Улема и революции Уммы

Между обязательной работой над установлением Халифата и принуждением Уммы к послушанию безбожному Западу и его агентам

Мустафа Хашим Заид, Член информационного отдела Хизб ут-Тахрир в Египте

Общеизвестной шариатской истиной служит признание того, что знание — это наследие пророков, а учёные — наследники пророков. В связи с этим учёные самими первыми среди людей должны занять место носителей призыва, донося до людей слово Господа миров, поскольку они — наиболее осведомлённые в вопросах того, что Аллах разрешил или запретил. Таково их наследственное предназначение — увещевать людей, неся знание и поступая в соответствии с ним. Они первыми предвидят грядущую смуту в силу своих познаний из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (с.а.с.), а люди видят её после того, как она происходит. Основная задача учёных — это просвещение людей, профилактика (увещевание) и предохранение их от попадания в смуту, а отнюдь не попадание самим в смуту и вовлечение туда других людей. Они являются одной из двух опор праведности (здравости), о которых сказал Пророк Мухаммад (с.а.с.): «Есть два типа людей в народе — если они будут в праведности, то и народ пребудет в праведности, а если они испортятся, то испортится и народ. Это улемы (учёные) и амиры (предводители)» (передал Абу Наим в «Аль-Хилья»).

Правители и руководители портятся тогда, когда портятся учёные, ибо на последних (учёных) возложена обязанность отчитывать правителей и пояснять Умме эту обязательность, формы требования отчёта и пути утверждения истины. Им не позволительно проявлять халатность или пренебрежение в отношении этой возложенной на них обязанности. Ведь Аллах взял с них завет на это. Всевышний говорит:

وَإِذۡ أَخَذَ ٱللَّهُ مِيثَٰقَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُۥ فَنَبَذُوهُ وَرَآءَ ظُهُورِهِمۡ وَٱشۡتَرَوۡاْ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلٗاۖ فَبِئۡسَ مَا يَشۡتَرُونَ ١٨٧

«Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!» (03:187).

На них возложена миссия донесения религии Аллаха, и они ответственны за неё перед Аллахом, Свят Он и Велик. Именно такое понимание вкладывали мусульмане первых поколений в смысл наследия пророчества в несении Ислама, как об этом свидетельствует известное выражение Рабиа ибн Амира, сказанное им с наивысшим красноречием во время несения призыва: «Аллах нас отправил с миссией, чтобы мы выводили того, кого Он пожелает, из поклонения рабам (порабощения) к поклонению Господу рабов, из тесноты бренного мира на просторы обеих миров (этого мира и последующей жизни), из деспотии религий, придуманных людьми, к справедливости Ислама».

Так они понимали Ислам, так они несли и передавали его из поколения в поколение. Мы видели, как они отчитывали правителей, приказывали к одобряемому и удерживали от запретного. Вспомните, как Сухайб отчитал Умара ибн аль-Хаттаба за длинную одежду перед народом. И Умар был вынужден объяснить то, почему ткань его рубахи (одежды) больше, чем у других мусульман, которым также была поровну распределена ткань. Сухайб не постеснялся и не воздержался от права отчитывать. Со своей стороны, Умар не разгневался на это, а напротив, пояснил свою позицию со всей прозрачностью и ясностью, приняв требование отчёта со стороны народа. Мы видели их непоколебимую приверженность полученным из Корана и Сунны знаниям. Они оставили за собой превосходные примеры пожертвования, терпения и стойкости. Вспомните таких выдающихся исламских личностей, как Атит аз-Зият, Саид ибн Джабир, Ибн Ханбаль и другие, которые олицетворили в реальной жизнь идеал приверженности истине, а также уверенности в Аллахе и устремлённости только к Его довольству. Вспомните, как они открыто говорили истину и не боялись ради Аллаха никаких упрёков. Мы помним, как один из главный учёных (султан улемов) аль-Изз ибн Абдуссалам открыто сказал истину, отчитывая правителя мусульман и жалуясь на него. И один из его учеников спросил тогда: «Не побоялись ли вы, о, имам?». И аль-Изз ответил: «Я представил величие Аллаха перед собой, как вдруг власть султана оказалась в моих глазах малой, словно котёнок». Именно этот учёный является автором крылатой цитаты: «Если увидите учёного у ворот султана (власть имущих), вы вправе обвинять его (в нечистоплотности)».

