10 дней Зуль-хиджы — лучшие дни, а лишённым можно считать того, кто лишился награды в эти дни

10 дней Зуль-хиджы

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Всевышний Аллах сделал продолжительность жизни мусульман Уммы Мухаммада (с.а.с.) короче, нежели жили последователи прежних общин. Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.)

أَعْمَارُ أُمَّتِي مَا بَيْنَ السِّتِّينَ إِلَى السَّبْعِينَ

«Срок продолжительности жизни членов моей Уммы — между шестьюдесятью и семьюдесятью годами» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

Однако наряду с этим Аллах по Своей милости и великодушию взамен длинной жизни позволил за короткое время совершать большое количество благих деяний в те или иные дни. Например, ночь предопределения:

 لَيۡلَةُ ٱلۡقَدۡرِ خَيۡرٞ مِّنۡ أَلۡفِ شَهۡرٖ ٣

«Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97:3).

Сказал Абу Бакр ар-Рази: «Знай, кто оживил (провёл в поклонении) эту ночь, то как будто он поклонялся Аллаху более 80 лет. Кто оживлял эту ночь каждый год, то как будто он был наделён несколькими жизнями».

Мусульмане не разногласят в том, что 10 дней Зуль-хиджы превосходят остальные дни в году, ведь на это указывают тексты Шариата. Что касается ночей, то здесь среди учёных есть разногласие: одни говорят, что ночи Рамадана выше остальных ночей. И к этому мнению склонялся Ибн Каййим: «Учитывая это превосходство, исчезает неясность в этом вопросе, ведь на это указывают последние десять ночей Рамадана. И я отдаю предпочтение этому мнению из-за наличия в них ночи предопределения». Что касается дней месяца Зуль-хиджа, то у них превосходство из-за дневного времени. Ведь среди этих дней есть день жертвоприношения, день Арафата, день аль-Карр (11-й день Зуль-хиджи), день ат-Тарвия (8-й день Зуль-хиджи). Приводит Абу Дауд хадис от Абдуллаха ибн Курта, что Пророк (с.а.с.) сказал:

إِنَّ أَعْظَمَ الْأَيَّامِ عِنْدَ اللَّهِ يَوْمُ النَّحْرِ ثُمَّ يَوْمُ الْقَرِّ

«Самыми великими днями перед Всевышним Аллахом являются день жертвоприношения и день аль-Карр». День аль-Карр (11-й день Зуль-хиджи) является одним из трёх дней, в течение которых принимается дуа (мольба) мусульманина. Другими словами, этими днями являются 10, 11, 12 Зуль-хиджи. День аль-Карр занимает высокое положение; об этом упомянул в своей проповеди в день жертвоприношения Абу Муса аль-Ашъари: «После дня жертвоприношения следуют три дня, которые Аллах назвал в Коране «считанными днями» (أَيَّامٍ مَّعْدُودَاتٍ), в течение которых дуа принимается, так обращайтесь же к Аллаху в своих дуа ради обретения желаемого!».

По причине широты милости Аллаха по отношению к мусульманам Он предписал совершать обряды поклонения и фарды на протяжении всего года. И нет такого времени, где бы не совершалось предписанные Шариатом подчинение, поклонение или те или иные деяния, касающиеся жизни мусульманина. По причине Его щедрости и любви к тому, чтобы прощать мусульманам, Он выделил время для великих поклонений, ведь эти поклонения открывают двери Его милости, которая обильно нисходит на Его рабов. Однако находятся те, кто собственноручно лишает себя Его милости. Например, есть поклонения, которые обновляются каждый день: пять обязательных намазов; есть обновляющиеся каждую неделю: пятничный намаз, пост в понедельник и четверг; есть те, которые обновляются каждый месяц: пост в «Белые дни» (13-й, 14-й и 15-й день каждого лунного месяца, известные как аль-Айям аль-Бид); есть те, которые обновляются каждый год: пост в Рамадан, пост шести дней Шавваля, хадж (несмотря на то, что он обязателен лишь один раз в жизни), пост Дауда (а.с.) и т.д. Поэтому праведному рабу необходимо воспользоваться всеми милостями Аллаха, чтобы заработать награду и Его довольство.

