Здравоохранение в исламском государстве (5)

Здоровье человека:

2 – Лечение


Посланник Аллаха (с.а.с.) рекомендовал мусульманам лечиться и оповестил их о том, что Всевышний Аллах не давал недуга, не дав от этого исцеления и лечения, вне зависимости от того, дошел ли человек до этого излечения или нет.

Если лекарство соответствует болезни, то больной излечивается, по воле Аллаха, и в этом есть побуждение для мусульман стремиться к исцелению, по воле Всевышнего Аллаха, который создал в лекарстве свойство исцеления. Муслим в своем «Сахихе» передает, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «От каждой болезни есть лекарство и если лекарство постигнет болезнь, то больной излечивается, по воле Аллаха». В хадисе Усамы ибн Шариика говорится: «Лечитесь, о рабы Аллаха. Поистине, Всевышний Аллах не ниспосылал недуга, не ниспослав от него лечение за исключением смерти и старости». Приводят Ахмад, Аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад» и остальные четверо. Проверено Ат-Тирмизи, Ибн Хузаймой и Аль-Хакимом.

Поэтому в лечении много блага, даже если и болезни от Всевышнего Аллаха, потому что исцеление также от Всевышнего Аллаха. Передает имам Малик в «Аль-Муватта» хадис мурсаль от Зайда ибн Аслама, что некий человек во время Посланника Аллаха (с.а.с.) был ранен и рана начала кровоточить. И этот человек позвал двух человек из племени Бану Анмар. Они посмотрели на него, и Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил их: «Кто из вас более сведущ в медицине?» Они ответили: «Разве в медицине есть благо, о Посланник Аллаха? И Зайд утверждал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Лекарства низвел тот же, кто низвел болезни».

Также Посланник Аллаха (с.а.с.) принимал лекарства в конце своей жизни. Передает имам Ахмад в «Муснаде» от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «Посланник Аллаха (с.а.с.) болел в конце своей жизни, и к нему приходили арабские делегации со всех сторон и говорили о его болезнях, а я лечила их». Хадис хасан согласно Хамзе и Ахмаду аз-Зайну.

Однако почему в хадисах Посланник Аллаха (с.а.с.) рекомендовал лечиться, а не сделал это обязательным. Потому что в хадисах нет къарины, указывающей на обязательность. А просто приказ о лечении в хадисах не указывает на обязательность, если нет къарины. А эти хадисы указывают на рекомендацию, потому что в них приводится только извещение о том, что для каждой болезни есть свое лекарство, и они побуждают людей искать эти лекарства для приобретения исцеления. Также приводятся другие хадисы, указывающие на дозволенность не лечиться, как слова Посланника Аллаха (с.а.с.): «В Рай войдут семьдесят тысяч человек из моей Уммы без расчета». Его спросили: «Кто они, о Посланник Аллаха?» Он (с.а.с.) ответил: «Это те, которые не прижигаются, не лечатся и на Господа своего полагаются». Передал Муслим. И воздержанность от прижигания это и есть оставление лечения согласно словам Посланника Аллаха (с.а.с.): «Если в чем-то и было исцеление, так это в кровопускании или в огне, но я не люблю прижигаться». Передал Аль-Бухари. Несмотря на это Посланник Аллаха (с.а.с.) осведомил, что они войдут в Рай без расчета из-за того, что оставили это дело на своего Господа и положились на Него в своих делах.

В другом хадисе у Аль-Бухари приводится, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал Ата ибн Абу Рабаху: «Не показать ли мне тебе женщину из числа обитателей Рая?» Ата сказал: «Да». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это чернокожая женщина, которая пришла к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала: «Поистине, я падаю в обморок и обнажаюсь. Обратись с мольбой к Аллаху за меня». Он (с.а.с.) сказал: «Если проявишь терпение, то тебе будет Рай, а если хочешь, то я обращусь к Аллаху с мольбой о твоем исцелении». Она сказала: «Я буду терпеть». И сказала: «Я обнажаюсь, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы я не обнажалась». И он обратился за нее с мольбой. Предоставление выбора Посланником Аллаха (с.а.с.) женщине между терпением взамен на Рай и обращение с мольбой к Аллаху, чтобы он вылечил ее, указывает на дозволенность оставления лечения. И из-за сильного побуждения Посланником Аллаха (с.а.с.) лечиться это дело в вышеприведенных хадисах несет в себе рекомендацию и не является просто дозволенным делом.

