Пригодность исламской системы правления во все времена

Пригодность исламской системы правления во все времена

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Обсуждаемая ниже тема стара и нова одновременно. Она уже подвергалась исследованиям, относительно неё задавали вопросы и получали ответы. Эта тема связана со всем Шариатом и не ограничивается только системой правления.

Рассуждая на эту тему, некоторые, к примеру, говорят: «Исламский Шариат насчитывает 14 столетий. За это время развились общества, средства коммуникаций и виды отношений. Неужели законы, которые были пригодны для взаимоотношений между людьми столетия назад, пригодны и поныне, особенно если учесть огромный глобальный прогресс в средствах связи и изобретениях, из-за чего теперь весь мир стал подобен одной маленькой деревне в сравнении с тем, как это было столетия назад? Неужели сегодня возможно или приемлемо существование Исламского Государства? Существует ли в Исламе система правления, система экономики или социальных отношений, пригодные для нашего времени? Если же Халифат и его система были пригодны во времена праведных халифов, то значит ли это, что они пригодны и в XXI веке? Разве человек не прогрессировал? Разве не должен он двигаться в ногу с прогрессом и искать такое законодательство, которое будет соответствовать его прогрессу и решать его современные насущные проблемы?».

Ответ заключается в том, что Ислам — это послание Аллаха (с.в.т.) ко всем людям, которое будет оставаться таковым с момента ниспослания откровения Пророку Мухаммаду ﷺ вплоть до Судного Дня. Сказал Всевышний:

قُلۡ يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ إِنِّي رَسُولُ ٱللَّهِ إِلَيۡكُمۡ جَمِيعًا

«Скажи: «О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам» (7:158),

وَمَآ أَرۡسَلۡنَٰكَ إِلَّا رَحۡمَةٗ لِّلۡعَٰلَمِينَ ١٠٧

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).

Какую бы проблему ни решал Ислам, он укажет на истину, справедливость и верный путь. Сказал Всевышний:

إِنَّ هَٰذَا ٱلۡقُرۡءَانَ يَهۡدِي لِلَّتِي هِيَ أَقۡوَمُ وَيُبَشِّرُ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ ٱلَّذِينَ يَعۡمَلُونَ ٱلصَّٰلِحَٰتِ أَنَّ لَهُمۡ أَجۡرٗا كَبِيرٗا ٩

«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда» (17:9).

Таким образом, Исламский Шариат пригоден в любое время и в любом месте. В этом нет ничего удивительного, ведь он исходит от Всезнающего и Мудрого Аллаха! Исламский Шариат не привязан к какому-нибудь определённому региону или эпохе, а обращается к человеку как к человеку, природа которого неизменна всегда и везде. Ислам не обращается к неким средствам или вещам. Все законы Шариата делятся на пять категорий, и одна из них, называемая мубах —дозволенность, — очень широка и позволяет свободным образом развивать технологии, достигать прогресса и открытий, используя те средства и способы, которые соответствуют современности.

Таким образом, по этим двум причинам — обращение Шариата к человеку, а не к вещам и способам, а также широкий спектр деятельности человека, охватываемый законами мубах — Шариат может давать такие законы, которые будут решать все человеческие проблемы, каких бы высот ни достиг прогресс и какие бы поступки ни совершил человек. Объяснение этому следует ниже.

А. Связь обращения Шариата с поступками человека и осведомление Шариата с этими поступками

Это одна из важнейших характерных черт Исламского Шариата, наделяющая его качествами полноценности и стабильности. Объясняется эта черта с двух сторон: во-первых, Исламский Шариат судит человека за его поступок, а не за предметы, которые он использует при исполнении поступков; во-вторых, на протяжении всех времён, где бы он ни был, человек каким был, таким и остаётся, не меняясь. Соответственно, Шариат будет учитывать всевозможные поступки человека, которые он может совершить в любую эпоху и в любой местности. Ниже будут даны тому задокументированные примеры и тексты Шариата:

1. Ислам — это законы, по которым судятся поступки человека, а не различные средства, с помощью которых эти поступки совершаются

Изучение текстов Шариата даёт понять, что Шариат дан нам в качестве законов, по которым мы должны судить поступки человека, а не в качестве законов для средств и инструментов, меняющихся время от времени. Это позволяет Шариату не подвергаться изменению с изменением средств при совершении поступков, как бы эти средства ни совершенствовались. Какими бы разными ни были поступки человека, все они будут иметь одни неизменные основы. В какую бы сторону ни разошлись мелкие ветви, все они произрастают от крупных, коими являются главные качества природы человека, а эти качества не меняются в человеке, сколько бы времени ни прошло и как бы ни прогрессировали условия жизни.