Одними из важных временных периодов для поклонения в течение года являются первые 10 дней Зуль-хиджи, и тот, кто не может совершать хадж каждый год, получая за это огромную награду, может совершать в эти дни действия, находясь дома, которые по степени выше даже самого джихада. Деяния в эти дни имеют высокую степень и большую награду. В эти дни собираются самые значимые обряды поклонения: хадж, пост, садака (милостыня), зикры (поминание Аллаха), жертвоприношение и т.д. Также Аллах поклялся этими днями с целью подчеркнуть степень их важности и особенность:

وَٱلۡفَجۡرِ ١  وَلَيَالٍ عَشۡرٖ ٢

 «Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!» (89:1,2).

Нужно знать, что Аллах клянётся только тем, что имеет величественность. Он также упомянул их как «дни известные» (أَيَّامٍ مَّعۡلُومَٰتٍ) с целью подчеркнуть их важность:

وَيَذۡكُرُواْ ٱسۡمَ ٱللَّهِ فِيٓ أَيَّامٖ مَّعۡلُومَٰتٍ

«И поминают имя Аллаха в известные дни» (22:28).

Ибн Аббас и Ибн Касир, комментируя аят, сказали следующее: «Здесь имеются в виду первые 10 дней Зуль-хиджи».

Приходит от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَا الْعَمَلُ فِي أَيَّامٍ أَفْضَلَ مِنْهَا فِي هَذِهِ العَشَرَةِ؟ قَالُوا: وَلَا الْجِهَادُ؟ قَالَ: وَلَا الجِهَادُ، إِلَّا رَجُلٌ خَرَجَ يُخَاطِرُ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ، فَلَمْ يَرْجِعْ بِشَيْءٍ

«Нет дней, в которых совершённые праведные дела являлись бы более любимыми Аллахом, чем эти десять дни». Его (с.а.с.) спросили: «Даже чем джихад?». Он ответил: «И даже чем джихад, кроме случая, когда человек выходит на джихад, рискуя собой и своим имуществом, и не возвращается с чем-либо» (Бухари).

Приводит ад-Дарими, что Пророк (с.а.с.) сказал:

مَا مِنْ عَمَلٍ أَزْكَى عِنْدَ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ وَلَا أَعْظَمَ أَجْرًا مِنْ خَيْرٍ يَعْمَلُهُ فِي عَشْرِ الْأَضْحَى

«Нет более чистого дела перед Аллахом и более вознаграждаемого, чем деяния, совершённые в первые 10 дней до жертвоприношения».

Приводит ат-Табарани в книге «Аль-Муджам аль-кабир» от Ибн Умара: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

مَا مِنْ أَيَّامٍ أَعْظَمُ عِنْدَ اللَّهِ وَلَا أَحَبُّ إِلَيْهِ الْعَمَلُ فِيهِنَّ مِنْ هَذِهِ الْأَيَّامِ الْعَشْرِ فَأَكْثِرُوا فِيهِنَّ مِنَ التَّهْلِيلِ وَالتَّكْبِيرِ وَالتَّحْمِيدِ

«Нет более великих дней перед Аллахом, и нет любимей дел, совершённых в эти десять дней, так чаще произносите в эти дни тахлили (Ля иляха илляллах), такбиры (Аллаху акбар) и тахмиды (аль-Хамду лиллях)».

Как видно из хадисов, праведные дела, совершённые в первые 10 дней Зуль-хиджи, выше по статусу даже джихада на пути Аллаха.

Каждому мусульманину необходимо познать статус этих дней и воспользоваться возможностью, проявив усердие в совершении большого количества праведных дел за короткое время, ведь эти дни заканчиваются. Праведные предшественники проявляли усердие в эти дни. Приводит ад-Дарими, что Саид ибн Джубайр, когда наступали первые 10 дней Зуль-хиджи, проявлял усердие в поклонении настолько, что никто не мог с ним сравниться в этом. Также передаётся, что он сказал: «Не тушите свет в первые 10 ночей».

