События из жизни халифа Умара ибн Абдуль-Азиза

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Кто наблюдает за положением мусульман, осознаёт, что Умма нуждается в Халифате, ведь именно Халифат гарантирует сохранность религии и мирской жизни. В своё время справедливостью Халифата наслаждались люди, деревья, животные.

Мусульмане пережили два периода Халифата: эпоху праведного правления и эпоху несправедливого царства. Сегодня мусульмане живут во времена тирании. Именно сегодня как никогда мусульмане ожидают воплощения обещания Аллаха и радостной вести Его Посланника (с.а.с.) о том, что Второй Праведный Халифат вернётся. Нужно понимать, что Умма, правившая Исламом на протяжении 13 веков, с помощью Аллаха способна снова взять в свои руки мировое лидерство.

Следовательно, необходимо восстановить уверенность в Умме, что обещание Аллаха и радостная весть Посланника (с.а.с.) осуществится, необходимо вернуть ей уверенность в своих силах, в то, что она способна возродиться вновь. Также необходимо вернуть Умме уверенность в том, что Аллах окажет ей помощь, а её благо продлится до Судного дня. Вернуть ей уверенность, что обещанный Халифат — это не пустое название, а это государство, правление в котором осуществляется по методу пророчества! Халифат — это фард, исполнение которого нельзя откладывать даже на час. Мусульмане обязаны знать, что Халифат на подходе, и, с дозволения Аллаха, его правление будет таким же, как во времена праведных халифов. В число праведных халифов также включают Умара ибн Абдуль-Азиза.

В данной статье я бы хотел осветить некоторые аспекты из жизни Умара ибн Абдуль-Азиза, быть может, это возродит надежду в сердца мусульман и вернёт им тоску по своему прошлому. Быть может, это подтолкнёт мусульман к возрождению. Правление Умара ибн Абдуль-Азиза было во времена, когда добро было смешано со злом, что очень важно для нас сегодня.

Как Умар ибн Абдуль-Азиз (р.а.) стал пятым праведным халифом

Полное его имя — Умар ибн Абдуль-Азиз ибн Марван ибн аль-Хакам аль-Умавий аль-Курайший, его кунья — Абу Хафс. Период жизни — с 61 г.х. (681 г.) по 101 г.х. (720 г.). Он был восьмым халифом из династии Омейядов. Родился он в Медине, рос среди дядей (по материнской линии) из рода Умара ибн аль-Хаттаба. Такое окружение и общество сподвижников Медины оказали огромное влияние на его формирование как личности. Умар ибн Абдуль-Азиз проявлял огромный интерес к изучению религии. В 87 г.х. халиф аль-Валид I ибн Абдуль-Малик назначил Умара ибн Абдуль-Азиза валием Медины, затем, в 91 г.х., под его правление перешёл вилаят Таифа. Так он стал валием всего Хиджаза. Далее был этап, когда его сняли с поста валия, после чего Умар ибн Абдуль-Азиз переехал в Дамаск.

Когда халифом стал Сулейман ибн Абдуль-Малик, то он приблизил к себе Умара и назначил его визирем и советником. Перед смертью Сулейман ибн Абдуль-Малик выдвинул Умара ибн Абдуль-Азиза в качестве правопреемника на пост халифа. В 99 г.х. Сулейман ибн Абдуль-Малик скончался, и халифом был избран Умар.

С юных лет Умар стремился к знаниям, любил присутствовать среди учёных, посещал уроки, организованные учёными Медины. В тот период Медина была колыбелью знаний, переполненной учёными, факихами, праведниками. Умар с детства стремился к знаниям, а это в первую очередь указывает на его сознательность в приобретении знаний. В детстве Умар собрал для себя Коран; в этом ему помогли чистота его души, хорошая память и посвящение себя делу приобретения знаний. На Умара Коран повлиял очень сильно! Даже будучи ещё ребёнком, когда он вспоминал смерть, у него текли слёзы. Как-то эта весть дошла до его матери, и она послала за ним, а затем спросила: «Что заставило тебя плакать?», — на что он ответил: «Я вспомнил смерть!». После чего она тоже заплакала.

