Обряды хаджа: напоминание и назидание

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Хвала Всевышнему Аллаху, который сказал:

إِنَّ أَوَّلَ بَيۡتٖ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكٗا وَهُدٗى لِّلۡعَٰلَمِينَ ٩٦ فِيهِ ءَايَٰتُۢ بَيِّنَٰتٞ مَّقَامُ إِبۡرَٰهِيمَۖ وَمَن دَخَلَهُۥ كَانَ ءَامِنٗاۗ وَلِلَّهِ عَلَى ٱلنَّاسِ حِجُّ ٱلۡبَيۡتِ مَنِ ٱسۡتَطَاعَ إِلَيۡهِ سَبِيلٗاۚ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ ٱللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ ٱلۡعَٰلَمِينَ ٩٧

«Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке (Мекке). Он воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нём есть ясные знамения — место Ибрахима. Кто войдёт в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (3:96,97).

Мир и благословение божьему посланнику, призванному быть путеводителем верной жизненной стези и благополучия для всего человечества, который сказал:

مَنْ حَجَّ هَذَا الْبَيْت فَلَمْ يَرْفُثْ وَلَمْ يَفْسُقْ رَجَعَ كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أُمُّهُ

«Кто отправится в большое паломничество в Заповедную мечеть в Мекку и не будет во время своего паломничества сквернословить и грешить, тот вернётся домой таким чистым от грехов, как в день, когда родила его мать» (Бухари, Муслим, Насаи).

Так насколько же величественным перед Всевышним Аллахом должен быть обряд хаджа, что наградой за него является полное очищение от грехов и Рай, не говоря уже о том, что один намаз в Заповедной мечети (аль-Харам) равен ста тысячам намазов в других местах по всему земному шару!

Большинство паломников Заповедной мечети задают вопросы относительно ритуалов обряда хаджа и его практических законных положений, как ихрам, таваф, саъй, пребывание на Арафате, Муздалифе, Мине и тому подобное. Однако немногие паломники Заповедной мечети вспоминают или задаются вопросом о воспитательной стороне этого великого обряда — хаджа. В этой статье мы попытаемся рассмотреть хадж с данного ракурса, чтобы извлечь для себя назидания, поскольку Всевышний Аллах предписывает нам быть покорными самым лучшим образом, а точнее — глубоко вникая в значения и смысл этого обряда и извлекая полезные уроки для себя.

Прежде чем мы прольём свет на наставления и назидания, извлекаемые из этого великого обряда, хотелось бы отметить, что Всевышний Аллах в обязательном порядке предписал обряды поклонения (ибадат) с целью укрепления связи со Всевышним Аллахом и усиления в мусульманах набожности, которая, в свою очередь, способствует соблюдению мусульманами приказов и запретов Аллаха. Всевышний Аллах говорит:

ذَٰلِكَۖ وَمَن يُعَظِّمۡ شَعَٰٓئِرَ ٱللَّهِ فَإِنَّهَا مِن تَقۡوَى ٱلۡقُلُوبِ ٣٢

«Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (22:32).

Другими словами, сердце того, кто исполняет ритуалы поклонения с целью возвеличивания Аллаха, Свят Он и Велик, освещается верой и богобоязненностью. Всевышний Аллах говорит:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُتِبَ عَلَيۡكُمُ ٱلصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِكُمۡ لَعَلَّكُمۡ تَتَّقُونَ ١٨٣

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы будете богобоязненными» (2:183).

Другими словами, мудрость поста заключается в приобретении и увеличении набожности и богобоязненности у постящегося. Пост — это не просто воздержание от еды и питья. И кто по-настоящему и должным образом продержит пост, а именно — когда пост будет побуждать его к благим деяниям и удерживать от совершения грехов, тот увидит плоды своего поста в постижении набожности и богобоязненности. А иначе его пост будет лишь голодовкой, в которой Всевышний Аллах не нуждается. Всевышний Аллах говорит:

إِنَّ ٱلصَّلَوٰةَ تَنۡهَىٰ عَنِ ٱلۡفَحۡشَآءِ وَٱلۡمُنكَرِۗ وَلَذِكۡرُ ٱللَّهِ أَكۡبَرُۗ وَٱللَّهُ يَعۡلَمُ مَا تَصۡنَعُونَ

«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите» (29:45).

