религии или нарушения её. Поскольку они имеют общий характер. Потому что они, проживая в неисламском государстве, также подчиняются канонам и законам, которые не исходят из их религии, а являются придуманными людьми законами. Что теряет немусульманин, если законодательство и претворяемый закон выведен из исламского шариатского текста? Какая разница для него, если он этот закон выведет из источников, придуманных людьми? Например, Ислам предписывает, чтобы деньги базировались на золотосеребряном стандарте, а нынешние, придуманные людьми, системы не требуют этого. В чем проблема для немусульманина в соблюдении этого закона в Исламском государстве? Например, Ислам запрещает женщине заниматься той работой, в которой предусматривается использование её женственности, в то время как придуманные людьми системы дозволяют это и побуждают к этому. Несет ли немусульманин какой-то ущерб своей христианской принадлежности от следования шариатскому закону в Исламском государстве и сохранения этим своего достоинства?

 


Ясин ибн Али