Разъяснение того, как должно быть установлено Исламское Государство и обретена власть

Разъяснение того, как должно быть установлено Исламское Государство и обретена власть

Время от времени появляются те, кто заявляет о существовании методов и попыток в установлении Исламского Государства. Если говорить более точно, то они говорят о так называемом «опыте», в частности — об алжирском, афганском опыте установления Шариата, об опыте разного рода исламских движений.

При этом они всячески отказываются называть вещи шариатскими определениями. Мы слышим лишь горстку людей, которые поднимают разговоры о шариатском хукме касательно деятельности по установлению Исламского Государства. Сегодня только Хизб ут-Тахрир поднимает разговор об установлении Второго Праведного Халифата по методу пророчества на основе шариатского метода. Мы хотим предоставить вниманию читателя небольшое, но важное исследование, которое полностью соответствует методу факихов с точки зрения доказательств и выводов на их основе.

Для начала я бы хотел напомнить, что Законодатель не возложил на нас обязательства, не разъяснив, как они должны выполняться. Разъяснение выполнения того или иного обязательства было поручено Посланнику Аллаха (с.а.с.). Всевышний сказал:

وَأَنزَلۡنَآ إِلَيۡكَ ٱ لذِّكۡرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيۡهِمۡ وَلَعَلَّهُمۡ يَتَفَكَّرُونَ

«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (16:44).

Но если не руководствоваться этим аятом, а обратиться к разуму как к источнику, то волей-неволей придёшь к тому, что выполнение того или иного фарда — это погибель. А ведь Всевышний сказал:

فَلۡيَحۡذَرِ ٱلَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنۡ أَمۡرِهِۦٓ أَن تُصِيبَهُمۡ فِتۡنَةٌ أَوۡ يُصِيبَهُمۡ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Пусть остерегаются те, кто противится Его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24:63).

Мы видели участь движений, которые разработали свой метод без обращения к Шариату; они даже не удосужились глубоко поразмыслить над своим методом. В результате эти движения уподобились тому, кто искал кусок пирога, а попал к чёрту на рога.

Нужно знать, что в основе действия ограничены шариатским хукмом, а значит, мусульманин не может совершать то или иное действие, пока не узнает на него решение Шариата. Сегодня, на фоне убийств и изгнаний мусульман, разграбления их богатств, посягательства на святыни Ислама, необходимо взглянуть на причины такого положения. Это позволит найти путь к спасению. А поскольку мы — мусульмане, которые верят в Аллаха как Управителя и в Мухаммада (с.а.с.) как Посланника, нам необходимо тщательно изучить реальность и шариатские тексты, связанные с ней, ведь это позволит преобразовать её в соответствии с требованиями Ислама.

Тот, кто обращает внимание на этот аспект, видит, что мусульмане оказались в унижении и культурной отсталости по причине падения исламской государственности. Последним представителем этого государства была эпоха Османского Халифата. С падением Османского Халифата исчезло главенство Шариата в жизни людей и перестал избираться халиф, который служил щитом для мусульман. В результате этого мы стали схожи с пеной на поверхности воды, стали добычей для других наций. Такое положение вещей как никогда подтвердило слова Всевышнего:

وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا وَنَحۡشُرُهُۥ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ أَعۡمَىٰ

«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).

После того, как в 1924 г. было разрушено Исламское Государство, мы лишились возможности жить в сени Дар уль-Ислям, а на его место была установлена другая форма — Дар уль-Куфр. В результате на наших землях законодательство перешло в руки людей, а господство стало принадлежать странам Запада.

Для понимания этой действительности нужен «тахкык уль-манат» (исследование существующей реальности). После того, как реальность изучена и понята, приводятся шариатские доказательства, связанные с ней, чтобы преобразовать её в соответствии с требованиями Ислама. Это гарантирует то, что реальность находится в рамках Ислама. Аллах обязал нас руководствоваться Его законами. Править законами Ислама является общеизвестным фардом в религии, ведь на это имеется огромное количество доказательств. Вот лишь некоторые из них:

وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَٱعۡلَمۡ أَنَّمَا يُرِيدُ ٱللَّهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعۡضِ ذُنُوبِهِمۡۗ وَإِنَّ كَثِير ٗ ا مِّنَ ٱلنَّاسِ لَفَٰسِقُونَ

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину многие люди являются нечестивцами» (5:49),

وَمَا كَانَ لِمُؤۡمِنٖ وَلَا مُؤۡمِنَةٍ إِذَا قَضَى ٱللَّهُ وَرَسُولُهُۥٓ أَمۡرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ ٱلۡخِيَرَةُ مِنۡ أَمۡرِهِمۡۗ وَمَن يَعۡصِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ فَقَدۡ ضَلَّ ضَلَٰلٗا مُّبِينٗا

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36),

وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡكَٰفِرُونَ

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44),

وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلظَّٰلِمُونَ

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (5:45),

وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (5:47).