Мудрость намаза заключается в том, что при правильном и искреннем совершении он удерживает своего совершителя от грехов и плохих дел и повелевает ему добро и благие дела. Если намаз не ведёт ко всему вышеперечисленному, то в нём нет блага. Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

رُبَّ صَائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ صِيَامِهِ إِلَّا الْجُوْعُ والعَطَشُ، وَرُبَّ قَائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ قِيَامِهِ إِلَّا الْسَّهَرُ وَالتَّعْبُ

«Бывает такое, что постящийся не приобретает от своего поста ничего, кроме голода и жажды. Как и бывает такое, что совершающий намаз не получает от своего намаза ничего, кроме бессонницы и утомления» (хадис приводится в сборнике хадисов имама ан-Насаи «Сунан»).

В другом хадисе Посланник Аллаха (с.а.с.) описал тех, кто выходит за рамки предписанных правил Ислама:

يَأْتِي فِي آخِرِ الزَّمَانِ قَوْمٌ يَقْرَؤُونَ الْقُرْآنَ لا يُجَاوِزُ حَنَاجِرَهُمْ يَمْرُقُونَ مِنْ الْإِسْلاَمِ كَمَا يَمْرُقُ السَّهْمُ مِنَ الرَّمِيَّةِ

«Перед Судным днём из моей Уммы выйдет народ, который будет читать Коран, но его чтение не будет выходить дальше их горла. Представители этого народа будут отрекаться от Ислама подобно тому, как стрела вылетает из лука» (хадис приводится в сборниках хадисов Имама Бухари и Имама Муслима).

Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Бывает такое, что человек читает Коран, но последний (Коран) проклинает его. Разве он не читает слова: «Проклятие Аллаха несправедливым», — и сам является одним из них? Как и читает слова: «Проклятие Аллаха неверующим», — и сам является одним из них?».

Всевышний Аллах не нуждается в поклонении людей. Аллаху не нужны намазы (молитвы), посты, паломничество (хадж и умра), милостыня (садака) людей. Ведь Всемогущий Аллах — богатый и ни в чём и ни в ком не нуждается. Поклонение — это милость для мусульманина, дабы он мог укреплять свою связь с Творцом, Свят Он и Велик. Всевышний Аллах говорит:

وَلَقَدۡ ءَاتَيۡنَا لُقۡمَٰنَ ٱلۡحِكۡمَةَ أَنِ ٱشۡكُرۡ لِلَّهِۚ وَمَن يَشۡكُرۡ فَإِنَّمَا يَشۡكُرُ لِنَفۡسِهِۦۖ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ ٱللَّهَ غَنِيٌّ حَمِيدٞ ١٢

«Мы даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, поступает только во благо себе. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах — Богатый, Достохвальный» (31:12),

وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ ٱللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ ٱلۡعَٰلَمِينَ

«Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (03:97).

Аллах в хадисе кудси говорит: «О мои рабы! Вы не в силах навредить мне и принести мне пользу. О мои рабы! Если вы все, люди и джинны, объединитесь вокруг одного самого богобоязненного человека из вас, это ни на сколько не приумножит мои владения. О мои рабы! Если вы все, люди и джинны, объединитесь вокруг одного самого грешного человека из вас, это ни на сколько не уменьшит моё владение» (хадис приводится в сборнике хадисов Имама Муслима).

Хадж — большое паломничество в месяц Зуль-хиджа — это один из обрядов физического поклонения с участием финансовой стороны. Хадж предусматривает приближение к Аллаху и укрепление связи с Ним, что, в свою очередь, способствует росту богобоязненности и укреплению соблюдения законов Ислама. Всего этого можно добиться исключительно путём осознания значений всех ритуалов и выведения назиданий из каждого из них, а самое главное — благодаря искреннему намерению и преданности Всевышнему Аллаху.

Приведём некоторые назидания и возвышенные духовные смыслы в этом величественном обряде — хадже:

1. Решительность и намерение совершить большое паломничество — хадж — как подчинение Всевышнему Аллаху своим телом и имуществом, помогают мусульманину постичь смысл жертвования имуществом и телом на пути Аллаха, Свят Он и Велик. И это происходит, когда мусульманин оставляет свою семью, имущество, населённый пункт, близких и родственников, и посвящает себя поклонению Аллаху весь этот период времени.

2. Целенаправленное исполнение долга большого паломничества своим телом и имуществом учит и побуждает мусульманина к окончательному отказу от греховных поступков, а также напоминает душе значение искреннего покаяния и верных наставлений, не говоря уже о том, что требует вернуть надлежащее тем, кто заслуживает этого. Одновременно с этим исполнение хаджа даёт знать паломнику, что эта поездка является договором с Аллахом о том, что паломник больше никогда не вернётся к ранее совершаемым грехам.

