Абу Ратиб — г. аль-Халиль
Аллах создал Адама (а.с.), который провёл всю свою жизнь в соответствии с тем, что ему ниспосылалось:
وَعَلَّمَ ءَادَمَ ٱلۡأَسۡمَآءَ كُلَّهَا
«Он научил Адама всевозможным именам» (02:31).
От Аллаха он получал приказы и запреты, как это приводится в Коране:
وَلَا تَقۡرَبَا هَٰذِهِ ٱلشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ ٱلظَّٰلِمِينَ
«не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников» (02:35).
Так продолжалась жизнь Адама (а.с.) и его потомков до тех пор, которые нам неизвестны, а затем люди разделились на племена и народы, о которых Аллах сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ إِنَّا خَلَقۡنَٰكُم مِّن ذَكَرٖ وَأُنثَىٰ وَجَعَلۡنَٰكُمۡ شُعُوبٗا وَقَبَآئِلَ لِتَعَارَفُوٓاْۚ
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (49:13),
وَإِن مِّنۡ أُمَّةٍ إِلَّا خَلَا فِيهَا نَذِيرٞ
«И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель!» (35:24).
Таким образом, в жизни и убеждениях следующих друг за другом народов главенствовали или пророки, или устои этих народов. Если не были ниспосланы пророки, то никакие проблемы людей не решались. Так было в древней и новой истории, где мы видим и особые устои, и созданные человеком законы, регулирующие поступки различных групп и народов, к которым в качестве примера доисторического и доисламского периодов можно отнести законы Хаммурапи (в Ираке) или учение Конфуция (в Китае).
Такова краткая картина жизни человечества в прошлые доисламские времена. Те древние устои и законы канули в Лету, а ниспосланные до Ислама религии, такие как христианство и иудаизм, будучи не оберегаемыми, потерпели искажения и подмену, о которых Аллах сказал:
يُحَرِّفُونَ ٱلۡكَلِمَ عَن مَّوَاضِعِهِۦ وَنَسُواْ حَظّٗا مِّمَّا ذُكِّرُواْ بِهِۦۚ
«Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили» (05:13).
Как будто и не было ничего ниспослано им от Аллаха, Субханаху ва Тааля, Который не взял на себя заботу об оберегании данных религий. Однако, несмотря на это, ради сохранения отношений между человеком и их Создателем Аллах ниспослал Ислам посредством Корана последнему из пророков ﷺ и обязал Себя беречь его до Судного дня, как сообщил нам об этом в Коране:
إِنَّا نَحۡنُ نَزَّلۡنَا ٱلذِّكۡرَ وَإِنَّا لَهُۥ لَحَٰفِظُونَ ٩
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9).
Возникает вопрос: ограничено ли то, что Аллах обещает беречь, исключительно Кораном, или же оберегание Аллахом охватывает всё то, с чем ниспосылалось откровение его Посланнику ﷺ, как Книга и Сунна?
Прежде всего, Коран не понимается без толкования и разъяснения, и данную потребность там, где это необходимо, выполняет Сунна Посланника ﷺ:
وَأَنزَلۡنَآ إِلَيۡكَ ٱلذِّكۡرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيۡهِمۡ وَلَعَلَّهُمۡ يَتَفَكَّرُونَ
«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (16:44).
Сунна (и в таком же смысле — и хадис) является откровением от Аллаха. Хадис же, в свою очередь, является шариатским текстом, без которого, к примеру, мы не можем узнать об обязательных намазах, о времени их исполнения или о количествах ракятов. Так же хадж, закят и другие законы, регулирующие отношения между людьми, между правителем и подданными, в большинстве своём черпаются из Сунны:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (04:59).
Сунна подробно разъясняет и доказывает, кто является обладающим влиянием, а также разъясняет и доказывает систему правления и метод его претворения и защиты в реальной жизни. Посланник ﷺ сказал:
إِذَا بُويِعَ لِخَلِيفَتَيْنِ فَاقْتُلُوا الآخَرَ مِنْهُمَا
«Если будет дан байат двум халифам, то последнего убейте» (Муслим),
وَمَنْ مَاتَ وَلَيْسَ فِي عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً
«…и кто умрёт, и на его шее не будет присяги, тот умрёт смертью джахилии» (Муслим). Также есть законы наказаний, подробно изложенные в Сунне.
Из этого становится ясным, что Ислам — это Книга и Сунна. В аяте وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ («и Мы оберегаем его») подразумевается Коран, однако, к примеру, оберегание аята وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ («и выстаивайте молитву») без оберегания двух ракятов обязательной утренней молитвы означает, что данное оберегание послания не будет совершенным. Соответственно, оберегание Ислама как послания в целом должно охватывать всё, с чем ниспослано откровение — это Книга и Сунна.
Таким же образом оберегание Аллахом арабского языка является неотъемлемой частью оберегания послания. Аллах в Коране сказал:
إِنَّآ أَنزَلۡنَٰهُ قُرۡءَٰنًا عَرَبِيّٗا لَّعَلَّكُمۡ تَعۡقِلُونَ ٢
«Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его» (12:02), بِلِسَانٍ عَرَبِيّٖ مُّبِينٖ ١٩٥
«Ниспослано на ясном арабском языке» (26:195). Исходя из того, что без арабского языка не понимается то, с чем ниспослано откровение, выходит, что оберегание арабского языка — языка Корана — это одно из необходимых требований для оберегания послания Аллаха в целом.
Но всё-таки, как же оберегается послание до Судного дня? Аллах создал для этого такие инструменты, что люди применяют их по собственному желанию, инстинктивно, не замечая этого. Сама ощутимая действительность ежедневно говорит об этом. Множество неисчислимых фактов всё время стоит на страже Ислама. Когда умер Посланник Аллаха ﷺ, Коран был записан на шкурах, листьях и др., он был в памяти мусульман и был разрозненным. Абу Бакр (р.а.) собрал его в одном месте, а Усман (р.а.) приказал собрать его в одну книгу и размножить её копии так, что книга Усмана (р.а.) дошла до нас, и мы пользуемся ею сегодня.
Что касается хадисов, имея в виду Сунну, то они прошли много этапов и надёжно занесены в труды по хадисам и исламскому праву. В течение всех этих этапов, несмотря на очень долгое время, сам ощутимый факт указывает на то, что Аллах использовал некоторых Своих рабов для оберегания исламского послания. Коран слово в слово был размножен посредством рукописи, потом с изобретением типографий количество копий Корана достигло миллионов. Наряду с этим оберегающие Коран в сердцах хафизы и люди, способные выучить хадисы с их цепочками передатчиков имеют настоящий талант, дарованный им Аллахом. Известно, что, к примеру, Ибн Кясир знал наизусть тысячи хадисов. Такие люди уберегли хадисы и препятствовали подмене слов в Коране. Такие попытки быстро выявлялись, а соответствующие изменённые копии Корана сжигались. Таким же образом, знающие наизусть какую-либо часть Корана сразу исправляли ошибки, если выявляли их где-либо.
Что касается арабского языка, то здесь Аллах на протяжении истории использовал людей для его оберегания. Ярким примером тому может быть аль-Халиль аль-Фарахиди, который разработал арабскую систему огласовки — харакат. Однажды его дочь спросила: «Чем прекрасно небо?», — он ответил ей: «Звёздами». Но потом, осознав, что она хотела описать то, «как красиво небо», но допустила ошибку, сказал ей: «Скажи: «Как прекрасно небо!»», — ясно произнося огласовку «фатха», из-за отсутствия которой исказился смысл предложения, а потом внёс соответствующее разъяснение правил языка в свои труды. Здесь примером служат и Абу аль-Асвад ад-Дуали — автор первого свода правил арабского языка и первой системы огласовок для арабского письма, а также писатели и поэты, создавшие словари и энциклопедии арабского языка, создавшие сотни тысяч трудов на арабском языке по тафсиру, хадису, исламскому праву и, таким образом, внёсшие свою долю в оберегание исламского послания. В итоге связь между Кораном и Сунной, между арабским языком и Кораном превратили данное дело в заботу, охватившую Книгу, Сунну и арабский язык вместе. И поэтому слова Аллаха о заботе над всем посланием означают Его заботу над Книгой, Сунной и арабским языком. Это соответствует действительности и это — истина. Забота Аллаха над Кораном имеет накълий доказательства (доказательства через откровение), забота над Сунной имеет накълий и разумные доказательства, а Его забота над арабским языком доказана разумом.
Вдобавок к этому слова Аллаха:
«Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести её над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем» (48:28), هُوَ ٱلَّذِيٓ أَرۡسَلَ رَسُولَهُۥ بِٱلۡهُدَىٰ وَدِينِ ٱلۡحَقِّ لِيُظۡهِرَهُۥ عَلَى ٱلدِّينِ كُلِّهِۦ وَلَوۡ كَرِهَ ٱلۡمُشۡرِكُونَ ٣٣
«Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (09:33), ясно указывают на то, что итогом этой религии будет её превознесение над всеми остальными, и являются доказательством того, что Коран и Сунна сохранятся до Судного дня. В свою очередь, аят:
ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ وَأَتۡمَمۡتُ عَلَيۡكُمۡ نِعۡمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلۡإِسۡلَٰمَ دِينٗاۚ
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (05:03), означает, что Аллах усовершенствовал эту религию Книгой, Сунной и тем, с чем было ниспослано откровение. В словах Посланника Аллаха ﷺ
تَرَكْتُ فِيكُمْ مَا إِنْ تَمَسَّكْتُمْ بِهِمَا لَنْ تَضِلُّوا بَعْدِي أَبَداً: كِتَابُ اللهِ وَسُنَّتِي
«Поистине, я оставил вам то, придерживаясь чего, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это — Книга Аллаха и Сунна Его Пророка» (Байхакъий), слово «оставил» указывает на постоянство, а сам хадис — это обращение к мусульманам на все времена.
Аллах, Субханаху ва Тааля, особо указал на оберегание Им именно Ислама, в отличие от других религий, что же касается аята:
إِنَّآ أَنزَلۡنَا ٱلتَّوۡرَىٰةَ فِيهَا هُدٗى وَنُورٞۚ يَحۡكُمُ بِهَا ٱلنَّبِيُّونَ ٱلَّذِينَ أَسۡلَمُواْ لِلَّذِينَ هَادُواْ وَٱلرَّبَّٰنِيُّونَ وَٱلۡأَحۡبَارُ بِمَا ٱسۡتُحۡفِظُواْ مِن كِتَٰبِ ٱللَّهِ وَكَانُواْ عَلَيۡهِ شُهَدَآءَۚ فَلَا تَخۡشَوُاْ ٱلنَّاسَ وَٱخۡشَوۡنِ وَلَا تَشۡتَرُواْ بَِٔايَٰتِي ثَمَنٗا قَلِيلٗاۚ وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡكَٰفِرُونَ ٤٤
«Мы ниспослали Таурат, в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нём. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (05:44), то Аллах «им поручил сохранить» Таурат, но не обязал Себя беречь его до Судного дня. А поэтому все устои и человеческие законы обречены на исчезновение.
Неверные пытались исказить тексты благородного Корана ещё в те времена, когда он ниспосылался. Аллах сказал о Каабе ибн Ашрафе, еврее из Медины:
وَإِنَّ مِنۡهُمۡ لَفَرِيقٗا يَلۡوُۥنَ أَلۡسِنَتَهُم بِٱلۡكِتَٰبِ لِتَحۡسَبُوهُ مِنَ ٱلۡكِتَٰبِ وَمَا هُوَ مِنَ ٱلۡكِتَٰبِ وَيَقُولُونَ هُوَ مِنۡ عِندِ ٱللَّهِ وَمَا هُوَ مِنۡ عِندِ ٱللَّهِ وَيَقُولُونَ عَلَى ٱللَّهِ ٱلۡكَذِبَ وَهُمۡ يَعۡلَمُونَ ٧٨
«Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к Писанию. Они говорят: «Это — от Аллаха». А ведь это вовсе не от Аллаха! Они сознательно возводят навет на Аллаха» (03:78). Сегодня, так же, как и ранее, продолжаются эти ядовитые нападки в рамках «противоборства культур». Здесь и бесчисленные обвинения в адрес индивидуального правления в Исламе, попытки показать его как диктатуру; и нападки на систему наказаний, такие как отсечение руки вору; и нападки на джихад, многожёнство, на историю мусульман, а также создание всевозможных женских организаций для разложения общества. Запад применяет очень много различных орудий культурной и просвещенческой войны против Ислама, но они не принесли никакого результата в виде искажения хотя бы одного исламского закона. Всё, чего добился Запад — это путаница людей в понимании испорченности Запада. Куда ему до осуществления своих целей, когда Умма уже начала пробуждаться из мыслительной комы!
Арабский язык также переживает нападки через попытки подменить литературный арабский язык (аль-фусха) региональными разговорными языками во многих сферах жизни, таких как газеты и книги, но в этой борьбе сторонники аль-фусха одержали победу, а сторонники разговорного арабского потерпели провал из-за большого количества диалектов. Таким образом, арабский язык остался и останется таким же, как и был всегда.
И последний вопрос, который возникает: если Аллах обязал Себя беречь Ислам, то не является ли противоречием этому падение исламского правления после многовекового господства? Ответ следующий: оберегание Аллахом Ислама не означает оберегание Им его претворения в реальной жизни — эту ношу Аллах возложил на мусульман, и они ответственны за это. Аллах ниспослал Коран и оберёг его для людей, Он приказал Умме претворять и беречь Коран на практике, Он обязал Себя беречь Умму от исчезновения и побуждать её нести послание всему миру. А поэтому мы особо акцентируем внимание на разнице между обереганием Аллахом Ислама и обереганием его претворения в реальной жизни. Аллах ниспослал законы поста и оберегает их, но Он не обязал Себя беречь пост постящихся. Он ниспослал законы закята, но Он не обязал Себя собирать закят с людей, т.к. это — ответственность государства и Уммы. Оберегание Аллахом Его религии до Судного дня — одна из величайших милостей, и нам ничего не остаётся, кроме как связать нашу жизнь с приказами нашего Создателя — это великая победа в этой и последующей жизнях! И это осуществится с байатом справедливому Имаму, который на основании Книги и Сунны Посланника ﷺ претворит Ислам и понесёт его всему миру посредством призыва и джихада!
هُوَ ٱلَّذِيٓ أَرۡسَلَ رَسُولَهُۥ بِٱلۡهُدَىٰ وَدِينِ ٱلۡحَقِّ لِيُظۡهِرَهُۥ عَلَى ٱلدِّينِ كُلِّهِۦۚ وَكَفَىٰ بِٱللَّهِ شَهِيدٗا ٢٨