Современные ученые шариата: между одобрением и осуждением

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и тем, кто взял его своим союзником.

В последнее время среди людей стали частыми разговоры о современных мусульманских ученых, специализирующихся в науках исламского шариата. Происходит это в связи с увеличением информационного пространства, которым пользуются эти ученые в государственных СМИ, наряду с их популяризацией, освещением их фетв, их правовых, идейных и политических мнений. Взгляды вокруг этого вопроса оказались весьма отличающимися друг от друга, и люди разделились на две группы:

– Первая группа людей поддерживает взгляды этих ученых. Причина кроется в том, что сторонники данной группы принадлежат к реформистскому течению (или как называет его Запад: центристскому, умеренному). Эти ученые стоят во главе данной группы, и относящиеся к ней люди следуют за ними в силу группового или просветительского фактора. К ним относится и большинство простых мусульман, которые воспитались в духе уважения к ученым и доверия к их словам. Эти люди следуют за ними без поиска доказательств. Они одобряют этих ученых и даже считают опасным сомневаться в их правдивости или критиковать их.

– Другая группа людей видит в этой картине заговор против Ислама и мусульман ввиду того что темы, на которые делается акцент и касательно которых принимаются фетвы, способствуют, как они говорят, сохранению негативного состояния мусульман. Такая направленность призвана поглощать удары исламского пробуждения, направляемые в адрес правителей, которые не осуществляют правление на основе законов Аллаха. Эта группа обвиняет правителей и некоторых ученых с ними в применении обходных способов в формировании исламского общественного мнения и направлении его к молчанию и согласию с нынешними правителями. Такого рода ученые не думают о том, чтобы выступать против них. Особенно трагичным это становится в эти смутные для исламской Уммы времена, когда она находится в состоянии родовых схваток до появления второго праведного Халифата в ближайшем, по воле Аллаха, времени. Люди этой группы осуждают таких ученых и считают, что необходимо изобличать их и раскрывать их пособничество существующим в исламском мире режимам.Касательно «одобрения и осуждения» (таъдиль и таджрих) возникли споры и обсуждения. Некоторые из них заслуживают внимания.

Это те, что основаны на правильных и твердых правилах усуль фикх и происходящих от них шариатских законах. Другие из них не заслуживают рассмотрения. Это те, что основаны на весьма шатких правилах и происходящих от них законах, которые усиливают и без того тяжелое положение мусульман. Они исходят из личной фанатической приверженности, из фактора принадлежности к какой-то группе или школе, или становятся результатом банального следования амбициям. Поэтому необходимо рассмотреть данный вопрос и разъяснить эту серьезную, не только в наше время, но и во все времена, проблему. Ведь ученые мужи являются хранителями для людей, как звезды в небе. Разъяснив этот вопрос, мы устраним огромную трудность с пути деятельности для возрождения второго праведного Халифата по методу пророчества. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Звезды — хранители неба, и когда исчезнут звезды, с небом произойдет то, что было обещано. Я — хранитель моих сподвижников, и когда я уйду, с ними произойдет то, что было обещано. Мои сподвижники — хранители моей общины, и когда они уйдут, с ней произойдет то, что было обещано» (сахих хадис от Абу Мусы).

Перед тем как перейти к обсуждению этого вопроса хотелось бы представить читателю некоторые факты, имеющие отношение к рассматриваемой теме:

1. Все правительства стран в исламском мире без исключения, до и после «Арабской весны», не осуществляют правление законами Аллаха. Они даже не стремятся к их претворению и не думают об этом. Со времени их появления Коран лишен своего практического применения, а чистая Сунна Пророка, мир ему и благословение Аллаха, предана забвению.

2. Со времени разрушения исламского Халифата (почти девяносто лет назад) и до сегодняшнего дня исламская Умма подчинена принципу отделения религии от жизни. Этот принцип привел к появлению мусульманских ученых с определенным просвещением, которых представили людям как авторитетов в исламском праве. Через средства массовой информации они, напрямую и косвенно, внушили людям мысль о недопустимости принятия шариатских фетв и мнений от иных людей, кроме них, делая в этом ставку на укоренившуюся в сердцах мусульман любовь к ученым.

3. С этой мерзкой направленностью, исходящей из неисламской идеологии, в самом ее начале столкнулись такие искренние мусульманские ученые как шейх аль-Ислям Мустафа Сабри, да смилуется над ним Аллах, ученые университета Деобанд в Индии, ученые аль-Азхара в Египте и другие, которые всеми силами пытались препятствовать этой направленности. Это происходило до распада Османского государства, а также в момент самого распада и после него. (Для дополнительной информации в этом можно обратиться к книге Мустафы Хильми «Тайные цели, стоящие за упразднением Османского Халифата», которая составлена им на основе книги Мустафы Сабри «Порицание в адрес тех, кто отрицает благо религии, Халифата и Уммы». Издательский дом в Александрии). Однако течение светских и сторонников европеизации было сильнее. Оно снесло этих ученых и получило господство в идейной области и в сфере просвещения, также как и получили господство в политической сфере правители злополучных стран, которые возникли в мусульманских землях после Первой мировой войны вслед за исчезновением Исламского государства с политической карты мира.

4. Роль ученых шариата в мусульманском обществе, бесспорно, стоит на первом месте, поскольку они осведомляют людей о шариатских законах, передаваемых от первых крупнейших ученых в области исламского фикха, а также выносят фетвы для людей и правителей касательно новых возникающих вопросов и проблем, чтобы люди поклонялись Аллаху со знанием и пониманием. Это положение незыблемо в исламской Умме.