Здесь содержится намёк на чтение Корана и ночное выстаивание. Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Фатх аль-Бари» пишет: «Очевидно, что причина преимущества 10 дней Зуль-хиджи заключается в том, что в них сливаются воедино самые значимые обряды поклонения: намаз, пост, милостыня (садака) и хадж. Такое не встретишь в другой период…». Поэтому каждому мусульманину необходимо начать эти дни с искреннего раскаяния (тауба) перед Аллахом, затем совершать большое количество праведных деяний, т.к. они приближают к Аллаху. Давайте упомянем некоторые из них:

— Совершение хаджа и умры. Посещение запретного Дома Аллаха является одним из великих деяний в приближении к Всевышнему в эти 10 дней. Сказал Аллах:

وَلِلَّهِ عَلَى ٱلنَّاسِ حِجُّ ٱلۡبَيۡتِ مَنِ ٱسۡتَطَاعَ إِلَيۡهِ سَبِيلٗاۚ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ ٱللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ ٱلۡعَٰلَمِينَ

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (3:97).

Хадж является одним из пяти столпов Ислама. Бухари и Муслим приводят хадис от Абдуллаха ибн Умара, что Пророк (с.а.с.) сказал:

بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ شَهَادَةُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ وَإِقَامُ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءُ الزَّكَاةِ وَحَجُّ الْبَيْتِ وَصَوْمُ رَمَضَانَ

«Ислам базируется на пяти столпах:

1. свидетельство о том, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха,

2. совершение намаза,

3. выплата закята,

4. совершение хаджа,

5. соблюдение поста в месяц Рамадан».

Кого Аллах наделил возможностью совершить хадж подобающим образом, тот приобретёт сказанное в хадисе Посланника (с.а.с.):

وَالْحَجُّ الْمَبْرُورُ لَيْسَ لَهُ جَزَاءٌ إِلَّا الْجَنَّةَ

«За безупречный хадж лишь одно воздаяние — Рай».

Приводит Ибн Хиббан от Абу Саида аль-Худри: «Сказал Пророк (с.а.с.):

قَالَ اللَّهُ تَعَالَى إِنَّ عَبْدًا أَصْحَحْتُ لَهُ جِسْمَهُ وَوَسَّعْتُ عَلَيْهِ فِي الْمَعِيشَةِ تَمْضِي عَلَيْهِ خَمْسَةُ أَعْوَامٍ لا يَفِدُ إِلَيَّ لَمَحْرُومٌ

«Всевышний Аллах говорит: «Я даровал Своему рабу здоровое тело и достаток в средствах к жизни, и вот прошло уже пять лет, но он не пришёл ко Мне, что сделало его лишённым».

Во время совершения обрядов хаджа имеется день стояния на Арафате. Приводит Муслим хадис от Аиши, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَا مِنْ يَوْمٍ أَكْثَرَ مِنْ أَنْ يُعْتِقَ اللهُ فِيهِ عَبْدًا مِنَ النَّارِ مِنْ يَوْمِ عَرَفَةَ وَإِنَّهُ لَيَدْنُو ثُمَّ يُبَاهِي بِهِمِ الْمَلَائِكَةَ

«Нет другого такого дня, как день Арафа, в котором такому большому количеству людей Аллах даровал бы спасение от огня Ада. Поистине, Он приближается, хвалит их перед ангелами и вопрошает: «Чего желают они?».

Во время совершения хаджа есть несколько важных дней:

день Тарвия; именно в этот день начинаются обряды благословенного хаджа,

день жертвоприношения, который считается одним из лучших дней этого мира. Приводит Абу Дауд хадис от Абдуллаха ибн Курта, что Пророк (с.а.с.) сказал:

إِنَّ أَعْظَمَ الْأَيَّامِ عِنْدَ اللَّهِ يَوْمُ النَّحْرِ ثُمَّ يَوْمُ الْقَرِّ

«Самыми великими днями перед Всевышним Аллахом являются день жертвоприношения и день аль-Карр».

