Образ размышления над переменами между Исламом и Западом

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Размышление о переменах, а точнее — об изменениях, является одной из жизненных потребностей, чтобы человек мог продвигаться вперёд в ведении своих дел. Если перестать думать об изменениях, то жизнь останавливается, прекращается движение вперёд, исчезает продуктивность, жизнь остаётся примитивной без какого-либо творчества или прогресса.

Для размышления об изменениях необходима основа, на которой будут строиться желаемые перемены. Если эта основа является правильной, то изменения будут верными. Но если она окажется неправильной, то и изменения будут неверными. Обычные и ведомые люди стараются не думать об изменениях, поскольку перемены требуют определённых типов людей. Как правило, это избранные сыны народа или пионеры своего времени в силу деликатности их работы, от которой напрямую зависят все сферы жизнедеятельности человека.

Выдающийся учёный-современник Такыюддин Набхани, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Мышление» говорит: «Размышление об изменении является необходимым для жизни. Ибо застой в жизни и фатальная обречённость являются наиболее опасной болезнью, приводящей народы и нации к исчезновению после определённых происшествий с истечением времени. Поэтому размышление об изменении является одним из важнейших видов мышления. Инертные, безынициативные и ленивые люди не могут и не будут думать о переменах, поскольку цена преобразований очень велика.

Также люди, ведомые определёнными привычками, видят в рассуждениях о переменах вред для себя и считают сложным переход из одного положения в другое. Поэтому против изменений выступают ленивые и деградировавшие люди и так называемые «консерваторы», а также власть имущие, управляющие жизнью и пропитанием (уделом) обычных трудящихся людей. Поэтому размышление об изменении представляет угрозу для жизни того, кто решил заняться этим. Самая яростная и беспощадная борьба ведётся именно против этого вида мышления.

Размышление об изменении, будь то изменение индивидуумов и их положения или изменение общества, положение народов и наций или чего-то другого, нуждающегося в изменении, необходимо начинать с основы, на которой человек выстраивает свою жизнь, ну а затем — с общества, которое, либо не имеет вообще основы, либо имеет неправильную основу, и в завершение — с положений дел, находящихся в неверном порядке. Эта основа, на которой строится жизнь, приводит эту жизнь либо к подъёму, либо к упадку. Эта основа делает человека либо счастливым, либо несчастным. Она формирует взгляд человека на жизнь и положение жизненных дел.

Первым делом необходимо обратить внимание на эту основу. Если она является разумной доктриной (акыдой), находящейся в гармонии с природой человека, то она не нуждается в изменении. Никому из людей даже в голову не придёт мысль о её изменении, поскольку эта основа является той основой, на которой должна зиждиться жизнь. Потому изменения и преобразования требуются там, где вещи разложены неправильно и когда дела идут неверно, одним словом, там, где ошибка очевидна и ощутима для здравомыслящего человека со здоровой жизненной энергией.

Когда человек убеждён на все 100% в правильности чего-либо и в верности дела, а своей жизненной энергией ощущает удовлетворённость и умиротворение, то мысль об изменении у него не будет возникать вообще. Поэтому человек не будет задумываться об изменении, если основой его жизни служит разумная доктрина, находящаяся в гармонии с его природой.

Однако если основа, которая регулирует жизнь человека, общества и положение дел, отсутствует в целом или существует, но является ошибочной, то размышлять об изменении чего-либо иного прежде размышления об изменении этой основы будет неправильным. Другими словами, не стоит приступать к изменению чего-либо до изменения доктрины, в которую веруют люди. Мусульмане, удостоенные разумной доктриной, соответствующей природе человека, обязаны свершить преобразования в людях, не имеющих определённую доктрину или придерживающихся порочной доктрины, которую отвергает как разум, так и природа человека. Поэтому мусульмане обязаны (фард) донести исламский призыв до всех людей, которые не являются мусульманами, даже если это приведёт к конфликту с неверующими, которые не обладают разумной доктриной, находящейся в гармонии с природой человека.

