Пятничная проповедь — как она выглядит и о чём должно быть сказано

Пятничная проповедь — как она выглядит и о чём должно быть сказано

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Список различных методов и средств донесения идей неуклонно растёт — их несут посредством газет, журналов, интернета и СМИ, статьями, докладами, стихами, видео и аудиозаписями, а порой проповеди (хутбы), уроки и лекции так же занимают своё место в этом списке.

Говоря же об уровне, до которого скатилась проповедь, следует отметить то её плачевное состояние, видя, как хутба упала на самую низкую ступень, а ведь она чётко отражает реальность, в которой все мы живём. Вот проповедник (хатиб) несёт свою проповедь уже целый час, не ведая о правилах хутбы, где в основе лежит краткость, а не затягивание; вот ещё один проповедует на тему тахара (соблюдение чистоты), месячных, намаза, хаджа, поста и закята... Да, это важно, но Умма уже сыта по горло такими хутбами, а ведь есть проблемы куда важнее и серьёзнее, как оккупация Западом мусульманских богатств, земель, посягательство на честь мусульманских женщин в Бирме, Ираке, Афганистане, Узбекистане, Палестине, а проповедник молчит об этом, а если и скажет, то разжигает чувства мусульман, не предлагая никаких идей и решений, в итоге чего слушатель выходит как пустой барабан. Тот красиво напевает на минбаре, словно минбар здесь только для этого, а следующий превратил свою хутбу в призыв к отвратительной слепой мазхабной приверженности, осуществляя тем самым задумки Запада вместо того, чтобы призывать к единству мусульман и к установлению их государственности.

То, что поразило Умму (и, в частности, её проповедников), вызвано несколькими связанными между собой факторами: упразднение государства и законов Ислама; далее — появление неисламского правления; за этим последовало нерадение к Исламу и его идеям; появились проповедники, оставшиеся без «пастуха», который бы о них позаботился, укрепил бы их плюсы и созидательно указал бы на минусы; наряду с этим настал мыслительный упадок хатиба как в отношении исламских законов или понимания арабского языка, так и в отношении правильного восприятия жизненных реалий и вынесения решений по ним; потом произошло назначение наёмных хатибов, оплачиваемых со стороны нынешних государств-марионеток, диктующих им идеи и инструкции, продвигаемые Западом; в итоге проповедники желают получить снисхождение перед лицом этого Запада и его правителей-агентов. К числу факторов, приведших к слабости хутбы, можно также отнести страх хатибов говорить истину из-за боязни перед правителями.

Всё это побудило меня рассмотреть тему проповеди с желанием прежде всего достичь довольства Аллаха, а затем исправить этот нездоровый путь, по которому пошли хатибы, да наставит Аллах нас и их на правильный путь, чтобы изменить русло их проповедей, дабы они были полезными Умме, а слушатели выходили наполненными правильной исламской мыслью и чувствами, которые сформируют в них исламскую личность и приведут общество к правильному развитию и ко всему благому. Вы видите, какое количество проповедей несут хатибы? Несомненно, счёт ведётся на тысячи и миллионы, их ровно столько же, сколько мечетей в мире. А если хутбы станут проводиться в правильной и более совершенной форме, то они внесут огромный вклад в развитие этой многострадальной Уммы.

«Хитаба» (ораторство, риторика) в арабском языке означает знание красоты речи (баляга) и красоты изложения (байан). Ораторское мастерство — это искусство публичного выступления, убеждения и удивления людей как речью, так и письмом. Ораторство можно определить как всё, что относится к речи или письму, мастерски используя которое воздействуют на сознание и чувства слушателя. Одним словом, это искусство обращения к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения (привлечения на свою сторону). Ораторство имеет основы, главные из которых — устная речь, аудитория, наличие двух целей: убедить и внушить посредством доказательств и аргументов. Внушение происходит путём поднятия чувств в том направлении, о чём говорится, или путём их усмирения.

Аллах создал человека готовым убеждать других и убеждаться другими, и первыми в области ораторства были все пророки и посланники — они обращались с проповедями к своим народам для того, чтобы убедить их в той идее, которую они несут — в акъыде. Так арабы были известны своим ораторским мастерством, излагали свои хутбы стихами, защищались ими, хвастались и публично демонстрировали то, чем славились — правильность речи и красота изложения были их врождёнными качествами, а ораторство использовалось в качестве оружия для единоборств, дебатов, войн, защиты чести, имущества, жизни и доблести.