Таким образом, законы Шариата неизменны, как и не меняется природа самого человека. Всё, что может меняться в поступках человека, это их внешний вид, оболочка, меняющаяся в зависимости от выбранного человеком средства или инструмента реализации своего действия. Иными словами, Исламский Шариат был дан для упорядочивания человека. Учитывая то, что человек как был человеком, так им и остаётся, Шариат пригоден решать все его проблемы так же, как и в прошлые времена.

Неизменность человека заключается в том, что путь его становления и развития неизменен на протяжении веков: сначала он — плод в утробе матери, затем рождается, растёт и развивается. В это время у него появляются потребности. Он взрослеет, и у него появляются свои человеческие особенности: органические потребности, инстинкты и разумное осознание окружающей среды. Он стремится удовлетворить свои материальные и моральные потребности до самой своей смерти. Если мы рассмотрим человека детальнее, то увидим, что он каким был много веков назад, таким и остался по сегодняшний день. Он всё так же ведёт себя по жизни, он имеет всё те же потребности для существования, он всё так же стремится выжить, имеет всё те же физические, психические и умственные особенности.

Поступки человека не меняются в течение столетий, оставаясь такими же, не больше, не меньше. Действия человека в прошлом схожи с его действиями сегодня, какими бы разными они ни были, потому что его потребности, стимулы и цели опираются на неизменные человеческие особенности. Сколь бы ни были многочисленны поступки человека, все они имеют одни и те же основы и не выходят за их рамки. Например, человек склонен проявлять поклонение — это известно.

Однако он способен поклоняться кому угодно и как угодно. Он может поклоняться Аллаху (с.в.т.), а может поклоняться идолам или тиранам... Акты поклонения могут состоять из самых разных поступков и проявляться внешне самым разным образом. Например, человек может совершать молитву, паломничество, размышлять, давать благой совет и проявлять чистосердечие разного вида... а может творить самые разные новшества в религии, измышлять новые виды аскетизма, впадать в монашество, заимствовать поклонение неверных и т.д. без счёта. В этой статье мы можем упомянуть лишь некоторые примеры видов поклонений, коих на самом деле огромное множество, словно звёзд на небе. Однако все они, как правильного, так и неправильного вида, относятся к одному и тому же: поклонению, к которому склонен человек.

Во все времена человек был склонен к этому, потому что побуждающие к тому факторы живут в нём, они неизменны и являются частью его человеческой особенности, не связанные с развитием технологий, новыми изобретениями и средствами связи. Возьмём, к примеру, поступок убийства и сражения. Это можно сделать мечом, можно винтовкой, можно ракетой или чем-то иным, способов множество, однако поступок остаётся тем же: убийство остаётся убийством. Возьмём, к примеру, путешествие. Путешествовать можно по-разному, но путешествие останется путешествием в любом случае.

Таким образом, варианты поступков могут быть самыми разными, учитывая разнообразие средств, которыми они выполняются, и развитие технологий. Но основа у всех поступков одна, человек способен их выполнять потому, что эта способность заложена в нём с момента сотворения Аллахом (с.в.т.). Таким человек и пробудет до Судного Дня. Какой бы поступок человек ни совершал в наше время, в прошлые века у этого поступка были такие же основания. Одновременно с этим, человек не может сделать то, что не входит в его особенности. Человек, как раньше, так и сейчас, не имеет способности создавать из ничего, взлететь подобно птице, ведь особенности физиологии не позволяют ему этого, жить без воды, еды и воздуха. Человеком, как и раньше, движет страсть. Сказал Всевышний:

زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ ٱلشَّهَوَٰتِ مِنَ ٱلنِّسَآءِ وَٱلۡبَنِينَ وَٱلۡقَنَٰطِيرِ ٱلۡمُقَنطَرَةِ مِنَ ٱلذَّهَبِ وَٱلۡفِضَّةِ وَٱلۡخَيۡلِ ٱلۡمُسَوَّمَةِ وَٱلۡأَنۡعَٰمِ وَٱلۡحَرۡثِ

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами» (3:14).