Изменение необходимо начинать с основы. Если основа изменится, и её место займёт убедительная и правильная основа, тогда человек начнёт думать о том, как изменить общество и положение дел. Изменение обществ и положение дел возможно лишь с изменением критериев, понятий и убеждений, поскольку убедительная и правильная основа служит базовым критерием для всех критериев, основополагающим понятием для всех понятий и главным убеждением для всех убеждений.

Поэтому лишь с появлением этой основы можно изменить критерии, понятия и убеждения, а значит, изменить общество и положение дел. Поскольку, если изменятся все ценности, т.е. ценность вещей и идей, то изменятся и составные образа жизни. Человек должен думать о преобразовании, т.е. изменениях. Если он не думает об этом, необходимо пробудить в нём желание к этому. И каждый, кто обладает разумной доктриной, находящейся в гармонии с природой человека, имеет свои рассуждения об изменении либо благодаря кроющейся в нём силе, либо посредством перемен, когда задумывается о фактических переменах на поприще своей жизни.

Об изменении размышляют не только те, кто чувствует необходимость изменения своего положения или своих взглядов. Напротив, такие размышления возникают при наличии положения, требующего изменения. Поэтому человек размышляет не только об изменении себя, своего положения, общества, в котором он живёт, своего народа и нации. Напротив, он размышляет также об изменении других людей, другого общества и положений чужих людей, поскольку неотъемлемой составной человека являются чувства гуманизма, которые заставляют его думать о человеке, где бы он ни был, будь он в своём или чужом городе, будь он в своём или чужом государстве, будь он среди людей своей нации или нет. Человек стремится осуществить изменения в любом требующем изменений месте.

Размышления об изменении исходят из глубины души и вызываются событиями жизни, а точнее — обычными жизненными переживаниями. Размышление об изменении имеется даже у тех сил, которые борются с ним, чувствуя, что изменение представляет для них опасность. Существование в человеке размышлений об изменении является неизбежным. Однако люди начинают задумываться об изменении либо путём убеждения, либо путём форс-мажорных обстоятельств. Стоит человеку ощутить изменение в жизни или понять ценность изменения, то размышление об изменении становится лёгким, поскольку это возвращает людям собственные ощущения необходимости в переменах, что толкает их задуматься об изменении. Поэтому каждый мусульманин обязан размышлять об изменении к лучшему».

После прочтения данных строк из книги «Мышление» широко открывается дверь для размышлений об изменении сегодняшнего плачевного положения мусульман, которое не вызывает зависти даже у врага. Скорее, враг и способствовал возникновению этого положения посредством своего метода изменения, основывающегося, в первую очередь, на отделении религии от жизни, во-вторых, на воплощении индивидуализма, ну а затем — на утилитаризме, а подробнее — на оценке вещей под углом чистой выгоды исключительно с точки зрения материальной ценности, не принимая во внимание другие ценности: гуманные, моральные и духовные.

Это и есть капиталистическая культура, которую приняли в свою основу западные сообщества после отделения религии от жизни во время так называемой «Великой индустриальной революции», произошедшей в XVIII–XIX веках в Европе. Вслед за ней последовала Америка. В дальнейшем Россия так же приняла эту идеологию после краха социалистической системы, представленной в Советском Союзе. Что касается китайцев, то руководство Китая начало приобщаться к капиталистическому лагерю, делая это с некой застенчивостью и нежеланием.

Сегодня, на протяжении сотни лет, вольно или невольно, мы движемся в потоке перемен, порождённых западным образом мышления. Это не произошло бы, если бы не был разрушен Османский Халифат, который выступал щитом от вирусов западного мышления, разлагающих все ценности, кроме материальной. Это добровольное или принудительное нахождение в атмосфере западного понимания перемен весьма негативно сказалась на исламском образе мышления, который зиждется на принципе спасения людей от мраков невежества через выведение их к свету Ислама, а также на слиянии бренной жизни с Вечной (дунья и ахира) и гармоничном подъёме общества на высшие уровни материальных, духовных, человеческих и моральных достижений.

