بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
«Слепой сподвижник, по поводу которого Аллах ниспослал шестнадцать аятов, которые читались и будут читаться всегда» (толкователи Корана).
Кто же этот человек, за которого благородный Пророк ﷺ получил очень строгое, суровое и грозное порицание с седьмого неба? Кто же этот человек, по поводу которого Джибриль, ангел-хранитель, передал Божественное откровение в сердце благородного Пророка ﷺ?
Этим человеком был слепой муэдзин Посланника Аллаха ﷺ Абдуллах ибн Умм Мактум.
Абдуллах ибн Умм Мактум был мекканским курайшитом, которого связывали с Посланником Аллаха ﷺ узы родства. Он был сыном дяди матери правоверных Хадиджи бинт Хувайлид. Его отца звали Кайс ибн Зайд, а мать — Атика бинт Абдуллах. Однако она была больше известна под именем Умм Мактум, так как родила слепого сына. Зарю Божественного света Абдуллах ибн Умм Мактум увидел в Мекке, когда Аллах распахнул его душу навстречу вере, и он стал одним из первых мусульман. Ибн Умм Мактум пережил в Мекке все лишения мусульман и связанные с этим страдания и жертвы, проявив достойную стойкость и самоотверженность... Так же, как и его товарищи, он терпел унижения от курайшитов, вкусил горечь преследований и издевательств.
Но эти испытания не сломили его, не поколебали его решимости и не ослабили веры... Наоборот, всё это ещё больше укрепило его связь с религией Аллаха и Книгой Аллаха, углубило его понимание и осознание Закона Аллаха, сблизило с Посланником Аллаха ﷺ. Абдуллах ибн Умм Мактум страстно стремился к благородному Пророку ﷺ и изучению Корана. Для этого он не упускал ни одного случая или представившейся возможности... Иногда это стремление было таким сильным, что, использовав время Посланника ﷺ, предназначенное для него, Абдуллах пытался занять и время других людей, с которыми общался Пророк ﷺ...
В этот период Посланник Аллаха ﷺ был чрезвычайно занят работой с курайшитскими вождями и знатью, всеми силами стремясь обратить их в Ислам. Однажды он встретился с Утбой ибн Рабиа, его братом Шайбой ибн Рабиа, Амру ибн Хишамом, прозванным Абу Джахлем, и Умайей ибн Халифом и аль-Валидом ибн аль-Мугирой, который был отцом Халида, прозванного мечом Аллаха. Пророк ﷺ приступил к переговорам с ними, стремясь убедить их принять исламскую веру. Он страстно желал, чтобы вожди курайшитов ответили на его призыв или прекратили чинить зло его сторонникам. В этот напряжённый момент к нему пришёл Абдуллах ибн Умм Мактум с просьбой прочитать аят из Книги Аллаха, а затем сказал: «О Посланник Аллаха, научи меня чему-нибудь из того, что ты узнал от Аллаха». Хмуро посмотрев на Абдуллаха, Пророк ﷺ отказался и поспешил к курайшитам с надеждой убедить их принять исламскую веру. Если бы они стали мусульманами, то это подтвердило бы могущество религии Аллаха и явилось бы мощной поддержкой призыва Его Посланника ﷺ. Закончив свою беседу с курайшитами и расставшись с ними, Посланник Аллаха ﷺ отправился домой, намереваясь побыть с родными. Внезапно он почувствовал, что Аллах замутил его взор, а в голове начался какой-то стук. Затем к нему снизошло Божественное откровение:
عَبَسَ وَتَوَلَّىٰٓ ١ أَن جَآءَهُ ٱلۡأَعۡمَىٰ ٢ وَمَا يُدۡرِيكَ لَعَلَّهُۥ يَزَّكَّىٰٓ ٣ أَوۡ يَذَّكَّرُ فَتَنفَعَهُ ٱلذِّكۡرَىٰٓ ٤ أَمَّا مَنِ ٱسۡتَغۡنَىٰ ٥ فَأَنتَ لَهُۥ تَصَدَّىٰ ٦ وَمَا عَلَيۡكَ أَلَّا يَزَّكَّىٰ ٧ وَأَمَّا مَن جَآءَكَ يَسۡعَىٰ ٨ وَهُوَ يَخۡشَىٰ ٩ فَأَنتَ عَنۡهُ تَلَهَّىٰ ١٠ كَلَّآ إِنَّهَا تَذۡكِرَةٞ ١١ فَمَن شَآءَ ذَكَرَهُۥ ١٢ فِي صُحُفٖ مُّكَرَّمَةٖ ١٣ مَّرۡفُوعَةٖ مُّطَهَّرَةِۢ ١٤ بِأَيۡدِي سَفَرَةٖ ١٥ كِرَامِۢ بَرَرَةٖ ١٦
«Он нахмурился и отвернулся, потому что к нему подошёл слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он бы очистился или помянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу. Тому, кто решил, что он ни в чём не нуждается, ты уделяешь внимание. Что же будет тебе, если он не очистится? А того, кто приходит к тебе со рвением и страшится Аллаха, ты оставляешь без внимания. Но нет! Это есть Назидание, и пусть помянет его всякий желающий. Оно записано в свитках почитаемых, вознесённых и очищенных, в руках посланцев благородных и покорных» (80:1–16).
Шестнадцать аятов низвёл Джибриль в сердце благородного Пророка ﷺ по поводу Абдуллаха ибн Умм Мактума, которые читаются с того дня и до нашего времени. Они будут читаться до тех пор, пока Аллах не унаследует Землю со всем, что есть на ней. С того дня Посланник Аллаха ﷺ часто навещал Абдуллаха ибн Умм Мактума, если выходил в город. Когда ему удавалось, бывал на собраниях в его доме, интересовался делами Абдуллаха и помогал ему в нуждах. Разве это не удивительно! Не из-за Абдуллаха ли Пророк ﷺ получил резкое и суровое порицание с высот седьмого неба?!
Когда курайшиты усилили гонения и преследования Посланника ﷺ и его единомышленников, Аллах позволил мусульманам переселиться. Быстрее всех собрался покинуть Мекку, спасая свою религию, Абдуллах ибн Умм Мактум... Он и Мусаб ибн Умайр первыми из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ прибыли в Медину. Как только Абдуллах ибн Умм Мактум достиг Йасриба, то сразу же вместе с Мусабом ибн Умайром начал активно встречаться с людьми, читать им Коран и разъяснять суть религии Аллаха. Когда в Медину прибыл Посланник Аллаха ﷺ, то сделал Абдуллаха ибн Умм Мактума и Биляля ибн Рабаху муэдзинами среди мусульман, которые пять раз в течение каждого для громогласно обращались к правоверным со словом единобожия, созывая их для совершения доброго дела и достижения блаженства... Биляль обращался с первым призывом, а Ибн Умм Мактум — со вторым уже непосредственно перед намазом. Возможно, что первый призыв делал Ибн Умм Мактум, а второй — Биляль. В месяц Рамадан у Биляля и Ибн Умм Мактума была ещё одна обязанность. По призыву одного мусульмане принимали пищу последний раз перед рассветом, а по призыву другого начинали дневной пост. Биляль делал призыв ночью и будил людей, а Ибн Умм Мактум наблюдал наступление зари и никогда не ошибался.
Пророк ﷺ настолько высоко ценил Ибн Умм Мактума, что оставлял его вести дела в Медине, когда уезжал из неё. Так случалось раз десять, в том числе и тогда, когда Посланник Аллаха ﷺ отправился покорять Мекку.
