Вместе со Священным Кораном

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

ٱلطَّلَٰقُ مَرَّتَانِۖ فَإِمۡسَاكُۢ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ تَسۡرِيحُۢ بِإِحۡسَٰنٖۗ وَلَا يَحِلُّ لَكُمۡ أَن تَأۡخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيۡتُمُوهُنَّ شَيۡ‍ًٔا إِلَّآ أَن يَخَافَآ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِۖ فَإِنۡ خِفۡتُمۡ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيۡهِمَا فِيمَا ٱفۡتَدَتۡ بِهِۦۗ تِلۡكَ حُدُودُ ٱللَّهِ فَلَا تَعۡتَدُوهَاۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ ٱللَّهِ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلظَّٰلِمُونَ ٢٢٩ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُۥ مِنۢ بَعۡدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوۡجًا غَيۡرَهُۥۗ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيۡهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِۗ وَتِلۡكَ حُدُودُ ٱللَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوۡمٖ يَعۡلَمُونَ ٢٣٠

«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развёлся с ней (в третий раз), то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (2:229,230).

Однако Аллах исключил положение, которое называется хулъа — это развод, инициируемый женой, при котором муж берёт с неё выкуп. Такая сделка заключается в том случае, когда жена ненавидит своего мужа и питает отвращение к совместной жизни с ним. В этом случае ей разрешено выкупить развод с мужем, компенсировав стоимость махра без излишка. Тогда она освобождается от него с разрешения Имама или того, кого он уполномочил, а брачный контракт аннулируется. Муж не имеет права пересматривать эту сделку, но он может заключить с ней новый брачный договор с новым махром.

Мы сказали, что хулъа инициируется женой. Это исходит из Корана и Сунны. Что касается Корана, то в нём говорится, что развод — это право мужа. Если он не желает жить со своей женой, то может развестись с ней. Аллах запретил вредить жене, чтобы она воздержалась от некоторых своих прав с целью получить развод. Он должен удержать её по-доброму или отпустить по-доброму, а не наносить вред с целью вернуть то, что было даровано ей ранее. Всевышний Аллах говорит:

وَإِذَا طَلَّقۡتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَبَلَغۡنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمۡسِكُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ سَرِّحُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٖۚ وَلَا تُمۡسِكُوهُنَّ ضِرَارٗا لِّتَعۡتَدُواْۚ

«Если вы развелись с вашими жёнами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного» (2:231)

т.е. если вы не хотите, чтобы они были вашими жёнами, и хотите развестись, то отпустите их по-доброму, но не удерживайте их против собственной воли, покушаясь на их права, съедая то, что было даровано им по праву, и принуждая их отказаться от некоторых своих прав с целью добиться развода.

Таким образом, если инициатором развода был мужчина, не желая совместной жизни со своей женой, то путь даст развод, ничего не отбирая у неё. Мы ещё вернёмся к этому аяту, с дозволения Аллаха.

Так как развод в руках мужчины, то когда он не желает видеть её своей женой, он даёт развод по-доброму. Таким образом, хулъа (выкуп женщиной своего развода) касается того случая, когда она сама является инициатором развода.

Что касается Сунны, то она показывает, что причиной ниспослания аята стало то, что женщина не желала быть супругой своего мужа.

Вывел Ибн Маджа с хорошим иснадом от Ибн Аббаса:

أَنَّ جَمِيلَةَ بِنْتَ سَلُولَ أَتَتِ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَليْهِ وسَلَّمَ فَقَالَتْ : وَاللَّهِ مَا أَعْتِبُ عَلَى ثَابِتٍ بْنِ قَيْسٍ فِي دِينٍ وَلاَ خُلُقٍ، وَلَكِنِّي أَكْرَهُ الْكُفْرَ فِي الإِسْلاَمِ لاَ أُطِيقُهُ بُغْضًا. فَقَالَ لَهَا النَّبِيُّ صَلَّى الله عَليْهِ وسَلَّمَ: تَرُدِّينَ عَلَيْهِ حَدِيقَتَهُ؟ قَالَتْ: نَعَمْ. فَأَمَرَهُ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَليْهِ وسَلَّمَ أَنْ يَأْخُذَ مِنْهَا بُسْتَانَهُ وَلاَ يَزْدَادَ