Вот что значит, когда мы говорим, что человек неизменен и не эволюционирует. Человек в этом веке — это такой же человек, как и в прошлые века до ниспослания Корана и после.

По этой причине исламские учёные вывели правило: «Обращение Законодателя связано с поступками совершеннолетних (мукалляфов) людей при взыскании, или предоставлении выбора, или при исполнении», — проще говоря, с поступками человека. Никто из учёных не спорит в этом вопросе, т.е. в том, что Законодатель обращается к поступкам человека, а не к вещам или средствам. Закон Шариата — это закон о поступке, а не о вещи. Даже те законы, которые повествуют о вещах, по сути своей говорят о поступках человека, связанных с этими вещами, как, например, слова Всевышнего:

حُرِّمَتۡ عَلَيۡكُمُ ٱلۡمَيۡتَةُ وَٱلدَّمُ وَلَحۡمُ ٱلۡخِنزِيرِ وَمَآ أُهِلَّ لِغَيۡرِ ٱللَّهِ بِهِۦ وَٱلۡمُنۡخَنِقَةُ وَٱلۡمَوۡقُوذَةُ وَٱلۡمُتَرَدِّيَةُ وَٱلنَّطِيحَةُ وَمَآ أَكَلَ ٱلسَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيۡتُمۡ

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его...» (5:3),

حُرِّمَتۡ عَلَيۡكُمۡ أُمَّهَٰتُكُمۡ وَبَنَاتُكُمۡ وَأَخَوَٰتُكُمۡ وَعَمَّٰتُكُمۡ وَخَٰلَٰتُكُمۡ وَبَنَاتُ ٱلۡأَخِ وَبَنَاتُ ٱلۡأُخۡتِ

«Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сёстры, ваши тётки со стороны отца, ваши тётки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры...» (4:23).

В первом аяте говорится о запрете определённого мяса, а именно — есть его или получать от него пользу. Во втором аяте запрещаются сёстры и матери, а именно — женитьба на них. Таким образом, Исламский Шариат относится к поступкам человека и систематизирует их на основании твёрдых принципов, пригодных к любой эпохе и местности.

Говоря о вещах, в смысле новых технологических разработок, изобретений и усовершенствований среды обитания человека, а также о всех прочих вещах, созданных Аллахом в небесах и на земле, в отношении которых человек может поступать тем или иным образом, то о них Исламский Шариат говорит в общих тонах, разрешая человеку ими пользоваться широким образом, кроме тех вещей, которые запрещены в качестве исключения. Сказал Всевышний:

وَسَخَّرَ لَكُم مَّا فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِي ٱلۡأَرۡضِ جَمِيعٗا مِّنۡهُۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَأٓيَٰتٖ لِّقَوۡمٖ يَتَفَكَّرُونَ ١٣

«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (45:13),

هُوَ ٱلَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي ٱلۡأَرۡضِ جَمِيعٗا

«Он — Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле...» (2:29).

Согласно этому, было выведено правило: «Основа в вещах — дозволенность». Все виды пользования изобретениями и научным прогрессом в любые времена считаются дозволенными. Что же касается новых поступков, то они всё равно не выйдут за рамки основных человеческих поступков, охваченных со всех сторон Шариатом.

2. Охват Шариатом поступков людей

Изучая тексты Шариата, мы обнаруживаем, что они — в основном — дают общий ответ основам поступков человека, потому что самих поступков может быть огромный спектр вариантов, но все они будут исходить из одних основ, а значит, к каждому поступку будет относиться тот закон, который связан с основой данного поступка. Например, Шариат разрешил заниматься торговлей. Сказал Всевышний:

وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ

«Аллах дозволил торговлю» (2:275).

