بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Аллах выделил месяц Рамадан среди остальных, ниспослав в нём Коран.
Так Рамадан стал величайшим месяцем, а ночь аль-Кадр — лучшей ночью. Аллах сделал этот месяц ежегодным сезоном поклонения, во время которого записывается больше воздаяний и открываются врата благ тем, кто стремится к нему. В месяц Рамадан Аллах заковывает шайтанов, чтобы облегчить Своим рабам путь поклонения и приближения к Нему. Следовательно, этот месяц наполнен милостью, прощением и спасением от огня Ада больше, чем остальные месяцы в году. О достоинстве и величии данного месяца сообщает огромное количество текстов:
● В обоих «Сахихах» приводится хадис от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
إِذا جَاءَ رَمَضَانُ، فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الجنَّةِ، وغُلِّقَت أَبْوَابُ النَّارِ، وصُفِّدتِ الشياطِينُ
«Когда наступает Рамадан, открываются врата Рая, закрываются врата Ада и на шайтанов накладываются оковы». В этот месяц врата Рая открыты, чтобы побудить к увеличению праведных дел, а врата Ада закрываются, чтобы верующие усерднее отходили от ослушания Аллаху. Также шайтаны заковываются в цепи и не могут приблизиться к праведным рабам Аллаха. Помощь Аллаха заключается в том, что Он заточил врагов Своих рабов, чтобы те смогли в течение этого месяца всецело устремиться к совершению благого и отстраниться от дурного.
● От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
«Тому, кто во время Рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». Хадис приводят Ахмад и авторы «Сунанов»2, аль-Альбани сказал, что этот хадис сахих.
Имеется в виду, что следует держать пост в месяц Рамадан с верой в Аллаха, довольством обязательностью держать пост, надеждой на награду, а также противоположное значение из вышесказанного — то есть без негодования в отношении веления держать пост и без сомнения в том, что ожидается награда; к тому же, следует верить, что Аллах простит постящемуся все его прежние грехи.
● В «Сахихе» Имама Муслима передаётся от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал:
الصَّلواتُ الْخَمْسُ، والْجُمُعَةُ إِلَى الْجُمُعةِ، ورمضانُ إِلَى رمضانَ مُكفِّرَاتٌ لِمَا بينَهُنَّ إِذَا اجْتنِبَت الْكَبائِرُ
«(Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следующий) Рамадан (после предыдущего) искупляют (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов».
● Одно из достоинств поста заключается в том, что постящийся человек получает свою награду без счёта. В обоих «Сахихах» передаётся от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
قَالَ اللهُ تَعَالَى: كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ إلا الصِّيَامَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ. وَالصِّيَامُ جُنَّةٌ فَإِذَا كَانَ يَوْمُ صَوْمِ أَحَدِكُمْ فَلاَ يَرْفُثْ وَلاَ يَصْخَبْ فَإِنْ سَابَّهُ أَحَدٌ أَوْ قَاتَلَهُ فَلْيَقُلْ: إنِّي صَائِمٌ. وَاَلذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ لَخُلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللهِ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ. لِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ يَفْرَحُهُمَا: إذَا أَفْطَرَ فَرِحَ بِفِطْرِهِ وَإِذَا لَقِيَ رَبَّهُ فَرِحَ بِصَوْمِهِ
«Всевышний Аллах сказал: «Любое дело сына Адама, кроме поста, (делается им) для себя, ибо, поистине, (пост соблюдают) ради Меня, и Я воздам за него». Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не повышает голос, если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому): «Поистине, я пощусь!». Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется своему разговению, когда станет разговляться, а когда встретится со своим Господом, порадуется он (тому, что постился)».
● Также среди достоинств поста то, что он будет заступаться за постящегося в Судный день:
اَلصِّيَامُ وَالْقُرْآنُ يَشْفَعَانِ لِلْعَبْدِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يَقُولُ الصِّيَامُ أَيْ رَبِّ مَنَعْتُهُ الطَّعَامَ وَالشَّهَوَاتِ بِالنَّهَارِ فَشَفِّعْنِي فِيهِ وَيَقُولُ الْقُرْآنُ مَنَعْتُهُ النَّوْمَ بِاللَّيْلِ فَشَفِّعْنِي فِيهِ قَالَ فَيُشَفَّعَانِ
«Пост и Коран в Судный день будут заступниками раба. Пост скажет: «О мой Господь! Я лишил его еды и страстей днём, так дай же мне возможность заступиться за него!». Коран скажет: «О мой Господь! Я лишил его сна ночью, так дай мне возможность заступиться за него!». И тогда они оба заступятся за этого раба» (Ахмад).
