Исламское решение относительно идущих боёв между мусульманами в эти дни

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Шаиф Салих аш-Шерадий — Сана

С того момента, как Аллах почтил эту Умму посланием Ислама, с которым пришёл благородный Посланник Аллаха ﷺ, чтобы вывести людей из мрака к свету, у неё было ясное понимание вопроса джихада. Мусульмане не сражались с неверующими Мекки, потому что Пророк ﷺ научил их тому, что методом изменения джахилийского общества является идейная и политическая борьба и прошение помощи у обладателей силы для установления Исламского Государства. Когда Пророк ﷺ и благородные сподвижники установили первое Исламское Государство в лучезарной Медине, им начали ниспосылаться законы, касающиеся джихада, и мусульмане понимали их так, как этому обучал их Пророк ﷺ. Понимание джихада продолжало оставаться ясным во все века существования Исламского Государства, вплоть до его развала в 1924 г.

С приходом колониализма и его идейного и культурного нашествия на страны мусульман были искажены законы Ислама, в том числе — и законы джихада. И понятие «джихад» стало применяться не по настоящему значению, как это происходит в наши дни, где каждая группа из числа агентов колониализма пытается исказить шариатские тексты так, чтобы обосновать то, что она ведёт джихад, чтобы убедить своих последователей в этом и удержать власть за счёт пролитой крови мусульман. А также чтобы их последователи, которые борются вместе с ними за власть в угоду Западу, считались шахидами, пристанищем которых является Рай, а пристанищем их врагов — Ад. И поэтому необходимо рассмотреть правильное понимание идущего между мусульманами сражения и разъяснить решение Ислама относительно него, дабы занять правильную позицию в угоду Господу миров. Так что такое джихад в шариатском значении? Можно ли отнести это к тем сражениям, которые происходят сегодня между мусульманами в Йемене, Шаме, Ливии, Ираке и других мусульманских странах? Джихад — это сражение с неверующими для возвышения слова Аллаха, и для его объявления существуют две причины: изгнание врага и несение исламского призыва. То есть целью джихада является устранение препятствий, которые мешают довести до людей Ислам.

Джихад — это конкретное положение сражения. Сражение является общим, а джихад — конкретным. Любой джихад — это сражение, но не каждое сражение есть джихад. И поэтому можно разделить любое сражение на три вида:

Первый: сражение неверующих между собой, всё равно, было ли оно из-за различия мировоззрений или из-за интересов.

Второй: сражение мусульман с неверующими для возвышения слова Аллаха. Это и есть джихад на пути Аллаха.

Третий: сражение мусульман между собой. Это и есть та тематика, которую мы хотим рассмотреть.

Сражение мусульман между собой делится на два вида:

1. Законное и дозволенное сражение.
2. Запрещённое сражение.

Законное и дозволенное сражение мусульман между собой делится на несколько подвидов:

1. Сражение с мятежниками.
3. Сражение с узурпаторами.
4. Сражение с разбойниками.
5. Сражение для защиты личных неприкосновенностей (жизни, чести и имущества).
6. Сражение для защиты общественных неприкосновенностей (законы Аллаха, связанные с обществом).
7. Сражение против отклонения от законов Аллаха.
8. Сражение для установления Исламского Государства.
9. Сражение для объединения мусульман.

Поскольку некоторые вышеперечисленные виды сражений не имеют реальности среди мусульман, поэтому мы будем говорить о них вкратце, чтобы уделить больше времени тем видам сражений, которые имеют место быть сегодня между ними. Прежде чем говорить об этих видах, нужно определить, кто такой шахид, потому что процесс становления шахидом связан с самим джихадом.

Шахид — это тот, кто был убит неверующими на поле боя, сражаясь для возвышения слова Аллаха. Шахиды бывают трёх видов:

1) Шахид в этой жизни и следующей — это тот, кто сражался с неверующими для возвышения слова Аллаха и был убит в сражении между мусульманами и неверующими на территории неверия или на исламской территории. Сказал Аллах:


وَلَا تَحۡسَبَنَّ ٱلَّذِينَ قُتِلُواْ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ أَمۡوَٰتَۢاۚ بَلۡ أَحۡيَآءٌ عِندَ رَبِّهِمۡ يُرۡزَقُونَ ١٦٩

«Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (3:169).

