Роль Запада в Ираке на протяжении правления Саддама

В течение долгого периода времени существовала позорная связь между западными демократическими правительствами и диктаторскими режимами в мире. Когда осью, вокруг которой происходит политика на Западе, является выгода, то международное право нарушается с легкостью. Поэтому не было удивительным, что Соединенные штаты и Англия были в авангарде западных государств, заключавших союзы с самыми зверскими диктаторскими режимами в мире на протяжении длительного времени прошлого столетия. Заключение этих союзов оправдывают напыщенными выражениями, касающимися стратегии, международной политики и так далее. Сюда же относится связь Соединенных штатов и Англии с режимом Саддама Хусейна в течение его правления.

– За пять лет до того, как в 1988-ом году Саддам применил газовую атаку против курдов, в Багдаде произошло важное заседание, целью которого было установление дружественных отношений между Саддамом и Вашингтоном. Это заседание было организовано в тот самый период времени, когда Садам был обвинен в том, что впервые применил химическое оружие. Это заседание, которое было проведено в конце декабря 1983-го года, подготовило путь перед возобновлением официальных отношений между Ираком и Соединенными штатами, поскольку эти отношения были разорваны со времен арабо-израильской войны 1967-го года.

– С эскалацией ирано-иракской войны, президент США Рональд Рейган отправил на Средний восток своего посланника. Этот посланник, который был бывшим министром обороны во время правления американского президента Форда, привез в Багдад иракскому президенту, Саддаму Хусейну, написанное от руки письмо. В письме говорилось, что Вашингтон в любое время готов возобновить дипломатические отношения. Этим посланником был никто иной, как господин Дональд Рамсфельд, который, прибыв в Багдад 19-20 декабря 1983-го года, стал самым большим официальным американским ответственным лицом, посещающим Ирак в течение шести лет. Он встречался с Саддамом Хусейном, и они обсуждали «вопросы, имеющие общие интересы», как это сообщалось министерством иностранных дел Ирака.

Сообщалось, что «Саддам пояснил о своем нежелании распространять зло в мире». В последствии Рамсфельд ясно сказал газете «Нью-Йорк таймс»:

«Для нас стало ясным, что нам полезно иметь связь (с Ираком), и в особенности, важно что мы были заинтересованы в решении проблем Среднего Востока». По истечении всего двенадцати дней после заседания, газета «Вашингтон Пост» распространила 1-го января 1984-го года следующее сообщение: «В политике Соединенных штатов произошло изменение. США осведомили дружественные страны Персидского залива, что поражение Ирака в войне с Ираном, которая началась три года назад, будет против интересов Соединенных штатов, и что США предприняли несколько шагов для предотвращения этого поражения».

В марте 1984 года – между тем как ирано-иракская война становилась все более жестокой – Рамсфельд вернулся в Багдад и провел заседания с тогдашним иракским министром иностранных дел Тариком Азизом. Во время его визита, 24 марта 1984 года, информационное агенство «Юнайтед пресс» распространило от ООН следующее сообщение: «Согласно итогам работы группы экспертов ООН, в ирано-иракской войне, от начала которой прошло 43 месяца, против иранских солдат был применен горчичный газ с небольшим добавлением нервно-паралитического газа…

В это время американский посланник президента, Дональд Рамсфельд, до того как покинуть иракскую столицу в неизвестном направлении, вел в ней переговоры с министром иностранных дел Тариком Азизом по поводу войны в Заливе». За день до этого иранское информационное агентство утверждало, что Ирак совершил вторую атаку с химическим оружием на южном фронте, что привело к поражению 600 иранских солдат. В докладе ООН говорилось: «В иранских районах, обследованных специалистами, было применено химическое оружие, сброшенное авиабомбами. Были применены следующие виды химических газов: горчичный газ, этилен, диметил фосфорамид цианид (нервнопаралитический газ, известный под названием «Табун»)».

5 марта 1984 года, еще до обнародования доклада ООН, министерство иностранных дел Америки распространило заявление, в котором говорилось:

«Многочисленные доказательства указывают на то, что Ирак применил смертельное химическое оружие». Скандальным обстоятельством является то, что Дональд Рамсфельд находился в Ираке, когда появился доклад ООН, и ничего не сказал об имеющихся утверждениях о применении химического оружия, несмотря на существование у министерства иностранных дел США доказательства, которое подтверждает применение этого оружия. Двадцать девятого марта 1984 года в докладе из Багдада американская газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила: «Американские дипломаты выражают свое удовлетворение отношениями между Ираком и США. Они считают, что нормальные отношения полностью восстановлены и остались лишь формальности».