● Приводится от Сахля ибн Саъда, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ فِي الْجَنَّةِ بَابًا يُقَالُ لَهُ الرَّيَّانُ يُقَالُ أَيْنَ الصَّائِمُونَ؟ فَإِذَا دَخَلُوا أُغْلِقَ ذَلِكَ البَابُ
«Поистине, есть в Раю врата, называемые ар-Раййян. Будет сказано: «Где соблюдавшие пост?». Когда же они войдут, эти врата закроются» (Бухари, Муслим).
● Начиная поститься в Рамадан, мусульманин открывает дверь таквы. Аллах сказал в Коране:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُتِبَ عَلَيۡكُمُ ٱلصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى ٱلَّذِينَ مِن قَبۡلِكُمۡ لَعَلَّكُمۡ تَتَّقُونَ ١٨٣
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы проявите такву (богобоязненность)» (2:183).
Отсюда шариатским хикматом (мудростью) поста является таква. Постящийся обязан проявлять такву в отношении Великого Аллаха. Таква — это повиновение приказам Аллаха и отстранение от Его запретов, что является смыслом поста. Ведь смысл поста заключается не в самоистязаниях и голодовке. Таква возникает в сердце постящегося, если он соблюдает это веление с чувством повиновения Аллаху и в поисках Его довольства. Пророк ﷺ сказал:
مَنْ لَمْ يَدَعْ قَوْلَ الزُّورِ وَالْعَمَلَ بِهِ وَالْجَهْل فَلَيْسَ لِلَّهِ حَاجَةٌ فِي أَنْ يَدَعَ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ
«Если человек не перестаёт лгать или поступать лживо и невежественно, то Аллах не нуждается в том, чтобы он отказывался от еды и питья!» (Бухари). Если постящийся возьмёт на вооружение вышеприведённые тексты, то его пост послужит пользой для его нафса, нравственности и образа жизни, и прожитый Рамадан оставит для него много положительного.
К этике Рамадана относится (мустахаб):
● Встречать Рамадан с намерением на пост с верой и надеждой на награду от Аллаха, а также с твёрдой убеждённостью провести этот месяц за выполнением добрых дел. Кто застал Рамадан, но не заслужил прощения, тот потерпел неудачу и убыток.
● При виде новой луны говорить слова, которым нас научил Посланник Аллаха ﷺ:
اللَّهُمَّ أهِلَّهُ عَلَيْنَا بِالأمْنِ وَالإيمانِ، وَالسَّلاَمَةِ وَالإسْلاَمِ، رَبِّي وَرَبُّكَ اللَّهُ، هِلالُ رُشْدٍ وخَيْرٍ
«О Аллах, вознеси его над нами с безопасностью, верой, благополучием и Исламом! Господь мой и Господь твой — Аллах, о месяц следования по правильному пути и блага!» (передал ат-Тирмизи и сказал, что хадис хасан. Данную молитву можно читать в любой месяц, но особенно рекомендуется читать в Рамадан).
● Оттягивать сухур в подчинении Аллаху и Его Посланнику ﷺ и в стремлении подкрепиться перед днём поста, который принесёт постящемуся награду.
● Спешить с ифтаром (разговением) с закатом солнца. От Сахля ибн Саъда передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
لَا يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا عَجَّلُوا الْفِطْر
«Люди моей Уммы не перестанут пребывать в хайре (благе), пока будут спешить с ифтаром» (Бухари, Муслим).
● Разговляться свежими финиками (рутуб), а если их нет, то сушёными финиками (тамр), а если и их нет, то глотками воды, как об этом сообщается в сахих хадисе. А после совершения магриб намаза — приступить к принятию пищи.
● Прочитать дуа (молитву) в момент времени ифтара. Пророк ﷺ, разговляясь, произносил следующее:
ذَهَبَ الظَّمَأُ، وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ، وَثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ
«Ушла жажда, жилы наполнились влагой, и награда уже ждёт, с позволения Аллаха» (Абу Давуд, аль-Альбани назвал хадис хорошим).
● Осознание постящимся степени милости Аллаха в дарованном ему посте и возможности продержать этот пост. Быть благодарным Аллаху за пост, который даёт шанс на прощение и искупление грехов и прегрешений, а также возможность возвышаться в степенях в Раю.
● Выстаивать в Рамадан таравих намазы, которые являются сунной муаккада. А совершение этого намаза коллективно так же является сунной. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
«Кто выстаивал ночной намаз (таравих) в Рамадан с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха, тому будут прощены совершённые им ранее грехи» (передано группой передатчиков (джамаа)3).