Такими были учёные и такой была Умма, когда мусульмане обладали государством, которое правило в соответствии с Исламом и заботилось о воспитании настоящих исламских личностей, мыслящих и удовлетворяющих свои потребности и инстинкты на основе исламского мировоззрения (акъыды) и вытекающих из него законов. Эта система была настолько хорошо налажена, что обычные люди того времени могли себе позволить вести правовую дискуссию вокруг шариатских законов на уровне муджтахидов благодаря своему правильному и всестороннему пониманию Ислама. Говоря же о времени упадка и отсутствия государства, претворявшего Ислам, то исламское мировоззрение (акъыда) перестало быть основой мышления людей в целом, даже если их отдельные мысли были исламскими. Материальная выгода (меркантильность) стала критерием их поступков и основой удовлетворения их потребностей и инстинктов вместо критериев харам и халял. Умма оказалась нуждающейся в набожных учёных, способных показать и повести на верный путь, ведь это — возложенная на них обязанность в силу того, что они выступают наследниками пророков. И если они не будут исполнять свою обязанность, то бросят Умму в удушающих мраках сегодняшнего невежества и упадка под игом западного империализма, который манипулирует людьми посредством своих мыслей, а также эксплуатирует и грабит все их богатства, неся с собой разруху и страдания в этом мире (дунья) и мучительное наказание в мире Вечном.

В период сегодняшних бесчинствующих режимов ситуация не ограничилась безмолвным молчанием или сговором большей части учёных. Напротив, она дошла до того, что их мысли запачкались мыслями неверия, и они перестали смотреть на вещи с исламской точки зрения, несмотря на то, что одевают чалму и взбираются на трибуны в мечетях (минбары). Так, они начали преподавать людям прозападную модель Ислама, которая не приемлет исламского правления и метода Посланника Аллаха (с.а.с.). Реальность стала источником их мышления, а не предметом их работы по изменению. Хуже того, они считают в порядке вещей лояльное отношение к Западу, а также ожидают от него помощи и преуспевания. Самым ярким подтверждением тому служит их повторяемые под диктовку высказывания о демократии и гражданском государстве, а также оправдательные заявления относительно возвышения флагов западного проекта «Сайкс-Пико» вместо знамени Ислама и флага Посланника Аллаха (с.а.с.).

Мы стали слышать из их уст крайне странные вещи. Мы видели, как некоторые из них называли сегодняшних правителей в исламских землях законными по Шариату обладателями власти, против которых выступать категорически запрещено по Исламу. И это происходит вместо того, чтобы дать людям правильное определение того, что это — злополучные правители, а отнюдь не законные по Шариату, что обязательным является свержение их с власти и установление Халифата по методу пророчества вместо них. Мы стали свидетелями того, как некоторые из них призывают к джихаду во имя демократии и требуют гражданское государство, заявляя о том, что государство в Исламе является гражданским. Этим они пытаются обмануть и запутать Умму. Некоторые из них прибегают к ещё большому ухищрению и призывают к гражданскому государству с исламской инстанцией. Не говоря уже о фетвах, которые оправдывают убийства и устрашения невинных сынов Исламской Уммы со стороны тех, кто служит в рядах палачей, предателей, агентов и приспешников Запада. Вспомните военную кампанию «Буря решимости» против мусульман в Йемене, изгнание жителей Синая в Египте и множество других инцидентов. Мы видели, как некоторые учёные, облачившись в военную одежду, на борту самолётов вдохновляли и благословляли солдат на службу проектам безбожного Запада в исламских землях, называя некоторых прозападных лакеев в мусульманских странах (т.е. правителей) спасителями суннитов и передовой линией защиты перед угрозой шиито-персидской агрессии. Хуже того, они молятся за них с трибуны мечети Посланника Аллаха (с.а.с.), хотя прекрасно понимают, что этими правителями движет вовсе не этническая, национальная, патриотическая или другая принадлежность, а напротив — только их престол, который уже изъел червь. Аналогичную картину мы видим, когда учёные и ответственные лица шиитских движений посещают боевые фронты, чтобы подбодрить боевиков своего течения на исполнение «священного долга» по защите светского безбожного кровавого режима, называя их защитниками их священных гробниц и могил. Ими движет ненавистническая религиозная слепота, которую использует Иран, ставший заложником американской политики по причине своих гнилых персо-имперских амбиций, о которых открыто говорят некоторые высокопоставленные лица в Иране.