«Однажды Джамиля бинт Салюль пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «Клянусь Аллахом! Я не жалуюсь на религию и нрав Сабита ибн Кайса, но я не хочу неверия в Исламе. Мне не хватает сил скрывать мою неприязнь к нему». Посланник Аллаха ﷺ спросил у неё: «Готова ли ты вернуть ему фруктовый сад?». Она ответила: «Да, я готова его вернуть». Тогда Посланник Аллаха ﷺ приказал ему забрать себе обратно фруктовый сад и не больше этого».

Вывел Ибн Джарир от Ибн Аббаса:

إِنَّ أَوَّلَ خُلْعٍ كَانَ فِي الإِسْلامِ فِي أُخْتِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ أُبَيٍّ، امْرَأَةِ ثَابِتِ بْنِ قَيْسٍ، أَتَتْ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَتْ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، لا يَجْمَعُ رَأْسِي وَرَأْسَهُ شَيْءٌ أَبَدًا. إِنِّي رَفَعْتُ جَانِبَ الْخِبَاءِ فَرَأَيْتُهُ أَقْبَلَ فِي جماعة، فَإِذَا هُوَ أَشَدُّهُمْ سَوَادًا، وَأَقْصَرُهُمْ قَامَةً، وَأَقْبَحُهُمْ وَجْهًا. فقَالَ زَوْجُهَا: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنِّي أَعْطَيْتُهَا أَفْضَلَ مَالِي حَدِيقَةً لِي ، فَإِن ردَّتْ عَلَيَّ حَدِيقَتِي، قَالَ: مَا تَقُولِينَ؟ قَالَتْ: نَعَمْ، وَإِنْ شَاءَ زِدْتُهُ. قَالَ: فَفَرَّقَ بَيْنَهُمَا

«Первая хулъа в Исламе была у сестры Абдуллаха ибн Убайа, жены Сабита ибн Кайса. Она пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «Нас с ним никогда и ничто вместе не объединяет. Я подняла край палатки и увидела его приближающимся в группе людей, он был самым темнокожим, низким и некрасивым из них». Её муж сказал: «О Посланник Аллаха! Я подарил ей самое лучшее имущество, что было у меня — мой сад. Если бы она вернула мне его!». Тогда Пророк ﷺ спросил её: «Что ты скажешь?». Она ответила: «Да. Если хочет, могу ещё добавить». После этого Посланник Аллаха ﷺ развёл их». Также хадис приводит Ахмад, ас-Суюти в «Дурр аль-мансур» и Табари в своём тафсире. Другую версию хадиса вывел Имам Ахмад от Абдуллаха ибн Умара и от Сахля ибн Абу Хасма.

Поэтому, если женщина не желает быть женой своего мужа из-за неприязни к нему и отсутствия возможности жить с ним, в то время когда муж этого хочет, он принимает обратно махр и они расходятся.

Кто-то может сказать: в аяте говорится «если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха». Почему опасение, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, тут относится к ним обоим в их семейной жизни, а не только к жене? Ответом будет то, что неприязнь и отвращение жены к мужу, а также отсутствие повиновения оказывает влияние на мужа. Поэтому есть опасение, что они оба не смогут соблюсти ограничения Аллаха. Всевышний Аллах сказал «если только у обеих сторон нет опасения», т.е. если его не ожидается. Значением этого будет: если женщина питает отвращение к мужу и не желает совместной жизни с ним, и поэтому они опасаются, что не смогут соблюсти ограничения Аллаха в их семейной жизни. Таким образом, нет противоречия между аятом «если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха» и между тем, что нежелание жить с мужем исходит от жены.