● Воспользоваться преимуществом последних десяти дней месяца Рамадан. В обоих «Сахихах» передаётся от Аиши (р.а.):
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، إِذَا دَخَلَ الْعَشْرُ – أَيْ الْعَشْرُ الْأَخِيرُ مِنْ رَمَضَانَ – شَدَّ مِئْزَرَهُ، وَأَحْيَا لَيْلَهُ، وَأَيْقَظَ أَهْلَهُ
«Когда наступали последние десять дней Рамадана, Посланник Аллаха ﷺ покрепче затягивал свой изар, бодрствовал по ночам и будил членов своей семьи» (Бухари),
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ يَجْتَهِدُ فِي العَشْرِ الأَوَاخِرِ منْه مَالا يَجْتَهدُ في غَيْرِهِ
«В последние десять дней (Рамадана) Посланник Аллаха ﷺ проявлял больше усердия, чем в другие его дни» (Муслим).
● Вхождение в итикаф. В обоих «Сахихах» передаётся от Аиши (р.а.):
أنَّ النبيَّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، كَانَ يَعْتَكِفُ العَشْرَ الأوَاخِرَ مِنْ رَمَضَانَ، حَتَّى تَوَفَّاهُ اللهُ تَعَالَى
«В последние десять (дней) каждого Рамадана Пророк ﷺ неотлучно находился в мечети (и это продолжалось) до тех пор, пока Аллах не упокоил его».
● Стремления в поисках Ляйлят уль-Кадр (ночи Предопределения), которая лучше тысячи месяцев, поскольку именно этой ночью был ниспослан Коран. О достоинствах этой ночи приводится хадис от Абу Хурайры (р.а.) о том, что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ قَامَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
«Кто выстаивал Ляйлят уль-Кадр с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха, тому будут прощены совершённые им ранее грехи» (Бухари, Муслим). Под выстаиванием имеется в виду совершать намазы и читать дуа. От Аиши (р.а.) передаётся, что она спросила Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю, какая из ночей — ночь Предопределения, то, что мне следует говорить?». Он ﷺ сказал: «Говори:
اللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّى
«О Аллах, поистине, Ты — Прощающий, Щедрый, Ты любишь прощать, так прости же меня» (ат-Тирмизи и Ибн Маджа, аль-Альбани сказал, что хадис сахих).
● Больше читать Коран, произносить зикры, делать дуа, совершать намаз и выплачивать садака. Бухари передаёт от Ибн Аббаса:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَجْوَدَ النَّاسِ وَكَانَ أَجْوَدُ مَا يَكُونُ فِي رَمَضَانَ حِينَ يَلْقَاهُ جِبْرِيلُ وَكَانَ يَلْقَاهُ فِي كُلِّ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ فَيُدَارِسُهُ الْقُرْآنَ فَلَرَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَجْوَدُ بِالْخَيْرِ مِنْ الرِّيحِ الْمُرْسَلَةِ
«Посланник Аллаха ﷺ был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость он проявлял в месяц Рамадан, когда с ним встречался Джибриль. Во время Рамадана Джибриль встречался с ним ﷺ каждую ночь, обучая его Корану. И когда Посланник Аллаха ﷺ встречался с Джибрилем, он был так щедр, что был подобен вольному ветру».
● Совершение умры. От Ибн Аббаса (р.а.) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
عُمرَةٌ في رمَضَانَ تَعدِلُ حِجَّة
«Умра, совершённая в месяц Рамадан, по награде подобна хаджу» (Ахмад, Ибн Маджа).
● Аллах предписал нам в конце Рамадана поклонение, которое приближает нас к Нему и укрепляет нашу веру. Когда мы доведём до конца определённое количество дней, Аллах предписал нам возвеличивать Его такбирами, начиная с заката солнца до праздничного намаза. Аллах говорит:
وَلِتُكۡمِلُواْ ٱلۡعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَىٰكُمۡ وَلَعَلَّكُمۡ تَشۡكُرُونَ
«Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (2:185).
Также Аллах предписал нам выплатить садака аль-фитр, совершить праздничный намаз (как завершающее звено зикра) и держать шесть дней поста месяца Шавваль. В сборнике «Сахих» Имама Муслима приводится хадис от Абу Айюба аль-Ансари (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ كُلّه
«Кто постился в Рамадан, а затем добавил к нему шесть дней поста Шавваля, то как будто он постился весь год».