Это значит, что торговать в общем дозволено в неограниченных масштабах. Любой вид торговли в своей основе будет разрешён, потому что основа закона о торговле говорит об этом. Запрет в виде исключения торговать определённой вещью может исходить только от другого закона Шариата. Таким образом Шариат контролирует поступки человека, удерживая их в определённых рамках, насколько разнообразны бы ни были его поступки. Также в качестве примера можно использовать облегчение, предусмотренное Шариатом для путешественников, заключающееся в разрешении им сокращать намаз и не поститься в месяце Рамадан.

Это облегчение предусмотрено для путника, и он может пользоваться им, если соответствует условиям необходимым для того, чтобы считаться таковым. Путником может быть и тот, чьё путешествие изнурительно, и тот, чьё путешествие не изнурительно, он может преодолевать расстояния на верблюде и лошади, а может на машине и самолёте. Однако в любом из этих случаев он будет считаться путником, а значит, может пользоваться облегчениями, предусмотренными для него, такими как сокращение количества ракяатов в намазе и отказ от поста в месяце Рамадан.

Такая актуальность, как для прошлых времён, так и для нынешних, заключается в том, что мудрость законов Шариата связана с поступками людей, точнее — с основами их поступков, которые из века в век не меняются. Так же и законы Шариата не меняются на протяжении веков, в т.ч. — законы, связанные с путниками. Подобным образом обстоит дело с такими поступками, как убийство, какими бы разнообразными они ни были и какие бы средства для этого ни использовались. Закон Шариата не смотрит на то, был ли убит человек мечом или современным видом оружия, было ли совершено убийство одним человеком или группой лиц. В любом случае, факт убийства будет оценён как убийство. Таким же образом остальные законы Шариата рассматривают все оставшиеся поступки человека.

Изучая все поступки человека, которые только можно представить, мы увидим, что для каждого из них есть свой закон Шариата. Не остаётся ни одного действия человека, в основе которого бы не лежал ответ Шариата. Это подтверждает тот факт, что Шариат охватывает все поступки человека. Об этом повествуется в одной из основных книг по науке усуль фикх имама аль-Джувейни: «Шафии сказал: «Мы знаем, что нет ничего, на что не дан закон Аллаха Всевышнего». Также он сказал: «Имамы прошлого не отрывали рассмотрение (определённой) реальности от законов Аллаха, даже если возникало множество новых вопросов, проблем и фетв». Слова Аллаха (с.в.т.) так же подтверждают, что Шариат охватывает все поступки людей:

ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ وَأَتۡمَمۡتُ عَلَيۡكُمۡ نِعۡمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلۡإِسۡلَٰمَ دِينٗا

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3),

وَنَزَّلۡنَا عَلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ تِبۡيَٰنٗا لِّكُلِّ شَيۡءٖ وَهُدٗى وَرَحۡمَةٗ وَبُشۡرَىٰ لِلۡمُسۡلِمِينَ

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89).

Б. Рамки дозволенного (мубаха) в исламском Шариате

На основе законов мубаха выстраиваются рамки дозволенного, внутри которых у человека есть свободный выбор. Также эти рамки нормализуют управление делами людей и их постоянно обновляющиеся интересы, позволяя им пользоваться технологическими достижениями, необходимыми для каждой эпохи. Это относится ко всем сферам отношений, всё равно, будь то вопросы правления или иные виды отношений. Область рамок дозволенного имеет два источника происхождения:

1) общие доказательства и тексты,

2) то, что дозволил Законодатель в качестве милости к людям, что также именуется термином «допущенное».

1. Общие доказательства

Мы уже говорили об общих доказательствах, когда сказали о пригодности исламского Шариата во все времена и в любой местности. Но речь сейчас идёт о широте рамок дозволенного. Доказательства мубаха (дозволенного) разделяются на два вида: 1) дозволенность самого действия, основанного на общих доказательствах, из которого вытекают, в том числе, различные подробности и ответвления, 2) дозволенность ответвлений, связанных с требованием совершить действие, в основе чего так же лежат общие доказательства.

