Понятие толерантности между Исламом и Западом (1)

Охвативший весь мир и установивший над ним свое господство капитализм является мировоззрением, которое увлечено фальсификацией истин и скрытием реальных фактов. Его не интересует поиск правды, его не заботит установление истины и уничтожение лжи так, как его заботит порабощение людей, объем разграбленных богатств и полученной выгоды.

Как приятно капиталистам, когда восхваляют их мировоззрение и характеризуют его всеми благими качествами. Как ненавидят они, когда критикуют их культуру, осуждают их мировоззрение и сторонятся их образа жизни. Это поведение надменного гордеца и тирана.

Поборники западного мировоззрения упрекают Ислам в антитолерантности и несогласии с другими, хотя на самом деле все обстоит иначе, нежели они утверждают. Именно это мы докажем здесь и объясним, чтобы восторжествовала истина и исчезла ложь.

Понятие толерантности на Западе.

Термин толерантности относится к терминам, которые стали часто употребляться сегодня. Он означает: «Согласие с различием других, будь то в религии, расе или политике, или не запрещать другим, быть другими, или не принуждать их к отказу от своего другого».

Либо толерантность это: «Позиция, которая представляется в готовности принимать различные точки зрения в том, что касается различий в поведении и мнениях без обязательности согласия с ними. Толерантность связана с политикой свободы в сфере социального контроля, где разрешается мыслительное и идейное различие с условием, чтобы оно отличалось от действенного поощрения различия и противоречия…» (словарь терминов социологических наук стр. 462).

В первом пункте первой статьи заявления «Принципы толерантности», которое было сделано государствами-членами Юнеско 16 ноября 1995 года, отмечается о том, что толерантность означает «уважение и признание богатого различия культур в мире, а также согласие с различными стилями и способами выражения, которые имеются у человеческого рода». В нем также говорится, что толерантность побуждает к «знанию, открытости, поддержанию взаимной связи, свободе мышления, совести и убеждения», как и утверждает принцип «взаимного согласия и гармонии в различии» и является «не только моральным долгом, но и политической и правовой потребностью, равно как и служит силой, которая способствует осуществлению мира и содействует утверждению мира вместо войны». Противоположным толерантности качеством по западному выражению является «фанатизм».

Появление идеи толерантности в Европе.

Идея толерантности возникла в Европе в конце эпохи ее возрождения и в начале того, что называется у них просвещением, как решение кровопролитной борьбы, которая происходила в Европе между религиозными христианскими направлениями, католиками и протестантами. На симпозиуме, организованном в отеле Конрар под покровительством министерства иностранных дел, европейского совета и общества 500 лет, под названием «Расизм и антисемитизм» историк и профессор Бернард Луис сказал: «Идея толерантности родилась в христианстве вслед за религиозными войнами в Европе, жертвами которых стали тысячи христиан в результате кровавой борьбы между католиками и протестантами.

Толерантность, означающая отделение религии от дел государства вкратце означает светскость, которая появилась для разрешения проблемы христианства. Эта проблема не возникла в мусульманских странах, потому что люди, относящиеся к различным религиям в мусульманских странах нашли возможность жить там в дружбе и братстве без борьбы и конфликтов…» (газета «Турция», январь 1995 года).

Группа европейских мыслителей усмотрели, что решение борьбы между религиозными различными христианскими направлениями заключается в толерантности. Мыслители писали о решении проблемы. Одним из них был Джон Лук, который написал об этом в своем известном послании о толерантности (La Lettre sur la tolérance 1689). Некоторые правители издали «указы о политике толерантности», как Нантский эдикт 1598 года, согласно которому король Франции Генри IV дал своим поданным кальвинистам (одни из приверженцев протестантства) право свободного вероисповедания и богослужения.

Впоследствии идея толерантности получила развитие на Западе и стала охватывать всех людей, невзирая на их религиозную принадлежность. В 1740 году король Франции Фредерик Большой написал ответ на вопрос административного правительства о том, может ли католик иметь гражданские права: «Все религии одинаково хороши. Достаточно, чтобы люди, которые заявляют о своей вере в нее, были правдивыми. Если турки или язычники захотят прийти к нам и жить в нашей стране, мы построим им мечети и храмы. Каждый человек в моем королевстве свободно может верить в то, во что хочет. Ему достаточно быть правдивым».

Таким же образом в 1829 году Великобритания официально признала сектантскую толерантность в отношении католиков, а потом в 1842 году в отношении евреев и в 1888 году в отношении атеистов.

Взгляд Ислама относительно термина «толерантность».

Отношение Ислама к иностранным терминам – если допускать иностранное происхождение термина толерантности – заключается в том, что Ислам смотрит на значения этих терминов. Если иностранный термин передает значение, которое имеется у мусульман или имеет у мусульман свою реальность, то он принимается. Если же термин передает значение, противоречащее тому, что имеется у мусульман или не имеет у них реальности, то он отвергается.