Это что касается лечения и поиска лекарств. А что касается обеспечения граждан лекарствами, то это входит в обязанности государства согласно доказательствам, приведенным выше об обязательности здравоохранения, ибо лекарства – это часть здравоохранения.

То, что государство должно обеспечивать своих граждан лекарствами и тому подобным охватывает следующие вещи:


А) Оказание медицинской помощи, обслуживания и снабжение лекарствами:

Медицина – это лечение души и тела. А медик, в основе, человек, осведомленный в этих вопросах. Поэтому он назван медиком из-за того, что лечит больных. Приводится в «Муснаде» имама Ахмада от Абу Рамса Ат-Таймий, что он сказал: «Я пошел с отцом, когда был маленьким к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и отец мой сказал ему: «Поистине, я медик. Покажи мне тот товар, который у тебя на спине (имеет в виду печать пророчества)». Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «А что ты будешь с ней делать?» Он ответил: «Отрежу её». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Ты не медик, а помощник. Медик тот, кто поставил её (другой сказал: тот, кто её создал)». Его слова: ты не медик, а помощник означают: ты помощник, т.е. помогаешь больному, а Аллах излечивает и исцеляет.

Посланник Аллаха (с.а.с) приказал Саъду ибн Абу Рафиъ (да будет доволен им Аллах) пойти, когда он заболел, к Аль-Харису ибн Калада ас-Сакъфий, по прозвищу врач арабов, чтобы он вылечил его. Передал Ат-Табарани в «Аль-Муъджам аль-Кабир» от Муджахида от Саъда ибн Аби Рафиъ (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Ко мне зашел Посланник Аллаха (с.а.с.) навестить меня и положил свою руку на мою грудь и сказал: «Ты страдаешь от сердечной боли. Иди к Аль-Харису ибн Калада, ибо он человек-лекарь. Пусть он возьмет пять прессованных фиников Медины и потрет тебя их косточками». Аль-Хайсамий сказал в «Маджмаъ аз-Заваид» об этом хадисе: «В нем есть Юнус ибн аль-Хаджадж ас-Сакъфий, и я его не знаю. Остальные передатчики надежные». Об этом Юнусе сказал Ибн Хаджар в книге «Тахзиб ат-Тахзиб», что он надежный. Поэтому все передатчики хадиса надежные. Передал Ахмад в своем «Муснаде» и проверил Хамза Ахмад аз-Зайн, что Посланник Аллаха (с.а.с.) навестил некого человека, у которого была рана и сказал: «Позовите ему лекаря из такого-то племени». Они позвали его, а когда он пришел, то они сказали: «О Посланник Аллаха, разве от лекарства есть толк?» Он ответил: «Свят Аллах, разве Он ниспослал недуг до того, как ниспослал от него излечение?»

К лечению также можно отнести диету. У Ахмада и Ат-Тирмизи от Аль-Микъдама ибн Маъдий Кариб аль-Киндий в качестве марфуъ приводится следующий хадис: «Не наполняет сын Адама посуды хуже, чем живот. Достаточно сыну Адама еды, поддерживающей его жизнь. А если это невозможно, то треть для пищи, треть для воды и треть для него самого». Проверил Аль-Албани и Аль-Хаким и с ним согласился Аз-Захабий. Передали Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад и другие от Умм Аль-Мунзир бинт Къайс аль-Ансарийя, что она сказала: «К нам зашел Посланник Аллаха (с.а.с.) вместе с Али ибн Абу Талибом (да будет доволен им Аллах), а он был больным. У нас висели виноградные лозы и Посланник Аллаха (с.а.с.) ел из них. Также стал есть Али (да будет доволен им Аллах) и Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Стой, о Али, ты болен!» Я приготовила Посланнику Аллаха (с.а.с.) пшеницу и сахарную свеклу и он сказал: «О Али, можешь есть это, ибо это полезнее для тебя». Хадис является хасан у Аль-Албани. Приводит имам Малик в «Аль-Муватта», что Омар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) посадил на диету одного больного. Тот сказал: «Он посадил меня на диету так, что я сосал косточки от голода».