И многие другие аяты.

Все эти аяты являются неоспоримыми по своему происхождению и указанию доказательствами (катъыят ус-субут и катъыят уд-диляля). Следовательно, кто будет отвергать их, тот станет неверным, а кто не будет соблюдать их, тот будет в грехе.

Править на основе законов Шариата является одним из фардов кифая (коллективных обязанностей), который возложен на Умму в целом. В случае неисполнения этого фарда грех ложится на всю Умму, а значит, каждый способный и неспособный осуществить этот фард мусульманин понесёт бремя греха. Способный будет в грехе из-за того, что не воплощает фард в жизнь, а слабый будет в грехе из-за того, что не побуждал способного это сделать. Такова картина в вопросе претворения Шариата.

Что касается метода претворения Шариата, то это возлагается на государство. Государство как представитель мусульман в вопросе претворения законов Ислама берёт на себя эту функцию, это позволяет снять грех со всей Уммы. Но при этом на мусульман возлагается обязанность по отчёту своего правителя, поскольку претворение Шариата по-прежнему остаётся обязанностью для Уммы, а значит, за дальнейшее его соблюдение каждый будет спрошен в Судный день. Нужно понимать статус этого фарда, ведь от него зависит претворение остальных фардов. Чем выше статус фарда, тем больше грех за его оставление!

Ранее мы упоминали, что Аллах не возлагал фарда, пока не разъяснял метод его реализации. Поэтому изучение самого разъяснения становится фардом. Хукм разъяснённого (т.е. обязанности) распространяется и на само разъяснение. Например, если речь идёт о фарде, то изучение его разъяснения является фардом; если речь идёт о мандубе, то изучение его разъяснения — мундуб; если речь идёт о мубахе, то изучение его разъяснения — мубах.

Для претворения Шариата в жизнь Посланник Аллаха (с.а.с.) установил Первое Исламское Государство в Медине. Другими словами, он (с.а.с.) на своём примере разъяснил нам метод установления подобного государства. Следовать этому разъяснению является фардом для нас. Более того, если взглянуть на жизнеописание Посланника (с.а.с.), то мы увидим, как он (с.а.с.) неотступно выполнял определённые действия. Такое постоянство говорит лишь об одном, это — приказ Всевышнего Аллаха.

В самом начале своего пути по установлению государства он (с.а.с.) первым делом стал призывать людей к Исламу и формировать сплочение. Призыв к Исламу был как к системе для жизни, просвещение мусульман было концентрированным, исламским просвещением, что позволяло воспитывать исламских личностей.

Далее, когда были ниспосланы слова Всевышнего:

فَٱصۡدَعۡ بِمَا تُؤۡمَرُ وَأَعۡرِضۡ عَنِ ٱلۡمُشۡرِكِينَ

«Провозгласи же то, что тебе велено, и отвернись от многобожников» (15:94), —

произошёл переход от этапа просвещения к этапу снятия завесы с призыва и сплочения. Другими словами, произошёл переход к этапу взаимодействия с обществом. Переход ко второму этапу произошёл через выход сподвижников к Каабе. С этого момента началась идейная, политическая борьба с неверными Мекки. С этого момента начались ниспосылаться аяты, которые критиковали убеждения неверных, которые укрепляли иман и взгляды мусульман, формировали общественное мнение вокруг призыва. Распространившийся призыв способствовал принятию Ислама некоторыми племенами ещё до того, как они повстречались с Посланником (с.а.с.).

Когда мекканское общество застыло перед призывом и перестало на него отвечать, Посланник Аллаха (с.а.с.) обратился за помощью (таляб ун-нусра) к обладателям силы, чтобы те устранили физические препятствия на пути призыва, способствовали распространению Ислама и его претворению над остальным человечеством. Посланник (с.а.с.) продолжал обращаться к обладателям силы, пока Аллах не подготовил для этого племена аль-Аус и аль-Хазрадж. Именно они оказали помощь Посланнику Аллаха (с.а.с.). После чего наступил третий этап: становление государства и ниспослание законов, связанных с государством и делами общества.

Подобного рода путь Посланника (с.а.с.) является таким же фардом, как и закон о самом установлении государства. Шариатским сабабом (причиной), указывающим на обязательность следовать методу Посланника (с.а.с.) в установлении государства является, отсутствие Дар уль-Ислям. Следовательно, когда есть причина, то является ваджибом для каждого мусульманина следовать шариатскому методу. А кто останется в стороне от этого, тот будет из числа грешников.