Однако, жена может требовать хулъа в том случае, если у неё есть неприязнь и отвращение к супругу, и, следовательно, есть опасение, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха в их семейной жизни.

Аллах запретил женщине требовать хулъа в том, случае если нет причины опасаться, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, «если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха». Это поясняется хадисом Посланника Аллаха ﷺ:

إِنَّ الْمُخْتَلِعَاتِ الْمُنْتَزِعَاتِ هُنَّ الْمُنَافِقَاتُ

«Поистине, женщины, которые требуют развод (без причины), разрывая (брачные узы), являются лицемерками». Хадис приводят Насаи, «Дурр аль-мансур», и тафсир Табари. Хадис передал Укба ибн Амир аль-Джухани. В другой версии хадиса от Савбана, слуги Посланника Аллаха ﷺ, сообщается, что Пророк ﷺ сказал:

الْمُخْتَلِعَاتُ هُنَّ الْمُنَافِقَاتُ

«Поистине, женщины, которые требуют развод (без причины), являются лицемерками» (Тирмизи, тафсир Табари), т.е. имеются в виду женщины, которые требуют хулъа без причины опасения того, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха в совместной жизни. Это — доказательства дозволенности хулъа в упомянутом нами положении и доказательства запретности требовать хулъа, как об этом говорится в двух последних хадисах.

Почему мы сказали о дозволенности хулъа в таком положении, а не об обязательности? Ответом будет то, что Аллах сказал «то они оба не совершат греха, если она выкупит развод», т.е. это дозволено для них. Если она выкупит развод, вернув махр, то на ней нет греха. Так же если муж возвращает махр себе и даёт развод, то на нём нет греха.

Осталось разъяснить ещё одно положение, когда муж выполняет права своей жены, а она проявляет непокорность и неповиновение, не желая при этом расходиться. В таком случае муж должен сделать то, о чём говорится в аяте:

فَعِظُوهُنَّ وَٱهۡجُرُوهُنَّ فِي ٱلۡمَضَاجِعِ وَٱضۡرِبُوهُنَّ

«Увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте» (3:34).

Аллах не приказал более этого, как развод или хулъа.

Почему же не дозволено брать в качестве выкупа за развод больше, чем махр? Потому что Посланник Аллаха ﷺ в вышеприведённом хадисе «приказал ему забрать себе обратно фруктовый сад и не больше этого». Вывел Дарукутни от Абу Зубайра:

قَالَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، إِلَى امْرَأَةِ ثَابِتِ بْنِ قَيْسٍ: أَتَرُدّينَ عَلَيْهِ حَدِيقَتَهُ الّتِي أَعْطَاكِ؟ قَالَتْ: نَعَمْ، وَزِيَادَةً. فَقَالَ النَّبِيُ،صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَمَّا الزِّيَادَةُ فَلَا

«Пророк ﷺ сказал жене Сабита ибн Кайса: «Готова ли ты вернуть ему фруктовый сад, который он дал тебе?». Она ответила: «Да. Даже с излишком». Пророк ﷺ сказал: «Излишка не нужно». Так же хадис приводится у Ибн Маджа и в «Дурр аль-мансур». Эти хадисы указывают на то, что он вправе забрать обратно махр в качестве выкупа за развод, но не более того.

Неправомерно говорить, что в аяте:

فَلَا جُنَاحَ عَلَيۡهِمَا فِيمَا ٱفۡتَدَتۡ بِهِ

«то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» частичка «ما» имеет общий смысл, и, следовательно, ему дозволено брать то, что даст жена в качестве выкупа за развод сверх махра. Это неправильный вывод, потому что даже если «ما» и является одной из обобщающих частиц, однако хадисы, которые мы упомянули выше, несут ограничение, указывая на то, что ему не дозволено брать сверх махра.

