Учёные — компас Уммы, от их праведности зависит праведность самой Уммы

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Ислам побуждает нас к приобретению знаний, ведь посредством знаний исправляются дела, касающиеся этой жизни и Последующей. Без знаний будет распространяться нечестие на земле, уничтожатся посевы и погибнет потомство.

Знания от Творца являются мерилом богобоязненности и достоинства. Более того, посредством знаний Аллах возвысил потомков Адама над мирами, почтил их перед другими творениями, такими как джинны, ангелы и шайтаны. Поэтому в Коране Аллах восхваляет учёных, возвышает их статус и положение:

شَهِدَ ٱللَّهُ أَنَّهُۥ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ وَأُوْلُواْ ٱلۡعِلۡمِ قَآئِمَۢا بِٱلۡقِسۡطِۚ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ ١٨

«Аллах засвидетельствовал, что нет божества кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества кроме Него, Могущественного, Мудрого» (3:18).

Мы видим, как Аллах Своё свидетельство, свидетельство ангелов и учёных ставит в один ряд. И этого уже достаточно, чтобы сказать о достоинстве учёных перед невеждами. Так в чём же заключаются роль и ответственность учёных, возложенные на них Шариатом? Они заключаются в следующем:

1) Учёные обязаны понимать сложившуюся ситуацию, текущее положение дел, а затем выводить на это шариатский хукм. И здесь не учитывается то, будут довольны этим хукмом правитель и Умма или нет. Ведь это делается ради исправления Уммы, ради её возрождения, т.к. без Шариата она будет двигаться в сторону упадка.

2) Учёные должны давать наставления и говорить правду в лицо правителям, быть смелыми, мужественными, держать дистанцию в отношениях с правителями, чтобы избежать предлагаемых им обольщений и возможностей. Они должны лишь донести до правителей хукмы Ислама недвусмысленно, без угодливости. Более того, учёные должны вести контроль за делами правителей, чтобы со стороны последних не было действий, противоречащих Исламу, попирающих права Уммы, несущих вред её интересам. В случае совершения действия, противоречащего Исламу, необходимо исправлять правителей, и здесь не важно, поступила жалоба со стороны граждан или нет. Коран предостерёг тех учёных, которые отказываются от выполнения своей роли, которые последовали по стопам дьявола, страстей и соблазна:

وَٱتۡلُ عَلَيۡهِمۡ نَبَأَ ٱلَّذِيٓ ءَاتَيۡنَٰهُ ءَايَٰتِنَا فَٱنسَلَخَ مِنۡهَا فَأَتۡبَعَهُ ٱلشَّيۡطَٰنُ فَكَانَ مِنَ ٱلۡغَاوِينَ ١٧٥

«Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Дьявол последовал за ним, и он стал заблудшим» (7:175).

3) Они должны просвещать Умму хукмами Ислама, воспитывать армии новых учёных, которые также будут вести деятельность по возрождению Уммы, которые будут занимать лидирующие позиции, будут в центре событий, будут защищать Умму от разного рода потрясений. Ведь именно учёные должны освещать факты, раскрывать заговоры и интриги. Учёные выступают в роли сознательного попечителя Уммы и выводят шариатские хукмы на новые проблемы, что позволяет Умме двигаться к довольству Всевышнего. Однако всё это возможно лишь с наличием правильного просвещения в Умме. Поэтому необходимо проводить лекции, уроки, дискуссии, форумы, приказывать одобряемое и запрещать предосудительное. Последнее является вершиной упомянутых дел, именно оно является основным двигателем любых идейных изменений.

4) Учёные должны постоянно побуждать правителей, мусульман и армии к ведению призыва и джихада, возбуждать в них энтузиазм и стремление к этому. Ведь призыв и джихад ведут к осуществлению той цели, которую преследует Ислам:

وَكَذَٰلِكَ جَعَلۡنَٰكُمۡ أُمَّةٗ وَسَطٗا لِّتَكُونُواْ شُهَدَآءَ عَلَى ٱلنَّاسِ وَيَكُونَ ٱلرَّسُولُ عَلَيۡكُمۡ شَهِيدٗا

«Мы сделали вас справедливой (посреднической) общиной, чтобы вы были свидетелями в отношении людей, а Посланник был свидетелем в отношении вас» (2:143).

Учёные должны противостоять провокационным слухам и идеям, которые противоречат Исламу.