К лечению также можно отнести хирургию и прижигание. Приводит имам Муслим от Джабира ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «В день «аль-Ахзаб» Убайю ибн Къабу попали в вену посередине руки и Посланник Аллаха (с.а.с.) прижег рану».

К лечению также относится кровопускание. Приводит Аль-Бухари в своем «Сахихе» от Саида ибн Джубайра от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Исцеление бывает в трех вещах: в кровопускании или в меде или же в прижигании. Я же запрещаю своей Умме прижигание». Приводит Аль-Бухари от Анаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (с.а.с.) позвал юношу, занимающегося кровопусканием, и тот сделал ему кровопускание. Посланник Аллаха (с.а.с.) заплатил ему и сказал, чтобы ему уменьшили налоги. Что касается совмещения хадисов, которые запрещают прижигание, как хадис от Ибн Аббаса и Саида ибн Джубайра (да будет доволен ими Аллах) и хадис от Джабира ибн Абдуллы о прижигании Посланником Аллаха (с.а.с.), сделанным Убайю в день «аль-Ахзаб», то запрет прижигания указывает на нежелательность. А хадисы его действия указывают на дозволенность, если в этом есть нужда.

Что касается лечения психических заболеваний, то это было известно арабам еще до Ислама. И были те, кто лечил от сумасшествия как Дымад аль-Аздий. Когда пришел Ислам, то он признал лечение психических заболеваний и дозволил брать за это плату, если не были использованы языческие заклинания, содержащие ширк (многобожие).

Что касается признания Посланником Аллаха (с.а.с.) лечения сумасшествия и получения оплаты за лечение психических болезней, то передает Абу Дауд по цепочке, проверенной Аль-Хакимом и Аль-Албани от Хариджа ибн ас-Сальт ат-Тамимий, от его дяди, что он пришел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и обратился в Ислам. Затем вернулся и проходил мимо людей, около которых был сумасшедший, скованный в железо. Его семья спросила: «Нам сказали, что ваш товарищ пришел с благом. Есть ли у тебя что-нибудь для его лечения?» Я лечил его чтением аль-Фатихи, и он вылечился. Затем они дали мне сто овец и я пришел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и оповестил его об этом. Он спросил меня: «Говорил ли ты еще что-то?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Возьми их, поистине, ты взял их за истинное лечение». Передал Ат-Тирмизи по цепочке, проверенной Аль-Албани от Умайра Мавла Абу Лахма, что он сказал: «Я был в Хайбаре вместе с моими хозяевами, и они сказали Посланнику Аллаха (с.а.с.), что я раб. Он приказал мне опоясать меч, чтобы я нес его. Он приказал мне нести некоторые его вещи. Я показал ему свои заклинания, которыми я лечил больных. Тогда он приказал мне вычеркнуть некоторые из них и оставить некоторые. То есть Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал вычеркнуть то, что противоречило Корану и Сунне и оставить то, что не противоречит им.