5. Необходимо знать, что уровень понимания шариатских наук резко снизился в связи с сокращением внимания к ним в учебных программах и средствах массовой информации. В результате этого люди, в общем, а также большинство выпускников средних школ, колледжей, университетов и шариатских факультетов, в частности, оказались далекими от основ, на которых строятся эти науки. Это твердые усуль аль-фикх, усуль тафсир и правила фикха, признанные мусульманскими факихами в эпоху их рассвета, что привело к нехватке настоящих муджтахидов и распространению шатких усуль фикх, как масалих мурсала, садд аз-зарайи, шариат прошлых народов и другие. Шариатские учебные заведения и шариатские факультеты, в общем, пренебрегли обучением шариатским законам, касающимся правления и шариатской политики, Халифата и присяги, основ исламской экономической системы. И то же произошло с сопутствующими этому бесспорными и однозначными положениями, как обязательность установления одного халифа для всех мусульман в едином Исламском государстве, запрет существования власти немусульман над мусульманами и их странами, их святынями и необходимость их освобождения от этого.

Также это касается обязательности исполнения шариатских наказаний, распространения исламского призыва путем джихада на пути Аллаха, запрета ростовщичества. Все это было умышленно предано забвению авторами учебных программ в соответствии с политикой, которая утверждена правителями и их западными хозяевами. Вследствие этого, в среде мусульман появилось поколение шариатских ученых, которым не хватает ясного видения в этих областях и даже не готовых к восприятию такого видения от неофициальных органов! Этим самым образовались пробелы, через которые неверные проникли в нашу среду и создали на наших землях более пятидесяти шести мини-государств. Они открыли возможности для создания дополнительных образований во главе со служащими, а не политиками, которые оставили исполнение законов Аллаха и прекратили распространение исламского призыва путем джихада на пути Аллаха. Эти люди распространили ростовщичество и множество других мерзостей в землях мусульман. При их злополучном правлении мусульмане испытали и испытывают различные страдания, лишения, убийства, бедность и унижение человеческого достоинства, которые они не испытывали раньше на протяжении своей долгой истории.

6. Когда в середине прошлого века среди мусульман появилась группа, демонстрирующая интеллектуальное и политическое сознание, работая для воссоздания Халифата и возрождения мусульман, она не встретила противодействия в самом начале своей деятельности по той причине, что ее идея еще не укоренилась среди мусульман. Но как только расширилась область этой исламской деятельности, направленной на осуществление коренного радикального изменения, и в землях мусульман увеличились сторонники установления Халифата, требуя правления на основе законов Аллаха, правители объявили войну этой группе мусульман. Они мобилизовали всю свою энергию и потенциал, вооружились своими придворными учеными и шейхами, которых подготовили к такому трудному для себя дню.

В свете вышесказанного можно утверждать, что явление, когда оказывается почет некоторым ученым, и правители настойчиво выставляют их взгляды, мнения и фетвы над другими — это негативное явление, где не преследуется довольство Аллаха. Такое явление никак не служит интересам мусульман и направлено против повеления одобряемого и удержания от предосудительного. Причинами этого является следующее:

1. Если бы правители стремились уважать исламскую религию и распространять законы исламского шариата, то они, находясь во власти, могли бы исполнять их в полной мере без какой-либо существенной оппозиции. И даже при существовании оппозиции, они должны сотрудничать с ней и принимать в отношении нее необходимые меры, желая этим довольства Аллаха, каким бы ни была цена и результат.

2. Если бы упомянутые ученые стремились реализовывать учения исламской религии и распространять законы исламского шариата, они не соблюдали бы тот Ислам, который дозволен правителями. Они не оставили бы те стороны Ислама, затрагивать которые запрещено по приказу этих правителей и их хозяев. Мы бы слышали от них открытые высказывания с осуждением правителей, которые не осуществляют правление в соответствии с законами Аллаха. Мы бы видели, как они немедля при первой же возможности массового обращения к мусульманам через СМИ, приводят в движение мусульманские массы для того, чтобы свергнуть режимы неверия и установить государство второго праведного Халифата, в котором осуществляется правление, ниспосланное Аллахом с высоты семи небес. Тем более что мусульмане как никогда жаждут исполнения над ними исламского шариата и распространения его в мире, как истинного пути и света путем джихада на пути Аллаха. Только тогда исламская Умма сможет вернуть свои ценные утраты, и возродится истинный джихад, который обеспечит для нее достоинство и славу, осуществит высшие цели для построения и защиты исламского общества.

3. В то время как оказывается почет этим ученым, популяризуются их имена и усиливается их деятельность в намеченных для них рамках, мы видим и слышим о многих других искренних ученых, которые отказались продавать свою религию за ничтожные блага этого бренного мира. Мы видим и слышим, как их сажают в тюрьмы, вешают на виселицах или они скрываются от взоров тиранов, чтобы Аллах довел до конца дело, которое уже было свершившимся. Почему же правители ведут такую двойную игру с учеными шариата и применяют к ним два разных стандарта? Это положение не ограничилось личностями ученых и известных факихов из двух групп, но и распространилось на их сторонников, их просвещение и их семьи. Так сторонники первой группы являются приближенными, а сторонники второй группы отдаленными и приниженными. Просвещение и информация первой группы дозволены, и ими наводнены общественные места и СМИ. Просвещение же второй группы и ее информация запрещены, а их информационное пространство почти отсутствует. Даже если некоторая информация и проходит через плотные информационные стены, то она быстро искажается. Двери для сторонников этого просвещения плотно закрыты. И даже мечети — дома Аллаха, не остались в благополучии от их деспотичной атаки и их неодолимого господства, и в первую очередь это касается трех мечетей: аль-Харам, Мечеть Пророка и мечеть аль-Акса.

К вышесказанному хочу добавить, что люди, которые взяли на себя защиту придворных ученых, привели общие доказательства, запрещающие критиковать или оскорблять ученых. Однако одни лишь эти доказательства не могут применяться в качестве аргументации в данном вопросе. Сторонники этих ученых проигнорировали доказательства, которые ограничивают абсолютное уважение к ученым и определяют частным то общее указание о запрете возражать ученым и дискредитировать их. Кроме того иногда они выходят за рамки культуры исламского общения, когда отвечают тем, кто возражают этим ученым, и совершают, да простит всех нас Аллах, запретное. Этими доказательствами являются:

1. Предостережение Посланника, мир ему и благословение Аллаха, относительно вводящих в заблуждение имамов, всякого красноречивого лицемера и фетв невежественных руководителей. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Больше всего я опасаюсь за свою умму заблудших имамов». Аль-Куртуби сказал, что это сахих хадис и привел его в комментариях к словам Всевышнего Аллаха:

الَّذِينَ يَسْتَحِبُّونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا عَلَى الآخِرَةِ وَيَصُدُّونَ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ وَيَبْغُونَهَا عِوَجًا

«которые предпочитают мирскую жизнь Последней жизни, сбивают других с пути Аллаха и искажают его…» (14:3).

