Справедливость Ислама в распределении богатств (5)

Практические шариатские законы, касающиеся распределения богатств – 1

В прошлых статьях мы, в общих чертах, говорили о шариатских законах, которые прямым и непосредственным образом функционируют в вопросе распределения богатств и в деле их рассредоточения среди людей. В этой статье мы поговорим, по воле Аллаха, об этих чистых божественных законах с большим разъяснением и объяснением, и во-первых следует упомянуть законы, которые позволяют и помогают человеку извлекать пользу из богатств, которыми Аллах всеохватывающим образом одарил своих рабов – каждого члена общества.

Всевышний Аллах сотворил людей рабами для Себя и уровнял их со стороны их человеческой природы. Он сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ  ٢١

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, быть может, вы устрашитесь» (2:21).

И сказал:


قُلْ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعًا

«Скажи: «О люди! Я Посланник Аллаха ко всем вам»» (7:158).

Всевышний сотворил богатство на земле, достаточное для всех людей (и даже больше этого во много раз). Аллах открыл возможности извлечения пользы от этого богатства для всех людей, обеспечивая, таким образом, стабильность и достаток в удовлетворении всех нужд человека. Всё это сделано для того, чтобы человек действительно постиг смысл поклонения, ради которого он был создан. Всевышний сказал:

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأرْضَ وَأَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقًا لَكُمْ وَسَخَّرَ لَكُمُ الْفُلْكَ لِتَجْرِيَ فِي الْبَحْرِ بِأَمْرِهِ وَسَخَّرَ لَكُمُ الأنْهَارَ ٣٢ وَسَخَّرَ لَكُمُ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ دَائِبَيْنِ وَسَخَّرَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ (٣٣)وَآتَاكُمْ مِنْ كُلِّ مَا سَأَلْتُمُوهُ وَإِنْ تَعُدُّوا نِعْمَةَ اللَّهِ لا تُحْصُوهَا إِنَّ الإنْسَانَ لَظَلُومٌ كَفَّارٌ ٣٤

«Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день. Он даровал вам всё, о чём вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» (14:32–34).

И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Древняя земля принадлежит Аллаху и Его Посланнику, а уже затем – вам». Один человек спросил: «Что это значит?». Он ﷺ ответил: «Распределяйте её среди людей», – книга «Аль-Амваль» аль-Къасима ибн Саляма. (В хадисе «Древняя земля» – та, на которой прежде были жители, возделывавшие и обрабатывавшие её).

Отсюда следует вывод, что никому из граждан государства не позволено захватывать богатства, запрещая пользоваться ими другим людям. Как и не позволено государству захватывать богатства для себя, препятствуя людям в деле обладания ими и извлечения пользы из них, как это происходит в странах с капиталистической или коммунистической системой.

Профессор Абдурахман аль-Малики в своей книге «Превосходная экономическая политика» сказал: «…Ислам предоставляет возможность каждому гражданину государства удовлетворить все свои основные потребности (еда, одежда и жильё) и предоставляет каждому человеку право на обладание четырьмя источниками экономического благополучия (сельское хозяйство, промышленность, торговля и ремесло) настолько, насколько это будет в его силах. А также Ислам предоставил ему право работать для приобретения этих источников достатка столько, сколько ему нужно для удовлетворения этих основных потребностей. Ислам также предоставляет возможность человеку удовлетворять и второстепенные (дополнительные) потребности. А потому дозволенность обладания собственностью и дозволенность работы с её использованием является основой и фундаментом…».

Посланник Аллаха ﷺ распределял богатства из числа трофеев среди всех мусульман без привилегий и исключений для кого-либо, кроме как по шариатской причине. Так же и праведные халифы распределяли открытые земли среди мусульман, дабы они возделывали их и извлекали из них пользу. Государство не овладевало этими землями, чтобы стать монополистом. Передаёт Ибн аль-Кайим в книге «Зад аль-Маад» о трофеях Таифа: «…затем Зайд ибн Сабит поручил пересчитать трофеи и людей, а после распределил трофеи среди людей так, что доля каждого мужчины составляла четыре верблюда и сорок овец. А если мужчина был всадником, то брал двенадцать верблюдов и сто двадцать овец…».

Так же и Умар (р.а.) распределял имущество среди мусульман без предвзятости или предпочтения одного над другим ни по нации, ни по цвету кожи, ни по роду или положению, кроме как по шариатской причине. Историк аль-Балазури упомянул об этом в книге «Футух аль-бульдан» («Завоевание стран»), сказав: «Когда Умар (р.а.) начал регистрировать людей, он сказал: «С кого начнём?». Абдуррахман ибн Ауф ответил ему: «Начни с себя». Он сказал: «Нет, мы начнём с Бану Хашим и Бану Муталлиб», – и выделил (средства из Байт уль-Маль) Аббасу, затем Али (р.а.), а затем продолжил с ближайших родственников Посланника Аллаха ﷺ, затем – жён Пророка ﷺ, доля которых была наиболее высокой. Затем он записал участников сражения при Бадре, а затем – тех, кто последовал за ними. Когда же он определил жалованье Усаме ибн Зайду больше, чем жалованье своего сына Абдуллаха ибн Умара, то Абдуллах сказал: «Усама ничуть не лучше меня». Умар ответил ему: «Однако Усама был любимее для Посланника Аллаха, чем ты». И определил каждому новорождённому 100 дирхамов, а когда тот подрастал – ещё 200 дирхамов, а когда тот становился крепким и сильным, то увеличивал его жалованье. И добавил: «Клянусь Аллахом, если я останусь (в живых), то непременно, даже если ко мне придёт пастух с гор Саны, я выделю ему его долю»».