С падением системы исламских ценностей мусульмане утратили собственное восприятие жизни или обрели искажённое восприятие её. Они стали пренебрегать судьбоносными и главными проблемами и оказались не защищёнными перед врагами по причине отсутствия предводителя, стоящего на защите жизни, чести и достоинства всех мусульман.

Наиболее уязвимой группой этого смертоносного вируса в образе мышления выступает молодёжь. Именно эта группа играет основную роль в реализации проектов перемен и возрождения. Произошли большие изменения в образе мышления молодых мусульман с тех пор, как Запад установил своё господство над мусульманскими странами. Если провести сравнительное исследование между современным молодым поколением в мусульманских странах и таким же поколением в раннюю эпоху Ислама, мы обнаружим существенный разрыв между мышлением этих двух поколений молодых людей и большое различие в целях и устремлениях этих двух групп мусульманской молодёжи. Мы будем шокированы большой разницей в величине достижений между этими двумя группами молодых мусульман во всех сферах жизни.

Странно, что число исламских учёных в нашем столетии намного меньше, чем в прошлые века. К сожалению, число военных лидеров, способных повести за собой Умму к победам в наше время, уменьшается или почти исчезает по сравнению с числом доблестных полководцев, свершивших великие завоевания в прошлые века вместе с армиями, подразделениями и батальонами. Удивляешься тому дефициту научных изобретений, которые позволили бы Умме добиться научного прогресса и совершенствования вооружений, вакцин, лекарств и других предметов первой необходимости. Ведь предыдущие поколения уже вывели и заложили для этого научные основы и достигали вершин и высоких степеней, особенно если учесть, что Запад принял эти основы для своего научного развития.

Парадокс заключается в том, что мусульмане обладают самой высокой долей молодёжи по сравнению с другими народами, но находятся позади всех, словно пена от дождя. Хуже того, большая часть молодёжи сегодня занимается пустяками и проводит свои часы в переполненных спортивных залах, на стадионах и в других развлекательных общественных местах. Причём, это в лучшем случае, если им удалось спастись от реальности и последствий безработицы, не говоря уже об их жалких мечтаниях и отсутствии высоких целей.

Если и дальше проводить сравнение, то одной статьи будет недостаточно для описания отличий. Однако нам следует рассмотреть образ мышления и его влияние на то плачевное положение, в котором мы оказались. Возможно, мы найдём ключевую причину затянувшегося нынешнего отсталого положения Исламской Уммы среди других народов. Этой причиной является большое стремление молодых мусульман осознанно или неосознанно принять западный образ мышления относительно перемен и их нежелание принять исламский образ мышления относительно них же.

Это потому, что они смирились с порочной реальностью и адаптировались к ней, а также приняли её как источник для своих размышлений, а не предмет для размышления. В итоге они лишились исламского образа мышления, основанного на принятии реальности в качестве предмета для размышлений, а не как источника. Для полной ясности этого мы рассмотрим наиболее значимые вехи перемен, произошедшие в истории человечества, чтобы продемонстрировать эту истину, связанную с изменением:

1. Связанные с изменением действия пророков (а.с.) в собственных народах.

2. Действия Пророка Мухаммада ﷺ в Мекке и её окрестностях с целью изменения арабских сообществ и рождение исламской идеологии.

3. Большевистская революция и возникновение социалистической идеологии, в т.ч. коммунистической.

4. Великая индустриальная революция и возникновение капиталистической идеологии.

В данной статье мы не станем подробно объяснять каждый из четырёх вышеупомянутых пунктов. Однако стоит отметить, что идея заключается в пояснении того, что процесс изменения не является реформаторским или вносящим некие поправки, а напротив, революционным во всех аспектах, поскольку это предусматривает отмену старых преобладающих идей, чувств и систем, которые регулировали отношения между людьми и утверждение новых идей, чувств и систем в обществе. Именно такое изменение свершил Пророк Мухаммад ﷺ в своё время, и он сделал это единственным шариатским методом для достижения изменений согласно словам Всевышнего Аллаха:

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡۗ وَإِذَآ أَرَادَ ٱللَّهُ بِقَوۡمٖ سُوٓءٗا فَلَا مَرَدَّ لَهُۥۚ وَمَا لَهُم مِّن دُونِهِۦ مِن وَالٍ

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина кроме Него» (13:11).

