Позиция праведных предшественников относительно того, какой должна быть связь учёных с правителями

Позиция праведных предшественников относительно того, какой должна быть связь учёных с правителями

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Это выдержки из исторических примеров правильного понимания наследия Пророка ﷺ и того, каким образом следует выполнять обет, взятый Аллахом с учёных.

Учёные защитили вверенное им знание и не использовали его в качестве способа приблизиться к власти и правителям. За это Аллах защитил их и сделал их предводителями в истине, светлый путь которых освещает дорогу всем другим, кроме тех, кто слеп, ибо тем и солнце не поможет. К сожалению, современные учёные отдалились от праведных позиций своих предшественников даже дальше, чем обычные люди. Если вчера мусульмане нуждались в этих учёных как в защитниках от несправедливости правителей, то сегодня они сами стали содействовать правителям в их несправедливости, украшать их ложь и искажать религию. Эти выдержки из исторических примеров учёных прошлого являются примером для современных учёных, чтобы напомнить им о праведности и побудить к противостоянию злу. А также это являются обращением к обычным мусульманам, чтобы они сплачивались только вокруг праведных учёных.

Приводит Ибн ан-Наджар от Хасана: «Если вы желаете быть в безопасности, а также хотите, чтобы ваша религия была для вас безопасной, тогда:

не позволяйте вашим рукам проливать кровь мусульман,

не позволяйте вашим чревам поедать имущество мусульман,

не позволяйте вашим языкам вредить чести мусульман,

не сидите с приверженцами нововведений,

не ходите к правителям, иначе они испортят вам вашу религию».

В книге «Ахбар ас-сафия» Баба Кухи Ширази говорит: «Нам рассказал Саляма ибн Ахмад ат-Тикрити: «Нам сообщил Яъкуб ибн Исхак: «Нам сообщил Абдуллах ибн Мухаммад аль-Кураши: «Как-то мы были вместе с Суфьяном ас-Саури в Мекке, и к нему доставили письмо от его семьи из Куфы, в котором говорилось: «К нам пришёл голод, поэтому мы вынуждены жарить косточки плодов и есть их». После этого Суфьян заплакал. На что ему некоторые соратники сказали: «О Абдуллах, если ты пойдёшь к правителю, то обязательно получишь то, чего пожелаешь», — но он ответил: «Клянусь Аллахом, если я не прошу мирских услад у Владыки этого мира, то как я могу просить их у того, кто таковым не является?!».

Суфьян ас-Саури говорил: «Нечестивые чтецы Корана используют его как средство (для достижения благ) этого мира, при этом оправдываясь: «Когда мы приходим к правителям, то облегчаем положение попавших в трудную ситуацию людей и разговариваем (об освобождении) заточённых в тюрьмы».

Приводит Баба Кухи Ширази от аль-Фудайля ибн Ияда: «Если бы учёные уважали самих себя, переживали за свою религию, возвеличивали знания и оберегали их, предоставляли знаниям статус, который дал им Аллах, тогда бы им подчинились тираны, люди последовали бы за ними и занялись тем, что их касается, а Ислам и его последователи приобрели бы величие. Однако учёные унизили себя, и их перестали заботить упущения в религии; причиной этого стало то, что жизнь учёных наполнилась благополучием. Учёные подчинили свои знания приверженцам мирской жизни, чтобы получить от них мирские блага. Так учёные стали презренными и униженными в глазах людей».

Приводит Ибн Асакир от Абдуль-Джаббара ибн Абдуль-Азиза Абу Хазима, а он — от своего деда: «Сулейман ибн Абдуль-Малик прибыл в Медину и, пробыв там три дня, спросил: «Есть ли здесь тот, кто застал сподвижников Мухаммада ﷺ, чтобы рассказать нам хадис?», — на что ему сказали: «Да, есть такой человек, его зовут Абу Хазим». Сулейман послал за ним. Когда пришёл Абу Хазим, он спросил его: «О Абу Хазим, что это за чёрствость? Меня посетили знатные люди, а ты не посетил меня?». На что Абу Хазим сказал: «Когда люди находятся на правильном пути, то правители нуждаются в учёных, а учёные убегают со своей религией от правителей. Но когда ничтожные люди, увидев это, начали изучать знания, а затем с ними пошли к правителям, в результате правители стали обходиться без учёных. После этого люди начинают впадать в греховность, становятся несчастными и отшельниками. О если бы наши учёные берегли свои знания, то их бы боялись правители!».

Аз-Зуджадж в книге «Аль-Амали» пишет: «Нам сообщил Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хасан: «Мне рассказал Абдур-Рахман ибн Ахи аль-Асмаи от своего дяди по матери: «Как-то Хасан аль-Басри проходил рядом с дверью Умара ибн Хубайры, где сидели чтецы Корана. Он поприветствовал их и сказал: «Что с вами, почему сидите здесь? Вы сбрили усы, побрили головы, укоротили рукава, разносили свои сандалии. Клянусь Аллахом! Если бы вы удерживались от того, что у них (правителей) в руках, то они устремились бы к тому, что у вас (т.е. к знаниям). Однако вы возжелали то, что у них в руках, и они стали воздерживаться от того, что у вас. В результате вы обесчестили чтецов Корана, и Аллах обесчестил вас».