Именно в отношении этого шахида были приведены законы Шариата. Если используется слово «шахид», то оно применимо только к такому человеку, и только он является настоящим шахидом. Что касается того, кто был убит, например, в сражении с мятежниками, то он не считается шахидом. Как и не является шахидом тот, кто был ранен на поле боя с неверующими, затем исцелился от ран, но после некоторого времени умер от последствий этих ран. Шахид, относительно которого есть свои законы и о котором Всевышний Аллах оповещает, что он живой, — это тот, кто был убит в сражении с неверующими для возвышения слова Аллаха или был ранен в сражении и умер от ран.

Законы относительно упомянутого шахида таковы, что его не омывают и не заворачивают в саван. Напротив, его хоронят в крови и в одежде. Передаёт Ахмад, что Пророк ﷺ сказал по поводу убитых при Ухуде: «Не омывайте их, ибо от каждой раны или каждой капли крови будет исходить запах миска». И он не совершал намаз над ними».

Это служит доказательством дозволенности того, чтобы над шахидом не совершали заупокойную молитву. Передают Абу Давуд и ат-Тирмизи от Анаса, «что Пророк ﷺ не совершал намаз над мучениками Ухуда и не омывал их».

2) Шахид в потусторонней жизни, но не в этой; он удостаивается награды шахида в потусторонней жизни, но без применения к нему законов шахида в этой жизни. Его омывают, покрывают саваном и совершают над ним намаз. Приводится в сборниках Бухари и Муслима от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) что Пророк ﷺ сказал: «Пятеро являются мучениками (шахидами): умершие от чумы, умершие от болезней живота, утонувшие, погребённые под обломками и павшие на пути Аллаха».

3) Шахид в этой жизни, но не в следующей; к нему применяются законы шахида в этой жизни, поскольку он не омывается и над ним не совершают намаз. Напротив, его хоронят в одежде. Это — тот, кто сражался с неверующими из-за показухи и т.д… Передаёт Муслим от Абу Мусы аль-Ашъария «что некий человек пришёл к Пророку ﷺ и спросил: «О Посланник Аллаха! Одни сражаются ради трофеев, другие сражаются ради славы, а третьи сражаются ради показухи. Кто же сражается на пути Аллаха?». Он ﷺ ответил: «Кто сражается ради возвышения слова Аллаха, тот сражается на пути Аллаха».

Виды законных сражений среди мусульман

1. Сражение с мятежниками

Мятежники — это группа людей, которые вбирают в себя один из трёх факторов:

1. Восстание против власти, отказываясь от выполнения обязательств и подчинения законам; или же мятежники восстали для свержения главы государства; или для того, чтобы у них была сила и влияние.

2. Наличие силы, которая позволяет мятежникам главенствовать.

3. Вооружённое восстание, гражданская война, или внутреннее сражение, или применение оружия, или применение силы для осуществления политических целей, из-за которых произошло восстание.

Необходимо воевать с мятежниками не с целью их убийства, а с целью их удержания, воспитания и возвращения их к повиновению. Те, которые сражаются с мятежниками, не являются шахидами в шариатском значении. То есть не являются шахидами в этой жизни и в следующей. Напротив, они являются шахидами только в следующей жизни, и им — воздаяние шахидов следующей жизни. Что касается этой жизни, то к ним не применяются законы, касающиеся шахида: они омываются, покрываются саваном и над ними совершается намаз, как над остальными усопшими мусульманами. Сражение с мятежниками является законным, но не является джихадом на пути Аллаха, если только мятежники не являются неверующими.

2. Сражение с узурпатором

Власть в Исламе принадлежит Умме, которую она даёт правителю согласно договору между ними о том, что он будет управлять её делами согласно Книге Аллаха и Сунне Его Пророка ﷺ. В достоверном сборнике Муслима передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Если кто присягнёт Имаму и, протянув свою руку, отдаст ему плод своего сердца, то пусть подчинится ему, если сможет! А если появится другой, оспаривающий его (Имама), то убейте этого другого».

Присяга — это метод назначения халифа, а вовсе не преемственность или завет прошлого правителя. Она не осуществляется посредством принуждения силой, ибо это будет несправедливостью со стороны узурпатора в отношении Уммы. А если это произойдёт, то Умма может воевать с ним с целью возвращения того, было отнято у неё. В «Муснаде» Ахмада ибн Ханбаля приводится, что Пророк ﷺ сказал: «Кто был убит без несправедливости на нём, тот — шахид».

Закон Шариата дозволяет мусульманину сражаться с узурпатором, поскольку правообладатель может отказаться от своего права в пользу узурпатора. Также он обладает правом сражаться с ним за это право. Если же Умма даст присягу узурпатору добровольно, то положение узурпации исчезает, и все дела протекают в обычном русле. Но если Умма не даёт присягу узурпатору, то здесь существует два положения.