Умар жил во времена, когда в обществе главенствовали богобоязненность и неиссякаемое желание изучать религию. Он смог застать при жизни ряд сподвижников. Умар передавал хадисы от таких сподвижников, как Абдуллах ибн Джафар, ас-Саиб ибн Язид, Сахль ибн Саад. У последнего он выпросил для себя чашу, из которой пил Посланник Аллаха (с.а.с.). Передаётся, что Анас ибн Малик сказал: «Я ещё не видел того, чей намаз был бы так похож на намаз Посланника Аллаха (с.а.с.), чем намаз этого юноши».

Умар воспитывался среди великих факихов, учёных Медины. Отец Умара выбрал для своего сына в качестве наставника Салиха ибн Кайсана. Салих ибн Кайсан согласился взять на себя ответственность по его воспитанию. Он обязал Умара совершать все пять намазов в мечети. Как-то в один из дней Умар опоздал на коллективную молитву (до этого никогда он не пропускал коллективную молитву), и Салих ибн Кайсан спросил: «Что заставило тебя опоздать?», — на что Умар ответил: «Моя расчёска, которой я привожу в порядок волосы». Салих снова спросил: «Неужели твоя любовь к волосам стала влиять на намаз?», — после чего шейх написал об этом его отцу, и тогда Абдуль-Азиз (отец Умара) послал к нему гонца, который, не произнося ни слова, обрил голову Умару.

Когда отец Умара совершал хадж, то посетил Медину, и тогда Салих ибн Кайсан сказал ему: «Я ещё не видел за свою практику того, у кого бы Аллах занимал в сердце такое место, как у этого мальчика».

Среди шейхов Умара был Убайдуллах ибн Абдуллах. От него Умар получил много знаний и перенял нрав. В присутствии Убайдуллаха он чувствовал себя неуверенно, хотя на тот момент он был валием Медины. Умар говорил: «Собрание со слепым Убайдуллахом ибн Абдуллахом милее мне, чем тысяча динаров». На тот момент Убайдуллах был муфтием Медины и одним из семи её факихов. Имам аз-Зухри говорил о нём: «Убайдуллах ибн Абдуллах был океаном знаний».

Став валием в Медине, Умар ибн Абдуль-Азиз сформировал при себе совет, который назывался «Советом десяти факихов Медины». В состав совета вошли: Урва ибн аз-Зубайр, Убайдуллах Ибн Абдуллах, Абу Бакр ибн Абдур-Рахман ибн Харис ибн Хишам, Абу Бакр ибн Сулейман ибн Абу Хайсама, Сулейман ибн Ясар, Касим ибн Мухаммад, Салим ибн Абдуллах и его брат Абдуллах ибн Абдуллах ибн Умар, Абдуллах ибн Амир ибн Рабиа, а также Хариджа ибн Зайд ибн Сабит. Когда жители Медины пришли к новому валию, чтобы поприветствовать его, он провёл с ними совместный намаз, а затем созвал свой совет. После того, как совет собрался, Умар воздал хвалу Аллаху и сказал: «Я пригласил вас на собрание, за которое будет вознаграждение, а вы будете моими помощниками в истине. Я не хочу делать что-то без вашего мнения или мнения тех, кто присутствовал. Если вы увидели кого-то, кто нарушает права, или кто-то из моих помощников чинит несправедливость, то сообщайте мне об этом немедленно».

Период, когда Умар был халифом, характеризовался рядом особенностей: справедливостью, равенством, упразднением несправедливости, совершённой его предшественниками из династии Омейядов, снятием с должности и наказанием валиев, уличённых в несправедливости, возвратом деятельности Шуры, уделением особого внимания шариатским знаниям, а также он приказал записывать хадисы Посланника (с.а.с.).

Именно поэтому многие учёные считают его пятым праведным халифом.

Правление Умара ибн Абдуль-Азиза в должности халифа длилось два года, шесть месяцев и четыре дня, т.е. до 101 г.х. Смерть Умара наступила в результате отравления ядом. После него халифом стал Язид II ибн Абдуль-Малик. Малик ибн Динар сказал следующее: «Люди говорят, что я аскет. Но аскетом был Умар ибн Абдуль-Азиз, к которому дунья пришла сама, а он же оставил её».

Передаётся от одного из глав административных единиц (амила), что как-то он написал Умару ибн Абдуль-Азизу письмо, в котором пожаловался на разруху в своём городе, и попросил средств для его укрепления, на что Умар написал ему следующее: «Я понял твоё письмо! А ты, как прочитаешь моё письмо, укрепи свой город справедливостью, очисти его дороги от притеснения, это и будет его ремонтом ... Мир тебе!».