– В ноябре 1984 года дипломатические отношения между Ираком и США были полностью восстановлены. В статье об устремлениях Рамсфельда назвать имя кандидата от республиканцев на президентских выборах 1988 года, газета «Чикаго трибюн» привела перечень достижений Рамсфельда. В число этих достижений было включено содействие в «восстановлении американских отношений с Ираком». «Трибюн» не упомянула о том, что это содействие имело место в то время, когда Ирак активно применял химическое оружие, как об этом сообщало министерство иностранных дел США. В течение этого периода времени, в котором Рамсфельд был посланником Рейгана на Среднем Востоке, Ирак усиленно приобретал вооружение у американских компаний, и это были торговые сделки, дозволенные Белым Домом.

Это бешеное приобретение вооружения началось сразу, после того как Ирак был исключен из списка стран, о которых утверждали, что они покровительствуют терроризму, что происходило в 1982 году. Согласно статье в газете «Лос-Анджелес Таймс» за 13 февраля 1991 года:

«первым грузом для Саддама Хусейна стали вертолеты, когда он приобрел 60 вертолетов с инструкторами, и никто этого не заметил. Однако другая просьба, а именно просьба о приобретении вертолетов «Би-10», имеющих усиленные двигатели, как те, что использовались для транспортировки живой силы во Вьетнаме, вызвала возражение в конгрессе в августе 1983 года, но, несмотря на это, их продажа была одобрена».

– В 1984-ом году, согласно статье, которая была в газете» Лос-Анджелес Таймс», министерство иностранных дел США, под именем «Возрастающее вхождение Америки на рынок гражданских самолетов, который подчиняется крайней конкуренции», продало Ираку 45 вертолетов образца Бил 214 СиТи. Эти вертолеты, цена которых составила 200 миллионов долларов, на самом деле были спроектированы для военных нужд. Позднее газета «Нью-Йорк Таймс» писала, что «Садам передал большую часть этих вертолетов (если не сказать все) на оснащение армии». В 1988 году вооруженные силы Саддама совершили химическую атаку на гражданское население курдов, используя иракские самолеты и вертолеты. В 1991 году американские разведывательные источники сообщили газете «Лос-Анджелес Таймс», что они «убеждены в том, что в числе вертолетов, сбросивших смертельные бомбы, были вертолеты американского производства».

– В качестве ответной реакции на использование газа американский сенат единогласно одобрил широкие экономические санкции, запрещающие Ираку использование большей части американской техники. Однако Белый Дом отклонил это постановление. Известные ответственные лица сообщили некоторым информационным корреспондентам, что на них в то время не оказывалось давление, чтобы наказать Ирак, поскольку они желали поддерживать мощь Ирака для продолжения им войны с Ираном. Исчерпывающее изучение не выявило ни одного публичного заявления Дональда Рамсфельда, которое выражало бы какое-то, хотя бы малое, беспокойство по поводу обладания и использования Ираком химического оружия. Это беспокойство не наблюдалось до тех пор, пока не наступила та неделя, когда Ирак напал на Кувейт в августе 1990 года, и тогда Рамсфельд появился в специальной информационной программе на экране телерадиокомпании Эй-Би-Си (ABC).

После истечения восьми лет Дональд Рамсфельд подписал открытое письмо, адресованное президенту Клинтону, призывая его положить конец «угрозе, исходящей от Саддама». В письме Рамсфельд побуждал Клинтона «представить чрезвычайное руководство для защиты самих себя и всего мира от жестокости Саддама и оружия массового поражения, от которого он не желает отказываться». В 1984-ом году Дональд Рамсфельд занимал такую позицию, исходя из которой, он мог обратить внимание мира к угрозе химического оружия Саддама. Он находился в Багдаде, когда ООН пришла к заключению, что против Ирана было применено химическое оружие. Он имел с собой новое письмо от министерства иностранных дел, гласящее о том, у министерства имеется «готовое доказательство» на то, что Ирак использовал химическое оружие, но Рамсфельд ничего не сказал.