Что касается того, что хулъа может осуществиться только с разрешения Имама или того, кого он уполномочил, или судьи, или другого, обладающего властью, то это потому, что Всевышний Аллах говорит «если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод», т.е. если супруги полагают, что не смогут соблюсти ограничения Аллаха в их семейной жизни и не смогут претворить законы Шариата, связанные с супружеской жизнью.

Однако Аллах не сделал условием дозволенности хулъа опасение супружеской пары, что они не смогут соблюсти ограничения. Имеется другое условие — «если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха». Т.е. Аллах сделал хулъа зависящей от уверенности третьей стороны в том, что супруги действительно не смогут соблюсти ограничения Аллаха. Это заметно от изменения формы обращения, так как Аллах сначала обращается в двойственном числе «يَخَافَا» (у обеих сторон нет опасения), а затем во множественном числе «خِفۡتُم» (вы опасаетесь), что указывает на то, что обращение ведётся к ещё одному лицу помимо супругов.

Тот, кто имеет полномочие развести супругов (кроме них самих) — это Имам или тот, кого он уполномочил, как судья. Это мнение подтверждается случаями хулъа, которые произошли во времена Посланника Аллаха ﷺ. Мы уже привели некоторые хадисы, в которых с этой проблемой обратились к Посланнику Аллаха ﷺ, чтобы он решил этот вопрос, а он ﷺ был Посланником и в то же время — правителем.

Поэтому, если женщина питает неприязнь к мужу, и они оба боятся, что не смогут соблюсти ограничения Аллаха, т.е. подчиняться Аллаху и Его Посланнику ﷺ в семейной жизни, тогда осуществляется первое условие «если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха». После этого жена, которая желает хулъа, поднимает этот вопрос правителю или судье, разъяснив ему ситуацию. «Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха», тогда ей предлагается вернуть махр, который она получила от мужа, и развестись.

До нас дошли рассказы о праведных халифах, которые использовали разные способы, чтобы убедиться, что супруги не смогут соблюсти ограничения Аллаха, после того, как к ним обращались женщины с просьбой о хулъа.

Передаёт Ибн Джарир, что к Умару привели женщину, непокорную своему мужу. Он приказал закрыть её в комнате с отходами. Затем он приказал привести её и спросил: «Как ты себя чувствовала там?». Она ответила: «Этой ночью, находясь взаперти, я впервые почувствовала спокойствие с тех пор, как вышла за него замуж». Тогда Умар сказал её мужу: «Сделай хулъа (дай развод), хотя бы взяв её серьги».

Что касается того, что хулъа — это расторжение брака, а не талак (развод), то это так по следующим причинам:

а) В аяте говорится: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод». Здесь упоминается два талака, а затем хулъа. Однако Всевышний Аллах говорит: «Если он развёлся с ней (в третий раз), то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого».

Это означает, что хулъа не является талаком. В противном случае упомянутое в аяте «Если он развёлся с ней (в третий раз), то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» было бы четвёртым талаком, а это не может быть так.

б) Вывел Абу Дауд от Амры бинт Абдруррахман ибн Саад ибн Зурара, что она сообщила ему от Хабибы бинт Сахль аль-Ансарийя, которая была замужем за Сабитом ибн Кайсом ибн Шаммасом:

وَأَنَّ رَسُولَ اللَّهِ، صلى الله عليه وسلم، خَرَجَ إِلَى الصُّبْحِ فَوَجَدَ حَبِيبَةَ بِنْتَ سَهْلٍ عِنْدَ بَابِهِ فِي الْغَلَسِ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ،صلى الله عليه وسلم: «مَنْ هَذِهِ. فَقَالَتْ: أَنَا حَبِيبَةُ بِنْتُ سَهْلٍ. قَالَ: مَا شَأْنُكِ. قَالَتْ: لاَ أَنَا وَلاَ ثَابِتُ بْنُ قَيْسٍ لِزَوْجِهَا. فَلَمَّا جَاءَ ثَابِتُ بْنُ قَيْسٍ، قَالَ لَهُ رَسُولُ اللَّهِ، صلى الله عليه وسلم: هَذِهِ حَبِيبَةُ بِنْتُ سَهْلٍ، وَذَكَرَتْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَذْكُرَ، وَقَالَتْ حَبِيبَةُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، كُلُّ مَا أَعْطَانِي عِنْدِي. فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ، صلى الله عليه وسلم، لِثَابِتِ بْنِ قَيْسٍ: خُذْ مِنْهَا، فَأَخَذَ مِنْهَا، وَجَلَسَتْ هِيَ فِي أَهْلِهَا