Первое положение: когда Умма отказывается воевать с узурпатором, несмотря на наличие силы для этого. Она оказывается в грехе по истечении трёх дней после захвата власти, потому что закон Шариата говорит о недозволенности того, чтобы Умма пребывала более трёх дней без присяги Имаму, обладая силой для этого. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) отвёл срок в три дня тем, кто состоял в Шуре, чтобы они избрали одного из них халифом. Затем он приказал убить того, кто станет возражать той кандидатуре, на которой сошлось большинство. Никто из сподвижников не осудил его, и это было единодушием с их стороны. Умма в течение трёх дней должна либо воевать с узурпатором, чтобы дать присягу тому, кому пожелает, или же она должна дать присягу кому-то, чтобы с ним воевать против узурпатора. Или же она должна согласиться с этим узурпатором и дать ему присягу. Шейх Такыюддин Набхани в книге «Халифат» говорит: «Если кто-то захватит власть силой, то он не становится халифом, даже если он объявит себя халифом мусульман». Затем он говорит: «Однако этот узурпатор, если он сможет убедить людей в том, что в интересах мусульман дать ему присягу и что необходимость претворения законов Шариата обязывает дать ему присягу, и затем она согласится и даст ему присягу добровольно, то с того момента, как ему будет дана присяга добровольно, становится халифом, даже если изначально взятие власти им произошло посредством силы».

Второе положение: когда Умма отказывается воевать с узурпатором из-за неимения силы. В таком случае Умма должна накапливать силу, при помощи которой она сможет воевать с узурпатором и сместить его, и это происходит в том случае, если она не хочет давать ему присягу. Тогда у неё будет оправдание на отсутствие присяги в течение трёх дней, поскольку она бессильна в этом случае. Всевышний Аллах говорит:

لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفۡسًا إِلَّا وُسۡعَهَاۚ

«Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для неё» (2:286).

Пророк ﷺ сказал: «Аллах простил моей Умме ошибки, забывчивость и то, к чему они принуждены» (приводят ат-Табарани и ад-Даракутний). Примером узурпации власти является Язид ибн Муавия. Он получил присягу себе через принуждение, а договор, осуществлённый через принуждение, является недействительным. Большинство представителей мусульман отказалось давать ему присягу, как это приводится в истории ат-Табари. Именно это было причиной восстания Абдуллаха ибн аз-Зубайра и Хусайна ибн Али (да будет доволен ими Аллах) из-за узурпации Язидом власти. И сражение с узурпатором является законным, но не является джихадом на пути Аллаха. Это — частное положение сражения с мятежниками.

3. Сражение с разбойниками

Разбойники — это группа мусульман, или вероотступников, или зиммиев, которые, полагаясь на свою силу, вышли грабить, или убивать, или устрашать и сеять страх среди людей. Они, обычно, бывают за пределами городов, сёл, в горах и пустынях.

Разбойников необходимо призывать сложить оружие и сдаться путём увещевания и напоминания. Они должны перестать совершать разбой, а иначе будут убиты. Государство должно отправить силу для сражения с ними из-за устранения вреда от мусульман. Сражение с ними является законным, но не является джихадом на пути Аллаха, если только разбойники не были неверующими.

4. Сражение для защиты личных неприкосновенностей (жизни, чести и имущества)

Сражение с теми, кто посягает на личные неприкосновенности: жизнь, честь и имущество. Именно об этом говорится в проповеди Пророка ﷺ в прощальном хадже, как приводят Бухари и Муслим: «Поистине, ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны для вас так же, как запретен этот ваш день в этот вашем городе в этом вашем месяце. Пусть присутствующий доведёт до отсутствовавшего». Это и является личной неприкосновенностью, потому что касается каждого человека в отдельности, в отличие от общественных неприкосновенностей.

Защита личных неприкосновенностей посредством сражения:

Во-первых, защита жизни посредством сражения имеет три положения.

1. Защита жизни посредством сражения является ваджибом (обязательной), если посягающий является неверующим или животным, или он является мусульманином, пролитие крови которого является дозволенным, как женатый мусульманин-прелюбодей, или оставивший намаз, или разбойник-убийца. Сказал Аллах:

وَلَا تُلۡقُواْ بِأَيۡدِيكُمۡ إِلَى ٱلتَّهۡلُكَةِ

«И не обрекайте себя на гибель» (2:195).