Превосходство этих дней не распространяется только лишь на паломников, оно касается всех мусульман. Каждый мусульманин должен воспользоваться этими днями надлежащим образом ради приобретения огромного количества добра и благих дел. Мусульманам в эти дни необходимо поститься, как можно больше совершать дополнительных намазов, выплачивать добровольное садака (милостыню), произносить тахлили, тасбихи и совершать разного рода праведные деяния. Эти дни являются золотой возможностью для того, кто будет использовать их. Эти дни являются настоящим кладом для мусульманина, откуда он может подчерпнуть очень многое.

— Жертвоприношение. Одним из праведных деяний в эти дни является принесение в жертву тучных и хороших животных. Пророк (с.а.с.) сказал:

مَنْ كَانَ لَهُ سَعَةٌ وَلَمْ يُضَحِّ فَلَا يَقْرَبَنَّ مُصَلَانَا

«Тот, у кого есть средства для совершения жертвоприношения, но он этого не делает, пусть не приближается к нашему мусалле (месту, где совершается праздничный намаз)» (Ахмад, Ибн Маджа),

مَا عَمِلَ ابْنُ آدَمَ يَوْمَ النَّحْرِ عَمَلًا أَحَبَّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ هِرَاقَةِ دَمٍ وَإِنَّهُ لَيَأْتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِقُرُونِهَا وَأَظْلَافِهَا وَأَشْعَارِهَا وَإِنَّ الدَّمَ لَيَقَعُ مِنَ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ بِمَكَانٍ قَبْلَ أَنْ يَقَعَ عَلَى الْأَرْضِ فَطِيبُوا بِهَا نَفْسًا

«В день жертвоприношения нет ничего более дорогого для Всевышнего Аллаха из деяний человека, чем пустить кровь жертвенного животного. Это животное появится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами (для взвешивания). И будет кровь его возвеличена пред Господом ещё до того, как успеют её капли упасть на землю. Пусть же души ваши будут довольны» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

— Жертвовать имуществом на пути Аллаха. Одним из этого является садака (милостыня):

ٱلَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمۡوَٰلَهُمۡ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ ثُمَّ لَا يُتۡبِعُونَ مَآ أَنفَقُواْ مَنّٗا وَلَآ أَذٗى لَّهُمۡ أَجۡرُهُمۡ عِندَ رَبِّهِمۡ وَلَا خَوۡفٌ عَلَيۡهِمۡ وَلَا هُمۡ يَحۡزَنُونَ ٢٦٢

 «Тем, кто расходует своё имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попрёками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (2:262).

Приводит ат-Тирмизи хадис от Муаза ибн Джабаля: «...Сказал он (с.а.с.):

وَالصَّدَقَةُ تُطْفِئُ الْخَطِيئَةَ كَمَا يُطْفِئُ الْمَاءُ النَّارَ

«Садака (милостыня), которая тушит прегрешения подобно тому, как вода тушит огонь».

— Намаз. Он является самым лучшим действием, приближающим к Аллаху. При исполнении обязательных намазов является мустахабом (желательным) совершать их в начале времени, а также является мустахабом увеличить количество добровольных намазов. Приводит Муслим хадис от Саубана: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

عَلَيْكَ بِكَثْرَةِ السُّجُودِ فَإِنَّكَ لَنْ تَسْجُدَ لِلَّهِ سَجْدَةً إلَّا رَفَعَكَ اللهُ بِهَا دَرَجَةً وَحَطَّ عَنْكَ بِهَا خَطِيئَةً

«Ты должен совершать множество земных поклонов, ибо за каждый земной поклон, совершённый тобой ради Аллаха, Аллах возвысит тебя на ступень и снимет с тебя бремя прегрешения». Так происходит в любой день года, но совершение этого в первые 10 дней Зуль-хиджи будет чище и любимей перед Аллаха, и в эти дни человек получает большую награду за праведные деяния.