Общие доказательства по поводу дозволенности самого поступка. Речь идёт о шариатских текстах, которые указывают на мубах. Когда говорится, что доказательства — общие, то имеется в виду, что они разрешают всё, что затрагивают и что из них вытекает. Эти доказательства являются основами дозволенности. Если поступки дозволены, то это значит, что человек волен выбирать между ними какой пожелает, согласно своим интересам и обстоятельствам. Например, Аллах Всевышний сказал:

وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ

«Аллах дозволил торговлю» (2:275),

يَٰبَنِيٓ ءَادَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمۡ عِندَ كُلِّ مَسۡجِدٖ وَكُلُواْ وَٱشۡرَبُواْ وَلَا تُسۡرِفُوٓاْۚ إِنَّهُۥ لَا يُحِبُّ ٱلۡمُسۡرِفِينَ ٣١

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (7:31),

هُوَ ٱلَّذِي جَعَلَ لَكُمُ ٱلۡأَرۡضَ ذَلُولٗا فَٱمۡشُواْ فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُواْ مِن رِّزۡقِهِۦۖ وَإِلَيۡهِ ٱلنُّشُورُ ١٥

«Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (67:15).

О первом аяте уже было сказано, что он является примером общей дозволенности (т.е. общего мубаха) и касается всех видов торговли, всего, чем можно торговать, ссылаясь на шариатское правило о дозволенности вещей, за исключением отдельных запретов на них. Законы о торговле включают в себя такие виды поступков, как рассрочка, заём, деньги и обмен как на индивидуальном уровне, так и между государствами. Торговля также подразумевает продажу того уровня технологий, который был известен во времена ниспослания Корана, как и включает в себя предметы современных технологий, инструменты и даже оружие. Вот что имеется в виду под общими доказательствами дозволенности в торговле: они относятся ко всему, что можно именовать «торговлей».

Есть ещё одно правило из усуль фикха: «Принимается во внимание общий принцип (общее указание текста), а не частная причина его ниспослания». Таким образом, торговать можно чем угодно, если оно не запрещено Шариатом. Примером тому является второй приведённый выше аят. Он позволяет в общем украшаться при посещении мечетей, дозволяет еду и питьё. Раз эти общие тексты разрешают украшения, еду и питьё, то, значит, все поступки, включающие в себя украшения, еду и питьё, тоже становятся дозволенными, кроме тех, которые отдельно запрещены другими законами Шариата в частном, исключительном порядке. В подобном смысле понимается и третий аят, разрешающий есть то, что произрастает из земли, разрешающий искать себе пропитание и различные блага.

Что касается дозволенного, связанного с требованием исполнить поступок, то его доказательство в основе — общее, с той разницей что привязка происходит не к действию, а к самому требованию совершить действие. В свою очередь, требование может означать либо обязанность (фард), либо желательность (мандуб) совершения поступка. Соответственно, и сам поступок может быть либо обязательным, либо желательным, а всё, что приведёт к исполнению этого поступка, считается дозволенным, т.е. дозволенными средствами достижения требуемых целей. Например, Всевышний сказал:

وَتَعَاوَنُواْ عَلَى ٱلۡبِرِّ وَٱلتَّقۡوَىٰ

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (5:2),

قَٰتِلُواْ

«Сражайтесь...» (9:29),

وَٱقۡتُلُوهُمۡ حَيۡثُ ثَقِفۡتُمُوهُمۡ

«Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили» (2:191),

وَأَعِدُّواْ لَهُم مَّا ٱسۡتَطَعۡتُم مِّن قُوَّةٖ

«Приготовьте против них сколько можете силы» (8:60).