«Однажды Посланник Аллаха ﷺ вышел на утреннюю молитву и во мраке увидел у дверей Хабибу. Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Кто это?». Она ответила: «Я — Хабиба бинт Сахль». Он сказал: «Что у тебя случилось?». Она сказала: «Ни я, ни Сабит ибн Кайс не хотим жить вместе». Когда пришёл Сабит ибн Кайс Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Хабиба бинт Сахль рассказала мне кое-что». Тут Хабиба сказала: «О Посланник Аллаха! Всё, что он дал мне, находится у меня». Посланник Аллаха ﷺ сказал Сабиту ибн Кайсу: «Забери у неё». Он забрал, и она отправилась жить к своей семье». Этот хадис также вывели Насаи и Имам Малик с незначительным изменением в некоторых словах.

Вывел Насаи от Мухаммада ибн Абдуррахмана, что Рубай бинт Муаввиз ибн Афра сообщила ему, что Сабит ибн Кайс ибн Шаммас побил свою жену и сломал ей руку. Это была Джамиля бинт Абдуллах ибн Убай. Тогда её брат пожаловался Посланнику Аллаха ﷺ, который отправил человека к Сабиту и сказал ему, чтобы он взял у неё то, что принадлежит ему и отпустил её. Тот ответил: «Хорошо». Посланник Аллаха ﷺ приказал ей выждать менструальный цикл и отправиться к своей семье.

Из этих хадисов проясняется, что Посланник Аллаха ﷺ не упоминал талак, а только расставание, как «отпустил её» или «отправиться к своей семье».

Что касается хадиса Ибн Аббаса, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал Сабиту:

اقْبَلْ الْحَدِيقَةَ وَطَلِّقْهَا تَطْلِيقَةً

«Забери сад и дай ей талак» (Бухари, Насаи), тут следует отметить, что этот хадис — марджух (не предпочитается), потому что Насаи, Абу Дауд и Малик в «Аль-Муватта» передают риваят со слов жены Сабита ибн Кайса, и она говорит: «отпустил её», «отправилась жить к своей семье», «отправиться к своей семье», а не «дай ей талак». Риваят от первого лица предпочитается над риваятом других, как об этом известно из усуля и темы «тарджих». Поэтому хулъа не является талаком.

в) Посланник Аллаха ﷺ приказал той, кто желает хулъа, выждать один менструальный цикл, а не три. Это означает, что хулъа — это не талак.

Об этом говорится в вышеприведённом хадисе, который вывел Насаи. Также передаётся от Ибн Аббаса, что жена Сабита ибн Кайса пожелала хулъа, и Пророк ﷺ приказал ей:

أَنْ تَعْتَدَّ بِحَيْضَةٍ

«Рассчитать один менструальный цикл» (Тирмизи, Насаи, Абу Дауд, Ибн Маджа). Это указывает на то, что хулъа не является талаком. В противном случае она выжидала бы три месяца. Так как это не является талаком, тогда это будет считаться расторжением брака. Поэтому он не может вернуть её после хулъа, будь то во время идды или после. Если он пожелает вернуть её после хулъа, то должен заново заключать брачный договор, выплатив новый махр, который удовлетворит её и согласно законам Шариата относительно брака.