После битвы при Бадре Аллах ниспослал Пророку ﷺ ряд аятов Корана, в которых Он превозносил борцов за веру, предпочитая их тем, кто сидит сложа руки, чтобы вдохновить мусульман к джихаду и расшевелить пассивных. Эти аяты произвели глубочайшее впечатление на Ибн Умм Мактума, и он глубоко переживал за то, что не мог посвятить себя этому праведному делу. Как-то он сказал Пророку ﷺ: «О Посланник Аллаха, если бы я был в состоянии вести Священную войну, то стал бы муджахидом». Затем он смиренно взмолился, чтобы Аллах ниспослал аят специально для него и ему подобных, которые в силу своих физических недостатков не могут участвовать в джихаде. Его голос был преисполнен искренностью зова: «О Аллах, ниспошли мне оправдание... О Аллах, ниспошли мне оправдание...». В самом скором времени Всемогущий Аллах внял его мольбе.
Зайд ибн Сабит, который записывал Божественные откровения, ниспосланные Посланнику Аллаха ﷺ, с его слов, рассказывал: «Я был рядом с Посланником Аллаха ﷺ, когда его внезапно охватило спокойствие и расслабленность, его нога упала на мою, и я почувствовал, что никогда ранее не испытывал такой тяжести. Пророку снизошло откровение, и он произнёс: «Пиши, о Зайд!». Я записал следующие его слова:
لَا يَسْتَوِي الْقَاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللهِ
«Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха». Ибн Умм Мактум вскочил со своего места и воскликнул: «О посланник Аллаха! А как же с теми, кто не способен вести Священную войну?». Не успел он закончить, как Посланника Аллаха вновь охватило спокойствие и расслабленность, и его нога упала на мою. При этом она была такой же непомерно тяжёлой, как и в первый раз. Пророк сказал: «Читай же, что ты записал, о Зайд!». Я прочитал:
لَّا يَسۡتَوِي ٱلۡقَٰعِدُونَ مِنَ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ
«Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются». Затем он ﷺ повелел:
اُكْتُبْ غَيۡرُ أُوْلِي ٱلضَّرَرِ
«Пиши! Кроме увечных». Так было ниспослано исключение, которого желал Ибн Умм Мактум.
Несмотря на то, что Аллах освободил Ибн Умм Мактума и подобных ему от долга вести джихад, его душа не могла смириться с сидением на месте. Ибн Умм Мактум твёрдо решил принять участие в джихаде во имя Аллаха... Известно же, что великим людям нужды великие дела, и они не могут довольствоваться малым. С этого дня Ибн Умм Мактум всячески старался не пропустить ни одного очередного похода, найдя себе дело на поле боя. Он предложил поместить его среди воинов и сделать знаменосцем, чтобы он нёс боевое знамя и хранил его...
— Я слеп, и бежать мне некуда, — говорил он.
В четырнадцатом году по хиджре Умар ибн аль-Хаттаб решил дать персам генеральное сражение, чтобы сокрушить их государство и окончательно подорвать их власть и могущество, а затем открыть путь мусульманским армиям в другие страны. Он писал своим наместникам: «Без малейшего промедления отправляйте ко мне абсолютно всех имеющих оружие всадников, а также других разумных людей и вообще всех, могущих оказать посильную помощь».
Вняв призыву аль-Фарука, огромные массы мусульман начали стекаться в Медину. Среди них находился и слепой муджахид Абдуллах ибн Умм Мактум. Командовать этой огромной армией аль-Фарук назначил Саада ибн Абу Ваккаса. Он лично дал ему свои наставления и проводил в путь. Когда мусульманская армия подошла к Кадисийи, среди бойцов в кольчуге и полном боевом снаряжении встал Абдуллах ибн Умм Мактум. Он решил нести знамя мусульман и до своей смерти хранить его.
В жестоком и страшном трёхдневном сражении столкнулись две армии... История мусульманских завоеваний доселе не знала таких масштабов боевых действий. На третий день мусульмане начали одерживать блестящую победу. Рухнуло одно из величайших государств в мире... Был ликвидирован один из самых деспотичных царских режимов... Знамя единобожия было водружено на земле язычников. За эту блестящую победу мусульмане заплатили жизнями сотен бойцов во имя Аллаха... Среди павших мучеников за истинную веру был и Абдуллах ибн Умм Мактум... Его бездыханное окровавленное тело было найдено на поле боя. В руках он сжимал боевое знамя мусульман...