Как же много таких людей в наше время, да убережет нас Аллах от них! Слово «предпочитают» означает, что ищут мирские блага незаконным образом, а дары Аллаха нужно искать, не нарушая покорность и подчинение Ему. Они искажают путь Аллаха, т.е. хотят его отклонения, чтобы он соответствовал их желаниям, потребностям и целям» (завершение слов аль-Куртуби). Передается от Абу Усмана ан-Нахди: «Я был с Умар ибн аль-Хаттабом, да смилуется над ним Аллах, и слышал, как он говорил в своей хутбе: «Больше всего я опасаюсь за свою Умму от всякого красноречивого лицемера». (Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абд аль-Вахид ибн Ахмад аль-Ханбали аль-Макдиси (умер в 643 г.х.) в книге «аль-Ахадис аль-Мухтара» (глава 1 стр. 344) сказал, что иснад этого хадиса хасан). Аль-Бухари вывел от Абдуллаха ибн Амр ибн аль-Аса: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Поистине, Аллах не забирает знание, (просто) лишая его (Своих) рабов, но Он забирает знание, забирая (из мира) знающих. Когда же Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего, сами собьются с пути и введут в заблуждение других».

2. Отвращение к ученому, который приобретает знания, чтобы о нем говорили: «он — ученый». Муслим передал от Абу Хурайры, что он слышал как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Первым из людей предстанет перед Судом Аллаха в День Воскресения человек, павший шахидом, и когда его приведут, то ознакомят его со всеми милостями, которые дарованы шахиду, затем Аллах спросит: «Что ты сделал ради этого?». Он скажет: «Я сражался ради Тебя, пока не стал шахидом». Он скажет: «Ты солгал! Ты сражался ради того, чтобы о тебе сказали: «Храбрец», и это было сказано!». Потом будет приказано, и его поволокут лицом вниз, пока не бросят в огонь. [Предстанет перед Господом и] другой человек, который занимался приобретением знаний, учил этому [других], читал Священный Коран. Он предстанет пред Аллахом и Аллах даст ему знать о Своих Дарах, и он увидит их. [Всевышний] скажет: «Как ты распорядился ими?». И тот ответит: «Я учился знанию и учил ему других, и я читал Коран, — [и все это] во славу Тебя и ради Тебя». [Всевышний] скажет: «Ты лжешь. Ты учился знанию, но лишь для того, чтобы [о тебе] могли сказать: «Он образован, знающ». И ты читал Коран, чтобы [о тебе] могли сказать: «Он — чтец Священного Корана». Так [о тебе] и говорили». И потом будет приказано протащить его лицом вниз [весь путь] к Огненному Аду и сбросить туда. Будет там и тот, кого Аллах щедро одарил богатством и кому предоставил всевозможные блага. Он предстанет пред Аллахом, и Он укажет ему на все эти дары, и тот узнает их. [Всевышний] скажет: «Как ты распорядился ими?». И тот ответит: «Я не оставил [без внимания ни одного пути, на которые Ты заповедал расходовать средства] без того, чтобы не потратить туда то, [чем я владел], и [все это] во имя и ради Тебя». [Всевышний] скажет: «Ты лжешь. Ты делал это только для того, чтобы [о тебе] могли сказать: «Он щедр и великодушен», так [о тебе] и говорили». Потом будет приказано протащить его лицом вниз весь путь к Огненному Аду и сбросить туда» (этот хадис вывел также аль-Хаким ан-Нисабури в книге «Аль-Мустадракь 'аля ас-Сахихайн» со словами: «Эти трое — первые из созданий Аллаха, которыми будет разведен Огонь в Судный день». Это сахих по своему иснаду хадис, который не вывели аль-Бухари и Муслим. Его вывел ат-Тирмизи. О нем Абу Иса сказал: «Это хадис хасан гариб»). Если ученый не понял опасности этого состояния, чтобы желать своими знаниями довольства Аллаха, то он в первую очередь причинил зло самому себе, а не самому знанию или людям, которые доверились ему.

3. Порицание за сокрытие знаний. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنْزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى مِنْ بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ أُولَئِكَ يَلْعَنُهُمُ اللَّهُ وَيَلْعَنُهُمُ اللاعِنُونَ. إِلا الَّذِينَ تَابُوا وَأَصْلَحُوا وَبَيَّنُوا فَأُولَئِكَ أَتُوبُ عَلَيْهِمْ وَأَنَا التَّوَّابُ الرَّحِيمُ.

«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах, и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я Принимающий покаяния, Милосердный» (2:159–160)

В книге Абу Наима аль-Асбахани «аль-Муснад аль-мустахрадж аля Сахих Муслим» с санадом от Абдуллах ибн Амр ибн аль-Аса, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто скроет знания, на того в День воскресения Аллах наденет огненную узду». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что человек, которому обещано это, имеет относительно определенного знания полное понимание и ясность. Разве наши сегодняшние ученые не знают о том, что мусульманам запрещено иметь больше одного государства? Почему же они молчат касательно существования пятидесяти с лишним государств и не видят ничего плохого в увеличении этой пугающей цифры? Передается от Арджафы: «Я слышал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Кто придет к вам, в то время, когда ваша власть едина, желая разделить вашу целостность, убейте его». От Абу Саида аль-Худри передается: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если будет дана присяга двум халифам, убейте второго из них» (оба хадиса передал Муслим в своем сборнике «Сахих»).

4. Если ученый приходит к несправедливому правителю мусульман. В книге аль-Хайсами «Маджма аз-Заваид» приводится от Кааб ибн Уджры, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О, Кааб ибн Уджра! Когда над тобой будут правители, и ты увидишь, как к ним входят люди, называя правдой их ложь и помогая им в их несправедливости, знай, что такие люди не имеют ко мне отношения и их не будет возле моего райского водоема. Тот, кто, придя к ним, не станет называть истиной их ложь, и не будет помогать им в их несправедливости, те со мной и будут у моего источника. О, Кааб ибн Уджра, знай, что в Рай не войдет тот, кто ел, пил и приобретал запретное. Они достойны Огня. Знай, что одни люди продают себя и губят, а другие выкупают и спасают. Знай, что намаз — доказательство, а милостыня смывает грех, как лед тает с камня» (Ат-Тирмизи передал этот хадис вкратце, а также его передал ат-Табарани в «аль-Аусат» с надежными передатчиками).

Ибн Маджа вывел от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, аль-Мунзири сказал, что передатчики этого хадиса являются надежными, передавшего от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «В моей Умме будут люди, которые приобретут знания в религии, будут читать Коран и говорить: «Мы будем получать от правителей мирские блага, и отстраняться от них со своей религией». Но этого не будет. Как невозможно собрать с верблюжьей колючки, кроме как колючки, так и с близости с ними невозможно приобрести кроме как грехи». Аль-Байхакы вывел хадис, в котором говорится: «Настанут времена, когда ученые будут сторониться (не желая видеть) факихов и с удовольствием радоваться правителям. Эти тираны — враги Милосердного». Хишам ибн Урва передает от своего отца, который сказал: «Говорят, что самое худшее — это бездействие ученого. Суфьян сказал: «Один из амиров говорил Абу Хазиму: «Если у тебя есть потребность, передай нам о ней. На что Абу Хазим говорил: «Не бывать этому! Я поднял ее к Тому, к Кому не обращаются с потребностями помимо Него. Я удовлетворен тем, что Он дал Мне, и доволен в том, чего Он не дал мне». Далее Абу Хазим говорил: «В прошлом правитель искал ученых, а они избегали его. Сегодня ученые ищут знания и, полностью приобретя их, приходят с ними к правителю. Они ищут правителей, а те избегают их».

В книге «Файзу-ль-Къадир» (гл. 2, стр. 407) содержится следующее: «Самым ненавистным созданием для Аллаха является ученый, который посещает правительственных чиновников, которые совершают недозволенное. Ибо их посещение приводит к тому, что он начинает льстить и уподобляться им, склоняться к тому, чтобы продать религию за богатства этого мира. Когда аз-Зухри стал общаться с правителями, Абу Хазим написал ему: «Да исцелит тебя Аллах. Ты оказался в положении, в котором человек должен проявить к тебе жалость и обратиться к Аллаху с мольбой для тебя. Самое малое, что ты сделал, стал развлекать несправедливого в его одиночестве. Сблизившись с ним, ты открыл путь заблуждения. Они сделали тебя оправданием для своей лжи. Через тебя они идут к своему заблуждению и своему бедствию. Посредством тебя они вводят сомнения в среду ученых и ведут тобой невежественных. Как ничтожно то, что они построили для тебя в сравнении с тем, что они разрушили во вред тебе. Исправляй свое соблюдение религии, ибо оно поражено недугом. И ничто не скроется от Аллаха. Мир тебе». В книге «Файзу-ль-Къадир» (гл. 4, стр. 382) также содержится следующий текст от аль-Газали: «Ученые в области шариатских наук являются хранителями для людей от Аллаха, ибо они сохраняют шариат от искажений лжецов и толкований невежд. К ним необходимо обращаться и полагаться на них в делах религии. Хранитель (арабское «Амин») означает заслуживающее доверие лицо, авторитет, хранящий то, что вверено ему. Согласно следующим словам Всевышнего Аллаха является обязательным обращаться к ним и спрашивать:

فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ

«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).

Если они являются хранителями религии Аллаха над остальными людьми, то каждый ученый должен заботиться о своем регионе, стране, городе квартале или мечети, показывая им, что для них зло, а что благо, в чем для них бедствия, а в чем счастье. Он не должен сидеть и ждать, когда придут к нему, а должен звать людей к себе. Ведь ученые являются наследниками пророков, которые не оставляли людей в невежестве, звали их в мечети, приходили сначала к ним в их дома, показывая прямой путь одному за другим. Те, в чьих сердцах недуг, не знают о своей болезни, как тот, у кого на лице появилась проказа, не имея зеркала, он может узнать о ней лишь от другого человека. Ученые и правители должны назначать в каждой местности того, кто обучает людей их религии. Мир — это дом болезней. Под землей — мертвые, а на земле — больные. Душевных болезней больше, чем болезней физиологических. Здесь лекарями служат ученые, а правители — руководителями порядка. Всякий больной, который не соглашается с лечением ученого, передается правителю, чтобы тот уберег людей от его зла, как лекарь передает больного тем, кто оберегает его». В книге Абу Абдуллах аз-Захаби «Сайру аълям ан-Нубаля» (гл. 6, стр. 262), а также в книге Абу аль-Хаджаджа аль-Музи (гл. 5, стр. 88) от Джафар ибн Мухаммада передаются его слова: «Факихи являются хранителями посланников, и если вы увидите, что факихи полагаются на правителей, обвиняйте их». Что же тогда можем говорить мы об ученых, которые не покидают несправедливых и деспотичных правителей? Из них есть и такие, кто, да убережет Аллах, работал у этих правителей министром, имамом, муфтием.

5. Подчинение заслуживает лишь тот имам, которому дана присяга и он осуществляет правление по законам Аллаха. От Убады ибн ас-Самита передается: «Дали мы присягу Посланнику Аллаха на послушание и подчинение в том, что нам нравится и не нравится, в трудности и в легкости, и когда предпочтение будет отдано не нам, и не оспаривать приказы правителей, только если мы не увидим ясного куфра, на который у нас будет доказательство от Аллаха» (передали аль-Бухари и Муслим). Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Слушайтесь и подчиняйтесь, даже если над вами будет амиром эфиопский раб с черной головой, словно ягода винограда» (передал аль-Бухари). Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мой любимый друг (Пророк) завещал мне слушаться и подчиняться, даже если это будет эфиопский раб с отсеченными конечностями» (передал Муслим).

Передается от Умму аль-Хасин, да будет доволен ею Аллах, что она слышала как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил в хутбе прощального хаджа: «Если над вами будет поставлен раб, который будет руководить вами по Книге Аллаха, слушайтесь и подчиняйтесь» (передал Муслим). Ибн Джарир (гл. 5, стр. 150) вывел от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После меня над вами станут правители. Благочестивый будет править по своему благочестию, а нечестивый по своему нечестию. Слушайте их и подчиняйтесь во всем, что соответствует истине и совершайте за ними молитву. Если они поступят хорошо, то в этом благо для вас и для них. Если же они поступят плохо, то для вас благо, а для них зло».

В хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Иудеями управляли пророки. Каждый раз, когда умирал пророк, вслед за ним приходил другой пророк. Воистину, после меня уже не будет пророка. Будут халифы, и их будет много». У Пророка спросили: «Что ты прикажешь нам?». Он ответил: «Исполняйте присягу первого и затем опять только первого. Соблюдайте их права, и Аллах спросит с них за то, что было вверено им» (передали аль-Бухари и Муслим). Передано от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что он слышал как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Кто отошел от подчинения, тот встретится с Аллахом в Судный день, не имея никакого оправдания. И кто умер, не имея присяги, умер джахилийской смертью» (передал Муслим).

Также Муслим передал от Абд ар-Рахман ибн Абд Рабб аль-Кааба, который сказал: «[Однажды], войдя в мечеть, я [увидел, что] Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас сидит в тени Каабы в окружении людей. Я подошел к ним, сел рядом с ним и [услышал, как] он сказал: «[Как-то раз], находясь с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в пути, мы где-то остановились, и [некоторые] из нас стали устанавливать свои палатки, [другие] принялись соревноваться в стрельбе из лука, а третьи погнали на пастбище своих животных, как вдруг глашатай Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возвестил: «Общая молитва!». [Когда] мы собрались вокруг Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: «Поистине, не было до меня ни одного пророка, в обязанности которого не входило бы указание людям своей общины на всякое добро, о котором ему известно, и предостережение их от всякого зла, о котором ему известно. Что же касается этой Уммы, то в начале ее существования ей будет даровано благополучие, а в конце ее постигнут беды, и станет происходить то, что вызовет ваше неодобрение. Постигнут [вас] испытания, после каждого из которых предыдущее будет казаться легким. Придет такое испытание, когда верующий скажет: «Это погубит меня!» — но потом оно прекратится, и придет [другое] испытание, и верующий скажет: «Это, это [испытание погубит меня]!». Пусть же тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и Последний день, когда придет к нему смерть, и пусть обращается с людьми так же, как желает он, чтобы [люди] обращались с ним. И пусть тот, кто присягнет правителю, повинуется ему, если сумеет. Если же явится кто-то другой и станет бороться с [первым правителем за власть], отрубите этому другому голову». Абд ар-Рахман сказал: «[После этого] я приблизился к [Абдуллах ибн Амр ибн аль-Асу] и сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи, действительно ли ты слышал это от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?». Он указал руками на уши и сердце и сказал: «Я слышал это своими ушами, и сердце мое усвоило [его слова]». Тогда я сказал ему: «А Муавия, сын твоего дяди, велит нам несправедливо присваивать имущество друг друга и убивать друг друга, хотя Всемогущий Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلا أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ وَلا تَقْتُلُوا أَنْفُسَكُمْ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُمْ رَحِيمًا

«О, те, которые уверовали! Не присваивайте имущества друг друга незаконно, а только путем торговли по обоюдному согласию. Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах Милостив к вам» (4:29)».

Абдуллах немного помолчал, а потом сказал: «Повинуйся ему в [том, что не потребует отказа от] повиновения Аллаху, и не подчиняйся ему в [том, что потребует] ослушания Всемогущего и Великого Аллаха». В книге аль-Хайсами «Маджма аз-Заваид» передается от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После меня будут халифы, которые станут поступать в соответствии с тем, чего не знают, и делать то, чего им не велено. Кто будет осуждать их — тот будет невиновным. Кто отстранится — будет в благополучии. Но тот, кто согласится с ними и последует за ними…».

В этой же книге (гл. 5, стр. 228) передается от Убады ибн ас-Самита: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После меня будут амиры, которые будут приказывать вам то, что вы не одобряете и будут делать то, что вы порицаете. Они не являются имамами над вами» (передал ат-Табарани. Албани сказал, что это хадис хасан). Ученые обязаны разъяснять сущность подчинения и важность требования отчета, недопустимость согласия с правителем, совершающим зло, необходимость запрета следовать за ним, чтобы люди имели ясное понимание дел и не оказывались в том состоянии, в котором находятся правители. В книге «Тарих ат-Табари» (гл. 3, стр. 307) сообщается, что произнося людям хутбу в Куфе, Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб сказал: «О люди, воистину, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто будет видеть несправедливого правителя, дозволяющего запреты Аллаха; нарушающего Его завет; нарушающего Сунну Посланника Аллаха; поступающего несправедливо и греховно с людьми, и не будет пытаться изменять этого правителя словом или поступком, то Аллах будет вправе ввести этого человека в то состояние, в котором находится этот правитель».

6. Запрет принятие подарка, если он означает взятку за религию. Передается от Муаза ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах: «Я слышал как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Принимайте подарки, пока это подарки, а если это будет взятка за религию, то не берите ее. Беря ее, вы не убережетесь от бедности и нужды. Поистине, Книга Аллаха и правление разделятся, так не отделяйтесь же от Книги Аллаха. Поистине, появятся над вами правители, которым если вы будете повиноваться, они введут вас в заблуждение, а если ослушаетесь их, то они убьют вас». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, а что нам делать?». Он сказал: «Делайте так, как апостолы Исы сына Марьям, которых вешали и прибивали к доскам. Смерть в подчинении Аллаху лучше, чем жизнь в непокорности Ему» (передал ат-Табарани и сказал: «Йазид ибн Мурсид не слышал его от Муаза». Ибн Хиббан и другие назвали аль-Вазин ибн Ата заслуживающим доверие. Остальные передатчики этого хадиса являются надежными). Разве подарки сегодняшних правителей некоторым ученым не являются взятками за религию, чтобы положение мусульман оставалось прежним, чтобы не повелевали одобряемое и не удерживали от порицаемого?

7. Запрет прекращения джихада или высказывания о приостановлении войны с неверными на пути Аллаха без шариатской причины:

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ جَاهِدِ الْكُفَّارَ وَالْمُنَافِقِينَ وَاغْلُظْ عَلَيْهِمْ وَمَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ

«О, Пророк! Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (9:73).

Передается от Анас ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Три положения относятся к самой вере: не трогать того, кто сказал слова «Нет бога кроме Аллаха», которые не делают его неверным из-за греха и не выводят его из Ислама из-за поступка; джихад начался с того времени, как Великий Аллах отправил меня пророком, и будет продолжаться до тех пор, пока последние из моей Уммы не сразятся с Даджалом; и вера в предопределение». Макхуль передал от Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Джихад является обязательным для вас за каждым амиром, будь он благочестив или нечестив». Сегодня мы видим, что все известные ученые молчат по поводу прекращения джихада, хотя факторы и причины джихада существуют. Более того, они, да наставит Аллах нас всех на прямой путь, избегают разговоров о сражении с неверными или решении проблем мусульман с ними при помощи силы, в результате чего огромные мусульманские войска ждут приказов для подавления собственных народов и борьбы со своими братьями, а также появления на военных парадах!

8. Порицание в адрес ученого, который отвечает на все задаваемые ему вопросы, и хвала в адрес того ученого, который говорит «Я не знаю», если он действительно не знает или считает, что другой ученый знает больше него. В книге имама аш-Шахразури «Адаб аль-муфти уа аль-мустафти» (гл. 1, стр. 72–75) передается, что «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине ученые — наследники пророков» (передали Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хиббан, Ибн Маджа и другие). Хадис определяет им качество, которым они превосходят остальных мусульман в Умме, и данное их положение объясняется тем, что они выносят людям фетвы на их вопросы. Поэтому говорится, что фетвы утверждены Всевышним Аллахом.

Передается от Сахл ибн Абдуллах ат-Тустари, который сказал: «Кто желает посмотреть на собрания пророков, мир им, пусть смотрит на собрания ученых. Прошлые и настоящие великие ученые, которые строго руководствовались тем, что знают, опасались фетв. Их известность и знание о проблемах в акыде задающего вопрос простого мусульманина не мешали им отказываться от ответа, говорить «Не знаю» или откладывать ответ на вопрос до приобретения соответствующего знания». Передается от Абд ар-Рахман ибн Абу Ляйля, который сказал: «Я застал сто двадцать ансаров из числа сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда кого-то из них спрашивали о каком-то вопросе, они передавали этот вопрос друг другу, пока вопрос вновь не возвращался к первому из них». В другой передаче говорится: «Когда кто-то из них передавал хадис, он желал, чтобы его брат избавил его от этого, а когда ему задавали вопрос, он также хотел, чтобы его брат освободил его от фетвы». Передается от Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Безумец тот, кто выносит людям фетвы во всем, о чем они спрашивают его». Возникает вопрос: Находим ли мы в некоторых известных ученых нашего времени тех, кто обладает этой культурой вынесения фетв?

9. Обращение к защите Аллаха от проклятого шайтана, от чтецов обыкновения и привычки при их появлении. В книге Хакима ат-Тирмизи (гл. 2, стр. 327—329) передается от Анаса, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В последнее время мира появятся чтецы обыкновения и привычки. Кто застанет это время, пусть просит защиты у Аллаха от проклятого шайтана и от этих чтецов. Они наиболее противны. Потом появятся [ученые, носящие] колпаки с платьями. В то время не будут стыдиться лицемерия. Мусульманин, соблюдающий свою религию, в то время будет подобен человеку, держащему в руке горящий уголек. Его награда будет подобна награде пятидесяти человек. У Пророка спросили: «из нас или из них?». Он ответил: «Нет, из вас» (Хаким ат-Тирмизи приводит к этому хадису длинные комментарии. Этот хадис вывел Абу Наим в книге «аль-Хилья» от Анаса, да будет доволен им Аллах, с иснадом, о котором аль-Хаким сказал: «Я не знаю слабости в нем»). Я полагаю, что в этом хадисе речь идет о нашем времени, но Аллах знает лучше, поскольку сегодняшние правители акцентируют программы по заучиванию Корана лишь на детях и лишают остальные слои мусульман этого блага. С другой стороны многие ученые в области исламского шариата носят определенную одежду, которая отличает их от остальных мусульман. Мы видим это в Египте, Хиджазе, Средней Азии, Юго-восточной Азии, да и в большинстве других мест, где есть мусульманские ученые.

10. Ученый служит доверенным посредником между людьми и правителями. Ученый в силу своего положения является естественным представителем людей, который, индивидуально или коллективно, осведомляет правителей об их состоянии и потребностях. Ученые наиболее способны выражать то, что испытывают люди. Они более красноречивы, ибо владеют знаниями языка и соответствующими методами речи, знают шариатские законы, которые упорядочивают политику управления делами народа. Они могут вмешаться и добиться желанного результата. В книге «Джарх ва таъдиль», автором которой является Хафиз Абу Мухаммад Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ибн Идрис аль-Ханзали ат-Тамими (умер в 327 г.х., да смилуется над ним Аллах) содержится следующий текст: «Аль-Авзаи написал письмо правителю правоверных аль-Махди, в котором ходатайствовал о жителях Мекки по поводу снабжения их продовольствием. В нем он писал: «Поистине, Всевышний Аллах сделал своего Посланника, мир ему и благословение Аллаха, для последующих правителей мусульман имамом, лучшим примером и образцом в милосердии и сострадании к своей Умме. О своем Посланнике Всевышний Аллах сказал:

بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ

«Он добр и милосерден к верующим» (9:128).

Я прошу Аллаха, чтобы он дал правителю мусульман силы и терпение в том, чтобы следовать примеру Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха, соблюдать его Сунну, соперничать с лучшими в совершении благих дел, и чтобы в день Воскрешения его наградой стали спокойствие и получение довольства Всевышнего Аллаха. Правитель, да хранит его Аллах, в положении халифа мусульман стал верным и надежным лицом. Если ему жалуется из его Уммы тот, кого постигла беда, он не станет укорять и обвинять его. Если он поспешит защитить их или проявит милосердие, то успешными будут дела халифа. Он будет радостным тем, что оказал благодеяние. Пусть Аллах сделает амира для всей его Уммы верным и дружественным правителем, сделает их довольными им и любящими его. От правдивого и надежного человека из жителей Мекки ко мне пришло письмо, в котором говорится о высоких ценах на продовольствие и бедности ее жителей. С того времени, как прекратились дожди, их постигла засуха и погиб их скот. Два мудда пшеницы у них стоит один дирхем, две с половиной мудда кукурузы — один дирхем, один мудд масла — один дирхем. И каждый день эти цены растут.

Если в скором времени Аллах не даст им облегчения, то до прихода моего письма они все, или часть из них, погибнут от голода, а ведь они являются поданными правителя мусульман, да пребудет он во здравии, и он ответственен за них. Мне рассказывал человек, слышавший как аз-Зухри говорил, что амир правоверных Умар ибн аль-Хаттаб в суровый год засухи и голода пытался помочь бедуинам верблюдами, пшеницей и маслом из плодородных побережий, но все они высохли и истощились. Он стал молить Всевышнего Аллаха и говорить: «О, Аллах, дай им их пропитание на вершинах холмов». Всевышний Аллах внял его мольбе и мольбе мусульман и помог им в этой беде.

Умар говорил: «Клянусь Аллахом, если бы Всевышний Аллах не избавил их, я не оставил бы у них ни одного обеспеченного дома, чтобы не поселить в него какое-то количество бедных. Еда, которая достаточна для одного человека, достаточна, чтобы уберечь от голодной гибели двоих». Нам стало известно, что только с Египта Умару было отправлено для жителей Мекки один миллион ардеббов (египетская мера сыпучих тел) продовольствия. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Может ли кто-то из вас видеть, как спит его сытый ребенок, когда сосед ложится голодным». Если амир, да исправит его Аллах, считает нужным настоять на оказании помощи жителям Мекки и находящимся вокруг нее мусульманам, отправив им еду и масло, до того как он будет испытан гибелью кого-то из них от голода, пусть делает это. Мне рассказал Дауд ибн Али, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Если овца умрет от голода на побережье Ефрата, я думаю, что Всевышний Аллах спросит меня о ней». Правление едино, и каждый справедливый правитель будет в Судный день бояться этой ответственности, кроме тех, к кому будет милостив Всевышний Аллах и простит их. Это ваша Умма и самым милостивым и сострадательным к ней до вас был Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Пусть же Аллах присоединит вас к нему благочестивым, чтобы вы встретились с ним в лучшем состоянии. Мир вам. Написал пятого Раби аль-Ахар в 152 году хиджры». Интересно, кто же из сегодняшних известных ученых подымает к правителям многочисленные факты несправедливости в отношении людей, при том, что некоторые из ученых пользуются благосклонностью этих правителей?

Таким образом, ученые, которые подверглись критике и дискредитации, вышли, на мой взгляд, за рамки группы тех ученых, которых невозможно оскорблять. В том, что они получили, они заслужили наказание за совершенное ими зло. А наказание в Вечной жизни намного суровее, если они не раскаются и не исправят совершенное, ведь Аллах милостив и прощает. Несомненно, Аллах будет рад раскаяниям и возвращению этих ученых к истине, а люди будут счастливы, если они встанут с ними в один ряд и оставят властвующих тиранов наедине ожидать своего удела. Ограничусь вышесказанным для того, чтобы отметить о том аспекте, который упущен защитниками некоторых современных ученых в области шариата, которых постигла известная беда из-за их близости к несправедливой и тираничной власти.

Почтенные и доблестные позиции

Осталась еще одна сторона, о которой необходимо вкратце отметить в этой теме. Это вопрос почтенных позиций, которые демонстрировались достойнейшими учеными этой Уммы, как прошлыми из них, так и современными, заслуживая уважение и благодарность. В этом имеется пример для последующих поколений.

Говоря о прошлых ученых, ограничусь упоминанием позиции лишь одного великого ученого, который понимал важность своей позиции среди мусульман и поступал согласно требованиям своей религии, стремясь к довольству своего Господа. Да смилуется над тобой Аллах, о, Хатит аз-Зият! В книге «Бугъяту-т-Талаб фи Тарих Халеб» (гл. 5, стр. 2048) передается от Джафар ибн Абу аль-Мугиры, который сказал: «Хатит строго соблюдал посты и постоянно выстаивал ночные молитвы. В течение каждого дня и ночи он прочитывал весь Коран. Каждый год он выходил из Басры в Мекку пешим, босым. Однажды его привели к аль-Хаджаджу. Когда они встретились, аль-Хаджадж спросил его: «Ну, давай говори! (тоном тирана)». «Да, — ответил он, — спрашивай. Поистине, я дал обещание Аллаху: если буду спрошен, то непременно стану говорить только правду; если подвергнусь испытаниям, то непременно буду проявлять терпение; если буду исцелен, то непременно буду благодарить Его». Аль-Хаджадж обратился к нему и спросил: «Что ты скажешь обо мне?». «Я скажу, — ответил Хатит, — что ты — враг Аллаха, убиваешь людей по подозрению». «А что ты скажешь об амире правоверных Абд аль-Малик ибн Марване?» — продолжил аль-Хаджадж. «Ты одно из его зол. Он преступнее, чем ты» — ответил он. Затем аль-Хаджадж сказал: «Жестоко замучайте его». Его били и истязали, а он не произнес ни стона. Сообщили об этом аль-Хаджаджу, и он приказал разрезать его и его порезали. Затем связали, облили уксусом и солью, от чего у него один за другим стали извлекаться суставы, а он опять не произносил даже стона. Его вновь принесли к аль-Хаджаджу и сообщили о его состоянии. «Вынесите его на рынок и отрубите голову». Джафар рассказывает: «Я видел, как его вывели на рынок. К нему подошел его друг и сказал: «Хочешь чего-нибудь?». «Глоток воды», — ответил Хатит. Он принес ему воды и Хатит выпил ее, а потом ему отрубили голову. Тогда Хатиту было восемнадцать лет». Да смилуется над ним Аллах и поселит его в Раю вместе с лидером шахидов Хамзой, ведь Хатит встал перед правителем тираном, приказал ему одобряемое и запретил порицаемое, и был убит им за это.