Именно такие лаконичные наставления Умар давал своим валиям, он призывал их к справедливости и недопустимости тирании. Кто-то сказал: «Власть может быть лишь при наличии армии. Армия может быть лишь при наличии финансов. Финансы могут быть лишь при наличии городов. Города могут быть лишь при наличии населения. Население может быть лишь при наличии справедливости. Справедливость намного лучше, чем сбор средств амирами, даже если средства собираются для самой Медины!».

Однажды к Умару обратились со словами: «О правитель правоверных! В твоих руках находятся деньги, но при этом мы не видим ничего у тебя в доме из того, в чём нуждаешься ты и твоя семья», — на что он сказал: «Мы не обставляем мебелью временный дом. У нас есть дом, переезд в который лучше для нас. И скоро мы туда отправимся!».

Имеется ещё один удивительный факт из жизни Умара, который призывает нас поразмыслить над его деятельностью, когда он стал халифом. Думаете, он очень обрадовался посту халифа?

Когда до Умара дошла весть о его избрании в качестве халифа (в этот момент он находился в первых рядах стоящих в мечети), тогда его сердце сжалось и его глаза наполнились слезами. В тот момент учёные поднимали его на минбар, при этом он весь дрожал. Встав на минбар, он хотел сказать, но не смог из-за льющихся слёз. Затем он взял себя в руки и сказал: «Вы дали присягу, но я не хочу быть халифом над вами». Услышав это, люди зарыдали, а затем кто-то из них сказал: «Мы хотим только тебя!». После чего Умар напомнил им о смерти, о встрече с Аллахом и о противостоянии непреклонных, что заставило людей зарыдать.

Когда мы узнаём о первом действии Умара ибн Абдуль-Азиза на посту халифа, то наши тела содрогаются, и тогда мы познаём разницу между тем, к кому пришла власть сама, помимо его желания, и тем, кто к ней жадно стремится.

Став халифом, Умар полностью отказался от роскошного образа жизни. Он покинул великолепный дворец Омейядов, переехав в простой дом, чтобы быть поближе к беднякам и нищим. Более того, он пожертвовал всё своё состояние в Байт уль-Маль Халифата.

Также, обратившись к своей жене Фатиме (она была из рода халифов, сестрой халифов, женой халифа), он сказал: «О Фатима! Я взял на себя дело Уммы Мухаммада (с.а.с.)! Если ты стремишься к Аллаху и Последующей жизни, тогда отнеси свои драгоценности в Байт уль-Маль. Если же ты стремишься заполучить эту жизнь, то подойди, я дам тебе лучшие вещи, а затем отправляйся жить в дом своего отца», — на что она ответила: «Нет, клянусь Аллахом! Моя жизнь — твоя жизнь, моя смерть — твоя смерть». После чего она отнесла свои украшения в Байт уль-Маль.

Умар жил жизнью бедных, его едой был ржаной хлеб и оливковое масло, иногда на завтрак ему удавалось съесть горсть изюма. Своим же детям он говорил: «Такая еда лучше, чем огонь Ада».

Однажды, когда он посещал Байт уль-Маль, то почувствовал вкусный аромат, после чего зажал свой нос. Его спросили: «Что случилось?», — на что он сказал: «Я боюсь, что в Судный день меня спросят, почему я вдыхал ароматы Байт уль-Маль, который принадлежит мусульманам».

Таков был Умар ибн Абдуль-Азиз, таково было его положение, такова была его глубина понимания.

После смерти Умара его жене Фатиме сказали: «Мы просим тебя, ради Аллаха, опиши нам то, каким был Умар», — на что она сказала: «Клянусь Аллахом, он не спал ночью. Как-то я приблизилась к нему и обнаружила, что он плачет и трясётся, как трясутся обычно воробьи, стряхивая капли воды». Я обратилась к нему: «О правитель правоверных, что с тобой?». В ответ он спросил: «Что может быть со мной?! Я взял на себя дело Уммы Мухаммада (с.а.с.), а ведь среди них есть слабые, бедные, голодные, вдовы ... И как мне после такого не плакать, ведь в Судный день Аллах спросит с меня за них? И что мне ответить?».