5) Учёные должны соблюдать свой договор с Аллахом. Суть этого договора заключается в том, что они должны разъяснять хукмы Аллаха, распространять их, не скрывать от других. Всевышний сказал:

يَوۡمَئِذٖ يَوَدُّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ وَعَصَوُاْ ٱلرَّسُولَ لَوۡ تُسَوَّىٰ بِهِمُ ٱلۡأَرۡضُ وَلَا يَكۡتُمُونَ ٱللَّهَ حَدِيثٗا ٤٢

«В тот день те, которые не уверовали и ослушались Посланника, пожелают, чтобы земля сровнялась с ними. Они не смогут утаить от Аллаха ни одной беседы» (4:42),

فَوَيۡلٞ لِّلَّذِينَ يَكۡتُبُونَ ٱلۡكِتَٰبَ بِأَيۡدِيهِمۡ ثُمَّ يَقُولُونَ هَٰذَا مِنۡ عِندِ ٱللَّهِ لِيَشۡتَرُواْ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلٗاۖ فَوَيۡلٞ لَّهُم مِّمَّا كَتَبَتۡ أَيۡدِيهِمۡ وَوَيۡلٞ لَّهُم مِّمَّا يَكۡسِبُونَ ٧٩

«Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это — от Аллаха», — чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (2:79).

6) Они должны понимать политическую реальность, реальность народов, государств и их политику. Понимать разницу между государствами, с которыми имеется договор, и государствами, которые находятся с нами в состоянии войны. Они должны вести деятельность по разоблачению заговоров и интриг против Уммы, чтобы уничтожить проекты Запада. Они должны укреплять Умму посредством обучения исламским идеям, разъяснения событий, политических анализов, дабы Умма обрела политическую сознательность.

7) Учёные должны вести деятельность для объединения Уммы вокруг проекта Второго Праведного Халифата. Это необходимо делать посредством разъяснения аятов и хадисов, указывающих на Халифат, что позволит создать общественное мнение и рычаг давления на власть имущих, которые идут вразрез с проектом Уммы. В дальнейшем сознательность Уммы позволит быть предохранительным клапаном, чтобы государство не пошло по запретному пути.

На сегодняшний день Умма с её партиями, группами, индивидами испробовала все методы, которые, по её мнению, вели к возрождению. Однако каждый раз это были провальные методы, и они ещё больше погружали Умму в пучину упадка и деградации. Причина этого заключается в том, что все эти методы противоречили методу Ислама. А ведь только метод Ислама ведёт к правильному преобразованию. Они пытались проникнуть во власть демократических режимов, но Запад не позволил им этого, и это делалось несмотря на то, что они следовали нешариатским путём.

Более того, сама Умма отдалилась от политики, уединилась в мечетях, не участвовала в жизненных делах общества. В результате она не достигла успеха. Также Умма опробовала насильственные методы, но не добилась успеха, опробовала заострить своё внимание на соблюдении мандубов, оставив фарды (правление на основе Ислама, установление Халифата), но не смогла достичь успехов в преобразовании своей реальности. Она опробовала деление по этноконфессиональной принадлежности, что стало катастрофой для Уммы, что привело к служению Западу и к дроблению на суннитов и шиитов. Прав был Всевышний Аллах, когда сказал:

قُلۡ هَٰذِهِۦ سَبِيلِيٓ أَدۡعُوٓاْ إِلَى ٱللَّهِۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَا۠ وَمَنِ ٱتَّبَعَنِيۖ وَسُبۡحَٰنَ ٱللَّهِ وَمَآ أَنَا۠ مِنَ ٱلۡمُشۡرِكِينَ ١٠٨

«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (12:108),

وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا وَنَحۡشُرُهُۥ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ أَعۡمَىٰ ١٢٤

«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).

Единственное, что осталось партиям, группам и учёным на сегодняшний день, это вернуться к методу Посланника (с.а.с.) и строго следовать ему, если они хотят достичь успехов в преобразовании плачевного положения.

В своё время Посланник Аллаха (с.а.с.) образовал партию из числа своих сподвижников, т.к. метод преобразования — не индивидуальная деятельность, для этого необходима партия. Партия выступает в качестве сердца и разума для тела. Поэтому Посланник (с.а.с.) просвещал аклию своей партии Исламом, укреплял её нафсию поклонением. Он сформировал из членов партии исламских личностей, которые отличались своей аклией и нафсией, что позволило им донести Ислам до других. Далее Посланник (с.а.с.) обратился за помощью к обладателям силы, чтобы они защитили его сподвижников, его партию от притеснения неверных, чтобы они понесли Ислам другим народам, ведь без обладателей силы это невозможно. Эти две вещи (хизб и обладатели силы) привели к созданию государства, которое правило на основе Ислама. Это государство было политическим образованием, которое претворяло хукмы Ислама внутри себя и несло его призыв за пределы своих границ.