Упоминание этих видов лечения психических и телесных болезней в Сунне и других текстах не ограничивает лечение ими. Потому что приказ о лечении в хадисе приводится в общей форме и охватывает все, что относится к слову лечение. К нему также относится лечение лучами, жирами, травами и т.д. – из того, что достигла современная наука или достигнет. То, что приводится в Сунне и других текстах – это некоторые виды лечений, которые были известны во времена Посланника Аллаха (с.а.с.) и его сподвижников. Необязательно то, что лекарство, прописанное Посланником Аллаха (с.а.с.) в хадисах, является наилучшим лекарством для определенной болезни. Напротив, может быть, прописанное в хадисе лекарство не возьмет болезнь, но её, к примеру, возьмет другое лекарство, достигнутое современной наукой. Это потому, что лечение и лекарства относятся к жизненным вопросам, относительно которых Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал, что мы более сведущи в этих вопросах. Передал имам Муслим от Рафиъ ибн Хадиджа, что он сказал: «Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) прибыл в Медину, они опыляли пальмы. Он спросил их: «Что вы делаете?» Они ответили: «Мы так делали всегда». Он сказал: «Если бы вы не делали этого, то было бы лучше». Они перестали это делать и пальмы не дали плодов. Они сказали это Посланнику Аллаха (с.а.с.), на что он сказал: «Поистине, я человек, и если я приказываю вам что-то в вашей религии, то совершайте это. А если приказываю вам что-то в мирских делах, то я такой же человек».

В другом риваяте у Муслима приводится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Вы лучше меня осведомлены в делах вашей жизни». Также Хубаб ибн аль-Мунзир сказал в день сражения при Бадре: «О Посланник Аллаха, эта позиция принята тобой от Аллаха и мы не должны ее менять или же это мнение, война и ухищрение?» Он ответил: «Нет, это мнение, война и ухищрение». Тогда он сказал: «О Посланник Аллаха, это неправильная позиция. Приблизься вместе с людьми поближе к воде и вырой за ней колодцы. А затем мы сделаем водоем, который заполним водой и будем сражаться с ними. Тем самым мы сможем пить, лишив их воды». И Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Ты говоришь верно».

Эти хадисы обособляют откровение, которое доводит Посланник Аллаха (с.а.с.) от Аллаха – законы, доктрину и идеи. Откровение не охватывает способы и средства, а также жизненные дела, как земледелие, производство, знания, связанные с медициной, лечением и лекарствами. Тема откровения касается предостережения, т.е. законодательства и законов. Всевышний Аллах сказал:

قُلْ إِنَّمَا أُنذِرُكُم بِالْوَحْيِ وَلَا يَسْمَعُ الصُّمُّ الدُّعَاء إِذَا مَا يُنذَرُونَ

«Скажи: «Я предостерегаю вас посредством откровения» (21:45).

И сказал Всевышний:

إِن يُوحَى إِلَيَّ إِلَّا أَنَّمَا أَنَا نَذِيرٌ مُّبِينٌ

«Мне внушается в откровении только то, что я всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель» (38:70).

Эти благородные аяты разъясняют, что здесь подразумевается то, что принес Посланник Аллаха (с.а.с.) – доктрину, законы и все, что приказано ему довести, не включая способы и средства и то, что схоже с этим, как, к примеру, медицинские знания.

Аль-Хаттабий говорит в книге «Аълам уль-хадис фи шархи сахих Аль-Бухари»: «Если обратишь внимание на то, что прописывает Посланник Аллаха (с.а.с.) из лекарств, то увидишь, что это метод арабов, за исключением того, что исходит от Посланника Аллаха (с.а.с.) в виде откровения. И это сверх того, что могут осознать медики или могут понять мудрецы. Некоторые исцеления могут исходить от его благословения при помощи мольбы и дуновения. Все, что он сказал из этого рода или сделал, считается хорошим, ибо он говорит только правду и поступает только правильно из-за его непогрешимости.

Что касается врачевания, то это хороший уход за больным. И оно охватывает укрепление здоровья, защиту от болезней, уход за больными, инвалидами или ранеными на поле боя.