В силу того, что термин терпимости по своей основе, на которой он построен, передает значение согласия с другими, т.е. согласия с теми, кто отличается от тебя в мазхабе, религии, расе, цвете кожи, а также не запрещения им быть другими или не принуждения их к отказу от своего другого, и в силу того, что значение согласия с другими не противоречит Исламу и имеет свою реальность у мусульман, как это будет подробно изложено, то мы не видим никакого шариатского запрета на употребление данного термина.

Это с одной стороны, а с другой стороны мы не считаем, что термин терпимости относится к числу западных иностранных терминов, чуждых исламскому просвещению и составу шариатских слов. На самом деле существует множество слов, которые возможно представляются как западные слова, но фактически они являются общемировыми, присутствуют во всех культурах и употребляются всеми людьми. К этим словам относятся, например, слова «справедливость», «свобода», «красота», «добро», «зло», «безобразность» и другие слова, которые используются всеми людьми и они присутствуют в их культурах, хотя им придаются разные значения и смыслы.

Толерантность является добродетелью, которую осознало человечество, нуждаясь в ней для постоянства своих отношений. Толерантность подобна другим добродетелям, как честность, верность, мужество, целомудрие, щедрость и другое, что присутствует у всех людей, которые определили это благой нравственностью, восхваляя того, кто характеризуется ею.

Однако степень соблюдения этих добродетелей различна среди людей. Их можно встречать у одних людей и не находить у других. Они могут иметься у одной группы и отсутствовать у другой. Это зависит от побудительной причины соблюдения этих добродетелей и преследуемой в них цели. В этом люди, как индивиды, так и группы отличаются друг от друга в силу различия своих убеждений и исходящих из них понятий, которые регулируют поведение индивидов и групп.

Во времена господства церкви в Европе отсутствовала толерантность. В результате этого Европа стала местом религиозных войн, убийств, истязаний, сожжений, гильотин. Естественно возник призыв к толерантности как к решению проблемы, дабы было прекращено кровопролитие и погашена смута в обществе.

Следовательно, Запад не изобрел термин толерантности и его значение. Все, что он сделал – это то, что он показал и проявил этот термин, занялся им и объяснил его, из чего некоторое было принято, а некоторое отвергнуто.

Установление реальности согласия с другим.

Толерантность – это согласие с другим. Такое значение является отвлеченным, которое не раскрывает реальной действительности, и из него не вытекает никакое обязательство и никакая ответственность, будь то шариатская или установленная людскими законами. Поэтому было необходимым конкретизировать его значение, определив предмет согласия и соответствующую ему реальность.

Западные мыслители и законоведы сочли расу, цвет кожи, религию, идеологическую и политическую принадлежность, а также социальный класс и пол предметом согласия.

Они исходили из того, что этот другой, которым является человек, по своему индивидуальному и групповому качеству отличается от такого же человека в вышеупомянутых отношениях. Согласно этой их реальности, которая постепенно кристаллизовалась в их умах с эпохи возрождения до наших дней, они сформулировали понятие толерантности, придали ему законность, сделали его человеческой ценностью и обязательным общемировым законом.

В силу того, что предметом обсуждения и его основой является сам человек и согласно нашему взгляду на него определяется понятие толерантности, то исходя именно из этого, нам необходимо обратить пытливый и глубокий взгляд на человека, посредством которого мы определим сущность человека и то, что отличает его от другого человека с его индивидуальными и групповыми качествами.

Глубокий взгляд на человека показывает, что в нем имеются инстинкты и органические потребности, которые побуждают его в этой жизни к их удовлетворению. Этот глубокий взгляд показывает также, что у человека имеется разум, который регулирует для него способ и процесс удовлетворения своих инстинктов и органических потребностей. Для каждого здравомыслящего человека понятно, что человек как таковой не отличается от другого человека по своим инстинктам и органическим потребностям. Голод, жажда, страх, почитание, половое влечение, рождение и так далее, все это проявления инстинктов и органических потребностей, которые мы видим как у чернокожего, так и у белокожего, как у араба, так и у европейца, как у верующего, так и у безбожника, без всякого различия в этом между ними.

Для каждого здравомыслящего человека также понятно, что человек отличается от другого человека в том, как он удовлетворяет свои инстинкты и органические потребности, т.е. отличается от него по системе, которой руководствуется в этом удовлетворении и в предметах, посредством которых происходит это удовлетворение. Так мы видим, что для одних разрешается удовлетворение голода свининой, а у других нет. У одних разрешено прелюбодеяние, а у других оно запрещено.

