Хаббаб ибн аль-Аратт

Хаббаб ибн аль-Аратт

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

«Аллах смилостивился над Хаббабом; он добровольно принял исламскую веру, охотно стал мухаджиром и прожил жизнь муджахида».

Али ибн Абу Талиб

Женщина по имени Умм Анмар из племени Хузаа отправилась на рынок работорговцев в Мекке.

Она хотела приобрести для себя слугу для выполнения различных работ, а также чтобы извлекать доходы из его труда. Когда она внимательно рассматривала рабов, предлагаемых к продаже, её выбор пал на одного мальчика, который привлёк внимание Умм Анмар своим крепким телосложением и умным лицом с признаками врождённой одарённости. Заплатив цену, которую просили за него, она вместе с мальчиком отправилась в обратный путь.

Пройдя часть пути, Умм Анмар повернулась к мальчику и спросила его:

— Как твоё имя?

— Хаббаб, — ответил он.

— А как имя твоего отца? — поинтересовалась Умм Анмар.

— Аль-Аратт, — ответил мальчик.

— Откуда ты сам?

— Из Наджда.

— Значит, ты настоящий араб?! — воскликнула Умм Анмар.

— Да, я из племени Бану Тамим.

— Так каким же образом ты попал в руки работорговцев в Мекке?!

— На наши селения совершило набег одно из бедуинских племён, — сказал Хаббаб. — Они угнали наших овец, пленили женщин и забрали с собой детей. Я оказался среди пленённых мальчиков и переходил из рук в руки, пока меня не привели в Мекку. И вот теперь я у тебя.

* * *

Умм Анмар отправила своего нового слугу к одному из мекканских кузнецов-оружейников, чтобы он научил его делать мечи. Умный мальчик быстро освоил это ремесло, достигнув в нём большого искусства.

Когда Хаббаб окреп и возмужал, Умм Анмар сняла для него мастерскую, приобрела необходимые инструменты и начала извлекать доходы из его умения делать мечи.

* * *

Очень скоро Хаббаб приобрёл известность в Мекке, и все начали стремиться купить мечи, сделанные лично им, так как он зарекомендовал себя искусным мастером.

Несмотря на свою молодость, Хаббаб отличался рассудительностью и мудростью старца...

Частенько, закончив свои дела, он глубоко задумывался о своём невежественном обществе, с ног и до головы погрязшем в пороках. Его приводили в ужас крайнее невежество тогдашней жизни арабов, одной из жертв которой был он сам...

Он говорил сам себе: «Когда-нибудь эта мрачная ночь закончится...».

Хаббабу очень хотелось дожить до этого и собственными глазами увидеть, как мрак рассеивается и зарождается свет.

* * *

Ненадолго затянулось ожидание Хаббаба. Он увидел, как источник света забрезжил из уст одного из хашимитских юношей по имени Мухаммад ибн Абдуллах ﷺ.

Отправившись к нему, Хаббаб выслушал его речи, которые поразили его своим блеском и осветили его душу.

Протянув Мухаммаду руку, Хаббаб засвидетельствовал, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад — Его раб и Его Посланник.

Таким образом, Хаббаб стал шестым человеком на Земле, принявшим исламскую веру. Говорят даже: «В течение некоторого времени Хаббаб был шестой частью Ислама...».

* * *

Хаббаб ни от кого не скрывал, что он принял Ислам. Но как только об этом узнала Умм Анмар, она страшно разгневалась и, взяв с собой своего брата Сибаа ибн Абд аль-Узза, направилась к Хаббабу. По дороге к ним присоединилась группа молодёжи из племени Хузаа. Придя к Хаббабу, они увидели его за работой.

Выйдя вперёд, Сибаа сказал ему:

— Нам сообщили о тебе такую новость, что мы ей даже не поверили.

— И что же это за новость? — поинтересовался Хаббаб.

Сибаа ответил:

— Говорят, что ты стал еретиком и отверг свою религию, а затем стал последователем какого-то человека из рода Бану Хашим.

Хаббаб спокойно возразил:

— Я вовсе не стал еретиком. Я уверовал в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища. Я отказался от ваших идолов и засвидетельствовал, что Мухаммад — раб Аллаха и Его Посланник...

Как только до ушей Сибаа и его спутников дошёл смысл сказанного Хаббабом, все они тут же бросились на него и начали жестоко избивать руками, ногами, а также всем тем, что попадалось под руку.

Это продолжалось до тех пор, пока окровавленный Хаббаб не рухнул на землю без сознания...

* * *

С быстротой молнии всю Мекку облетела весть о том, как поступила со своим слугой его госпожа.

Люди восхищались мужеством Хаббаба, так как до сих пор ни один из последователей Мухаммада ﷺ не объявлял людям так открыто и вызывающе о переходе в исламскую веру.

Курайшитские старейшины были потрясены случаем с Хаббабом, так как им и в голову не приходило, что безродный и беззащитный кузнец, раб Умм Анмар, мог набраться такой храбрости, чтобы поносить их божества, нарушить религию их отцов и дедов...

Однако они поняли, что это было лишь только началом...

Курайшиты не ошиблись в своих предположениях. Отвага Хаббаба побудила многих из его товарищей открыто заявить о своём переходе в Ислам, и они один за другим начали провозглашать слово Истины...

* * *

Собравшиеся у стен Каабы вожди курайшитов, во главе которых были Абу Суфьян ибн Харб, аль-Валид ибн аль-Мугира и Абу Джахль ибн Хишам, начали обсуждать ситуацию, сложившуюся в связи с призывом Мухаммада ﷺ. Они сочли, что дело начало принимать угрожающий оборот, усугубляясь день ото дня и из часа в час.