Ислам уделил особое внимание ораторству, хутбы встречали большой отзыв у людей. Посланник Аллаха (с.а.с.) использовал ораторство для призыва к Исламу, в особенности по религиозным поводам. Ислам усовершенствовал мастерство обращения к массам, бывшее во времена джахилии, и наполнил его идеями великого Ислама. Появилась хутба пятничной и праздничных молитв, с помощью которой доносятся понятия и мысли, черпаемые из Корана и хадисов Благородного Посланника (с.а.с.). Хутбы призывали людей к соблюдению религии, к работе ради Ахирата, к возвеличиванию слова истины и установлению государства Ислама, для претворения его законов. Хутбы предостерегали мусульман от ошибок и от подверженности влиянию страстей. Ораторское мастерство достигло высших степеней красоты речи, стало влиятельным средством убеждения людей, которым искусно владели праведные халифы, сподвижники и табиины, как Зияд ибн Умейа, аль-Хаджадж ибн Юсуф ас-Сакафи и Абу Хамза аш-Шари.

Для того, чтобы проповедь была эффективной и имела наибольшее воздействие на общество, хатибу необходимо выдержать ряд следующих условий:

1. Способность проповедника внушать людям и убеждать их, а также быть достойным, честным, верным, надёжным, энергичным, иметь открытость и ясность.

2. Плавность и беглость речи, умение говорить без межевания, не заикаясь и не впадая в болтовню.

3. Знание Священного Корана, его наук, тафсиров и законов, а также познание Благородных Хадисов.

4. Обладание приятным на слух голосом, ведение приемлемой речи без излишнего приукрашивания, усложнения и затягивания фраз.

5. Способность быть смелым, твёрдо нести слово истины, не быть слабосердечным, не проявлять робость и не приукрашать режимы, а открыто указывать на их ошибки.

6. Знание законов Ислама, в особенности тех, что касаются современных проблем.

7. Умение разбираться в политических реалиях и шариатских законах относительно них.

8. Не затягивать хутбу, ведь это — хутба, а не лекция в университете. Лучшая речь — та, что коротка и доходчива. Говорить благо коротко лучше, чем утомлять им людей. Окончить проповедь так, чтобы люди жаждали услышать тебя ещё — лучше, чем окончить её, вызвав раздражённость и отвращение твоих слушателей к тебе. От Аммара ибн Ясира передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ طُولَ صَلَاةِ الرَّجُلِ وَقِصَرَ خُطْبَتِهِ مَئِنَّةٌ مِنْ فِقْهِهِ، فَأَطِيلُوا الصَّلَاةَ، وَاقْصُرُوا الْخُطْبَةَ، وَإِنَّ مِنْ الْبَيَانِ سِحْراً

«Продолжительность молитвы человека и краткость его проповеди свидетельствует о его проникновенных познаниях в религии, так удлиняйте же молитву и сокращайте хутбу. Поистине, в речи есть чары» (Муслим).

Джабир ибн Самура сказал: «Я часто молился вместе с Пророком (с.а.с.), его молитва имела касд (имела свою меру) и его хутба имела касд» (Муслим). «Касд» в молитве и «касд» в проповеди означают, что молитва была длиннее проповеди. Как нам известно о пятничной молитве Посланника (с.а.с.) из хадиса от Абу Хурайры, он (с.а.с.) читал суры «Аль-Джумуа» («Собрание», 62-ая сура) и «Аль-Мунафикун» («Лицемеры», 63-я сура), а из хадиса от ан-Нумана ибн Башира сообщается, что он (с.а.с.) читал суры «Аль-Аля» («Всевышний», 87-я сура) и суру «Дошёл ли до тебя рассказ о Покрывающем» («Аль-Гашийа», «Покрывающее», 88-я сура). Хадис от Ибн Аббаса также разъясняет о том, что это были суры «Аль-Мунафикун» и «Аль-Джумуа». Вышеперечисленные хадисы указывают на то, что в самой долгой пятничной молитве читаются суры «Аль-Мунафикун» и «Аль-Джумуа» в дополнение к двум сурам «Аль-Фатиха» («Открывающая Коран», 1-ая сура), двум поясным и двум земным поклонам и «Салавату Ибрахимия». Тем временем, самым коротким чтением на пятничной молитве является всё перечисленное, плюс чтение сур «Аль-Аля» и «Аль-Гашийа» вместо «Аль-Мунафикун» и «Аль-Джумуа». Мы можем оценить, как долго читается пятничная молитва, прочитав данные суры, значит, нет необходимости затягивать её.