Упоминаемое в аяте изменение предусматривает коллективное, а не индивидуальное изменение, как это воображают некоторые. Поскольку употребляемые в аяте слова «они», «не изменят», «самих себя» и т.д. приводятся во множественном числе.

Аналогичное свершил в своей жизни и Пророк Мухаммад ﷺ. Сначала он ﷺ изменил себя, после — сподвижников, а затем сформировал из последних сплочение в мекканском обществе. Затем это сплочение начало компрометировать общественные системы, выставлять идолов в никчёмном виде, бросать тень на идеалы язычников, осуждать их экономические и социальные устои, связывая всё это с Ахиратом — последующей вечной жизнью. Одновременно с этим сплочение представляло жителям Мекки идеологическую и законотворческую альтернативу под углом политических перемен и изменения существующего режима правления. При изучении совокупности следующих аятов и внимательном рассмотрении их с точки зрения желания перемен можно ясно увидеть это:

إِنَّكُمۡ وَمَا تَعۡبُدُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ أَنتُمۡ لَهَا وَٰرِدُونَ ٩٨

«Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдёте» (21:98),

وَإِذَا ٱلۡمَوۡءُۥدَةُ سُئِلَتۡ ٨ بِأَيِّ ذَنۢبٖ قُتِلَتۡ ٩

«Когда зарытую живьём спросят, за какой грех её убили» (81:8,9).

Так же, если внимательно прислушаться к словам Посланника Аллаха ﷺ в разных случаях, имевших связь с процессом изменений, можно заметить, что процесс изменения является коллективным, что задача перемен ложится на плечи группы, а не отдельных индивидов.

Ибн Аббас сообщил о том, что Али ибн Абу Талиб поведал ему следующее:

لَمَّا أَمَرَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ نَبِيَّهُ أَنْ يَعْرِضَ نَفْسَهُ عَلَى قَبَائِلِ الْعَرَبِ خَرَجَ — وَأَنَا مَعَهُ وَأَبُو بَكْرٍ — إِلَى مِنًى حَتَّى دَفَعْنَا إِلَى مَجْلِسٍ مِنْ مَجَالِسِ الْعَرَبِ

«Когда Аллах приказал Своему Посланнику представить себя арабским племенам, он и вместе с ним я и Абу Бакр вышли в Мину и дошли до места, где собираются арабы...». Хадис завершается тем, что когда Пророк Мухаммад ﷺ представил себя племени Бану Шайбан, то аль-Мусанна ибн Хариса сказал: «Это дело, к которому ты нас призываешь, ненавистно королям. У нас договор с Хосроем, что мы не будем нападать и давать приют зачинщикам конфликта. Если ты захочешь, мы предоставим тебе защиту и помощь только в пределах вод арабов». В ответ на это Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

مَا أَسَأْتُمْ بِالرَّدِّ إِذْ أَفْصَحْتُمْ بِالصِّدْقِ، إِنَّ دِينَ اللهِ لَا يَنْصُرُهُ إِلَّا مَنْ أَحَاطَهُ مِنْ جَمِيعِ جَوانِبِهِ

«Вы не опечалили меня своим отказом, ибо сказали правду. Поистине, религии Аллаха сможет помочь только тот, кто охватил её со всех сторон» (хадис был передан имамом аль-Байхакый в книге «Ад-Даляиль», а аль-Хафиз ибн Хаджар назвал его надёжным).