Женщины во время Посланника Аллаха (с.а.с.) занимались врачеванием на поле боя. Приводит имам Муслим в своем «Сахихе» от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (с.а.с.) выходил на сражение с женщинами, которые лечили раненых. В «Сахихе» Аль-Бухари от Ар-Рубайый бинт Муаввиз передается, что она сказала: «Мы были с Посланником Аллаха (с.а.с.), поили и лечили раненых и отправляли мертвых в Медину». В «Табакъат аль-Кубра» у Ибн Саъда и в «Аль-Магъази» у Аль-Вакыдий от Умм Синан аль-Асламийя приводится, что она сказала: «Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) хотел выступить в Хайбар, я пришла и сказала ему: «О Посланник Аллаха, можно ли мне выступить с тобой, дабы поить водой, лечить больных и раненых, если будут раненые. Если же не будет, то я вернусь». Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «Выступай с благословением Аллаха. У тебя будут помощницы из твоего племени и из других, которые спросили у меня разрешения, и я разрешил им. Если хочешь, то выходи вместе со своим племенем, а если хочешь, то с нами». Я сказала: «С тобой». И он сказал: «Будь вместе с Умм Саламой, моей женой». Она сказала: «Я была с ней». Аль-Вакыдий в «Аль-Магъази» принимается, даже если в хадисах он является слабым.

Из вышеприведенных хадисов понимается дозволенность женщине лечить чужого мужчину при необходимости, которая должна ограничиваться только ею и тем, что связано с этим, как взгляд, ощупывание и т.д. Также по аналогии разрешается мужчине лечить чужую женщину.


Б) Помощь в восстановительном периоде:

Хороший уход за пациентом требует того, чтобы он не утомлял себя в восстановительный период, пока не выздоровеет полностью. В этот период он не должен обременяться так, чтобы это ослабило его здоровье. Поэтому государство должно предоставлять необходимые средства, как, например, деньги, если у него их нет. И период выздоровления определяется врачами.


В) Предоставление помощи и услуг инвалидам, немощным и сумасшедшим:

Родственники инвалидов, немощных и сумасшедших берут на себя расходы на них. Под расходованием имеется в виду еда, одежда и жилье. А государство получает эти расходы принудительно от тех, на кого возложено это расходование.

А что касается немощных, инвалидов и сумасшедших, у которых нет близких, или их близкие не могут расходовать на них, то шариат обязал государство расходовать на них. Передал имам Муслим от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто оставил после себя имущество, оно принадлежит его наследникам, а кто оставил сироту, то его обеспечение лежит на нас». Также от Абу Хурайры у имама Муслима приводится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада! Нет на земле такого верующего, забота о котором не была бы на мне. Кто из вас оставит за собой долг или неимущих, то я их попечитель. И кто из вас оставит за собой имущество, то оно принадлежит наследникам». Это является указанием на то, что расходование на них входит в обязанность государства.

Что касается того, в чем нуждаются инвалиды и немощные, как разные оборудования, устройства или услуги, которые облегчают им их труд, как инвалидные коляски, костыли или слуховые аппараты, то государство должно обеспечивать им их, потому что они относятся к необходимым вещам, лишение или недостача которых приводи к вреду. А вред запрещен согласно словам Посланника Аллаха (с.а.с.): «Не вреди себе и не вреди другому». Передал Ад-Дарукутний, и это является достоверным у Аль-Хакима согласно условию Муслима. Также эти оборудования и услуги входят в сферу медицины, ибо целью является лечение немощности, возникшей в процессе потери органа или нарушения его функции. А медицина, как мы говорили раньше, входит в обязанность государства перед подопечными.

Кроме того, исламское государство должно создавать дома, необходимые для ухода за умственно или физически отсталыми людьми из числа тех, родители которых не могут заботиться о них из-за тяжелой степени их инвалидности и их нужды в особом уходе. Или для тех, кто может причинить вред своей семье или обществу, если их не изолировать и не контролировать. Государство должно быть обеспокоено тем, что такие дома должны быть оборудованы всем необходимым для этих инвалидов и чтобы обращение с ними было хорошим.

Шариат облегчил родителям инвалидов и больных и не возложил на них то, что им не под силу. Всевышний Аллах сказал:

لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْساً إِلاَّ وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا رَبَّنَا وَلاَ تَحْمِلْ عَلَيْنَا إِصْراً كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِنَا رَبَّنَا وَلاَ تُحَمِّلْنَا مَا لاَ طَاقَةَ لَنَا بِهِ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا أَنتَ مَوْلاَنَا فَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).