В завершении аята Всевышний говорит, что это — ограничения Аллаха. Необходимо остановиться у них и придерживаться, не выходя за их рамки. Кто ослушается Аллаха и преступит Его ограничения, тот является беззаконником и заслуживает мучительное наказание: «Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками».

В этих аятах Всевышний Аллах разъяснил, что тот, кто трижды дал талак своей жене, т.е. превысил допустимое количество «развод допускается дважды», тот развёлся окончательно (байнуна кубра). Он не может вернуть её в срок идды, а также не может заново жениться на ней, предоставив новый махр. Он сможет жениться на ней с новым махром только после того, как она выйдет замуж за другого и тот разведётся с ней. В таком случае она становится для него такой же, как и любая чужая женщина.

Возникает вопрос: является ли байнуна кубра следствием трёх раздельных талаков, или является следствием трёх последовательных талаков?

В этом вопросе факихи сильно разногласили. Мы же скажем следующее:

Нет разницы между тремя раздельными и тремя последовательными талаками. Хукм байнуна кубра вступает в силу как после трёх раздельных талаков, так и после трёх последовательных. Доказательством этому служит:

1. Слова Всевышнего Аллаха «развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму» и так до слов «если он развёлся с ней (в третий раз), то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого». Всевышний сказал «развод допускается дважды», не упомянув раздельность или последовательность. Также говорится «если он развёлся с ней (в третий раз)», будь то последовательно с двумя предыдущими талаками или раздельно от них.

В аяте речь идёт о байнуна кубра после трёх последовательных или раздельных талаков.

Неправильно говорить, что три талака должны быть раздельно и что только тогда будет байнуна кубра, и якобы последовательные три талака одной речью не считаются байнуна кубра, а считаются одним талаком, как это встречается в некоторых хадисах Посланника Аллаха ﷺ.

Так неправильно говорить, потому что все эти хадисы — слабые (даиф) и среди них нет хасан или сахих хадисов, кроме двух, переданных Ибн Аббасом (р.а.). Однако оба хадиса не подтверждают это утверждение, и их нельзя использовать в качестве доказательств на это мнение. Рассмотрим их:

Первый: хадис Мухаммада ибн Исхака, который сказал: «Сообщил мне Дауд ибн Хусейн от Икримы, от Ибн Аббаса, что Абу Рукана трижды дал талак своей жене за один раз, о чём впоследствии сожалел. И тогда Пророк ﷺ сказал: «Это считается одним талаком» (вывел Ахмад в своём «Муснаде»).

Второй: хадис Тавуса, что Абу Сахба сказал Ибн Аббасу: «Знаешь ли ты, что во времена Пророка ﷺ, Абу Бакра и три года правления Умара талак, данный трижды за раз, считался одним талаком? Ибн Аббас ответил: «Да» (Муслим).

Не передаётся ни одного сахих или хасан хадиса от кого-либо, кроме Ибн Аббаса, указывающего на то, что три талака одним предложением считается одним талаком. Это мнение — марджух (не предпочитается), потому что правильные фетвы Ибн Аббаса говорят о том, что три талака одним предложением считается тремя талаками, и после этого вступает в силу байнуна кубра. Ниже мы укажем некоторые из этих фетв:

1. Сообщает Абдуллах ибн Касир, что Муджахид сказал: «Я был у Ибн Аббаса. Пришёл один человек и сказал, что развёлся с женой тремя талаками. Ибн Аббас задумался. Мне показалось, что он решит вернуть жену к нему. А он сказал так: «Один из вас совершает глупость, затем начинает призывать: «Ибн Аббас! Ибн Аббас!»... Всевышний Аллах говорит:

وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجۡعَل لَّهُۥ مَخۡرَجٗا

«Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения» (65:2).

Ты не побоялся Аллаха. И я не вижу для тебя никакого выхода. Ты пошёл против своего Господа. Жена разошлась с тобой. Всевышний Аллах говорит:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِيُّ إِذَا طَلَّقۡتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ

«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в течение установленного срока (идда)» (65:1).