– Сегодня Вашингтон говорит об угрозе со стороны Саддама и последствиях, являющихся следствием неприменения мер против него. И, несмотря на безуспешность американской администрации в предоставлении хоть какого-нибудь малого правдивого доказательства, которое связывало бы Ирак с аль-Каидой или доказательства на то, что Ирак возобновил производство химических или бактериологических материалов, Рамсфельд настаивает на том, что «отсутствие доказательства не является доказательством на отсутствие (этих материалов)». Но у нас имеется доказательство на то, что Дональд Рамсфельд ничего не говорил в такой же момент, когда впервые появилась пресловутая угроза для международной безопасности со стороны Ирака. В таком положении доказательство отсутствия «голоса» Рамсфельда было настоящим доказательством.

– Роль Соединенного Королевства в появлении Саддама до войны в заливе скрывается английским правительством. Правительство Маргарет Тэтчер в 80-х и правительство Джона Мейджора в 90-х годах, пренебрегая указаниями ООН, скрыто одобряли продажу оружия Саддаму Хусейну. Это оружие было использовано в ирано-иракской войне, а также против курдских крестьян и для содействия Саддаму в его ядерной программе. Доклад, подготовленный сэром Ричардом Скоттом (судьей Верховного суда), разоблачил существование сети заговора, обмана и использования потребности в оружии на войне, которые доходят вплоть до самого английского правительства.

Когда 26 февраля консервативное правительство Мейджора обсуждало доклад сэра Скотта в палате общин, его правительство едва не провалилось по причине содержания доклада, после того, как некоторые консерваторы проголосовали вместе с лейбористской оппозицией. Но все же это правительствосохранилось благодаря одному голосу. Корни скандала разъясняют, что в восьмидесятых годах, основываясь на устремленности Тэтчер в экспорте оружия, ее сын Марк стал человеком, который неофициально заключал торговые сделки для английских оружейных компаний. Лично сам Марк в качестве комиссионных плат в этих торговых операциях собрал 160 миллионов долларов, из которых 40 миллионов долларов достались ему от сделки с Саудовской Аравией.

– В то время, как торговые сделки с большинством диктаторских режимов в мире не вызывали какие-то определенные дипломатические проблемы (кроме протестов, которые исходили только от левого политического направления), то торговые сделки с Ираном и Ираком рассматривались как вопрос, который отличался от этого положения. Этот огромный потенциальный рынок был поставлен в затруднительное положение по причине ограничений, которые наложило ООН на торговые сделки с этими двумя странами, где в результате войны до сегодняшнего времени погибло один миллион людей. Вероятность потери иракского рынка имело тяжкое последствие. В течение 1970-90 годов Англия снабдила Саддама большой партией вооружения, и в том числе бронированные автомашины для руководящих лиц, запасные части для танков и комплексные средства связи.

Сегодня уже стало известным, что в восьмидесятых годах английские компании снабжали вооружением обе воюющие между собой страны путем отправки оружия в посреднические страны, которые затем делали реэкспорт этого оружия в Иран и Ирак. Английская компания «Би Марк», главой которой был министр консерватор Джонатан Эткин, передала сотни легких корабельных артиллерийских орудий Сингапуру, стране, у которой нет большого морского флота. Однако затем эти орудия оказались в Иране. Что касается посреднических станций, выбранных для вооружения, отправляемого Ираку, то таковыми были Оман и Иордания. В 1986 году таможенники Саудовской Аравии обнаружили европейский картель (в него входили и английские компании), который продавал через Иорданию взрывчатые вещества. Некоторые, как это сделал Клинтон в своем последнем обращении на конференции Рабочей партии, попытались признать, что Запад совершил ошибки, проявляя послабление с диктаторскими правителями.

Однако это признание принимает фактор, содействующий исправлению положения путем свержения иракского режима. Может быть, эта кривая логика и произвела приятное впечатление на представителей Рабочей партии, но она ни за что не может оказать влияние на любого сознательного наблюдателя, который изучает нынешнюю международную политическую обстановку. Вместо того чтобы извлечь уроки из прошлых «своих ошибок» (т.е. из так называемой ими войны против терроризма), до того как произошло нападение на Нью-Йорк и Вашингтон 11-го сентября, Запад все еще продолжает иметь союзников, которые считаются самыми ненавистными диктаторами в мире.