Приказ помогать друг другу в благочестии и богобоязненности, прозвучавший в первом аяте, возводится на всём, что можно назвать согласно Шариату благочестием и богобоязненностью. Аят в общем указывает на то, в чём можно сотрудничать. Способы подобной взаимопомощи могут меняться со временем. Всё равно, касается ли эта взаимопомощь в обязательных (фард) делах или желательных (мандуб), способ взаимопомощи остаётся дозволенным, оставленным на свободный выбор человека в зависимости от обстоятельств. Взаимопомощь (сотрудничество) может выражаться в оказании поддержки бедным, оказании медицинской помощи, в возведении школ и университетов, в создании организаций, которые будут заниматься решением этих дел, в примирении людей между собой и т.д. То же самое говорится в отношении остальных текстов, приказывающих сражаться, убивать неверного врага агрессора и подготавливать силы против него.

Однако эти тексты не указывают на то, каким именно способом необходимо достичь сотрудничества, а говорят в общем о сотрудничестве в благочестии и богобоязненности, оставляя человеку самому выбирать способы на своё усмотрение. Учитывая то, что времена меняются, меняются средства и способы, и учитывая то, что разум человека склонен к открытиям в науке и технологиях, то и выбор его вполне может пасть на способ или инструмент, соответствующий его современным интересам и возможностям.

2. Область допущенного:

«Область допустимого» и «общие доказательства» — схожие термины, потому что оба они говорят о дозволенном. Однако дозволенное отличается от допустимого тем, что второе считается облегчением и снисхождением, т.е. когда Аллах (с.в.т.) потребовал от людей сделать что-то, чем Он доволен, но это оказалось сложным для них, то Аллах отменил своё требование, и оно стало дозволенным, а не запретным или обязательным. Тем самым Аллах Всевышний расширил область допустимого для людей во благо им. Примером тому является хадис от Абу Саляба аль-Хашни (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ فَرَضَ فَرَائِضَ فَلَا تُضَيِّعُوهَا، وَحَدَّ حُدُودًا فَلَا تَعْتَدُوهَا، وَحَرَّمَ أَشْيَاءَ، فَلَا تَنْتَهِكُوهَا، وَسَكَتَ عَنْ أَشْيَاءَ رَحْمَةً لَكُمْ غَيْرَ نِسْيَانٍ، فَلَا تَبْحَثُوا عَنْهَا

«Аллах наложил обязательства — не растеряйте их! Наложил ограничения — не злоупотребляйте ими! Запретил (одни) вещи — не нарушайте их (запрета)! Умолчал о (других) вещах в качестве милости для вас, а не по забывчивости — не ищите (не расспрашивайте) о них!». Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Аллах наложил обязательства» и «Запретил (одни) вещи». После этого он говорит: «Умолчал о (других) вещах», — а это значит, что последнее не затрагивает первых двух. То, что Аллах умолчал о некоторых вещах, является милостью для людей и облегчением их ответственности, оставляя на свободный выбор то, что ранее было обязательным или запретным. В этом и заключается расширение области дозволенного, т.е. области свободного выбора.

На тот же смысл указывают тексты, запрещающие углубляться в детали, приказывающие ограничиваться имеющимися обязанностями и не расспрашивать о вещах, за которые человек не несёт ответственности. Т.е., если вещь дозволена, то расспросы о ней могут дать ответ, который запретит ею пользоваться, что непременно вызовет трудности для самих же людей. Сказал Всевышний:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَسۡ‍َٔلُواْ عَنۡ أَشۡيَآءَ إِن تُبۡدَ لَكُمۡ تَسُؤۡكُمۡ وَإِن تَسۡ‍َٔلُواْ عَنۡهَا حِينَ يُنَزَّلُ ٱلۡقُرۡءَانُ تُبۡدَ لَكُمۡ عَفَا ٱللَّهُ عَنۡهَاۗ وَٱللَّهُ غَفُورٌ حَلِيمٞ ١٠١ قَدۡ سَأَلَهَا قَوۡمٞ مِّن قَبۡلِكُمۡ ثُمَّ أَصۡبَحُواْ بِهَا كَٰفِرِينَ ١٠٢

«О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны. А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах — Прощающий, Выдержанный. Люди до вас спрашивали о них, и по этой причине стали неверующими (или затем стали неверующими в них)» (5:101,102).