Одним из явных проявлений метода по установлению государства является обращение за помощью (таляб ун-нусра). Обращение за помощью — это одна из важнейших и ярких деталей метода по установлению Халифата. После того, как Абу Талиб скончался, а мекканское общество застыло перед призывом Посланника (с.а.с.), Аллах приказывает ему (с.а.с.) обратиться за помощью к обладателям силы. Для этого Посланник (с.а.с.) отправляется в г.Таиф к племени Сакиф. Прибыв туда, он (с.а.с.) встретился с главами этого племени, призвал их принять Ислам, оказать помощь Исламу и защитить его от врагов. Однако главы племени Сакиф не только в мерзкой форме отвергли его (с.а.с.) призыв, но и натравили на него (с.а.с.) своих детей, слабоумных и рабов, которые начали оскорблять Посланника (с.а.с.) и закидывать его камнями, да так, что кровь стекала до самых его ног.

После произошедшего Посланник Аллаха (с.а.с.) был сильно опечален, и именно тогда он (с.а.с.) сделал своё известное дуа: «О Аллах, Тебе я жалуюсь на недостаток силы и бесчестье среди людей! О Милосерднейший из милосердных, Ты — Господь слабых и мой Господь, так кому же Ты вверил меня? Далёкому ли, который хмурится при виде меня, или врагу, которому Ты отдал во власть дела мои? Если Ты не гневаешься на меня, то мне не о чем беспокоиться, но если Ты избавишь меня от этого, мне будет легче! Прибегаю к защите света Твоего лика, который разгоняет мрак и приводит в порядок дела мира этого и мира вечного, от того, чтобы постиг меня Твой гнев или настигла Твоя ярость. Ради Тебя я буду отказываться от ненавистного Тебе, чтобы Ты был доволен, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Тебя!».

После этого Посланник Аллаха (с.а.с.), заручившись поддержкой аль-Мутъима ибн Адия, вернулся в Мекку. Несмотря на случившееся в Таифе, он (с.а.с.) продолжил обращаться за помощью к другим обладателям силы. Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари» пишет: «Приводят аль-Хаким, Абу Нуайм, аль-Байхакый от Хасана, а он — от Ибн Аббаса, который сказал: «Мне рассказал Али ибн Абу Талиб: «Когда Аллах повелел Своему Пророку (с.а.с.) рассказать о себе арабским племенам, я и Абу Бакр сопровождали его … Мы подошли к собранию людей …».

Имам Ахмад приводит от Хасана о Второй присяге при Акабе: «Ему рассказал Аббас ибн Убада ибн Надаля:

وَالَّذِي بَعَثَكَ بِالْحَقِّ لَئِنْ شِئْتَ لَنَمِيلَنَّ عَلَى أَهْلِ مِنًى غَدًا بِأَسْيَافِنَا

«Клянусь Аллахом, который послал тебя с истиной, если хочешь, мы завтра непременно нападём на обитателей Мины с мечами!».

На что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَنْ نُؤْمَرَ بِذَلِكَ

«Нам этого не было велено».

Эти две версии хадиса указывают на то, что просьба о помощи является одним из велений Аллаха.

Более того, если то или иное действие Посланника Аллаха (с.а.с.) будет сопровождать ряд других обстоятельств, то они указывают на то, что действие является разъяснением фарда. А значит, это действие будет иметь законодательную силу, следовать которому будет ваджиб. Обращение за помощью имеет множество карин (посылов), однозначно указывающих на её обязательность. Мы видим, как Посланник Аллаха (с.а.с.), несмотря на все страдания и унижения, неуклонно продолжал обращаться за помощью к племенам. Из-за того, что Посланник (с.а.с.) обращался к племенам много раз, это подтолкнуло некоторых из них сказать: «Разве ты не отчаялся ещё в нас?» (Абу Нуайм).

Непоколебимость Посланника (с.а.с.) в обращении за помощью, несмотря на страдания и последствия, говорит лишь об одном: данное действие является ваджибом.

На втором этапе Посланник (с.а.с.) претерпел одни из самых сильных мучений в своей жизни. Приводится от Аиши, что она спросила Посланника (с.а.с.) о самом тяжёлом дне в его жизни, на что он (с.а.с.) сказал:

لقَدْ لَقِيتُ مِن قَوْمِكِ مَا لَقِيتُ وَكَانَ أَشَدَّ مَا لَقِيتُ مِنْهُمْ يَوْمَ الْعَقَبَةِ إِذْ عَرَضْتُ نَفْسِي عَلَى ابْنِ عَبْدِ يَالِيلَ بْنِ عَبْدِ كُلَالٍ فَلَمْ يُجِبْنِي إِلَى مَا أَرَدْتُ فَانْطَلَقْتُ وَأَنَا مَهْمُومٌ عَلَى وَجْهِي فَلَمْ أَسْتَفِقْ إِلَّا وَأَنَا بِقَرْنِ الثَّعَالِبِ

«Я встретил в твоём народе то, что встретил, но самым тяжёлым днём был день при Акабе, когда я рассказал о себе Ибн Абду Ялилю ибн Абду аль-Кулялю, но он не согласился с тем, что я хотел. Я с грустью на лице ушёл и пришёл в себя только возле Карну ас-Саалиб …» (Бухари, Муслим).