Как-то халиф Сулейман ибн Абдуль-Малик и Умар ибн Абдуль-Азиз в сопровождении людей направились в пустыню, но по пути сгустились тучи, раздался сильный гром и сверкнула молния. Все кроме Умара перепугались, на что он сказал: «Это был голос благодати, а что будет, если услышишь голос наказания?». Сулейман сказал: «Возьми эти 1000 дирхамов и раздай её в качестве садаки», — на что Умар спросил: «А, может, то, что лучше этого, о правитель правоверных?». Сулейман спросил: «О чём ты?». Умар сказал: «С тобой идут люди, чтобы рассказать о своих жалобах, но они не могут добраться до тебя». Тогда Сулейман сел и выслушал жалобы людей.

Когда Умар ибн Абдуль-Азиз занял пост халифа, то первое, что он сделал, это посоветовался с учёными и попросил у них для себя наставления. Он хотел, чтобы они напомнили ему об Аллахе, дабы власть не соблазнила его. Именно поэтому он написал письмо Хасану аль-Басри с просьбой наставить его. Хасан аль-Басри ответил ему так: «О правитель правоверных! Справедливый правитель подобен отцу, опекающему своих детей, он воспитывает их с малых лет и обучает их, когда те подрастают. Он старается для них всю жизнь, дабы не оставить их с пустыми руками после своей смерти.

О правитель правоверных! Справедливый правитель подобен любящей, заботливой матери, которая проявляет заботу о своём дитя, которая испытывала трудности во время беременности и родов, которая воспитывала его, которая не спала, когда он не спал, и успокаивалась только тогда, когда он был спокоен, которая кормила его грудью, которая радовалась его здоровью и печалилась, когда он жаловался. О правитель правоверных! Справедливый правитель — это опекун всех сирот, казначей всех бедняков. Он должен воспитывать младших из них. О правитель правоверных! Справедливый правитель подобен сердцу; если оно здоровое, то и другие органы здоровы, а если оно больное, то и другие органы постигает болезнь.

О правитель правоверных! Справедливый правитель находится между Аллахом и Его рабами, он слушает речь Аллаха и обращения людей, он смотрит на Аллаха и на людей, он повинуется Аллаху и руководит людьми.

О правитель правоверных, поэтому не поступай несправедливо относительно того, чем наделил тебя Аллах, как это сделал раб, которому его господин полностью доверял, поэтому попросил его сберечь свою семью и сохранить своё имущество. Но раб растратил имущество господина, выгнал на улицу его детей, довёл до нищеты его семью и раздал всё остальное имущество своего господина».

Каким был критерий Умара ибн Абдуль-Азиза в выборе валиев и амилов?

Когда Умар стал халифом, то сказал своему хаджибу: «Ты уволен!». На что тот спросил: «Почему?». Умар ответил: «Во времена халифа аль-Валида ибн Абдуль-Малика ты сидел в тени шатра в то время, как люди сидели на солнце. Клянусь Аллахом, впредь ты не будешь мне хаджибом!». Обратившись к другому, он сказал: «Теперь ты будешь моим хаджибом. Я видел, ты много читаешь Коран и вдали от глаз людей совершаешь намаз ад-духа». Умар оценивал людей по степени их богобоязненности.

Как-то к нему пришли трое молодых людей. Он спросил одного: «Чей ты сын?», — на что тот ответил: «Я сын одного из амиров во времена халифа аль-Валида ибн Абдуль-Малика». Услышав это, Умар сказал: «Убирайся ты и твой отец, ведь твой отец побивал мусульман». Затем он обратился ко второму: «Чей ты сын?». Тот сказал: «Я сын валия Куфы», — на что Умар сказал: «Оставь меня ты и твой отец». Дальше он обратился к третьему: «Чей ты сын?», — на что тот сказал: «Моим отцом был Катада ибн ан-Нуъман, у которого от удара в битве при Ухуде выпал глаз. И тогда сам Посланник Аллаха (с.а.с.) вернул его на место, и тогда он стал видеть лучше, чем здоровый». Затем юноша процитировал: «Я сын того, чей глаз повис на щеке. И сам Избранник наилучшим образом вернул его на место своей рукой». Услышав это, Умар заплакал и процитировал: «Вот это благородные поступки, и их не сравнить с двумя чашами молока, смешанных с водой, которое затем преобразуется в мочу». Далее он продолжил: «Если кто-то хочет гордиться своими делами, пусть поступит как ты. Ты достойного происхождения, ты — герой, ты — набожный. И не нужно гордиться тем, что в качестве садака было дано две чаши молока, которое смешали с водой. Ведь после того, как их опустошат, молоко преобразуется в мочу и выйдет наружу».