Таким образом, Ибн Аббас посчитал, что тройной талак одним разом считается байнуна кубра.

2. Подобный риваят передаёт Хумайд аль-Арадж и другие от Муджахида, от Ибн Аббаса.

3. Также сообщает Шуъба от Амра ибн Мурры, Аюба и Ибн Джурайджа, все трое — от Икримы ибн Халида, от Саида ибн Джубайра, от Ибн Аббаса.

4. Ибн Джурайдж от Абдульхамида ибн Рафиа, от Аты, от Ибн Аббаса.

5. Аъмаш от Малика ибн Хариса, от Ибн Аббаса.

6. Ибн Джурайдж от Амра ибн Динара, от Ибн Аббаса.

В каждом хадисе Ибн Аббас говорил, что три сказанных подряд талака считаются тремя талаками, как говорится в риваяте Абу Дауд: «Жена разошлась с тобой».

Эти фетвы общеизвестны, т.е. достоверно сообщено от Ибн Аббаса, что три сказанных подряд талака считаются байнуна кубра. Поэтому хадис, переданный от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ три сказанных подряд талака считал одним талаком, является марджух. Раджихом (предпочитаемым мнением) в этом вопросе будет указание аята о том, что три талака, будь то раздельно или последовательно, считаются байнуна кубра. Этого мнения придерживались многие факихи и учёные.

Бухари в своей книге «Сахих» написал: «Глава: О том, кто разрешал разводиться трижды, ссылаясь на слова Всевышнего: «Развод допускается дважды» и привёл хадис проклятия (лиан): «От Сахля ибн Саада ас-Саиди... И они призвали друг на друга проклятие... После чего он дал ей тройной развод ещё до того, как Посланник Аллаха ﷺ велел ему сделать это». Ибн Шихаб сказал: «Этого придерживались первые поколения мусульман» (Бухари: глава IV, 5259).

Байхакый в комментарии к хадису Тавуса от Ибн Аббаса, который вывел Муслим и не вывел Бухари, сказал: «Я думаю, что Бухари оставил этот хадис из-за его противоречия остальным риваятам от Ибн Аббаса», — и привёл риваяты, которые мы уже рассмотрели.

Следовательно, три талака последовательно или раздельно считаются тремя талаками, и после них вступает в силу байнуна кубра. Однако всё же есть разница между последовательными и раздельными талаками — запрещено давать три талака одним разом. Но, как мы сказали, они считаются тремя талаками. Кто поступит так, совершит грех. Доказательством тому служит хадис Посланника Аллаха ﷺ, который передан Махмудом ибн Лябидом:

أُخْبِرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ رَجُلٍ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ ثَلَاثَ تَطْلِيقَاتٍ جَمِيعًا, فَقَامَ غَضْبَانَ ثُمَّ قَالَ: أَيُلْعَبُ بِكِتَابِ اللَّهِ وَأَنَا بَيْنَ أَظْهُرِكُمْ؟! حَتَّى قَامَ رَجُلٌ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ أَلَا أَقْتُلُهُ

«Однажды Посланнику Аллаха ﷺ сообщили о том, что некий мужчина дал три талака одним разом. Тогда Пророк ﷺ, разгневавшись, поднялся со своего места и сказал: «Неужели вы играете с Книгой Аллаха, тогда как я ещё среди вас?!». Услышав это, один из сподвижников встал и сказал: «О Посланник Аллаха! Не убить ли мне его за это?» (Насаи).

Кто говорит о том, что три талака одним разом считаются одним талаком, у тех есть что-то наподобие доказательств, однако их мнение — марджух. Раджихом же будет мнение о том, что три сказанных талака одним разом будут считаться тремя талаками.

«Если он развёлся с ней (в третий раз), то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» — эти слова являются тафсиром предыдущего аята «отпустить её по-доброму».