3. Ихрам — одеяние паломника — напоминает мусульманину о необходимости быть готовым к смерти в любой момент, поскольку ихрам очень сильно похож на саван, которым укутывают покойника, а душа человека не ведает, что уготовил для неё завтрашний день и на какой земле за ней придёт ангел смерти. Поэтому облачающийся в одежду паломника мусульманин должен готовить себя к встрече с Господом миров, как облачающий покойника в саван готовит последнего к встрече с Ним.

4. Ихрам — одеяние паломника — напоминает мусульманину о необходимости освобождения от всех украшений этого бренного мира при встрече с Господом миров — Аллахом, Свят Он и Велик. Как и напоминает ему о равенстве между всеми людьми в этом деле, где нет разницы между богатым и бедным, высокопоставленным чиновником и обычным человеком.

5. Въезд в Благословенную Мекку напоминает ему историю того, что с этой великой земли начался призыв, что на этой земле началось ниспослание божественного откровения, и здесь сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.) переносили самые суровые испытания на пути этой религии, которая благодаря им и таким же мусульманам дошла до нас и, по милости Аллаха, удостоила нас чести быть мусульманами. Паломник должен понимать, что он подобно первым мусульманам, т.е. сподвижникам Посланника Аллаха (с.а.с.), является носителем этой религии и обязан усердствовать для той же цели, а именно — для утверждения этой религии на земле, т.е. работать над тем, чтобы Ислам был господствующим на этой земле.

6. Когда паломник смотрит на Заповедную мечеть, ему в голову приходят несколько вещей:

а. Храм, возведённый в небесах. Паломник сравнивает рабов Всевышнего Аллаха на земле с послушными рабами (ангелами) на небе, которые безо всякого утомления и скуки совершают обход вокруг этого храма днём и ночью. Это напоминает мусульманину, что он — раб Аллаха, который обязан возвеличивать Господа миров подобно ангелам возведённого на небесах храма.

б. Мусульманин, совершающий хадж, вспоминает, что ангелы не ослушаются Аллаха ни в приказах, ни в запретах, и старается подражать им в своём поклонении. Так паломник даёт себе обет, что больше не будет возвращаться к ослушанию Аллаха, и помнит это на протяжении всей своей жизни после выполнения всех обрядов хаджа.

в. Во время своего обхода (тавафа) вокруг Каабы он вспоминает, что все совершаемые ими обряды имеют начало и конец, а значит, и его жизненный путь непременно завершится в один из дней подобно тому, как начался в день его рождения и как начались и закончились его обходы (таваф) с чёрного камня в Каабе.

7. Слова, произносимые паломником во время хаджа, такие как тальбия, дуа и истигфар, несут в себе большое значение. Когда мусульманин говорит: «Ляббайкаллахумма Ляббайк…», — он вспоминает приказ Аллаха пророку Ибрахиму (мир ему):

وَأَذِّن فِي ٱلنَّاسِ بِٱلۡحَجِّ يَأۡتُوكَ رِجَالٗا وَعَلَىٰ كُلِّ ضَامِرٖ يَأۡتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٖ ٢٧ لِّيَشۡهَدُواْ مَنَٰفِعَ لَهُمۡ وَيَذۡكُرُواْ ٱسۡمَ ٱللَّهِ فِيٓ أَيَّامٖ مَّعۡلُومَٰتٍ عَلَىٰ مَا رَزَقَهُم مِّنۢ بَهِيمَةِ ٱلۡأَنۡعَٰمِۖ فَكُلُواْ مِنۡهَا وَأَطۡعِمُواْ ٱلۡبَآئِسَ ٱلۡفَقِيرَ ٢٨ ثُمَّ لۡيَقۡضُواْ تَفَثَهُمۡ وَلۡيُوفُواْ نُذُورَهُمۡ وَلۡيَطَّوَّفُواْ بِٱلۡبَيۡتِ ٱلۡعَتِيقِ ٢٩

«Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдалённых дорог. Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите неимущего страдальца! Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)» (22:27–29).

Пророк Ибрахим (а.с.) сказал: «О Господь! Кто прислушается к моим словам?». И Господь миров ответил ему: «Будут прислушиваться к тебе все, кто на земле, до Судного дня». И приказал Аллах Ибрахиму (а.с.) заявить об этом обряде и самому начать паломничество, и откликнулось на его призыв всё человечество, которое по сей день исполняет это веление.

Когда мусульманин произносит слова: «Аллаху Акбар...», — он вспоминает величие Творца и могущество Его над мирами, он убеждается, что власть Аллаха — над всеми Его рабами. Мусульманин вспоминает, что он связан с Господом миров, и уповает на безграничную мощь Всевышнего Аллаха во всём.