Халиф Умар ибн Абдуль-Азиз отчитал амилов за потраченные динары Байт уль-Маль

Ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ رِجَالًا يتخَوَّضُون فِي مَالِ اللَّهِ بِغَيْرِ حَقٍّ فَلَهُمْ النَّارُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Есть люди, которые расходуют богатства Аллаха неподобающим образом; в День воскресения они окажутся в Аду» (Бухари).

Когда Вахб ибн Мунаббих был ответственным за Байт уль-Маль в Йемене, он написал Умару ибн Абдуль-Азизу письмо: «Я потерял из Байт уль-Маля один динар». На что Умар ответил: «Я не ставлю под сомнение правильность твоей религии или честности, но я имею претензии к твоей халатности и утрате. Я ответственен за имущество мусульман, поэтому я должен вернуть всё на место. А самое малое, что ты должен сделать, это поклясться. На этом расходимся». Более того, он приказал Вахбу вернуть потерянный динар из своего имущества. Умар хотел, чтобы Вахб поклялся Аллахом перед всеми мусульманами в том, что потерял этот динар не по халатности и упущению.

Ата аль-Хурасани рассказывал: «Как-то Умар ибн Абдуль-Азиз повелел слуге подогреть воду. Слуга удалился и разогрел её в медной посуде на общей кухне. Узнав об этом, Умар велел купить на один дирхам дров и отнести их в общую кухню».

Вухайб ибн аль-Вард рассказывал: «Однажды Умар приобрёл дом для того, чтобы кормить в нём нищих, бедных и путников». Вернувшись к семье, он предупредил их: «Вам запрещено брать что-либо из еды этого дома, т.к. он лишь для нищих и бедных». В один из дней Умар пришёл домой и застал там свою вольноотпущенницу, в руках у неё была миска с небольшим количеством молока. Он спросил: «Что это?», — на что она сказала: «Я узнала, что твоя жена беременна и очень хочет молока. А ведь когда женщина беременна и чего-то очень желает, но не может найти, то может возникнуть опасность для ребёнка. Поэтому я взяла немного молока в том доме». Тогда Умар взял её за руку, направился к своей жене и во весь голос проговорил: «Если для сохранения плода нужна еда нищих и бедных, то Аллах не сохранит этот плод». Когда он вошёл к своей жене, она спросила: «Что с тобой?», — на что он ответил: «Вот она утверждает, что для сохранения плода необходима еда бедных и нищих. Если плод может сохранить лишь еда нищих и бедных, то Аллах не будет сохранять этот плод». На это его жена сказала: «Верни обратно, горе тебе! Я не прикоснусь к этому». И тогда вольноотпущенница вернула молоко обратно в дом для нищих и бедных.

Использование государственного транспорта для личных нужд халифа

Умару ибн Абдуль-Азизу очень нравился мёд, и в один из дней он попросил у супруги мёд, но его не оказалось. Через некоторое время ему принесли мёд. Умар, вкусив мёд, спросил у жены: «Откуда он?», — на что она ответила: «Я отправила своего бывшего раба с 2 динарами на муле, используемом для доставки посланий, чтобы он купил мёд. И он купил его». Затем она принесла маленький бурдюк, в котором находился мёд. Взяв его, Умар продал мёд за большую цену, чем та, за которую купили. А затем вернул потраченные средства своей жене, а остатки положил в Байт уль-Маль, после чего сказал: «Ты использовала верховых животных мусульман для желаний Умара».

Позиция Умара ибн Абдуль-Азиза в отношении нуждающихся

В жизни Умара было много историй, где нуждающиеся не стояли под его дверью и не ждали разрешения от хаджиба, чтобы войти. В этих историях ярко прослеживается милосердие Умара. Вот некоторые из них:

— Амир ибн Убайда рассказывал: «Одно из первых, что отверг Умар на посту халифа, произошло во время джаназы. Обычно, когда халифы приходили на джаназа, им приносили плащ для того, чтобы они сидели на нём. То же самое сделали и для Умара. Однако Умар пнул плащ в сторону и сел на землю. В этот момент к нему подошёл человек и сказал: «О повелитель правоверных! Я испытываю крайнюю нужду и уже иссякли все мои силы. Прошу тебя Аллахом, прими меня к себе!». В этот момент в руках Умара была палка, на которую он опирался. Умар обратился к человеку: «Повтори, что ты сказал». Мужчина повторил: «О повелитель правоверных! Я нуждаюсь в помощи, и больше нет сил терпеть. Прошу тебя Аллахом, прими меня к себе!». После чего Умар заплакал, да так, что слёзы потекли даже по палке. Затем он спросил: «Сколько вас в семье?». Мужчина ответил: «Нас пятеро: я с женой и трое детей». Умар сказал: «Я решил выдать тебе и твоей семье 10 динаров. И прикажу выдать тебе ещё 500 динаров, 200 — из моего имущества, а 300 — из средств закята».