Был случай, когда пророк Муса (а.с.) приказал своему народу зарезать корову:

وَإِذۡ قَالَ مُوسَىٰ لِقَوۡمِهِۦٓ إِنَّ ٱللَّهَ يَأۡمُرُكُمۡ أَن تَذۡبَحُواْ بَقَرَةٗ

«Вот Муса сказал своему народу: «Аллах приказывает вам зарезать корову» (2:67).

Слово «корова» несёт максимально общий смысл, т.е. они могли зарезать любую корову, и это было бы принято от них. Однако они стали углубляться в детали и расспрашивать Мусу о качествах требуемой коровы. Аллах дал им ответ, и он оказался более узким, более конкретным, после чего спектр подходящих коров сузился и поиск необходимой коровы усложнился. Однако они и дальше стали расспрашивать Мусу о деталях коровы и получали ответы, которые ещё сильнее суживали спектр поиска и усложняли поиск коровы, подходящей под описание, а значит, и выбор у них становился невелик. В итоге они нашли необходимую корову с большими трудностями.

فَذَبَحُوهَا وَمَا كَادُواْ يَفۡعَلُونَ

«Затем они зарезали её, хотя были близки к тому, чтобы не сделать этого» (2:71).

Также передаётся хадис от Абу Харайры (р.а.), сказавшего:

خَطَبَنَا رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم فقَالَ: أَيُّهَا النَّاسُ قَدْ فَرَضَ اللَّهُ عَلَيْكُمُ الْحَجَّ فَحُجُّوا، فقَالَ رَجُلٌ: أَكُلَّ عَامٍ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ فَسَكَتَ حَتَّى قَالَهَا ثَلَاثًا، فقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: لَوْ قُلْتُ نَعَمْ لَوَجَبَتْ وَلَمَا اسْتَطَعْتُمْ، ثُمَّ قَالَ: ذَرُونِي مَا تَرَكْتُكُمْ، فَإِنَّمَا هَلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ بِكَثْرَةِ سُؤَالِهِمْ وَاخْتِلَافِهِمْ عَلَى أَنْبِيَائِهِمْ، فَإِذَا أَمَرْتُكُمْ بِشَيْءٍ فَأْتُوا مِنْهُ مَا اسْتَطَعْتُمْ، وَإِذَا نَهَيْتُكُمْ عَنْ شَيْءٍ فَدَعُوهُ

«Посланник Аллаха ﷺ обратился к нам с проповедью и сказал: «О люди! Аллах обязал вас совершать хадж, поэтому отправляйтесь в паломничество!». Один мужчина его спросил: «Каждый год, о Посланник Аллаха?». Но Пророк ﷺ не отвечал, пока тот мужчина не повторил вопрос трижды. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если я скажу «да», то тогда это станет вашей обязанностью, которую вы не сможете выполнить». Затем он добавил: «Оставьте меня на том, что я оставил вам. Те, кто был до вас, погибли из-за множества вопросов, которые они задавали своим пророкам, а потом поступали им наперекор. Если я вам приказал что-то, то выполняйте это по мере сил, а если запретил что-то, то оставьте это».

В этом же смысле звучат слова Посланника Аллаха ﷺ:

إِنَّ أَعْظَمَ الْمُسْلِمِينَ فِي الْمُسْلِمِينَ جُرْمًا مَنْ سَأَلَ عَنْ شَيْءٍ لَمْ يُحَرَّمْ عَلَى الْمُسْلِمِينَ فَحُرِّمَ عَلَيْهِمْ مِنْ أَجْلِ مَسْأَلَتِهِ

«Самым большим преступлением одних мусульман против других является вопрос о вещи, разрешённой до этого мусульманам, но запрещённой из-за вопроса о ней».

В Муснаде Ахмада также приводится подобный хадис:

إِنَّ مِنْ أَكْبَرِ الْمُسْلِمِينَ فِي الْمُسْلِمِينَ جُرْمًا رَجُلًا سَأَلَ عَنْ شَيْءٍ وَنَقَّرَ عَنْهُ حَتَّى أُنْزِلَ فِي ذَلِكَ الشَّيْءِ تَحْرِيمٌ مِنْ أَجْلِ مَسْأَلَتِهِ

«Одним из самых крупных преступлений одних мусульман против других является вопрос человека, спросившего о вещи и продолжающего настойчиво о ней дознаваться, пока не было ниспослано откровение о её запрете из-за расспросов о ней».