И сказал Всевышний:

لِيُنفِقْ ذُو سَعَةٍ مِّن سَعَتِهِ وَمَن قُدِرَ عَلَيْهِ رِزْقُهُ فَلْيُنفِقْ مِمَّا آتَاهُ اللَّهُ لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْساً إِلَّا مَا آتَاهَا سَيَجْعَلُ اللَّهُ بَعْدَ عُسْرٍ يُسْراً

«Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему» (65:7).

К милости Всевышнего Аллаха относится то, что шариат обратил внимание на права этих нуждающихся во многих законах и облегчил им их участь. Передает Аль-Бухари в своем сборнике от Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (с.а.с.) продиктовал ему: «Не сравнятся сидящие из верующих и сражающиеся на пути Аллаха». И пришел к нему Ибн Умм Мактум и сказал: «О Посланник Аллаха, если бы я мог воевать, то воевал бы». Но он был слепым. И Всевышний Аллах ниспослал это своему Посланнику (с.а.с.), когда его нога была на моей, и мне стало тяжело от этого. Затем ушла печаль Посланника Аллаха (с.а.с.) и Аллах ниспослал: «Кроме испытывающих тяготы». И сказал Всевышний Аллах, облегчая участь тех, кто имеет особую нужду:

لَيْسَ عَلَى الْأَعْمَى حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْأَعْرَجِ حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْمَرِيضِ حَرَجٌ وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ وَمَن يَتَوَلَّ يُعَذِّبْهُ عَذَاباً أَلِيماً

«Нет греха на слепом, и нет греха на хромом, и нет греха на больном. Кто подчинится Аллаху и Его Посланнику, того Он введет в Райские сады, в которых текут реки. А кто отвернется, того Он подвергнет мучительным страданиям» (48:17).

Также то, что передает имам Муслим в своем сборнике от женщины Хасъам, сообщившей: «О, Посланник Аллаха, мой отец очень стар и на нем есть долг совершить хадж, но он не может выпрямиться». И Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Соверши ты за него». Также Ислам освободил психически больных от шариатских обязательств. Он сделал разум основой возложения обязательств согласно хадису, переданному от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Перо поднято от троих: от спящего, пока он не проснется, от младенца, пока не повзрослеет и от сумасшедшего, пока не выздоровеет». Хадис вывел Абу Дауд, и Аль-Хаким сказал, что достоверный согласно условию Муслима.

Посланник Аллаха (с.а.с.) побуждал мусульман помогать слабым и не пренебрегать ими. Он (с.а.с.) сказал: «Вам дается победа и удел только из-за слабых из вас». Передал Аль-Бухари. Передал Абу Дауд, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Почтение Аллаха – это почтение седого мусульманина». Аль-Албани сказал, что хадис хасан. Посланник Аллаха (с.а.с.) предостерег от мучения инвалидов и слабых и использования их слабости. Передал имам Ахмад с достоверной цепочкой от Ахмада Шакира, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Проклят тот, кто не указал путь слепому». Передал Ат-Тирмизи с достоверной цепочкой от Аль-Албани, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не из нас тот, кто немилосерден к младшим и не почитает старших». Посланник Аллаха (с.а.с.) отругал Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), когда он был имамом и затянул намаз, тем самым усложняя его для тех, кто был за ним. Он (с.а.с.) сказал, согласно передаче Аль-Бухари: «О Муаз, ты что совратитель? (и так трижды) – Если бы ты не читал в намазе суру «Высочайший» и «Солнце», ибо за тобой стоит и старец и слабый и испытывающий нужду».

Посланник Аллаха (с.а.с.) и халифы после него заботились об инвалидах и немощных, что даже он (с.а.с.) стоял вместе с ними, пока те не удовлетворят свою нужду, и он проявлял к ним жалость. Передает Муслим от Анаса (да будет доволен им Аллах), что некая женщина, у которой что-то было с головой, сказала: «О Посланник Аллаха, у меня нужда в тебе». Он ответил: «О мать такого-то, посмотри, чего ты хочешь и я дам тебе то, в чем ты нуждаешься».