Что касается слов прощения, восхваления и благодарности, то они напоминают мусульманину смысл покаяния и подчинения, а также необходимость отречения от всех грехов и ослушаний. Это и всё вышеперечисленное даёт знать мусульманину, что он нуждается в милости и сострадании Аллаха.

8. Чёрный камень в Каабе напоминает мусульманину разные истории, произошедшие с этим чёрным камнем:

а. Благородные качества, которыми был известен Посланник Аллаха (с.а.с.) среди жителей Мекки, которые доверили ему судьбу возложения этого камня на своё место.

г. Грехи делают сердце мусульманина чёрствым (чёрным) подобно этому камню, который назывался Камнем счастья и был белого цвета, когда впервые был ниспослан с Рая. Однако грехи людей сделали его чёрным.

д. Когда паломник притрагивается к этому камню и целует его, он вспоминает слова Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.): «Я знаю, что камень не приносит пользу и не в силах навредить. И я бы не стал целовать тебя, если бы не видел, как Посланник Аллаха (с.а.с.) делает это». Данный поступок демонстрирует пример абсолютного подчинения Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.).

9. Когда паломник совершает семь обходов (тавафов) вокруг Каабы, он вспоминает, что продолжительность жизни последователей Пророка Мухаммада (с.а.с.) будет составлять шестьдесят — семьдесят лет, за исключением некоторых. Об этом сообщается в хадисе:

أَعْمَارُ أُمَّتِي مَا بَيْنَ السِّتِّينَ إِلَى السَّبْعِينَ ، وَأَقَلُّهُمْ مَنْ يَجُوزُ ذَلِكَ

«Продолжительность жизни последователей моей Уммы будет между шестьюдесятью и семьюдесятью годами, и лишь немногие будут жить дольше» (хадис приводится в книге имама аль-Хакима «Аль-Мустадрак»)

И каждый пробег напоминает о начале и конце каждого десятка лет из семидесятилетнего срока жизни. Мусульманин вспоминает, что и его жизненная дистанция закончится, подобно тому, как заканчивается его обход вокруг Каабы.

10. Находясь в Заповедной мечети, мусульманин вспоминает, что пророки Ибрахим и Исмаил (мир им) подняли (возродили) храм, который построили когда-то ангелы, и тем самым они возвысили призыв к единобожию, т.е. призыв к вере в Единого Аллаха, Свят Он и Велик. Паломник вспоминает и переосмысляет факт того, что данный призыв является основой всех посланий, который завершился посланием Мухаммада (с.а.с.). Паломник вспоминает, что пророк Ибрахим (а.с.), который является отцом всех пророков, получил благую весть об этом, а именно — что Мухаммад — это печать всех пророков, что послание этого заключительного посланника является посланием ко всем иудеям и христианам, а также ко всем творениям на этом свете. Мусульманин помнит, что это послание должно господствовать над миром, над всеми религиями и идеологиями, что это возможно исключительно путём исламского правления и исламского государства, которое понесёт эту религию всему миру в качестве послания добра и верного пути для всех народов мира.

11. Пробег между Сафой и Марвой напоминает мусульманину его связь со своими родителями, в частности — с матерью. Он представляет себе картину того, как Хаджар (мир ей) бегала между этими двумя холмами, пока Аллах не одарил её счастьем в виде неиссякаемого источника Зам-зам. И из этого поступка мусульманин извлекает важные уроки:

а. Всевышний Аллах устраняет страдания мусульманина при самых сложных обстоятельствах для него.

е. Безграничная любовь матери к своему ребёнку и её опасение за то, что может постичь его из плохого, напоминает паломнику об обязательности благосклонного отношения к родителям.

ж. Не стоит ждать спасения при помощи одной лишь молитвы, необходимо свои просьбы и молитвы о спасении сопровождать стремлением и определёнными действиями, которые вместе с волей и мощью Всевышнего Аллаха приведут к желаемому результату. Ведь Хаджар (мир ей) бегала от одного холма к другому, моля Аллаха о спасении.