Учитывая то, что Посланник Аллаха (с.а.с.), которого поддерживали с небес, сформировал сплочение, опирался на него, что уж говорить об учёных и факихах, которые стремятся довести и распространить Ислам, пролить свет на факты и раскрыть заговоры, противостоять доктринам неверия, побуждать Умму к джихаду, говорить правду, вести деятельность по возрождению Уммы. Если они будут вести эту деятельность, то правители-агенты, предатели, интриганы развернут против них борьбу. Учитывая это, как им можно не быть в рядах партии, которая окажет им помощь, будет содействовать в распространении идей Ислама. Они обязаны присоединиться к такой партии или создать её в случае отсутствия. Отдаление от партии не приведёт к преобразованию, и тогда будет легче запугать учёных, избавиться от них, несмотря на то, что исламская акъыда, в частности — вопросы ризка (удела), судьбы и предопределения, упования на Аллаха, наполнили их сердца.

Поэтому учёные должны находиться в рядах партии. Это обеспечит непрерывность поступления исламских идей и просвещения не только в Умму, но и в народы остального мира. Неучастие учёных в партийной деятельности ведёт к потере Уммы, уничтожению посевов и потомства, к установлению власти врагов над Уммой, к унаследованию невежества и бедности, утрате религии, изгнанию мусульман, оккупации земель, распространению грехов, к братоубийству между сынами Уммы… А ведь наше положение сегодня таково! Сегодня мы разбрелись в разные стороны, что позволяет Западу пожирать нас по одному.

По вышеупомянутым причинам данные знания должны быть переданы всё новым поколениям учёных, которые с каждым разом будут укреплять Умму, которые буду соблюдать Ислам должным образом. Эти учёные обновят свой договор с Аллахом, пойдут по пути праведных предшественников. Только с такими учёными Умма сможет сохраниться.

Стоит напомнить, что пророки не оставляли после себя в качестве наследства имущества, они оставили после себя знания, которые унаследовали учёные, и так будет до Судного дня. Да, именно знания и учёные выступают гарантами возрождения Уммы, реализации проекта Уммы в лице Второго Праведного Халифата. Именно тогда Умма вернётся к своему былому величию. Именно Халифат гарантирует мир и безопасность в этом мире и Последующем.

О обладатели знаний! Для вас лучше присоединиться к сознательной, искренней, правдивой группе, которая не боится упрёков на правильном пути. Эта группа обладает культурным проектом, в нём разъясняются системы для жизни: экономика, правление, судопроизводство, образование, здравоохранение, жильё и т.д. Всевышний Аллах говорит:

وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ١٠٤

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

Таково требование аята, и отнестись к этому небрежно может лишь заблудший и тот, кто следует за своими страстями. Данный аят завещает наличие группы, которая будет призывать к добру (Исламу), приказывать одобряемое и запрещать предосудительное. Обращение аята пришло в общей форме, оно касается каждого мусульманина, ищущего довольство Всевышнего. И как тут обойтись без учёных, а ведь они — вершина этого дела? Каким образом произойдёт преобразование без них?

Очевидно, что учёные должны быть в первых рядах этой группы, ведь они — наследники пророков, унаследовавшие пророческие знания. Именно учёные унаследовали от Посланника Аллаха (с.а.с.) Ислам, его идеи и хукмы. Поэтому если учёные откажутся присоединяться к правильной группе, то это окажет негативное влияние на упадочное состояние Уммы. Клянусь Аллахом, о наследники пророков, о свидетели Аллаха на земле! Не пора ли вам объединиться вокруг вашего основного дела, проявить ту искренность, которая требуется от вас, принять участие в деятельности по возрождению Уммы, по возвышению дела Уммы, не пора ли стряхнуть с неё пыль унижения и позора? Разве вы не знаете, что ваше бездействие во время несения призыва является основной причиной упадка Уммы?

Именно оставление своей роли учёными является одной из причин упадка Уммы и её страданий. Другими словами, это стало бичом страданий, несчастьем и злорадством врагов. Среди учёных есть те, кто фальсифицировал факты, продал свою религию за блага этого мира, вынес и продолжает выносить фетвы, противоречащие Слову Аллаха. Такие учёные стали лицемерить и льстить правителям, т.к. в их глазах появился страх перед угнетением со стороны правителей, но не перед Аллахом — Господом этих правителей. Сегодня такие учёные постановили, что Америка может войти в Ирак, дозволили иметь с ней отношения, назвав её другом мусульман. Они дозволили риба (ростовщичество), назвав это инвестициями, издали фетвы о запрете актов самоподрывов, назвав это самоубийством. Они дозволили избирать правителей, которые правят законами неверия, дозволили избирать парламент, несмотря на то, что он занимается законотворчеством. Они вынесли подобные фетвы, несмотря на то, что мусульмане должны править лишь на основе хукмов Ислама.