Автор книги «Ун аль-Маъбуд» в толковании слов хадиса «…у которой что-то было с головой» сказал: т.е. недостаток и слабость. Это причина его сострадания к ней.

Также приводит Ибн Асакир от Абу Салиха аль-Гаффарий, что Омар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) присматривал за слепой старушкой в городе ночью, поил ее и делал ее дела. А когда он приходил к ней, то видел, что кто-то опередил его в этом и сделал то, что она хотела. Он приходил к ней многократно, дабы никто его не опередил в этом и отслеживал того, кто это делает. Вдруг он обнаружил, что этим человеком оказался Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), который в то время был халифом. Омар (да будет доволен им Аллах) не осудил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) за то, что он занялся вопросами этой слепой старухи, несмотря на то, что он являлся халифом. Ведь халиф, в основе, должен быть занят делами мусульман, потому что управление делами престарелых и нуждающихся относится к обязанности государства. В то же время мы видим, что Омар (да будет доволен им Аллах) не был доволен тем, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) занимался торговлей для содержания семьи. Ведь в этом случае он отвлекался от дел мусульман.

Передал Ибн Саъд с цепочкой мурсаль и надежными передатчиками: «Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал халифом, то рано утром он отправлялся на рынок для торговли одеждой. Его встретили Омар ибн аль-Хаттаб и Абу Убайда ибн аль-Джаррах (да будет доволен ими Аллах), и Омар сказал: «Как ты можешь этим заниматься, когда стал правителем мусульман?» Он ответил: «А как мне содержать семью?» Они сказали: «Мы выделим тебе». И они выделили часть овцы на каждый день. Также Абу Бакр сам (да будет доволен им Аллах) согласился оставить свою работу, дабы не отвлечься от управления делами людей. В то время как выполнение дел старухи требовало времени и усилий. Также передает Аль-Бухари в своем сборнике от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Когда Абу Бакр ас-Сыддыкъ (да будет доволен им Аллах) стал правителем, он сказал: «Мой народ знает, что мое дело могло прокормить мою семью, и я занялся руководством делами мусульман. И семья Абу Бакра будет есть из этих денег, и он будет вести дела мусульман». В этом есть указание на то, что управление делами престарелых и инвалидов входит в обязанности государства.

Приводит Ибн аль-Джавзий в своей книге «Жизнь Омара ибн Абдуль Азиза» от Аль-Хакама ибн Омара ар-Руайний, что Омар ибн Абдуль Азиз (да будет доволен им Аллах) написал правителям Шама, чтобы они передали ему дело каждого слепого, инвалида или того, у кого есть хроническая болезнь, препятствующая выполнению намаза. Они передали ему. И он приказал выделить каждому слепому и для двух болеющих хронической болезнью слугу. Также халиф из Омейядов Аль-Валид ибн Абдуль Малик. Приводит Ибн Кассир в книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая» от Ибн Джарира: «Мне передал Омар Сана Али (имеется в виду ибн Мухаммад аль-Мадаиний), что Аль-Валид ибн Абдуль Малик был лучшим правителем у жителей Шама. Он построил мечети в Дамаске, провел освещения, дал каждому инвалиду слугу и каждому слепому путеводителя».

Во времена Омейядов были построены больницы для заботы о тех, кто сошел с ума или тех, кого постигла психическая слабость. Мусульмане считали, что умалишенные находятся в обеспечении государства, потому что их болезнь случилась по предопределению Аллаха. Имеются свидетельства, что доходы вакфов шли на расходы больницы «Ан-Нурий» в Алеппо. Каждому пораженному безумием выделялось двое слуг, которые снимали с него одежду каждое утро, купали его, надевали на него чистую одежду, вели его на намаз и давали ему слушать Коран, который читал человек с красивым голосом. Затем прогуливались с ним по свежему воздуху.