9. Способность выбирать подходящую для хутбы тему, то есть то, что людям нужно для решения своих проблем. Бывает так, что проблема — в акъыде, следовательно, нужно сфокусироваться на мыслях, связанных с ней. Может, проблема существует в недопонимании происходящих реалий или сложившейся политической ситуации, непонимании определённых мыслей, которые надо раскрыть, правильно разъяснить и указать на ошибочность... Следовательно, надо выбирать важную, ключевую тему для хутбы, а не второстепенные вопросы.

10. Умение поднимать дух надежды Уммы и дух сражений, в которых мусульмане одерживали победу.

11. Использование стилистики ораторской речи, а не литературно-художественного стиля, публицистического или научного, как на уроках, лекциях, в статьях, в рассказах или стихах. Речь должна быть также эмоциональной в той мере, которую позволяет раскрываемая в хутбе мысль.

12. Хатиб должен максимально избегать совершения грамматических ошибок в речи. Когда он допускает ошибки в своей речи, это выглядит безобразно, особенно когда допускаются подобные ошибки с минбара при цитировании аятов Корана.
13. Хатиб не должен поднимать руки во время молитвы на хутбе. Хатибу достаточно поднять указательный палец.

14. Хатиб должен хорошо выглядеть.

Пример пятничной проповеди

1. Тема хутбы:

Ложь и порочность так называемой «привязанности к родине».

2. Вступление:

Хвала Аллаху, Господу миров, Дарующему победу богобоязненным, Наносящему поражение угнетателям, неверным и лицемерам, Предостерегающему в Своей Книге:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَقُولُواْ قَوۡلٗا سَدِيدٗا ٧٠ يُصۡلِحۡ لَكُمۡ أَعۡمَٰلَكُمۡ وَيَغۡفِرۡ لَكُمۡ ذُنُوبَكُمۡۗ وَمَن يُطِعِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ فَقَدۡ فَازَ فَوۡزًا عَظِيمًا ٧١

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70,71), — а также:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِۦ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنتُم مُّسۡلِمُونَ ١٠٢

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе как будучи мусульманами!» (3:102).

Мир и благословение Его избранному Посланнику Мухаммаду, да благословит тебя Аллах и приветствует, о свет истины, Пророк Мустафа! О Аллах, благослови господина всего человечества, Мухаммада, его семью и его сподвижников.

3. Рассматриваемый вопрос:

О мусульмане! Сегодня в различных уголках земли мусульмане воюют между собой за границы, установленные колониальным неверным Западом для того, чтобы отделить мусульманские страны друг от друга: Йемен от Хиджаза, Египет от Судана, Иран от Эмиратов. Да, когда Османский Халифат пал в 1924 году, Великобритания и Франция определили данные границы в соглашении Сайкс–Пико с целью разорвать Умму и поделить её на более чем 57 мелочных стран. В таком виде врагам легко заполучить власть над Уммой, её экономикой, идеями и источником её силы, так Умма выступает лёгкой добычей в пасти этого подлого колониального чудовища. Оно же для того, чтобы укрепить данные границы, создало среди народов искусственных государств порочные связи, которые на самом деле ничего не связывают, никак не годятся быть фактором единения мусульман, да и не только их, а вообще кого-либо из людей, вышедших на путь возрождения. Да, мы говорим о связи, именуемой приверженностью родине, патриотизмом, патриотической связью. Аллах, Азза ва Джаль, сотворил человека и заложил в нём неотъемлемые особенности — органические потребности и инстинкты.

Одной из них является любовь человека к определённому кусочку Земли из-за привязанности к нему. Неверные колонизаторы использовали этот инстинкт для того, чтобы построить на нём упадочную эмоциональную мысль, не имеющую никакой идеологической силы, такой как, например, есть у идеологии истинного Ислама. Любовь к данному кусочку земли — к родине — становится наивысшим, что считают для себя сыновья этих народов, и тем самым они превозносят раскол и укрепляют разделение Уммы на то, на что поделили её неверные колонизаторы. Эта жалкая идея разделяет мусульманские земли на всякие государства и отдельные территории, а Аллах же приказывает мусульманам: «И не распадайтесь», — так, чтобы у каждого государства были границы, отделяющие мусульман друг от друга, за пределами которых люди считаются «иностранцами», пусть даже если они верующие. Мусульманину, принятому за иностранца, не дают права проживать и даже въезжать без дозволения официальных властей. Такой человек не имеет тех прав, что имеют жители, а в некоторых странах ему нельзя даже жениться.