Всё это дело – т.е. предоставление людям возможности владеть имуществом без монополии или препятствий (и в то же время – помощь им в его использовании) позволяет богатствам быть рассредоточенными в руках членов общества так, что каждый из людей имеет свою долю в нём. На самом деле все другие человеческие системы (и в особенности – капиталистическая система) не позволяют достичь этой отличительной и чистой справедливости. Скорее наоборот, они вызывают рост монополий и накопления денег в руках ограниченного круга богатых людей, лишая остальных членов общества этих божественных благ. Британская газета «Independent» опубликовала 20.01.2014 отчёт международного объединения «Оксфам» («Oxfam» – крупнейшее международное благотворительное общество по решению проблем бедности), в котором содержалось предупреждение о скоплении богатства в руках горстки богатых людей при одновременном распространении бедности в мире. По данным этого отчёта, «1% мирового населения имеет почти половину всего богатства – $110 трлн. (т.е. 110 000 млрд. долларов!!!), что составляет 65% того, чем владеет «бедная половина» жителей мира, население которого составляет 7 млрд. человек на данный момент». Для большего разъяснения отчёт отметил, что ограниченный круг лиц (не более 85 человек) является группой самых богатых среди людей в мире. То есть люди, которые могут быть собраны в одном автобусе, владеют $1,7 трлн., что эквивалентно половине богатства бедной части населения мира, число которых равно 3,5 миллиарда человек. В докладе указывается, что эти богачи принялись за развитие (т.е. увеличение) своих богатств в 24 странах мира на протяжении последних тридцати лет.

Во-вторых: в Исламе имеется детализированное определение ресурсов, которыми могут обладать люди в обществе, с разъяснением их видов, а также разъяснение других видов богатств, обладание которыми запрещено.

Ислам пришёл с подробными положениями (законами) во всех имущественных делах, как мы уже упоминали об этом. Из них – законы закята, трофеев, земельные законы, а также Ислам и принёс другие краткие законы, под которые подпадает множество других отдельных положений, к которым применяется шариатское описание, как это приводится в словах Посланника Аллаха ﷺ: «Люди являются партнёрами в трёх (вещах): в воде, пастбищах и огне», – передал Ахмад. Этот закон включает множество положений, связанных с пастбищами, водами и различными источниками энергии. Шейх Абдулькадим Заллюм в книге «Имущество Исламского Государства» говорит: «Вопрос не ограничивается этими тремя упомянутыми в хадисе объектами, однако он вбирает в себя всё, что подпадает под описание общественной собственности. Признаком общественной собственности выступает то, что та или иная вещь (объект) связаны с общественными нуждами, т.е. общество не может обойтись без них в своей повседневной жизни, а если эта вещь (объект) будет утрачена, то общество разбредётся в её поисках».

Это определение не означает расширение собственности, отходящей под определение общественной с целью предотвращения и блокирования путей её приобретения перед человеком, как это понимают некоторые. Напротив, это означает, что Ислам открывает для человека пространство для извлечения пользы от этих богатств и в то же время препятствует другим в вопросе монополизации и ограбления этих богатств из рук народа.

Ислам определил, что «земля и всё, что находится на ней из раздела пастбищ, морей, рек, атмосферы, газов и тепловой энергии» доступны на благо всех людей, и всё это не может принадлежать отдельному лицу или группе лиц, как это дело обстоит у капиталистов, или государству, как это происходило у коммунистов. Всевышний сказал:

هُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الأرْضَ ذَلُولا فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِنْ رِزْقِهِ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ ١٥

«Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (67:15).

И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Древняя земля принадлежит Аллаху и Его Посланнику, а уже затем – вам». И сказал: «Люди являются партнёрами в трёх (вещах): в воде, пастбищах и огне». А когда человек знает, что Аллах сотворил землю, дабы он извлекал из неё пользу, и установил законы для регулирования (организации) этой пользы, то он стремится к этому, использует землю и что на ней и извлекает пользу из своего приобретения. И в то же время, когда человек знает, что пастырь над Уммой (т.е. правитель) запрещает любому человеку монополизировать землю, и знает, что любой индивид может владеть даже заводом, то он стремится к этому и приобретает все виды заводов, владение которыми дозволено ему Шариатом, и требует своего права, предоставленного ему Аллахом.

Это разграничение (того, чем дозволено владеть, а чем – не дозволено) имеет множество положительных аспектов в вопросе распределения богатств. Среди них:

1 – запрет монополизации общественных богатств со стороны определённых лиц; и более того, эти богатства распределяются среди большего количества людей…

2 – перед людьми открываются возможности обладания тем, что дозволил для них Аллах из богатств, земель, заводов и много другого из видов заработка и деятельности…

3 – полная детализация всех видов богатств, которыми дозволено владеть или извлекать из них пользу (без исключений какого-либо богатства). В то же время Законодатель разъяснил все виды богатств, любое индивидуальное обладание или приобретение пользы от которых не дозволено. Все эти разъяснения позволили каждому мусульманину стучаться в любые двери дозволенного без колебаний и без страха.

В-третьих: государственная помощь и поощрение членов общества к использованию богатств, будь то посредством выделения земельного участка для обрабатывания или иного его применения, или же путём направления предпринимателя в деле поиска и разработки производства, а также путём предоставления ему средств, если имеется такая возможность.

Государство проявляет заботу о членах общества и делает всё, чтобы, в первую очередь, повысить уровень экономического благосостояния каждого, кто в этом нуждается, а уже потом – уровень всего общества. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам – пастырь и отвечает за свою паству, и мужчина – пастырь своей семьи и ответственен за свою паству, и женщина – пастырь в доме своего мужа и отвечает за свою паству, и слуга – пастырь над имуществом хозяина и несёт ответственность за свою паству». И мне кажется, что он ﷺ сказал: «И человек – пастырь над имуществом своего отца, и несёт ответственность за свою паству. А потому каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству», передал Бухари.

Таким образом, эта ответственность (забота) – общая и абсолютная в любом доступном для государства деле из тех дел, что Аллах возложил на него (государство) или рекомендовал к претворению в соответствии с возможностями и способностями в вопросе имущества или в другом деле своей паствы.

Это происходит потому, что средств у государства много, и, в основном (если они предоставлены и использованы по праву), они превосходят потребности паствы (общества) в целом и в частности. В таком случае государство принимается за выдачу даров и премий людям, предоставляя их нуждающемуся и тому, кто желает завести своё дело, но не находит на это денег. Государство оказывает помощь такому человеку и направляет его к этому.

Как-то Посланник Аллаха ﷺ, который был заботливым учителем и воспитателем в вопросах Ислама для мусульман, приказал способному к работе мужчине (у которого была хорошая веревка) продать что-нибудь из своего имущества, чтобы купить тесло (плотницкий инструмент, напоминающий топор). Он ﷺ направил его к работе и пути приобретения средств. Вывел Абу Дауд в книге «Сунан», что «один человек из ансаров пришёл к Пророку ﷺ просить (денег). Тогда Посланник Аллаха ﷺ ответил ему: «Разве нет у тебя дома чего-нибудь, чтобы продать?». Он сказал: «Есть: подстилка, частью которой мы укрываемся, а на другой её части спим, и чаша, из которой мы пьём воду». Посланник ﷺ сказал: «Принеси их». Мужчина принёс их, а Посланник Аллаха ﷺ взял их в руки и сказал: «Кто купит это?». Один (из присутствующих) сказал: «Я возьму их за дирхам». Посланник ﷺ спросил: «А кто добавит вдвое или втрое?». Тогда другой мужчина сказал: «Я беру их за два дирхама». Посланник ﷺ продал эти вещи ему, а дирхамы отдал ансару, сказав: «Купи на один еду для семьи, а на второй тесло, и возвращайся ко мне». Когда он вернулся, Посланник Аллаха ﷺ подтянул его за руку палкой, а затем сказал: «Ступай, руби дрова и продавай. И чтобы я не видел тебя пятнадцать дней». Мужчина ушёл собирать дрова и продавать. Когда же он вернулся, у него уже было десять дирхамов; на часть из них он купил одежду, а на другую – еду. И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Это лучше для тебя, чем придёт твоя просьба в Судный день пятном на твоём лице. Просьба (о милостыни) не дозволена, кроме как для трёх: для того, кого постигла крайняя нищета, у кого огромный долг, или болезненная кровь (т.е. на человеке лежит выплата дии – выкупа за убийство человека, которую он стремится отдать; а пока он не выплатит её, она как бы причиняет боль потерпевшим утрату)»». Из этого хадиса понимается, что если бы у этого человека не было ничего, чтобы продать, то Посланник Аллаха ﷺ дал бы ему из средств закята или государственной казны (Байт уль-Маль), если бы была такая возможность. Это было сделано для того, чтобы он сам работал и зарабатывал себе на жизнь. Заработок – это одна из основных потребностей в жизни, а государство, в основе, должно давать людям средства, дабы покрыть эту сторону их потребностей, или давать так, чтобы это им помогало покрыть эти нужды: потребность каждого в работе, в заработке, в средствах (инструменте) для работы.

Государство предоставляет людям деньги, будь то из средств закята, если человек имеет на него право, или из денег, предназначенных на дотации для создания продуктивных проектов, и предоставляет экспертов для консультаций и рекомендаций этим людям в соответствии с возможностями и экономическим потенциалом государства.

Хамд Табиб
Иерусалим