Таким образом, глубокий взгляд на человека показывает нам, что инстинкты и органические потребности и происходящие от них чувства и побуждения являются общими для всех людей без различия между ними. Он показывает нам, что система, которая упорядочивает процесс удовлетворения людьми своих инстинктов и органических потребностей, а также понятия о вещах, т.е. о предметах удовлетворения, которые регулируют образ жизни людей и их способ удовлетворения своих потребностей, не являются общими для людей и в этом они отличаются друг от друга.

Другими словами, общим для людей является их созданная природа, а то, что различает их между собой как индивидов и групп, это приобретенное ими, которое исходит из различия их взглядов. Так, желание обладать собственностью, половое влечение, почитание, потребность в еде и питье является человеческой природой, в которой они все равны и не отличаются друг от друга. Но убеждения, системы, критерии и мысли являются у человека приобретенными, где он, своими индивидуальными или групповыми качествами отличается от другого.

К тому, чем один человек отличается от другого человека, относится также раса, цвет кожи и пол. Хотя три этих фактора и не относятся к приобретенным человеком качествам, однако в этом имеется естественное различие одного человека от другого. Представитель монголоидной расы отличается от представителя европеоидной расы с точки зрения расы, чернокожий отличается от белого по цвету кожи, мужчина отличается от женщины с точки зрения пола.

Установление значения согласия с другим.

Значение согласия с другим тоже относится к отвлеченным значениям, которые нуждаются в уточнении реальной действительности, чтобы человеческий разум мог понимать их. Это достигается лишь путем разъяснения объектов согласия, т.е. путем разъяснения того, с чем хотят соглашаться.

Естественно, что согласие одного человека с другим или несогласие с ним связано с тем, что делает этого другого человека отличным от первого человека и не связано с тем, в чем они оба едины и не отличаются друг от друга.

Дело в том, что люди по своей природе являются одинаковыми и не отличаются друг от друга, будь то мужчина или женщина, чернокожий или белокожий, араб или европеец. У всех людей имеются одни и те же инстинкты и органические потребности. Здесь не возникает проблема согласия или несогласия и даже не возникает вопрос «другого», так как «другой» – это тот, кто противоположен тебе и отличается от тебя какими-то особенностями и признаками, которые делают его по отношению к тебе отдельным существом, которое существует само по себе.

Согласно этому согласие с другим человеком или несогласие с ним имеет место в том, что отличает его от такого же, как он человека, а это как мы объяснили, касается приобретенного, например, мыслей человека, и не приобретенного, в выборе которого человек не имеет свободы воли, как расы, цвета кожи и пола. Человек рождается европейцем или американцем, белокожим или чернокожим, мужчиной или женщиной без участия в этом его воли и выбора.

Согласие, которое имеется в виду здесь, это либо то, чтобы ты согласился с существованием другого, т.е. согласился с ним в его праве на существование в его индивидуальном или групповом качестве, либо был согласен с требованием другого, как, например, чтобы он жил вместе с тобой. Либо чтобы ты был согласен с тем, что он отличается от тебя, т.е. согласился с ним в его различии от тебя со своими мыслями, идеологией, цветом кожи, расой, полом и так далее.

Подразумеваемое здесь согласие – это либо согласие с другим, т.е. ты соглашаешься с другим каким он есть, с его свойствами, которыми он отличается от тебя, либо соглашаешься с тем положением, в котором он находится, либо не соглашаешься.

Это и есть значение согласия с другим. Именно это подразумевается под этими словами и, прежде всего, приходит на ум человека при рассмотрении данного вопроса. Каков же взгляд Ислама по этому поводу? Каковы значения, которые признаются Исламом и каковы значения, которые он не признает?

Ответ на эти вопросы требует от нас следующего разъяснения:

Согласие с тем, кто имеет иную расу и цвет кожи.

Ислам абсолютно не приемлет противоречий на основе различия людей в расе и цвете кожи. Перед Всевышним Аллахом и законами Ислама все люди равны. Нет разницы между людьми разных рас и национальностей кроме как в богобоязненности, которая представляется в подчинении Всевышнему Аллаху, желая Его милости и довольства, и страшась ослушания Его и Его наказания. Всевышний Аллах сказал:

يَاأَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ 

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (49:13)

وَمِنْ ءَايَاتِهِ خَلْقُ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافُ أَلْسِنَتِكُمْ وَأَلْوَانِكُمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِلْعَالِمِينَ 

«Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием» (30:22)

Поистине Всевышний Аллах сделал Мухаммада (с.а.с.) посланником для всех людей как милость для миров. Он сказал:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا كَافَّةً لِلنَّاسِ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ 

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28)

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ 

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107)