В данном хадисе Посланник (с.а.с.) повествует о дне, когда обратился за помощью к главам племени Сакиф в г.Таиф.

Все эти действия являются частью разъяснения Посланником (с.а.с.) одного фарда, а значит, являются таким же фардом, как и сам фард. Стоит отметить, что на обладателей силы ложится обязанность в оказании помощи Исламу, если же они не оказывают её, то на них ложится бремя греха.

Посланник Аллаха (с.а.с.), когда обращался за помощью к племенам, то первое, что он делал, это призывал их к Исламу. Если они отвечали на призыв, то призывал их оказать ему помощь, если они были из числа обладателей силы. Если же они таковыми не были, то он (с.а.с.) ограничивался лишь призывом к Исламу и повелевал им дальше призывать свой народ, а когда Аллах даст ему (с.а.с.) победу, то они должны были присоединиться к нему.

Обращение за помощью бывает двух видов:

1) Защита призывающего, дабы Ислам мог прибывать в атмосфере спокойствия. Подобные обращения за помощью происходили до 10 года пророчества, на это указывает ряд хадисов. Частично дядя Посланника (с.а.с.) Абу Талиб предоставлял помощь своему племяннику. Со смертью Абу Талиба Посланник (с.а.с.) расширил масштабы своего обращения, т.е. оно вышло за пределы Мекки. Нужно понимать, что за помощью обращаются не к индивиду, а к тому, кто имеет влияние в своей местности, регионе, дабы он смог обеспечить защиту несущему призыв. Имам Ахмад достоверным путём приводит хадис от Джабира ибн Абдуллаха:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَعْرِضُ نَفْسَهُ عَلَى النَّاسِ فِي الْمَوْسِمِ فَيَقُولُ أَلَا رَجُلٌ يَحْمِلُنِي إِلَى قَوْمِهِ فَإِنَّ قُرَيْشًا قَدْ مَنَعُونِي أَنْ أُبَلِّغَ كَلَامَ رَبِّي فَأَتَاهُ رَجُلٌ مِنْ هَمْدَانَ فَقَالَ لَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِمَّنْ أَنْتَ فَقَالَ الرَّجُلُ مِنْ هَمْدَانَ قَالَ فَهَلْ عِنْدَ قَوْمِكَ مِنْ مَنَعَةٍ قَالَ نَعَمْ ثَمَّ إِنَّ الرَّجُلَ خَشِيَ أَنْ يَخْفِرَهُ قَوْمُهُ فَأَتَى رَسُولَ اللَّهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ آتِيهِمْ فَأُخْبِرُهُمْ ثُمَّ آتِيكَ مِنْ عَامِ قَابِلٍ قَالَ نَعَمْ فَانْطَلَقَ ثُمَّ جَاءَ وَفْدُ الْأَنْصَارِ فِي رَجَبٍ

«В сезон (хаджа в Мекке,) Посланник Аллаха (с.а.с.) рассказывал о себе людям и говорил: «Найдётся ли человек, который отвезёт меня к своему народу? Поистине, курайшиты мешают мне доносить до людей речь моего Господа». После этого к нему (с.а.с.) подошёл человек из племени Хамдан. Посланник (с.а.с.) спросил: «Кто ты?». На что он сказал: «Я из племени Хамдан». Посланник (с.а.с.) спросил: «Если у твоего народа сила?». На что он сказал: «Да!». Однако человек побоялся, что народ осудит его, поэтому, подойдя к Посланнику (с.а.с.), сказал: «Я пойду к ним и донесу до них (услышанное), а уже на следующий год я снова приду к тебе», — на что Посланник (с.а.с.) сказал: «Хорошо». Человек удалился. В месяц Раджаб прибыла делегация ансаров».

Данное событие произошло в 11 году пророчества. Когда прибыла делегация ансаров и дала Первую присягу при Акабе, тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) просил у них лишь защиту для призыва.

Имам Ахмад достоверным путём приводит хадис от Абу аз-Зубайра, что ему рассказал Джабир ибн Абдуллах, что Посланник Аллаха (с.а.с.) оставался в Мекке 10 лет, посещая людей в местах их проживания на рынках Указ и Маджанна, а также в сезон хаджа в Мине. Обращаясь к людям, он (с.а.с.) говорил:

مَنْ يُؤْوِينِي مَنْ يَنْصُرُنِي حَتَّى أُبَلِّغَ رِسَالَاتِ رَبِّي وَلَهُ الْجَنَّةُ

«Тому, кто даст мне убежище и поддержит меня, дабы я довёл Послание моего Господа, будет дарован Рай».

Но он не находил никого, кто бы помог ему и предоставил убежище.

Два этих хадиса ясно указывают на то, что Посланник Аллаха (с.а.с.) обращался за помощью с целью найти защиту для несения Ислама в мирной обстановке. В адрес предоставляющего защиту не ставятся какие-либо условия в отличие от второго вида предоставления помощи. В первом случае достаточно лишь безвозмездного предоставления защиты несущему призыв.

2) Для установления Исламского Государства второй вид обращения за помощью имеет ряд условий: предоставляющие помощь должны обладать возможностью установления государства; они должны передать власть в руки того, кто обратился за помощью; должны уверовать в призыв; не должны просить взамен что-либо, ведь оказание помощи происходит их религии, а не какому-либо индивиду или движению.

Этот вид обращения за помощью практиковал Посланник Аллаха (с.а.с.) на 10 году своего пророчества. На это указывают хадисы, которых настолько много, что они не нуждаются в дополнительных проверках своего иснада. Первыми, у кого Посланник (с.а.с.) попросил помощи, было племя Сакиф в г.Таиф, далее он (с.а.с.) так же целенаправленно просил помощи у племён Кинда, Фазара, Надр ибн Хавазин, Кальб и других. Что касается племени Кинд, то оно поставило Посланнику (с.а.с.) условие, чтобы власть после его смерти перешла в их руки. На что Посланник (с.а.с.) сказал:

إِنَّ الْمُلْكَ لِلَّهِ يَجْعَلُهُ حَيْثُ يَشَاءُ

«Власть принадлежит Аллаху, и Он даёт её, кому пожелает!».

Тогда главы племени сказали: «Тогда нам нет нужды в том, с чем ты пришёл!».

Это указывает на то, что ответ на оказание помощи религии Аллаха для установления государства не может сопровождаться условиями. Если бы предоставляющая сторона могла ставить условия, то Посланник (с.а.с.) согласился бы на них, ведь на тот момент он очень нуждался в помощи. Отвержение каких-либо условий наряду с нуждой говорит лишь о запретности принимать какие-либо условия.

Важной деталью является то, чтобы помощь просилась у обладателей силы. Доказательством тому служит племя Бакр ибн Ваиль, у которых Посланник (с.а.с.) спросил:

كَيْفَ الْعَدَدُ فِيكُمْ

«Какова ваша численность?».

На что они ответили:

كَثِيرٌ مِثْلُ الثَّرَى

«Много как земли».

فَكَيْفَ الْمَنَعَةُ

«Насколько хороша защита?».

Они сказали:

لَا مَنَعَةَ جَاوَرْنَا فَارِسَ فَنَحْنُ لَا نَمْتَنِعُ مِنْهُمْ وَلَا نُجِيرُ عَلَيْهِمْ

«Её нет! Мы живём рядом с персами и поэтому не можем ни защититься от них, ни защитить других».

На что Посланник (с.а.с.) сказал:

فَتَجْعَلُونَ لِلَّهِ عَلَيْكُمْ إِنْ هُوَ أَبْقَاكُمْ حَتَّى تَنْزِلُوا مَنَازِلَهُمْ وَتَسْتَنْكِحُوا نِسَاءَهُمْ وَتَسْتَعْبِدُوا أَبْنَاءَهُمْ أَنْ تُسَبِّحُوا اللَّهَ ثَلَاثًا وَثَلَاثِينَ، وَتَحْمَدُوهُ ثَلَاثًا وَثَلَاثِينَ وَتُكَبِّرُوهُ ثَلَاثًا وَثَلَاثِينَ

«Так возьмите Аллаха себе над ними, и если Он вас сохранит, то вы застанете время, когда будете жить в их домах, жениться на их женщинах, а их дети будут вашими рабами. Произносите 33 раза «Субханаллах», 33 раза «Альхамдулиллях», 33 раза «Аллаху акбар»». Они спросили:

وَمَنْ أَنْتَ

«Кто ты?».

На что он (с.а.с.) ответил:

أَنَا رَسُولُ اللَّهِ

«Я — Посланник Аллаха!».

Затем, когда мимо них проходил Абу Ляхаб, они спросили его:

هَلْ تَعْرِفُ هَذَا الرَّجُلَ

«Знаешь ли ты этого человека?».

Он сказал:

نَعَمْ

«Да!».