«Пока она не выйдет замуж за другого», т.е. пока она не выйдет замуж за другого и у них не произойдёт половая близость после правильного брачного договора. Что касается «договора», то это понимается из слова «زَوۡجًا», а что касается половой близости, то это понимается из слова «تَنكِحَ».

Если кто-то скажет, что вышеупомянутое слово «никях» относится как к половой близости, так и к брачному договору, и почему мы отнесли его именно к половой близости, то в таком случае мы приведём множество хадисов Посланника Аллаха ﷺ, которые говорят о том, что сутью является половая близость в правильном браке. Если брачный договор не будет сопровождаться половой близостью и новый муж даст ей талак, тогда она не может стать женой первого.

Вывели Бухари и Муслим от Аиши (р.а.), которая сказала:

جَاءَتِ امْرَأَةُ رِفاعَةَ الْقُرَظِيِّ إِلَى رَسُولِ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَتْ: إِنِّي كُنْتُ عِنْدَ رِفَاعَةَ فَطَلَّقَنْي طَلَاقِي، فَتَزَوَّجَنِي عَبْدُالرَّحْمَنِ بْنِ الزُّبَيْرِ وَمَا مَعَهُ إِلَّا مِثْلُ هُدْبَةِ الثَّوْبِ. فَتَبَسَّمَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: أَتُرِيدِينَ أَنْ تَرْجِعِي إِلَى رِفَاعَةَ؟ لَا، حَتَّى تَذُوقِي عَسِيلَتَهُ وَيَذُوقُ عَسِيلَتَكِ

«Однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришла жена Рифаъа аль-Курази и сказала: «О Посланник Аллаха! Поистине, Рифаъа окончательно развёлся со мной, и после этого я вышла замуж за Абдуррахмана ибн аз-Зубайра, однако оказалось, что он бессилен». На это Посланник Аллаха ﷺ улыбнулся и сказал ей: «Может быть, ты хочешь вернуться к Рифаъа? Нет, ты не можешь сделать этого, пока не вступишь с Абдуррахманом в половую связь (асиля)!».

Вывели Ахмад, Насаи и Ибн Джарир от Ибн Фири, который сказал:

سُئِلَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، عَنِ الرَّجُلِ يُطَلِّقُ امْرَأَتَهُ ثَلَاثًا فَيَتَزَوَّجُهَا آخَرُ، فَيُغْلِقُ الْبَابَ وَيُرْخِي السِّتْرَ، ثُمَّ يُطَلِّقُهَا قَبْلَ أَنْ يَدْخُلَ بِهَا، هَلْ تَحِلُّ لِلْأَوَّلِ؟ قَالَ: حَتَّى تَذُوقَ الْعُسَيْلَةَ

«У Посланника Аллаха ﷺ спросили о мужчине, который дал три талака своей жене, и она вышла замуж за другого, который запер дверь и сбросил покрывало, затем дал ей развод, так и не вступив с ней в половую близость. Может ли она выйти замуж за первого? Он ответил: «Только если она имела половую близость (асиля)» (Насаи 3361, Ибн Маджа, 1923, аль-Муватта, 975, Ахмад, 25/2, тафсир Табари, 477/2).

Асиля — это половая связь. Т.е. необходимо иметь половую связь, так как Ахмад и Насаи передали от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَلَا إِنَّ الْعُسَيْلَةَ الْجِمَاعُ

«Асиля — это половая связь». Поэтому, если муж дал жене три талака, то она не может вернуться к нему, кроме того случая, если она выйдет замуж за другого и будет иметь с ним половую близость. Если второй муж даст ей развод, тогда она может снова выйти замуж за первого, который предложит ей брак с новым брачным договором и махром.

«И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха». Т.е. им дозволено снова жениться, если они считают, что смогут жить супружеской жизнью, соблюдая законы Шариата.

Аллах завершает аят, разъясняя, что эти законы и есть ограничения Аллаха, которые следует соблюдать. Это — для людей знающих, потому что только они могут понять это и извлечь для себя пользу: «Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих».