На пути к установлению Халифата: Характеристика группы, исполняющей свою обязанность перед Аллахом

При изучении шариатских доказательств из Корана и Сунны находим, что Законодатель определил качества, которыми должна характеризоваться группа, взявшая на себя ответственность вести деятельность по развитию исламской уммы и выведению ее из этой унизительной реальности, в которой она продолжает находиться на протяжении более восьмидесяти лет, чтобы она вновь стала лучшей выведенной для людей уммой и чтобы эта группа имела оправдание перед Всевышним Аллахом. Самыми важными из этих качеств являются следующие.

1. Эта группа должна быть исламской.

То, что она должна быть исламской, ясно понимается из слов Всевышнего Аллаха:

وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ 

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104)

Добро – это одним словом Ислам. Бухарий передал от Хузайфы Ибн аль-Йамана, который сказал: «Люди спрашивали у Посланника Аллаха (с.а.с.) о добре, а я спрашивал его о зле, опасаясь того, что оно постигнет меня. Я спросил у него: «О Посланник Аллаха, мы были в невежестве и зле, и Аллах дал нам это добро. Будет ли после этого добра какое-то зло?...» Добро, которое Всевышний Аллах дал через Посланника Аллаха (с.а.с.) – это Ислам. Значит смысл слов «призывают к добру» означает призывают к Исламу. Также амр биль-маъруф и нахий аниль-мункар (приказывать одобряемое и запрещать порицаемое) являются исламскими делами, и тот, кто выполняет их, должен быть не иначе как мусульманином. Таким образом, не могут иметь шариатского оправдания перед Аллахом все движения и группы, которые возникли на основе коммунизма, демократической капиталистической светскости, национализме, баасизме, патриотизме, этническом признаке и так далее, т.е. все группы, основа которых несовместима с взглядами Ислама.

2. Группа должна быть идеологической.

Недостаточно, чтобы группа была только исламской, призывая лишь к части Ислама, т.е. к некоторым обязанностям Ислама без остальных, как, например, если одна группа призывает к намазу, другая к посту, а третья к нравственности и так далее. Хотя эти положения и эти призывы являются из Ислама, тем не менее, они не могут оправдать перед Аллахом группу, которая работает для развития исламской уммы. Ислам должен быть идейной основой, из которой исходят все законы, принимаемые этой группой, и на основе которой (т.е. идейной основы) эта группа регулирует свое поведение, свои действия и цели. Ислам должен быть идейной основой, на которой эта группа строит все свои мысли. Шариатское правило: «Основой в поступках является соблюдение шариатского закона», обязывает к тому, чтобы каждое действие и каждая цель опирались на шариатский закон и сопровождались шариатским доказательством. В ином случае эта группа, несмотря на то, что является исламской, не будет идеологической. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا ءَاتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ 

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7)

То есть все, что принес вам Посланник (с.а.с.), вы, мусульмане, обязаны принять это, соблюдать и действовать на его основе. И все, что запретил он вам, вы должны отказаться от этого. Принесенное Посланником (с.а.с.) – это Коран и Сунна. И, следовательно, здесь нет места для интереса на основе разума, т.е. для каких-то желаний, обстоятельств, реальности, или баланса сил и международных положений, как и нет места, для того чтобы выбирать между обязанностями, которые предписаны Всевышним Аллахом. Всевышний Аллах сказал:

أَفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْضٍ فَمَا جَزَاءُ مَنْ يَفْعَلُ ذَلِكَ مِنْكُمْ إِلَّا خِزْيٌ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يُرَدُّونَ إِلَى أَشَدِّ الْعَذَابِ وَمَا اللَّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ 

«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете» (2:85)

الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ دِينِكُمْ فَلَا تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا 

«Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3)

Тем самым определять интерес на основе разума законом или оправдываться реальностью и подчиняться балансам международных сил и тому подобное, все это, как было сказано выше, делает группу неидеологической, даже если ее действия из Ислама, т.е. даже если она является исламской группой. Таким образом, также не могут иметь по шариату оправдания все движения и группы, которые не определили Ислам, и только Ислам, источником своего мышления и не определили Ислам единственной идейной основой, из которой исходят все их законы, и на которой строятся все их мысли, даже если эти группы являются исламскими. Они не могут считаться идеологическими и, следовательно, они не могут иметь шариатское оправдание.

3. Группа должна быть политической.

Доказательства из Корана и Сунны указывают на то, что имеющая шариатское оправдание группа должна быть политической. Всевышний Аллах говорит:

وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ 

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104)

Приказ в данном аяте об образовании группы является приказом об образовании политических партий. Исходит это из того, что аят определил деятельность данной группы, а именно призыв к Исламу, амр биль-маъруф и нахий аниль-мункар. Амр биль-маъруф и нахий аниль-мункар сообщено в общей форме, а значит, распространяется и на правителей тоже, что означает обязательность их контролирования и требования с них отчета, а это является политической деятельностью, которую проводят политические партии. Кроме того, это относится к одним из самых важных действий политических партий. Поэтому аят указывает на образование политических партий, чтобы они призывали к Исламу, совершали амр биль-маъруф и нахий аниль-мункар и отчитывали правителей за их действия.

Что касается Сунны, то в книге Бухари «Сахих аль-Бухари» передается от Хаббаба Ибн аль-Арата, который сказал: «Мы пожаловались Посланнику Аллаха (с.а.с.), который, подложив под голову свой халат, лежал в тени Каабы. Мы сказали ему: «Не попросить ли тебе помощи для нас, не обратится ли тебе с мольбой к Аллаху для нас». И он сказал нам: «Людей, живших прежде вас, закапывали в землю, а потом брали пилу и распиливали их головы надвое, но это не сбивало их с их религии. Мясо с их тел отделяли от костей железными гребнями, и это не сбивало их с их религии. Клянусь Аллахом, Он завершит это дело, и тогда всадник будет ехать от Саны до Хадрамавта, не боясь никого, кроме Аллаха и волка, опасаясь за своих овец. Однако вы торопитесь». В комментариях к Корану у Ибн Касира приводится от Ибн Аббаса, что Абд ар-Рахман Ибн Ауф и его друзья пришли к Пророку (с.а.с.) и сказали ему: «О Пророк Аллаха, мы были сильными, будучи многобожниками, а когда уверовали, стали слабыми», – на что он сказал: «Мне приказано прощение, не сражайтесь с людьми». В двух этих хадисах понимается, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) как бы сочли, что помощь запаздывает к ним, и что путь Посланника (с.а.с.) в идеологической и политической борьбе для достижения победы и власти является медленным. Поэтому они хотели, чтобы Пророк (с.а.с.) перешел к силовым действиям. В двух этих и других случаях Посланник (с.а.с.) настаивал на том, чтобы придерживаться того самого пути и даже гневался на тех, кто хотел отклонить его с этого пути. Упорство Посланника (с.а.с.) в выполнении любого дела, несмотря на тяготы и трудности на его пути, служит доказательством тому, что данное дело является обязательным для него. И это служит доказательством того, что группа, которая работает для развития уммы должна быть политической. Этим самым не может иметь шариатского оправдания каждая группа, которая стремится к исполнению шариата Всевышнего Аллаха, не соблюдая этот путь, которого придерживался Посланник (с.а.с.). Она не может иметь оправдания, хотя и является исламской группой.

4. Эта группа должна быть всемирной.

Говоря о том, что эта группа должна быть всемирной, мы не имеем в виду, что она постоянно во всех частях мира должна иметь свои отделения, центры, сторонников, последователей и так далее. Мы имеем в виду, что эта группа должна преследовать своей целью весь мир, т.е. должна стремиться к тому, чтобы освободить человека от поклонения человеку и вывести его к поклонению Аллаху, его Господу, а также освободить землю от правления тиранов и установить правление на основе законов Всевышнего Аллаха, даже если эта группа продолжает работать на какой-то небольшой территории земли.

Всевышний Аллах сказал:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ 

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107)

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا كَافَّةً لِلنَّاسِ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ 

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28)

وَأُوحِيَ إِلَيَّ هَذَا الْقُرْءَانُ لِأُنْذِرَكُمْ بِهِ وَمَنْ بَلَغَ 

«Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (6:19)

قُلْ يَاأَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعًا 

«Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам»» (7:158)

Эти и многие другие аяты свидетельствуют о том, что Ислам не пришел лишь для какой-то определенной группы людей или определенной страны. Он пришел для всего человечества. Все люди во всех местах должны заниматься призывом к нему и деятельностью для его установления. Одно из доказательств обязательности того, чтобы группа должна быть всемирной, исходит из Сунны, а именно, приведенный нами хадис Хаббаба Ибн аль-Арата (р.а.), который передал Бухари в книге «Сахих аль-Бухари», где говорится: «…Клянусь Аллахом, Он завершит это дело, и тогда всадник будет ехать от Саны до Хадрамавта, не боясь никого, кроме Аллаха и волка, опасаясь за своих овец…». При этом Посланник (с.а.с.) подвергался истязаниям, издевательствам в свой адрес и в адрес своего призыва. Его сподвижников мучили и убивали. Его послание и призыв не вышли за пределы Мекки, кроме нескольких людей, которые уверовали в него и вернулись в свои земли.

Несмотря на это, Посланник Аллаха (с.а.с.) смотрел далеко за пределы Мекки, имея своей целью весь мир. Когда курайшиты пожаловались на Посланника (с.а.с.) его дяде Абу Талибу, он сказал своему дяде: «Я хочу объединить их. Им подчиняться все арабы и неверные будут платить им джизью». В книге имама Ахмада «Муснад» и в книгах о жизнеописании Пророка (с.а.с.) содержится хадис, в котором Пророк (с.а.с.) сказал: «Хотите ли вы, чтобы я дал вам вещь, с которой вы подчините арабов и не арабов?»

Во время своего переселения, будучи изгнанным и преследуемым со стороны курайшитов, Пророк (с.а.с.) обещал Сураке дать браслет персидского царя хосроя. В книге имама Ахмада «Муснад» говорится, что Ияс Ибн Афиф аль-Канди передает от своего отца и деда, который сказал: «Я был купцом и однажды приехал на хадж. Я пришел к Аббасу Ибн Абд аль-Мутталибу, чтобы закупить у этого купца некоторые товары. Клянусь Аллахом, когда я был у него в Мине из близкого к нему домика вышел человек, посмотрел на солнце и увидел, что оно зашло (т.е. он стал совершать молитву). Потом из того же домика вышла женщина и стала за ним совершать молитву. Потом вышел юноша и стал совершать молитву вместе с ним. Я спросил: «Аббас, кто это?» Он сказал: «Это Мухаммад Ибн Абдуллах». Я спросил: «А кто эта женщина?» Он сказал: «Это его жена Хадиджа». Я спросил: «А кто этот юноша?» Он сказал: «Это Али Ибн Абу Талиб, сын его дяди». Я спросил: «А что он делает?» Он ответил: «Совершает молитву. Он утверждает, что является пророком, но за ним последовали лишь его жена и этот юноша, сын его дяди. Он утверждает, что завоюет богатства хосроя и цезаря». Передается, что Афиф (Ибн Амм аль-Ашас Ибн Кайс) впоследствии принял Ислам и говорил: «Ах, если бы в тот день Аллах даровал мне Ислам и я стал третьим вместе с Али Ибн Абу Талибом (р.а.)».

Все эти хадисы ясно свидетельствуют о том, что Посланник (с.а.с.) с самого начала своего призыва имел целью весь мир. Его призыв не ограничивался Меккой и ее жителями. Его взгляд был всемирным, и он имел своей целью весь мир, а не только Мекку. В последнем хадисе, несмотря на то, что с ним вместе уверовали всего трое людей, он открыто заявляет, что завоюет богатства хосроя и цезаря, имея тем самым своей целью весь мир с самого начала своего призыва. Таким образом, не имеет шариатского оправдания каждое движение и каждая группа, которая в своей деятельности и своем призыве останавливается у границ определенной страны, даже если она и стремится установить в этой стране Исламское государство, но замыкает себя в этой стране политическими границами Сайкс-Пико, которые были установлены неверными после разрушения ими государства Османского Халифата.

5. Группа должна работать для возрождения исламского образа жизни.

Эта цель, т.е. возрождение исламского образа жизни, несмотря на то заявляют об этом открыто или говорят о ней иными выражениями и словами, которые передают тот же смысл, как возвышение слова Аллаха, возвращение к Аллаху, возрождение славы мусульман и их могущества, оживление Халифата или развитие мусульман и тому подобные выражениями, все они несут один смысл. К этой цели должны стремиться все мусульмане и все исламские движения. Наши слова «возрождение исламского образа жизни» не означают образование исламской жизни впервые. Это возрождение того, что существовало раньше, т.е. возрождение того, что начал Посланник Аллаха (с.а.с.), и что отсутствует уже на протяжении долгого времени. Сегодняшний процесс – это возрождение того, что было, т.е. того, что начал Посланник (с.а.с.), и впоследствии было разрушено Ататюрком (будь он проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми). Естественно, это не осуществится без правителя мусульман, т.е. их халифа, который от их имени будет исполнять законы шариата, как исполнение наказаний, управление делами народа, защита границ и распространение призыва всему миру, поскольку это единственный путь реализации этих дел и исполнения этой обязанности. Всевышний Аллах сказал:

 أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ ءَامَنُوا بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَنْ يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَنْ يَكْفُرُوا بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُضِلَّهُمْ ضَلَالًا بَعِيدًا ، وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ تَعَالَوْا إِلَى مَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَإِلَى الرَّسُولِ رَأَيْتَ الْمُنَافِقِينَ يَصُدُّونَ عَنْكَ صُدُودًا 

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение. Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя» (4:60-61)

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا 

«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что вызывает у них споры. И тогда не восстанут они в душе против твоего решения и подчинятся полностью» (4:65)

أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ 

«Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50)

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Исполнение на земле одного наказания Аллаха лучше для людей, чем если бы каждое утро на протяжении сорока дней лился на землю дождь» (хадис передали ан-Насаи и Ибн Маджа). Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто отошел от подчинения, тот встретится с Аллахом в Судный день, не имея никакого оправдания. И кто умер, не имея присяги халифу, тот умер смертью невежды» (хадис передал Муслим). Пророк (с.а.с.) также сказал: «Имам – это щит, за которым сражаются и которым обороняются» (хадис передал Муслим).

Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) выразили свое единодушие относительно необходимости избрания халифа после Посланника Аллаха (с.а.с.), а потом после Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (да будет доволен ими Аллах). Шариатское правило «То, без чего невыполнимо обязательное, является обязательным» требует существование халифа, так как исполнение религии, исполнение законов шариата и объединение мусульман вокруг знамени одного имама неосуществимо без существования халифа. Эти и многие другие доказательства из Корана, Сунны и единодушия сподвижников ясно свидетельствуют об обязательности возрождения исламского образа жизни путем установления исламского Халифата.

Поэтому согласно шариату группа, желающая работать для развития уммы, должна работать для установления государства второго праведного Халифата, что является единственным путем для возрождения исламского образа жизни. Таким образом, любая группа, которая желает иметь шариатское оправдание перед Всевышним Аллахом, должна заниматься деятельностью по возрождению исламского образа жизни путем установления Исламского государства.

6. Ее путь достижения этой цели должен быть шариатским, а не устроенным на основе разума.

Всевышний Аллах, обращаясь к Посланнику Мухаммаду (с.а.с.) сказал:

قُلْ هَذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ عَلَى بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي وَسُبْحَانَ اللَّهِ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ 

«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь многобожником»» (12:108)

Обращаясь к верующим, Аллах сказал:

وَمَا ءَاتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ 

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7)

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا 

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21)

فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَنْ تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ 

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24:63)

Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) провел на песке прямую линию, а по обеим сторонам от нее провел много других линий и сказал: «Это мой прямой путь, а на каждом из этих путей стоит шайтан, который призывает к нему», и прочел слова Аллаха:

وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلَا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَنْ سَبِيلِهِ ذَلِكُمْ وَصَّاكُمْ بِهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ 

«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (6:153)

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто введет чуждое в наше дело, то оно будет отвергнуто» (передали Бухарий и Муслим). В другом хадисе Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Разве я не принес шариат белый чистый…» (передали Ахмад, аль-Баззар, Ибн Абу Шайба). Посланник Аллаха (с.а.с.) также сказал: «Я оставил вам то, за что если вы будете крепко держаться, никогда не окажетесь в заблуждении: Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка» (жизнеописание Пророка, Ибн Хишам).

Эти тексты со всей очевидностью обязывают следовать и соблюдать путь Посланника Аллаха (с.а.с.) в его распространении призыва. Мы не вправе отклоняться от него ни на шаг, не вправе отходить от него с целью осуществления какого-то интереса, избегать его из-за встречаемых трудностей и насилий, и не вправе оставлять его под предлогом различия времени и изменения жизни. Это ясный и прямой путь. Поэтому следование образу жизни Посланника (с.а.с.) и его методу распространения призыва является обязательным и служит критерием определения правильности пути.

7. У этой группы должен быть амир, которому обязательно нужно подчиняться.

Наличие амира, которому должны подчиняться все члены его группы, является неизбежным положением, которое должно присутствовать у группы. Потому что ее как функционирующую группу сохраняет наличие амира, для которого имеется обязательное подчинение. Шариат приказал каждой группе от трех и более людей назначать своего амира. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не дозволяется троим людям находиться в пустыне без того, чтобы они не назначали одного из себя амиром» (передал Ахмад от Абдуллаха Ибн Амра). Ибн Таймийя говорит: «Если трое вышли в путь, пусть назначат одного из себя амиром. Если шариат обязал назначать амира для наименьших групп и кротчайших собраний, то это служит указанием на обязательность данного положения для больших групп…» (фетвы Ибн Таймийи).

Кроме всего сказанного, эти партии должны быть публичными и не должны быть секретными, так как призыв к добру, амр биль-маъруф и нахий аниль-мункар, контролирование правителей и требование с них отчета, а также деятельность, направленная на достижение власти путем уммы, являются открытыми и публичными действиями и не совершаются скрыто и в секретности, чтобы могли осуществить требуемую от них цель.

Это были основные и важнейшие качества, которыми должна характеризоваться каждая группа, определившая своей целью развитие исламской уммы, чтобы иметь шариатское оправдание перед Всевышним Аллахом.

В завершении напомним себе и всем мусульманам слова Всевышнего Аллаха:

فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَنْ تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ 

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24:63)

Хвала Аллаху Господу миров!

Абу Даджана