Прежде чем приступить к обсуждению этих учёных, необходимо пояснить сегодняшнюю реальность Уммы на фоне этих революций, которые заполонили все уголки исламского мира и разбудили каждого представителя Исламской Уммы. Нужно показать их позицию по отношению к этим революциям до и во время их возгорания. Нужно бросить свет на то, как они отнеслись к ним и как они взаимодействуют нынче с ними, а затем пояснить шариатскую позицию, которая должна исходить от набожных учёных в отношении этих правителей и народного движения, восставшего против них. При этом следует подчеркнуть, что реальность должна быть только предметом нашей работы над изменением, а вовсе не источником нашего мышления.

Реальность нашей сегодняшней жизни со времён падения Османского Халифата находится в противоречии с той реальностью, в которой должна пребывать Исламская Умма, поскольку нынче нет того государства, которое претворяло бы Ислам внутри и несло бы его всему миру путём призыва и джихада. Распространилось невежество, бедность и различные заболевания. Западу удалось утвердить свою гегемонию над мусульманами и их землями, что дало ему возможность стереть их идентичность и отдалить их от Ислама, законы которого гарантировали им развитие и благосостояние. Также он пересмотрел и переписал историю Уммы в соответствии со своим проектом, который строится на основе национальных, патриотических и этнических разногласий, что держит Умму в состоянии междоусобной борьбы, препятствующей её повторному единению и сплочению. Он прочертил разделительные границы, нарисовал флаги и разделил Умму на ничтожные государства, некоторые из которых не могут даже прикрыть постыдные места муравья. Затем Запад усалил в каждое государство своего ставленника, назвав его правителем, королём, эмиром или президентом, который смотрит за реализацией западных интересов и подавляет тех сынов Уммы, которые хотят развития и освобождения от такой формы рабства. Долгие десятилетия Умма оставалась в таком положении, испытывая те страдания, которые выпали на её долю. Тем не менее, под руководством искренних знающих мусульман, объединившихся друг с другом в одно сплочение для того, чтобы привести остальных мусульман к развитию, Умма начала стремиться к независимости и освобождению от вражеского ига, от идей и систем противника. Эти знающие мусульмане, которых можно назвать учёными, стали вливать в Умму правильные идеи и разоблачать Запад с его агентами, раскрывая его заговоры против Уммы. Это совпало с наличием придворных учёных, существующих исключительно благодаря коварным правителям, которые оглушили людей «обязательностью» подчинения этим правителям на том основании, что они являются обладателями власти, против которых нельзя выступать, словно они — законные по Шариату обладатели власти. Они приписали им все шариатские качества, которые присущи только халифу мусульман.