Ему запрещено трудоустроиться, участвовать в выборах. Так что же это за патриотизм, к которому призывают недалёкие мусульмане?! В это же время Европа убирает внутри себя границы, Китай объединяет население более одного миллиарда человек, близкое по количеству к населению всех мусульманских стран, а Америка связывает между собой штаты, количество которых близко к числу мусульманских стран, состоящих из 51 вилаята/штата. Да, мусульмане, это — действительно порочная связь по разным причинам. Эта связь с идейной точки зрения — низкая и упадочная, в её основе нет исламской идеологии, а напротив, те же инстинкты и эмоции, что есть у животных и птиц. Далее она имеет ментальный, а не разумный и мыслительный характер, при том, что патриотизм — временное явление, объединяющее одного гражданина с другим только во время войны или проблем, а в мирное время он не имеет никакого эффекта. Как мы можем подпустить к себе мысль, которая наиболее ярко выражается именно в расколе Уммы и слепой приверженности чему-либо, что Аллах, Азза ва Джаль, категорически запрещает и порицает это во множестве аятов и хадисов?!

Аллах говорит:

وَٱعۡتَصِمُواْ بِحَبۡلِ ٱللَّهِ جَمِيعٗا وَلَا تَفَرَّقُواْۚ وَٱذۡكُرُواْ نِعۡمَتَ ٱللَّهِ عَلَيۡكُمۡ إِذۡ كُنتُمۡ أَعۡدَآءٗ فَأَلَّفَ بَيۡنَ قُلُوبِكُمۡ فَأَصۡبَحۡتُم بِنِعۡمَتِهِۦٓ إِخۡوَٰنٗا وَكُنتُمۡ عَلَىٰ شَفَا حُفۡرَةٖ مِّنَ ٱلنَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنۡهَاۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ ٱللَّهُ لَكُمۡ ءَايَٰتِهِۦ لَعَلَّكُمۡ تَهۡتَدُونَ ١٠٣

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путём» (3:103).

Разве можно «держаться за вервь Аллаха» и «не распадаться» посредством разнородных государств, выращенных колонизатором, пропитанных её главным ядом раскола — связью на основе родины вместо связи на основе всеобъемлющего, полноценного и обширного Ислама?! Слепая приверженность к народу, родине, племени, расе, мазхабу и прочим, чрезмерная любовь только к своему и непримиримость с остальными, известная как «асабийя», запрещена в Исламе. Наилучший из людей, приветствие и благословение ему от нашего Господа, говорит:

لَيْسَ مِنَّا مَنْ دَعَا إِلَى عَصَبِيَّةٍ

«Кто призывает к асабийи, тот не из нас»,

دَعُوهَا فَإِنَّهَا مُنْتِنَةٌ

«Бросьте это, ведь она (племенная приверженность) зловонна!» (Бухари).

Известен случай, в связи с которым Посланник (с.а.с.) произнёс эти слова. Иудеи Медины захотели внести раскол и междоусобицу между племенами ансаров Авс и Хазрадж. Они напомнили им о войне, которая бушевала между ними во времена джахилии, как одни из них убивали других, и едва не вызвали междоусобицу, если бы Посланник милости (с.а.с.) не спас их от этого, ведая о том, что за мерзость замышляли иудеи. Посланник Аллаха (с.а.с.) был очень рассержен, лицо его покраснело от гнева, и он (с.а.с.) сказал:

أَبِدَعْوَى الْجَاهِلِيّةِ وَأَنَا بَيْنَ أَظْهُرِكُمْ...دَعُوهَا فَإِنَّهَا مُنْتِنَةٌ

«Что же это такое? Возврат к джахилии? И это когда я среди вас нахожусь?! ... Бросьте это, ведь она зловонна!».

Асабийа запрещена, потому что она вносит раскол, порицаемый Шариатом. Мы повсюду слышим призывы вводящих в заблуждение людей поднять флаги асабийи, национализма и расизма, существовавших до Ислама, как призывы к приверженности к коптам (фараонизм в Египте), химьяритам и сабеям (в Йемене), к арамеям и ассирийцам (в Шаме). Всё это — ложные призывы к тому, о чём Аллах не ниспослал никаких доказательств; к тому, что Шариат не дозволил для связи между людьми, желающими следовать по пути возрождения. Это — призывы к расизму и проблемам. Да, Посланник (с.а.с.) присутствовал среди Авс и Хазрадж и спас их от великого бедствия — братоубийственной войны между мусульманами. А кто же спасёт сегодня нас от раскола и междоусобицы? Разве не приказы и запреты Аллаха в аятах и хадисах, т.е. законы Шариата спасут нас от всех жизненных проблем?!