Сообщил Мусаддад со слов Яхьи, со слов Исмаила, со слов Къайса от Хаббаба ибн аль-Аратта (р.а.), который сказал: «Однажды, когда Посланник Аллаха ﷺ находился в тени Каабы, положив под голову свой плащ, мы стали жаловаться ему: «Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?». В ответ на это Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

قَدْ كَانَ مَنْ قَبْلَكُمْ يُؤْخَذُ الرَّجُلُ فَيُحْفَرُ لَهُ فِي الْأَرْضِ فَيُجْعَلُ فِيهَا، فَيُجَاءُ بِالْمِنْشَارِ فَيُوضَعُ عَلَى رَأْسِهِ فَيُجْعَلُ نِصْفَيْنِ، وَيُمْشَّطُ بِأَمْشَاطِ الْحَدِيدِ مَا دُونَ لَحْمِهِ وَعَظْمِهِ، فَمَا يَصُدُّهُ ذَلِكَ عَنْ دِينِهِ. وَاللَّهِ لَيَتِمَّنَّ هَذَا الْأَمْرُ حَتَّى يَسِيرَ الرَّاكِبُ مِنْ صَنْعَاءَ إِلَى حَضْرَمَوْتَ لَا يَخَافُ إِلَّا اللَّهَ وَالذِّئْبَ عَلَى غَنَمِهِ، وَلَكِنَّكُمْ تَسْتَعْجِلُونَ

«Среди живших до вас бывало так, что человека хватали, рыли для него в земле яму, помещали туда, а потом приносили пилу, клали ему на голову, распиливали надвое и раздирали его мясо железными гребнями, проникавшими глубже костей, однако и это не могло заставить его отречься от своей религии! Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведёт это дело к завершению, и будет так, что всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха и волка для своих овец, но вы слишком торопитесь» (Бухари).

Передаёт Ибн Исхак: «Нам передал Асим ибн Умар ибн Кутада, что когда люди собрались присягнуть Посланнику Аллаха ﷺ во второй раз в горном ущелье Акаба, Аббас ибн аль-Убада ибн Надля аль-Ансарий сказал: «...Ведаете ли вы о том, на что вы присягаете этому мужчине?». Они ответили: «Да». Он сказал: «Поистине, вы присягаете ему на войну против красных и чёрных людей, поэтому если вы считаете, что когда постигнет ваше имущество беда и убьют ваших самых благородных людей, вы отречётесь от него, то это обернётся, клянусь Аллахом, позор для вас как в этом мире, так и в Последующем. Но если вы считаете, что выполните своё обещание, данное ему так, что даже если потеряете своё имущество и убьют ваших благородных людей, тогда примите его, и это будет, клянусь Аллахом, лучшим для вас как в этом мире, так и в Последующем». Они сказали: «Поистине, мы примем его, даже если постигнет беда наше имущество и погибнут наши благородные люди. Что нам будет за это, о Посланник Аллаха, если мы полностью выполним обещанное?». Пророк Мухаммад ﷺ ответил: «Рай!», — и протянул свою руку, а они присягнули ему». Пророк Мухаммад ﷺ не обещал им что-то из мирского и не обратил внимание на удовольствия ближайшего мира, хотя он прекрасно понимал, что Аллах поможет ему и одарит его общину благодатью этого мира. Он ﷺ не сделал акцент ни на что, кроме Последующей жизни — Ахирата. Поэтому, когда люди спросили его ﷺ о награде за принесение присяги, он ответил: «Рай», — и ничего не обещал кроме этого.

Эти и множество других текстов говорят о трёх вещах:

1. Образ мышления должен быть шариатским. Он не должен строиться на логике, реальности, научных аксиомах и других путях мышления.

2. Образ мышления должен быть коллективным. Он не должен быть индивидуальным.

3. Последовательность дел перемен. Действия и этапы изменения должны быть последовательными, комплексными и взаимосвязанными друг с другом, а не спонтанными и импровизированными.

Следовательно, все мусульмане должны участвовать в процессе изменений в соответствии с шариатскими условиями, т.е. в соответствии с методом первого верного изменения, осуществлённого Пророком Мухаммадом ﷺ, для того, чтобы добиться второго верного изменения, которое увенчается появлением Второго Праведного Халифата по методу пророчества. Помимо этого, от мусульман требуется избавиться от порочных западных идей, которые прокрались в их сознание и уклонили их от шариатского метода перемен, а точнее, лишили многих обычного размышления об изменении после того, как арабские и иноземные предатели учинили негативные изменения путём разрушения Османского Халифата.