— Приводится от Мусы ибн аль-Мугыри: «Я слышал, как Рабах ибн Убайд аль-Бахили рассказывал: «Как-то я находился рядом с Умаром ибн Абдуль-Азизом, и в этот момент к нему прибыл бедуин и сказал: «О повелитель правоверных! Со мной к тебе пришла нужда, и уже наступил придел этому. Аллах непременно спросит с тебя в Судный день». На что Умар сказал: «Горе тебе, повтори ещё раз, что ты сказал». Мужчина повторил ещё раз. После услышанного Умар опустил голову, а его слёзы стали падать на землю. Через некоторое время он поднял голову и сказал: «Горе тебе. Сколько вас человек?». На что мужчина сказал: «Я и 8 дочерей». После чего Умар повелел выдать ему 300 динаров, а дочерям — 100. Затем добавил ему свои 100 дирхамов со словами: «Эти 100 дирхамов я даю тебе из своего имущества, а не из имущества мусульман. Поэтому иди и избавь себя от нужды, пока не придёт время выплаты закята, и ты возьмёшь оттуда свою долю».

— У Умара ибн Абдуль-Азиза был посыльный, который никогда не отказывался принимать от людей письма, что ему приносили. Таков был обычай во времена Умара. Однажды посыльный выехал из Египта, и по дороге ему повстречалась египтянка, которая дала ему письмо, адресованное Умару. Этой египтянкой была чернокожая освобождённая рабыня по имени Фартуна; освободил её человек, которого звали Зу Асбах. В этом письме говорилось, что вокруг её дома есть небольшая стена, иногда воры ломают эту стену и воруют её курочек. На это письмо Умар ответил так: «С именем Аллаха — Милостивого, Милосердного. От раба Аллаха, правителя правоверных Фартуне, вольноотпущеннице Зу Асбаха. До меня дошло твоё письмо и весть о твоей стене, а также то, что к тебе заходят и воруют твоих курочек. Я написал письмо Айюбу ибн Шархабилю (он был важным чиновником в Египте), где повелел ему отстроить и укрепить твою стену от того, чего ты опасаешься, если на то будет воля Аллаха». Айюбу ибн Шархабилю он написал следующее: «От раба Аллаха Умара, правителя правоверных, Шархабилю. Фартуна, вольноотпущенница Зу Асбаха, написала мне письмо, в котором жаловалась на свою стену, на то, что у неё воруют курочек. Она просила укрепить её стену, и если до тебя дойдёт это моё письмо, то езжай к ней сам лично, и укрепите ей эту стену». Когда же к Айюбу пришло письмо от халифа, он прибыл в Аль-Гизу (мухафаза в Египте, расположена в центральной части страны, к юго-востоку от Каира) и стал расспрашивать о Фартуне, пока не нашёл её. Это была бедная чернокожая женщина. Он оповестил её о том, что ему поручил повелитель правоверных, а затем укрепил стену.

Это лишь вершина айсберга праведных дел халифа Умара ибн Абдуль-Азиза. Ознакомление с жизнью Умара заставляет душу страстно желать возвращения Второго Праведного Халифата. Быть может, это разбудит в мусульманах старание и усердие! Может, это заставит мусульман проснуться для оказания помощи своей религии. Поэтому я обращаюсь ко всем мусульманам, чтобы они присоединились к тем, кто ведёт деятельность по установлению Второго Праведного Халифата. Быть может, мужи из обладателей силы прочтут эту статью, и в них воспылает энтузиазм, который подтолкнёт их оказать помощь Исламу и несению его призыва к людям. Обладатели силы должны внести вклад в осуществление обещания Аллаха и радостной вести Посланника (с.а.с.) в лице Второго Праведного Халифата.

О Аллах, открой сердца мусульман и обладателей силы для нашего призыва, чтобы мы смогли установить Халифат. Только Ты наш Покровитель и Ты над каждой вещью мощен!


Юсуф Абу Ислам