— Ночное стояние. Сюда относится совершение намаза, чтение Корана, зикры (поминание Аллаха) — на протяжении большей части ночи, или малой, или всего один час. Здесь используется слово «стояние»; под этим подразумевается любой обряд поклонения, и ночной намаз — включительно. Ночное стояние — это достоинство верующих и обыкновение праведных. В этот момент верующий уединяется со своим Господом, направляется в сторону своего Создателя, возвеличивает и благодарит Его. Он обращается к Нему со своими проблемами, просит о Его великой милости. Он стоит перед Ним, вдыхая благоухания Его благ, надеется на Его милость, страшась Его наказания. Сказал Всевышний:

تَتَجَافَىٰ جُنُوبُهُمۡ عَنِ ٱلۡمَضَاجِعِ يَدۡعُونَ رَبَّهُمۡ خَوۡفٗا وَطَمَعٗا وَمِمَّا رَزَقۡنَٰهُمۡ يُنفِقُونَ ١٦ فَلَا تَعۡلَمُ نَفۡسٞ مَّآ أُخۡفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعۡيُنٖ جَزَآءَۢ بِمَا كَانُواْ يَعۡمَلُونَ ١٧

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (32:16,17).

Пророк (с.а.с.) побуждал, стимулировал к ночному стоянию:

عَلَيْكُمْ بِقِيَامِ اللَّيْلِ فَإِنَّهُ دَأْبُ الصَّالِحِينَ قَبْلَكُمْ وَقُرْبَةٌ إِلَى اللهِ وَمَكْفَرَةٌ لِلسَّيِّئَاتِ وَمَنْهَاةٌ عَنِ الْإِثْمِ وَمَطْرَدَةٌ لِلدَّاءِ عَنِ الْجَسَدِ

«Совершайте ночное стояние, воистину, оно было обыкновением праведников, живших до вас. Оно приближает к Аллаху, является искуплением за малые грехи, препятствует грехам и отводит болезни от тела» (Ахмад, ат-Тирмизи),

إِنَّ فِي الْجَنَّةِ غُرَفًا يُرَى ظَاهِرُهَا مِنْ بَاطِنِهَا وَبَاطِنُهَا مِنْ ظَاهِرِهَا أَعَدَّهَا اللَّهُ لِمَنْ أَلَانَ الْكَلامَ وَأَطْعَمَ الطَّعَامَ وَتَابَعَ الصِّيَامَ وَصَلَّى بِاللَّيْلِ وَالنَّاسُ نِيَامٌ

«В Раю есть прозрачные покои». Его (с.а.с.) спросили: «Для кого они, о Посланник Аллаха?». На что он ответил: «Для того, кто говорил благое, делился пищей, выстаивал ночью, когда люди спали» (ат-Табарани, Хаким). Если ночное стояние в обычные дни является одним из великих приближений, то в первые 10 дней Зуль-хиджи — тем более.

— Тахаджуд (ночной намаз). Разница между тахаджудом и ночным стоянием заключается в том, что тахаджуд совершается после сна в ночное время, даже если сон длился совсем недолго. Что касается ночного стояния, то здесь совершаются намаз, зикры, дуа, чтение Корана и т.п. в любой ночной отрезок времени. Тахаджуд является одним из видов стояния ночью. Приводится от Хаджаджа ибн Газия слова, указывающие на такое деление: «Некоторые из вас считают, что если ночью он совершит намаз, пока не наступит утро, то он совершил тахаджуд. Однако тахаджуд — это совершение намаза после непродолжительного сна. Таким был намаз Посланника Аллаха (с.а.с.)» (аль-Хайсами, передатчики достоверные).

— Дуа. Он сопровождает все виды обрядов поклонения, посредством него они совершенствуются. Сказал Всевышний:

قُلۡ مَا يَعۡبَؤُاْ بِكُمۡ رَبِّي لَوۡلَا دُعَآؤُكُمۡۖ فَقَدۡ كَذَّبۡتُمۡ فَسَوۡفَ يَكُونُ لِزَامَۢا ٧٧

«Скажи: «Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши дуа. Вы сочли это ложью, и скоро оно (наказание) станет неотступным» (25:77),

وَقَالَ رَبُّكُمُ ٱدۡعُونِيٓ أَسۡتَجِبۡ لَكُمۡۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَسۡتَكۡبِرُونَ عَنۡ عِبَادَتِي سَيَدۡخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ ٦٠

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (40:60),

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌۖ أُجِيبُ دَعۡوَةَ ٱلدَّاعِ إِذَا دَعَانِۖ فَلۡيَسۡتَجِيبُواْ لِي وَلۡيُؤۡمِنُواْ بِي لَعَلَّهُمۡ يَرۡشُدُونَ ١٨٦

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путём» (2:186).