12. Вода из благословенного источника Зам-зам служит напоминанием о милости. И эта милость является даром Всевышнего Аллаха, а не делом рук человеческих, даже если приложение усилий в любом деле является обязательным, поскольку спасение, милость и дары приходят только от Господа миров, а не благодаря усилиям и материальным возможностям людей. Более того, спасение от Всевышнего Аллаха приходит тогда, когда заканчиваются все земные надежды и человек обращает свои взоры на небо. Хаджар (мир ей) потеряла все земные надежды, но упование на Аллаха продолжало биться в её сердце. Аналогично этому приходит и помощь Аллаха — у грани разочарования от потери земных надежд и мучительных страданий, которым подвергаются носители призыва, когда несправедливые тираны объединяются друг с другом против них, как это происходит сегодня под пресловутым названием «борьба с террором», которая по своей сути является не чем иным, как войной против правдивого искреннего Ислама. Всевышний Аллах говорит:

حَتَّىٰٓ إِذَا ٱسۡتَيۡ‍َٔسَ ٱلرُّسُلُ وَظَنُّوٓاْ أَنَّهُمۡ قَدۡ كُذِبُواْ جَآءَهُمۡ نَصۡرُنَا فَنُجِّيَ مَن نَّشَآءُۖ وَلَا يُرَدُّ بَأۡسُنَا عَنِ ٱلۡقَوۡمِ ٱلۡمُجۡرِمِينَ ١١٠

«Когда же посланники приходили в отчаяние и понимали, что их сочли лжецами, к ним приходила Наша помощь, и спасались те, кого Мы хотели спасти. Наше наказание нельзя отвратить от грешных людей!» (12:110).

13. Восхождение на Арафат имеет множество значимых назиданий, самым ярким из которых является:

а. Напоминание о дне Воскрешения и Собрания людей на одной площади для отчёта за содеянное, где каждый с большим трепетом будет ожидать свой черёд.

з. Напоминание о том, что великая Исламская Умма является одним народом, как об этом говорит Всевышний Аллах:

إِذۡ قَالَ لِأَبِيهِ وَقَوۡمِهِۦ مَا هَٰذِهِ ٱلتَّمَاثِيلُ ٱلَّتِيٓ أَنتُمۡ لَهَا عَٰكِفُونَ ٥٢

«Воистину, ваша религия — религия единая, а Я — ваш Господь. Бойтесь же Меня!» (21:52).

Ведь известно, что в основу Мединской конституции Пророк Мухаммад (с.а.с.) заложил следующие слова:

هَذَا كِتَابٌ مِنْ مُحَمّدٍ النّبِيّ ، بَيْنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ مِنْ قُرَيْشٍ وَيَثْرِبَ، وَمَنْ تَبِعَهُمْ فَلَحِقَ بِهِمْ وَجَاهَدَ مَعَهُمْ... إنّهُمْ أُمّةٌ وَاحِدَةٌ مِنْ دُونِ النّاسِ.

«Этот документ (книга) написан Пророком Мухаммадом для верующих из племени Курайш города Ясриб, для мусульман и людей, следовавших за ними, а также для тех, кто впоследствии присоединились к ним и участвовали с ними в джихаде. Все они составляют одну Умму в защите от других людей» (см. «Жизнеописание Пророка Мухаммада», Ибн Хишам).

Мусульмане собрались на горе Арафат в один ряд, несмотря на различие их стран, цвета кожи, этнической принадлежности и языковых барьеров. Они произносят одни слова в одном месте и обращаются к Одному Единому Аллаху. В один голос они возглашают: «Аллаху Акбар, Ля иляха илля Аллаху, ва Аллаху Акбар ва лиЛляхи хамд. Ля шарика Лях». Это указывает на то, что эта Умма должна быть единой, под одним флагом, в сени одного государства, которым управляет один правитель — халиф. Это свидетельствует о том, что все существующие сегодня разделения в территориальном и политическом плане, а именно — многочисленность государств — не что иное, как проделки коварного империализма, которые не имеют ничего общего ни с законодательством, ни с идентичностью этой великой Уммы. Так мусульманин, стоящий на горе Арафат, понимает, что на нём лежит большая обязанность работы над объединением этой Уммы путём активной деятельности по возобновлению исламской жизни посредством установления Исламского Государства.

14. После стояния на горе Арафат и проведения ночи в долине Муздалифа мусульманин отправляется к месту бросания камней — Джамарат. Данный ритуал символического бросания камней по дьяволу напоминает мусульманину, что он является противником шайтанов из числа людей и джиннов, а они — его противниками. Им никогда не по пути, напротив, мусульманин обязан провозгласить и вести войну со злом и греховными поступками (мункаром) аналогично тому, как пророк Ибрахим объявил войну шайтану, когда последний наущал его и его сына не исполнять веление Господа о принесении пророка Исмаила в жертву. И на каждое наущение шайтана пророк Ибрахим отвечал бросанием камня и объявлением ему войны. И так должен поступать каждый мусульманин всякий раз, когда шайтан попытается наущать и совратить его от исполнения приказа Аллаха, Свят Он и Велик.