Тогда они рассказали ему о том, к чему он (с.а.с.) их призывал, утверждая, что является Посланником Аллаха. На что Абу Ляхаб им сказал:

لَا تَرْفَعُوا بِقَوْلِهِ رَأْسًا فَإِنَّهُ مَجْنُونٌ يَهْذِي مِنْ أمِّ رَأْسِهِ

«Даже не поднимайте свои головы, чтобы слушать его, потому что он сумасшедший и не думает, что говорит».

Услышав это, они сказали:

قَدْ رَأَيْنَا ذَلِكَ حِينَ ذَكَرَ مِنْ أَمْرِ فَارِسَ مَا ذَكَرَ

«И мы так же подумали, когда он сказал нам о персах».

Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) узнал, что они не обладают возможностью защищаться, он не стал просить их о предоставлении помощи, а лишь ограничился ознакомлением их с Исламом и сообщил им о возможности присоединиться к нему в будущем, когда Аллах дарует ему (с.а.с.) победу. Одним из условий просьбы о помощи является передача всех полномочий в руки просящего, т.е. тот, кто предоставляет помощь, должен предоставить её без всяких условий и ограничений. Запрещается ищущему помощь соглашаться на какие-либо условия или ограничения. Абу Нуайм приводит от Ибн Аббаса, а он — от Али ибн Абу Талиба: «Когда Аллах повелел Своему Пророку (с.а.с.) рассказать о себе арабским племенам, я и Абу Бакр сопровождали его …».

В этой версии хадиса повествуется о том, что происходило между Абу Бакром и Посланником (с.а.с.), с одной стороны, и племенем Шайбан — с другой. Здесь упоминается, что Мусанна ибн Хариса сказал:

قَدْ سَمِعْتُ مَقَالَتَكَ وَاسْتَحْسَنْتُ قَوْلَكَ يَا أَخَا قُرَيْشٍ وَأَعْجَبَنِي مَا تَكَلَّمْتَ بِهِ وَالْجَوَابُ هُوَ جَوَابُ هَانِئِ بْنِ قَبِيصَةَ إِنَّمَا نَزَلْنَا بَيْنَ صِيرَيْنِ أَحَدُهُمَا الْيَمَامَةُ وَالْأُخْرَى السَّمَاوَةُ

«Я послушал твою речь, о брат курайшитов. Мой ответ такой же, как ответ Хани: это касательно оставления нами своей религии и следования за твоей. Однако мы живём между двух земель, одна из них — аль-Ямама, другая — ас-Самава».

Посланник спросил:

مَا هَذَانِ الصُّرَيَّانِ؟

«Что это за две земли?».

Мусанна ответил:

أَمَّا أَحَدُهُمَا فَطُفُوفِ الْبَرِّ وَأَرْضُ الْعَرَبِ وَأَمَّا الْآخَرُ فَأَرْضُ فَارِسَ وَأَنْهَارُ كِسْرَى وَإِنَّمَا نَزَلْنَا عَلَى عَهْدٍ أَخَذَهُ عَلَيْنَا كِسْرَى أَنْ لَا نُحْدِثَ حَدَثًا وَلَا نُؤْوِيَ مُحْدِثًا وَلَعَلَّ هَذَا الْأَمْرَ الَّذِي تَدْعُو إِلَيْهِ تَكْرَهُهُ الْمُلُوكُ فَأَمَّا مَا كَانَ مِمَّا يَلِي بِلَادَ الْعَرَبِ فَذَنْبٌ صَاحِبُهُ مَغْفُورٌ وَعُذْرُهُ مَقْبُولٌ وَأَمَّا مَا كَانَ مِمَّا يَلِي بِلَادَ فَارِسَ فَذَنْبٌ صَاحِبُهُ غَيْرُ مَغْفُورٍ وَعُذْرُهُ غَيْرُ مَقْبُولٍ فَإِنْ أَرَدْتَ أَنْ نَنْصُرَكَ مِمَّا يَلِي الْعَرَبَ فَعَلْنَا

«Первая — это холмы и земли арабов, а вторая — это земли персов и реки Хосроя. Мы поселились там по договору с Хосроем, в котором сказано, что мы не должны быть зачинщиками событий и не давать прибежища зачинщикам. Я считаю, что дело, к которому ты призываешь, о брат курайшитов, ненавистно царям. Что касается земель арабов, то они обычно прощают ошибки и принимают оправдания, но персы ошибок не прощают и не принимают оправданий. Если ты хочешь, чтобы мы поддержали тебя в землях арабов, то мы сделаем это».

Посланник Аллаха сказал (с.а.с.):

مَا أَسَأْتُمْ فِي الرَّدِّ إِذْ أَفْصَحْتُمْ بِالصِّدْقِ وَإِنَّ دِينَ اللَّهِ لَنْ يَنْصُرَهُ إِلَّا مَنْ حَاطَهُ مِنْ جَمِيعِ جَوَانِبِهِ

«Ваш ответ не был плохим, если вы говорили правду! Но оказать помощь религии Аллаха сможет лишь тот, кто будет защищать её со всех сторон».