Они также дозволили братоубийство, несмотря на то, что это отвечает интересам Запада, в частности — Америки и Англии. Правители мусульманских стран налаживают отношения с преступником Нетаньяху, и это уже стало открыто; при этом учёные молчат, не проронив и слова. Что же это за напасть? А где слова истины в лицо несправедливого правителя, ведь за это они будут спрошены в Судный день? Где же ваша богобоязненность, страх перед Всевышним? Почему молчат учёные Египта, КСА, Турции, Ирана, Пакистана, Ирака, Туниса, Катара, Сирии, ОАЭ, Йемена, Палестины, Судана, Марокко? Неужели вы полюбили мирскую жизнь больше, чем Последующую? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последующей жизнью ничтожно. Аллах запретил склоняться в сторону этого мира, ведь она мимолётна и скоротечна:

وَلَا تَرۡكَنُوٓاْ إِلَى ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ فَتَمَسَّكُمُ ٱلنَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ ٱللَّهِ مِنۡ أَوۡلِيَآءَ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ ١١٣

«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113).

Где же ваша богобоязненность и страх перед Всевышним? Кого нужно бояться: Аллаха или никчёмных правителей? Неужели вы боитесь притеснений? Почему вы не разъясняете мусульманским народам, что правление должно быть лишь на основе Ислама? Зачем вы смешиваете Ислам с неверием? Зачем вы приукрашиваете законы неверия, как это делали Бану Исраил, когда Аллах запретил животный жир для них, но они растапливали его и продавали? Умма Возрождения — это та Умма, что ценит своих учёных, поддерживает их. Однако это не касается тех, кто продал свою религию и пошёл по стопам Шайтана.

Связь между Уммой и учёными должна быть крепкой. Учёные должны начать говорить истину. А Умма должна соблюдать её и изучать свою религии от учёных, которые оживляют её сердце и разум, освещают путь к довольству Господа. Связь учёных с Уммой подобно связи руки с телом, которая способствует развитию и заботе о теле. В нашей же реальности учёные способствуют возрождению Уммы. Всевышний сказал:

وَمَآ أَرۡسَلۡنَا مِن قَبۡلِكَ إِلَّا رِجَالٗا نُّوحِيٓ إِلَيۡهِمۡۖ فَسۡ‍َٔلُوٓاْ أَهۡلَ ٱلذِّكۡرِ إِن كُنتُمۡ لَا تَعۡلَمُونَ ٤٣

«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).

Праведность учёных влияет на праведность Уммы, правителей и армий. Каждый из них нуждается в учёных, дабы они повели их по правильному пути, научили их хукмам Аллаха, делали им наставления, укрепляли их, исправляли в случае допущения ошибок. Учёные — словно звёзды во мраке, они — те, кто выводит хукмы из Корана и Сунны, что позволяет идти по правильному пути. Ошибка учёных — это катастрофа, которая отбрасывает Умму назад. Ведь Умма либо идёт по правильному пути, либо нет. Учёные — это компас, который указывает куда двигаться. Они либо указывают в сторону заблуждения, либо в сторону истины.

Мы бы хотели напомнить вам позицию Ахмада ибн Ханбаля, которую он занял во времена халифа Абдуллаха аль-Мамуна перед группой мутазилитов, перед заблуждением Уммы относительно вопроса Корана. Более того, он отказался сделать ат-такыю (скрыть истину из-за страха) в этом вопросе, хотя это позволило бы ему избежать притеснений со стороны правителей. Именно о таких учёных идёт речь в данной статье, именно они являются благочестивыми, праведными, искренними, говорящими слова истины, несмотря ни на что. Причина этого заключается в том, что их взоры устремлены в сторону Последующей жизни, их взор наполнен светом имана, он берёт своё начало из исламской акъыды.
Но возникает вопрос: каким образом учёные могут возродить Умму?

Возрождение Уммы возможно лишь через правление на основе законов Аллаха. Однако такое правление возможно лишь с наличием правителя, рядом с которым находятся искренние учёные, контролирующие его, чтобы не произошло отклонения от правильного пути, чтобы Умма не упала в бездну невежества. А если правитель отойдёт от истины, то они должны исправить его. А если какой-либо ненавистник попытается преподнести неисламскую идею как исламскую, то учёные должны пролить свет на эту ложь.