Передаёт Ибн Аббас: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

أَفْضَلُ الْعِبَادَةِ الدُّعَاءُ

«Лучшее из поклонений — это дуа».

Приводит ат-Тирмизи хадис от Нафи, а он — от Ибн Умара, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ فُتِحَ لَهُ مِنْكُمْ بَابُ الدُّعَاءِ فُتِحَتْ لَهُ أَبْوَابُ الرَّحْمَةِ وَمَا سُئِلَ اللَّهُ شَيْئاً يُعْطَى أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ أَنْ يُسْأَلَ الْعَافِيَةَ

«Тому из вас, кому были открыты врата дуа, открылись врата милости. И нет ничего любимее для Него, о чём Его просят, чем прошение о благополучии». Мусульманин не перестаёт совершать дуа в любое время и при любых обстоятельствах. А увеличения дуа в первые 10 дней Зуль-хиджи выражают стремление получить довольство Аллаха ещё больше. Самым лучшим дуа является мольба о благополучии в этом мире и о прощении в Последующем. Дуа мусульманина за самого себя — хорошее дело, а мольба за других имеет огромную награду. А если мольба делается за положение мусульман всего мира, то его награда просто неимоверна.

— Пост. Он является одним из праведных дел. Сказал Аллах:

وَٱلصَّٰٓئِمِينَ وَٱلصَّٰٓئِمَٰتِ وَٱلۡحَٰفِظِينَ فُرُوجَهُمۡ وَٱلۡحَٰفِظَٰتِ وَٱلذَّٰكِرِينَ ٱللَّهَ كَثِيرٗا وَٱلذَّٰكِرَٰتِ أَعَدَّ ٱللَّهُ لَهُم مَّغۡفِرَةٗ وَأَجۡرًا عَظِيمٗا

«Постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (33:35).

Аллах наделил пост особым статусом, как об этом упомянуто в хадисе-кудси:

قَالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ إِلَّا الصِّيَامَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ

«Аллах Великий и Всемогущий сказал: «Любое дело сына Адама (совершается им) для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздам за него» (Бухари),

إِنَّ فِى الْجَنَّةِ بَابًا يُقَالُ لَهُ الرَّيَّانُ يَدْخُلُ مِنْهُ الصَّائِمُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ يُقَالُ أَيْنَ الصَّائِمُونَ ؟ فَيَقُومُونَ لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ فَإِذَا دَخَلُوا أُغْلِقَ فَلَمْ يَدْخُلْ مِنْهُ أَحَدٌ

«Поистине, есть в Раю врата, называемые «Ар-Раййян», через которые в День воскрешения в Рай будут входить постящиеся, и не войдёт через них никто, кроме них. Будет сказано: «Где постящиеся?». И они выйдут вперёд; кроме них никто не сможет войти через (эти врата). Когда же войдут они через них, то врата будут закрыты, и больше никто через них не войдёт» (Бухари, Муслим).

Сообщается со слов жены Хунайда ибн Халида, что некоторые жёны Пророка (с.а.с.) рассказывали:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصُومُ تِسْعَ ذِي الْحِجَّةِ وَيَوْمَ عَاشُورَاءَ وَثَلَاثَةَ أَيَّامٍ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) постился:

девять дней месяца Зуль-хиджи,

в день Ашура,

три дня каждого лунного месяца» (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи и другие).

Относительно поста в течение 10 дней Зуль-хиджи имам ан-Навави сказал, что это является крайне желательным делом (мустахаб). Поэтому будет мустахабом для мусульманина поститься 9 дней Зуль-хиджи, среди которых — пост в день Арафат. Приводит Муслим, что Посланник Аллаха (с.а.с.) о посте в день Арафат сказал следующее:

أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ

«Я надеюсь, что Аллах по этой причине простит грехи прошлого года и года наступающего».

Что касается паломников, то в этот день им не является желательным (мустахабом) поститься, потому что Пророк (с.а.с.) стоял на Арафате и не соблюдал пост.