Мусульманская молодёжь, стремящаяся ко второму положительному изменению, должна уяснить для себя следующие истины:

Капиталистическая культура неотвратимо идёт к краху. Так называемый «либерализм» вызвал всеобщее негодование со стороны всего человечество по причине тех кризисов, бед и несчастий, которые он навлёк на весь мир.

Западные политики живут между двумя тревогами:

1. Страх перед падением западной капиталистической идеологии.

2. Страх перед возвращением Ислама в управление миром.

Нынешняя стадия — это этап падения западной культуры и подъём исламской, с дозволения Всевышнего Аллаха.

Желаемое нами изменение заключается в содержательном и глобальном изменении, а не просто в смене систем. Поэтому не стоит удивляться тем трудностям и тому длительному времени, которые приходится переживать в нашей деятельности, ведь она требует, в первую очередь, избавиться от западного образа мышления и ограничиться лишь исламским методом изменения. А это не под силу никому, кроме идеологической партии, строящей своё мышление и формирующей своих приверженцев на этом методе, пока последний не станет неотъемлемой частью их личности ввиду того, что они — носители призыва и государственные мужи, подражая партии Пророка Мухаммада ﷺ и его благородным сподвижникам (р.а.).

Желаемое нами изменение для единой Исламской Уммы заключается в настойчивой деятельности по восстановлению исламского государства «Праведный Халифат» по методу пророчества, которое примет Ислам в основу своего мировоззрения, устройства, аппаратов, судопроизводства и всей жизни в целом, а также понесёт Ислам всему миру в качестве послания добра и света путём джихада и призыва на пути Аллаха.

Победу предоставляет только Всевышний Аллах. Он дарует её тому, кому пожелает из числа Своих рабов, когда и где Он этого захочет.

وَمَا ٱلنَّصۡرُ إِلَّا مِنۡ عِندِ ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

«Победа может быть только от Аллаха. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (8:10).

В заключение мы призываем молодых мусульман принять твёрдое решение идти по пути правильного мышления о переменах и приобщиться к искренним и серьёзным деятелям, работающим над установлением для мусульман Второго Праведного Халифата, поскольку этого достаточно для того, чтобы свершить необходимые преобразования в сегодняшней жизни мусульман и заменить их нынешние страдания и беды на благополучие и спокойствие, а также вывести всё человечество из тьмы на свет. Пусть знают ответившие на этот призыв искренние мусульмане, что если их старания будут соответствовать стараниям первых сподвижников, то они получат награду в пятьдесят раз больше, чем первое поколение, как об этом говорится в благородном хадисе, переданном от Утбы ибн Газвана, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:

إِنَّ مِنْ وَرَائِكُمْ أَيَّاماً الصَّبْرُ فِيهِنَّ مِثْلُ الْقَبْضِ عَلَى الْجَمْرِ، لِلْعَامِلِ فِيهِنَّ مِثْلُ أَجْرِ خَمْسِينَ رَجُلاً يَعْمَلُونَ مِثْلَ عَمَلِكُمْ، قَالَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الْمُبَارَكِ وَزَادَنِي غَيْرُ عُتْبَةَ: قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَجْرُ خَمْسِينَ مِنَّا أَوْ مِنْهُمْ؟! قَالَ: بَلْ أَجْرُ خَمْسِينَ مِنْكُمْ

«После вас наступят дни, во время которых проявление терпения будет подобно удержанию в руках раскалённых углей. В эти дни те, кто будет действовать подобно вам, получат награду пятидесяти тех, кто так действует» ‹...› Люди сказали: «О Посланник Аллаха, награду пятидесяти из нас или из них?». Он ﷺ сказал: «Нет, пятидесяти из вас!» (шейх Альбани приводит хадис в графе достоверных).

وَٱللَّهُ غَالِبٌ عَلَىٰٓ أَمۡرِهِۦ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ

«Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» (12:21),

وَيَقُولُونَ مَتَىٰ هُوَۖ قُلۡ عَسَىٰٓ أَن يَكُونَ قَرِيبٗا

«И скажут: «Когда же это произойдёт?». Скажи: «Быть может, это произойдёт очень скоро!» (17:51).

 

Рула Ибрахим — Шам