С постижением сути следования религии Аллаха и объявления войны всем противникам Господа миров мусульманин должен понимать, что ему следует быть непримиримым в своей политической борьбе со всеми правителями, которые не правят тем, что ниспослал Аллах, а также не подчиняться им в их греховных делах. Ведь объявление войны шайтану означает выступление против последователей этого шайтана из числа людей, а также является свидетельством того, что искренний мусульманин находится на стороне Всевышнего Аллаха и верующих в Него рабов. При этом мусульманину следует вспоминать следующие слова Аллаха:

قُلۡ إِن كُنتُمۡ تُحِبُّونَ ٱللَّهَ فَٱتَّبِعُونِي يُحۡبِبۡكُمُ ٱللَّهُ وَيَغۡفِرۡ لَكُمۡ ذُنُوبَكُمۡۚ وَٱللَّهُ غَفُورٞ رَّحِيمٞ ٣١ قُلۡ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَٱلرَّسُولَۖ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَإِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلۡكَٰفِرِينَ ٣٢ ۞إِنَّ ٱللَّهَ ٱصۡطَفَىٰٓ ءَادَمَ وَنُوحٗا وَءَالَ إِبۡرَٰهِيمَ وَءَالَ عِمۡرَٰنَ عَلَى ٱلۡعَٰلَمِينَ ٣٣ ذُرِّيَّةَۢ بَعۡضُهَا مِنۢ بَعۡضٖۗ وَٱللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ ٣٤

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный. Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих. Воистину, Аллах избрал и возвысил над мирами Адама, Нуха, род Ибрахима и род Имрана. Одни из них были потомками других. Аллах — Слышащий, Знающий» (3:31–34).

И следующие слова Посланника Аллаха (с.а.с.):

لَا يُؤْمِنُ عَبْدٌ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ أَهْلِهِ وَمَالِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ

«Человек не будет считаться верующим, пока я не стану для него более любимым, чем его семья, имущество и всё человечество» (хадис приводится в сборнике хадисов Имама Муслима).

Мусульманин обязан бороться со всеми проявлениями зла и любыми отклонениями, даже если появится необходимость использования силы в определённых положениях, дозволенных Шариатом.

15. В отношении жертвоприношения мусульманин вспоминает милость Всевышнего Аллаха, которую Он даровал Своим рабам. Страшно даже представить, что было бы, если Аллах оставил без изменения веление приносить в жертву людей. Всевышний Аллах милостивый к своим творениям и рабам. Всевышний Аллах говорит:

إِنَّ ٱللَّهَ بِٱلنَّاسِ لَرَءُوفٞ رَّحِيمٞ

«...Аллах сострадателен и милосерден к людям» (22:65).

Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

قَدِمَ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِسَبْيٍ فَإِذَا امْرَأَةٌ مِنْ السَّبْيِ تَبْتَغِي إِذَا وَجَدَتْ صَبِيًّا فِي السَّبْيِ أَخَذَتْهُ فَأَلْصَقَتْهُ بِبَطْنِهَا وَأَرْضَعَتْهُ . فَقَالَ لَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَتَرَوْنَ هَذِهِ الْمَرْأَةَ طَارِحَةً وَلَدَهَا فِي النَّارِ؟ قُلْنَا: لَا وَاللَّهِ وَهِيَ تَقْدِرُ عَلَى أَنْ لَا تَطْرَحَهُ . فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لَلَّهُ أَرْحَمُ بِعِبَادِهِ مِنْ هَذِهِ بِوَلَدِهَا

«(В своё время) к Посланнику Аллаха (с.а.с.) привели пленных, среди которых была одна женщина, искавшая (кого-то), и когда она нашла среди пленных ребёнка, то взяла его в руки, прижала к себе и накормила грудью. (Увидев это,) Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил нас: «Как вы думаете, (способна ли) эта (женщина) бросить в огонь своего ребёнка?». Мы сказали: «Клянёмся Аллахом, нет, (на это) она не способна!». Тогда он сказал: «А Аллах жалеет Своих рабов больше, чем эта (женщина жалеет) своего ребёнка!» (хадис приводится в сборнике Бухари, 5999, и Муслима, 2754).

В этом есть для нас напоминание о великой милости, которую Всевышний Аллах оказал нам.

16. Жертвоприношение в праздничный день напоминает нам, что милостыня (садака) стирает грехи. Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

الصَّوْمُ جُنَّةٌ، وَالصَّدَقَةُ تُطْفِئُ الخَطِيْئَةَ كَمَا يُطْفِئُ المَاءُ النَّارَ

«Пост — это щит, а милостыня (садака) удерживает от греха подобно тому, как вода тушит огонь» (хадис приводится в сборнике хадисов имама ат-Тирмизи).

Милостыня устраняет погрешности, связанные с упущением и невнимательностью, имеющими место среди людей. Более того, это напоминает о том, что Ислам учит делиться тем, что есть у тебя, а также заботиться о малоимущих, предоставляя им возможность наесться досыта и получить милостыню на необходимые расходы. Так обряд хаджа даёт явную картину того, как мусульманин должен кормить и давать милостыню своим бедным братьям. Всевышний Аллах говорит:

فَكُلُواْ مِنۡهَا وَأَطۡعِمُواْ ٱلۡبَآئِسَ ٱلۡفَقِيرَ

«Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» (22:28).

17. Когда мусульманин бреет или стрижёт волосы на голове, он испытывает униженность и смиренность перед своим Творцом, Свят Он и Велик. Паломник осознаёт, что человеку следует подчиняться Ему во всём, даже в стрижке волос на голове, подстригании ногтей на пальцах рук и ног и в других вопросах личной гигиены (фитры).

18. Проживание в шатре в долине Мина в своём роде представляет собой решительность и стояние на посту борьбы со злом. Проживание в шатре в ожидании полного исполнения обряда хаджа и ежедневное шествие для символического бросания камней по сути является провозглашением войны против Шайтана на протяжении трёх дней подряд. И этот обряд напоминает мусульманину значимость стояния на защите рубежей, решительности и продолжительного ведения борьбы со всеми видами коррупции, порочности, зла и несправедливости, в т.ч. — и с несправедливостью со стороны правителей. Этот обряд учит мусульманина проявлять безграничное терпение в следовании истине при несении Ислама и в призыве к полному претворению законов Всевышнего Аллаха на земле.

19. Прощальный хадж даёт знать мусульманину, что последний обряд этой поездки является его подчинением и что последние годы, дни и часы его в этом бренном мире должны пройти в подчинении Творцу небес и земли. Мусульманин обязан стремиться к тому, чтобы его уход из этого мира завершился подчинением Аллаху подобно тому, как завершился его хадж в Заповедной мечети подчинением Аллаху, Свят Он и Велик.

20. После исполнения всех обрядов хаджа и полного завершения большого паломничества — хаджа, — мусульманин вспоминает слова Всевышнего Аллаха:

فَإِذَا قَضَيۡتُم مَّنَٰسِكَكُمۡ فَٱذۡكُرُواْ ٱللَّهَ كَذِكۡرِكُمۡ ءَابَآءَكُمۡ أَوۡ أَشَدَّ ذِكۡرٗاۗ فَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يَقُولُ رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِي ٱلدُّنۡيَا وَمَا لَهُۥ فِي ٱلۡأٓخِرَةِ مِنۡ خَلَٰقٖ ٢٠٠

«Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того. Среди людей есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас в этом мире!». Но нет им доли в Последней жизни» (2:200).

Мусульманин всегда помнит, что для него Аллах и Его Посланник (с.а.с.) милее и более любимее, чем всё, что есть на этом свете. Совершивший паломничество мусульманин помнит, что ему следует быть послушным Аллаху и своим родителям. Он осознаёт, что ему необходимо совершать жертвоприношение и давать милостыню с искренними намерениями, чтобы Аллах принял его благие дела и приблизил к Себе.

Поездка в Лучезарную Медину:

Несмотря на то, что поездка в Медину не входит в обряды хаджа, всё же для мусульманина эта поездка имеет большое значение:

1. В этом великом месте побратались представители племени аль-Авс и аль-Хазрадж, они объединились для возвышенной цели — установления первой державы Ислама.

2. Этот лучезарный город стал местом и столицей первого Исламского Государства, откуда началось распространение света во все уголки земли.

3. В этом пресветлом городе мусульманин посещает пророческую мечеть, где покоятся Посланник Аллаха (с.а.с.), Абу Бакр и Умар (р.а.), которые были предводителями доброго пути и строителями светлой государственности благодаря этой великой религии.
4. В пророческой мечети мусульманин встречает достопочтимый сад Рая, куда стремятся попасть мусульмане для совершения намаза, что указывает на то, что мусульмане с большим рвением желают попасть в настоящий Рай.

5. Здесь мусульманин вспоминает, как Всевышний Аллах превознёс Своего Посланника (с.а.с.) и обещал тысячекратную награду за намаз в его мечети.