— Зикры (поминание Аллаха). Сказал Аллах:

ٱلَّذِينَ يَذۡكُرُونَ ٱللَّهَ قِيَٰمٗا وَقُعُودٗا وَعَلَىٰ جُنُوبِهِمۡ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلۡقِ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِ رَبَّنَا مَا خَلَقۡتَ هَٰذَا بَٰطِلٗا سُبۡحَٰنَكَ فَقِنَا عَذَابَ ٱلنَّارِ ١٩١

«...которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (3:191),

ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَتَطۡمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكۡرِ ٱللَّهِۗ أَلَا بِذِكۡرِ ٱللَّهِ تَطۡمَئِنُّ ٱلۡقُلُوبُ ٢٨

«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (13:28).

Приводят Бухари и Муслим хадис от Абу Хурайры, что Пророк (с.а.с.) сказал:

يَقُولُ اللَّهُ تَعَالَى أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِى بِى وَأَنَا مَعَهُ إِذَا ذَكَرَنِى فَإِنْ ذَكَرَنِى فِى نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِى نَفْسِى وَإِنْ ذَكَرَنِى فِى مَلأٍ ذَكَرْتُهُ فِى مَلأٍ خَيْرٍ مِنْهُمْ

«Всевышний Аллах сказал: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их». В дополнение к этому Ибн Каййим сказал: «Если бы кроме этого не было бы перечислено других ценностей зикра, то и этой ценности было бы достаточно для его превосходства и почитания». Зикр в общем, и такбиры (Аллаху акбар) — в частности, является неотъемлемым ритуалом этих дней. Сказал Аллах:

وَيَذۡكُرُواْ ٱسۡمَ ٱللَّهِ فِيٓ أَيَّامٖ مَّعۡلُومَٰتٍ

«...и поминают имя Аллаха в известные дни» (22:28).

— Приказывать одобряемое и запрещать порицаемое. Аллах разъяснил, что к качествам верующих мужчин и женщин относится «приказывать одобряемое и запрещать запретное». Сказал Всевышний:

وَٱلۡمُؤۡمِنُونَ وَٱلۡمُؤۡمِنَٰتُ بَعۡضُهُمۡ أَوۡلِيَآءُ بَعۡضٖۚ يَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ ٱلصَّلَوٰةَ وَيُؤۡتُونَ ٱلزَّكَوٰةَ وَيُطِيعُونَ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥٓۚ أُوْلَٰٓئِكَ سَيَرۡحَمُهُمُ ٱللَّهُۗ إِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٞ ٧١

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71).

Аллах осудил неверующих из числа сынов Израиля и проклял их за ослушание, совершение запретного и за отсутствие порицания других в этом:

لُعِنَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ مِنۢ بَنِيٓ إِسۡرَٰٓءِيلَ عَلَىٰ لِسَانِ دَاوُۥدَ وَعِيسَى ٱبۡنِ مَرۡيَمَۚ ذَٰلِكَ بِمَا عَصَواْ وَّكَانُواْ يَعۡتَدُونَ ٧٨ كَانُواْ لَا يَتَنَاهَوۡنَ عَن مُّنكَرٖ فَعَلُوهُۚ لَبِئۡسَ مَا كَانُواْ يَفۡعَلُونَ ٧٩

«Неверующие сыны Исраила были прокляты языком Давуда и Исы, сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (5:78,79).

إِنَّ النَّاسَ إِذَا رَأَوْا الْمُنْكَرَ فَلَمْ يُغَيِّرُوهُ أَوْشَكَ أَنْ يَعُمَّهُمُ اللَّهُ بِعِقَابِهِ

«Если люди, увидев запретное, не изменят его, то Аллах подвергнет Своему наказанию их всех» (Ахмад),

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْ عِنْدِهِ ثُمَّ لَتَدْعُنَّهُ فَلَا يَسْتَجِيبُ لَكُمْ

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя! Вы непременно будете приказывать одобряемое и запрещать порицаемое. В противном случае вы рискуете тем, что Аллах нашлёт на вас наказание, после чего вы будете взывать к Нему, но Он не ответит вам» (ат-Тирмизи),