2. Защита жизни посредством сражения является рекомендованным (т.е. дозволено сдаться для убийства). И это происходит в том случае, если посягающий на жизнь является мусульманином, пролитие крови которого не дозволено, и если это не приводит к частным порокам, касающимся жён и детей. А иначе нужно защищать жизнь. Также нельзя сдаваться, чтобы убили, если тот, кто сдаётся, является одним из правителей или учёных, смерть которых несёт угрозу интересам Уммы.

3. Дозволено сдаваться и быть убитым, если есть угроза ему одному и нет общей смуты.

Во-вторых, защита чести посредством сражения.

Защита чести является обязательной, без разногласия в этом вопросе. Защита может быть со стороны женщины, на честь которой идёт покушение. Или может быть со стороны её мужа или её родственника, или со стороны любого другого мусульманина, который не имеет с ней родственных отношений. И это происходит потому, что честь является неприкосновенностью Аллаха на земле, и посягать на неё — одно из самых предосудительных деяний. В хадисе приводится дозволенность устранять это посредством силы: «Кто увидит из вас предосудительное, пусть остановит его рукой».

В-третьих, защита имущества посредством сражения, которая делится на три вида:

1. Защита имущества посредством сражения является обязательной согласно словам Пророка ﷺ: «Тот, кто умер, защищая своё имущество, тот — шахид» (передал Муслим). Это бывает в следующих положениях: если имущество человека также является правом другого, как аренда или залог. И если имущество является одушевлённым (при условии, что сам человек или его честь не должны подвергаться опасности). И если имущество является собственностью других людей.

2. Защита имущества посредством сражения является дозволенной. И это происходит в том случае, если от человека требуют нечто незначительное, как одежду или пищу. Самозащита в таком случае дозволена, но необязательна.

3. Оставление защиты имущества посредством сражения обязательно. Это происходит в том случае, если посягающим на имущество является законный правитель. Приводится в достоверном сборнике Муслима, что Пророк ﷺ сказал: «Будут после меня Имамы, которые не следуют моему руководству и моей Сунне, и будут среди них люди, чьи сердца подобны сердцам шайтанов в облике людей». Я спросил: «Что же мне делать, о Посланник Аллаха, если я застану это?». Пророк ﷺ ответил: «Слушайся и подчиняйся амиру, даже если он побьёт тебя по спине и заберёт твоё имущество, слушайся и подчиняйся».

Сражение с тем, кто посягает на личные неприкосновенности, является законным, но не является джихадом на пути Аллаха, если только посягающий не был неверующим. И защищающий себя человек, если будет убит, является только шахидом следующей жизни.

5. Защита, посредством сражения, общественных неприкосновенностей в исламском обществе

Посягательство на общественные неприкосновенности — это посягательство на права Аллаха посредством совершения запретных и предосудительных действий открытым образом, как оставление намаза и поста, запрет женской шариатской одежды, разрушение мечетей и общественных зданий. Или расхищение общественного имущества, или продажа и распитие спиртного открыто, ростовщичество, азартные игры и многое другое, относительно чего есть тексты о запрете.

Законы, касающиеся осуждения предосудительного в разных случаях:

1. В основе, осуждение предосудительного является фардом кифая. Если кто-то выполнит его, и тем самым осуществится желаемое, то это требование спадает с остальных согласно словам Аллаха:

وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ١٠٤

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

2. Осуждение предосудительного становится фардом айн для того, кто видит его, если он способен остановить его при условии, что он не боится посягательства на его личные неприкосновенности. И осуждение предосудительного не приводит к ещё большей пагубе, нежели пагуба от предосудительного, которое совершается перед ним. Пророк ﷺ сказал: «Если человек из какого-то народа совершает грехи, и люди могут приложить усилия к его изменению, но не совершают положенного, то Аллах настигнет их Своим наказанием до того, как они умрут» (передал Абу Давуд). Если же из запрета предосудительного вытекает большая пагуба, чем пагуба текущего предосудительного, как совершение других предосудительных поступков в качестве вызова или пренебрежения запрета предосудительного, то в таком случае запрещается осуждать предосудительное согласно шариатскому правилу «отдаётся предпочтение наименьшему из зол».

3. Если из запрета порицаемого не вытекают другие пагубы, вдобавок к текущей пагубе от распутников и нечестивцев, то запрет порицаемого в таком случае будет рекомендуемым. Пророк ﷺ сказал: «Кто был убит из-за религии, тот — шахид» (передал Байхакый).

4. Если запрет порицаемого ведёт к значительному страданию тех, кто его порицает, или его родственников, или других граждан, то здесь мы стоим перед двумя опасностями:

А) Либо мы проявляем молчание перед порицаемым и окажемся перед опасностью, что не остановили порицаемое.

Б) Или же мы будем осуждать порицаемое и окажемся перед опасностью нанесения значительного вреда другим. Если те, которых может постичь вред, согласны с этим и готовы пожертвовать ради религии собой и своими интересами, то осуждение порицаемого является рекомендуемым. Даже если этот вред достигнет такой степени, что они будут убиты, то они будут считаться шахидами последующей жизни. Если же они не готовы к таким жертвам, то нужно оставить их, потому что нанесение вреда мусульманам не дозволено так же, как и молчание перед порицаемым.

5. Если тем, кто совершает предосудительное, является правитель, то шариатские тексты подробно разъясняют это положение следующим образом:

А) Нужно осудить правителя на уровне наставления и совета добрым словом на начальной стадии. В сборнике Муслима приводится, что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-то хочет сделать наставление правителю, пусть не делает этого публично. Пусть он возьмёт его за руки и уединится с ним. Если тот примет наставление, то примет. Если нет, то этот человек отдаст должное правителю».

Б) Рекомендуется быть грубым с правителем во время осуждения порицаемого языком, если дело требует проявления ревностного отношения к запретам Аллаха и если нужно дать ему понять омерзительность того, что он совершает.

В) Не дозволено быть грубым с правителем во время осуждения порицаемого языком, если это может навредить другим людям, а они не хотят, чтобы их постигло плохое.

Г) Не дозволено бить правителя для удержания его от совершаемого греха, потому что это не соответствует тому уважению, о котором говорят шариатские тексты. Это может подтолкнуть правителя совершить поступки намного омерзительнее того, что он совершает, и в результате не будет остановлен существующий порочный поступок, а к нему добавятся ещё и другие.

Д) Не дозволяется применять оружие и восставать против правителя, если он отходит от прямого пути, совершая нечестие, или несправедливость, или другое незаконное дело.

Сражение для защиты общественных неприкосновенностей не является джихадом, но это — законное дело, и воздаяние за него — великое. Оно подобно джихаду в значимости и вознаграждении, а люди, занимающиеся этим делом, подобны муджахидам в приложении усилий, в риске самими собой и в получении воздаяния. Но если общество не было исламским, то необходимо вести идейную и политическую борьбу для установления Праведного Халифата, который остановит всё предосудительное, при необходимости — силой, согласно хадису: «Кто увидит из вас предосудительное, пусть остановит его рукой…». Но правильным решением является идейная и политическая борьба (согласно методу Пророка ﷺ) для свержения режима и установления Халифата, который положит конец всем видам предосудительного.

6. Сражение против отклонения правителя

Это применение оружия с целью свержения отклонившегося от прямого пути правителя, который, согласно мнению восставших, заслужил это. Оно может иметь множество названий, как, например, в книге «Система правления в Исламе», автором которой является шейх Такыюддин Набхани, приводится термин «освободительное движение для исправления положения».

Как происходит отклонение правителя?

Отклонение правителя происходит путём отказа им от соблюдения Ислама, равно в поступках, касающихся его, или во внешней, или во внутренней политике, на основе которых ведутся дела Уммы. Такими отклонениями могут быть:

1. Совершение правителем грехов.

2. Повеление подданным запретного.

3. Совершение предосудительного, к которому относится присвоение денег, должностей и постов, как для себя, так и для родственников и своей группы.

4. Причинение страданий людям пытками, избиением и конфискацией имущества. Передал Бухари, что Пророк ﷺ сказал: «Мусульманин обязан слушаться и подчиняться, (исполняя) как приятное для него, так и неприятное, за исключением случая, когда ему будет приказано совершить грех. И если ему будет приказано совершить грех, то нет послушанию и нет повиновению!».

Сражение против отклонения правителя относится к джихаду на пути Аллаха, если правитель стал неверующим на самом деле. Но если правитель не отошёл от Ислама, но совершил некоторые прегрешения, из-за чего было вынесено решение о его смещении, а он уцепился за власть и произошло сражение с его сторонниками, то это сражение будет сражением с мятежниками. И такое сражение дозволено, но не является джихадом на пути Аллаха в шариатском значении.

7. Сражение для установления Исламского Государства

Методом установления Исламского Государства сегодня, после того, как оно прекратило своё существование, является тот же самый метод, которому следовал Пророк ﷺ. Оно осуществляется следующими этапами:

1. Создание атмосферы в какой-либо исламской стране, которая ответит исламскому призыву, пока не сформируется общественное мнение, верующее в этот призыв и требующее претворения тех мыслей и систем, к которым идёт призыв, наряду с готовностью оказать им помощь и жертвовать на их пути.

2. Необходимость наличия в той стране, которая ответит исламскому призыву, основополагающих элементов для установления государства, как это было в Медине во время Посланника Аллаха ﷺ. Затем идёт поиск обладателей силы, способных передать власть тому, кому даётся присяга в качестве главы Исламского Государства. И это делается так, чтобы сила, которой обладают эти люди, была способна погасить любой бунт внутри страны и противостоять внешним силам, которые попытаются нанести удар по возникшему государству.

3. Если будут найдены обладатели силы и будет дана присяга тому, кто избран главой государства, то будет объявлено об установлении Исламского Государства, а обладатели силы будут готовы нанести удар по каждому, кто попытается воевать против правления тем, что ниспослал Аллах, которое было достигнуто через общественное мнение. И здесь может быть два положения:

А) Если все остальные силы будут молчать в отношении нового порядка и будут лояльны к нему, то переворот будет мирным, как это было во время Пророка ﷺ. И все правители останутся на своих местах, руководствуясь законами Ислама и интересами Исламского Государства.

Б) Если взбунтуются некоторые силы и захотят нанести удар по государству, то вторая присяга при Акабе указывает на дозволенность сражения для обеспечения защиты новому порядку. В таком случае переворот будет кровавым.

Это и есть метод установления Исламского Государства сегодня. Это и есть закон Шариата, касающийся сражения для установления Исламского Государства, как на это указывает текст второй присяги при Акабе, на основе которой Пророк ﷺ установил Исламское Государство.

Что касается противостояния Исламскому Государству до или после его установления, то это запретно. Если установлению Исламского Государства будут противостоять военные силы, то оно должно воевать с ними, потому что они считаются мятежной силой, вышедшей против Исламского Государства. Сражение с ними считается сражением с мятежниками, которые вышли из повиновения халифу. А это сражение является законным, но не является джихадом на пути Аллаха. Кто будет убит, воюя на стороне Исламского Государства, то он считается шахидом только следующей жизни (и ему будет воздаяние шахида в следующей жизни).

8. Сражение для объединения исламских стран

Единство исламских стран означает то, чтобы все они были одним государством с одним правителем, коим и является халиф мусульман, который правит ими на основе Ислама. И все мусульмане находятся под его властью и являются одним сообществом, имеющим одно гражданство, а не множество властей в независимых друг от друга странах.

Обязательность единства мусульман в государстве Халифат:

Сказал Аллах:

وَٱعۡتَصِمُواْ بِحَبۡلِ ٱللَّهِ جَمِيعٗا وَلَا تَفَرَّقُواْۚ

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (3:103).

Держаться за вервь Аллаха можно только будучи одним образованием и одним государством, которое правит по Исламу во всех внутренних делах и несёт его в качестве послания и истинного руководства в остальные части мира посредством призыва и джихада. И которое правит по нему во всех внешних делах с остальными государствами. Ислам обязал мусульман быть едиными и сохранять это единство. На это есть множество доказательств, одно из которых — то, что приводится в сборнике Муслима от Абу Саида аль-Худрия, что Пророк ﷺ сказал: «Если будет дана присяга двум халифам, то убейте последнего из них». Также у Муслима от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса приводится, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто умер без присяги Имаму, умер смертью, подобной смерти времён невежества». Ещё у Муслима приводится, что Пророк ﷺ сказал: «Будет одна смута, будет другая смута… Если кто-то пожелает расколоть дело этой общины, и при этом она будет едина, то ударьте его мечом, кем бы он ни был!». Кроме того, приводится в сборнике Муслима от Арфаджа, что Пророк ﷺ сказал: «Убейте того, кто попытается разделить вашу общину в то время, когда вы отдали предпочтение одному правителю». Из этих текстов становится очевидным следующее:

1. Необходимо, чтобы каждый мусульманин дал присягу одному халифу. Халифат — один, и не может быть их несколько. А также у мусульман не должно быть больше одного халифа.

2. Сражение является обязательным с теми, кто не даёт присяги первому халифу или стремится разделить мусульман на множество образований, отдельных друг от друга.

3. Сражение для единства исламских стран является обязательным по следующим причинам:

А) Отказывающиеся повиноваться законному халифу являются мятежниками, и с ними нужно воевать как с мятежниками.

Б) Потому что единство является одной из исламских обязанностей.

В) Потому что страна, отказывающаяся присоединяться к Халифату, будет продолжать править не тем, что низвёл Аллах, а это запрещается Шариатом.

В заключение: сражение для единства мусульман является обязательным, оно законно, но не является джихадом на пути Аллаха согласно шариатскому значению.

Запрещённое сражение между мусульманами (сражение, являющееся фитной)

Сражение, являющееся фитной, — это незаконное сражение между двумя (или более) группами мусульман. Такое сражение согласно, словам учёных, можно отнести к следующим положениям.

Первое положение: когда невозможно узнать, кто — на истине, а кто — на лжи. И здесь в сражении, являющееся фитной, может принимать участие тот, кто делает это по невежеству или по прихоти, по слепой приверженности или по другой цели. И он не может отличить, кто — на истине, а кто — на лжи. Что касается противоборствующих сторон, то судить их, кто из них является справедливой группой, а кто — мятежной, можно будет только по их мотиву применения оружия. Может быть так, что противоборствующие стороны не будут знать, по какой причине они воюют. В таком случае подобное сражение считается фитной, от которой нужно воздержаться. В хадисе у Муслима приводится: «Конец света не наступит до тех пор, пока не придут времена, когда убийца не будет знать, зачем он совершил убийство, а убитый не будет знать, зачем он был убит». Его ﷺ спросили: «Как же это произойдёт?». Он ﷺ ответил: «Это будут такие убийства, когда как убийца, так и убитый окажутся в Аду».

Второе положение: когда обе противоборствующие группы несправедливы и нет оправдания ни одной из них.

Третье положение: борьба двух групп за власть (сражение за власть), являющаяся незаконной.

Роль благочестивых в предотвращении сражения, являющегося фитной:

1. Нужно стремиться примирить их и погасить огонь вражды, который разгорелся между ними. Сказал Аллах:

وَإِن طَآئِفَتَانِ مِنَ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ ٱقۡتَتَلُواْ فَأَصۡلِحُواْ بَيۡنَهُمَاۖ

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (49:9).

2. Если одна группа права, а другая — мятежники, то нужно оказать помощь той, которая права:

فَقَٰتِلُواْ ٱلَّتِي تَبۡغِي حَتَّىٰ تَفِيٓءَ إِلَىٰٓ أَمۡرِ ٱللَّهِۚ

«…то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернётся к повелению Аллаха» (49:9).

3. Если обе группы являются мятежниками, а Исламское Государство может сражаться с обоими, то в таком случае оно обязано это делать, потому что они ошибаются.

4. Если Исламское Государство является одной из сторон этой борьбы, то нужно оказать ему помощь и сражаться против мятежной группы.

Решение Шариата касательно сражения, являющегося фитной во всех положениях, согласно различию положения людей

Во-первых, решение относительно того, чтобы мусульманин принимал участие в сражении, идущем между противоборствующими сторонами, таково: мнение учёных едино относительно необходимости оставления сражения во время смуты, за исключением сражения с тем, кто посягает на личные неприкосновенности, и сражения с мятежниками. Сказал Аллах:

وَلَا تَقۡتُلُواْ ٱلنَّفۡسَ ٱلَّتِي حَرَّمَ ٱللَّهُ إِلَّا بِٱلۡحَقِّۗ

«Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права» (17:33).

И на это указывают слова Пророка ﷺ: «Мусульманину запретны кровь, имущество и честь другого мусульманина» (приводит Муслим).

Есть шариатские тексты, которые в положении смуты повелевают мусульманину избегать сражения:

1. Приказ отдаляться от сражения и скрыться от него как можно дальше. Передал ат-Табарани в «Маджмаъ аз-Заваид»: «Зайдите в ваши дома и хорошо отзывайтесь о них».

2. Приказ уходить и заниматься своими делами. Приводится в «Аль-Мустадрак» у Хакима, что Пророк ﷺ сказал: «…Когда произойдёт смута, тот, у кого есть верблюды, пусть пасёт их. Тот, у кого есть овцы, пусть пасёт их. Тот, у кого есть земля, пусть обрабатывает её».

3. Оповещение Пророком ﷺ, что убийца и убитый — в огне. Пророк ﷺ сказал, согласно передаче аль-Баззара: «Если вы будете сражаться из-за мирской жизни, то убийца и убитый — в огне». Борьба за мирскую жизнь — это борьба между двумя мятежными группами, и это относится к положению сражения во время смуты.

4. Приказ об уничтожении оружия. Под этим подразумевается форма преувеличения, указывающая на то, что нужно сторониться сражения, дабы наличие оружия не обольщало и не призывало к его применению в этом греховном сражении. В некоторых риваятах, которые приводит аш-Шавканий в книге «Найль уль-Автар», говорится: «Сломайте ваши луки». Здесь подразумевается метафора, то есть то, чтобы оружие было подальше от рук, поскольку хранение оружия для сражения с неверующими законно.

Во-вторых, закон, касающийся защиты того, кого дозволено мусульманину защищать, если ему могут навредить противоборствующие стороны в сражении во время смуты.

Есть множество мнений учёных относительно дозволенности сдаться в плен и не обороняться в сражении во время смуты. Таковы эти мнения:

1. Защита самого себя нежелательна.

2. Защита самого себя дозволена.

3. Рекомендуется не защищать самого себя.

4. Сдаться и не защищать самого себя — обязательно (ваджиб).

5. Защищать себя — обязательно (ваджиб).

Правильное мнение заключается в том, что сдаваться и не защищать самого себя в сражении во время смуты является дозволенным. Предпочтение этому мнению отдаётся согласно правилу из основ фикха: «Приказ после запрета указывает на дозволенность».

Запрет — в словах Всевышнего Аллаха:

وَلَا تَقۡتُلُواْ ٱلنَّفۡسَ ٱلَّتِي حَرَّمَ ٱللَّهُ إِلَّا بِٱلۡحَقِّۗ

«Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права» (17:33).

И в словах Аллаха:

وَلَا تَقۡتُلُوٓاْ أَنفُسَكُمۡۚ

«Не убивайте самих себя» (4:29).

Это — запрет на то, чтобы человек убивал себя и давал другим убить себя, а также запрет убивать других людей. Затем пришли шариатские тексты, требующие не сражаться в повелительной форме: «сломайте ваши луки», «порежьте тетиву», «бейте вашими мечами камни», «накинь на лицо свою одежду» и «будь как лучший из сынов Адама».

Это указывает на приказ сдаться и не обороняться во время нападения и на то, что не защищать самого себя во время сражения при смуте является дозволенным, но не в абсолютной форме. Напротив, это ограничено положением сражения при смуте. Но если это приводит к наибольшей пагубе, чем пагуба от отсутствия защиты самого себя, то шариатское решение в таком случае становится таковым: обязательным защищаться согласно общему шариатскому правилу «недопустимо (причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)» и правилу «предпочитается наименьшее из зол». Сражение при смуте — это противоположность джихада. Джихад — это сражение для возвышения слова Аллаха, чтобы не было смуты и религия полностью принадлежала Аллаху. Что касается сражения при смуте, то это — сражение мусульман с мусульманами; пока там будет смута и религия не будет принадлежать Аллаху, главенство будет у Его врагов.

Сражение, идущее в странах мусульман в Йемене, Ливии, Ираке и других странах, — это сражение при смуте, потому что обе стороны — на лжи, а их противоборство — из-за власти, которая правит выдуманными человеком законами, к которым нельзя обращаться и которые отправляют армии неверия в страны мусульман. Это сражение — запретное, и наша обязанность состоит в том, чтобы раскрывать это людям и разъяснять подлинность этой борьбы, которая идёт между западными странами в землях мусульман, что мусульмане являются топливом для этой борьбы, и как бы она ни закончилась, она принесёт пользу неверующим и их агентам. Эту борьбу может остановить только Праведный Халифат по методу пророчества. И чтобы выйти из этой смуты, необходимо, чтобы обладатели силы из противоборствующих сторон, воюющие ради правления не тем, что низвёл Аллах, преобразовались в обладателей силы для установления Праведного Халифата согласно тому методу, по которому Пророк ﷺ основал его. Сказал Аллах:

شَرَعَ لَكُم مِّنَ ٱلدِّينِ مَا وَصَّىٰ بِهِۦ نُوحٗا وَٱلَّذِيٓ أَوۡحَيۡنَآ إِلَيۡكَ وَمَا وَصَّيۡنَا بِهِۦٓ إِبۡرَٰهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَىٰٓۖ أَنۡ أَقِيمُواْ ٱلدِّينَ وَلَا تَتَفَرَّقُواْ فِيهِۚ كَبُرَ عَلَى ٱلۡمُشۡرِكِينَ مَا تَدۡعُوهُمۡ إِلَيۡهِۚ ٱللَّهُ يَجۡتَبِيٓ إِلَيۡهِ مَن يَشَآءُ وَيَهۡدِيٓ إِلَيۡهِ مَن يُنِيبُ ١٣

«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно неё». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему» (42:13).