Если же сам учёный отойдёт от правильного пути, то другой учёный должен сделать ему наставление, исправить его. Умма никогда не останется без праведных учёных, таково благо Ислама, ведь каждые 100 лет Аллах будет посылать обновителя религии (муджаддида), который будет защищать Умму от заблуждений. За счёт учёных Умма остаётся праведной, идущей в сторону истины. Без учёных Умма погибнет, ведь если исчезнут учёные, кто укажет ей на правильный путь?

В качестве примера можно привести слова Ахмада ибн Ханбаля, когда его ученики попросили прибегнуть к ат-такые (скрыть истину из-за страха) во времена фитны вокруг Корана, на что он сказал: «Если учёный отвечает ат-такыей, когда же прояснится истина?».

Суть в том, что праведный учёный понимает, в чём заключается опасность, когда не говорят истину, он понимает, что это ведёт к гибели Уммы, отдалению от Ислама, к заблуждению, исчезновению истины, распространению нечестия, утрате правления на основе законов Аллаха. Учёные, которые обладают правильной мыслью, способствуют распространению идей Ислама, главенству правильных понятий, исчезновению заблудших идей и взглядов.

Только с такими учёными Умма сможет идти в сторону правильного преобразования, в сторону правильного возрождения. И тогда в Умме будет главенствовать общественное мнение в пользу Ислама, которое вытекает из общественного сознания. Общественное сознание требует преобразовать как реальность, так и государство со всеми его структурами. Общественное сознание будет оказывать давление на власть, которая не сможет противостоять ему, не говоря уже о наличии сознания у обладателей силы из числа военных и племён. Это сознание подтолкнёт обладателей силы оказать помощь своей религии и Умме. Сира Посланника Аллаха (с.а.с.) указывает нам на то, что Халифат устанавливается, когда есть общественное мнение, вытекающее из правильного сознания о власти Ислама, когда есть поддержка со стороны обладателей силы. Даже после установления Халифата, после претворения Ислама в политике, экономике, судопроизводстве, образовании будет нужда в праведных учёных, в их наставлениях правителям.

О Умма, клянусь Аллахом! Ты должна побудить учёных занять правильную позицию во всех вопросах, побудить их быть из числа тех, кто желает возрождения Уммы, кто желает достичь довольства Всевышнего. Поэтому учёные должны:

1) Устремиться в сторону довольства Аллаха, быть искренними перед Ним, соблюдать свой договор с Ним, ибо за договор их призовут к ответу.

2) Распространять идеи Ислама, просвещать умы исламской акъыдой, исламскими законами, на уроках, лекциях, дискуссиях и форумах. В частности, заострить внимание Уммы на таких проблемах, как ризк (удел), аджаль (наступление смерти), када и кадар (судьба и предопределение). Они должны укрепить в ней дух надежды, быть компасом для неё, сформировать у неё аклию, которая базируется на основе Ислама, а не выгоде.

3) Давать наставление правителям, возвращать их к истине, ограничивать их претворением законов Ислама. Учёные должны устремиться в сторону установления Второго Праведного Халифата, в сторону того, чтобы его конституция основывалась на Коране и Сунне. Учёные должны говорить правду в лицо несправедливым правителям, что станет для них лучшим джихадом. Ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ أَفْضَلَ الْجِهَادِ كَلِمَةُ حَقٍّ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ

«Лучшим джихадом является слово истины, сказанное перед несправедливым правителем» (Ахмад).

4) Раскрывать заговоры и интриги Запада против Уммы.

5) Призвать обладателей силы встать рядом с Уммой, оказать ей помощь. Учёные должны подтолкнуть обладателей силы последовать примеру Саада ибн Муаза, смерть которого заставила трон Всевышнего затрястись. Побудить их отказаться от никчёмных правителей, выплюнуть последних, как косточку фрукта во время еды. Принять участие в деле по установлению Халифата на руинах картонных государств, избрать халифа, который будет править законами Аллаха. Ведь Умма желает возвращения власти Ислама.

6) Воспитывать новые поколения учёных, которые так же станут опорой в распространении знаний Ислама.

7) Присоединиться к группе, которая базируется на принципах Ислама, которая посвятила себя установлению власти Ислама, следуя методу Посланника (с.а.с.). Причина этого заключается в том, что без группы, точнее — партии, невозможно установить власть Ислама, поэтому учёные должны находиться в этой группе.

Мы просим Аллаха, чтобы Он почтил нас установлением Второго Праведного Халифата, который вернёт величие мусульманам. Мы просим Его, чтобы учёные повели Умму к благу. О Аллах, ведь Ты — Всеслышащий, Близкий, Откликающийся на молитвы.

И в конце мы бы хотели воздать хвалу Аллаху — Господу миров.


Абдур-Рахман аль-Амирий — Йемен