После чего я встал, взяв за руку Абу Бакра, и мы все вместе направились к аль-Аус и аль-Хазрадж. От них (аль-Аус и аль-Хазрадж) мы ушли только после того, как они присягнули Посланнику Аллаха (с.а.с.)».

Таким был путь Посланника (с.а.с.) в поисках помощи (таляб ун-нусра), пока Аллах не подготовил для него ансаров в лице племён аль-Аус и аль-Хазрадж. В самом начале Ислам приняла лишь группа из их числа; вернувшись к своим племенам, они призвали их к Исламу, много кто из них ответил на призыв. Затем они пришли к Посланнику (с.а.с.) и дали ему Первую присягу при Акабе. После этой присяги Посланник (с.а.с.) отправил с ними в Медину Мусаба ибн Умайра, где тот смог сформировать общественное мнение в пользу Ислама, что подтолкнуло глав двух племён — аль-Аус и аль-Хазрадж — принять Ислам. Далее они прибыли к Посланнику (с.а.с.), согласились оказать ему помощь и присягнуть на установление Исламского Государства в Медине. Аль-Хаким приводит от тех, кто присутствовал во время Второй присяги при Акабе, следующее:

«О Посланник Аллаха! На что мы тебе присягаем?». Он (с.а.с.) сказал:

تُبَايِعُونِي عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي النَّشَاطِ وَالْكَسَلِ وَعَلَى النَّفَقَةِ فِي الْعُسْرِ وَالْيُسْرِ وَعَلَى الْأَممْرِ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّهْيِ عَنِ الْمُنْكَرِ وَعَلَى أَنْ تَقُولُوا فِي اللَّهِ  لَا تَأْخُذُكُمْ فِيهِ لَوْمَةُ لَائِمٍ وَعَلَى أَنْ تَنْصُرُونِي إِذَا قَدِمْتُ يَثْرِبَ فَتَمْنَعُونِي مِمَّا تَمْنَعُونَ مِنْهُ أَنْفُسَكُمْ وَأَزْوَاجَكُمْ وَأَبْنَاءَكُمْ وَلَكُمُ الْجَنَّةُ

«Вы присягаете повиноваться мне, не быть себялюбивыми, расходовать из своих средств как в лёгкости, так и в трудности, что будете приказывать одобряемое и запрещать предосудительное и будете говорить ради Аллаха истину, не опасаясь упрёков людей, будете оказывать мне помощь, если я приду к вам в Ясриб, и будете защищать меня от того, от чего защищаете себя, своих жён и детей. За всё это вам будет Рай».

Мы встали, чтобы присягнуть ему, и тогда Асъад ибн Зурара, который был самым младшим из семидесяти присутствующих, взял его (с.а.с.) за руку, после чего сказал: «Погодите, жители Ясриба! Мы гнали наших верховых животных, зная, что он — Посланник Аллаха и что его отъезд сегодня отсюда будет означать разрыв со всеми арабами, и гибель лучших из вас, и то, что будут вас рубить мечами. Если вы готовы стерпеть всё перечисленное, то примите его у себя, а ваша награда — у Аллаха. Но если вы боитесь за себя, то оставьте его, это будет более достойным перед Аллахом». На что они ему сказали: «Асъад, убери от нас свою руку. Клянёмся Аллахом, что мы не нарушим эту присягу и не станем добиваться её расторжения». Затем мы стали подходить к нему один за другим, и он брал с нас присягу на условиях Аббаса, взамен обещая нам Рай».

Данная клятвы была дана теми, кто имел власть в Медине, кто имел возможность установить государство. Также они не ставили каких-либо условий, как это делали другие племена, они согласились со всеми условиями, выдвинутыми со стороны Посланника (с.а.с.). Ведь они понимали, что оказывают помощь своей религии, они понимали, что Рай заслуживает большей отдачи, нежели эта жизнь. Поэтому они предпочли Рай, а не эту временную жизнь. В результате Аллах наградил их в этой жизни величием, а в Последующей — успехом. Аллах остался доволен ими вплоть до Судного дня:

وَٱلسَّٰبِقُونَ ٱلۡأَوَّلُونَ مِنَ ٱلۡمُهَٰجِرِينَ وَٱلۡأَنصَارِ وَٱلَّذِينَ ٱتَّبَعُوهُم بِإِحۡسَٰنٖ رَّضِيَ ٱللَّهُ عَنۡهُمۡ وَرَضُواْ عَنۡهُ وَأَعَدَّ لَهُمۡ جَنَّٰتٖ تَجۡرِي تَحۡتَهَا ٱلۡأَنۡهَٰرُ خَٰلِدِينَ فِيهَآ أَبَدٗاۚ ذَٰلِكَ ٱلۡفَوۡزُ ٱلۡعَظِيمُ

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они так же довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспевание» (9:100).