يَقُولُ اللهُ جَلَّ وَعَلَا يَا أَيُّهَا النَّاسُ مُرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ مِنْ قَبْلِ أَنْ تَدْعُونِي فَلَا أُجِيبَكُمْ، وَتَسْأَلُونِي فَلَا أُعْطِيَكُمْ، وَتَسْتَنْصِرُونِي فَلَا أَنْصُرَكُمْ

«Всевышний Аллах говорит: «О люди! Призывайте к одобряемому и удерживайте от предосудительного, прежде чем Я перестану отвечать вам, когда вы будете взывать ко Мне, и перестану одарять вас, когда вы будете просить Меня, и перестану помогать вам, когда вы будете молить Меня о помощи» (Ахмад).

Все эти аяты и хадисы указывают на значимую важность этого действия, а его выполнение несёт за собой величие в этом мире и в мире Последующем. За его оставление — угроза наказанием. Здесь слово «наказание» имеет общий смысл, поэтому сюда можно отнести господство врагов и отсутствие помощи Аллаха — это то, что происходит сегодня. Всё это должно толкать нас на выполнение прав Аллаха в деле «повеления одобряемого и запрета порицаемого» в любое время года, тем более — в первые 10 дней Зуль-хиджи. Известно, что приказ одобряемого и запрет порицаемого происходит либо руками, либо языком или сердцем, в той степени и в той последовательности, как это изложено в Шариате. Однако мусульмане обязаны быть бдительными в этом деле, не предавать его забвению и беспечности и не заниматься лишь другими видами поклонений, пренебрегая этой обязанностью.

— Такбиры, тахлили, тамхиды. В эти 10 дней Зуль-хиджи является сунной произносить их. Для возвеличивания Аллаха мужчины в мечетях, в домах, на улицах, да и в других местах произносят их вслух. А женщины совершают это скрыто, т.е. про себя. Приводится хадис от Ибн Умара:

فَأَكْثِرُوا فِيهِنَّ مِنَ التَّهْلِيلِ وَالتَّكْبِيرِ وَالتَّحْمِيدِ

«Так чаще произносите в эти дни тахлили (Ля иляха илляллах), такбиры (Аллаху акбар) и тахмиды (аль-Хамду лиллях)».

Имам Бухари сказал: «Ибн Умар и Абу Хурайра выходили на рынок в первые 10 дней Зуль-хиджи, произнося в слух такбиры, и люди повторяли за ними». Также он говорил: «Умар ибн аль-Хаттаб произносил такбиры в своём шатре в долине Мина, и люди, находившиеся в мечети, слышали его и начинали повторять за ним эти такбиры, а также повторяли люди, которые были на рынке, так, что вся Мина сотрясалась от такбиров». Ибн Умар произносил такбиры в Мине после каждого обязательного намаза, и лёжа на своей постели, и находясь в своей палатке, а также на собраниях и направляясь куда-либо пешком. В эти дни является мустахабом (желательным) произносить такбиры вслух, основываясь на действиях Умара ибн аль-Хаттаба, его сына (Абдуллаха ибн Умара) и Абу Хурайры. Мы как мусульмане должны возродить эту сунну. Что касается формы такбиров, то от сподвижников и табиинов передаётся несколько вариантов:

Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар кабиран

(اَللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ كَبِيرًا),

Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ля иляха илляллаху, Аллаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль-хамд

(اَللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللهُ اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ وَلِلَّهِ الْحَمْدُ),

Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ля иляха илляллаху, Аллаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль-хамд

(اَللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللهُ اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ وَلِلَّهِ الْحَمْدُ).

Также существуют и другие виды праведных деяний, которые Аллах предоставил Своим рабам возможность совершать на протяжении года, однако в первые 10 дней Зуль-хиджи совершение праведных дел лучше.

О Аллах, хвала Тебе за Твои бессчётные милости, предоставленные нам! Окажи нам Своё содействие в улучшении поклонений в эти дни, открой нам в эти дни двери Своей помощи. О Аллах, Ты лишь Один наш Покровитель и Попечитель!