Перед этим давлением, гнётом и подавлением со стороны правителей, а также перед оправданием всех этих бесчинств со стороны придворных учёных и перед последовательной политикой обеднения и разграбления богатств Уммы со стороны алчного капиталистического режима, под воздействием всех этих факторов, вспыхнули эти народные революции, начиная с Туниса, затем Египта, Йемена, Ливии и Сирии. Умма превзошла правителей, придворных учёных и даже ряд движений, которые мнили, что они стремятся к развитию. Народные массы начали выходить на улицы с требованием свержения прозападных режимов. Это указывает на осознание Уммой того, что её первым врагом является Запад, который стоит за всеми существующими в мире режимами и движет ими, подобно фигурам на шахматной доске.

Однако этот прорыв (а точнее — восставшее движение) не имел действенного идейного руководства (мозгового центра), которое управляло и двигало этой восставшей массой. Другими словами, он не имел предлагаемого проекта альтернативной системы, способной решить проблемы людей кардинальным образом. И это происходило несмотря на то, что некоторые требовали претворения Шариата и возвращения Ислама во власть, не понимая детальных положений претворения Ислама и признанного шариатского метода прихода его во власть. Также это движение нуждалось в искренних политических деятелях, понимающих козни Запада и способных нанести ему поражение в идеологической борьбе, а также разоблачить его козни по обузданию народного движения, стремящегося, в первую очередь, к независимости от Запада и к возвращению исламского правления, даже если представители этого народного движения не понимали деталей этого, а именно, что всех их мечтаний о справедливости и о возвращении их прав невозможно достичь без возвращения Ислама во власть путём установления государства Халифата по методу пророчества.

Отсутствие сознательного (понимающего) руководства в народном движении и пренебрежение учёных в отношении возложенной на них роли — всё это позволило Западу обуздать эти революции и обмануть Умму. Запад смог восстановить копию своих режимов с новыми лицами, некоторые из которых оказались более преданными Западу и враждебными Исламу, чем старые его агенты. И мы видели, как новый глава Египта стремится к реформированию религиозной риторики и считает джихад глобальной катастрофой, а некоторые так называемые «учёные» аль-Азхара и другие, которые продали свою религию за жизнь этих правителей, рукоплескали ему.

Кто обязан защищать Ислам, противостоять Западу и его приспешникам, говорить Умме о её правах и пояснять метод достижения этого, а также разоблачать предателей и заговорщиков против Уммы?! Кто должен вести Умму и объяснять ей путь установления исламского правления, а также форму и детали этого правления?! Разве этим не должны заниматься учёные? А что говорить, если они проявили молчание или приняли сторону лжи?!

Некоторые, возомнившие себя учёными, открыто поддержали правителей, одобрили их правление со всеми ясными шариатскими нарушениями, за которые необходимо их свергать. Хуже того, они начали требовать от Уммы того, чтобы она слушалась и подчинялась им, даже если они сломают им спины и отнимут всё имущество. Будто неподчинение им будет открытым противоречием тому, что приказал Пророк (с.а.с.), и тому, чего придерживались благородные сподвижники. Они вынесли фетву о запрете проведения митингов протеста по причине того, что это, якобы, выход против правителя. Более того, они запретили даже давать наставления власть имущим. Не говоря уже о том, что они обманывали и скрывали правду. Это и стало одной из причин потери Уммой своей активности и принятия нейтральной позиции со стороны немалой части мусульман в этой борьбе. Разве не странно, когда учёные, вместо того, чтобы советовать правителям хорошо заботиться о своих подданных, требуют от подданных хорошо подчиняться им? При этом они заворачивают эти ничтожные дела в безупречное наследие Пророка (с.а.с.) (т.е. в хадисы), которое требует от них быть хранителями мысли Уммы, просвещать её и требовать её права.

Мы видим, что эти учёные погрязли в смуте и пытаются отвратить мусульман от их веры. Они стали верховым животным несправедливых марионеточных правителей. Они удерживают от пути Аллаха под предлогом боязни попасть в смуту, хотя сами уже попали в смуту. Свои усилия они направили на то, чтобы обессилить восставших мусульман и разочаровать их в отношении изменений. Иногда они говорят, что власть имущие нынче сильны, что у вас сил не хватит на них, что логичнее было бы подчиниться им и не трогать их. Они изощрённо истолковывают шариатские тексты, применяя их не по месту, а также смешивают правду с ложью, предавая Исламскую Умму, которая доверяет им, считая их знающими деятелями. А они воспользовались её доверием и повели её на погибель, отдав её на растерзание её врагам, хотя им следовало бы возглавить первые ряды мусульман вместо того, чтобы усыплять Умму и приводить её к разочарованию относительно изменения. Им следовало бы первыми взять на себя свершения этих перемен и стать локомотивом народного движения в Умме, направляя её на верный путь, а не наоборот, когда Умма опережает их и ищет других помимо них, чтобы они повели её к славе и взяли на себя эту ответственность.

Согласно наследию пророчества, учёные должны шариатским образом определять свои взгляды на вещи на основе Ислама, его доктрины и законов. Они должны руководствоваться исключительно критериями харам и халял, а не смешивать свои мысли с мыслями неверия. Они должны работать в Умме над воплощением Ислама в её жизни. Они должны пояснять ей обязательность изменения реальности, в которой она находится, и установления вместо неё Халифата по методу пророчества. Они должны разъяснять обязательность претворения полного Ислама в правлении и детали исламского правления, такие как его форма, устройство и условия. Люди должны реально прочувствовать эти понятия и быть уверенным в их способности решить их проблемы, как и должны покончить с неправильными мыслями о том, что претворение Ислама — это применение лишь уголовного кодекса в Исламе, как худуд и кысас. Учёные должны показать полноценную всеобъемлющую систему для всех сфер жизни, которую необходимо претворить без всякой частичности и постепенности, чтобы не получить извращённую модель, отвращающую людей от Ислама и его правления. Умма должна понять, что Ислам имеет свой метод правления и прихода к власти, что она не нуждается в других неисламских режимах, как и не нуждается в том, чтобы прибегать к реальности и выдуманным людьми нормам и законам на международном и региональном уровнях.

Именно так Посланник Аллаха (с.а.с.) и его благородные сподвижники претворяли Ислам целиком, без всякой постепенности и отмены какого-либо закона. Нет ни одного сообщения о том, что Посланнику Аллаха (с.а.с.) был ниспослан закон, а он решил отложить его и претворять постепенно. Это должно стать очевидным для каждого, кто желает работать над тем, чтобы довести Ислам к правлению в реальной жизни Исламской Уммы, в частности — для учёных.

Учёные должны идти впереди народов и просвещать их тому, что может осуществить их чаянья, вернуть их права, честь, достоинство, безопасность и должную государственную заботу, а также желаемую ими справедливость, развитие и благосостояние. Всё это может быть достигнуто только посредством Ислама и его всестороннего и полного претворения в государстве Халифат по методу пророчества. Все прочие решения помимо этого — не что иное, как заплатки для господствующей сегодня капиталистической системы, обирающей богатства народов, которые не решают проблемы людей, а служат лишь одним звеном целой серии их обмана. Они выдумали свои неправильные решения и предлагают их для того, чтобы закрепить свою систему посредством новых лиц, как это имело место в Тунисе, Йемене, Египте и Ливии. Единственной революции, которой удалось избежать этих ошибок, является революция Шама (Сирия).

Сирийская революция, в действительности, оказалась революцией Исламской Уммы, которая разоблачает всю неправильность и излучает свет правды. Между тем, Запад смог сорвать другие революции из-за падения многих учёных тех стран в яму прозападных правителей. Они помогли им извратить наши проблемы и исказить Ислам, сократив его рамками нескольких законов уголовного кодекса. Как и внушили они народам обязательность подчинения диктовкам Запада и неизбежность принятия этого. Вместо того, чтобы бороться за интересы Исламской Уммы и заботиться о ней, они закрыли глаза и молча повели её к пропасти. Именно они впутали Умму в соучастие во власти с правителями, которые погнали её, подобно тому, как мясник гонит овцу на бойню. Так они отреклись от наследия, которое они имели, но не сберегли.

Мы напоминаем этим учёным о завете с Всевышним Аллахом и о наследии пророчества, которое они взяли на себя, и наставляем их быть богобоязненными. Мы советуем им быть мозговым центром Уммы, неся знамя Посланника Аллаха (с.а.с.) и работая над возобновлением исламской жизни в государстве Халифат по методу пророчества. Только это государство сможет управлять людьми в соответствии с законодательством их Господа и правильно заботиться об их делах, неся Ислам всему миру путём призыва и джихада. Только это государство сможет преподать людям Ислам в практичном виде. Мы напоминаем вам, о учёные, об Аллахе и Его завете:

لَتُبَيِّنُنَّهُۥ لِلنَّاسِ وَلَا تَكۡتُمُونَهُ

«Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его» (03:187).

Разъясните людям их обязанности и требуемую с них работу. Будьте справедливыми свидетелями и хранителями над ними. Не продавайте свою последующую вечную жизнь, религию и наследие вашего Пророка (с.а.с.) за мирскую жизнь этих правителей. Знайте, что приготовленные у Аллаха дары — лучшие и вечные, что в Раю ожидают прекрасные дворцы из золота и серебра с черноокими хозяйками и множество других неописуемых очарований. Не лишайте себя этих благ за ничтожные мирские уходящие наслаждения. Государство Халифат, которое будет претворять Ислам, непременно прибудет в своё время, и никто не сможет это остановить. Если вы откажетесь от этого, Аллах сменит вас другим народом, и вы окажетесь в убытке своим бездействием и отказом от работы вместе с усердствующими на этом пути. Кто же будет действовать из вас, тот преуспеет и удостоится покровительства Аллаха в этом мире и в мире вечном.

О учёные! Кто должен служить Исламу, если не вы?! Кто должен нести знамя Посланника Аллаха (с.а.с.), если не вы?! Кто, если не вы, должен нести Ислам людям в качестве образа жизни, как это делали Посланник Аллаха (с.а.с.) и его сподвижники?!

Мы просим Всевышнего Аллаха помочь вам стать на сторону Уммы, а не на сторону её врага, дабы вы преуспели и спаслись от гнева и наказания Аллаха до того дня, когда вам скажут:

 وَقِفُوهُمۡۖ إِنَّهُم مَّسۡ‍ُٔولُونَ ٢٤

«Остановите их, и они будут спрошены» (37:24).

Знайте, что победа неминуемо грядёт, независимо от того, с вами или без вас. Так будьте помощью и участником этой победы, а не разрушающим колом в руках врагов Аллаха, Его Посланника (с.а.с.), Его законодательства и религии. Довольно вам слов Всевышнего Аллаха:

 ٱتَّبِعُواْ مَآ أُنزِلَ إِلَيۡكُم مِّن رَّبِّكُمۡ وَلَا تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوۡلِيَآءَۗ قَلِيلٗا مَّا تَذَكَّرُونَ ٣

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (07:03).

И вы и мы как никогда нуждаемся в милости, прощении и благословении Аллаха. Так давайте сплотимся вокруг тех знаний, которые вы черпаете из Корана и Сунны, и сделаем их судьёй и мудростью для нас всех. Давайте объединимся вокруг справедливого слова для вас и нас, которое сказал Посланник Аллаха (с.а.с.): «Я оставил вам две вещи, и если вы будете придерживаться их, то никогда не впадёте в заблуждение — Книга Аллаха и Сунна Его Посланника». Что будет соответствовать этим двум источникам, то будем принимать, нести и призывать людей к нему. А что будет противоречить им, то оставим и вернём назад. Так поспешите к справедливости и правильности, станьте богобоязненными хранителями Ислама, возможно, Аллах дарует победу вашими руками и удостоит вас честью стать самими верными людьми в этом мире и самыми счастливыми в Последующей жизни.