Также Посланник (с.а.с.) описал их следующим образом:

اَلْأَنْصَارُ لَا يُحِبُّهُمْ إِلَّا مُؤْمِنٌ وَلَا يُبْغِضُهُمْ إِلَّا مُنَافِقٌ فَمَنْ أَحَبَّهُمْ أَحَبَّهُ اللهُ وَمَنْ أَبْغَضَهُمْ أَبْغَضَهُ اللهُ

«Только верующий любит ансаров, и только лицемер ненавидит их. Аллах любит того, кто любит их, и Аллах ненавидит того, кто ненавидит их» (Бухари, Муслим),

لَوْ سَلَكَ النَّاسُ وَادِيًا وَشِعْبًا وَسَلَكْتُمْ وَادِيًا وَشِعْباً لَسَلَكْتُ وَادِيَكُمْ وَشِعْبَكُمْ أَنْتُمْ شِعَارٌ وَالنَّاسُ دِثَارٌ وَلَوْلَا الْهِجْرَةُ كُنْتُ امْرَأً مِنَ الأَنْصَارِ ثُمَّ رَفَعَ يَدَيْهِ حَتَّى أَنِّي لَأَرَى بَيَاضَ إِبْطَيْهِ مَا تَحْتَ مَنْكِبَيْهِ فَقَالَ اللَّهُمَ اغْفِرْ لِلْأَنْصَارِ وَلِأَبْنَاءِ الْأَنْصَارِ وَلِأَبْنَاءِ أَبْنَاءِ الْأَنْصَارِ

«Если бы люди пошли по одной долине или ущелью, а вы по другой, то я пошёл бы долиной или ущельем, по которым пошли вы. Вы — «нательная одежда (прилегающая к телу)», а все остальные люди — «верхняя одежда». Если бы не Хиджра, то я непременно был бы одним из ансаров».

Затем он (с.а.с.) поднял свои руки так, что я увидел белизну его подмышек, и произнёс:

«О Аллах! Прости ансаров, детей ансров, внуков ансаров» (Ибн Абу Шайба).

Стоит напомнить, что именно ансары сказали Посланнику (с.а.с.) то, что успокоило его сердце навсегда:

إِنَّا لَا نَقُولُ لَكَ كَمَا قَالَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ لِمُوسَى فَاذْهَبْ أَنْتَ وَرَبُّكَ فَقَاتِلاَ إِنَّا هَا هُنَا قَاعِدُونَ وَلَكِنِ امْضِ وَنَحْنُ مَعَكَ

«Клянусь Аллахом, мы не скажем тебе то, что сказали Бану Исраил Мусе: «Отправляйся ты со своим Господом, и воюйте вдвоём! А мы будем сидеть здесь» (5:24). Ты иди (воюй), а мы будем вместе с тобой» (Бухари).

Поразмышляйте над этими словами и их позицией! Разве это слова тех, кто желает ухватиться за блага этого мира?

О сыны Уммы, о братья по вере, о обладатели силы! Мы — ваши братья из Хизб ут-Тахрир — неустанно и неотступно идём по пути Посланника (с.а.с.). Мы сформировали политическое сплочение, подготовили мужей и сформировали в Умме общественное мнение в пользу Ислама. В результате сегодня Умма призывает вас принять только господство Шариата, а мы обращаемся к вам с призывом оказать помощь вашей религии. Мы обращаемся к вашему иману: вспомните вашего Господа, вашу Умму, которая сегодня лишена защиты от врагов. Ваши страны изнемогают от колонизатора. Вспомните былое ваше величие, статус, почёт, от которых сегодня не осталось и следа после уничтожения Халифата. Окажите помощь Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.), вашей религии, вашей Умме, ответьте Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.), когда они призывают вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах — с вами, ведь Он — наилучший Покровитель, Он не сделает ваши праведные дела тщетными.

Давайте все вместе возьмёмся за руки и одним фронтом примемся за деятельность по возвращению Второго Праведного Халифата, который поднимет знамя Ислама, разрушит бастион неверия и тирании. Так устремитесь к выполнению вашего фарда и обещанию вашего Господа, чтобы преуспеть в обоих мирах:

يَٰٓأَيُّهَا ٱ لَّذِينَ ءَامَنُواْ كُونُوٓاْ أَنصَارَ ٱ للَّهِ

«О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха» (61:14).


Иззуддин Абу аль-Башир — Эр-Растан