Мухаммад (с.а.с.) объединил мусульман различных рас и народов в одном государстве Ислама. К примеру, сподвижники Билал аль-Хабаши, Сухайб ар-Руми, Али аль-Кураши, Сальман аль-Фариси, Умар аль-Араби — имя каждого из них указывает на его происхождение, но никто из них не имел собственного государства или флага, как это имеем сегодня мы — когда у каждого государства есть своя граница, флаг, паспорт, выдуманное законодательство, не имеющие ничего общего с Исламом. Да, у них было единое знамя — чёрное знамя аль-Укаб, знамя «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха». Господин всех людей жил и умер с этим знаменем. Если мы спросим: что означит для мусульман иметь около 57 флагов — красных, зелёных, жёлтых, чёрных и белых? Разве это не означает раскол?

Означает ли это, что в каждой стране есть свой народ, защищающий, любящий и приверженный этому флагу? Воюющий под ним и слепо сражающийся ради него, ради своего правителя, которого установили над ним неверные?! Но что же значит иметь единый флаг, знамя истины, знамя «Ля иляха иллаллах мухаммаду расулуллах»? Разве мы не одна Умма, в отличие от других людей, у которых сильный угнетает слабого? Да, так и есть. Наша акъыда едина — акъыда Ислама, флаг Посланника Аллаха (с.а.с.), наши права и обязанности одни без исключения, а различие — только в степени нашей богобоязненности! Разве это не значит, что у нас Бог один, Книга одна и Посланник (с.а.с.) один? Разве это не означает, что наш мир один и война одна; наша экономика, правление, политика, образование, культура, судебная система, медицина, армия и интересы едины и неделимы?

4. Решение:

О мусульмане, напоследок мы заверяем вас:

— Истинная связь — это связь на основе правильной идеологии, а наша идеология — Ислам. Это связь на основе «Ля иляха иллаллах мухаммаду расулуллах», которую нёс Посланник — милость для миров, благословение и приветствие ему от нашего Господа.

— Откажитесь от любых связей кроме исламской, от патриотизма, национализма, взаимовыгоды и духовности. Все они несостоятельны, с упадочной мыслью, выдуманы человеком и несравнимы со связью на основе исламской идеологии, ниспосланной Аллахом.

— Отбросьте всякую ошибочную идею, как идею патриотизма, республики, демократии... все они исходят из капитализма и чужды Исламу. Распространяйте исламские идеи, спасительные не только для мусульман, но и для всего человечества. Аллах сказал:

وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا رَحۡمَةٗ لِّلۡعَٰلَمِينَ ١٠٧

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).

Так благословляйте же того, кого нам приказано благословлять. Аллах Тааля сказал:

إِنَّ ٱللَّهَ وَمَلَٰٓئِكَتَهُۥ يُصَلُّونَ عَلَى ٱلنَّبِيِّۚ يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ صَلُّواْ عَلَيۡهِ وَسَلِّمُواْ تَسۡلِيمًا ٥٦

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (33:56).

5. Мольба:

О Аллах, даруй нам прекрасное возвращение к тебе! О Аллах, Ты — Прощающий и любишь прощение, прости нас за наши ошибки, приведи к благому наши деяния. О Аллах, объедини страны мусульман, установи государство Ислама, о котором ты обещал в Своей Книге, и Твоё слово — истина:

وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمۡ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ لَيَسۡتَخۡلِفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡأَرۡضِ كَمَا ٱسۡتَخۡلَفَ ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِهِمۡ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمۡ دِينَهُمُ ٱلَّذِي ٱرۡتَضَىٰ لَهُمۡ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّنۢ بَعۡدِ خَوۡفِهِمۡ أَمۡنٗاۚ يَعۡبُدُونَنِي لَا يُشۡرِكُونَ بِي شَيۡ‍ٔٗاۚ وَمَن كَفَرَ بَعۡدَ ذَٰلِكَ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ ٥٥

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55),

— и о чём Ты даровал благую весть нам устами Своего Посланника (с.а.с.). Установи государство, которое объединит сердца и души, уничтожит границы между нами, выведет людей из-под издевательств капитализма к милосердию Ислама. Поистине, Ты — Слышащий, Близкий.

Аллах повелевает вам три деяния и три запрещает. Он повелевает вам блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание...

Вставайте на молитву.

Абдуррахман аль-Амири — Йемен