Приводят Абу Нуайм и Ибн Асакир от Юсуфа ибн Асбата: «Нам сообщил Наджм, что один из правителей послал за Абу Хазимом, а в этот момент с ним были аль-Ифрикий, аз-Зухрий и другие. (Когда прибыл Абу Хазим) правитель спросил: «Говори, о Абу Хазим». Тогда Абу Хазим сказал: «Лучшими правителями являются те, которые любят учёных, и худшие учёные — те, которые любят правителей. В прошлом, если правители посылали за учёными, то последние не приходили к ним, и если правители спрашивали у них (об объявлении того или иного дозволенным), то они не делали этого. Поэтому правители приходили к учёным в их дома и спрашивали о том, что их беспокоило. В этом было добро для правителей и добро для учёных. Когда люди увидели это, то сказали: «Почему бы нам не приобрести знания, чтобы быть как учёные?!». И они начали приобретать знания, а затем пошли к правителям, стали рассказывать им хадисы и разрешать то, что они пожелают. Так учёные испортили правителей, а правители испортили учёных».

Привели аль-Байхакы и Ибн Асакир от Суфьяна: «Один из правителей сказал Абу Хазиму: «Расскажи нам о своей нужде», — на что Абу Хазим сказал: «Этого не будет! За их решением я обращаюсь к Тому, без Кого они не решаются. И я довольствуюсь тем количеством решённых нужд, сколько Он пожелал для меня. А то, что Он мне не решил, то я всё равно доволен. Раньше правители звали к себе учёных, а те избегали их. Сегодня учёные ищут знания, когда же знаний не остаётся, они идут с ними к дверям правителей. В итоге эти учёные зовут правителей, но те же убегают от них».

Привёл Ибн Асакир от Абу Киляби Абдуль-Малика ибн Мухаммада ар-Ракаший: «Нам рассказал Абу Айюб аль-Асмаи от Абу аз-Зинада, а он — от своего отца: «Все факихи, жившие в Медине, приходили к Умару ибн Абдуль-Азизу, кроме Саида ибн Мусайиба. Умар довольствовался, что между ним и Саидом был связной. И этим связным был я».

Привели аль-Хатиб и Ибн Асакир от Мукатиля ибн Салиха аль-Хурасани: «Как-то я пришёл к Хаммаду ибн Саляме, и когда я был у него в гостях, то в дверь постучали. Хаммад сказал: «О доченька, выйди и посмотри, кто пришёл». (Вернувшись) она сказала: «Это гонец Мухаммада ибн Сулеймана аль-Хашими (правитель Басры и Куфы)». Хаммад сказал: «Скажи ему, чтобы он вошёл один». Гонец вошёл, поприветствовал присутствующих и вручил Хаммаду письмо. Хаммад сказал ему: «Зачитай его сам». Гонец начал читать: «С именем Аллаха Милостивого и Милосердного от Сулеймана к Хаммаду ибн Саляме. Пусть Аллах сделает твоё утро таким же, каким Он делает его для Своих любимцев и подчиняющихся Ему рабов. У меня возник вопрос, поэтому приди ко мне, чтобы мы спросили тебя о нём». На что Хаммад ответил: «О доченька, принеси чернила». Затем он сказал мне: «Открой свёрток и пиши: «Пусть и тебе Аллах сделает твоё утро таким же, каким Он делает его для Своих любимцев и подчиняющихся Ему рабов. Мы видели учёных, и они ни к кому не ходили. Если у тебя возник вопрос, то приходи и спроси нас о нём. Если пожелаешь прийти ко мне, то приходи один, без сопровождающих и свиты. А иначе я не дам ни тебе, ни себе никакого наставления, пребывай с миром». Когда я ещё раз был в гостях у Хаммада, в дверь постучали. Хаммад сказал: «О доченька, выйди и посмотри кто пришёл». (Вернувшись) она сказала: «Это Сулейман аль-Хашими». Хаммад сказал: «Скажи ему, чтобы вошёл один». Вошёл Сулейман, поприветствовал присутствующих, сел перед Хаммадом и спросил: «Что со мной? Когда я смотрю на тебя, то наполняюсь страхом». Хаммад ответил: «Я слышал, как Сабит аль-Бунани говорил: «Я слышал, как Анас ибн Малик говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ الْعَالِمَ إِذَا أَرَادَ بِعِلْمِهِ وَجْهَ اللَّهِ هَابَهُ كُلُّ شَيْءٍ وَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَكْنِزَ بِهِ الْكُنُوزَ هَابَ مِنْ كُلِّ شَيْءٍ

«Если учёный пожелает достичь довольства Аллаха посредством своего знания, то все будут испытывать страх перед ним. Если же он пожелает увеличить свои мирские сокровища, то уже сам будет бояться всего».

Привёл Ибн ан-Наджар от Суфьяна ас-Саури: «Знания были ценными, пока их не принесли к дверям правителей и не получили за них плату. И тогда Аллах убрал сладость из сердец и лишил их знаний».

Привёл аль-Байхакы от Бишра аль-Хафи: «Самым мерзким делом является спрашивать у учёного, о котором говорят, что он придворный».

Привёл аль-Байхакы от аль-Фудайля ибн Ийяда: «Горе чтецов Корана — нечто удивительное. Поэтому остерегайтесь дверей правителей, ведь из-за этого уходит благоденствие». Его спросили: «Как это?», — на что он сказал: «Человека Аллах одарил благоденствием, и он не нуждается в Его созданиях. Но если он пойдёт к правителям и увидит их жилища и слуг, то дарованные ему блага упадут в его глазах, и затем он лишится благоденствия».