Пророк (с.а.с.) призвал всех людей к Исламу, и люди толпами вошли в него. Салман аль-Фарсий принял Ислам и был из числа первых сподвижников и близких к Пророку (с.а.с.), который даже сказал о нем: «Салман из нас, из семьи Пророка». Умар Ибн аль-Хаттаб назначил его валием Мадаина. Чернокожий Билял аль-Хабаший принял Ислам и был из первых и близких. Он был муаззином Посланника (с.а.с.) и первым муаззином в Исламе. Сухайб ар-Румий принял Ислам и тоже был из первых и близких. Он был лучшим из тех, которые пожертвовали своими имуществами и жизнями на пути Аллаха. Когда он принял Ислам в Мекке, а потом хотел переселиться в Медину, люди запретили ему уехать со своим имуществом. Они сказали ему, что если, он хочет уехать то должен будет отказаться от своего имущества. Он избавился от них и отдал им все свое имущество. О нем Всевышний Аллах ниспослал Свои слова:

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاءَ مَرْضَاةِ اللَّهِ وَاللَّهُ رَءُوفٌ بِالْعِبَادِ 

«Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам» (2:207)

Еврей Абу аль-Мунзир Убай Ибн аль-Каб принял Ислам и был из первых, кто знали наизусть Коран и толковали его. Бухарий и Муслим вывели от Анаса, которой сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал Убай Ибн аль-Кабу: «Аллах приказал мне прочесть тебе:

لَمْ يَكُنِ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ وَالْمُشْرِكِينَ مُنفَكِّينَ حَتَّى تَأْتِيَهُمُ الْبَيِّنَةُ 

«Не уверовавшие люди Писания и многобожники не расстались с неверием, пока к ним не явилось ясное знамение». (98:1)

Он спросил: «Он тебе назвал меня?» Пророк ответил: «Да». Анас сказал: «Он заплакал (радуясь такой чести)».

Расовая дискриминация, строящаяся на основе различия расы, цвета кожи и национальностей людей, запрещена Исламом. От Джубайра Ибн Мутъима передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не из нас тот, кто призывает к дискриминации людей, кто сражается за нее и кто умирает за нее» (Абу Давуд). От Джундуба Ибн Абдуллаха аль-Баджали передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто сражается под знаменем дискриминации, призывая к ней или помогая ей, тот умирает смертью невежды» (Муслим).

А что касается Запада, то хотя там и существует много законов, которые запрещают дискриминацию и противодействуют ей, тем не менее, они не коснулись менталитета многих западных людей и их мироощущения. В западном обществе происходят многочисленные факты расовой дискриминации. Наибольшим свидетельством этому служат тюрьмы в Америке и Франции, а также появление в Европе националистических партий. Экс-президент Америки, Клинтон, в своем обращении в Калифорнийском университете в 1997 году сказал то, что считается историческим свидетельством о положении с расовой дискриминацией в Америке, которая провозглашает себя поборником свобод.

Он сказал: «Мы родились с объявлением независимости, которая утвердила, что все мы созданы равными и с конституцией, устанавливающей рабство. Мы погрузились в кровавую гражданскую войну ради ликвидации рабства, однако на протяжении века согласно закону оставались неравными. Мы перешли через континент под именем свободы и при этом изгнали с земли коренных американцев. Мы приветствуем эмигрантов, но новая волна из них ощутила на себе все проявления дискриминации».

Успех Ислама в устранении различий, различия рас и цвета кожи в исламском обществе, состоит в вере его последователей в то, что Ислам есть истина от Господа миров, и что дискриминация есть запрет, за который Аллах будет наказывать в Судный день. Ислам укореняет в сердцах своих последователей мысль «Все вы от Адама, а Адам из земли» и мысль «Нет различия между людьми, кроме как в богобоязненности».

А что касается безуспешности Запада в его попытке ликвидировать расизм в своем обществе, то это связано с тем, что люди не соблюдают закон, исходя из убежденности и веры в то, что он – истина, а из-за боязни получить наказание в этом мире. Поэтому многие на Западе склонны к дискриминации и убеждены в своем превосходстве над другими просто из-за того, что родились белыми или европейцами. Каждый раз, когда им представляется удобный случай показать свою убежденность, они показывают ее и свидетельством тому служат, например, те преследования, которые постигли японцев в Америке во время Второй мировой войны, а также расовая дискриминация в отношении чернокожих людей, и даже Гор во время войны в Персидском заливе сказал, что несильно встревожен Саддамом, так как Саддам не хуже полиции Лос-Анджелеса.

Был случай, когда сотрудники лос-анджелесской полиции были сняты на видеокамеру в то время, когда избивали одного негра (из книги «Два часа, которые потрясли мир» стр. 70, Фрейд Холидэй). Свидетельством служат также унижения и дискриминация, которые испытывают мусульмане после событий 11 сентября 2001 года согласно закону о «мобилизации против терроризма», поддержанному ранее изданным законом «Секретные доказательства».

(продолжение следует)

Сайид Ахмад Идрис аль-Машхадани