В. Пригодность исламской системы правления в нашу эпоху

Опираясь на всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что сомнения в пригодности Ислама для нашей эпохи могут зародиться в умах людей по причине невежества, а не знаний, потому что законы Ислама направлены на решение проблем человека как человека, а не с какой бы то ни было другой стороны. Законы Ислама охватывают все поступки человека, все их виды и проявления, как бы ни совершенствовались условия жизни и средства связи, идёт ли речь о законах в системе правления или о любых других законах.

Если мы возьмём некоторые общие законы, как, например, обязательность Халифата или обязанность правления по Исламу, то увидим, что они не меняются с изменением времени или места. Назначение на должность халифа является обязанностью, не подлежащей переменам. Это означает лидерство над мусульманами, что не имеет отношения к техническому прогрессу или к каким-то средствам. Если мы обратим внимание на условия, которые выдвигает Шариат перед кандидатами на пост халифа, такие как быть мусульманином, быть справедливым, быть мужчиной, то мы так же не увидим в них ничего подлежащего переменам. То же самое мы встретим в условиях для кандидатов на пост судьи, во всех законах из системы наказания, показания данных, в законах о свидетелях и того, каким условиям они должны отвечать. Подобным образом обстоят дела и со всеми остальными законами Шариата.

Изучение этого положения в Исламском Шариате и его законах толкает к естественному выводу и признанию факта совершенства Шариата, которое заключается в его неизменности. Всё это происходит потому, что природа самого человек сохраняется неизменной. А если мы добавим ко всему прочему то, что Исламский Шариат охватывает все поступки человека, то у нас не останется сомнений в том, что этот Шариат является чудом. Заявления о том, что закостенелость и неизменность Шариата являются признаками слабости и отсталости, а приспособление и видоизменение, наоборот, являются признаком прогресса и развития, безосновательны и не имеют доказательств, возведены на фантазиях и смешении понятий. Наоборот, изменения и поправки в законах являются итогами неудач и патовых ситуаций, что подтверждается словами Всевышнего:

وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا وَنَحۡشُرُهُۥ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ أَعۡمَىٰ ١٢٤

«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).

Ну а беды, сотрясающие этот мир, живущий под правлением изменчивых законов, являются лучшим доказательством сказанному выше.

Общие законы Шариата и его тексты, то, что они охватывают все поступки людей, вдобавок к тому, что вещи в основе объявлены дозволенными — всё это расширяет спектр их действий, отвечающий развитию условий жизни и требованиям современности, и их достаточно для опеки над делами людей в любых местностях и в любую эпоху. На это указывают слова Аллаха Всевышнего:

وَنَزَّلۡنَا عَلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ تِبۡيَٰنٗا لِّكُلِّ شَيۡءٖ وَهُدٗى وَرَحۡمَةٗ وَبُشۡرَىٰ لِلۡمُسۡلِمِينَ

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89).

Поэтому было естественным, что при правлении халифа Умара ибн аль-Хаттаба, который правил государством, раскинувшимся на больших просторах, система правления не знала иного законодательства кроме исламского. Было естественным, что в его время административное управление начало модернизироваться, были ведены т.н. «диваны» (ведомства) и начали устанавливаться пропускные пункты на границах. Всё это происходило под контролем сподвижников Пророка ﷺ, готовых схватить за руку любого правителя за любую его попытку выйти за рамки законов Шариата, как и готовых исправить его при необходимости. Но так как они не стали его удерживать и согласились с модернизацией административного управления, то их единогласие в этом вопросе указывает на то, что прогресс приемлем Шариатом и даже требуется для достижения его целей.

Исламский Шариат пригоден для нашей эпохи, равно как и для всех эпох, а система Ислама пригодна к применению безо всяких сомнений.


Махмуд Абд аль-Карим Хасан