В итоге вожди решили покончить с болезнью, пока она не стала неизлечимой. Каждому клану вменялось в обязанность всячески преследовать и подвергать гонениям всех имеющихся у них последователей Мухаммада ﷺ до тех пор, пока они не откажутся от своей новой религии или же умрут...

* * *

Подвергнуть пыткам Хаббаба было поручено Сибаа ибн Абд аль-Узза и его людям.

В самый страшный полуденный зной, когда палящие солнечные лучи раскалили землю, Хаббаба вывели на мекканскую площадь, сорвали с него одежду и обрядили в железные доспехи, запретив давать ему воду. Когда Хаббаб пришёл в крайнее измождение, они спросили его:

— Ну, что ты теперь скажешь о Мухаммаде?

Хаббаб ответил:

— Он — раб Аллаха и Посланник Его. Он пришёл к нам с истинной религией, чтобы вывести нас из мрака к свету...

Жестоко избив Хаббаба, мучители спросили его:

— А что ты скажешь об аль-Лат и аль-Уззе?

Хаббаб ответил:

— Это глухие и слепые идолы-истуканы, от которых нет ни вреда, ни пользы.

Тогда они принесли раскалённые камни и положили их на голую спину Хаббаба и держали до тех пор, пока спина не покрылась ужасными ожогами.

* * *

Сама Умм Анмар была нисколько не милосерднее к Хаббабу, чем её брат Сибаа. Увидев как-то раз, что проходивший мимо мастерской Посланник Аллаха ﷺ поговорил с Хаббабом, она пришла от этого в совершеннейшее исступление.

Каждый день после этого она начала заходить к Хаббабу, выхватывать из горна раскалённые куски железа и класть их ему на голову, пока кожа на голове не начинала дымиться, и Хаббаб терял сознание...

При этом он просил Аллаха наказать её и её брата Сибаа.

Когда Посланник Аллаха ﷺ разрешил своим сподвижникам переселиться в Медину, Хаббаб начал собираться в дорогу.

Однако не успел он ещё покинуть Мекку, как Аллах внял его проклятиям в отношении Умм Анмар...

Внезапно Умм Анмар поразила ужасная и невероятная головная боль. Она была настолько сильной, что Умм Анмар визжала от неё, как собака...

Её дети бросились повсюду искать врачей, пока, наконец, им не сказали: «Она избавится от своих болей только в том случае, если согласится сделать прижигание головы...».

Умм Анмар начала прижигать голову раскалённым железом, и эта ужасная боль заставила её забыть о прежних болях.

* * *

Встретив дружеский приём и гостеприимство ансаров в Медине, Хаббаб впервые ощутил спокойствие, которого он был лишён в течение долго времени. Он испытывал истинное счастье, без всяких помех или препятствий общаясь со своим Пророком ﷺ.

Вместе с благородным Пророком ﷺ он участвовал в битве при Бадре, сражаясь под знаменем Посланника Аллаха ﷺ.

Рядом с Пророком ﷺ Хаббаб выступил в поход на Ухуд, где ему посчастливилось увидеть, как брат Умм Анмар Сибаа ибн Абд аль-Узза пал бездыханным от руки Льва Аллаха Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба...

Долгая жизнь Хаббаба позволила ему быть очевидцем правления четырёх праведных халифов.

Он жил под их покровительством, осчастливленный судьбой и всеми почитаемый...

* * *

Однажды Хаббаб пришёл к Умару ибн аль-Хаттабу, когда тот уже был халифом. Приблизив его к себе, Умар предоставил ему самое почётное место и сказал:

— Никто не заслуживает таких почестей, как ты, кроме Биляля.

Затем Умар спросил его о самом тяжком испытании, которому он подвергся от рук язычников. Хаббаб очень смутился и не захотел отвечать...

Но после настоятельных просьб Умара Хаббаб поднял на спине рубаху. Увидев его спину, Умар испуганно отпрянул, а затем воскликнул:

— Как это случилось?

Хаббаб ответил:

— Язычники разожгли костёр, пока не образовались раскалённые угли. Затем они сорвали с меня одежду и уложили спиной на угли, так что скоро мясо начало отделяться от костей. Огонь смогла загасить только кровь, которая полилась из моего тела...

* * *

На склоне своих лет после многих лет бедности Хаббаб обзавёлся некоторым имуществом и получил такое количество золота и серебра, о котором не смел и мечтать.

Однако он распорядился своими средствами таким необычным способом, что для всех это стало неожиданностью...

Свои дирхемы и динары он положил в специально отведённом месте у себя дома, которое было известно беднякам и обездоленным. Деньги он не прятал и не хранил под замком, поэтому люди свободно заходили в его дом и брали столько, сколько им было нужно, ничего не объясняя и не испрашивая разрешения.

Несмотря на это, Хаббаб опасался, что после смерти с него спросят за эти деньги и сурово накажут.

* * *

Его товарищи рассказывали:

«Мы навестили Хаббаба, когда он смертельно заболел. Хаббаб сказал нам:

— В этом месте — восемьдесят тысяч дирхемов. Клянусь Аллахом, я никогда не скрывал их и позволял любому нуждающемуся пользоваться ими.

Затем он расплакался...

Его спросили:

— А что тебя так расстраивает?!

Хаббаб ответил:

— Я плачу оттого, что многие мои сверстники ушли из жизни, так и не обретя в ней никаких благ. Я же жив и получил это богатство, за что, боюсь, ждёт меня суровая кара...».

* * *

Когда Хаббаб ушёл к своему Владыке, вождь правоверных Али ибн Абу Талиб сказал у его могилы: «Аллах смилостивится над Хаббабом; он добровольно принял исламскую веру, охотно стал мухаджиром и прожил жизнь муджахида... награда Аллаха суждена тому, кто праведно трудился».