К современным ученым относятся выпускники аль-Азхара, часть которых присоединились к обществу ученых аль-Азхара, а другие были выпускниками других исламских и иных университетов в городах Египта, в Хиджазе и в других местах. Когда эти ученые подняли знамя призыва к Исламу, показали силу и стойкость в своих шариатских позициях в отношении правителей тирании и невежества, некоторые из них были устранены с занимаемых ими высоких духовных должностей. Другие ушли в глубокое подполье из-за жестоких преследований. Для третьих были сформированы административные советы, которые лишили их ученых званий и должностных постов. Это были такие ученые как Сайид Кутб, Абд аль-Азиз аль-Бадри, Такийюддин ан-Набхани, Абд аль-Кадим Заллюм, Ибрахим аль-Хавли и другие, да воздаст им Аллах лучшим воздаянием. Поистине, они достойны быть во главе, достойны, чтобы следовали им и заслуживают наибольшего доверия в том, чтобы мы полагались на них в делах нашей религии. Для тех, кто желает дополнительной информации в этом вопросе, следует обратиться к книге шейха Абд аль-Азиза аль-Бадри «Ислам между учеными и правителями», а также следить за сообщениями о носителях исламского призыва, которые находятся в тюрьмах и судах злополучных стран в исламском мире. Приведу в качестве примера позицию одного из величайших ученых и муджаддидов современности, показанную им на встрече с одним из королей в нашу эпоху:

В свое время шейх Такийюддин ан-Набхани, да смилуется над ним Аллах, собрал ученых из разных городов Палестины. Он говорил с ними о пути правильного развития. Часто он проводил обсуждения с лидерами исламских обществ, политических, националистических и патриотических партий, разъясняя им ошибочность их пути, неправильность и бесплодность их действий. В своих обращениях на религиозных мероприятиях в мечети аль-Акса, мечети Ибрахим аль-Халиль и в других мечетях, он затрагивал многие политические проблемы и атаковал арабские режимы, говоря, что они являются марионетками западного империализма и одним из средств, с помощью которых он сохраняет мусульманские страны под своим контролем. Это вызвало гнев короля Абдуллаха ибн аль-Хусейна. Он вызвал его вслед за его выступлением с речью в Большой мечети Наблуса. Посадив его у себя, он лично стал спрашивать его о причине его нападок на арабские режимы, включая режим Иордании. Шейх не стал отвечать на это и сделал вид, что не слышит. Король Абдуллах трижды повторил свой вопрос, но шейх не отвечал ему. Разозлившись, король сказал ему: «Дружествен ли ты с теми, с кем мы дружественны, и враждебен ли ты к тем, к кому мы враждебны». Шейх сказал про себя: «Если я не смогу сейчас сказать истину, то, что же я скажу тем, кто стоит за мной, и к кому я обращаюсь с призывом». Сделав паузу, он сказал: «Я дал обещание Аллаху в том, что буду дружественен с теми, с кем дружественен Аллах, и буду враждебен к тем, к кому Аллах враждебен, и буду испытывать ненависть к лицемерам». Этим ответом он вывел из себя короля, который приказал увести и арестовать его, и он на самом деле был арестован.

И сегодня продолжаются репрессивные меры в отношении любой искренней направленности у подобных ученых. Одним из доказательств этому служит то, что Высший административный суд в Египте во главе с советником Мухаммадом аль-Махди поддержал в эпоху правления Мубарака решение о роспуске «Фронта ученых аль-Азхара», в котором состоят профессоры университета аль-Азхар. Причиной явилось то, что они заняли противоположные позиции с бывшим шейхом аль-Азхара Мухаммадом сейид ат-Тантави, а также по причине их твердой позиции по отношению к дьявольским высказываниям, которые публикует Министерство вакуфов Египта, чтобы питать ими умы мусульман в Египте. Известно, что решения Высшего административного суда являются окончательными, не подлежат обжалованию и апелляции в любой другой судебной инстанции. Так правящий режим мстит каждому, кто говорит: «Нет фетвам правителей и тем, кто выносят фетвы в угоду правителям!» (журнал «аль-Ваъй» №166, Зу-ль-Када 1321 г.х.).

В завершение хочу сказать, что известные ученые нашего времени должны изменить свое состояние, дабы Аллах изменил их и наше состояние. Напоминаю мусульманам о необходимости их знания о том, от кого они получают знания и решения своей религии. Напоминаю им о том, чтобы они не испытывали затруднений слышать мнения своих оппонентов, если эти мнения являются исламскими. Обращаюсь с мольбой к тому, кто знает о предательском взгляде и о том, что скрывают сердца: О, Аллах, мы просим у Тебя защиты от бесполезного знания, защиты от знания, которое вредит его обладателю.

Мы просим Всевышнего Аллаха направить нас и ученых к тому, что Он любит и чем Он доволен. Мы просим Его оказать милость исламской Умме близкой помощью и победой, утвердить ее праведное правление, где будут славны покорные Ему и унижены непокорные грешники, где будут приказывать к благому и запрещать зло. Мы просим Его о скором установлении Халифата исламской Уммы, и возвращении ей всего отнятого.

Амин, да благословит Аллах Своего Посланника Мухаммада, его семью и всех его сподвижников, а также тех, кто последовал им и строго держался их пути до Судного Дня. Аллах ведает о намерениях и ведет по прямому пути.

 

 


Исам Умайра — Кудс