6. Посетив Заповедную мечеть в Мекке и Мечеть Пророка в Медине, мусульманин вспоминает третью благословенную мечеть аль-Аксу в Иерусалиме, которая является сестрой первых двух мечетей. Мусульманин вспоминает, в каком положении находится сегодня эта мечеть и какие действия обязал Ислам вести в отношении этой мечети. Он вспоминает жителей окрестностей аль-Аксы и то, какие беды выпали на их долю от рук презренных сионистов.

7. В этой лучезарной местности мусульманин вспоминает решающие сражения и большие жертвы в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке и в других боях.

В заключение хочется сказать:

Эта Умма вернётся к своей былой славе и вновь предстанет такой, какой она должна быть по предписанию Всевышнего Аллаха — единой Уммой, отличной от других народов. Нынешние зловещие силы не смогут остановить объединение и возрождение Исламской Уммы. И подобно тому, как мусульмане со всего мира сошлись воедино в обрядах хаджа, аналогично этому они объединятся в державе Ислама под одним флагом в сени единого государства, которым будет управлять один халиф. Что касается войны по уклонению мусульман от этого пути, то достаточно Аллаха, который обезвредит наших врагов и повергнет в пух и прах подобно тому, как он нанёс поражение арабо-языческой коалиции в битве у Рва, затем — персам и византийцам, а также монголам и крестоносцам. И нет сомнений в том, что знамя Ислама в самом скором времени будет развеваться над Ватиканом, как это предсказывал Посланник Аллаха (с.а.с.):

اَيُّ الْمَدِينَتَيْن تُفْتَحُ اَوَّلًا قُسْطَنْطِينِيَّةُ اَوْ رُومِيَّةُ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَدِينَةُ: "هِرَقْلَ تُفْتَحُ اَوَّلًا يَعْنِي قُسْطَنْطِينِيَّةَ‏

Передал Имам Ахмад, что Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас сказал: «В то время, когда мы находились возле Посланника Аллаха (с.а.с.) и были заняты письмом, его кто-то спросил: «Какой из городов будет завоёван первым — Константинополь или Рим?». Пророк Аллаха (с.а.с.) ответил: «Город Константинополь будет завоёван в первую очередь» (хадис приводится в муснаде ад-Даримий).

Эта религия охватит все горизонты ночи и дня, т.е. весь земной шар, как об этом сообщал Посланник Аллаха (с.а.с.):

لَيَبْلُغَنَّ هذا الأمْرُ مَا بَلَغَ اللَّيْلُ وَ النَّهَارُ، وَلاَ يَتْرُكُ اللهُ بَيْتَ مَدَرٍ وَلاَ وَ بَرٍّ إِلَّا أَدْخَلَهُ اللهُ هَذَا الدِّينَ، بِعِزِّ عَزِيزٍ أَوْ بِذِلِّ ذَلِيلٍ؛ عِزًّا يُعِزُّ اللهُ بِهِ الْإسْلامَ، وذِلًّا يُذِلُّ اللهُ بِهِ الْكُفْرَ

«Это дело непременно достигнет горизонта ночи и дня. Аллах не оставит ни одного дома, оседлого или кочевого, не иначе, как внеся эту религию со славой славного или с унижением ничтожного. Славой Аллах возвеличит Ислам и унижением принизит неверие» (хадис приводится в сборнике хадисов Ахмада).

И эта религия одержит верх над всеми прочими религиями и идеологиями, как это обещал Господь миров, Свят Он и Велик, как подтверждение словам Всевышнего Аллаха:

يُرِيدُونَ أَن يُطۡفِ‍ُٔواْ نُورَ ٱللَّهِ بِأَفۡوَٰهِهِمۡ وَيَأۡبَى ٱللَّهُ إِلَّآ أَن يُتِمَّ نُورَهُۥ وَلَوۡ كَرِهَ ٱلۡكَٰفِرُونَ ٣٢ هُوَ ٱلَّذِيٓ أَرۡسَلَ رَسُولَهُۥ بِٱلۡهُدَىٰ وَدِينِ ٱلۡحَقِّ لِيُظۡهِرَهُۥ عَلَى ٱلدِّينِ كُلِّهِۦ وَلَوۡ كَرِهَ ٱلۡمُشۡرِكُونَ ٣٣

«Они хотят потушить свет Аллаха своими устами. Но Аллах не допустит этого и завершит распространение Своего света, даже если это ненавистно неверующим. Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (9:32).

Мы просим Аллаха принять повиновение паломников, принять все совершённые ими обряды и сделать их хадж безупречным. Мы просим Аллаха одарить эту Умму скорейшим воссоединением в сени государства Праведный Халифат по методу пророчества, которое вознесёт знамя джихада и вернёт Умме былую славу, статус и уважение. Аминь, о Господь миров!!!